Псалом 13. Обличение господствующего в мире нечестия и утешение страждущим от нею праведникам В Пс.13 псалмопевец представляет картину повсюду господствующего, глубокого нравственного растления (ст. 1–3), подавляющего малочисленный остаток праведных (ст. 4), предвозвещая в будущем печальный конец нечестивых (ст. 5) и радостное от Господа спасение верующим в Него, истинным сынам Израиля (ст. 6–7). – По свидетельству надписания (ст. 1), сохранившегося также и в Пс.52 , составляющем, в несколько измененной редакции, повторение Пс.13 -го, псалом этот написан был Давидом и, по своему содержанию, вполне приличествует ему. Давид в своей жизни, действительно, видел, а на самом себе испытал страшную силу крайнего развития нравственного зла, сперва во время своего пребывая при испорченном дворе Саула и продолжительных со стороны последнего преследований, затем во время своего царствования в постоянной борьбе с внутренними врагами правды, порядка и спокойствия (ср. Пс.100:3–8 ) и непрерывных войнах с враждебными Израилю вероломными соседними народами и наконец в мятежном восстании собственного своего сына, – и при всех такого рода обстоятельствах не редко довольно сходно с этим Пс.изображал нравственное растление и преобладающую силу зла (ср. Пс.11:2 – 5; 34:11–16, 20; 35:2–5; 9:23 и сл. 5:5–7, 10; 54:10–12, 22; 57:2 – 5 ; 139:3–6 и др.). Некоторое сомнение в Давидовом происхождении псалма возбуждает только ст. 7-й, в котором, при буквальном понимании его, высказывается, по-видимому, мольба об освобождении Израиля из плена, которую естественно относить ко времени плена вавилонского. Но, а) если даже ст. 7 понимать в буквальном смысле, то возможно предположить, что он прибавлен к Пс.Давидову во время плена вавилонского; б) выражение 7 ст. «возвратить плен» может быть понято в переносном значении: «возвратить потерю», или «вознаградить за понесенное несчастие», в каком смысле оно употребляется в кн. Иов.42:10 ; а, при таком понимании, ничто не препятствует ст. 7 приписывать самому Давиду.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Если, возлюбленный, придет к тебе брат, и будет упрашивать тебя, говоря: иди с нами, приобщися крове (Прит.1:11); в совете нашем составим единодушное между собою братство, а кто говорить нам напротив, тех отдалим от себя; старцам пойдем наперекор, и седины не устыдимся, наговорим грубостей приставникам дома, насмеемся над безмолвствующим, наругаемся над благоговейными; всех подчиним себе, составим себе имя; обличаемые не станем молчать, дружно возвысим голос, чтобы не обнаружилась ложь наша; когда обратятся к нам с увещаниями, поддержим свою гордость; когда станут упрашивать, превознесемся; да будет нам крепость закон правды; некрепкое бо не полезно обретается (Прем.2:11); то не ходи одним путем с сими людьми, уклонися от них, и измени: не уснут бо, аще зла не сотворят (Прит.4:16.17). А говорящему сие отвечай: " не мое это дело. И ты бежал сего, но опять тому же хочешь работать? Какая же польза от пострижения власов? Какую из сего извлекут для себя выгоду люди? Твердо держим у себя в уме, что оставили мир, чтобы стать монахами: как же хочешь возмущать души братий? Но ты, слыша правду, не гневайся; ибо общая в этом польза. Не понимаешь разве, что поем? А поем не это ли: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь (Пс.1:1-2)? И еще говорит: яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет (6). И в другом псалме говорит: яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть (Пс.72:27.28). И еще говорит: врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша (Пс.36:20): кротцыи же наследят землю, и насладятся о множества мира (11). И еще говорит в другом псалме: что хвалишися во злобе сильне, весь день (Пс.51:1)? И еще в другом: не живяше посреде дому Моего творяй гордыню: глаголяй неправедная не исправляше пред очима Моима (Пс.100:7). Многих прельстил помысл высокоумия, надмевая суетным. Написано: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся (Рим.12:16). Итак, умоляю тебя, живи в безмолвии, чтобы иначе, воспользовавшись на время своею волею не скончать тебе в мучении последних дней своих. Или ты скорее покусишься злоумышлять на сие святое место, по слову Сказавшего: ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание (Пс.40:10)? Итак пойдем в келлии свои, и будем плакать о грехах своих, чтобы умилостивить нам Бога, ради Которого оставили мы суетный мир, да не когда похитит, и не будет избавляяй (Пс.49:22), Ясно представим себе, что, хотя нас теперь и тысячи, но в день смерти один по одному пойдем отсюда; и каждому будут сопутствовать только дела его, то, что он сделал худого и доброго. О том помышляй, о том заботься, как бы возмочь тебе избежать гнева; ибо невозможно нам избегнуть рук Создавшего нас, по слову сказавшего: камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу (Пс.138:7)?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

Если, возлюбленный, придет к тебе брат и будет упрашивать тебя, говоря: " " Иди с нами, приобщися крове» ( Притч.1:11 ), в совете нашем составим единодушное между собой братство, а кто говорит нам напротив, тех отдалим от себя, старцам пойдем наперекор и седины не устыдимся, наговорим грубостей приставникам дома, насмеемся над безмолствующим, надругаемся над благоговейными, всех подчиним себе, составим себе имя, обличаемые – не станем молчать, дружно возвысим голос, чтобы не обнаружилась ложь наша, когда обратятся к нам с увещаниями, поддержим свою гордость, когда станут упрашивать, превознесемся, «да будет нам крепость закон правды: не крепкое бо неполезно обретается» ( Прем.2:11 )», – то не ходи одним путем с этими людьми, «уклонися же от них, и измени: не уснут бо, аще зла не сотворят» ( Притч.4:16 ). А говорящему это отвечай: «Не мое это дело. И ты бежал сего, но опять тому же хочешь работать? Какая же польза от пострижения власов? Какую из этого извлекут для себя выгоду люди? Твердо держим у себя в уме, что оставили мир, чтобы стать монахами; как же хочешь возмущать души братьев? Но ты, слыша правду, не гневайся, ибо общая в этом польза. Не понимаешь разве, что поем? А поем не это ли: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь» ( Пс.1:1–2 )? И еще: «Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет» ( Пс.1:6 ). И в другом псалме говорит: «Яко се удаляющий себе от Тебе, погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть» ( Пс.72:27–28 ). И еще говорит: «Врази Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша» ( Пс.36:20 ); «Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира» ( Пс.36:11 ). В другом псалме поется: «Что хвалишися во злобе сильне? Беззаконие весь день» ( Пс.51:3 ). «Не живяше посреде дому Моего творяй гордыню, глаголяй неправедная, не исправляше пред очима Моима» ( Пс.100:7 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/po...

«Приступив же, юнейший рече отцу» — действительно «юнейший» (т.е. несерьезный, незрелый), потому что он представил требование юношеское (несерьезное) и полное безрассудства; так и грех, замышляемый кем-либо, рождая отступление (от Бога), является более новым по происхождению и более поздним рождением злого нашего произволения; а добродетель — первородна, от вечности сущая в Боге, вложенная же в наши души от начала от Бога, как следствие благодати. И приступив, говорится, младший сын сказал отцу: «Даждь ми достойную часть имения» (Лк.15:12). Вот какое безрассудство: не припал коленопреклоненно, не попросил, но просто «сказал», и не только это, но как бы долг требует от Того, Который всем туне дает. «Дай мне полагающуюся мне часть имения, по закону и по справедливости принадлежащую мне мою долю». И какой это закон и как может быть справедливым, чтобы отцы были должниками детей?! Напротив, конечно, сама природа явила, что дети должники отцам, как приявшие от них жизнь. Но и это его поведение показывает незрелость его мышления.    Что же сделал Посылающий дождь на праведных и неправедных и Заповедующий солнцу светить на дурных и добрых? — Он разделил им, говорится, средства к жизни. Видишь ли, что ни в чем не испытывает недостатка Сей Человек и Отец? — Ибо иной не разделил бы только на двоих и не только на две части, но третью часть средств к жизни сохранил бы и для себя. Но Он, как Бог, как и говорит Пророк Давид, не нуждающийся в наших благах (Пс.15:2), только этим двум сыновьям, говорится, разделил имущество, т.е. весь мир: ибо как одно естество разделяется различной настроенностью, так и единый мир — различным использованием. Так, один говорит Богу: «Весь день воздех к Тебе руце мои» (Пс.87:10); и — «Седмерицею днем хвалих Тя» (Пс.118:164); и — «Полунощи востах исповедатися Тебе» (Пс.118:62); и — «Воззвах внегда скорбети ми» (Пс.119:1); и — «Уповах на словеса Твоя» (Пс.118:42); и — «Во утрия избивах вся грешныя земли» (Пс.100:8), — отсекал все стремления плоти, движимые к услаждению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

3–41 (по евр. сч.), собранные самим Давидом Давидовы псалмы, с прибавлением Пс 2 -го, который, по ясному указанию в 7 ст на данной Давиду обетование, заступает место надписания его имени (И того 2 по 41=40 Псс.=4х10); 2) Псс. 42–50 (=3х3+40=49=7х7), – псалмы современников Давида и Соломона, собранные Асафом, с его 50 псалмом, который заступает место подписи его имени; 3) Псс. 51–7 (=7х3+49=70=7х10), – псалмы Давида, собранные Соломоном, с присоединением его 72 псалма вместо подписи его имени; 4) Пс. 73–85 (7+2х3 или 10+3=13+71=84=7х12), – псалмы современников Давида и Соломона, больше всего Асафовы. Это – четыре основные собрания; из них второе, третье и четвертое – елогимические, соответственно временам Соломона, которому однако, заметим, свойственны не только елогимические писания, как кн Екклезиаста, но также и иеговические, как книга Притчей и Псалмы 126 и 131-й. Затем следуют три собрания: 5) Псс. 86–100 (=15, т.е. 12+3 или 3х5); 6) Пс. 101–107 (=7 псс); 7) Псс. 108–118 (=11, т.е. 2х3+5), которые все, начинаясь Давидовыми, оканчиваются богослужебными псалмами из времени пред наступлением плена, не смотря на то, что, прибавим от себя, начиная с 105-го псалма, все последнего рода псалмы содержат в себе или молитвы об избавлении из плена и рассеяния, или благодарность Господу Богу за избавление. После того как эти три последние собрания соединены были с четырьмя первыми, приставлен был в начале их Пс. 1 -й. Эта древнейшая Псалтирь из времени предшествующего плену увеличена была потом: 8) Псс. 120–137 (=18, т.е. 3х5+3), – собранием песней степеней, оканчивающимся двумя богослужебными 135 и 136, с присоединением от автора Пс. 137 , следовательно после плена; и 9) Псс. 138–149 (=12), – новым дополнительным собранием Давидовых псалмов с прибавлением богослужебных от времени по возвращении из плена, с Пс. 150 -м, как заключительною песнью, собирателя. Оба эти собрания присоединены были к Книге Псалмов 1–118, с прибавлением впереди их 119 Пс., который есть распространение Пс. 1 -го, в духе субъективного благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

– все племена язык. Пс.97:1. Спасе Его десница Его. Афан.: Христос избавляется от смерти, яко десницею, Всемогущею Своею силою и не имеет нужды в человеческой помощи. Пс.98:1. Да гневаются людие. Христос воцарился, пусть гневаются иудеи, которые отвергли Его. Ст.8. Мщая на вся начинания их – наказал тех, которые противились их начинаниям, распоряжениям. Пс.100:2. Пою и разумею в пути непорочне. Не токмо буду воспевать Твою милость, но буду учиться жить непорочно, чтобы не словами только, а и жизнью прославлять Тебя. Ст.7. Не исправляше пред очима моима – не получил одобрения и не успевал в своих намерениях. Пс.101:8. Особящаяся на зде. Сидящая отдельно на кровле. Ст.15. Ущедрят – на самую персть будут взирать с любовью и состраданием. Ст.24. Отвеща ему на пути крепости его. Господь внял молитве смиренных и отвечал Сиону, что Сион уже стоит на пути крепости его; что он приближается к воссозданию и прославлению. Пророк желает видеть сие восстановление Сиона, просит Бога, чтобы Господь показал ему умаление дней его, то есть скоро ли кончится жизнь его, и не возвел его в преполовение дней: однако ж, предугадывая, что он не увидит славы Сиона, по крайней мере, утешается тем, что потомство настоящего племени будет населять восстановленный Сион и во век будет наслаждаться благополучием. Пс.103:26. Ругатися ему – смеяться над ним, показывает всемогущество Божие. Пс.104:18. Железо пройде душа его, то есть жизнь его была стеснена железными узами и безбедно прошла сей тесный путь заключения. Ст.19. Слово Господне разжже его. То есть не сам собою он узнал тайну снов фараоновых, но слово Господне воодушевило его. Понятие горения слову Божию приписывается и в других местах Св. Писания; напр., Лука 24:32. Ст.27. Положи словеса знамений Своих – Своим словом дал им силу творить знамения. Ст.41. Разверзе камень и потекоша воды, потекоша в безводных реки. Камень – это сердце человека; его именует каменным пророк по жестокости. Жезл Моисея, который ударил в камень, – это закон; его угроза поражает сердце, тогда текут из него воды – слезы умиления и сокрушения, как в безводной пустыне в человеке, который доселе не был приведен в чувство. Пс.105:29. Снедоша жертвы мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

8. «Обновится яко орля юность твоя» – юность твоя восстановится (вернется к тебе), как возвращается орлу сила с возобновлением перьев. Этими словами образно представляется последствие благодеяний Божиих. «Орля» – имен. пад. ед. ч. женск. р. от прилагательного «орль» – принадлежащий орлу, орлиный; «яко орля юность» – как юность орла. 9. «Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым» – «творяй» – подразумевается «есть» – творит. «Милостыня» здесь вообще в смысле милости, благодеяния. В еврейском тексте теперь читается не «милость», а «справедливость». Греческое слово, переведенное по-славянски словом «судьба», означает первоначально решение, приговор, осуждение, а также – законодательное определение, закон, устав. Поэтому слово «судьба» здесь, как и во многих других местах, следует понимать в смысле суд, справедливое решение. Ср. Пс.36:6 : «изведет (Бог) яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне» (т.е. «справедливость твою, как полдень»); Пс.118:43 : «яко на судьбы Твоя уповах» («на суды Твои я уповаю»). Таким образом, «творить судьбу обидимым» значит оказывать обиженным справедливость, восстановлять их в правах их. Подобное сопоставление милости и справедливости находим в Пс.32:5 : «любит милостыню и суд Господь», – по-еврейски «правду и суд»; ср. также Пс.100:1 : «милость и суд воспою Тебе, Господи». 10. «Сказа пути Своя Моисеови» – «Сказа» значит объявил, открыл, возвестил. Выражение «пути Господни» имеет два значения: во-первых, предначертания Божии, пути божественного домостроительства, пути, по которым Господу угодно вести кого-либо, напр., народ Свой. В этом смысле слово «путь» употреблено, напр., в Пс.24:10 : «вси путие Господни милость и истина»; Пс.144:17 : «праведен Господь во всех путех Своих, и преподобен во всех делех Своих». Во-вторых, – пути, данные от Господа людям, пути, по которым люди должны следовать во исполнение воли Божией, т.е. заповеди. Так, напр., Пс.142:8 : «скажи мне Господи путь, воньже пойду». В котором из этих двух значений следует понимать слово «путь» в настоящем случае, сказать с достоверностью трудно. По- видимому, параллельное выражение во второй половине стиха – «хотения Своя» – заставляет предпочесть второе из указанных значений (заповеди Божии – воля Божия). Однако в еврейском тексте вторая половина стиха читается иначе (вместо: хотения – дела), а потому и выражение «пути Господни» в первой половине там скорее приближается к первому из указанных значений.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

В гл. 5 описывается служба Элара из Лох-Кре, в к-рой Beati поются не в составе бдения, а в середине дня как дополнение к суточному кругу. Псалтирь читается целиком, после 50 псалмов совершается коленопреклонение и читаются Beati и Magnificat. В гл. 8 сказано, что Маэл Дитруб после каждого 2-го псалма вставлял краткую литанию, обращенную к арх. Михаилу, Пресв. Деве и святому дня (ora pro nobis). После ноктурн он совершал особое чинопоследование: гимны «Celebra Juda», «Cantemus in omni die», Пс 50 или только стих Пс 50. 11 (Averte faciem), гимн «Hymnum dicat», Beati и Magnificat. Сообщается также, что, когда Beati поются в рефектории, к ним присоединяются Magnificat, гимн «Hymnum dicat» и антифон «Unitas in Trinitate», Пс 68 или только стих Пс 68. 14 («Ego vero orationem»). На воскресном бдении Beati удваиваются. Во время воскресной трапезы читаются Пс 50, молитва «Columba sancte» и литания. В гл. 28 Маэл Руан предписывает петь гимн арх. Михаилу перед сном и гимн Пресв. Деве Марии утром, в середине дня в воскресенье - гимн арх. Михаилу, Beati, «Hymnum dicat», вечером в воскресенье - гимн Пресв. Деве и Beati, 100 коленопреклонений, гимн «Hymnum dicat» и антифон «Unitas in Trinitate» или гимн «Cantemus in omni die». В гл. 29 говорится о чтении 4 Евангелий за трапезой в течение года (целиком, начиная с Евангелия от Матфея). В гл. 30 описывается оффиций, в к-ром на 1-м часе поются Beati и «Hymnum dicat», первые 50 псалмов с Beati и «Cantemus in omni die», вторые 50 псалмов с Beati и гимном арх. Михаилу, потом третьи 50 псалмов с Beati и гимном Пресв. Деве, в конце «Отче наш» 30 раз. В гл. 31 указано деление каждой из 3 групп псалмов на 4 части, между ними следует читать «Отче наш» и совершать коленопреклонения. При псалмопении чередуется сидение и стояние. В гл. 33 приводится несколько вариантов распределения библейских песней во время пения псалмов. В др. сочинении, известном как «Учение Маэл Руана» (сер. IX в.), говорится, что Пс 118 читается 12 раз вместо всей Псалтири. Службы в церкви совершаются 2 группами монахов (по 2 монаха в каждой), которые прочитывают всю Псалтирь за ночь дважды, при этом каждый монах прочитывает всю Псалтирь в течение дня во время работы ( Gwynn E. J., ed. The Rule of Tallaght//Hermathena. 1927. Vol. 44 (2nd suppl.). P. 46-47).

http://pravenc.ru/text/1684161.html

§ 97. Четвёртая стихия? Внешний образ действий служащих: входы, выходы, освещения, каждения, облачения и пр. § 98. Как пользоваться огромным материалом Утреннего Богослужения? 1) Избирать особенно нужное и важное для слушателей именно наших; 2) изъяснять главное – мысль догматическую, нравственную, историческую; 3) некоторые предметы относить к литургийным; 4) вместо форменных бесед делать перечень в систематическом порядке. XVII. О дневном Богослужении А. Часы и Междочасия § 99. Общее содержание? 1) День естественный – проповедник славы Божией в мире видимом – через творение и промышление; 2) день Христианский – явление той же славы через искупление; 3) день каждого человека – вид новой жизни. Отсюда в Часах Междочасиях: а) великие дела Божия в мире вообще; b) в мире Христианском; с) потребности и образ жизни Христианской. Всё это главные темы. § 100. Первый Час и Междочасие? Темы: 1) вечность Божия, краткость жизни человеческой (2 Пс. 1-го часа); 2) чудеса творения о Промысла Божия в природе (2 и 3 Пс. междоч.); 3) участь нечестивых, упование благочестивых, чудеса Промысла Божия в судьбе человека и целых народов (1 Пс. Час. и Междоч.); 4) характер добродетельного (3 Пс. Ч.); 5) Потребности жизни изложены в молитвах; 6) кроме сего, как Полунощница напоминает нам молитву Господа в саду Гефсиманском, Утреня приведение к Анне и Каиафе и пр. так первый Час представляет искупителя, ведомого от Каиафы в претор и пр. § 101. Третий Час и Междочасис? Общие мысли те же что в 1-м Часе. Отличие: а) поскольку с изменением часов дня переменяются потребности жизни, то и псалмы направлены к этому изменению; 6) напоминание о страданиях Господа от времени осуждения до исшествия на Голгофу; с) сошествие Св. Духа на Апостолов. § 102. Шестой Час и Междочасие? Главный предмет – Спаситель на Кресте; отсюда Псалмы указывают: а) на предательство Иуды ( Пс.54:13 ); b) на буйство и ненависть Евреев; с) на землетрясение и мрак от 6-го до 9-го ( Пс.54:6 ); d) победу над смертью и адом; е) содержат внутреннюю историю чувств Искупителя на Кресте;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Псалом 90. Лист из Катаха (Псалтирь) св. Колумбы. Нач. VII в. (Dublin. RIA. S. n.) Псалом 90. Лист из Катаха (Псалтирь) св. Колумбы. Нач. VII в. (Dublin. RIA. S. n.) Одна из древнейших ирл. рукописей - Катах св. Колумбы (Dublin. RIA. S. n., нач. VII в.). Это галликанская Псалтирь, во многом зависящая от греческих источников. Сохранилось лишь 58 листов примерно из 110 (Пс 30. 10 - 105. 13). Псалтирь не имеет литургического деления, но надписания нек-рых псалмов (напр., с формулой legendus ad) содержат 18 титулов (Пс 2, 26-27, 40, 43-47, 49-50, 52, 68, 83, 90, 105-106, 129), к-рые часто интерпретируются как литургические указания ( Salmon P. Les «Tituli psalmorum» des manuscrits latins. R., 1959. P. 48-74). Однако др. исследователи полагают, что это элементы экзегезы, заимствованные из толкований отцов Церкви ( Dyer. 1989). Тем не менее титул Пс 64 - vox ecclesiae ante baptismatum paschalismatum («глас Церкви перед пасхальным крещением») - может указывать на литургическую практику. Псалтири, несомненно принадлежащие к К. о., разделены на 3 части по 50 псалмов каждая (выражение «три по пятьдесят» в ряде источников служит синонимом полной Псалтири, напр.: The Rule of Tallaght. 58/Ed. E. J. Gwynn//Hermathena. 1927. Vol. 44 (2nd suppl.). P. 80-81). Примерами таких Псалтирей являются рукописи Lond. Brit. Lib. Vitellius. F.XI (нач. X в.), Саутгемптонская Псалтирь (Cantabr. St. John " s. C.9, нач. XI в.), Псалтирь из Клонмакнойза (Edinbourg. Univ. Lib. 56, 1025 г.), Псалтирь Ригиварха (Dublin. Trinity College. 50, после 1055 г.; изд.: Lawlor H. J., ed. Psalter and Martyrology of Ricemarch. L., 1914. 2 vol.). Ряд Псалтирей содержат также библейские песни и коллекты (напр., Lond. Brit. Lib. Cotton. Galba. A. V., XII в.). В основном библейские песни соответствуют рим. традиции: после Пс 50 указаны Песнь вавилонских отроков (Benedicite), Песнь из Ис 12 (Confitebor), Песнь Езекии из Ис 38 (Ego dixi); после Пс 100 - Песнь прор. Анны из 1 Цар 2 (Exultavit), Песнь прор. Моисея из Исх 15 (Cantemus), Песнь из Авв 3 (Domine audivi); после Пс 150 - Песнь прор. Моисея из Втор 32 (Audite caeli) (см.: Mearns J. The Canticles of the Christian Church, Eastern and Western, in Early and Medieval Times. Camb. (GB), 1914. P. 68-70). При этом само деление Псалтири на 3 части хотя и встречается в др. зап. обрядах (см., напр.: Magistretti M., ed. Beroldus, sive ecclesiae ambrosianae mediolanensis kalendarium et ordines saec. XII. Mil., 1894. P. 57-58), но более характерно для вост. традиции (Il testo integrale della «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «Ερμηνεαι» di Nicone/Ed. A. Longo//RSBN. 1965/1966. Vol. 2/3(12/13). P. 251-252), с к-рой ирл. традицию объединяет чередование стояния и сидения во время чтения групп псалмов и чтение «Отче наш» и библейских песней между 3 группами псалмов.

http://pravenc.ru/text/1684161.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010