154 Давид просит указать ему путь, по которому он мог бы идти, может быть в течение всей жизни, как например, и в Пс.24:4 , но очень может быть и тот только путь, идя которым, он мог бы спастись от преследования Авессалома. Но первое понимание особенно вероятно, потому что далее снова, умоляя об избавлении от врагов, Давид просит, как ему научиться исполнять Божественную волю, просит, чтобы Бог руководил его всегда так, чтобы он мог достигнуть и жизни будущей, где несравненно более царствует правда, чем даже в земле богоизбранной, Еврейской, (ср. Пс.24:4,5, 50:13, 26:11 . – Ис.26:10 ). 155 Что касается моления Давида об истреблении врагов, то в каком бы роде ни желалось это истребление: – в виде ли рассеяния их, или полного погубления их, во всяком случае это моление совершенно неизбежное, даже и не с ветхозаветной только точки зрения Давида, который каждое утро имел обыкновение строго, но по закону, расправляться с разными беззаконниками (см. Пс.100:8 ), тем более не мог он терпеть коварных и злых бунтовщиков, восставших на него для удовлетворения своих честолюбивых страстей (см. Пс.100 ). 156 Во время последних трех псалмов священником читается пред царскими вратами 12 молитв, в которых он просит Господа о всех предстоящих, чтобы Он спас их силою Своею, отогнал бы лукавое от сердец их, благодарит за дарование света и молит о свете духовном. Кроме того здесь есть прошения, находящиеся во всей Утрене. 158 Эти слова ( Пс.117:26–27 ) представляются произносящимися за нас (братьев о Христе), как эти слова впервые произносил народ по поводу восшествия Давида на престол, на который он возводился Богом. И как тогда певец приглашал всех прославлять Господа, так и теперь каждый должен возбуждаться этими словами к хвалению Иисуса Христа, Которого встречали этими словами при входе Его в Иерусалим. 159 Давид, подвергаясь нападению множества врагов, говорит это о себе, но теперь их должно относить к Тому, Кого он прообразовал, т.е. к Иисусу Христу, Которого действительно тоже весьма многие окружав с враждебными целями и даже распяли, но все же Он остался жив и не перестает научать нас, как Сам через Его слова, сохраненные в Евангелиях, так и через Святого Духа, и непосредственно, так как он наш Царь и Глава Христианской Церкви. Он Сам относил к Себе эти слова ( Мк.12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Заключенный вместе с Силою (в темницу), имея ноги в ко­лодке, он после оскорблений и побоев предавался молитве и псалмо­пению и бдение принесло ему прекрасный плод, потому что они удо­стоились особой чести от Бога ( Деян. 16 ). " Общник я всем боящимся Тебя и хранящим заповеди Твои» ( Пс.118:63 ), Симмах, вместо «общник», перевел: «связанный», а по сирскому переводу – «друг». Отворачиваясь от тех, чьи желания противны Твоим заповедям, я имел своими друзьями и близкими тех, кто впереди всего ставит страх пред Тобою и всему предпочитает жизнь, согласную с зако­ном. Это сказал и в другом псалме: «мне весьма почтенны друзья Твои, Боже» ( Пс.138:17 ), а от приточника мы слышали: «общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится» ( Притч.13:21 ). Итак, те, которые имеют страннолюбие подобно Аврааму, входят с ним в общение; точно так же те, ко­торые имеют ревность Илии или кротость Моисея и Давида, – тогда как те, которые являются подражателями злых дел, слышат: «если ты видел вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие« ( Пс.49:18 ). Не будем же, братие, входить в общение с такими людьми: (пусть наша часть будет) с теми, кто предан добру. Ведь не мало примеров, что грешники гибли и вместе с со­бою губили других. А когда кто-нибудь станет приглашать вас ко греху, ответьте ему: »не сидел я в собрании суетном и к нарушителям закона не в ойду« ( Пс.25:4 ). »Не полагал пред очами моими дела законопреступного, творящих преступление я возненавидел» ( Пс.100:3 ). «Милости Твоей, Господи, полна земля, оправдания м Твоим научи мен я " ( Пс.118:64 ). 10. На всех, говорит пророк, Ты обильно изливаешь источ­ники Своей милости: Твое солнце сияет на добрых и злых, а дождь падает на праведных и неправедных, и Ты не разражаешься гне­вом ежедневно, но долготерпишь и к разорителям чужих браков, и к оскверненным неправедно пролитою кровью, и к присвояющим себе чужое, и к оскверняющим свой язык хулою, и к другим, совершающим что-либо беззаконное. Имея столь великое человеколю­бие, удостой его и меня, Владыка, давая мне уразуметь Твои оправ­дания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Если, возлюбленный, придет к тебе брат и будет упрашивать тебя, говоря: " " Иди с нами, приобщися крове» ( Притч.1:11 ), в совете нашем составим единодушное между собой братство, а кто говорит нам напротив, тех отдалим от себя, старцам пойдем наперекор и седины не устыдимся, наговорим грубостей приставникам дома, насмеемся над безмолствующим, надругаемся над благоговейными, всех подчиним себе, составим себе имя, обличаемые – не станем молчать, дружно возвысим голос, чтобы не обнаружилась ложь наша, когда обратятся к нам с увещаниями, поддержим свою гордость, когда станут упрашивать, превознесемся, «да будет нам крепость закон правды: не крепкое бо неполезно обретается» ( Прем.2:11 )», – то не ходи одним путем с этими людьми, «уклонися же от них, и измени: не уснут бо, аще зла не сотворят» ( Притч.4:16 ). А говорящему это отвечай: «Не мое это дело. И ты бежал сего, но опять тому же хочешь работать? Какая же польза от пострижения власов? Какую из этого извлекут для себя выгоду люди? Твердо держим у себя в уме, что оставили мир, чтобы стать монахами; как же хочешь возмущать души братьев? Но ты, слыша правду, не гневайся, ибо общая в этом польза. Не понимаешь разве, что поем? А поем не это ли: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь» ( Пс.1:1–2 )? И еще: «Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет» ( Пс.1:6 ). И в другом псалме говорит: «Яко се удаляющий себе от Тебе, погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть» ( Пс.72:27–28 ). И еще говорит: «Врази Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша» ( Пс.36:20 ); «Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира» ( Пс.36:11 ). В другом псалме поется: «Что хвалишися во злобе сильне? Беззаконие весь день» ( Пс.51:3 ). «Не живяше посреде дому Моего творяй гордыню, глаголяй неправедная, не исправляше пред очима Моима» ( Пс.100:7 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/po...

3–41 (по евр. сч.), собранные самим Давидом Давидовы псалмы, с прибавлением Пс 2 -го, который, по ясному указанию в 7 ст на данной Давиду обетование, заступает место надписания его имени (И того 2 по 41=40 Псс.=4х10); 2) Псс. 42–50 (=3х3+40=49=7х7), – псалмы современников Давида и Соломона, собранные Асафом, с его 50 псалмом, который заступает место подписи его имени; 3) Псс. 51–7 (=7х3+49=70=7х10), – псалмы Давида, собранные Соломоном, с присоединением его 72 псалма вместо подписи его имени; 4) Пс. 73–85 (7+2х3 или 10+3=13+71=84=7х12), – псалмы современников Давида и Соломона, больше всего Асафовы. Это – четыре основные собрания; из них второе, третье и четвертое – елогимические, соответственно временам Соломона, которому однако, заметим, свойственны не только елогимические писания, как кн Екклезиаста, но также и иеговические, как книга Притчей и Псалмы 126 и 131-й. Затем следуют три собрания: 5) Псс. 86–100 (=15, т.е. 12+3 или 3х5); 6) Пс. 101–107 (=7 псс); 7) Псс. 108–118 (=11, т.е. 2х3+5), которые все, начинаясь Давидовыми, оканчиваются богослужебными псалмами из времени пред наступлением плена, не смотря на то, что, прибавим от себя, начиная с 105-го псалма, все последнего рода псалмы содержат в себе или молитвы об избавлении из плена и рассеяния, или благодарность Господу Богу за избавление. После того как эти три последние собрания соединены были с четырьмя первыми, приставлен был в начале их Пс. 1 -й. Эта древнейшая Псалтирь из времени предшествующего плену увеличена была потом: 8) Псс. 120–137 (=18, т.е. 3х5+3), – собранием песней степеней, оканчивающимся двумя богослужебными 135 и 136, с присоединением от автора Пс. 137 , следовательно после плена; и 9) Псс. 138–149 (=12), – новым дополнительным собранием Давидовых псалмов с прибавлением богослужебных от времени по возвращении из плена, с Пс. 150 -м, как заключительною песнью, собирателя. Оба эти собрания присоединены были к Книге Псалмов 1–118, с прибавлением впереди их 119 Пс., который есть распространение Пс. 1 -го, в духе субъективного благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Например: « посылаше заутра» (ορφρω) « пророк» (ср.: Иер. 25, 4). И « заутра» (πρωι) « услыши глас мой;» и « заутра» (πρωι) « предстану Ти, и узриши мя» (ср.: Пс. 5, 4). И « от нощи утренюет» (ορφριζει) « дух мой к Тебе, Боже» (ср.: Ис. 26, 9). И « Боже, Боже мой, к Тебе» (ορφριζω) « утренюю» (Пс. 62, 2). И « воутрия» (εις τας πρωιας) « избивах вся грешныя земли» (ср.: Пс. 100, 8). И « вечер водворится плач, и заутра» (εις το πρωι) « радость» (Пс. 29, 6). Итак, почему сообразно прочим благодеяниям Божиим, явленным людям, Пророки посылаются «заутра»? Потому что всякое слово, исходящее от Бога, достигает к нам, способным слышать волю Божию, касаясь не тех, которые еще в детском неразумии, но тех, которые имеют уже естественные понятия к различению добра и зла. О них–то говорит пророческое слово, что, как скоро они приникнут и как бы возведут душевные взоры из прежнего неведения в разумение и сердечными очами приимут некоторый свет, тотчас спадает в них Божие слово, определяющее, что должно делать и что досточестно. Тот же смысл имеет и место в псалме: « Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти» (Пс. 5, 4). Пока вокруг души нашей ночь и не восходило солнце, невозможно нам быть услышанным от Бога. Но когда душа, очистившись от незнания Бога, вознесет молитвы, став в светлости разумного и духовного дня, тогда имеет она Бога, слышащего глас ее. Потому Пророк и говорит: « заутра предстану Ти, и узриши мя». Ибо если хочешь востать Богу, то не воставай ни на какое худое дело, но исполни заповеданное Моисею: « Ты же стань в этом месте передо Мною» (ср.: Исх. 33, 21), стань твердо, непоколебимо, неподвижно, востань к Нему верой, чтобы соделаться достойным видеть зрелища истины. « Востану Ти», — говорит Пророк, — « и узриши мя». Пока человек рассматривает красоту, обнаруживающуюся в вещах видимых, называется он естествоиспытателем или естествословом. А когда, простершись далее сего, востанет Самому Богу, зная уже, в какой мере все крайне прекрасно, и от красоты, во всем этом видимой, востекши к истинно прекрасному и достолюбезному, что обыкновенно бывает видимо только душам чистым, тогда, проникнув в нечто высшее естествословия, и иными называемое превышеестественным (μεταφυσυκα), может он сделаться тайнозрителем (εποπτικος). Посему говорит: Когда «востану Ти» и приближусь умом к созерцанию Тебя, тогда, чрез озарение ведения, восприиму тайнозрительную деятельность. С сим согласно сказанное: « Небеса поведают славу Божию» (Пс. 18, 2), не потому что они издают ощутительный для нашего слуха голос, но потому что упражнявшийся в законах миростроения и познавший устройство всего небесного из сего, так как бы оно издавало глас, изучает величие славы Сотворшего. К сему возбуждает нас и Пророк, говоря: « Воззрите на высоту очима вашима и видите, кто показа» (слав.: сотвори) « сия вся?» (Ис. 40, 26), ибо возвышенно умствовать — значит взирать вверх и чрез видимое возводиться к мысли о Сотворшем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В гл. 5 описывается служба Элара из Лох-Кре, в к-рой Beati поются не в составе бдения, а в середине дня как дополнение к суточному кругу. Псалтирь читается целиком, после 50 псалмов совершается коленопреклонение и читаются Beati и Magnificat. В гл. 8 сказано, что Маэл Дитруб после каждого 2-го псалма вставлял краткую литанию, обращенную к арх. Михаилу, Пресв. Деве и святому дня (ora pro nobis). После ноктурн он совершал особое чинопоследование: гимны «Celebra Juda», «Cantemus in omni die», Пс 50 или только стих Пс 50. 11 (Averte faciem), гимн «Hymnum dicat», Beati и Magnificat. Сообщается также, что, когда Beati поются в рефектории, к ним присоединяются Magnificat, гимн «Hymnum dicat» и антифон «Unitas in Trinitate», Пс 68 или только стих Пс 68. 14 («Ego vero orationem»). На воскресном бдении Beati удваиваются. Во время воскресной трапезы читаются Пс 50, молитва «Columba sancte» и литания. В гл. 28 Маэл Руан предписывает петь гимн арх. Михаилу перед сном и гимн Пресв. Деве Марии утром, в середине дня в воскресенье - гимн арх. Михаилу, Beati, «Hymnum dicat», вечером в воскресенье - гимн Пресв. Деве и Beati, 100 коленопреклонений, гимн «Hymnum dicat» и антифон «Unitas in Trinitate» или гимн «Cantemus in omni die». В гл. 29 говорится о чтении 4 Евангелий за трапезой в течение года (целиком, начиная с Евангелия от Матфея). В гл. 30 описывается оффиций, в к-ром на 1-м часе поются Beati и «Hymnum dicat», первые 50 псалмов с Beati и «Cantemus in omni die», вторые 50 псалмов с Beati и гимном арх. Михаилу, потом третьи 50 псалмов с Beati и гимном Пресв. Деве, в конце «Отче наш» 30 раз. В гл. 31 указано деление каждой из 3 групп псалмов на 4 части, между ними следует читать «Отче наш» и совершать коленопреклонения. При псалмопении чередуется сидение и стояние. В гл. 33 приводится несколько вариантов распределения библейских песней во время пения псалмов. В др. сочинении, известном как «Учение Маэл Руана» (сер. IX в.), говорится, что Пс 118 читается 12 раз вместо всей Псалтири. Службы в церкви совершаются 2 группами монахов (по 2 монаха в каждой), которые прочитывают всю Псалтирь за ночь дважды, при этом каждый монах прочитывает всю Псалтирь в течение дня во время работы ( Gwynn E. J., ed. The Rule of Tallaght//Hermathena. 1927. Vol. 44 (2nd suppl.). P. 46-47).

http://pravenc.ru/text/1684161.html

§ 97. Четвёртая стихия? Внешний образ действий служащих: входы, выходы, освещения, каждения, облачения и пр. § 98. Как пользоваться огромным материалом Утреннего Богослужения? 1) Избирать особенно нужное и важное для слушателей именно наших; 2) изъяснять главное – мысль догматическую, нравственную, историческую; 3) некоторые предметы относить к литургийным; 4) вместо форменных бесед делать перечень в систематическом порядке. XVII. О дневном Богослужении А. Часы и Междочасия § 99. Общее содержание? 1) День естественный – проповедник славы Божией в мире видимом – через творение и промышление; 2) день Христианский – явление той же славы через искупление; 3) день каждого человека – вид новой жизни. Отсюда в Часах Междочасиях: а) великие дела Божия в мире вообще; b) в мире Христианском; с) потребности и образ жизни Христианской. Всё это главные темы. § 100. Первый Час и Междочасие? Темы: 1) вечность Божия, краткость жизни человеческой (2 Пс. 1-го часа); 2) чудеса творения о Промысла Божия в природе (2 и 3 Пс. междоч.); 3) участь нечестивых, упование благочестивых, чудеса Промысла Божия в судьбе человека и целых народов (1 Пс. Час. и Междоч.); 4) характер добродетельного (3 Пс. Ч.); 5) Потребности жизни изложены в молитвах; 6) кроме сего, как Полунощница напоминает нам молитву Господа в саду Гефсиманском, Утреня приведение к Анне и Каиафе и пр. так первый Час представляет искупителя, ведомого от Каиафы в претор и пр. § 101. Третий Час и Междочасис? Общие мысли те же что в 1-м Часе. Отличие: а) поскольку с изменением часов дня переменяются потребности жизни, то и псалмы направлены к этому изменению; 6) напоминание о страданиях Господа от времени осуждения до исшествия на Голгофу; с) сошествие Св. Духа на Апостолов. § 102. Шестой Час и Междочасие? Главный предмет – Спаситель на Кресте; отсюда Псалмы указывают: а) на предательство Иуды ( Пс.54:13 ); b) на буйство и ненависть Евреев; с) на землетрясение и мрак от 6-го до 9-го ( Пс.54:6 ); d) победу над смертью и адом; е) содержат внутреннюю историю чувств Искупителя на Кресте;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Пс.118:98.   Паче враг моих умудрил мя еси заповедию Твоею, яко в век моя есть. Давид все приписывает божественной благодати. Преданность «заповедям» отгоняет слепоту от очей «ума» и «умудряет» человека против козней «врагов» видимых и невидимых (Златоуст, Феофан). Пс.118:99.   Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть. Хотя и сказал Христос, что «ученик не выше учителя и раб не выше господина своего» (Лк. 6:40; Мф. 10:24), но это было сказано Спасителем после того, как Он, наперед объяснившись, сказал определенно: не называйте себе учителем никого на земле: ибо у вас один Учитель, сущий на небесах (см.Мф. 23:7—8). Итак, в отношении к тому-то Учителю ученик не выше Его, а означаемые здесь многие «учащие» не таковы, но такие, над которыми ученик чаще становится не только выше, но и «разумнее» , через усерднейшее упражнение в слове Божием (Евсевий). Пс.118:100.   Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках. За что же так благодать просветила Давида, что он «разуме» дела Божии «паче старец» ? — За то, что он «заповеди» Божии «взысках» . Благодать восполняет зрелость и мудрость старческая делается достоянием нестарого летами, ибо возраст старости — «житие нескверно» (Прем. 4:9). Давид с ранних лет поставил законом своей жизни — благоугождать Богу усердным исполнением «заповедей» Его, зная, что «в злохудожную душу не входит премудрость» (Прем. 1:4) (Амвросий). Пс.118:101.   От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя. «Уклонение от путей лукавых» — есть внешний труд, к нему должно присоединять и труд внутренний — «возбранение» мысленным «ногам» от мысленных «путей лукавых» . Главное: уклонение от злых помыслов. Если поспешишь заменить злые помыслы добрыми — то дело твое в 100 раз облегчится (Феофан). Пс.118:102.   От судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми еси. «Суды» Божии — это заповеди, крепкая вера в непрестанно бодрствующий всевидящий Промысл Божий, определяющий все случайности нашей жизни. Ближайшая и прямая воля Божия — случай на добро, который у тебя пред глазами (Феофан).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

3) Корей и Асаф были руководителями хора (см.: 1Пар. 6:31–33,39; 15:16; 16:4–7 ). Сборник псалмов «сынов» Кореевых, прославляющих гору Сион, составляют псалмы 41 – 48, 83, 86. Книга Асафа, представленная псалмами 49, 72 – 82, посвящена теме Божьего суда и Его пастырской заботе о Своем народе. 4) Упоминаются также, хотя и гораздо реже, начальник хора Идифум ( Пс. 38, 61, 76 ), Ефам Езрахит ( Пс. 88 ), Эман Езрахит ( Пс. 87 ; ср.: 3Цар. 4:31 ) и Моисей ( Пс. 89 ). Большинство же псалмов приписывается Давиду (3 – 31; 33 – 40; 50 – 64; 67 – 69; 100, 102, 107–109; 121; 130; 132; 137, 138, 139 – 144). 5) Существует особое мнение о важности надписания псалмов. Одно время считалось, что большинство псалмов относится к маккавейскому периоду израильской истории (I в. до н. э.), и предпосланные им заголовки просто убирались волевым решением редакторов. Позже псалмы стали датировать временем, предшествовавшим вавилонскому плену (хотя мнения о том, какие псалмы могли относиться к периоду Израильских царей, разделились). Это согласуется с предположением, что надпись «Давида» означает его авторство. Однако мало кто разделяет точку зрения М. Гулдера (Goulder M. G. The Prayers of David: Psalms 51 – 72, Studies in the Psalter II, JSOTS 102, Sheffield, 1990) и принимает авторство Давида всерьез. Но нет и серьезных оснований не делать этого. Конечно, эти заголовки были добавлены в результате редакторской работы над Псалтирью (на что указывает использование формы третьего лица), но уже ко времени Септуагинты (II или III вв. до н. э.) многие использованные здесь термины были непонятны, и никто не может с уверенностью сказать, как далеко зашли редакторские поправки. Эти надписания дошли до нас как часть масоретского еврейского текста (где они являются первым стихом конкретного псалма), а в Новом Завете Иисус Христос , апостолы Петр и Павел оперируют ими как достоверными аргументами. Доводы против принятия всерьез этих надписаний сводятся к тому, что факты из жизни Давида, на которые даются указания в ряде псалмов (напр.: Пс. 3, 7, 17 и др.), представляются не более чем догадками редакторов, и неизвестно, была ли реальная связь между этими событиями и данными псалмами. Оставляя в стороне соображение, что древний автор вряд ли мог действовать так грубо и небрежно, отметим, что подобное обвинение само по себе приводит к отрицанию природы псалмов как медитации, ставя их в разряд простого повествования, констатации фактов. В каждом конкретном случае можно удостовериться, что именно Давид озвучил их либо непосредственно в данном эпизоде, либо в последующих размышлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   Дальнейшую ступень в формировании службы Воздвижения и особенно в развитии самого обряда воздвижения креста представляет собой «Канонарь» (устав) при Евангелии в библиотеке Синайского монастыря, в греч. рукописях ΙΧ-ΧΙ вв. с практикой по большей части той же Константинопольской св. Софии, но несколько позднейшей, чем в рассмотренном выше памятнике. Здесь уже вводится в вечерню и утреню праздничный элемент, но очень небольшой — в виде прокимна, чтений и тропаря. Указывается «на вечерне прокимен гл. 3 „Сказа Господь спасение Свое, пред языки...» стих: „Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна...» (Пс. 91). Другой: „Дал еси боящимся Тебе знамение», стих: „Боже, отринул ны еси» (Пс. 59) [Паремии нынешние]. На отпусте вечерни тропарь гл. 1 «Спаси, Господи»; тот же и на „Бог Господь». Последование св. воздвижения Честного и Животворящего Креста. По „Слава в вышних» восходят иереи (а в предыдущем памятнике певцы) на амвон и начинают петь все по чину тропари св. воздвижения (указаны 1, 2 и 4-й из предыдущего памятника). И народ равным образом каждый из них, и на конце (ες τελευταον — какой то литургический термин) тропарь „Токмо водрузися» (в предыдущем памятнике 3-й, и все эти тропари поются после воздвижения, а до него — неизвестные). Восходит на (амвон) иерей [архиепископ] и крест и кадилыцик (θυμιατς) и творит три коленопреклонения, в какой бы день ни было Воздвижение, и став на восток знаменает трижды крестом молча и творя первое воздвижение. И начинает диакон „Господи помилуй» дивно (θαυμαστικς — неизвестный музыкальный термин) с народом трижды, а остальные (22) „Господи помилуй» [на мотив] призывательные (παρακλητικα — неизвестный музыкальный термин). Начинает воздвижение креста от груди (не от пола, как ныне) при восклицании народом [других] «Господи помилуй», пока не станет крест с простертых рук архиерея выше главы его. И при спускании [арх] иереем креста с высоты, исполняет (оканчивает) народ восклицание „Господи помилуй» 100 раз (50). И на второе воздвижение к востоку равным образом прежде диакон начинает дивно 3 и народ 50 дивно и 50 призывательно и исполняет 100. 2-е воздвижение бывает на юг, 3-е на запад, 4-е на север и тотчас начинает поклонение кресту, поя „Вознесыйся на крест», пока не поклонится весь народ. Прокимен на отпусте утрени [глас 4]: „Сказа Господь спасение», писан на вечерни. Евангелие» — нынешнее утреннее. «На литургии входное гл. 4 „Вознесыйся на крест волею». Вместо Трисвятого гл. 6 „Кресту Твоему покланяемся " " . Литургийные прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен нынешние, только аллилуарий один — первый, и для причастна указан глас: 4-й. Таким образом, кроме отмеченных незначительных разностей по сравнению с предыдущими памятниками, этот имеет значительно более развитый и еще более близкий к нынешнему обряд воздвижения креста: воздвижение здесь 4-кратное (или 5-кратное — неясно) с пением 50-кратного по древнейшей редакции памятника и 100— кратного по позднейшей «Господи помилуй».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010