Община пользовалась помощью и вниманием императоров Александра III и Николая II. Одним из благотворителей обители был святой правоверный Иоанн Кронштадтский , посетивший обитель в 1894 году. В 1899 году на земле, выделенной обители, был построен первый храм, освященный в честь Преображения Господня, и пустынь приобрела название Преображенской. Старшей сестрой в пустыни была схимонахиня Иоанна (Наталья Борисовна Мансурова). Вскоре, в январе 1902 году, община была преобразована в Рижский Троице-Сергиев общежительный монастырь. Обитель придерживалась правил московских общежительных монастырей. При помощи благотворителей началось сооружение монастырского храма, детского приюта, зданий для насельниц. Вскоре на монастырском попечении находился сиротский приют, монастырская школа, приют для престарелых, бесплатная столовая для бедных. При обители действовали свечной завод, иконописная и швейная мастерские. До Первой мировой войны в обители существовало пять храмов, среди них храм в честь преподобного Сергия (1893 год). Ежегодно в обитель из Псково-Печерского монастыря приносили икону Божией Матери «Умиление». Икона находилась в монастыре с 8 сентября по 5 октября. В русско-японскую войну обитель помогала семьям, потерявшим своих кормильцев, на территории обители был организован госпиталь. В годы Первой мировой войны Рижский Троице-Сергиев монастырь и Преображенская пустынь были эвакуированы в Иверский Выксунский монастырь в Нижегородской губернии. После окончания Первой мировой войны сестры по благословению игумении Сергии стали возвращаться в родную обитель. Сюда же приехали сестры Илукстского монастыря, разрушенного в годы войны, и привезли с собой чудотворную Толгскую икону Божией Матери. Эта икона теперь почитается не только сестрами Рижского монастыря, но и православными всей Латвии. В 1917 году обитель пытались закрыть. После образования Латвийского государства и национализации ряда владений Рижского монастыря сестры ревностно принялись за восстановление обители, возрождение благотворительной деятельности.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2013-12-21 21:12:19 Владелец: MnataliaV Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икону Божией Матери типа Одигитрия дали для реставрации. Написана маслом. Лики в хорошей сохранности, а фон и одежды замазаны краской. Под краской по всему полю иконы набито множество гвоздиков. Похоже, что Богородица восседает на троне.В правой руке - жезл,у Младенца державы нет, поэтому - не Державная. Всецарица тоже не подходит из-за наличия жезла, Псково-Печерская - Умиление, а эта -Одигитрия, Печерская - Знамение. Т.е. есть что-то похожее - но не то. Происхождение иконы неизвестно. Размер ок.60х70см. Наверное храмовая. Попытки опознаний [ 2013-12-22 21:40:18 ] marinakova : Икона подокладная, полностью прописанная, поэтому много маленьких гвоздиков. Тип написания точно не Одигитрия. Смысл названия Одигитрия - Путеводительница - Богородица показывает рукой на младенца - Путь спасения, независимо от названия образа. похожие образы - Галатская, она встречается с державою и без неё. Но вообще, только похожа, а достоверно похожего образа я пока не нашла. Можно просто назвать Богородица на троне. [ 2013-12-22 22:00:01 ] marinakova : А ещё очень много похожего с написанием Всех скорбящих радость. У этой иконы очень много вариантов, присмотритесь, пожалуйста. [ 2014-03-02 10:42:53 ] animaisa : Согласна, что если бы в руке Богоматери или Младенца была бы держава, то можно было утверждать, что это образ Богородицы ,,Державной,, Но если присмотреться, то видно( на верхнем, полном снимке), что Христос Младенец всё-таки что-то держит в руке. Но что- не видно... А что касаемо сравнения с образом ,, Всех скорбящих радость,,- то здесь вопрос напрашивается: а где сами скорбящие, обычно расположенные по обе стороны от Богоматери? [ 2015-12-25 22:40:23 ] Remora : Очень похожа на эту икону только лик Богородицы обращен в другую сторону. Впрочем, об иконе Божьей Матери Численской говорится, что ее оригинал был утрачен, а списки сильно отличаются друг от друга.

http://pravicon.com/unknown-890

Духовенство трех епархий участвовало в торжествах в честь Луганской иконы Богородицы 16 июня 2018 г. 10:11 Духовенство Луганской , Северодонецкой и Ровеньковской епархий Украинской Православной Церкви приняло участие в крестном ходе в честь покровительницы города и области — Луганской иконы Божией Матери, сообщает  Eparhia.lg.ua . Колонна богомольцев, состоявшая из верующих Луганщины, прошла по главной улице областного центра 14 июня 2018 года. Торжественное шествие с чтимым образом возглавили митрополит Луганский и Алчевский Митрофан и архиепископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон . Отправной точкой крестного хода послужил храм иконы Божией Матери «Умиление». С молебным пением к Богородице участники проследовали к храму Всех святых. По окончании шествия владыка Митрофан сердечно поблагодарил всех прибывших на торжества и выразил уверенность в том, что «Царица Небесная услышит наши молитвы и пошлет долгожданный мир на нашу землю». После слов архипастыря было совершено вечернее богослужение и чтение акафиста Пресвятой Богородице. Торжества в честь Луганской иконы Пресвятой Богородицы проходили в Луганске три дня — с 13 по 15 июня. В первый день образ чествовали во Владимирском кафедральном соборе (накануне вечернее богослужение совершалось в Петропавловском кафедральном соборе). 14 июня образ пронесли по городу и установили в храме Всех святых, где утром следующего дня состоялась праздничная Божественная литургия, завершившая празднование. Луганская икона Пресвятой Богородицы написана в память о чуде явления Божией Матери жителю Луганска Филиппу Горбенко 13 июня 1905 года. По преданию, Богородица явилась Филиппу в ночном видении трижды в разном возрасте. В первый раз Она прошла над городом с молитвой в направлении с запада на восток, во второй раз — с юга на север. Во время третьего видения Божия Матерь благословила Филиппа на служение Богу и людям, пообещала жителям Луганска Свою помощь, а городу — заступничество и ходатайство перед Богом. Память о Своем явлении над Луганском Богородица заповедала чтить трехдневным празднованием. Луганская икона написана в 1992 году монахом-подвижником Псково-Печерского монастыря.  Прославлена  для общецерковного почитания решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 21 декабря 2017 года. Постоянное место пребывания святыни — Петропавловский кафедральный собор Луганска. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Горнего Иерусалима гражданин явися, ангелом свеселишся, мироточивого Николы звание восприим» ... (тропарь сему святому). На той же гробнице сказано: „преставися святый праведный Николай, Псковский Чудотворец, в лето 7084 (1576) Февраля 28 числа“. Во Пскове есть такое о нем предание: когда Иоанн Васильевич ехал в этот город для наказания жителей его (1570 г.), в то время юродивый Николай дал совет гражданам Псковским, чтобы все они вышли за город, поставивши столы по обе стороны дороги и таким образом встретили Государя. Псковитяне, извещенные о строгости, с какою Государь поступал в Новгороде, послушались этого совета и все, большие и малые, вышедши на встречу Государю, повергались пред ним на землю. Государь, тронутый, по-видимому, таким зрелищем, вышел из повозки и пошел пешком, но на лице его заметен был большой гнев. Блаженный Николай, сев на палку, по обыкновению детей, подъехал к Государю, повторяя слова: «Иванушко, Иванушко! покушай хлеба и соли, а не христианской крови». Государь, вслушавшись в слова юродивого, приказал поймать его, но юродивый, в тоже мгновение, стал невидим. Государь, пораженный этим чудом, оставил свой гнев на Псковитян и скоро возвратился в Москву. Это предание подтверждается следующими словами из кондака блаженному Николаю, написанного на той же гробнице: Чудотворче явился Николае, царску державу и смысла свирепство на милость обратив (Повесть о Печер. мон. стр. 105 и 106). 29 Т. е. образ Успения, ибо другой образ Божией Матери Умиления, также принесенный из Печерского монастыря во Псков, был сравнительно более новый. 31 Из сего видно, что Чудотворная икона Божией Матери Умиления в это время находилась не в Печерах, как некоторые полагают, а в Троицком соборе, во Пскове, где происходили беспрерывные молебствия (Ист. Княж. Псков. 1831 г. часть 1 стр. 207). 32 В прежнее время тракт Рижский, от Пскова, шел на самые Печеры чрез Тайлово и Нейгаузен или Новгород Ливонский. 33 В дневнике похода Стефана Батория при осаде Пскова, писанном на Польском языке – под 27 Октября 1581 года – пишется: «Пришло известие, что купцов и возы некоторых панов Литовских, – что были отправлены ими с серебром, золотом и другими вещами в Лифляндию, – Русские захватили и очень много покорыстовались: так как там было разного добра на несколько десятков тысяч».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Внутренние украшения Михаиле-Архангельского храма соответствуют внешнему устройству и самому времени создания его. Иконостас круглый и вокруг него 10 колонн, поддерживающих карниз, с которого возвышается купол с сиянием. На верху утверждены четырёхугольная доска и шар с крестом, которым оканчивается верх иконостаса. Резьба вокруг икон и все колонны иконостаса вызолочены червонным золотом. Местные иконы: на правой стороне Спаситель, окруженный Ангелами, на левой – икона Умиления Божией Матери, в руках двух Ангелов. По правую сторону Спасителя икона Софии-Премудрости Божией. Эти три, прекрасно написанные, иконы составляют лучшее украшение иконостаса. В алтаре, на горнем месте, изображено на холсте омовение ног. Эта икона в художественном отношении составляет предмет общего удивления людей, умеющих ценить произведения живописи. Вверху, на алтарном своде, полукругом изображена Тайная Вечеря, по подобию такого же изображения и на том же месте в Казанском соборе в С.-Петербурге. Внутри храма, на четырёх столбах, четыре священные изображения, писанные на холсте, в позолоченных рамах. На правой стороне, за правым клиросом, изображение Св. Василия Великого , совершающего богослужение: царь Валент, покровительствовавший Арианам, входит во храм и пленяется православным Богослужением. На другом столбе, на правой же стороне, изображение всеобщего воскресения: земля горит, и мёртвые восстают из земли, по гласу трубы Архангела. На третьем столбе, за левым клиросом, изображение Св. Григория Богослова : царь Феодосий вводит его во храм, при явном негодовании Ариан, и позволяет ему свободно отправлять Богослужение; покусившийся на жизнь Святителя падает с кинжалом к ногам его. На четвёртом столбе, на левой же стороне, Св. Иоанн-Златоуст, тайно-действующий бескровную жертву. Эти четыре изображения, вместе с предыдущими, по высокому достоинству искусства, составляют такое же драгоценное украшение нового Михаило-Архангельского собора, какое представляют иконы древнего Успенского собора, по своему богатству.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Православная Россия — удел Божией Матери. Она являлась Сама на Руси тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим. Их было много, всех теперь не перечислить. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь многочисленными Своими иконами, ими являя русским людям Свой Покров. Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она — неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси.    Наиболее почитаемые у нас иконы — Владимирская и Казанская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов (†1857) назвал Казанскую икону «Русским Покровом» — Покровом Пресвятой Богородицы над Россией.    В смутное время 1612 года дружина Димитрия Пожарского несла список чудотворной Казанской иконы в своих рядах и изгнала из Москвы польских интервентов. В память этого события в 1649 году было установлено всероссийское празднование Казанской иконе, совершаемое 22 октября. В 1709 году, накануне Полтавской битвы, Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение.    Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю — Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери — Казанскую, Смоленскую, Донскую. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского.    Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа.    А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный Псково-Печерский образ «Умиление», находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков, и обитель нашу от различных врагов, желающих завладеть искони Русской землей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3258...

Более четверти миллиона человек посетили московскую выставку «Сокровища музеев России» из цикла «Россия — Моя история» 26 ноября 2018 г. 17:05 Выставку «Сокровища музеев России», организованную Патриаршим советом по культуре , посетило более 250 тысяч человек. Экспозиция, прошедшая с 4 по 25 ноября 2018 года в рамках XVII церковно-общественного форума «Православная Русь к Дню народного единства» при поддержке Правительства Москвы и при участии проекта «Россия — Моя история», ГМВЦ «Росизо», Третьяковской галереи и 50 музеев со всей страны, стала главным культурным событием осени и одной из самых посещаемых художественных выставок за последнее десятилетие. В День народного единства выставку открыли президент Российской Федерации В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Главу государства и Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали митрополит Псковский и Порховский Тихон , министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский и мэр Москвы С.С. Собянин , которые высоко оценили вклад проекта «Россия — Моя история» в отечественную культуру. Коллекции региональных музеев, впервые собранные в едином пространстве, вызвали интерес у москвичей и гостей столицы, до последнего дня работы у ЦВЗ «Манеж» не иссякала очередь из желающих увидеть 280 художественных произведений из 50 региональных музеев России. Залы выставки, работавшей ежедневно с 11.00 до 22.00, были полны как в утренние, так в вечерние часы работы. Некоторые посетители приезжали на выставку из других городов, отмечали уникальность мероприятия. Для поклонения верующих на выставку была принесена древняя икона Божией Матери «Умиление» из Успенского Псково-Печерского монастыря . Посетители выставки «Сокровища музеев России» приняли участие более чем в 70 мероприятиях. В выставочном лектории на протяжении 20 дней проходили панельные дискуссии, круглые столы, мастер-классы, премьерные кинопоказы и презентации культурных проектов текущего года. «Это шестая выставка, организованная проектом " Россия — Моя история " под эгидой Патриаршего совета по культуре. На этот раз мы решили показать столичной публике богатство нашей культуры через коллекции региональных музеев. В какой-то степени выставка является исторической, только на этот раз история рассказана через язык живописи: от XVII до XX века», — сообщил организатор проекта Иван Есин.

http://patriarchia.ru/db/text/5311716.ht...

13 апреля 1893 года состоялось торжественное освящение большого надкупольного креста. После молебна он был поднят и установлен, завершая этим возведение самого здания будущей церкви. При этом присутствовала устроительница общины Ея Сиятельство Е.Б.Мансурова. Святой праведный Иоанн Кронштадтский на свои средства заказал резной дубовый иконостас рижскому архитектору И.Д.Фельско (1813-1902 гг.) Этот талантливый зодчий имел в конце XIX века достаточно широкую известность. Он учился в Художественной академии Копенгагена. В Петербургской Императорской академии художеств получил степень свободного художника. С 1843 по 1879 год он являлся главным архитектором Риги, был одним из авторов парковой зоны центральной части города. Иконостас, который был выполнен И.Д.Фельско для храма во имя Преподобного Сергия Радонежского, сохранился без изменений до наших дней, являя собой благословение и напутствие святого праведника Иоанна Кронштадского Рижской Свято-Троицкой общине. Среди бесценных даров, пожалованных общине, особое место занимали древние реликвии святого града Иерусалима. Они были присланны Его Блаженством, бывшим патриархом Иерусалимским Никодимом, который в то время находился на покое. Свой дар блаженнейший Никодим сопроводил дарственной грамотой, в которой писал: «Посылаем... через посредство любезного сына нашего во Христе г. Павла Борисовича Мансурова часть святаго камня от Пресвятаго Гроба Спаса нашего Иисуса Христа и другую часть святаго камня от горы Голгофской, где был распят Господь наш спасения нашего ради, и часть Честного Древа от святаго и Животворящего Креста Господа Бога нашего, и часть святых мощей святаго и славного апостола Андрея Первозванного в серебрянном ковчежце с изображением на нем лика Святого, и каждая из этих частей имеет на себе надпись и запечатана нашей печатью для верности». Для церкви была пожертвована точная копия Псково-Печерской святыни – икона Божией матери Владимирской «Умиление». Иконы для иконостаса были написаны художником А.П.Бабушкиным на средства Е.А.Камкина.

http://sobory.ru/article/?object=09010

58 В Борках находился Институт биологии внутренних вод АН СССР, занимавшийся проблемами народнохозяйственного использования водохранилищ. Его организатором и первым директором, работавшим здесь с 1952 по 1972 гг. был Иван Дмитриевич Папанин (1894–1986) – советский полярный исследователь, Дважды Герой Советского Союза, доктор географических наук, контр-адмирал. В 1986 г. Институту было присвоено имя И.Д. Папанина. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. 62 Расположен в 25 км к северу от Пскова, близ Псковского озера. Основан прп. Евфросином, Псковским чудотворцем († 1481) в начале 15 в. В 16 в. здесь подвизался старец Филофей, которому принадлежит идея Москвы – Третьего Рима, России как хранительницы истинного православия. С 1908 по 1915 гг. в обители подвизался старец схиархим. Гавриил (Зырянов) . В настоящее время древнейший монастырь на Псковской земле возрождается. 63 Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь расположен в 43 км от Пскова, годом основания считается 1473. Монастырь всегда был духовным центром псковской земли. Здесь подвизались известные старцы: схиархим. Пимен (Гавриленко), архим. Афиноген (Агапов), иеросхимонах Сампсон (Сиверс) и др. Традиция старчества не прерывается и поныне. 64 Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь основан в 1569 г. на Святой горе (прежде Синичьей) псковским наместником кн. Юрием Токмаковым на месте чудесных явлений икон Божией Матери «Одигитрия» и «Умиление» и в связи с чудесами, бывшими от этих икон. В обители есть и третья чудотворная икона Божией Матери, «Феодоровская». Внутри монастыря кладбище, где погребен А.С. Пушкин, его мать, отец, дед и бабушка. 67 По свидетельству прихожан из Верхне-Никульского отец Павел, пока не потерял зрение, во время Великого поста дважды, на третьей и на пятой неделе, ездил исповедаться и причащаться в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. У отца Павла было Евангелие, написанное монахами из Лавры специально для него большими буквами. 69 16 (29) августа – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Близкая духовная связь сложилась у Рижской обители с Псково-Печерским монастырем, из которого ежегодно в обитель прибывала чудотворная икона Божией Матери «Умиление» (список с иконы до настоящего времени находится в церкви преподобного Сергия Радонежского). Монастырь содержал детский приют и школу при нём, богадельню, кухню-столовую для бедных, раздававшую до 200 бесплатных обедов в день. Средства зарабатывались монахинями самостоятельно выпечкой просфор, рукоделием, иконописанием, шитьем священнических облачений и изготовлением свечей для приходов. В 1915 году в период первой мировой войны монастырь был эвакуирован под Новгород, в Савво-Вишерский монастырь. Вместе с насельницами Преображенской пустыни число сестер достигло 200 человек. 21 мая 1918 года митрополиту Новгородскому Арсению (Стадницкому) было разрешено «принять на службу в Новгородскую епархию весь состав сестёр Рижского Троице-Сергиева монастыря». После окончания Первой мировой войны часть монахинь вернулась в Ригу. В то же время в обители поселились сёстры Илукстского монастыря, разрушенного в годы войны, принеся с собой чудотворную Толгскую икону Божией Матери. В 1936 году в монастыре было отведено помещение под резиденцию митрополита Рижского и всея Латвии Августина (Петерсона). В 1941—1944 годах там жил Экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский). Вторая мировая война и немецкая оккупация Латвии принесли монастырю новые испытания, но и в это время монастырь не закрывался. При отступлении гитлеровцев из Риги монахинь побуждали к эвакуации в Германию, угрожая насильственным вывозом, но они категорически отказались. При советской власти у монастыря были изъяты часть земли и строений, а в 1960 году власти приняли решение о перемещении всех монахинь из Риги в Преображенскую пустынь. В 1962—1964 годах монастырь находился фактически на «осадном положении». В настоящее время в монастыре проживает 140 сестер. С 1998 года накануне праздника Преображения Господня из монастыря в Пустынь совершается крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть». Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троице-С...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010