Плоды работы хозяйственного отдела, с одной стороны, поддерживали материальное состояние Миссии, наряду с десятипроцентными отчислениями, поступающими из приходов, и, с другой стороны, способствовали главному назначению и служению этой церковной миссионерской организации. В состав хозяйственного отдела Миссии входили: свечной завод, размещавшийся в колокольне Псковского кафедрального собора, иконописная мастерская, находившаяся во Пскове на территории Кремля, и магазин церковных принадлежностей на Главной улице Пскова. Свечной завод обслуживал большинство приходов, находящихся на территории Миссии. Продукция была гораздо качественнее той, что выпускали частные предприниматели, и являлась главным источником дохода Миссии. В иконописной мастерской трудилось 20 человек, среди них заведующий мастерской, мастера-живописцы, золотошвейки, ученики и ученицы, артель резчиков по дереву и столяры. Здесь писали новые иконы и реставрировали старые, изготавливали хоругви, кресты, голгофы, плащаницы, церковные сосуды, вплоть до целых иконостасов. В основном мастерская выполняла заказы, поступающие от церквей, нередко перерабатывая их же сырье в готовые изделия. Порой артель мастеров выезжала по запросам той или иной отдаленной церкви и на месте проводила необходимые работы. Продукция производилась в большом количестве, но доход производства едва покрывал расходы, связанные с содержанием мастерской. Но конечно, не доход был основным стремлением в деятельности хозяйственного отдела Миссии, но «снабжение церквей теми необходимыми предметами, которые в свое время были из церквей расхищены и без которых совершение богослужений и внутренний вид храмов многое бы потеряли» 51 . Пунктом распространения этих предметов являлся магазин предметов церковного обихода. Он полностью обеспечивал потребности не только жителей Пскова, но и приезжих из других городов, деревень и отдаленных регионов 52 . До начала действия Миссии проблему обеспечения предметами христианской веры народ решал самостоятельно, насколько позволяли возможности. Один из миссионеров вспоминает, что встречались умельцы, изготовлявшие нательные крестики из советских монет. А поступавшие крестики из только что организованного магазина Миссии освящались сотнями и затем нарасхват раскупались прихожанами 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь о теле- и кинопроектах. Как мы уже отмечали, на прошлых заседаниях эта сторона деятельности Центра за последние четыре года стала очень важной и вполне самостоятельной. При поддержке государственных структур, телекомпаний и наших попечителей это направление активно развивается. Мною получено подтверждение, что Российское Акционерное общество «Газпром» приняло решение об оказании финансовой поддержки в будущем году при производстве 12-серийного телевизионного фильма «Планета Православия», как вы помните, с предложением о его создании выступил Б.В.Грызлов. Так же мне сообщили о принципиальном решении О. Б.Дерипаски, оказавшем серьезную поддержку в развитии наших телепроектов в этом году, в 2006 году финансировать новый телевизионный проект «Православной энциклопедии» с рабочим названием «Ночная исповедь». В нем наиболее компетентные и опытные священники будут помогать телезрителям найти правильный выход из подчас очень сложных жизненных ситуаций. Кроме того, мы рассчитываем на поддержку Госкино при создании фильмов «Гонения во время оттепели» о страшном для Русской Церкви периоде антирелигиозной пропаганды при Хрущеве, а также фильма, посвященного Смутному времени. Есть идея создания полнометражного художественного фильма, посвященного подвигу русских священников во время Великой Отечественной войны на оккупированной территории. «Псковская миссия» — это один из самых ярких и трагических моментов в истории Православия ХХ века. Мы надеемся на канале ТВЦ продолжит свою работу программа «Православная энциклопедия», завоевавшая большую аудиторию и симпатии телезрителей, и ставшая уже традиционной для московского телеканала. Энергичное развитие теле- и кино-деятельности «Православной энциклопедии», а также серьезность проектов, запланированных на 2006 год послужили основой для принятия нами решения об учреждении при «Православной энциклопедии» теле- и кинокомпании с тем же самым названием — «Православная энциклопедия». Это определено и тем, что есть различия в финансовом учете и налогообложению по книгоиздательским и телевизионным проектам. Руководить кинокомпанией «Православная энциклопедия» будет Сергей Леонидович Кравец. Попечительский Совет этого фонда будет возглавляться мною. И я хотел бы пригласить в этот Попечительский Совет членов наших советов, которые уже долгое время уделяют внимание именно этой стороне деятельности «Православной энциклопедии».

http://pravoslavie.ru/15320.html

Такова судьба церкви в Руси Московской. Но издавна многим восточным православным церквам пришлось существовать, хотя и на своей территории исторической и среди своей национальности, но под чужой и в национальном и в религиозном отношении властью и быть на положении религии с ограниченными правами, утесняемой и даже гонимой. Таково положение православных церквей на Востоке в рамках персидского, арабских и турецкого государств. И церкви восточной в известном смысле издавна привычна эта трагическая ограниченность свободы и эта ее ограниченная миссия. С государственным разделением Руси в XV в., для русской церкви в границах Литвы-Польши наступило положение не столь трагическое, как на порабощенном исламом Востоке, но в своем роде положение более тревожное и мучительное. Свобода православия в границах Литвы-Польши не отменялась во имя иной господствующей религии, но православие обречено было на мучительную двусмысленность, на замаскированное и все время возраставшее гонение, на вымогательство путем политических ограничений и давлений измены православию во имя господствующей в государстве римо-католической религии. На вымогательство и введение унии мерами государственного давления. К православию здесь традиционно принадлежали два народа: русский и большинство литовского. Русский народ диалектологически здесь принадлежал ко всем трем своим ветвям: великорусской, белорусской и южнорусской, названной греками малорусской. Если в Польском государстве южно руссы населяли Галицкие земли и являлись там в границах Польши меньшинством по отношению к господствующей польской национальности, то в Литве положение русских племен было положением не меньшинства, а подавляющего большинства, начавшего, однако, постепенно утрачивать с конца XIV в. свое державное положение, т. е. положение полноты своей государственной независимости и свободы. В составе Литвы оказались русские земли Киевщины, Виленщины, Волыни и Подолии.    Вместе с Перемышлем и частью Гроденщины до границ Псковской земли (Витебщина), все это население сознавало себя православной Русью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мне полжизни довелось работать на Балканах, и я часто задумывался о той непонятной любви, когда приезжал в какое-нибудь село, и старики целовали руки и плакали только потому, что я — русский. К сожалению, мы недооцениваем эту таинственную и сакральную связь, когда болгары, сербы, греки всегда смотрели на Восток, на Россию. Ведь в свое время все эти страны — Сербия, Болгария, Греция и другие — входили в византийскую цивилизацию, и все эти народы и сейчас тянуться к ней». Леонид Решетников призвал Россию к возвращению к идее цивилизации как миссии русского народа: «Перед Россией стоит задача вернуться к цивилизационному подходу, понять, что мы давно решили спор между Востоком и Западом, и давно стали отдельной цивилизацией. От Бога миссия от Византии к нам была как раз цивилизационной». Выступление на тему «Теория «Москва – Третий Рим»; историографическая традиция» представил Юрий Петров, он пожелал все собравшимся продолжать изучение истории и принимать участие в конференциях: «Если мы хотим далее узнавать историю своей страны на основе научных, достоверных исследований, то безусловно мы должны расширять круг исследователей. Мы должны заботиться о том, чтобы историографическая традиция не утратила своей историографической перспективы». Дмитрий Володихин: «Монашество Московской Руси и рождение идеи Третьего Рима» Дмитрий Володихин Дмитрий Володихин отметил определяющую роль московского иночества в становлении идеи «Москва – Третий Рим»: «В XVI веке русское царство выработало три крупные историософские идеи: Москва как Третий Рим, Москва как Второй Иерусалим, Москва как Удел Пречистой. Все эти концепты принадлежат к творчеству одной интеллектуальной среды, а именно московского иночества. Общеизвестный факт, что идея Москвы как Третьего Рима высказана иноком псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофеем. Слова, высказанные иноком Филофеем, были опасением – Руси досталась роль столпа восточного христианства, силы, которая должна сберечь Православие от полного разрушения и гибели. И Филофей опасается – каким же должно быть благочестие, чтобы выполнить столь значительную роль, соответствовать ей. Дальше этого не шло.

http://pravmir.ru/moskva-tretiy-rim-myis...

Однако он мог быть и резким, грозным… Несомненно, кроме прочего, он был выдающимся харизматическим лидером. Где бы он ни оказывался, он всегда становился центром внимания и притяжения. Его высказывания, поступки, жесты, интонации постоянно пересказывались и имитировались сотрудниками и студентами, он был источником всевозможных былей и легенд. Даже в конце жизни, когда он тяжело заболел и часто лежал в госпитале, он не потерял чувство юмора. Во время одного из моих посещений он сказал с иронической усмешкой: «Вот, Валя, распадаюсь, как наша страна». Это было в начале 1990 годов. Говоря о Евгении Сергеевиче, конечно, нельзя не вспомнить о том, что он был главой целой династии психологов: супруга Нина Васильевна Кузьмина (родственница писателя Всеволода Гаршина и адмиралов нашего Северного флота), южного казачьего происхождения — известный специалист в сфере педагогической психологии и акмеологии, доктор наук, профессор, президент Академии акмеологических наук, которая только недавно отошла от профессиональной деятельности и ныне в свои 98 лет победила ковид и поражает своей энергией и ясным разумом. Дочери Вера и Любовь — доктора психологических наук, активные и доброжелательные, и уже выросла внучка Евгения, дочь Любови Евгеньевны, кандидат психологических наук, ростом в отличие от бабушки и матери пошла в деда Евгения (имя не зря в его честь дали). Однако наша земная жизнь практически всегда трагична, поэтому в автомобильной катастрофе не по своей вине в 2004 г. погибла Любовь Евгеньевна, а в этом году ушла из жизни Вера Евгеньевна, которая немало сделала для внедрения и становления в Москве городской психологической службы. Царствие им небесное! Но подрастает следующее поколение у Евгении Николаевны. Жизнь продолжается и значит может продолжиться и профессиональная миссия предков… Когда Евгения Сергеевича хоронили в прекрасный летний день 26 июня 1993 г., собралось очень много народа, и его отпевали в том же лужском храме Казанской Божьей Матери, в котором и крестили много лет назад и в строительстве которого участвовали его предки. Когда приехали на кладбище, вдруг пошёл светоносный радостный дождичек. Почётный караул троекратно салютовал бывшему фронтовому разведчику. А через несколько месяцев на его могиле появился двухметровый металлический крест, как раз в рост Кузьмина, выкованный одним из его приятелей — знаменитым псковским кузнецом и реставратором Всеволодом Смирновым.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/11/pa...

Первый онлайн-форум православных экскурсоводов, собравший участников как со всей России, так и из-за рубежа, состоялся на прошлой неделе в Общественной палате РФ и в Историческом парке «Россия – Моя история». Это первое мероприятие в рамках масштабного проекта Патриаршего совета по культуре «Объекты культурного наследия Русской Православной Церкви. Миссия экскурсовода». Слайд одного из докладов      О чем молчаливо свидетельствуют храмы, или О чем мог бы рассказать экскурсовод В течение трех дней представители музейного сообщества и экскурсоводы обсуждали возможности более углубленного осмысления таких экскурсионных пространств, как действующие монастыри и храмы. И даже если службы идут не везде, эти «объекты культурного наследия» не только хранят память о поразительной истории страны, но и всем своим архитектурным совершенством, гармонией в убранстве, фресками и иконами молчаливо свидетельствуют о том, о чем экскурсоводам следовало бы рассказывать. Дело миссии и катехизации является сегодня первостепенным «Зачастую говорится о чем угодно, но не о самом главном, – открывая Форум, посетовал митрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, показав, как иногда строится рассказ экскурсовода, скажем, о какой-нибудь книге: – Вот перед нами большая красивая книга. А знаете, сколько она весит, каковы её габариты и количество страниц? А сколько бумаги на неё было затрачено, и как вообще в те времена книги печатали? Мы вам сейчас об этом расскажем...”. А о смыслах, которые несет эта книга, для чего и о чем она была написана, так ничего и не говорится... То же самое и в отношении святынь: зачем были построены эти храмы, написаны эти иконы? В чем суть? Миллионы людей ежегодно сами приезжают в наши храмы и монастыри. К ним не надо идти на стадионы, как это делают некоторые священники, чтобы выступить перед каким-нибудь рок-концертом, – там не самое подходящее место для спокойного разговора о Боге. А тут люди сами приехали к нам – в церкви, в обители, ожидая, конечно же, узнать и об истории, и о художественных особенностях стиля этих храмов, но главное, что они хотят услышать: для чего всё это создавалось? Почему из века в век люди ехали в это святое место? А некоторые и монашество принимали, чтобы остаться здесь навсегда. Зачем? Что такое – важнейшее для себя – открывали они здесь?»

http://pravoslavie.ru/135725.html

познакомилась с Сабуровым Н.Д . На квартире о. Г.Бенигсона Матвеева Р.И. познакомилась с Р.В. Полчаниновым. Сначала они беседовали на религиозные темы, а затем Полчанинов Р.В. сказал, что является членом НТСНП. Их взгляды совпали, и Матвеева, уже знавшая об этой организации от мужа стала ее членом летом 1943 года. Уехав с Миссией в Ригу, при содействии Анисимова О.В Матвеева Р.И. устроилась работать машинисткой в Русском комитете, совмещая работу с детьми. Организатором Комитета был белоэмигрант Поздняков, затем это место занял Алексеев Георгий Александрович, инженер, сотрудничавший с СД. В 1944 году, когда Матвеева Р.Р.отказалась ехать в Германию, Борис Владимирович Плеханов, служивший в епархиальном управлении г. Риги, помог ей устроиться в нем свечницей. Матвеева Р.И. была арестована30 октября 1944 года. В показаниях на предварительном следствии 25 октября 1944 года она говорила о своих знакомых и сослуживших: « Кирилл Зайц по национальности обрусевший латыш... Из Риги Бениксон выехал добровольно в Германию. Бывал в СД - об этом мне говорил сам... Ионов Алексей уехал добровольно в Германию... Ободнев Иван Иванович, зав. хозчастью Миссии, из гор. Пскова эвакуировался несколько позднее Миссии. Из Риги уехал в Германию, последнее время работал дворником организуемого детского сада, в котором должна была работать Соловская С.Ф. » . С работой в Русском комитете был связан и чиновник хозотдела канцелярии экзархата Анатолий МихайловичКотон,1912 г.р. Он родился в Н. Петергофе в семье юриста, крупного чиновника Министерства путей сообщения. После смерти отца, в 1917году,жил на иждивении матери. Окончив техникум по специальности зоолога, поступил на работу в Педагогический институт им. Покровского в качестве лаборанта и одновременно продолжал учиться. До войны Анатолий работал преподавателем математики. 22 сентября 1941 года немцы заняли Н. Петергоф, и Котон А.М. вместе с женой Татьяной Петровной и 7-летней дочерью Натальей оказался на оккупированной территории. Осенью 1942 года КотонА.М.

http://ruskline.ru/analitika/2015/02/21/...

Федор Борисович Катенин, дворянин, которому тогда было 24 года, родился в Новороссийске в семье поручика белой армии, эмигрировавшего после разгрома армии Деникина в 1920 году из России и тогда же скончавшегося. Федор поселился в Риге, учился в Латвийском университете на архитектурном факультете, состоял в молодежных и студенческих организациях «Соколы», «Скауты» «Рутения». В НТСНП он вступил летом 1942 года в Пскове, а в августе 1944 года был завербован немецкой контрразведкой. При отступлении немцев его оставили для работы в тылу Красной Армии во главе группы агентов, обеспечив оружием, продуктами, радиосредствами. Он руководил деятельностью резидентуры, давал инструкции агентам по выполнению их легенд. Остальные члены организации получили инструкцию выдавать «Васильева» за просоветски настроенного человека и представлять себя как советских патриотов. Катенин Ф.Б. познакомил псаломщика Псковской Миссии Кравченка К.И. с Васильевым, завербовал Кроликовского В.А. , Великанова Е.В. и Потихонина В.В. . Катенин Ф.Б. скрывал правду на следствии и признался только после изобличения на очных ставках. Вместе с Макаревичем для заброски в тыл Красной Армии готовился Ган В.С. Виктор СтаниславовичГан,поляк,1923 г.р. уроженец Калининской области. В 1938 году он вместе с матерью выехал в Латвию, ас приходом немцев, поступил на работу в библиотеку Псковского музея, где обрабатывал читателей в антисоветском духе. В Риге его квартира была конспиративной, а работу в библиотеке он сменил на отдел немецкой пропаганды, начав служить тайным агентом. Евгений Васильевич Великанов, уроженец Пскова, в свое время был членом ВЛКСМ. После окончания 9 класса, добровольно остался в Пскове, где познакомился с сыном городского головы Леонидом Черепенькиным . Евгений легко поддался его агитации в антисоветском духе и в 1943 году вступил в НСТНП. Работая в псковской библиотеке, онне расставался с пистолетом, который был изъят при его аресте. Немцы, видимо, оценили старания Великова Е.В., потому что за активную помощь наградили бронзовой медалью.

http://ruskline.ru/analitika/2015/02/21/...

поиск:   разделы   рассылка Лариса Шорина Поп как герой нашего времени. К выходу на экраны одноименной картины По материалам:  Интерфакс-Религия Этот фильм – очередное свидетельство того, что для нашей страны вторая мировая война не закончилась. Слишком трудно и больно далась. Мы еще не всех убитых героев захоронили: теперь уже правнуки отыскивают " временные " погребения на местах боев, чтобы достойно похоронить прадедов. Мы не до конца разобрались в наших военных драмах: кто праведник, кто предатель... И чем пристальнее вглядываемся в " неоконченную войну " , тем сложнее выплывают вопросы из раскаленных " сороковых-роковых " . В.Хотиненко прикоснулся к сложной проблеме, у которой сегодня нет убедительного решения, – " жизнь гражданского населения на оккупированных территориях " . Это действительно сложно для понимания людей, воспитанных в советской исторической и этической модели. Мы привыкли относиться к фашизму как людоедскому режиму, которому следовало повсеместно оказывать яростное сопротивление. Сегодня у этой модели много оппонентов. Да, наверное, эти люди выглядели недостаточно изящно с точки зрения изысканного европейского вкуса, совершали поступки, далекие от идеалов гуманизма. Но правда все же в том, что фашизм был побежден в неистовой жертвенной борьбе. И малейшее снижение градуса ненависти работало на врага, понижало силы борцов. Понятно, что острейший сгусток проблем " фашизм-большевизм " будет распутываться (а вернее, еще больше запутываться) и в обсуждениях нового фильма. С идеей этой картины, очевидно, многие не согласятся. Оккупанты придумали блистательный " PR-npoekm " под названием " Псковская миссия " – для того, чтобы завоевать доверие населения, открывались православные храмы, напрочь закрытые уже два десятка лет. Не потому, что фашисты сочувствовали христианству, а потому, что грамотно учитывали эмоционально-психологическое состояние людей, истомленных духовной жаждой. Это был верный расчет – население ответило признательностью. Сегодня мы знаем по опубликованным дневникам и письмам, как резко многие оттолкнулись от духовной пустыни большевизма, как жадно потянулись к родным традиционным формам жизни.

http://religare.ru/2_74377.html

По распоряжению местной комендатуры Пскова священникам запрещено проводить венчание до государственной регистрации брака. За нарушение этого указа может быть назначен штраф до 500 рублей. В последнее время благотворительные сборы Православной Миссии в Пскове заметно уменьшились. Прежде они составляли 10 000–12 000 рублей в месяц, а в августе и также предположительно в сентябре в Пскове было внесено на русский «Красный Крест» только 2000 рублей 207 . Миссия заявила, что пожертвования населения в летние месяцы уменьшились. Однако ходят слухи, что члены Миссии «набивают карманы» и переводят большие суммы экзарху Сергию в Ригу. Православный священник Амосов, который в качестве представителя духовенства окормляет прифронтовую область южнее Ленинграда, во время своей поездки в Ригу, где он посетил экзарха Сергия, останавливался на несколько дней в Пскове и выдвинул тяжелые обвинения против Православной Миссии 208 . Он говорил об имеющихся там больших недостатках, растрате значительных денежных сумм; особенно бросаются в глаза многочисленные курьерские поездки членов Миссии к экзарху в Ригу, которые лишь преследуют цель избежать всякого контроля при частых передачах Миссией денег и почты; экзарх Сергий в Риге был агентом НКВД, который ненавидит немцев и. кроме того, ведет аморальный образ жизни. В Луге успехом увенчалось ходатайство о передаче бывшего музея для церковных целей. Это здание должно служить заменой большому православному собору. Доход лужских храмов ежемесячно составляет около 9000 рублей. Банковский счет Церкви в имперской кредитной кассе в конце сентября 1942 г. составлял около 29 000 рублей [...]. ВА, R58/699. В/. I, 7–13. Машинописный экземпляр. Сообщение митр. Сергия (Воскресенского) в ведомство рейхскомиссара Остланда о поведении партизан по отношению к Церкви 209 Рига, 19 марта 1943 г. Я сообщаю Вам для сведения следующее. Назначенный служить на территорию Миссии священник Яков Начис (Латвия) во время пребывания в Риге 8 марта этого года предоставил письменный доклад и дополнил его устным рассказом о ситуации в окормляемых им приходах Выборы (где он живет), Сигорицы, Владимирец и Шилово (Псковский округ, Сошихинский район). Его сообщение заключается в следующем:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010