В XVI в. в Пскове, на предполагаемой родине О., была составлена торжественная бденная служба в ее честь. Наиболее ранний список этого текста содержится в рукописном Трефолое кон. XVI в. (РНБ. F.I.176. Л. 316-329). Сборник включает мн. службы святым, прославленным на Московских Соборах 1547 и 1549 гг., и содержит большое число памятей псковским святым. Тот же текст (лишь с иным чтением из Апостола на литургии) содержится в Трефолое нач. XVII в. (РГБ. Егор. 247. Л. 223-234). В основе псковской бденной службы О. лежит общераспространенный в XVI в. литургический текст на день ее памяти (состоящий из 3 стихир на «Господи, воззвах», тропаря 1-го гласа и канона 5-го гласа с ирмосами, седальном, кондаком и икосом); тексты стихир на «Господи, воззвах» отредактированы, кроме того, в состав последования включены компоненты, необходимые на бденной службе (песнопения на литии, стиховнах, полиелее, хвалитех, Евангелие на утрене, указания на литургии), и еще один канон святой. В тексте службы неоднократно упоминается Псков. Надписание имени автора в службе отсутствует. Особенностью новых песнопений последования является наличие в них большого числа заимствований из др. текстов. В частности, в службе множество цитат из летописного рассказа о крещении княгини и из похвалы ей в ПВЛ. Составитель следовал тексту летописи и заимствовал целые фрагменты, незначительно изменяя их, производя синонимические замены или используя парафразы. Таким способом построены стихиры на литии, славник на стиховне, стихира по 50-м псалме. Часть дополнительных стихир и новый канон в составе псковской бденной службы являются переработкой стихир и 1-го канона службы свт. Стефану Пермскому (пам. 26 апр.) творения Пахомия Серба в редакции, в к-рой читается акростих с именем Пахомия в песнях 7-9 канона, напр. список РГБ. Рум. 397. Л. 189-197 об. При этом некоторые из песнопений псковский книжник заимствовал, лишь незначительно адаптировав их к новому имени и чину святости, для других же оставил только инципиты песнопений-прототипов. По мотивам песнопений службы свт. Стефану Пермскому в последовании О. написаны: «Ины стихиры» и славник на «Господи, воззвах», 1-я стихира на стиховне вечера, 1-й канон святой (включая ирмосы и светилен).

http://pravenc.ru/text/2578361.html

И. С. Родникова Рубрики: Ключевые слова: ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) ВАССИАН (Муромцев; † 1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских) ВАССА Васса [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской) ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Почитание Краткое Житие Святослава Ярославича помещено в " Книге степенной " начала 1560-х годов  . В " Книге глаголемой Описание о российских святых " (начало XVIII в.) имя Святослава Ярославича помещено среди святых г. Чернигова (иногда без указания города, где он был погребён, иногда место написано неразборчиво); в печатном издании как место погребения ошибочно указан Псков . В святцах поморского наставника Ф. П. Бабушкина начала XIX века память его помещена под 27 декабря . В 1891 году архимандрит Леонид (Кавелин) включил Святослава Ярославича в состав святых, почитаемых в Чернигове, с днём памяти также 27 декабря   . В начале XX века Е. Е. Голубинский внёс память Святослава Ярославича в " Список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых " . Канонизация Святослава Ярославича подтверждена включением его имени в 1980-х годах в " Службу всем святым, в земле Российской просиявшим " ). В настоящее время память благоверного князя Святослава Черниговского и Киевского местно чтится 21 мая в Черниговской епархии  . Использованные материалы   Князь Святослав Ярославич. День памяти: 21 мая/3 июня//Официальный сайт Черниговской епархии (архивная копия),   Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 32.   Мнение, что его крестильное имя было Симеон, обосновано в меньшей степени, см.: Литвина, Успенский. 2006. С. 609-610.   См.: Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Монастырь св. Симеона в Киеве и русско-немецкие связи 2-й пол. XI в.; Они же. Траектории традиции: Главы из истории династии и Церкви на Руси кон. XI - нач. XIII в. М., 2010, с. 9-20.   Степень 3, гл. 9//Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам/Ред.: Г. Д. Лехофф, Η. Н. Покровский. М., 2007. Т. 1, с. 394-395.   Описание о российских святых. С. 30.   Романова А. А. " Полный месяцеслов " Ф. П. Бабушкина//Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2017. Т. 3, с. 504.   Голубинский. Канонизация святых. С. 366   Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 360, http://korolev.msk.ru/minea/may3/may3360.html .

http://drevo-info.ru/articles/13681472.h...

Погод. 1553; РНБ. Соф. 1521; ГИМ. Син. 840 и др.) читается продолжение этой записи: «А писал сию повсть Корнилей, игумен пещеры Сивонския, еже есть во Псков, того же монастыря Богородицына». При создании своей редакции Повести К. использовал Краткую, в к-рой история мон-ря заканчивалась временем игуменства Дорофея, т. е. сер. 20-х гг. XVI в. (один из списков Повести: РНБ. Соф. 432, по филиграням датируется 30-ми гг. XVI в.; Охотникова. 1993. С. 259-263). Как и в Краткой редакции, в тексте К. рассказывается об открытии пещер, о возникновении обители, о 1-м иноке Ионе, строительстве «ветхого» мон-ря при Мисаиле; большое внимание уделяется деятельности дьяка М. Мунехина, игум. Дорофея, содержится описание чудес, произошедших в мон-ре. Текст Краткой редакции К. дополняет вступлением, в к-ром сообщает, что приступил к описанию истории обители по благословению игуменов Дорофея и Герасима. К. стремился устранить «нелепые» противоречия в рассказах о начальной истории мон-ря, соотнося их содержание с собственными впечатлениями: «...яже слышахом, иная же и видехом». Так, К. исключил читающийся в Краткой редакции рассказ о 1-м старце печерском Марке, существование к-рого подвергал сомнению. Комментарии К. позволяют представить суровую монастырскую жизнь нач. XVI в., о своем времени писатель замечает, что «нын же Божиею милостию и Пречистыа Богородица и великого князя жалованием хлбом доволни». История текста в редакции К. не изучена окончательно, не выяснено, какие списки ближе к авторской редакции, почему имя К. как ее «списателя» в одних упоминается, а в других отсутствует (РГБ. Вол. 639; РГБ. Троиц. 679; РГБ. МДА. 175 и др.). Редакции, созданные после К., в 80-х гг. XVI и в XVII в., восходят напрямую к Краткой, ни одно из дополнений К. о жизни монастыря при Дорофее и Герасиме не отразилось в последующих текстах Повести. Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Фрагмент иконы на раке. 1892 г. (?), поновление — кон. XX в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря) Прмч.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ МАЛЫЙ (XVI в.), иконописец, монах Успенского Псково-Печерского мон-ря . В 1521 г. по заказу псковских торговых людей Василия и Феодора написал икону «Успение Богородицы, с житием» (см. Успение Пресвятой Богородицы ), к-рая стала храмовым образом Успенской ц. Сама чудотворная икона не сохранилась; в наст. время в мон-ре почитается точный список с нее, являющийся, по-видимому, вкладом царя Феодора Иоанновича 80-х гг. XVI в. Еще один список нач. XVII в. иконы А. М. происходит из Троицкого собора Ипатиева мон-ря в Костроме (ГТГ). Лит.: Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII в. М., 1903. С. 121; Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря//Древний Псков: История. Искусство. Археология: Новые исслед. М., 1988. С. 218-221. И. Д. Соловьёва Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/64544.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГУСЕВИЧ Владимир Андреевич (1902, г. Тотьма Вологодской губ.- 1978, Киев), историк, археолог, исследователь центров культуры средневек. Руси - Пскова, Вел. Новгорода и Киева. Окончил Педагогический ин-т в Ленинграде (1925) и аспирантуру ГАИМК (1929) по специальности археолог-искусствовед, был оставлен при ГАИМК в качестве старшего научного сотрудника, в 1931 г. направлен в Псковский музей (1931-1935), одновременно преподавал историю в Псковском педагогическом ин-те. С 1935 г. как зам. директора по науке Управления новгородских Гос. музеев возглавлял исследования памятников истории и культуры Новгорода. С 1941 г. был в эвакуации; в 1943 г. призван на фронт. После окончания войны участвовал в широкомасштабных исследованиях памятников зодчества и археологических раскопках под рук. М. К. Каргера , проводимых на Украине. В 1945-1946 гг. возглавлял научные исследования в музее-заповеднике Киево-Печерской лавры, в 1947-1962 гг. был зав. отделом славяно-рус. археологии Института археологии АН УССР. Инициатор археологических раскопок в Новгороде, исследователь Подола, Чернигова, Путивля, Канева, Выря, Вьяханя, Остёрского городка, Воина. В 50-70 гг. XX в. занимался вопросом происхождения древнерус. городов. Автор 48 научных публикаций. Соч.: Живопись кон. XV ст. в Привологодском районе//Северные памятники древнерус. живописи. Вологда, 1929. С. 13-22; Новый архитектурный тип в рус. зодчестве XVI и XVII ст.//Сб. ГАИМК/Бюро по делам аспирантов. Л., 1929. Т. 1. С. 93-100; Древний Псков// Платонов Н. И., Богусевич В. А. Современный и древний Псков. Псков, 1932. С. 27-44; Стены Староладожской крепости [XV-XVI вв.]//НИС. 1937. Вып. 2. С. 124-125; Раскопки на Ярославовом дворище//Там же. 1938. Вып. 3/4. С. 183-210 (совм. с А. А. Строковым и Б. К. Мантейфелем); Вновь открытые фрески рус. мастеров XIV в.//Там же. 1938. Вып. 3/4. С. 216-218; Раскопки в новгородском Кремле в 1939 г.//Там же. 1939. Вып. 5. С. 3-17 (совм. с А. А. Строковым и Б. К. Мантейфелем); Магдебургские врата XII в.//Там же. 1939. Вып. 6. С. 22-29; Археологические исслед. Новгорода. Новгород, 1939. С. 32 (совм. с А. А. Строковым); Новгород Великий/Под ред. Б. Д. Грекова, Л., 1939. С. 256 (совм. с А. А. Строковым); К вопросу о реставрации Волотовской церкви//НИС. 1940. Вып. 7. С. 48-54; Споруда XI ст. у дbopi киïвського мumponoлima//Apxeoлoriя. К., 1961. С. 105-113. Лит.: Археология. 1980. 33. С. 111. Ю. Р. Савельев Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей)

http://pravenc.ru/text/149623.html

Возможно, еще в 1265 г. князь попытался вступить в переговоры с Новгородом и Псковом. В этом году в Псков эмигрировало 300 литовцев. Первоначально, как отмечает летописец, «новгородци хотеша их исещи». Конфликт был улажен, т. к. за литовцев, решивших принять Православие, по приказу отца вступился псковский кн. Святослав Ярославич. Старший сын вел. кн. Владимирского и Тверского св. Ярослава (Афанасия) Ярославича не только не выдал новгородцам литовцев-язычников, но и вместе «с попы пльсковьскыми и съ пльсковичи» крестил литовцев в 1265 г. (ПСРЛ. Т. 3. С. 85). Летом 1266 г., после поражения в борьбе с Войшелком, из Нальшанской земли вместе с боярами и дружиной в 70 чел. на службу в Псков выехал Довмонт (его союзник из Дялтувы кн. Шюкшта эмигрировал в Ливонию). Князь был торжественно крещен в Православие в псковском Троицком соборе с именем в честь мч. Тимофея Палестинского (Газского). В 1266 г. Довмонт предпринял с 270 литовскими и псковскими воинами удачный поход на Литву, в т. ч. на Нальшанскую землю и владения полоцкого кн. Герденя. В плен к Довмонту попали полоцкая княгиня и 2 княжича, один из них впоследствии стал православным Тверским епископом (см. Андрей). Войска Герденя и его союзников, отправившиеся в погоню за псковским князем, 18 июля были разбиты Довмонтом. Вел. князь Владимирский, во власти которого находилась Новгородская земля, был недоволен самостоятельной политикой нового псковского князя. Прибыв в 1266 г. в Новгород, Ярослав Ярославич решил отправиться в Псков, чтобы изгнать Довмонта. Однако это намерение не осуществилось благодаря позиции новгородских бояр, увидевших в Довмонте потенциального защитника Сев.-Зап. Руси от крестоносцев и литовцев, а также от притязаний великокняжеской власти. Зимой 1266/67 г. Довмонт совершил еще один удачный поход на Литву. В 1267 г. в результате совместного похода псковского и новгородского войска во главе с Довмонтом и боярином Олферием Сбыславичем было нанесено новое поражение войскам полоцкого кн. Герденя, убитого в сражении. Археологические данные свидетельствуют, что в кон. 60-х - сер. 70-х гг. XIII в. Полоцк был захвачен и сожжен (Штыхов Г. В. Древний Полоцк IX-XIII вв. Минск, 1975. С. 38-40, 49, 52, 53, табл. 1-2. С. 57). Разгром города мог стать результатом одного из походов Довмонта. Отголосок событий, как Довмонт «до Пскова утекл, за князя от псковян ест обраный, за которых помочью Русь около Полоцка замку Полоцкого доставши, под свою моц подбил», сохранился в «Хронике Литовской и Жмойтской» и в «Хронике Быховца»; оба источника отмечают, что захват Полоцка Довмонтом произошел при вел. кн. Литовском Тройдене, который правил ок. 1270/72-1282 гг. (ПСРЛ. Т. 32. С. 32, 33, 135-136).

http://pravicon.com/info-2188

Возможно, еще в 1265 г. князь попытался вступить в переговоры с Новгородом и Псковом. В этом году в Псков эмигрировало 300 литовцев. Первоначально, как отмечает летописец, «новгородци хотеша их исещи». Конфликт был улажен, т. к. за литовцев, решивших принять Православие, по приказу отца вступился псковский кн. Святослав Ярославич. Старший сын вел. кн. Владимирского и Тверского св. Ярослава (Афанасия) Ярославича не только не выдал новгородцам литовцев-язычников, но и вместе «с попы пльсковьскыми и съ пльсковичи» крестил литовцев в 1265 г. (ПСРЛ. Т. 3. С. 85). Летом 1266 г., после поражения в борьбе с Войшелком, из Нальшанской земли вместе с боярами и дружиной в 70 чел. на службу в Псков выехал Д. (его союзник из Дялтувы кн. Шюкшта эмигрировал в Ливонию). Князь был торжественно крещен в Православие в псковском Троицком соборе с именем в честь мч. Тимофея Палестинского (Газского). В 1266 г. Д. предпринял с 270 литов. и псковскими воинами удачный поход на Литву, в т. ч. на Нальшанскую землю и владения полоцкого кн. Герденя. В плен к Д. попали полоцкая княгиня и 2 княжича, один из них впосл. стал правосл. Тверским епископом (см. Андрей ). Войска Герденя и его союзников, отправившиеся в погоню за псковским князем, 18 июля были разбиты Д. Вел. князь Владимирский, во власти к-рого находилась Новгородская земля, был недоволен самостоятельной политикой нового псковского князя. Прибыв в 1266 г. в Новгород, Ярослав Ярославич решил отправиться в Псков, чтобы изгнать Д. Однако это намерение не осуществилось благодаря позиции новгородских бояр, увидевших в Д. потенциального защитника Сев.-Зап. Руси от крестоносцев и литовцев, а также от притязаний великокняжеской власти. Вокняжение кн. Довмонта в Пскове. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л.41) Вокняжение кн. Довмонта в Пскове. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л.41) Зимой 1266/67 г. Д. совершил еще один удачный поход на Литву. В 1267 г. в результате совместного похода псковского и новгородского войска во главе с Д. и боярином Олферием Сбыславичем было нанесено новое поражение войскам полоцкого кн. Герденя, убитого в сражении. Археологические данные свидетельствуют, что в кон. 60-х - сер. 70-х гг. XIII в. Полоцк был захвачен и сожжен ( Штыхов Г. В. Древний Полоцк IX-XIII вв. Минск, 1975. С. 38-40, 49, 52, 53, табл. 1-2. С. 57). Разгром города мог стать результатом одного из походов Д. Отголосок событий, как Д. «до Пскова утекл, за князя от псковян ест обраный, за которых помочью Русь около Полоцка замку Полоцкого доставши, под свою моц подбил», сохранился в «Хронике Литовской и Жмойтской» и в «Хронике Быховца»; оба источника отмечают, что захват Полоцка Д. произошел при вел. кн. Литовском Тройдене, к-рый правил ок. 1270/72-1282 гг. (ПСРЛ. Т. 32. С. 32, 33, 135-136).

http://pravenc.ru/text/178701.html

Через Новгородскую губ. проходили имевшие общероссийское значение водные и сухопутные пути: тракт Москва - С.-Петербург, Вышневолоцкая водная система (1709), отдельные участки Мариинской водной системы (сквозное плавание началось в 1810) и Тихвинской водной системы (1811). Начиная с сер. XIX в. через Новгородскую губ. прошли железнодорожные линии: Колпино - Вышний Волочёк (постоянное движение открыто в 1851), Чудово - Новгород (1871), Угловка - Боровичи (1877), Новгород - Ст. Русса (1878, узкоколейная, в 1916 перешита на широкую колею), Бологое - Псков (1897), Царское Село - Дно (1904), Обухово - Вологда (1906), Окуловка - Поддубье (1912), Луга - Новгород, Шимск - Сольцы (обе в 1916), Валдай - Крестцы (1917, 1926). В 1871 г. образован посад М. Вишера. 14 апр. 1917 г. был образован Новгородский губ. совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; в его исполкоме большинство составляли эсеры и меньшевики. В соответствии с журналом Временного правительства от 3 июня 1917 г. были образованы города Бологое и Любань-Горка (закрепилось название Любань). Проходивший 3-4 дек. 1917 г. 3-й съезд демократических орг-ций Новгородской губ. принял резолюцию о поддержке советской власти. К кон. весны 1918 г. в губернии завершился процесс создания местных советов, в к-рых преобладали большевики. С кон. апр. 1918 по февр. 1919 г. Новгородская губ. входила в Союз коммун Северной обл. С 7 июня 1918 по 20 марта 1919 г. существовал Бологовский у. По постановлению НКВД от 10 июня 1918 г. Белозерский, Кирилловский, Тихвинский, Устюженский и Череповецкий уезды вошли в состав вновь созданной Череповецкой губ. Открыто движение по железнодорожным линиям: Волховстрой - Чудово (1919), Мга - Будогощь (1921), Павловск - Новгород (1926). 27 апр. 1920 г. образован Маловишерский у., 2 мая 1922 г. упразднен Крестецкий у. В 1921 г. посад М. Вишера преобразован в город. В 1922 г., после объединения неск. предприятий, производивших огнеупорный кирпич, в Боровичах образован «Боркомбинат» (в 1931-1957 «Красный керамик»), снабжавший своей продукцией весь северо-запад страны.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Однако, передать распоряжение с подтверждением приказа о движении на Петроград не удалось, так как у аппаратов Революционным Комитетом, сформировавшимся в Пскове, были поставлены особые дежурные члены этого Комитета. На копии документа, напечатанной в «Красном Архиве» имеется пометка, надо думать, сделанная Черемисовым 178 : «Распоряжение об отмене движения войск на Петроград сделано с согласия главковерха, который приехал в Псков не после отмены, а до нее. Второе распоряжение о посылке 3-го кон. корпуса отдано Главковерхом непосредственно комкору 3 кон. корп.». Лукирский за своей подписью, воспроизведенной в журнале, сделал со своей стороны пояснение: «Доложено наштаверху (т. е. Духонину) было на основании сообщенного мне генквартсевом (т. е. Барановским), как присутствовавшим при встрече Главковерха (Керенского) с Главкосевом (Черемисовым). Сам я лично при встрече и разговоре не присутствовал. О приезде Главковерха я узнал после отмены распоряжения». Краснов должен был повести первые отряды на помощь Правительству. Судьбе угодно было, – замечает Керенский, – связать «мою последнюю попытку спасти государство от большевистского разгрома с 3-им конным корпусом – тем самым, который был двинут под командой Крымова ген. Корниловым против Вр. Правительства». Судьба здесь не при чем, так как части 3-го корпуса были назначены самим Правительством, т. е. Верховным Гланокомандующим (без предварительного сговора с Черемисовым) очевидно потому, что эти части, «деморализованные» корниловским выступлением все же считались наиболее крепкими в смысле своего антибольшевизма 180 . Экстренный вывоз частей именно третьего корпуса отчетливо показывает, как необдуманно все делалось в эти дни в правительственных кругах. Третий корпус был разбросан по всему северному фронту. В этом факте ген. Краснов усматривает проявление злого умысла. Он рассказывает, как в сентябре он делал энергичные попытки оставить корпус для поддержки Правительства в ближайших окрестностях Петербурга. Сочувствовал такому решению и Полковников, обещавший «осторожно нащупать» у Керенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010