Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Псков, 2009. С. 262; СИСПРЦ. С. 190; Барсуков. Источники агиографии; Голубинский. Канонизация святых. С. 151; Выписки из Клировых ведомостей церквей и погостов Псковского у.: Церковь Рождества Христова погоста Малы//Святыни и древности Псковского у.: По дорев. источникам. Псков, 2006. С. 452-454; Скоропостижный Е. Погост Малы Псковского у.//Там же. С. 257-261 (Псковские ЕВ. 1909. 2. Ч. неофиц. С. 30-34 Шведов М. Из истории Мальского погоста//Там же. С. 251-256 (Псковские ЕВ. 1901. 19. Ч. неофиц. С. 416-420 Постников А. Б. Древлехранилище Псковского музея: Обозрение рус. рукоп. док-тов XVI-XVIII вв. М., 2013. В. И. Охотникова Иконография Изображения О., вероятно, существовали в кон. XIX - нач. XX в. на территории Псковской епархии. Его писали седобородым старцем в схиме, на голове куколь, правая рука на груди, в левой - четки (напр., 2 иконы - одна в иконостасе, другая выносная - в ц. Рождества Христова, дер. Малы Псковской обл.). Изображения О. известны в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова): на иконах 1934 г., 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ) и на подготовительных эскизах с изображением Псковских чудотворцев (альбом кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., частное собрание). На иконе «Собор Псковских святых» кон. XX в. (Троицкий собор в Пскове) О. изображен в левой части композиции, облаченным в схиму, с куколем на голове. Его образ (в куколе) также включен в иконографию «Собор святых земли Эстонской», напр. на иконе, созданной в иконописной мастерской МДА Н. В. Масюковой (2005, ц. Нарвской иконы Божией Матери в Нарве, Эстония). Лит.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Иконописец мон. Иулиания: Посвящается 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85, 93, 100, 102. Рубрики: Ключевые слова: ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/2578447.html

Лит.: Погодин М. П. Образцы славяно-рус. древнеписания. М., 1841. Т. 2. С. 10; Повесть о начале и основании Псково-Печерского мон-ря/Изд. архим. Ириней [Климентьевский]. Псков, 18492. С. 48-49; Князев А. С. Ист.-стат. описание псковского кафедр. Троицкого собора. М., 1858. С. 26-29; Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 19132. С. 89, 132, 136; Мысливец И. К иконографии рус. святых//Bsl. 1932. T. 4. Vol. 2. S. 426; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 391. С. 46; Сизов Е. Е. Рус. ист. деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности//ТОДРЛ. 1966. Т. 13. С. 272-273; Постникова-Лосева М. М. Серебряное дело Пскова XVI-XVII вв.//ДРИ. М., 1968. [Вып.]: Худож. культура Пскова. С. 157-173; Цюрик Л. В. Новодевичий мон-рь. М., 1974. С. 16; Бобров Ю. Г. Новооткрытый деисусный чин из ц. Сергия Радонежского в Изборске//ПКНО, 1978. М., 1979. С. 267-273; Гордиенко Э. А. Большой иконостас Софийского собора (по письменным источникам)//НИС. 1984. Вып. 2 (12). С. 219-220; Гордиенко Э. А. , Трифонова А. Н. Кат. серебряных окладов Новгородского музея-заповедника//Музей-6. М., 1986. [Вып.]: Худож. собр. СССР. Кат. 25.3. С. 248-249; Удралова Н. В. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске//ДРИ. М., 1989. [Вып.]: Худож. памятники Рус. Севера. С. 193-202; Псковская икона XIII-XVI вв. Л., 1990. Кат. 148. С. 316; Ткачева Н. М. Псковские иконы кон. XVI - нач. XIX вв. на сюжет сказания о Видении Дорофея// Белецкий В. Д. Псковский Кремль в планах и изображениях XVII-XIX вв. СПб., 1997. С. 36-47; она же. Образец шитья сер. XVI в. в собр. Псковского музея-заповедника//Древности Пскова: Археология. История. Архитектура. Псков, 1999. С. 261-270; Полякова О. А. Архитектурные фоны на иконах рус. святых//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 74-85; она же. Шедевры древнерус. искусства XVI-XIX вв. в собр. музея-заповедника «Коломенское». М., 1999. Кат. 9. С. 161; Квливидзе Н. В. Фрески ц. Троицы в Вязёмах: Программа и иконография в контексте идейных движений эпохи: Канд. дис. М., 1999. С. 123.

http://pravenc.ru/text/155468.html

По сторонам резной позолоченной раки - 4 сюжета из Жития И. в картушах. Сохранились 2 авторские композиции: «Пострижение прп. Илариона» и «Благословение прп. Иларионом братии». «Строительство обители» и «Погребение прп. Илариона» восстановлены совр. иконописцами. Рака была создана и пожертвована в 1887 г. псковским живописцем «из учителей рисования» А. С. Бириным, им же, вероятно, написана нагробная икона (см. о нем: Родникова И. С. Бирин А. С.//Псковский биогр. словарь. Псков, 2002. С. 47). На стене возле раки - небольшой образ И. кон. XIX - нач. XX в. в киоте, исполненный в иконописной стилистике на золотом фоне: поясное изображение седовласого старца в монашеском облачении - коричневой мантии и сине-зеленой схиме, с непокрытой головой; лик испещрен морщинами, волосы длинные, с волнистыми прядями по плечам; десница в жесте благословения, в левой руке - четки. Согласно описи обследования Покровской ц. в 1974 г., в храме среди 47 икон находилась «трехчастная икона с изображением Илариона Псково-Озерского, св. Платона и Илариона Великого» с надписью: «…1476 г. марта 28-го… мощи его почивают…» (Паспорт памятника хранится в Псковских архитектурно-реставрационных мастерских). В наст. время эта икона кон. XIX - нач. XX в. помещается в ц. свт. Николая Чудотворца Снетогорского мон-ря. Она попала в эту церковь в кон. 70-х гг. XX в.; при обследовании Покровской ц. в 1981 г. все иконы уже отсутствовали. На иконе представлены в рост в центре свт. Иларион Меглинский, справа прп. Платон исповедник (в поновленной надписи ошибочно назван прп. Иларионом Великим), слева И. в иконографическом варианте, близком к нагробной иконе: старец в монашеском облачении, с непокрытой головой, с длинными волосами по плечам (на прямой пробор) и седой бородой средней длины, с впалыми щеками, в правой руке - крест, в левой - Евангелие. Над фигурами святых 2 ангела держат образ Спаса Нерукотворного, внизу овал с частично сохранившейся надписью (текст восходит к рукописным святцам XVII в.). На иконе кон.

http://pravenc.ru/text/389129.html

Сохранилась фотография иконы «Прп. Никандр Порховский чудотворец (так! - Авт.) с житием», сделанная ок. 1977 г. одним из сотрудников музея во время экспедиции в Порховский р-н (ПИАМ. Ф. 502. 11402 (1)). Судя по снимку, икона могла быть написана в нач. ХХ в. В левой части средника - фигура Н. вполоборота вправо в молении Спасителю в облачном сегменте. По сторонам средника расположено по 2 вертикальных житийных клейма, одно горизонтальное - внизу во всю ширину иконы. Сюжеты в клеймах: 1. «Раскаяние грабителей»; 2. «Дьявольское нападение на преподобного»; 3. «Исцеление святым Назария»; 4. «Никандр обращается к Петру с просьбой о погребении, когда наступит его кончина»; 5. «Погребение Никандра жителями Порхова». Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст., с клеймами чудес. Икона. Рубеж XVIII и XIX вв. (Троицкий собор, Псков) Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст., с клеймами чудес. Икона. Рубеж XVIII и XIX вв. (Троицкий собор, Псков) Иконографической редкостью является изображение Н. на иконе-пяднице кон. XVIII - нач. XIX в. (Московский музей - усадьба «Останкино»; см.: Госкаталог РФ. 9763305): святой показан с четками в руке в молении Иисусу Христу на облаках, на фоне пейзажа, слева от него на переднем плане - колодец-купальня в классицистических формах. Очевидно, икона происходит из собрания гр. Н. П. Шереметева, который делал крупные пожертвования в Никандрову пуст. Во 2-й пол. XIX в. вид на Никандрову пуст. стали писать не с верхней, а с боковой точки зрения. На иконе из псковского Троицкого собора фигура Н. расположена с правой стороны, на голове преподобного островерхий куколь, схима надета поверх мантии, длинная седая борода раздваивается на конце, правая рука с четками опущена, взгляд обращен к иконе «Благовещение Пресв. Богородицы» в облаках. На рубеже XIX и ХХ вв. создаются небольшие паломнические иконки на золотом или серебряном фоне: обычно Н. с развернутым свитком в руке представлен слева, обитель - справа (НГОМЗ, ЦМиАР). Текст на свитке варьируется: «Сыне скорбети…» (частное собрание), «Бpamie, ежели хощемъ свыше стяжать помощь, всячески о добродетели…» (Никандрова пуст.). Судя по стилистике, нек-рые иконы заказывали в конописных селах Владимирской губ. Аналогичные иконы писали и для храмов Псковской и Новгородской губерний. Так, икона этого времени, подобная по композиции образу из Никандровой пуст., но с голубым фоном, находится в ц. прор. Илии в г. Сольцы Новгородской обл. Та же иконография воспроизводится и на хромолитографии кон. XIX - ХХ в. (см.: Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. Ил. 15 на с. 67). Данный извод сохранялся и в 20-х гг. XX в.: деревянная резная икона Н. того же иконографического извода была изготовлена в 1924 г. мон. Аполлосом (ЦМиАР; см.: Гнутова. 1995. С. 132).

http://pravenc.ru/text/2565254.html

В кон. XVII - нач. XVIII в., при И., был отремонтирован Вознесенский собор Нововознесенского девичьего мон-ря, в 1707 г. сооружен храм на Псковском подворье Великопустынского Спасского мон-ря, в 1710 г. Сергиевский мон-рь «с Залужья» обращен в подворье псковского Любятовского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , 3 авг. 1713 г. вновь освящен Преображенский собор псковского Мирожского монастыря . В сент. 1716 г. Псков посетила супруга царя Иоанна Алексеевича царица Параскева; она сделала ряд вкладов в Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь. В епархии были построены каменные приходские храмы: во имя святых Мины, Виктора и Викентия (1650-1700) в с. Кусва, во имя ап. Матфея в погосте Нёготь (ок. 1707), во имя апостолов Петра и Павла (1710) на о-ве Верхнем, в честь Успения Пресв. Богородицы на Городище (совр. Новоржевский р-н). Весной-летом 1710 г. на земли Пскова, Изборска, Гдова из Риги была занесена «моровая язва». Во время мора по обету и благословению И. 1 сент. 1710 г. в Пскове была построена часовня св. Анастасии. В нояб. того же года почти весь город выгорел, не пострадал только Троицкий собор с архиерейским домом. В янв. 1717 г. И. удалился на покой в серпуховской Владычный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь , где скончался и был погребен. Захоронение, вероятно, утрачено. Ист.: Расходная книга Патриаршего приказа кушаньям, подававшимся Патриарху Адриану и разного чина лицам с сент. 1698 по авг. 1699 г. СПб., 1890. С. 12; Список лиц рода Корсаковых, Римских-Корсаковых и князей Дондуковых-Корсаковых с краткими биогр. сведениями. СПб., 1893. С. 13. Лит.: Князев А. С. Историко-стат. описание Псковского кафедрального Троицкого собора. М., 1858. С. 19, 38, 53, 75, 76; Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Высокопетровский мон-рь в Москве. М., 1873; он же. Списки настоятелей Московского Высокопетровского мон-ря с 1379 г.//ЧОИДР. 1874. Кн. 1. Отд. 5. Смесь. С. 173-220; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908; Храмы и мон-ри губернского Пскова: Сб. дореволюционных публикаций. Псков, 2005; Святыни и древности Псковского у.: По дореволюционным источникам. Псков, 2006.

http://pravenc.ru/text/578537.html

Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Стремясь к «пустынному и безмолвному житию», святой с благословения настоятеля Снетогорской обители поселился на р. Толве (в 25 верстах от Пскова). Согласно редакции свящ. Василия, это произошло в 6933 (1424/25) г. Через нек-рое время к Е. присоединился прп. Серапион Псковский († 1480), затем стали приходить др. искавшие иноческого подвига. По признанию Е., сделанному в Уставе, принимать в пустынь монахов его заставило опасение «нахождения злых человек» (грабителей), о чем предупредили его «благовернии людие» ( Серебрянский. 1908. С. 508-509). Пустынь преобразовалась в общежительный мон-рь - 1-й в Псковской земле, однако, как известно из «Повести о сугубой аллилуии» и Жития Е. в редакции свящ. Василия, всенощные бдения в мон-ре совершались по скитскому уставу. Е. удостоился явления ему святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , повелевших устроить в обители посвященный им храм с приделом во имя прп. Онуфрия Великого. Святой исполнил повеление. (Для Сев. Руси посвящение престола прп. Онуфрию Великому необычно, его почитание характерно больше для Полоцкой земли и Юго-Зап. Руси.) При жизни Е. в мон-ре была также построена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Е. считал себя ктитором обители. По всей видимости, строительство в мон-ре велось на его средства, в завещании святого указаны его вотчина, «исады» (рыбные ловли), «клети» в городе, данные им братии в общее владение. По смирению Е. не принял духовного сана («не учитель, ни прозвитер есмь саном» - Там же. С. 510) и предоставил настоятельство своему ученику прп. Игнатию , который стал его духовным отцом. Святой подвизался в уединенной келье в лесу близ мон-ря, на ее месте позднее поставили крест, еще один крест был установлен неподалеку, на месте молитвенных подвигов преподобного. Трехсвятительский мон-рь принимал и кормил странников, помогал хлебом окрестным крестьянам, из-за чего запасы обители зачастую истощались, однако по молитвам Е. чудесным образом восполнялись. В числе учеников Е. были буд. игумены Трехсвятительского мон-ря родные братья Игнатия Харалампий (2-й игумен обители при жизни Е. и духовный отец святого) и Памфил, а также постриженики обители преподобные Савва Крыпецкий , Досифей Верхнеостровский , Онуфрий Мальский , Иоаким Опочский , Иларион Гдовский , Харитон Кудинский , основавший мон-рь на Кудинском оз. рядом с Торопцем.

http://pravenc.ru/text/187848.html

В XX в. образ Н. встречается в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой): келейная икона свт. Афанасия (Сахарова) 1934 г., иконы 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Иконописец мон. Иулиания/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 100, 102). В 1981 г. для псковского Троицкого собора была написана икона «Блж. Николай Псковский в молении ко Св. Троице» на бирюзовом фоне. Стилистически мастер ориентировался на древнерус. иконописные традиции, но в иконографическом решении использовал образ Н. на фоне Троицкого собора 2-й четв. XIX в. Аналогичная икона нач. XXI в. (с охристым фоном) находится в ц. свт. Василия Великого на Горке в Пскове. В кон. XX в. (одна - в 1982) для Троицкого собора были написаны 2 большие иконы «Собор Псковских чудотворцев» с изображением Н.; позднее в приделе равноап. кнг. Ольги появился поясной прямоличный образ святого (в красноватой рубахе, руки перед грудью в жесте приятия благодати). В кон. XX в. в иконостасе псковской ц. Покрова от Торга была установлена икона «Псковские чудотворцы», где Н. представлен фронтально крайним справа, на фоне Троицкого собора и Крома. Образ блаженного введен в состав святых на иконе Божией Матери с Младенцем на престоле, с ангелами и предстоящими Псковскими чудотворцами (Псковской) рубежа ХХ и XXI вв. (Троицкий собор Пскова). Изображение Н. имеется в росписи Казанской ц. Оптиной пуст., в одном из медальонов (ок. 2001, инок Алипий (Подковырин)). На рисунке для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной Н. представлен в рост; вполоборота влево, в молении, с поднятой для крестного знамения правой рукой (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 179). Рельефный ростовой образ Н. (с изможденным лицом и с палкой-посохом в левой руке) помещен на постаменте памятника равноап. кнг. Ольге в Пскове (2003, скульптор В. М. Клыков). Лит.: Князев А. С. Историческо-стат. описание псковского кафедр. Троицкого собора. М., 1858; Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 34-35; Ткачёва Н. М. Псковские иконы кон. XVI - нач. XIX в. на сюжет Сказания о видении Дорофея// Белецкий В. Д. Псковский Кремль в планах и изображениях XVII-XIX вв. СПб., 1997. Прил. 1. С. 36-47; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 182-183; Васильева О. А. Иконы Пскова/ПИАМ. М., 20123. Т. 2; Псковская икона XIV-XVIII вв. из собр. Псковского музея/Авт.-сост.: И. С. Родникова. Псков, 2013; Русские святые: Избр. иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 315-318. Кат. 60; Туминская О. А. Икона юродивого: (Образ юродивого во Христе в рус. изобр. искусстве позднего Средневековья и Нового времени). СПб., 2016. С. 282.

http://pravenc.ru/text/2565938.html

СПб., 1991. С. 163-199; Летопись Псково-Печерского мон-ря, или Ист. сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых/Сост.: Ю. Г. Малков. М., 1993. С. 21-83, 91-94, 141-150; Охотникова В. И. Повесть о Псково-Печерском мон-ре: Редакции XVI в.//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 258-263; Повесть о Псково-Печерском мон-ре//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 478-535, 820-824; Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 277-279. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 275; Охотникова В. И. Повесть о Псково-Печерском мон-ре//СККДР. Вып 2. Ч. 2. С. 269-271; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 90; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Псково-Печерского первоклассного мон-ря//Святыни и древности Псковского у.: По дореволюционным источникам. Псков, 2006. С. 101-130; он же. История княжества Псковского. Псков, 2009; Миротворцев М. Псково-Печерский мон-рь//Святыни и древности Псковского у. 2006. С. 131-158; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 406-409. В. И. Охотникова Иконография И. разрабатывалась в Псково-Печерском монастыре. Из-за местного почитания его имя отсутствует в иконописных подлинниках XVII - нач. XX в. В письменных источниках и лит-ре о мон-рях и церквах Пскова и его уездов сведений об иконах И. не обнаружено. Наиболее ранние известные изображения святого относятся к кон. XVIII - нач. XX в. Все они одного извода (преподобный представлен в полной схиме), различаются только отдельными деталями. Предположительно первой иконой И. был нагробный образ, поводом для написания к-рого могли послужить события 1642 г.- переложение св. мощей преподобного в новую раку. Однако в переписных книгах Псково-Печерского мон-ря на протяжении XVII в. не упоминается ни одной иконы И. (Переписные книги 1639, 1652, 1655, 1663, 1682 гг.; напр., 1652 г.: ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Ед. 113. Л. 1-253, и др.). Ростовой образ И., выполненный на рубеже XIX и XX вв. (с поновлениями 2-й пол. XX в.) в реалистической манере, размещен на стене над его ракой в пещерах Псково-Печерского мон-ря. Преподобный написан фронтально (фигура непропорционально коротка), он изображен старцем с аскетическими чертами лица, большими глазами, округлой седой бородой средней величины.

http://pravenc.ru/text/578260.html

Ист.: НПЛ. С. 79, 297, 451; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 384-385; Т. 21. Ч. 1. С. 277. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 311; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Иоанно-Предтеченского мон-ря. Дерпт, 1821. С. 4; СИСПРЦ. С. 87-88; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 175; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 64-65; Зверинский. Т. 2. 841. С. 152-153; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 100-101; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 11, 219-221; Православные рус. обители. СПб., 1910. С. 178; Карамзин. ИГР. 1991. Т. 2/3. С. 500, 629. Примеч. 341; Макарий. История РЦ. Кн. 3. Отд. 1. С. 128-129; Флоря Б. Н. Историческая традиция об общественном строе средневекового Полоцка//ОИ. 1995. 5. С. 110-116; Назарова Е. Л. Князь Ярослав Владимирович и его роль в Ливонской политике Новгорода//Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков, 2000. С. 44; Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь, кон. XII в.- 1270 г.: Тексты, пер., коммент. М., 2002. С. 238, 321. М. В. Печников Иконография Св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный и прмц. Евпраксия Псковская. Фрагмент иконы. Нач. XVIII в. (ПИАМ) Св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный и прмц. Евпраксия Псковская. Фрагмент иконы. Нач. XVIII в. (ПИАМ) Несмотря на существование данных о почитании Е. в Пскове сразу после ее кончины в 1243 г., изображения княгини-инокини и даже упоминания о них отсутствуют до XVIII в. Иконописные подлинники, древние и новые, о ней умалчивают. В наст. время все сведения об образах Е. связаны в основном с местом ее иноческого подвига и погребения - собором Рождества св. Иоанна Предтечи в Пскове, что нашло отражение в опубликованных описаниях Иоанновского мон-ря кон. XIX - нач. XX в., к-рые носят поверхностный характер и не дают представления об облике святой. К этому времени в соборе над гробницей Е. еще находилась древняя чудотворная святыня мон-ря - образ Иисуса Христа на престоле в окружении святых (вариант «Седмицы»), прославленный мироточением. На 2 приделанных к иконе Спасителя досках были представлены Е. и блгв. кнг. Мария, супруга блгв. кн. Довмонта Псковского, в молении в рост, а в нижнем регистре - св. Нифонт, мученицы Анисия и Иулиания (Там же. С. 24; Дмитриев. 1913. С. 28, 40 (фотография)). Под иконой была надпись о «починке» образа в 1723 г. Тогда же по указу вдовствующей царицы Прасковьи Феодоровны и по благословению архиеп. Псковского Феофана (Прокоповича) был устроен новый иконостас. Когда точно были приписаны к чудотворному образу Спасителя избранные святые, неизвестно, возможно в период работ над убранством храма в 1723 г. М. В. Толстой заметил, что «молящиеся княгини изображены также древним письмом», но на «двух приделанных досках» ( Толстой. 1861. С. 71).

http://pravenc.ru/text/187266.html

1700 г.; болг. икона «Богоматерь Одигитрия с Акафистом» мастера Николая, 1886 г.; мелькитская икона из Бейрута, приписываемая мастеру Юсуфу аль-Мусавиру, 70-е гг. XVII в. Среди поствизант. иллюстрированных рукописей А. Богородице заметное место принадлежит афонскому манускрипту нач. XVII в. (Б-ка ун-та в Принстоне. Garrett. 13). Неск. довольно полных по составу циклов А. Богородице сохранилось в шитье - на греч. епитрахилях: еп. Дорофея из мон-ря Ставроникиты на Афоне, XVI в.; из Великой лавры на Афоне, XVI в.; из мон-ря в Беотии, XVII в. (Галерея Уолтера в Балтиморе). На Руси отдельные эпизоды А. Богородице появляются в росписях сравнительно рано (ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове, 1313); в основном циклы и отдельные композиции А. Богородице сохранились в росписях XVI-XVII вв.: собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря , 1502 г.; Смоленского собора Новодевичьего мон-ря в Москве, кон. XVI в.; Успенского собора Московского Кремля, 1642-1643 гг.; ц. Положения ризы Богоматери Московского Кремля, 1644 г.; Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря , 1641 г., и др. Известен также круг рус. икон с изображением А. Богородице: «Похвала Богоматери с Акафистом», сер. XVI в. (ГРМ); «Похвала Богоматери с Акафистом», XVI в. (ГЭ); «Похвала Богоматери с Акафистом», кон. XVI в. (ГТГ); «Троица с эпизодами Акафиста» (Псков), 2-я пол. XVI в.; «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, кон. XVI в.; «Богоматерь Владимирская с Акафистом», кон. XVI в. (ГВСМЗ); 3 иконы с изображением отдельных икосов, XVII в. (ГТГ); «Благовещение с Акафистом» из ц. Св. Троицы в Никитниках (Москва) мастеров Я. Казанца , С. Ушакова , Г. Кондратьева , 1659 г.; иконная рама с А. Богородице, 2-я пол. XVII в. (ГТГ); триптих, XVII? в. (Частная коллекция Мартен). Изображение сцен А. Богородице встречается и в рус. иконописных подлинниках (напр., XVII в. РГБ. 6888). Иллюстрации 24 икосов А. Богородице разделены на 2 равные части в соответствии с их содержанием.

http://pravenc.ru/text/63814.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010