Псковская Православная миссия в годы Великой Отечественной войны Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. 29 марта, 2010 Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. В последнее время открылась ещё одна святая страница в летописи Великой Отечественной войны . Связана она с Прибалтикой и Псковской землей и, в частности, с историей старинного Псково-Печерского монастыря. Благодаря стараниям многих исследователей восстановлена весьма полная картина существования так называемой Псковской Православной миссии в годы 1941–1944. Особенно заметными стали книги Сергея Фомина «Кровью убелённые», Михаила Шкаровского «Церковь зовёт к защите Родины», а также отдельный выпуск Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей. Сегодня же наибольший интерес представляют исследования в этой области, проводимые замечательным псковским учёным историком Константином Обозным. Явление это было подлинно удивительным. Хотя бы даже потому, что создана была Псковская Православная миссия одновременно стараниями главного идеолога нацизма Альфреда Розенберга с одной стороны и советской разведкой с другой. Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. Основная ответственность была возложена на главного организатора разведывательно-диверсионной работы на оккупированных территориях Павла Анатольевича Судоплатова.

http://pravmir.ru/pskovskaya-pravoslavna...

“Миссионерская разведка” отца Николая Трубецкого Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 26 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001   Как начиналась Псковская миссия К концу июня 1941 г. войска вермахта оккупировали Прибалтику, занятую красной армией меньше чем за год до того. Митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), Патриарший Экзарх Латвии и Эстонии, был арестован, но через четыре дня отпущен. За сохранение канонического общения с Московской Патриархией ему пришлось заплатить заверениями в лояльности германским властям, но добился митрополит Сергий многого. Уже в первые месяцы войны в госпитали и лагеря для военнопленных и беженцев, которые начали скапливаться около Риги, получили доступ православные священники. Там совершались исповеди и Литургии, на которых “испове­довались и причащались тысячи человек одновременно”. Там “начиналось возрождение веры, возрождение человека, у которого была отнята вера” 1 . Так начиналась Внутренняя миссия по окормлению военнопленных и беженцев . В октябре 1941 г. доступ священников к военнопленным был запрещен немецким командованием, однако помощь им одеждой и продуктами продолжалась и позднее 2 . Другому начинанию митрополита Сергия была суждена более долгая жизнь. К августу 1941 г. относится начало работы Внешней миссии в освобожденных областях России или, как она обычно именовалась по месту расположения ее Управления, Псковской миссии . Перед ней стояли задачи окормления жителей соседних с Прибалтикой российских областей. В период ее наибольшей активности в ее состав входили 84 священника 3 , а тер — Митрополит Сергий (Воскресенский) ритория, на которой они работали, охватывала юго-западную часть Ленинградской области (за исключением Ямбургского и Волосовского райнов), Новгородскую и Псковскую области 4 . При этом митрополит Сергий действовал строго канонично: на богослужениях миссионерами поминался Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) и митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), на канонической территории которого действовала Миссия.

http://pravmir.ru/missionerskaya-razvedk...

Константин Обозный Скачать epub pdf Миссионерский аспект деятельности Христианская Церковь рождалась, росла и живет через свидетельство о Христе, или миссию. Проблема христианской миссии особенно остро встает сегодня, когда Русская православная церковь наконец получила возможность открытой широкой проповеди и глубокого научения в вере жаждущих Слова. Важность миссионерского служения в церкви не ставится под сомненье, однако не всегда хватает опыта этого служения в современных условиях. Нередко встает вопрос: каким же образом должна проводиться духовно-просветительская работа? Поэтому тема Псковской миссии актуальна сегодня не только как материал по истории РПЦ XX века, как утверждение общецерковной молитвенной памяти о мучениках и исповедниках веры, но и как весьма ценный опыт миссионерской и катехизационной деятельности. Образование Миссии. Ее структура Быть может, я рискую оказаться необъективным, утверждая, что совсем не случайно Православная миссия в тяжелые годы оккупации возникла именно здесь – на Северо-Западе России, с центром во Пскове. С одной стороны, этот факт объясняется длительным периодом оккупации этого региона немецкими войсками – три года. Это тяжелейшее испытание для жителей псковской земли обернулось некоторой гарантией (хотя и довольно зыбкой) существования Миссии. Ведь именно «под эгидой оккупационных властей...» она и была организована 1 . Кроме того, хорошо известно, что с 1928 г. в Латвии активно действует филиал РСХД (с центром в Париже), который именовался «Русское православное студенческое единение» 2 (РПСЕ). Среди тех, кто поддерживал этот христианский союз, были священники-миссионеры, некоторые из которых первыми прибыли в Псков из Латвии и приняли на свои плечи нелегкую задачу – основание «Православной миссии в освобожденных областях России». С другой же стороны, псковская земля из глубины веков была своеобразным форпостом православия, где особенно актуальным во все времена было именно миссионерское служение. Блгв. княгиня Ольга, являясь по сути первым просветителем Руси, приняв крещение в Константинополе, возвращается на Родину с проповедью веры Христовой. Это один из первых примеров христианской миссии в истории России, в том чис ле и на древней псковской земле. Дело в том, что кн. Ольга происходила родом из села Выбуты, что лежит близ Пскова. По свидетельству историков, там великая княгиня научала «сродных людей» познанию Бога 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  разделы   рассылка  распечатать Григорий Васюков Каков " Поп " , таков и приход Источник:  " BaltInfo " Новый фильм Владимира Хотиненко " Поп " рассказывает о деятельности священников РПЦ в годы Великой Отечественной на оккупированной территории в рамках Псковской православной миссии. Со своей задачей фильм справляется, хотя история показана весьма противоречивая. Крестовый поход на Псковскую область 21 июня 1941 года, село Тихое в Латвии. Отец Александр Ионов (Сергей Маковецкий) и его жена Алевтина (Нина Усатова) наставляют жителей деревни в их духовной жизни и ведут нехитрое хозяйство. Отца Александра любят прихожане и почитают коллеги: за доброе сердце и меткие проповеди, которые не оставляют равнодушными самого закоренелого атеиста. Дело отца, " самого что ни на есть выдающегося типа русского батюшки " , готовятся продолжить сыновья – семинаристы, будущие священники. 22 июня начинается Великая Отечественная война, прерывающая мерное течение жизни в Тихом. Непосредственный руководитель батюшки, митрополит Виленский и всей Прибалтики Сергий отправляет его в рамках так называемой Псковской православной миссии в деревню Закаты. Миссия была создана с позволения одного из идеологов нацизма Альфреда Розенберга. Ко времени начала войны на Псковщине не осталось ни одного действующего прихода, чем немцы не преминули воспользоваться в своих целях. Разрешив 15 миссионерам возродить свою деятельность в регионе с общим числом населения около 2 миллионов человек, захватчики рассчитывали повысить лояльность на оккупированных территориях. История миссии для широкого круга зрителей является малоизученным сюжетом, и этот пробел, по задумке создателей картины, " Поп " и должен был восполнить. Со своей задачей фильм справляется, хотя история, рассказанная в нем, показана весьма противоречивая. Православие и оккупация Вкратце, весь фильм представляет собой историю виртуозного лавирования отца Александра между нацистами, коммунистами-партизанами и своим профессиональным долгом возрождения православия на Руси. Впрочем, показана она так, что лавированием в прямом смысле слова не выглядит. Отец просто исполняет свое призвание, а выводы о моральности его деяний режиссер предоставляет делать зрителю.

http://religare.ru/2_74507.html

Закрыть itemscope itemtype="" > 1050-летию преставления святой равноапостольной великой княгини Ольги посвящается (†969-2019) 11.08.2019 634 Время на чтение 5 минут Величаем тя, святая равноапостольная великая княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую и свет веры Православныя народу своему предвозвестившую (величание св вел княгине Ольге). 24 июля 2019 года исполнилось 1050 лет со времени преставления святой равноапостольной великой княгини Ольги (†969). Празднование этой юбилейной даты поможет осознать роль праматери и просветительницы русского народа великой княгини Ольги в становлении государственности и Православия на Руси. Значение личности первой русской святой женщины, бабушки Крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира, очень актуально для воспитания нравственных качеств нашего народа и любви к Отечеству. Церковь и народ такими эпитетами называет свою любимую правительницу в акафисте ей: «...Заря утренняя, первоучительница и просветительница наша, праматерь русская, богомудрая, Церкви нашей украшение, величие наше и похвало, виновница нашего просвещения». Она - основание христианской нравственности, духовности, культуры и святости на Руси. Без княгини Ольги Русь не стала бы Великим государством и Святой Русью. И народ был бы другой. Велика ее миссия в духовно-нравственном становлении нашего Отечества. Родилась и выросла она в селе Выбуты Псковской области, на берегу реки Великой, была дочерью крупного воеводы, который владел переправой через реку Великую. По рождению святая великая княгиня Ольга - славянка, имя ее было - Прекраса. Впоследствии князь Олег, дядя князя Игоря Рюриковича, назвал ее Ольгой (Олег и Ольга - родственные имена, мужское и женское). Однажды ей пришлось перевозить на другой берег реки юного князя Игоря. Молодой красивой девушке не мог не понравиться молодой и красивый князь Игорь. Князь! Но Ольга, будучи еще язычницей, по закону совести жила, «...целомудрие яко зеницу ока блюла еси...», твердо отказала князю в мимолетной связи. Отказать князю - это смелость и уверенность в правде. Поэтому, он не смог забыть её. Вскоре она стала его верной женой и великой княгиней Киевской.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве состоялась конференция «Пятидесятничество и неопятидесятничество» 04.05.2023 337 Фото: Patriarchia.ru 27 апреля 2023 года в Сретенской духовной академии в очно-дистанционном формате прошла конференция с международным участием «Пятидесятничество и неопятидесятничество», организованная кафедрой богословия СДА при участии её Научного центра патрологических исследований имени профессора А.И. Сидорова, сообщает Патриархия.ru. Пленарное заседание началось с приветственного слова и.о. ректора Сретенской духовной академии игумена Иоанна (Лудищева), в котором он отметил актуальность тематики конференции и важность свидетельства о православной вере лицам, пребывающим в этих заблуждениях. О проблематике изучения, полемики, классификации и динамике развития пятидесятничества и неопятидесятничества с докладами выступил доцент СДА Р.М. Конь. Тема пятидесятничества и неопятидесятничества как негативного фактора обороноспособности и духовной безопасности России была предметом доклада протоиерея Андрея Хвыли-Олинтера, доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, руководителя секции «Духовная безопасность» Совета ветеранов Академии управления МВД РФ, полковника внутренней службы в отставке. Протоиерей Тигрий Хачатрян, проректор по научной работе Курской духовной семинарии, посвятил свой доклад теме адогматизма как характерной черты неопятидесятничества; вопросы триадологии и христологии были затронуты в докладе преподавателя Псковской духовной семинарии и Псковского университета иеромонаха Стефана (Селезнева) и Виктора Мицала (Польша). Иеромонах Стефан также представил гипотезу физиологической основы пятидесятнической глоссолалии. Эсхатологические взгляды пятидесятников были рассмотрены в докладе преподавателя Костромской духовной семинарии кандидата богословия священника Евгения Веселова. Иерей Павел Сержантов, доцент СДА, представил доклад «Алтайская формула неопятидесятничества и церковная миссия». Проблематика воцерковления бывших неопятидесятников была отражена в докладе протоиерея Димитрия Полохова, проректора по научно-богословской работе Саратовской духовной семинарии. Доцент Омского государственного педагогического университета и Омской духовной семинарии В.Б. Яшин подверг критическому анализу практику энкаунтера в неопятидесятничестве; иеромонах Паисий (Одышев), преподаватель Томской духовной семинарии, рассмотрел практику совершения исповеди у пятидесятников РОСХВЕ. Д.И Файдыш (Pacifica Graduate Institute, Калифорния, США) представила доклад «Эмоционализм: эпидемия " человека психологического " ».

http://ruskline.ru/politnews/2023/05/04/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Иванов Иван Спиридонович; 6.02.1912, Псков - 17.11.1966, Киров), еп. Кировский и Слободской. Из семьи ремесленника. С 1926 г. псаломщик в псковской ц. во имя святых Константина и Елены, позднее служил в других храмах Пскова. В 1927 г. окончил неполную среднюю школу, в 1933 г.- муз. школу по классу скрипки в Пскове, в 1936-1938 гг. учился 2 курса на вокальном отд-нии Ленинградского муз. техникума им. П. И. Чайковского. Окончил бухгалтерские курсы, с кон. 1938 г. работал бухгалтером в городском жилищном управлении. Во время Великой Отечественной войны после оккупации Пскова нем. войсками 30 июля 1941 г. стал певчим, а 2 июля 1942 г.- псаломщиком в псковском Троицком кафедральном соборе. 6 июня 1943 г. рукоположен целибатом во диакона Патриаршим экзархом Прибалтики Виленским и Литовским митр. Сергием (Воскресенским) , служил в псковском Троицком соборе. 22 авг. 1943 г. митр. Сергием рукоположен во иерея к храму свт. Николая погоста Любятово под Псковом. Активно помогал партизанам. 7 марта 1944 г. вместе с прихожанами вывезен немцами в Шяуляйские трудовые лагеря (Литва), но вскоре был освобожден по ходатайству митр. Сергия. С кон. марта до 11 окт. 1944 г. в составе «Внутренней православной миссии в Литве» (см. Псковская миссия ) окормлял рус. беженцев в г. Кретингене (Крятинге). После прихода советских войск вернулся в кон. окт. 1944 г. в Псков. В 1945 г. был арестован, но после проведенной проверки освобожден. За участие в партизанском движении награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Был одним из организаторов восстановления разрушенного во время войны Троицкого собора Пскова, стал в 1946 г. его настоятелем. С 1948 г. служил в храмах Ленинграда, был благочинным одного из городских благочиннических округов. В 1950 г. окончил заочно Ленинградскую ДС. С 1953 г. священник Спасо-Преображенского собора Ленинграда. В 1954 г. окончил заочно Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия, был возведен в сан протоиерея. С 1957 г. ключарь Троицкого собора Александро-Невской лавры. 7 июня 1958 г. по благословению Патриарха Алексия I Псковским и Порховским еп. Иоанном (Разумовым ; впосл. митрополит) в пещерной Успенской ц. Псково-Печерского мон-ря пострижен в монашество с именем Иоанн в честь св. прор. Иоанна Предтечи. 22 нояб. назначен настоятелем храма во имя св. Иова на Волковом кладбище Ленинграда. В 1959 г. возведен в сан игумена, 20 нояб. 1962 г.- в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/469480.html

Русская Православная Церковь на Северо-Западе в 1941–1945 годах. Часть 2 Протопресвитер Кирилл Зайц Огромную роль в возрождении церковной жизни на территории Северо-Запада сыграла Псковская миссия. 18 августа 1941 года в Псков из Риги приехали 15 миссионеров: 8 священников и 7 диаконов и псаломщиков. Среди них были как выпускники православного Богословского института в Париже, так и деятели Русского христианского союза. В Пскове они разделились на несколько групп, во главе которых были священники, и отправились в поездку по заранее намеченному маршруту. Это была своего рода «миссионерская разведка», которая должна была выяснить, каково церковное положение на Псковщине, как встретит священников народ, сохранилось ли в его душе семя христианской веры или же после двадцатилетнего насаждения атеизма он встретит священников равнодушно и даже враждебно. «Миссионерская разведка» получила неожиданные результаты. Местные жители «встречают нас со слезами радости на глазах!» – восклицал один из участников миссии. Узнав, что в ту или иную деревню приехал священник, люди стекались туда со всех сторон. Воодушевление, с каким местные жители встречали миссионеров, превзошло их самые смелые ожидания. «Нам казалось, что не священники приехали укреплять народ, а народ укрепляет священников», – позднее вспоминали они. В Политическое управление Северо-Западного фронта постоянно приходили шифровки, в которых возрождению религиозной жизни на временно оккупированных территориях уделялось большое внимание. Вот как в одной из шифровок 1942 года оценивалась церковная политика гитлеровцев: «Немецкое командование широко использует в своих целях Церковь. Ряд церквей, особенно в Дновском районе, восстановлены, и в них проходит богослужение. О службах даются объявления в газетах. Особенно большая служба была в г. Дно в июле месяце – с крестным ходом – по случаю годовщины оккупации г. Дно. На этом сборище присутствовали представители германского командования. На богослужении глава г. Дно произнес речь, в конце которой призвал население благодарить немецкое командование за освобождение города от красных». Однако это были только первые шаги немецких военных властей, а церковную политику оккупантов, как мы увидим, определяли не только они.

http://pravoslavie.ru/34205.html

Это история православного священника Александра Ионина, члена Псковской православной миссии, осуществлявшей свою деятельность на оккупированной территории под эгидой немцев. Но немногие из священников той миссии служили верой и правдой немцам, а большинство и вовсе не служили. Они прятали пленных, помогали партизанам, а кое-кто были настоящими советскими разведчиками. Это ведь немцы считали, что Псковская православная миссия была их «проектом», а еще раньше она стала проектом советской разведки, который курировал небезызвестный Павел Судоплатов. Сам митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии Сергий (Воскресенский), благословивший создание Псковской миссии, оказывал содействие Судоплатову. В фильме эта тема не звучит и, может быть, правильно, потому что отец Александр из романа Сегеня ни сном ни духом не ведает о планах советской разведки относительно Псковской православной миссии. «Это настоящий русский сельский батюшка», – говорит о нем митрополит Сергий собравшемуся у себя духовенству, прежде чем принять отца Александра. Вот – ключевые слова для характеристики героя, да и, пожалуй, самого фильма. Хотиненко снял фильм именно о русском священнике. И Сергею Маковецкому, кого только в жизни не игравшему, и чаще всего людей не русских – по духу, или – «новых русских» (которые такие же русские, как американцы – англичане), предстояло сыграть русского священника. Меня спросят: русские священники – это что, этническая общность? Да, и этническая. У таких, как протоиерей Александр Ионин, и отец был русским священником, и дед, и прадед. Пастырем Русской православной церкви может стать кто угодно, если того достоин, но есть русское родовое священство, история которого насчитывает свыше десяти веков. Оно не было истреблено полностью даже богоборческой коммунистической властью. Хорошо помню молодого священника одного из подмосковных храмов в начале 90-х годов, когда священниками верующие люди становились точно так же, как солдаты лейтенантами в 1941 году. Он не имел никакого духовного образования, был косноязычен, в роли пастыря чувствовал себя довольно скованно. Но он был из потомственной священнической семьи. И однажды я увидел, как в нем «заговорили» гены отцов и дедов. Он пришел домой к «расслабленному», много лет лежавшему без движения, дал ему поцеловать крест и просто сказал: «Вставай!». И потянул крест на себя, словно приподымая им больного. И – о чудо! – тот поднялся. Он жив до сих пор, этот расслабленный. Не могу добавить – «и здоров», точнее, что полностью здоров, однако в храм он ходит самостоятельно и вполне может ухаживать за самим собой.

http://pravoslavie.ru/38244.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Национально-трудовой союз нового поколения и Псковская Миссия По материалам следственного дела Лидия Соколова   03:09 21.02.2015 2182 Время на чтение 24 минут Когда Отечество в опасности, надо быть со своим народом, а не со своим мнением. Цели и задачи организации В первые дни освобождения Риги войсками советской армии в 1944 году Управлением контрразведки «Смерш» 3-го Прибалтийского фронта были арестованы члены белоэмигрантской организации НТСНП - «Национально-трудовой союз нового поколения» . Эта молодежная организация была создана в 1928 году и имела филиалы в различных городах Западной Европы. Поначалу руководящий центр организации находился в Белграде, затем был переведен в Берлин и « возглавлялся Байдаковым Виктором Михайловичем, представителем белой эмиграции, являвшимся председателем Союза и одновременно председателем исполнительного Бюро».

http://ruskline.ru/analitika/2015/02/21/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010