166. У кого просвещены и всегда отверсты умные очи, те в точности знают, что не собственною своею крепостию, но непобедимою силою Божиею избавляются они от соблазнов лукавого. Свобода, возможная человеку, состоит только в решимости или нерешимости противостоять диаволу; при возможности же такой противиться не имеет он совершенной власти над страстями. Если б человеческая природа и без всеоружия Духа Святого могла противостать козням диавольским, то Господь не заповедал бы говорить в молитве: не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Итак, кто хочет избавиться от разжженных стрел лукавого, сподобиться бесстрастия и стать причастником Божественной Славы, тот с ненасытным расположением, всем сердцем и всею силою да взыскивает всегда помощи свыше, чтоб с ее пособием побеждать страсти, и чрез такое неопустительное побеждание достигнуть в область чистоты, еяже кроме никтоже узрит Господа. 167. Старайся быть неукоризненным чадом Божиим и войти в тот покой, идеже предтеча о нас вниде Христос (Евр. 6, 20); старайся быть написанным в Небесной Церкви вместе с первородными; старайся взойти в Горний Иерусалим, где и рай сладости. – Но ведай, что не сподобишься сих чудных достояний, если не будешь день и ночь проливать слезы, как потоки, подобно святому, который говорит: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 67, 7). Разве не знаешь, что сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125, 5)? Посему пророк говорит: слез моих не премолчи (Пс. 38, 13); и еще: положил еси слезы моя пред Тобою, яко и в обетовании Твоем (Пс. 55, 9); и еще: быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс. 41, 4); и питие мое с плачем растворях (Пс. 101, 10). Слезы, проливаемые в ведении, с великою скорбию, при чистом воспламенении сердечных внутренностей, суть душевная пища, Небесный хлеб, питающий души для Вечной жизни. 168. Как есть это видимое небо, называемое твердию, так превыше его есть другое невидимое телесным очам светозарное небо, где полки Ангелов. Там нерукотворенная скиния, в коей св. Ангелы совершают свою службу. Все сие Божественно, неизреченно, светоносно и принадлежит не сему веку, но иному миру, где нет ни ночи, ни лукавых духов, ни браней. Но поелику не всякому, кто бы то ни был, позволяется внутренним оком видеть небесное; то для сего, подобно некоей завесе, поставлена твердь, чтобы и им оттуда можно было не просто всех созерцать, но только тех, которые чисты сердцем и освящены в уме, одних сограждан и сотаинников своих. А когда завеса будет снята, тогда открыто будет праведным, что ожидает праведных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

2:9). (Ст. 5). Кому когда-либо из Ангелов сказал: Сын мой еси Ты? (Пс. 2:7). Ибо хотя это и сказано было людям, как свидетельство о природе их, то есть что они суть сыны (Бога) не по природе, а по благодати, однако же ни одному из Ангелов не было сказано: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном (ср.: 2 Цар. 7:14). (Ст. 6). И ни одному из людей не было возвещено: да поклонятся Ему Ангелы Божии (ср.: Пс. 96:7), ибо если Ангелы и делаются товарищами людей, однако же люди никогда не приводили Ангелов в повиновение себе. (Ст. 7). Ибо Ангелы не нетварны, но сотворил, говорит, Ангелов Своих духами и слуг Своих огненным пламенем [это место из Послания апостола к Евреям, как и первое послание Климента Римлянам (гл. 36, § 3, ed. Fume, 1881. 1 p. 106), не позволяют относить изречение псалма к ветрам и молнии, но указывают именно на твердость природы Ангелов] (Пс. 103:4) [по синодальному переводу (русскому): Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий (Пс. 103:4); об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь (Евр. 1:7)]. (Ст. 8–9). О Сыне же Своем так говорит Бог: престол Твой во век века. Обрати внимание на то, что не назвал здесь плоть Его сотворенною, не потому, чтобы она не была создана, но чтобы творение по плоти ариане не отнесли к творению Сына по естеству. Жезл, говорит, правоты Иуды, жезл Царства Твоего и прочее, сказанное Давидом о Христе по плоти, апостол привел здесь (Пс. 44:7–8). (Ст. 10). И: Ты, Господи, в начале землю основал, и небеса, то есть твердь, которая создана после земли, — дело рук Твоих суть. (Ст. 11–12). Здесь, как и в словах: они погибнут и прочее, — апостол опять приводит изречение Давида (Пс. 101:26–28). Если погибнут все творения, то, следовательно, погибнет и рай, который не имел погибнуть. Поэтому посредством рая, который не погиб, открывает, что вместе с нами (назначенными для блаженства в раю) обновятся и все твари (Рим. 8:18–22), как учат одни, а отнюдь не погибнут, как говорили другие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

192 В этом отношении псалмы Давида можно сравнить с Высочайшими указами, манифестами, рескриптами и тому подобными выражениями царственной воли и желаний Государей к своим народам, хотя сравнение это, подобно как Сальвадорово сравнение пророческих речей с свободою печатного слова, слишком недостаточно (Джон. Cr. Милль о представ. правл.) и далеко не исчерпывает всей силы и действенности вдохновенных песней царя-пророка, имевшего слово Иеговы на языке своем. 194 Пс. 6, 31, 37, 38, 50, 142 . Церковными Psalmi poenitentiales (бл Авг.) считаются следующие семь псалмов, вероятно по числу семи дней недели: 6, 31, 37, 50, 101, 120, 142 (Христ. Чт. 1826 г. Стр. 93 примеч., также Delitzsch на пс. 6); но два из них 101 и 120 не принадлежат Давиду, между тем как из Давидовых псалмов, по содержанию, совершенно сходному с прочими покаянными псалмами, с полным правом может быть отнесен к числу их и Пс. 38 . 213 Ср. с псалмами Давида псалмы позднейшего происхождения, также песнь Аввакума (гл. 3), некоторые места Плача Иеремии и др. О подражании Давиду светских певцов можно заключать из слов пр. Амоса 6, 5 с евр. 217 «Музыка еврейская не любила разделения (с словом); в ней тоны бесчувственных орудий сливались с голосами живых разумных существ; голоса живые выражали мысль и чувство – мерным и ясным словом; тону и звуку придавалась ясность и самый голос; голос в свою очередь выяснялся речью и стихом. Оттого целая музыка была в одно и тоже время – музыка и пение. Музыкант всегда был вместе и певцом, и певец нередко бывал вдохновенным стихотворцем». (О храмовом пении и музыке Евреев. Воскр. Чтение 1846/4 г. 43. См. также Musik bei Hebraer в Real-Encyclopadie von Herzog. Bd. 10). 227 Выражение 1Пар.25:5 : «чтобы возвышать славу его» (Давида), которым обозначается обязанность Емана, прозорливца царского, можно понимать, как указание на то, что он занимался составлением песней на прославление милостей и обетований Божиих Давиду, которыми, конечно, возвышалась слава царства его. 239 Единственное исключение в этом случае представляет песнь пророка Ионы в его кн. гл. 2, 3–11, происходившего из царства Израильского и пророчествовавшего при Иеровоаме ( 4Цар.14:25 ), воспетая им впрочем не в пределах Израильского царства, а во время бегства его в Фарсис, во чреве китове, после чего он опять-таки отправляется не в Израильское царство, а в Ассирийский город Ниневию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

166. У кого просвещены и всегда отверсты умныя очи, те в точности знают, что не собственною своею крепостию, но непобедимою силою Божиею избавляются они от соблазнов лукаваго. Свобода, возможная человеку, состоит только в решимости или нерешимости противостоять диаволу; при возможности же такой противиться, не имеет он совершенной власти над страстями. Еслиб человеческая природа и без всеоружия Духа Святаго могла противостать козням диавольским, то Господь не заповедал бы говорить в молитве: не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Итак, кто хочет избавиться от разжженных стрел лукаваго, сподобиться безстрастия и стать причастником Божественной славы, тот с ненасытным расположением, всем сердцем и всею силою да взыскивает всегда помощи свыше, чтоб с ея пособием побеждать страсти, и чрез такое не опустительное побеждание достигнуть в область чистоты, еяже кроме никтоже узрит Господа. 167. Старайся быть неукоризненным чадом Божиим, и войти в тот покой, идеже предтеча о нас вниде Христос (Евр. 6, 20); старайся быть написанным в небесной Церкви вместе с первородными; старайся взойти в горний Иерусалим, где и рай сладости. — Но ведай, что не сподобишься сих чудных достояний, если не будешь день и ночь проливать слезы, как потоки, подобно Святому, который говорит: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 67, 7). Разве не знаешь, что сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125, 5)? Посему Пророк говорит: слез моих не премолчи (Пс. 38, 13); и еще: положил еси, слезы моя пред Тобою, яко и в обетовании Твоем (Пс. 55, 9); и еще: быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс. 41, 4); и питие мое с плачем растворях (Пс. 101, 10). Слезы, проливаемыя в ведении, с великою скорбию, при чистом воспламенении сердечных внутренностей, суть душевная пища, небесный хлеб питающий души для вечной жизни. 168. Как есть это видимое небо, называемое твердию, так превыше его есть другое невидимое телесным очам светозарное небо, где полки Ангелов. Там нерукотворенная скиния, в коей Св. Ангелы совершают свою службу. Все сие Божественно, неизреченно, светоносно, и принадлежит не сему веку, но иному миру, где нет ни ночи, ни лукавых духов, ни браней. Но поелику не всякому, кто бы то ни был, позволяется внутренним оком видеть небесное; то для сего, подобно некоей завесе, поставлена твердь, чтобы и им оттуда можно было не просто всех созерцать, но только тех, которые чисты сердцем и освящены в уме, одних сограждан и сотаинников своих. А когда завеса будет снята, тогда открыто будет праведным, что ожидает праведных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Следующая по времени весьма многочисленная группа псалмов говорит уже о противоположности между праведниками и беззаконниками. К этой группе псалмов мы относим те псалмы, в которых ещё нет указаний на острое положение дела, т. е. такие псалмы, в которых праведники ещё выражают уверенность в спасительном действии праведности и не сомневаются в погибели нечестивых: если беззаконник и счастлив, то его счастье непрочно и мимолетно. Другими словами, эти псалмы ещё не ставят той проблемы, которая так остро поставлена в книге Иова: не бесполезна ли праведность, когда праведного постигают беспричинные несчастья, и существует ли Бог, раз Он лжив и не исполняет Своих обетований? Программным псалмом для всей этой серии может служить первый псалом, который мы уже приводили в четвертой главе; кроме этого псалма, к этой группе ещё относятся 19 псалмов: 9, 10, 15, 16, 23, 32, 34, 37, 62, 75, 92, 101, 103, 111–112 (один псалом, случайно разделённый на два), 128 (из собрания «песен пилигримов»), 139 и 145. Из всей этой группы наиболее типичными надо признать следующее псалмы: пс. 1-й, похожие на него пс. 15, 16 и псалмы 32, 37 и 128. «Бесчисленны болезни нечестивого; но кто доверяется Ягве, того Он окружит Своею милостью», говорит автор пс. 32. Пс. 37 рисует эти «бесчисленные болезни» нечестивца, а пс. 128 – счастье праведника. Оба псалма настолько типичны, что их стоит привести в подробном изложении. «Не возмущайся и не восставай против злодеев и делающих дурное, советует автор 37 пс.: ибо они увянут и зачахнут так же быстро, как зеленая трава. Доверяй Ягве и делай добро, тогда исполнятся желания твоего сердца, и твое право будет сиять, как полдень. Нечестивые будут истреблены; погоди немного – и не останется ни одного нечестивого; посмотришь на то место, где стоял нечестивый – и уж нет его. Нечестивый замышляет злое на праведника, но Бог смеется над его намерениями. Нечестивые обижают меч и натягивают лук, чтобы поразить праведных, притеснить слабых и бедных, но их меч пронзит их собственное сердце, их лук сломается без выстрела.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

О гр. XIII.3; Комм. Быт. нез. I.48; III.25). Свидетельство этого Августин видел, в частности, в крещении младенцев ( О наказ. I.10; О гр. XXI.12; Энхир. 26; 45–46). Способом передачи всеобщей греховности Августин считал не душу, которая дается каждому человеку непосредственно Богом, но тело, а точнее, страстную похоть, сопровождающую зачатие всякого человека, передающуюся его телу и заражающую душу ( Энхир. 26) 15 . b. Христология. В системе блаженного Августина собственно христология имеет второстепенное значение и является только моментом более общего учения о благодати. Сначала Августин видел во Христе только выдающегося Человека и Пророка, пришедшего подать пример правильного богопочитания и любви к ближним, — представление, близкое к несторианству (ср. Исп. VII.24–25). Но очень скоро он пришел к учению, близкому к православному. Единородный Сын Божий, Бог Слово, единосущный Отцу по Божеству, оставаясь тем, чем был, стал тем, чем не был — человеком, единосущным нам. Это произошло через восприятие (ср. Толк. Пс. 101.I.1; О Троице, I.10; IV.26) или соединение (ср. О Троице, XIII.22)) целостной человеческой природы (то есть разумной души и тела) в единство Божественного Лица Сына Божия, так что Один и Тот же был одновременно Богом и Человеком, поскольку имел две природы — Божественную и человеческую ( О Троице, IV.31; О Троице, XIII.24; О гр. XXI.15). При этом ни Божество Христа не изменилось в человечество и не перестало быть Божеством, ни человечество не было поглощено Его Божеством и не перестало быть человечеством. Не теряя или не уменьшая Образа Божия (forma Dei, то есть Своей Божественной природы), в котором Он равен Отцу и Святому Духу ( Комм. Ин. 26.19), Христос умалил Себя ( Комм. Ин. 78.1; Толк. Пс. 101.I.1; О Троице, I.10) и принял образ раба (formam servi, то есть человеческую природу), из-за которого Он стал меньше Отца ( Комм. Ин. 78.1; О Троице, I.7). Подобное соединение двух природ в одном лице Августин видел и в соединении души и тела в отдельном человеке ( О Троице, I.10). Единство Лица Богочеловека в системе Августина обеспечивает так называемое взаимообщение свойств (communicatio idiomatum) двух природ, так что можно сказать, что Царь Славы был распят (хотя и в немощи человеческой), и Сын Человеческий будет судить живых и мертвых (хотя и властью Божественной, ср. О Троице, I.10). По Своему земному рождению Христос был безгрешен, поскольку зачатие Его совершилось силою Святого Духа, бессеменно и безмужно, и, следовательно, не сопровождалось плотской похотью, являющейся переносчиком греха ( Энхир. 41;108; Комм. Быт. X.18).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

– Куда они Его спрятали? Мало того, что Его убили, они еще и украли Его у нас! Нам не осталось даже утешения в стоянии рядом с Ним у гроба. Они и этому позавидовали, ненавидя нас? Нет! Просто вам готовится Воскресение, жены-мироносицы… «Нищий уповает на Господа, а вы насмеялись над его надеждой, сказав: Кто даст от Сиона спасение Израилю?» (см.: Пс. 13: 6–7). А что же ученики Твои, Господи? Они сидят насупившись, словно совы на развалинах (Пс. 101: 7), объятые смятением, гнетущим их ум и разрывающим сердце. Сомнения, доселе развеваемые возлюбленнейшим Христом, хлынули на них, словно дикие звери тростные (Пс. 67: 31). Они сидели, думали, и им трудно было понять: почему праведные умирают так, как умирают, а беззаконные преуспевают, владычествуют, они сильны, и ничто им не препятствует до самой смерти, они снедают людей в снедь хлеба и остатки оставляют своим младенцам (Пс. 52: 5; 16: 14)? И не находил покоя дух их, и они разрывались между безмерным чувством любви к Тому, Кому последовали, и пустотой, зияющей теперь перед ними, после того как они увидели Его влекомым на неправедный суд, глумления и полную оставленность Богом. «Боже, в святости путь Твой» (см.: Пс. 76: 14). – Где ты, Иоанн, говоривший, что можешь пить чашу, которую Я буду пить (Мк. 10: 38–39)? А ты, Петр? Плачешь теперь горько, видя, как слаб человек и как близко падение от сердца человеческого. Святость Моя стяжается болью, сердцем сокрушенным и разбитым, Распятием и гонением. Не ждите, чтобы мир принял и полюбил святость. В святости путь Мой, а путь мира сего в нечистоте, лжи, тщете, коварстве и смертоносной злобе. Возненавидевший Меня возненавидел Отца, возгнушался Духом Святым и вас тоже будет ненавидеть. Мир ищет своего. Вы, Мои возлюбленные, Мои друзья, сейчас сетуете и плачете, потому что остались одни, сироты и несчастные. А мир радуется, торжествует, думая, что свел счеты со Мною, избавился от Меня и теперь может веселиться, есть и пить, прижимая к сердцу стяжания неправды, навлекающие на него ярость гнева и жатву слез.

http://pravoslavie.ru/153348.html

Флора Аравии, соседней с Красным морем, одинакова с египетской. Из ботаников, с особенным успехом занимавшихся исследованием этой страны, Форскаль оставил очень много важнейших замечаний. Прожив в Аравии много лет, в продолжение коих он успел снискать дружбу туземцев, он мог узнать растительность сей страны гораздо лучше всякого другого путешественника. Его флора Египта и Аравии обнимает большое количество растений, принадлежащих больше последней стране, чем первой. Вообще большая часть аравийских растений принадлежит к роду жирных и солоноватых, каковы напр. алой, ефорбия (молочай) станелия в пр. Кроме многих деревьев природных аравийских, каковы: акация (acacia vera), разные роды пальм (мавриция), смоковницы, в Аравии родится много абрикосов, персиков, гранатов, груш, тамаринд, миндаля, кокосовых, кедровых и других орехов, кофе, винограда, сахарного тростника, хлопчатой бумаги, колокинфов, хене, александрийского дерева и пр. Из хлебных и огородных растений в Аравии сеют рожь, маис, дурру, ячмень, чечевицу, бобы, репу, огурцы, дыни, арбузы, табак в пр. В св. Писании ( Быт.1;11,12 ; Быт.2:5 ) все растения разделяются: 1) на разнородные травы, 2) на кустарники и 3) на разнородные деревья, приносящие плод по роду своему и в свое время. Так как это разделение обнимает собой все растительное царство, то мы и опишем травы, кустарники и деревья, упоминаемые в св. Писании. II. Травы Свойства и виды трав. – Растения нивные: пшеница, ячмень, полба, просо, чечевица, лен. – Растения огородные. Густота зелени на языке ветхозаветных писателей нередко служила изображением всего многочисленного (Иезек.16:7). Елифаз, один из друзей праведного Иова, замечал ему, что только при твердом уповании на Бога, наказующего и паки исцеляющаго, рождается и укрепляется утешительная мысль: яко много семя твое и чада твоя будут яко весь злак сельный ( Иов.5:25 ). Так как зеленая трава принадлежит к растениям немноголетным ( Пс.36:2 ; Мф.6:30 ), то св. писатели Ветхого и Нового Завета часто сравнивают с травою скоротечность дней человеческих, мимолетность земной славы, непрочность богатства ( Пс.89:6 ; Пс.102:15 ; Ис.40:6 ; 1Пет.1:24 ). Евреи собирали траву и сушили ее ( Пс.101:5 ). Часто, впрочем, в знойном климате Палестины трава, особенно если росла на кровлях и безводных местах ( Пс.128:6 ; 4Цар.19:26 ), сама высыхала от палящих лучей. Сухая трава или сено не имела уже той прелестной зелени и сочности, какую имеет сырая трава ( Ис.37:27 ). Отсюда понятны слова Писания о людях богатых: Богатый да хвалится во смирении своем, зане яко цвет травный мимо идет: возсия 6о солнце со зноем и изсуши траву, и благолепие лица ея погибе ( Иак.1:10,11 ). Сено употреблялось Евреями или на корм для скота, или на топливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

О, Целителю сокрушенных сердцем ( Лк.4:18 )! Да скажем с пророком: Кто может исцелить тебя? Никто. Что же Тебе засвидетельствуем, Господи и Владыко живота, в горестный день смерти Твоей, в томительный час воображаемого стояния нашего при Кресте Твоем? Каким выражением сочувствия почтим беспредельные страдания Твои, Слове Божий, как не такими же чувствами, как не такими же слезами, какими выражали беспомощную скорбь свою при Кресте Твоем любящие Тебя и возлюбленные Тог бой! Придите же, сынове человеческие, преклоним колени пред лицем Господа ( Пс.94:6 ), как одно осиротевшее семейство Его, как плоть от плоти Его и кость от костей Его! Ты ли, Господи, на Древе осуждения судишь концы земли ( 1Цар.2:10 ), судишь… праведно ( Пс.66:5 ), судишь силой ( Пс.53:3 ) и чист в суде Твоем (50, 6)? Ты ли, пронареченный Вестник, Совершитель и Податель оправдания человеческому роду, перед нами являешься поверженным, уничиженным и всемирно обесславленным в укоризну Своим и в отчаяние народам? Ты ли это, Солнце правды, воссиявшее миру, чтобы разогнать глубокую мглу развращенных дел и всем явить правду Божию, Само заходишь в непроницаемый мрак клеветы с укором в богохульстве? Ты ли это, Отрок Божий возлюбленный, не  пререкший, не возопивший, трости сокрушенной не преломивший и льна курящегося не угасивший, вместе с разбойниками причтен к душегубцам и умираешь казнью злодеев? Твои ли это зиждительные руки, благословлявшие, благотворившие, чудодействовавшие, натянуты и пригвождены к Древу казни как бы для того, чтобы не простирались к хищению, к насилию, к беззаконию? Твои ли это поклоняемые стопы, вносившие во грады, и веси, и жилища человеческий мир, и отраду, и спасение вечное, истерзаны и прибиты к Древу позора? Твой ли это от века желанный и во век незабвенный началобытный образ, в подобие которого созданы все мы, сквозь необычный мрак единственного дня страшно и жалостно зрится на Древе проклятия — не имеющий ни вида, ни величия, презрен и умален пред людьми? ( Ис.53:2-3 .) Судие и Ведче! Приими скорбь мою по Тебе, мене ради осужденном, и не дай мне ни словом, ни мыслью, ни ведением, ни неведением дерзнуть когда-либо судить совершенное Тобой дело моего оправдания! Ты праведен в приговоре Твоем ( Пс.50:6 ), я же… да сохраню слово Твое (Пс, 118, 101)!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

10–23. Но и с удалением в Филистимскую землю, доставившим Давиду относительную безопасность от преследований гонителя, все еще не кончились бедствия его изгнаннической жизни; понтону он продолжает молить Господа о помиловании (ст. 10а), об избавлении от врагов и об усмирении и посрамлении их (ст. 16–19), мотивируя свою молитву с одной стороны изображением тяжести и продолжительности своих страданий (ст. 10–14), а с другой – указанием на свое крепкое, неизменное упование (ст. 15–16а) и хвалебным созерцанием величия Его Божеств. благости к боящимся Его (ст. 20–21), дивно явленной и ему самому в даровании настоящего его убежища (ст. 22–23). Помилй м, гди, к скорблю: смтес ко мо, дша мо и утроба мо. 10. Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя. к исчез въ болзни животъ мой, и лта мо въ изнеможе нищетою крпость мо, и ксти мо смтошас. 11. Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли. 10–11. Псалмопевец взывает к Господу о помиловании, потому что положение гонимого заставляет его испытывать жестокие душевные и телесные страдания, истощающие все его жизненные силы. Тяжкая скорбь теснит его грудь (евр.-греч.-русск.: тесно мне; сирск.-слав. скорблю=русск. в Пс.68:18 ); потускнел и помутился (= смтес, Симм., блаж. Феодор. и Зигабен) от горя (слав.-гр. – правильнее ярости, как в древних Псалтирях, Севастьяновского Собрания XIII–XIV в., Сербской и Скорины, – т. е. от печали или от представления гнева Божия, см. выше Пс.6:8 ) и «частых слез» (Зигабен) взор ( око) его; изныли от тоски и душа и тело (букв. утроба, как орган питания всего тела); вся жизнь протекла в печали (грек.-слав. въ болзни, т. е. души, или «в болезновании» – Порфирий Успенский) , и лучшие годы молодости, которым свойственны радости и удовольствия ( Еккл.11:9 ) прошли в горестных стонах и вздохах; преждевременно ослабели от страданий жизненные силы его и самые кости как бы высохли и одряхлели (ср. Пс.31:3 и 101:4), так что не в состоянии поддерживать тело. В этом изображении душевного тесного состояния гонимого псалмопевца, так же, как и в подобном месте Пс.21 (ст. 15–16), можно видеть предызображение скорбной жизни Христа Спасителя среди неверовавших и преследовавших Его иудеев, и особенно последних Его страданий (Евсевий на ст. 12–14) и вместе с тем предвозвещение судьбы Его первых последователей и всех подвижников царствия Божия ( Деян.14:22 ; 2Тим. 3:12 ), обыкновенно проводивших жизнь свою в печали по Бозе ( 2Кор.7:10 ), в скорбях, в бедах, в теснотах ( – 6:4), от которых, при всем мужестве терпения, естественно изнемогали человеческие силы ( – 4:16), и иногда невольно, по приведенному апостолом ( Евр. 12:12 ) пророческому выражению, опускались руки и ослабевали колена (ср. бл. Август. Епагг. II, и comment).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010