50), но и другого действия; они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах ( Иер. 10:5 ). Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их ( Пс.134:16,17 ). И то, что предполагалось этими символами, те силы или духи, которые, по мнению язычников, действовали в идолах или через идолов, также пустота и ничтожество. Эти предполагаемые духи не только лишены божественного достоинства, но, как вымысел, не существуют в действительности. Все уставы народов, говорил пророк Иеремия, укоряя евреев за страх, какой они питали к небесным знамениям, пустота, совершенная пустота, дело заблуждения (10:3,15). Суетные, т. е. измышленные языческие боги ничего не могут сделать (14:22). Они не могут ни внимать, ни отвечать тем, кто им молится ( 3Цар. 18:26 ), ни вредить, ни приносить пользу; все они ничто, ничтожны и дела их ( Ис. 41:24,29; 44:9,10 . Авв. 2:18 . 1Цар. 12:21 ); а культ их – одни глупости ( Ион. 2:9 ; Иер. 10:15; 51:18 ). Еврейские термины, какими обозначаются в Библии существо и значение языческих богов, выражают именно понятие ничтожества или призрачности, обмана чувств. Эти термины: , противополагавшиеся, как уже говорили мы, слову Элогим 101 , и , которое собственно значит: пустота, облако (исчезающее), призрак 102 . Таков господствующий взгляд Ветхого Завета на языческих богов. Если иногда эти боги представляются существами действительными, живыми ( Исх.15:11 ; Пс.105:37; 94:3; 95:4 ), то это олицетворения, свойственные поэтическому, живому изображению 103 . В одной из священных еврейских книг, не признанной, впрочем, канонической, именно в книге Премудрости Соломона, известной только на греческом языке, подробнее описываются и виды идолопоклонства и причины его происхождения. Писатель, знакомый с языческими доктринами не соседних только народов, но и египтян и греков, различает, по–видимому, более утонченные формы языческого культа от более грубых – обожание величественных сил и явлений природы от обоготворения произведений человеческого искусства, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Прекрасен, возлюбленные, позор по Богу (то есть стыдливость) – неподкупный, неподдельный, неукоризненный примиритель с Богом. Посему воспримем таковой, чтобы [Col. 1636] имели мы дерзновение во время пришествия Господа, ибо оно близко, при дверех ( Мк. 13:29 ). Есть стыд по Богу, чтобы вовсе не дерзать подымать глаза и проявлять дерзновение пред лицом Божиим из-за множества зол, которые мы признаём за собой. Посему когда наносят нам люди какое-либо бесчестие, то тотчас да помыслим о той последующей славе от Господа и благодарно и с терпением будем это принимать. Ибо ради [нашей] пользы делает это с нами Бог, и потому будем при бесчестии беспечальными и невозмутимыми. Посему мы много обязаны стыдиться перед непамятозлобивым Господом. И особенно в нынешнее время, по сказанному: И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя ( Дан. 3:33 ); У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей… у царей наших, у князей наших… потому что мы согрешили пред Тобою ( Дан. 9:7–8 ); Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили и заповедей Твоих не слушали ( Дан. 3:29–30 ). Как и Иеремия, пророчествуя тогда о том, что произошло с нами ныне, говорит: Посрамихомся, зане слышахом ругание наше, покры срамота лице наше, яко приидоша чуждии во святая наша в дом Господень ( Иер. 51:51 ). Говорит и Давид: Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою: пред тобою вси оскорбляющии мя ( Пс. 68:20 ) и: студ 100 лица моего покры мя ( Пс. 43:16 ). И это есть стыд прекрасный и по Богу, который ведет к покаянию и дерзновению. Но есть и вредный стыд, по Писанию, говорящему: есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд – слава и благодать ( Сир. 4:25 ). Ибо многие стыдящиеся кого-то впадают в сети диавольские (ср. 1 Тит. 3:7 ). И прибавляет: Покрываяй нечестие свое не успеет во благая, поведая же обличения возлюблен будет ( Притч. 28:13 ). И опять:Праведный себе самаго оглаголник во первословии ( Притч. 18, 17 ) и: елико убо незлобивии держатся правды, не постыдятся( Притч. 1:22 ); Разумети бо закон – помысла есть благаго ( Притч. 9:10 ), и продолжает: Блажен муж, иже боится всех за благоговение ( Притч. 28:14 ) и: уготовляй на исход дела твоя ( Притч. 24:27 ) и не стыдись исповедать грехи твои ( Сир. 4:30 ). Посему человеку нужно различать, когда он должен постыдиться ради спасения души, а когда и отвергнуть стыд как греховный. Ибо бывает так, что из-за стыда обещающий своему другу 101 делает его напрасно [тем самым] своим врагом. Посему мы, возлюбленные, да стяжаем стыд по Богу, подражая мытарю, стыдящемуся воззреть на небо, но биющему себя в грудь и говорящему: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! ( Лк. 18:13 ), чтобы и мы получили оставление грехов во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же слава и держава во веки. Аминь. [Col. 1637]

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Сими словами выразил пророк желание свое благодарить Бога не у себя только наедине, но, по требованию Закона, пойти во святилище, поклониться ко храму святому и там прославить милость Божию и истину Его. В переводе с еврейского это выражено в таких словах: «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою; ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего». Пророк говорит, что он ходит в храм Божий для того, чтобы прославить имя Господне за все милости Его, изливаемые на всех людей, и за истину Его, которая непреложна и неизменна. Эта истина выражена в слове Его, которым Он обетовал отцам нашим, для спасения рода человеческого, послать Христа, Единородного Сына Своего, святое Слово Его, и это Слово Его стало «превыше всякого имени» ( Деян.4:12 ; Флп.2:9–10 ). Здесь, в действиях Промысла Божия, «милость и истина сретостеся» ( Пс.84:11 ), и Господь возвеличил над всем святое имя Христа, Единородного Сына Своего. «И я буду, – добавляет св. Иоанн Златоуст , – благодарить Тебя не только за благодеяния, но и за самую неизреченную славу и бесконечное величие и неизъяснимое естество, ибо нет ни одной части творения ни горнего, ни дольнего, которая не издавала бы голоса, громче трубы возвещая о величии имени Твоего» с. 1076]. К сему присовокупил и слово блж. Феодорита, который говорит: «Во всем драгоценно имя Твое и всеми, видевшими Твою силу, воспевается оно» с. 1076]. Пс.137:3 В оньже аще день призову Тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою Твоею. Первая половина сего стиха повторяется и в псалме 101, ст. 3, и как там, так и здесь выражена в будущем времени, в виде молитвы пророка к Богу; но, по переводу с еврейского, весь стих выражается в прошедшем и представляет дело, как совершившийся факт: «В день, в который я воззвал, Ты услышал меня, вдохнул в душу мою бодрость». Таким образом, несмотря на неясность выражений сего стиха, мысль его видна, именно, – пророк показывает здесь, что он не напрасно молился Богу, что Господь Бог услышал его молитвы, и он получил то, о чем молился. Последними словами стиха пророк выражает то, что когда он изнемогал и опять обращался с молитвою к Богу, то и в этом случае ощущал крепость в душе своей, умноженную силою Божией. Подобное сему рассказывается об апостолах ( Деян. 5:40–41 ), когда претерпев гонение и преследование от враждебного соборища иудейского, они, «биени бывше, идяху радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти». Так много укрепляла душу их благодать Божия!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Евр.1:10 .  И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; Следующий приводимый из Писания текст в доказательство превосходства Сына Божия пред Ангелами, заимствован из Пс.101:26–28 ; ближайшим образом сказанное здесь относится к Иегове, но апостолом вполне справедливо прилагается и ко Христу, Который есть Сила и Слово Божие, Которым все сотворено и Который, следовательно, совечен, единосущен и единоравен Отцу, и превосходство Которого пред всем сотворенным – безмерно и неоспоримо. Евр.1:11 .  они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, Евр.1:12 .  и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. Евр.1:13 .  Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Последнее подтверждение превосходства Сына Божия пред Ангелами заимствуется из Пс.109:1 ; кому когда из Ангелов сказал Бог: «седи одесную Мене»? – и т. д. Мессианское значение этого псалма во времена земной жизни Иисуса Христа признавалось столь несомненным, что Господь приводил это место в прения с самыми ожесточенными врагами (ср. также 1Кор 15:25 : Деян 2:35 ). – «Седение одесную» – см. к Евр.1:3 . – «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», т. е. пока не покорю все противящееся Тебе… Слово пока не ( дондеже, ως) имеет в виду указать не предел сидения одесную, а осуществление одной из целей даруемого Мессии Божественного полновластия – покорение врагов, причем самое состояние сидения одесную переживет все временные его цели и последствия, будет вечно, незыблемо и победоносно (подобное значение имеет ως в выражении Евангелиста о приснодевстве Марии «не знаяше Ея, дóндеже роди Сына…» ( Мф.1:25 ), т. е. не знал ее не только до рождения Ею Сына, но и вообще об этом не может быть и речи). Евр.1:14 .  Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Ст. 14 заключает сказанное об Ангелах положением, что все они, в противоположность Сыну – Господу, являются Его слугами и исполнителями Его воли относительно спасения всех людей. – «Не все ли» – не исключая, следовательно, и высших из них. – «Служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые…» Духи служат Богу и тогда, когда посылаются Им на служение спасению людей. Поэтому «на служение» нельзя относить непосредственно к хотящим «наследовать спасение»: здесь разумеется служение, которое Ангелы оказывают Богу, но ради тех, которые должны наследовать спасение. – «Спасение» – вся полнота явившейся во Христе благодати и истины, которая достигнет полного своего завершения лишь на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Убоимся примера безплодной смоковницы, проклятой Христом за безплодие, и принесем Христу достойные плоды чрез покаяние. Не дадим себе воздремать нерадением души своей и не попустим влаяться туда и сюда в прелестях мира, в то время, когда надлежит трудиться в делании заповедей Божиих, чтоб не погасить светильника возженнаго и светящаго под действием плодов покаяния и не уподобиться пяти юродивым девам. — Но делами добрыми и богоугодными будем приумножать талант благодати Христовой. Опять и мужам, — царям и властителям скажет Он также: не слышали вы, как Давид согрешил, и когда пришел к нему пророк Нафан и обличил его, не противоречил ему, не разгневался и не скрыл греха своего, но тотчас встал с престола своего и, падши на землю пред всеми, сказал: согрешил я пред Господом моим, и во всю жизнь свою не переставал день и ночь плакать, проливать о том слезы? Не слышали, что тот же Давид говорил: от гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. Уподобихся неясыти пустынней. Пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях? (Псал. 101:6—7, 10). И опять: утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю омочу? (Пс. 6:7). Не слышали, как еще говорил он: Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающим ми зла: да отпаду убо от враг моих тощь, да поженет убо враг душу мою, и да постигнет и поперет в землю живот мой, и славу мою в перстъ вселит? (Пс. 7:4—6). Почему же и вы не подражали ему и подобным ему? Уж не подумали ль вы, что вы славнее и богаче его, и потому не восхотели смириться предо Мною? Бедные и несчастные! вы при всем том, что тленны и смертны, хотели быть единодержавцами, и если где–либо оказывался кто такой, который не подчинялся вам, вы тотчас возставали на него, как на ничтожнаго раба своего, при всем том, что он сораб ваш и вы ничего не имеете преимущественнаго пред ним: как же вы не хотели работать и покоряться со страхом и трепетом Мне, Творцу своему и Владыке? И когда вы делали зло тем, которые погрешали против вас, то что подумывали о том, в чем сами погрешили против Меня? — Что нет никого, кто бы взыскал кровь онеправдываемых вами? Или, что нет никого, кто бы видел все, что вы делаете в тайне? Или забыли вы Меня, Творца своего и Бога и подумали, что уж никого нет больше вас? Или не чаяли вы, что имеете некогда предстать предо Мною обнаженными и против воли своей? Не слышали вы, что Я говорил: иже хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и, иже аще хощет в вас быти первый, буди всем раб? (Мф. 20:26, 27). Как же не вострепетали вы и не пришли в чувство, чтоб сознать ничтожество свое и смириться, боясь пасть в гордость от суетной славы мира сего, преступить заповедь Мою и преданными быть в неугасимый огнь адский? Не слышали разве вы, как Давид, когда поносил его Семей, называя убийцею, не только не разгневался, но сознал себя хуждшим его и запретил тем, которые хотели убить его?

http://predanie.ru/book/219885-simeon-no...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Паче причастник Твоих, или «преимущественно пред соучастниками Твоими». Иисус Христос, как единородный Сын Божий, и по человечеству, принял от Отца ту славу, которую имел Он прежде бытия мира, по Своему Божеству и единосущию с Богом Отцем ( Ин.17:5 ). Это прославление человечества Христова означают Евангельские слова: вознесеся на небо и седе одесную Бога ( Мк.16:19 ). А верующие в Иисуса Христа и последующие Ему, как дети Божии по благодати, удостоиваются участия в Божественной славе соответственно их приемлемости, или нравственному достоинству. 10. И паки: в начале Ты, Господи, землю основал еси: и дела руку Твоею суть небеса: 11. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза, обетшают: 12. И яко одежду свиеши их, и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Или: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса, суть дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребываешь, и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь, их, и изменятся: но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26–28 ). Апостол еще привел из псалма такое место, которое ясно показывает превосходство Иисуса Христа пред Ангелами по Его Божескому величию. Слова псалма изображают Его вечным Богом Творцем, правителем и преобразователем неба и земли. «В начале», т. е. когда не было ни земли, ни неба, а существовал вечный Триипостасный Бог, – Ты, Господи, «основал землю», – то же, что сотворил или даль земле бытие; и небеса суть «дело рук Твоих», – дело Твоего всемогущества, Твоей всесильной творческой воли. «Они погибнут», потеряют свой настоящий вид, – «а Ты» неизменно «пребываешь»; и «все обветшают, как риза», сделаются несоответствующими своему назначению, или будут иметь нужду в обновлении, как обветшавшая; риза; «и Ты», Всесильный, «как одежду свернешь их», для того, чтобы устранить обветшавшее, и дать им новый вид, – «и изменятся»: и будет небо новое и земля новая ( 2Пет.3:13 ; Откр.22:1 ). «Но Ты тот же», Ты не изменяешься ни в Твоем вечном существе ( Иак.1:17 ), ни в твоих определениях ( Пс.32:11 ); «и лета Твои на кончатся»: как не получил Ты начала своего бытия, так не будешь иметь и конца в беспредельной вечности Твоего всесовершенного и преславного бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

93. Вот такова благая часть, приобрети ее, сын мой. И не делай никакого дела без Бога. Будь подобен Марии в деле ее. 94. Если же не можешь стать Марией, последуй деланию Марфы (см. Лк 10:40), имея попечение о вещах божественных, служа святым. 95. Стань делателем такого делания, в каком устоишь до конца. Возложи руки свои на плуг и не озирайся вспять (см. Лк 9:62), но устремись вперед, восклицая и повторяя: " Не дам сна очам моим, ни веждам моим дремания, ни покой вискам моим, пока не найду места для Господа и жилище для Бога Иаковля " (см. Пс 131:4-5). 96. Ибо человек, ищущий Бога, не останавливается, пока Бог не услышит его, как написано " сей нищий воззвал, и Господь услышал его и от всех скорбей избавил его " (см. Пс 33:7). 97. Вот видишь, если человек обнищает ради Бога, то Бог вскорости услышит его. 98. Разве ты не слыхал, что Царствие Небесное подобно человеку купцу, который ищет прекрасных жемчужин и, найдя одну драгоценную, идет, продает все, что имеет, и покупает ее (см. Мф 13:45-46). 99. Если кто скажет, что не имеет что продать, то Он ответит тебе: " Пойди, откажись от желаний злого сердца твоего, чтобы купить себе драгоценный камень, то есть Духа Божия. Отвергнись желаний твоих и страстей, дабы смог ты купить себе Христа, корень всяких благ, как написано: " С любящими меня разделю власть и сокровища их наполню благами " (ср. Притч 8:21) и еще: " Лучше получить меня, чем золото и драгоценный камень, и рожденное мною лучше отборного серебра " (ср. Притч 8:19). Приобрети себе разум, написано ведь, " я разум, у меня сила " (Притч 8:14). И еще: " Кто ведет дело разумно, тот найдет благо " (Притч 16:20). 100. Итак, стяжи разум и не будь неразумен, потому что все оборачивается против человека неразумного Человек разумный получает пользу от добра и зла, потому что зла он не творит, а находит благо в делах своих 101. И разумный вытаскивает невод на берег и отбирает хорошую рыбу для сосудов своих, а протухшую выбрасывает (см. Мф 13:48). 102. Будь разумен в добром и непричастным злу. Ведь бывают люди умные в злом и непричастные добру. Кто они такие, умные в злом? - Это те, кто видит добро, но оставляет его и избирает зло, нося его при себе. Все, что видишь глазами своими, обращай во благо и будешь непричастен злу, и Бог мира скоро поразит сатану под ноги твои. Ведь ум человека с юности прилежит злу

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

И сказали: Господь не увидит, и не узнает Бог Иаковлев ( Пс.93:7 ). Им пророк отвечает: Поймите ныне, бессмысленные среди народа! Глупцы, когда-нибудь образумьтесь! Насадивший ухо не слышит ли? Создавший глаз не видит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению? Господь знает мысли человеческие, что они суетны ( Пс.93:8–11 ). Понимающий всю их суетность разве не знает о том, что священно, и не ведает того, что Сам создал? Может ли мастер не знать своего творения? Даже человек знает, что скрыто в его творении, а Бог Своего творения не знает? Значит, больше глубины в творении, чем в его Создателе: Он создал нечто Его превосходящее, достоинства которого Ему неизвестны и о состоянии которого Он не может судить? Так Давид ответил им. 53 . Однако для нас достаточно Его свидетельства: Я испытую сердца и утробы ( Иер.17:10 ). И в Евангелии слова Господа Иисуса: Что вы помышляете зло в сердцах ваших? ( Лк.5:22 ). Ведь Он знал, что они помышляют зло. И, наконец, евангелист свидетельствует: Иисус знал их помышления ( Мф.9:4; 12:25 ). 54 . Суждения этих людей не смогут в достаточной мере воздействовать на нас, если мы рассмотрим их дела. Они не хотят иметь над собой судью, которого ничто не сможет обмануть, боящиеся выдать свои тайные мысли не хотят дать ему знание сокровенного. Но Господь, зная дела их, погрузил их во тьму. Он говорит: И ночью он будет вором. И око прелюбодея будет ждать сумерек, говоря: Не увидит меня глаз, и покров положил налицо свое ( Иов.24:14–15 ). Ведь всякий, кто бежит от света, любит тьму 99 , стремясь скрыться, хотя от Бога скрыться нельзя: Ему ведомы и глубокие бездны, и человеческие души, не только мысли, но и помыслы 100 . Также и тот, кто рассуждает в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Кто меня видит? Ведь скрывают меня и мрак, и стены. Кого мне бояться? ( Сир.23:18–19 ), – хотя он думает об этом на своем ложе, все равно это откроется, когда он не ожидает. И это будет позором, потому что он не уразумел страха Божия ( Сир.23:31 ) 101 , – говорит Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010