Псалмы имеют различный характер: по назначению и тону они разделяются на хвалебные или гимны – tehillah, просительные или молитвы – tefillah, на покаянные, на благодарственные, на учительные – mascil. В христианском богословии имеют особенное значение так называемые мессианские псалмы: 2,8,15,21,39,44,68,71 и 109, в коих с наибольшею подробностью излагаются пророчества о Мессии. У Евреев вся Псалтирь, подобно Пятокнижию, разделяется на 5 частей, имеющих разные окончания. Первая часть: 1–41пс., заключает в себе исключительно псалмы Давида, надписанные и свидетельствуемые преданием (пс.1–2= Деян.4:24–26 ), и заканчивается славословием: аминь и аминь. Вторая часть: 42–72пс., заключает в себе псалмы разных лиц: семь псалмов сынов Кореевых (42–49), один – Асафа (50-й по евр. счету, а по нашему – 49-й), 18-ть Давидовых (51–65, 68–70), три безымянных (66–67 и 71) и один Соломонов (72), заканчивается славословием и историческим замечанием: кончилась молитва Давида, сына Иесеева. Третья часть: 73–89 пс., заключает в себе одиннадцать псалмов Асафа (73–83), три псалма сынов Кореевых (84–85 и 87), один Давидов (86) и два псалма Эмана и Эфама Езрахитовых (88–89); заканчивается одним славословием: аминь и аминь. Четвертая часть: 90–106пс., начинается псалмом Моисея, человека Божия (90), продолжается (91–100) и заканчивается (102,104–106) безымянными и между ними имеет два Давидова псалма (101 и 103). Заканчивается славословием: аминь аллилуия. Последняя пятая часть: 107–150пс., состоит преимущественно из безымянных псалмов (107,114–119,135–137,146–150) и песней восхождений (120–134) и среди них имеет один принадлежащий Соломону (127) и одиннадцать – Давиду (108–110, 138–145 184 ). Заканчивается славословием: всякое дыхание да хвалит Господа. Из представленных указаний видно, что различие частей не соответствует различию псалмопевцев. Точно также смешанно в них употребление имен Божиих: в первой части употребляется преимущественно имя Иегова (272 раза) и немного Елогим (15); во второй части преимущественно Елогим (164) и немного Иегова (31); в третьей части употребляются поровну: Елогим (43) и Иегова (44), в четвертой и пятой частях преимущественно Иегова 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

38) проходящем деятельную жизнь говорится, что он, временно проживает во плоти, как пришлец имеющий целию деланием добродетелей отсечь от души своей сочувствие к плоти и отторгнуть себя от вещественных прелестей. А о том, кто проходит жизнь созерцатедьную, говорится, что он в самой добродетели пришельствует, как в зерцалах еще и гаданиях созерцающий истину. Ибо еще неузрены им, чрез вкушение как бы лицем к лицу, подлинные виды чаемых благ, как оне есть. И всякий Святый в отношении к будущим благам образом ходит, вопия: пресельник аз есмь и пришлец, якоже вси отцы мои (Пс. 38, 7, 13) 39) Хорошо всегда, от всего упраздняясь, искать Бога, как нам повелено (Пс. 45, 11; 104, 4). Ибо хотя по свойству настоящей жизни, ища Его, мы не можем дойти до предела глубины Божией, но, может быть, и малость некую глубины Его достигнув, узрим Святых святейшее, и духовных духовнейшее. Это образно показывает и Архиерей, когда от Святаго (первая часть скинии), которое святее двора, входит во Святое святых, которое святее святаго 19]. 40) Если Сын Бога и Отца, Бог — Слово того ради соделался Сыном человеческим и человеком, да человеков соделает богами и сынами Божиими: то да веруем, что будем там, где ныне есть Сам Христос, как глава всего тела (Кор. 1, 18), соделавшийся Предтечею о нас к Отцу по человечеству. Ибо в сонме богов, т. е. спасаемых, будет стоящим посреде Бог, разделяя удостоения (сколько кто достоин) тамошняго блаженства, без местнаго однакож отстояния достойных одних от других 25]. 41) Кто исполняет еще страстныя вожделения плоти, тот живет в земле халдейской, как служитель и делатель идолов. Когда же, разсудив здраво, придет он несколько в познание подобающаго ему по естеству образа жизни (и возимеет к нему сочувствие); тогда, оставя землю Халдейскую, идет в Харран Месопотамский (Быт. 11, 28—31), — т. е. в состояние, сопредельное добродетели и греху, не чистое еще от чувственной прелести. А когда он пройдет за пределы этаго средняго чувственнаго разумения добра; тогда вступает в землю благую, т. е. в состояние, свободное от всякаго греха и неведения, которое не ложный Бог показывает и дать обещает, как награду добродетели, любящим Его 26].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

24–30 Творец и творение: Творец – Господь жизни, смерти и обновления. Земля бурлит активностью живых тварей – от мельчайших обитателей моря до морских чудовищ, наподобие устрашающего левиафана ( Иов. 41:1 и дал.) – и кипучей деятельностью человека. Но все сущее (независимо от того, сознают это сами твари или нет) зависит только от Творца, существует только тем, что Он дает, подчинено Его Божественному провидению, определяющему час смерти и саму жизнь на земле, которая продолжается только потому, что в Его воле обновить эту жизнь. 31–35 Творец и творение: святой Творец и Его радость в сотворенном. Слава здесь означает славу Творца, проявленную в сотворенной Им вселенной. Пожелай Он убрать эту славу – и вселенная исчезнет. Она существует и поддерживается только Творцом. Вся вселенная, при всей ее кажущейся крепости, предельно хрупка под Его взглядом и прикосновением. Такой Творец достоин вечной хвалы, но эта хрупкость страшит, и нам остается лишь смиренно молиться, чтобы песнь наших слабых уст была приятна слуху Создателя, потому что Он свят и грешники не имеют удела в Его творении (35). Что может душа моя? Лишь одно – осознав все величие Творца, обратиться к Нему в хвале и славословии. Псалом 104. Не только устами, но и всей своей жизнью В Библии нет повествовательной поэзии в общепринятом смысле этого понятия, т. е. пересказа истории в поэтической форме. В таких псалмах, как Пс. 77, 104, 105, 135 , интерес представляет не историческая канва событий, а скорее их символическое значение и возникающие в памяти параллели на определенную тему. В Пс. 104 обозреваются важнейшие этапы водительства Богом народа израильского. В нем представлены три этапа. Первый – это период патриархов ( Быт. 12 – 50 ), включающий заключение завета (7–11), кочевую жизнь в Ханаане (12–15) и историю Иосифа в Египте (16–22). Второй этап – время исхода из Египетского плена ( Исх. 1 – 12 ): Израиль входит в Египет (23–25), Моисей и египетские язвы (26–36), Израиль выходит из Египта (37–38). Третий этап – блуждание в пустыне (39–43; Исх. 13 – 19 ) и вступление в Ханаан (44; Нав.). Этот продолжительный экскурс в историю рисует лишь одну картину, на ней – Господь, верный Своим обетованиям, неисследимый в путях Своих, но всегда думающий о Своем народе, неизменно заранее предусматривающий все для его блага и обеспечивающий все его нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

34. Pag. 968. 35. Pag. 968. 36. Pag. 968. 37. Pag. 969. 38. Pag. 970. 39. Pag. 970. 40. Pag. 970. 41. Pag. 972. 42. Pag. 974. 43. Pag. 974. 44.  …сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19. Pag. 974). 45. Pag. 974. 46. Pag. 974. 47. Pag. 975. 48. Pag. 975. 49. Pag. 976. 50.  Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя (Пс. 7. 17). 51. Pag. 976. 52. Pag. 1084. 53. Pag. 1071. 54. Pag. 1069. 55. Pag. 1069. 56. Pag. 1069. 57. Pag. 1067. 58. Pag. 1071. 59. Pag. 1069. 60. Pag. 1077. 61. Алфавитный патерик. 62. Pag. 1077. 63. Pag. 1077. 64. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 269. 65. Pag. 1073. 66. Pag. 1073. 67. Pag. 1073. 68. Pag. 1073. 69. Pag. 1075. 70. Pag. 1075. 71. Pag. 1075. 72. Pag. 1075. 73. Pag. 1075. 74. Pag. 1075. 75. Pag. 1075. 76. Pag. 1075. 77. Pag. 1075. 78. Pag. 1075. 79. Pag. 1075. 80. Pag. 1075. 81. Pag. 1076. 82. Pag. 1076. 83. Pag. 1076. 84. Pag. 1076. 85. Алфавитный патерик. 86. Pag. 1076. 87. Алфавитный патерик. 88. Pag. 1076. 89. Pag. 1076. 90. Pag. 1076. 91. Pag. 1076. 92. Pag. 1076. 93. Pag. 1076. 94. Pag. 1076. 95. Pag. 1076. 96. Pag. 1076. 97. Pag. 1076. 98. Pag. 1077. 99. Pag. 1077. 100. Pag. 1077. 101. Pag. 1077. 102. Pag. 1077. 103. Pag. 1077. 104. Pag. 1077. 105. Pag. 1077. 106. Pag. 1077. 107. Pag. 1077. 108. Pag. 1077. 109. Pag. 1077. 110. Pag. 1077. 111. Pag. 1077. 112. Pag. 1078. 113. Pag. 1078. 114.  …все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2. 16). 115. Pag. 1078. 116. Pag. 1078. 117. Pag. 1078. 118. Pag. 1078. 119. Pag. 1078. 120. Pag. 1078. 121. Pag. 1080. 122. Pag. 1080. 123. Pag. 1080. 124. Лк. 12. 35. 125. Pag. 1080. 126. Pag. 1080. 127. Pag. 1080. 128. Pag. 1080. 129. Pag. 1080. 130. Pag. 1080. 131. Pag. 1080. 132. Pag. 1080. 133. Pag. 1080. 134. Pag. 1080. 135. Pag. 1080. 136. Pag. 1081. 137. Pag. 1081. 138. Pag. 1081. 139. Pag. 1081. 140. Pag. 1081. 141. Pag. 1081. 142. Pag. 1081. 143. Pag. 1081. 144. Pag. 1081. 145. Pag. 1081. 146. Pag. 1081. 147. Pag. 1081.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   Псалтирь содержит в себе 150 отдельных священных песней, преимущественно имевших богослужебное употребление, и может быть названа книгой священных песнопений еврейского народа. По прекращении храмового культа, она сделалась преимущественно молитвенной книгой для общественных собраний и домашней молитвы (Пс.101:1). Псалмы имеют различный характер: по назначению и тону они разделяются на хвалебные или гимны — tehillah, просительные или молитвы — tefillah, на покаянные, на благодарственные, на учительные — mascil. В христианском богословии имеют особенное значение так называемые мессианские псалмы: 2, 8, 15, 21, 39, 44, 68, 71 и 109, в коих с наибольшей подробностью излагаются пророчества о Мессии.    У евреев вся Псалтирь, подобно Пятикнижию, разделяется на 5 частей, имеющих разные окончания. Первая часть: 1—41 псалмы, заключает в себе исключительно псалмы Давида, надписанные и свидетельствуемые преданием (Пс.1—2 ­­ Деян.4:24—26), и заканчивается славословием: аминь и аминь. Вторая часть: 42—72 псалмы, заключает в себе псалмы разных лиц: семь псалмов сынов Кореевых (42—49), один — Асафа (50-й по евр. счету, а по нашему 49-й), 18-ть Давидовых (51—65, 68—70), три безымянных (66—67 и 71) и один Соломонов (72), заканчивается славословием и историческим замечанием: кончились молитвы Давида, сына Иессеева. Третья часть: 73—89 псалмы, заключает в себе одиннадцать псалмов Асафа (73—83), три псалма сынов Кореевых (84—85 и 87), один Давидов (86) и два псалма Емана и Ефама Езрахитов (88—89); заканчивается одним славословием: аминь и аминь. Четвертая часть: 90—106 псалмы, начинается псалмом Моисея, человека Божия (90), продолжается (91—100) и заканчивается (102; 104—106) безымянными и между ними имеет два Давидовых псалма (101 и 103). Заканчивается славословием: аминь аллилуйя. Последняя пятая часть: 107—150 псалмы, состоит преимущественно из безымянных псалмов (107; 114—119; 135—137; 146—150) и песней восхождений (120—134) и среди них имеет один принадлежащий Соломону (127) и одиннадцать — Давиду (108—110; 138—145). Заканчивается славословием: всякое дыхание да хвалит Господа. Из представленных указаний видно, что различие частей не соответствует различию псалмопевцев. Точно также смешанно в них употребление имен Божиих: в первой части употребляется преимущественно имя Иегова (272 раза) и немного Елогим (15); во второй части преимущественно Елогим (164) и немного Иегова (31); в третьей части употребляются поровну: Елогим (43) и Иегова (44); в четвертой и пятой частях преимущественно Иегова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

За кроплением кровью следовало сожжение на жертвеннике всего жертвенного мяса или внутренних тучных частей, подобно тому, как за прощением греха должно следовать уничтожение его пагубного влияния на жизнь или искоренение зародыша смерти, насажденного им в природе человека, чтобы жизнь могла опять восстановиться в совершенной невинности. Это действие божественной святости и благости, которым завершалась примиряющая сила жертвы, изображалось в жертвенной обрядности воспламенением и сожжением жертвы на жертвеннике. – Огонь, по присущей ему силе уничтожать все тленное, неблагородное и поврежденное, в св. Писании служит символом частью очищения, частью мучения и уничтожения. Что имеет в себе нетленное зерно, то посредством огня очищается, потому что бренное вещество привошедшее в него и проникнувшее его, сожжется, истребится и тем самым нетленная благородная субстанция очистится от всякого шлака, между тем как там, где нетленное всецело поглощено тленным, чрез огонь происходит не очищение, а совершенное уничтожение (ср. 1Кор.3:11 q.) 361 Поэтому огонь в Писании представляется образом святого Духа, и Бог называется поядающим огнем ( Втор.4:24 ; Евр. 12, 29 ); Он является в огне ( Исх.3:2, 19:9 ) и в огненном облаке ( Чис.9:15 q. Пс.104:39 ), а блистающий огонь ( Пс.17:9,13, 28:7 ) показывает святость Его существа. Таким образом жертвенный огонь, который сошел от Иеговы при первой жертве Аарона ( Лев.9:24 ср. 2Пар.7:1 ) и должен был постоянно гореть на жертвеннике ( Лев.6:12 ), олицетворяет силу и энергию божественной святости, которая действует на жертвеннике и пожирает в жертве все греховное и бренное, чтобы таким образом освятить и возвысить то, что остается после горения, т. е. приносителя жертвы. Далее, если в жертве кровь представляет душу; то мясо может изображать только тело, как орган души. Поэтому сожжение жертвенного мяса на жертвеннике установлено не для того только, чтобы «дар приносителя, как его собственность, был уничтожен совершенно» не для того также, чтобы в этом «огненном уничтожении, изобразить восхождение дара к Тому, Который обитает на высоте», чтобы таким образом сожжение указывало, какую цель имеет дар, куда он передается. 362 Сожжение мяса на жертвеннике символизует пожертвование Иегове тела с его членами, силами и стремлениями, чтобы очистить его от шлака греховного и бренных элементов этого мира огнем святого и освящающего божественного Духа и освятить его в орган, приятный Богу. «Чрез горение жертвенный дар расходится в испарении и запахе; его земные составные части возвращаются в землю, а его внутренняя эссенция восходит на небо в тончайшей и измененной телесности, доставляя Иегове приятный запах.· 363

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

«Увы! Простая маленькая случайность (дело Скублинской) выносить к воротам города напоказ всем и расстилать пред всеми для суда и осуждения, запачканные наши одежды с признанием нашей общественной нравственности ( Втор.22:18–21 ). И вот, слишком короткой становится устланная коврами постель, чтобы протянуться, слишком узким и одеяло, изо льна египетского, чтобы завернуться в него ( Ис.28:20 ). Пустая ли это болезнь – вопрошает библеист – и отвечает: «знаете ли, – а если не знаете, то скажу вам, что целомудрие становится преданием, в которое ближайшие поколения перестанут верить?!» Это недавно высказал человек, имеющий возможность наблюдать над нашей жизнью в долготу и в широту нашей земли, от запада до востока, от севера до юга. (Поучение в день перенесения мощей св. благов. велик. князя Александра Невского, Никанора, арх. Херсонского и Таврического. Правосл. Обозр.1890 г., сентябрь, стр. 103). «Ужели же мы на самом деле подготовляем то поколение, когда не будет людям иной клички, иной рекомендации, кроме: это Онан, это Амнон, а это Огола, эта Оголива, или Гомер, дочь Дивлаима! Ужели потомству этого потомства нарекутся не словами только, а самим делом, – по суду карающей правды – имена: Лорухама – непомилованная и Лоамми – не Мой народ? ( Ос.1:8–9; 11:4 ). Разве не страшна даже сама возможность этих вопросов»?... «Кого бы ни поразила эта противоположность явлений: Там мать плачет: дай мне детей, а если не так – я умираю! а здесь вопят дети: дайте нам матерей, а если не так – мы умираем! И плачут и умирают в плаче от голода и за плач избиваются! Как потускнело золото, изменилось золото наилучшее!... Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняной посудой, изделием рук горшечника!»… (плач Иер.4:1–9 ). Эта, поистине, художественная библейская песнь скорби и горя сменяется у библеиста в другом месте благословением радостного детства – того же радостного как радостна бывает весна с пением «горлиц», «с распускающимися и зацветающими и издающими благовоние смоковницами и виноградными лозами» 104 . Вот это благословение: «растите, дети, как роза, растущая в поле, орошаемом потоком; издавайте благоухание, как ливан; процветайте, как лилия, распускайте благовоние, и воспойте песнь, прославляйте Господа за все дела ( Сир.39:13–15 ). Да обновляется юность ваша, подобно орлу» ( Пс.102:5 ) 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

В две последние категории вошли следующие псалмы: псалмы мудрости (1, 31, 36, 48, 72, 111, 118, 126, 127:132) 666 и царственные псалмы (2, 17, 19, 20, 44, 71, 88, 100, 109, 131:143). Он также разделил псалмы плача на две подкатегории: индивидуальные плачи (3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 16, 21, 24, 25, 26, 27, 30, 34, 35, 37, 38, 39, 4142, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 61, 62, 63, 68, 69, 70, 76, 85, 87, 93, 101, 108, 119, 129, 139, 140, 141:142) и групповые плачи (11, 13, 43, 52, 57, 59, 73, 78, 79, 82, 84, 89, 105, 107, 122, 125:136). Первый жанр – хвалебные псалмы – также можно разделить на подкатегории: гимны общего содержания (28, 32, 67, 99, 102, 104, 110, 112, 113, 114, 116, 133, 134, 138, 144, 145, 146, 149:150), псалмы сотворения (8. 18, 64, 103:148), псалмы восшествия на престол (46, 92, 94, 95, 96, 97:99), псалмы Сиона (45, 47, 75, 83, 86:121), вводные литургии (14:23), гимны с пророческими предупреждениями (49, 80:81), псалмы доверия (22, 90, 120, 124:130) и псалмы благодарения, среди которых есть как индивидуальные (29, 33, 40, 65, 91, 115, 117:137) так и групповые (66, 74, 106, 123, 128:135). Хвалебные псалмы (гимны) были песнями, посвященными Яхве, в которых признавались Его могущество, Его сила и Его благость. Другими словами, это были песни, которые славили Бога за то, что Он – Бог . Эта форма в основном отражает трехстороннюю схему развития. 667 В эту категорию входит много различных псалмов (см. список Берлингера, приведенный выше). Индивидуальные и групповые псалмы-плачи имеют много общего. Различия чаще всего являются результатом различных обстоятельств, при которых эти псалмы были сочинены, и целей, для которых они были предназначены. Групповые плачи были вызваны какими-либо большими потрясениями в жизни народа. Такие псалмы использовались на общих собраниях, пелись хором, возможно в специально выделенные дни молитвы и поста. Индивидуальный псалом, напротив, является стенанием отдельного человека, души, переполненной трудностями и неудачами, человека, который раскрывает свое сердце перед Господом, Который Один и может его спасти. Трудность плачей, как групповых, так и индивидуальных в определении личности «врага». Возможно, как предлагает Лонгман: «Псалмы целенаправленно избегают упоминания исторических событий, чтобы они могли использоваться в разных обстоятельствах». 668 Плачи часто завершаются хвалой, гимном или благословением – либо за полученный ответ на молитву, либо за грядущий ответ (напр., Пс.21:2332 ). Более трети всех псалмов подпадают под категорию плачей, из них 48 имеют индивидуальный характер, а 17 – групповой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Сердце очищается от ГРЕХОВ ПОКАЯНИЕМ Видишь зде, что кто хощет Христа приняти в сердце свое, тому надобно себе очистить истинным покаянием; от закона познать ГРЕХИ своя, и тые покаянием, жалением и СОКРУШЕНИЕМ сердца очистить, или паче, тех очищения от Бога просить, тако приидет к нему Христос Сын Божий с Своим Евангелием, и подаст ему утешение не мира сего, но такое, какого мир не может прияти (5:95). Покаяние состоит в перемене сердца (4:145, см. ПОКАЯНИЕ , 709) (2:59, см. ПОКАЯНИЕ, 708). Сердце новое – второй плод покаяния (2:232, см. ПОКАЯНИЕ, 710). Избавляться от грехов сокрушением сердца (4:96, см. ГРЕХИ, 268). Сердце печалью сокрушается от познания закона и грехов (5:104, см. УТЕШЕНИЕ , 1060). Кто хочет от Бога просветиться, приступать к Нему с сокрушенным сердцем (4:12, см. ПОКАЯНИЕ, 711). Печаль по Бозе приводит в сокрушение сердце (4:39, см. ПОКАЯНИЕ, 703). Сердце, наполненное печалью, извергает из себя слезы (2:230, см. ПОКАЯНИЕ, 704). Христианин должен от сердца исповедывать согрешения своя (4:15, см. ИСПЫТАНИЕ , 420). Должно непрестанно Бога МОЛИТЬ об исправлении и очищении сердца Понеже убо дело человеческое, как внутреннее, так и внешнее от сердца зависит, и каковое сердце, таково и дело – доброе или злое, и от природы имеем сердце растленное: того ради должно усердно и непрестанно молиться и просить у Сердцеведца Бога, Который из ничего все и из худаго доброе делает, просить сердца новаго и духа праваго, чтобы помышления и дела, от сердца происходящия, правыя, были и к единой Божией славе намереваемыя: должно, по примеру Псаломщика, всегда воздыхать: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс. 50, 12 ). А когда сердце правое будет, то и дела правы будут (2:123). Молитва к Богу об ограждении сердца от действий лукаваго Сыне Божий, Иисусе Христе, явивыйся во смиренной нашей плоти на земле, и посеявый доброе веры семя на селе мира сего! Огради страхом Твоим сердце мое, да не приходя лукавый восхищает посеянное слова Твоего семя и очисти сердце мое от терний печали века сего, лести богатства и всякия суеты, и сотвори тое доброю землею к приятию Божественного Твоего слова, да сотворю плод веры и имею часть со избранными Твоими, иже плод приносят Тебе ово сто, ово шестьдесят, ово тридесять, – яко благословен еси со Отцем и Святым Твоим Духом во веки, аминь (3:120).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Объяснение этому, возможно, связано со способом добывания соли в Палестине — выпариванием воды, взятой из Мертвого моря. При этом возникает смесь кристаллов обычной поваренной соли и карналлита (KCl•MgCl 2 •6H 2 0). Соль кристаллизуется первой, так что ее можно выбрать в сравнительно чистом виде до завершения процесса выпаривания. Горькие кристаллы карналлита по внешнему виду легко принять за соль, но после удаления настоящей соли из раствора они и представляют собой соль, потерявшую силу. Другое, менее вероятное объяснение заключается в том, что куски соли использовались в печах для того, чтобы катализировать горение кизяка, который применялся в качестве топлива; спустя некоторое время соль утрачивала свойство катализатора и только препятствовала горению. Ни в навоз не годится — неясно, каким образом соль могла использоваться в качестве удобрения; наоборот, она приводила к бесплодию земли (Втор 29:23; Соф 2:9; Иов 39:6; Пс 106:34). Высказывались разные предположения типа того, что соль убивает сорняки или обогащает землю калием (имеется в виду соль Мертвого моря, в которой содержится хлористый калий), или того, что при добавлении в навоз соль замедляла процесс его превращения в перегной и позволяла дольше сохранять его в свежем виде 104 . Вон выбрасывают ее — у Матфея (5:13) прибавлено на попрание людям — знак пренебрежения, презрения, ср. Лк 14:30. Вступление к “Евангелию о заблудших” (15:1–3) Не может быть сомнения в том, что 15 глава (называемая иногда “Евангелием о заблудших”) обладает как тематической, так и художественной целостностью. Враги Иисуса обвиняют Его в том, что Он вступает в общение с грешниками. Ответ на эти обвинения дан в форме притч: вслед за вступлением следуют две краткие притчи, похожие одна на другую (ст. 4–7 и 8–10); затем следует более пространная притча (ст. 11–32), в которой развивается та же тема радости о вновь обретенном; в последней, однако, возникает и отдельная тема о человеке, который хотя и не был заблудшим, но отказался разделить радость о вернувшемся брате. За исключением вступления, язык этой главы не свойственен Луке, и естественно предположить, что материал был целиком почерпнут Евангелистом из его особого источника.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010