Канон на великую Субботу Песнь 1-я. Ирмос. Волною морскою покрывшаго в древности преследовавшаго мучителя чада спасенных сокрыли под землею: но мы, как отроковицы, воспоем Господу: ибо он торжественно прославился. Господи Боже мой, отходное пение и надгробную песнь воспою тебе, погребением своим отверзшему мне вход к жизни, и смертию смерть и ад умертвившему (Ос. 13:14). Небесныя и преисподния (существа), видя тебя, Спаситель мой, горе на престоле и долу во гробе, изумлялись смерти твоей: ибо непостижимо оказался ты мертвым, Живоначальный (Мк. 15:44). Дабы исполнить все славою твоею, ты нисшел в преисподния (места) земли: ибо не сокрылось от тебя Адамово существо мое, и быв погребен, ты обновляешь меня растленнаго, Человеколюбче (Псал. 138:51; Рим. 5:12). Песнь 3-я. Ирмос. Тебя, повесившаго на водах всю землю недержимо, тварь увидев висящим на лобном (месте), в великом ужасе трепетала, восклицая: нет святаго кроме тебя, Господи (Псал. 23:2, 135:6). Знамения погребения твоего ты показал во множестве (древних) видений; а ныне, Владыка, богочеловечески явил ты тайны свои и находящимся во аде, восклицающим: нет святаго кроме тебя, Господи (Ос. 12:10; Псал 50:8). Ты распростер длани и соединил прежде разделенное; а облечением (твоим) в плащанице и во гробе, Спаситель, ты разрешил связанных, восклицающих: нет святаго кроме тебя, Господи (Ефес. 2:13—18; Псал. 145:7). Во гробе и за печатями ты, Невместимый, содержим был добровольно; ибо силу свою в божественных действиях показал ты воспевающим: нет святаго кроме тебя, Господи Человеколюбче (Мф. 27:66). Песнь 4-я. Ирмос. Провидя твое божественное истощение на кресте, Аввакум в взумлении взывал: ты ниспроверг, Благий, могущество сильных, пребывая с находящимися во аде, как Всесильный (Авв. 3:14; Мф. 12:29). Ты освятиль ныне (день) седьмый, который благословил в начале успокоением от дел; ибо ты все возстановляешь и обновляешь, упокоеваясь и привлекая к себе, Спаситель мой (Быт 2:2; Иоан. 12:32). Так как ты препобедил (смерть) силою высшаго (естества), то душа твоя, отделившись от тела, расторгла обои узы — смерти и ада — могуществом твоим, Слово (Псал. 15:10; Деян. 2:27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3571...

22. Темже мняйся стояти да блюдется, да не падет (1Кор. 10,12); а кто уже пал, стань, кто преткнулся, не низвергайся; а если кто и низвергся, то есть Господь, который возставляет низверженных. Бывает, что едва не поскользнешься, как говорит Святой Давид: Едва не поскользнулись стопы мои (Псал. 72,2); аще глаголах, подвижеся нога моя, милость Твоя, Господи, помогаше ми (Псал. 93,18); бывает, что извращаешься, но не падаешь, как опять говорит Давид: Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя (Псал. 117,13); бывает, что и падший имеет утешение - не оставаться в падении: Еда падаяй не возстает? (Иер. 8,4); бывает и низвергшемуся надежда спасения: Господь, говорит Давид, возставляет низверженныя (Псал. 144,14). 23. Впрочем, смотри, не вознеради, слыша о благости Божией, ибо Бог, как говорит Давид, праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день (Псал. 7,12), то есть, как человеколюбивый, приемлет покаяние. Аще же не обратитися, оружие свое очистит (13), впрочем только очищает, а не посекает, - чтоб ты, узрев блеск и устрашась, избег наказания; не посекает мечь, а только устрашает, чтоб страх его возбудил тебя к покаянию. Напряже лук свой, и уготова и (15); напряг, впрочем не пустил стрелы, чтобы устрашить тебя одним видом. Судия готов, не небреги о луке, - он натянут; не дремли потому, что не видишь стрелы; не засыпай по причине долготерпения Его. Внемли спасительному гласу сему: Буди увещаваяся с сопеником твоим (Матф. 5,25). Ты всякий день ходишь со своим соперником, и не можешь избегнуть его сопутствования. Да вразумит тебя Павел, который говорит: Плоть похотствует на духа, дух же на плоть; сия же друг другу противятся (Гал. 5,17). Да противится дух плоти, укрепляясь упованием будущих благ, и сравнивая похоть мира с царством небесным. Плоть преклоняется к перси, но душа да тщится подражать Божиему образу. Таким образом буди увещаваяся с соперником своим, дондеже еси на пути с ним, то есть, в сей жизни: ибо если кончится сей путь, не останется уже для тебя времени на покаяние. Смотри, да не предаст тебе соперник судии, и судия мстящим силам, и ввержен будеши в темницу - во тьму кромешную, дондеже воздаси последний кодрант, будучи судим не только за даяния, но и за помышления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

Глава 5. Не от явных только грехов, как то: блуда, убийства, татьбы, чревоугодия, осуждения, лжи, сребролюбия, любостяжания и тому подобных надлежит быть чистою душе - деве, возжелавшей сочетаться с Богом, но гораздо более, как сказали мы выше, от грехов тайных, то-есть, от похоти, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравия, ненависти, неверия, зависти, самолюбия, кичения и других сим подобных. Ибо Господь, как говорит Писание, сии тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружно явными. Сказано: разсыпакости человекоугодников (Псал. 52, 6); и: мужа кровей и льстива гнушается Господь (Псал. 5, 7), чем показывается, что Бог равно гнушается и лестию, и убийством. И еще сказано: глаголющими мир с ближними своими, и так далее (Псал. 27, 3); и также: ибо в сердце беззаконие делаете на земли (Псал. 57, 2); и: горе вам, егда добре рекут вам человецы, то-есть, когда в вас есть желание слышать о себе доброе от людей, и вы привязаны к славе и к людским похвалам. Ибо делающим добро возможно ли совершенно утаиться? Притом же и сам Господь говорит: да прославится свет ваш пред чаловеки (Матф. 5, 16). Впрочем, как сказано, старайтесь делать добро во славу Божию, а не ради собственной славы, и не как любящие людскую похвалу; ибо таковых Господь назвал неверными, сказав: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Иоан. 5, 44)? Смотри, как и Апостол заповедует все делать, даже есть и пить, во славу Божию; ибо говорит: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, в славу Божию творите (Кор. 10, 31); а божественный Иоанн, поставляя ненависть в одном ряду с убийством говорит: ненавидящий брата своего человекоубийца есть (1 Иоан. 3, 15). Глава 6. Любы вся покрывает, вся терпит. Любы николиже отпадает (Кор. 13, 7. 8). Словами: николиже отпадает означается, что те, которые получили сказанные выше дарования Духа, но не сподобились высшей свободы от страстей за самую полную и действенную духовную любовь, - не пришли еще в безопасность; а напротив того, дело их еще в опасности и под страхом от лукавых духов. Сия же мера, по указанию Апостола, не подлежит уже падению и нет другого подобного состояния; почему и Ангельский язык, и пророчество, и всякое ведение, и дарование изцелений в сравнении с любовию ничто.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

Какъ лучезарное и вечно–светящееся солнце, будучи ненадолго закрыто теломъ луны, кажется, будто исчезаетъ, покрывается мракомъ, и изъ блестящаго делается темнымъ, и однако же на самомъ деле не лишается своего света, но имеетъ въ самомъ себе всегда источникъ света, или лучше сказать, само–то и есть, по Создателя своего — Бога, источникъ света: такъ и ты, источникъ истиннаго света, неистощимая сокровищница саможизни, обильный родникъ виновница и споспешница всехъ нашихъ благъ, хотя на временный промежутокъ и скрываешься по телу однако жъ независтно изливаешь на насъ чистыя и струи безпредельнаго света, безсмертной жизни, и истиннаго блаженства, реки благодати, источники всегдашнее Ты процвела, какъ яблоко на лесныхъ деревахъ, и плодъ твой сладокъ въ гортани верныхъ. Посему не назову я священное твое но или или, вернее, потому–что, преселяясь изъ жилища телеснаго, ты водворяешься въ лучшее (2 Кор. 5, 8). О чудо истинно преестественное! о дела изумительныя! Смерть, прежде столь ужасная и ненавистная, ныне восхваляется и ублажается! Прежде приносившая одне скорби и печали, слезы и горе, ныне явилась причиною радости и светлаго торжества! Впрочемъ, хотя для всехъ слугъ коихъ смерть прославляется, съ кончиною настаетъ несомненная уверенность въ томъ, что они угодны Богу, и по сей–то причине смерть ихъ ублажается, ибо она усовершаетъ ихъ и являетъ блаженными, даруя неизменность ихъ добродетели, по написанному: прежде смерти не блажи никого же (Сир. 11, 28): однако жъ о тебе мы сего не скажемъ. Не смерть твое блаженство, не соделало тебя совершенною, и не даруетъ тебе безопасность. Ты сама, (твое) безсеменное божественное (въ тебе) (твое) нетленное рождество, — вотъ что было и началомъ, и срединою, и концемъ, и истиннымъ всехъ благъ, превышающихъ умъ! Истинно сказала ты, что не съ кончины, а съ самаго тебя будутъ ублажать все роды. Итакъ не тебя смерть сделала блаженною, но ты украсила смерть, отъявъ отъ нея печаль, и явивъ ее Посему, когда твое священное и всенепорочное тело предаваемо было честному Ангелы предшествовали (ему), окружали и сопровождали его, и не опускали никакой услуги, подобающей матери своего Владыки, а Апостолы и весь соборъ ( πληρομα ) церковный, водимые Духомъ, восклицали божественныя песни: исполнимся во благихъ дому Твоего: святъ храмъ Твой, дивенъ въ правде (Псал. 64, 5–6), и также: освятилъ есть свое (Псал. 45, 5); гора гора тучная, гора, юже благоволи Богъ жити въ ней (Псал. 67, 17–18). Тебя, истинный ковчегъ Господа Бога, ликъ Апостоловъ, возложивъ на рамена, какъ некогда священники — ковчегъ образовательный, и положивъ во гробе, чрезъ гробъ, какъ чрезъ переправили въ истинную обетованную землю, т. е. въ отечественный городъ всехъ верныхъ, котораго художникъ и строитель самъ Богъ. Ибо душа твоя не была оставлена во аде, и плоть твоя не видела (Псал. 15, 10). Не осталось въ земле твое пречистое и всенепорочное тело, но въ царственные чертоги небесъ переселилась Ты, Царица, Госпожа, Владычица, Богоматерь, истинная Богородаца!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   Переведенного мною: и взглянул, и вот в стене одна скважина у Семидесяти нет. Так как все изображается как бы в образе и в виде картины, то он говорит, что он увидал в стене скважину, и ему дается повеление прокопать ее и расширить, конечно, для того, чтобы чрез раскрытую скважину он мог далее войти и видеть то, чего он не мог видеть, будучи снаружи. Чрез это дается знать, что как в церквах, так в каждом из нас чрез малые пороки обнаруживаются большие и как бы чрез некоторого рода скважины можно достигать до самых больших мерзостей. Ибо по плодам познается дерево и от избытка сердца говорят уста (Матф. 12:33-34). Признаком внутреннего [настроения] человека служат нечаянно произносимые слова; таким образом похотливого человека, искусно скрывающего свои пороки, иногда уличает бесстыдная речь, и скупость, таящаяся внутри, обнаруживается в страсти [к приобретению] маловажной вещи. Ибо чрез меньшее обнаруживается большее, и совесть не может укрываться при помощи лица и глаз, так как необузданная и сладострастная мысль просвечивается на лице и сердечные тайны обнаруживаются чрез телодвижения и жесты.    Ст. 10. И, вошедши, я взглянул, и вот всякое подобие пресмыкающихся и нечистых животных, и всякие идолы дома Израилева написаны на стене кругом со всех сторон.    Не только идол ревности стоял при входе в северные врата, но и на всех стенах храма были написаны различные изображения идолов, так что не было ни одного животного, которое не было бы изображено на стене. Мы и доселе видим, что в капищах идольских и в храмах языческих безрассудная религия чтит все роды животных. Поэтому и Виргилий говорит:    И чудовищные образы всякого рода богов, и дающий Анубис,    как будто бы и те не чудовища, коих он восхваляет:    Против Нептуна, Венеры и против Минервы.    Можем мы и на стенах нашего храма указать изображения идольские, коль скоро мы подвергаемся всяким порокам и изображаем в сердце своем сознание грехов и разного рода образы. О них и в псалме говорится: Господи, во граде Твоем образ их уничижиши (Псал. 72:20). И в другом месте: убо образом ходит человек (Псал. 38:7), — в том именно смысле, что нет ни одного человека, который не имел бы какого либо образа, или святости или греха. Поэтому яростным и гневливым говорится: ярость их по подобию змиину, яко аспида и затыкающего уши свои, иже не услышат гласа обаявающих (Псал. 57:5-6). И о людях непотребных: рождения ехиднова, кто сказа вам бежати огнь будущего гнева (Матф. 3:7). И о людях лукавых и коварных: шедше рцыте лису тому (Лук. 13:32). И о пристращающихся к женщинам: кони женонеистовне сотворишася, кийждо к жене искреннего своего ржаше (Иерем. 5:8). Также о безрассудных и безумствующих: не будите яко конь и меск, им же несть разумения (Псал. 31:9). И еще: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе (там же), и многое подобного рода. Поставленного же нами: и вот всякое подобие пресмыкающихся и животных у Семидесяти нет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Кимвалами чистых уст, стройною свирелью сердца, благозвучною трубою возвышеннаго ума, в благознаменитый нарочитый день преставления чистой Девы, будем взывать, ударяя благодеющими руками: благословен Ты, отцев и наш Боже препрославленный (Псал. 150:3—5, 50:8). Собрались богомудрые люди: ибо вместилище славы Божией из Сиона переселяется в небесное жилище, где слышен чистый глас празднующих, глас неизреченнаго веселия, и в радости взывающих Христу: благословен Ты, отцев и наш Боже препрославленный (Псал. 45:5). Песнь 8-я. Ирмос. Пламень пред отроками всемощный Ангел Божий явил орошающим праведных и опаляющим нечестивых, Богородицу же Он соделал живоначальным источником, источающим разрушение для смерти и жизнь для поющих: единаго Создателя будем воспевать, избавленные, и превозносить во все веки. Все множество богословов в Сионе следовало за божественным кивотом святыни, восклицая (такими) словами: куда отходишь ты ныне, вместилище живаго Бога? He престань призирать на поющих с верою: единаго Создателя будем воспевать, избавленные, и превозносить во все веки (Псал. 131:8). Всенепорочная, отходя как бы с воздетыми руками, руками носившими Бога во плоти, с дерзновением как матерь говорила рожденному (ею): Тех, коих Ты усвоил мне, сохраняй во веки, восклицающих Тебе: единаго Создателя будем воспевать, избавленные, и превозносить во все веки (Евр. 12:22—24). Песнь 9-я. Ирмос. Побеждены законы природы в тебе, Дева чистая; в рождении сохраняется девство и со смертию сочетавается жизнь; (пребывая же) по рождении девою и по смерти живою, спасай всегда, Богородица, наследие твое. Изумлялись Ангельския силы, видя самаго Господа в Сионе, приемлющаго руками своими душу жены; ибо он пречисто родившей его вещал, как подобало сыну: иди, честнейшая, прославиться вместе с Сыном и Богом (Рим. 8:17). Сонм Апостолов, сопровождая вместившее Бога тело твое, со страхом взирал (на него) и умилительным гласом взывал: удаляясь в небесные чертоги к Сыну, спасай всегда, Богородица, наследие твое (Псал. 2:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3569...

Вот что говорят они в своем злочестии. Во — первых, разделять Заветы и говорить, что один с другим не в связи, есть дело манихеев и иудеев, из коих одни оспаривают Ветхий, а другие Новый Завет. Потом, по словам их, если заключающееся в Ветхом Завете предшествует по времени, а содержащееся в Новом есть позднейшее, и этим определяется время в Писаниях, то по необходимости опять должно разуметь о позднейшем времени эти изречения: «Аз и Отец едино есма», и: «Единородный», и: «видевый Мене виде Отца»; потому что свидетельствуется это не Ветхим, а Новым Заветом.    24) Но положение еретиков неверно; истинно же то, что и в Ветхом Завете многократно говорится и о Сыне, например: во втором псалме: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Псал. 2:7), и в надписании девятого псалма: «в конец, о тайных Сына, псалом Давиду»; и в псалме сорок четвертом: «в конец, о изменяемых, сыном Кореовым в разум, песнь о возлюбленнем;» и у Исаии: «Воспою возлюбленному песнь Возлюбленного... винограду моему: Виноград бысть Возлюбленному» (Ис. 5:1). Кто же сей Возлюбленный, как не Сын единородный? Так и в псалме сто девятом сказано: «из чрева прежде денницы родих Тя» (Псал. 109:3), о чем говорено будет впоследствии; и в Притчах: «прежде... всех холмов раждает Мя» (Притч. 8:25); и у Даниила: «зрак четвертаго подобен Сыну Божию» (Дан. 3:92); есть и многие другие изречения. Итак, если Ветхим Заветом доказывается древность, то древен будет и Сын, ясно проповедуемый во многих местах и Ветхого Завета.    Да, говорят они: «И там упоминается о Сыне, но пророчески». Посему можно сказать, что и о Слове говорится пророчески. Ибо нельзя сказать, что одно говорится так, а другое иначе. Если о будущем сказано: «Сын Мой еси Ты», то явно, что о будущем же говорится и сие: «Словом Господним небеса утвердишася» (Псал. 32:6). Ибо не сказал Давид: «быша» или сотворил. А что речением «утвердил» обозначается будущее, то сказано: «Господь воцарися», и потом: «ибо утверди вселенную, яже не подвижится» (Псал. 92:1). И если в сорок четвертом псалме о «Возлюбленнем» говорится о будущем, то явно, что будущее обозначается и присовокупленным: «отрыгну сердце Мое Слово благо».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2575...

2) Случаи цитации и толкования по ошибочному чтению LXX Между многими случаями, причисляемыми к этой группе 18 , мы рассмотрим лишь важнейшие, действительно могущие положить тень сомнения на основный характер истинности новозаветного толкования. Это суть, по нашему мнению: Евр. 1, 6 ; ст. 7; – 2, 7 и особенно 10, 5 и дал. 19 а) Евр. 1, 6 : да поклонятся Ему все Ангелы Божии . Прежде всего, цитату эту мы считаем относящеюся к псал. 96, 7, а не к Втор. 32, 43 , как обыкновенно думают немецкие толкователи (Еккерман, Майер, Люнеман и мн, др.), тем более, что этих слов даже и нет в еврейском подлиннике последнего места, между тем как замена одной формы ( προσκυνσατε) другою ( προσκυνηστωσαν) нередко встречается в Н. 3. при цитациях из Ветхого 20 . Важнее здесь то, что Апостол, оставляя чтение подлинника, вместо elohim – боги, по LXX читает ο γγελοι θεου 21 . Но на столько ли далеко уклонение чтения LXX и новозаветной цитаты от смысла подлинного текста, чтобы упрек в перетолковании его был серьезен и основателен? – В псалме Иегова представляется могущественным Судьею вселенной (ст. 1–6), далеко превосходящим всех языческих богов по Своему величию (ст. 9) в суде, составляющем радость для Сиона (ст. 8, 11–12), ибо Он хранить души святых Своих (ст. 10), и приносящем стыд язычникам (ст. 7а). Такое величие Иеговы, который Один только в безусловном смысле может быть назван Elohim (как единое Лице) 22 , должно заставить преклониться пред Ним всех, которые с большим или меньшим правом, но никак не в безусловном смысле носят имя elohim (множ. число): поклонитесь пред Ним все боги (elohim, ст. 7 б). Под этими последними разумеются не только люди-земные судьи, цари и пророки ( Втор. 1, 17; 19, 17 ; Исх 21, 6; 22, 8. 22, 18, 19–27; 4, 16; 7, 1 ; Зах. 12, 8 ; Псал. 81, 6 ), не только даже языческие боги, которые ближе всего и разумеются в рассматриваемом месте псалма и которые суть идолы ( Псал. 95, 5 ), но и высшие существа – Ангелы, называемые также Сынами Божьими – benci elohim ( Иов. 1, 6; 2, 1; 37, 7 ; Псал. 28, 1; 88, 7 ) 23 и вместе с другими существами призываемые к поклонению Иегове (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

3. Христианин, поэтому, должен остерегаться их. Он должен: а) тщательно испытывать свои поступки, проверять свои мнения (Рим. 15:5) с внушениями совести и словом Божиим (Иоан. 5:39; Псал. 118:105 ); б) призвать на помощь Духа Святого. Он есть Дух истины, наставляющий на всякую истину (Иоан. 16:13). Если, таким образом, следуют не своему собственному духу, но молят Бога об Его Духе (Псал. 142:10), то могут надеяться на преодоление тьмы и немощи. Позволительное само по себе вкушение идоложертвенного привело, однако, к великому греху « Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных .» (ст.9). Как, поэтому, христианин должен быть осторожен в своих поступках (Сир. 5:18; Амос. 5:13 ). Грехи, которые кажутся нам мелочью, велики в очах Божиих. 1. Что это за грехи? а) Дурные мысли. Позволительны ли они (Мат. 5:28)? б) Нескромные мины и телодвижения. в) Соблазнительные речи (Ефес. 5:4; Мат. 12:36 ). г) Такие проступки, которые не очень бросаются в глаза (Быт. 20:9; Лук. 18:11 ). д) Нереализованная возможность сделать добро (Иак. 4:17). 2. Почему они считаются мелочами? а) Привычка ослепляет нас (Иудиф. 12:12). б) Ссылаются на пример других. в) Честь наша при этом не страдает (Псал. 72:6). г) Такие мелочи пропускаются без внимания и не подвергаются строгому суду других. 3. Однако же, они велики в очах Божьих. а) Потому что Он есть Судья сердца (1 Цар. 16:7; Евр.9:12; Псал. 89:8 ).— б) Они лишают нас благодати (Иак. 2:10). в) За них последует не малое, но великое наказание (1 Иоан. 3:15). О соблазнителях « Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего » (ст.13). Наша совесть так же чувствительна, как наш глаз. Христианское братолюбие требует удаляться даже от таких дел, которые хотя и не суть грехи, но могут смущать немощную совесть других и соблазнять их. Что же сказать о тех людях, которые своими поступками явно соблазняют ближних? 1. Соблазнитель есть величайший враг Божий. Он похищает у Бога Его дорогое сокровище, — похищает душу, купленную дорогой ценой. «Хотите ли знать цену души человеческой, посмотрите на цену искупления. Не золото целого мира, не мир весь, со всем, что в нем есть, но Сам Бог был ценой нашего выкупа.» И это сокровище похищает у Бога соблазнитель. Какая дерзость похищать уже собственность людей! A собственность Божью?! « Согрешая таким образом против братьев … вы согрешаете против Христа » (ст.12). Справедливое слово Божье называет соблазнителей антихристами (1 Иоан. 2:18).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

A иногда чувствовать над собой карающую десницу Божью. в) Скорби, происходящие от ненависти мира (2 Тим. 3:12; Мф. 10:22; 24:9 ). Мир не может не ненавидеть учеников Христовых, поскольку он ненавидит Учителя. Но эта ненависть составляет для христиан, особенно вначале, великую скорбь. г) Скорби , наконец, возбуждаемые слиянием нечестия и безаконий (Иезек. 9:4; 2 Петр. 2:8; Псал. 72:2–5; 109:6 ). Зло имеет большой успех в мире и влечет за собой тяжкие скорби для благочестивых душ. 2. Чем христиане могут утешаться при испытании всех скорбей мира сего? а) Мир не имеет ничего лучшего, кроме скорбей , хотя и кажется что наоборот. На первый взгляд, мир имеет много радостей и утех. Мир, сказано, возрадуется, — радуется в своей суете, радуется о страданиях, причиняемых им последователям Христовым. Эти кажущиеся радости и удовольствия мира возбуждают иногда в мыслях христиан некоторое недоумение и смущение (Псал. 72:3; Иов. 21:7–8 ). Но христианин знает, что мир на самом деле не имеет ничего лучшего, поэтому он не завидует его суетности, блеску и радости, и не взирает с вожделением на его похоти. б) Истинный последователь Христов испытывает не только скорби и страдания, но и радость . Мир думает, что благочестие рождает из себя только печаль и уныние. Но оно имеет в себе прежде всего радость, — радость чистую и не преходящую (Ис. 54:7–8; 61:10; Псал. 118:129; 2 Кор. 6:10; 7:4 ). И этим христианин утешается в страданиях. в) В царстве Христовом так устроено, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28; Рим. 5:3–5 ). Даже скорби, страдания, изнурительные лишения, жестокие кары полезны для них. Поэтому говорится (Евр. 12:5–1l ). Это должен помнить христианин и не предаваться отчаянию в бедствиях. г) Скорби кратки в сравнении со славой, которая следует за ними (2 Кор. 4:17; 16 ). Этой истиной христианин успокаивается. д) Скорби не только некогда прекратятся, но и обратятся в вечную радость (Иоан. 16:20–22 ). Если христианин помыслит о многих, перенесших великие скорби (Апок. 7:14 ) и о том часе, когда Господь осушит слезы его, то может оставаться спокойным, подвергаясь временным бедствиям и страданиям (Псал. 29:5–6 ). Несомненная надежда христиан на блаженную вечность

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010