66. Греч. μμος — что заслуживало бы порицания. 67. Многократное упоминание о красоте и безпорочности невесты (1, 14; 4, 1; 5, 2; 6, 3. 8) служит ясным указанием на высоту и совершенство боголюбивой души. Только такая душа может истинно полюбить Бога... 68. Слав. прииди и прейди. 69. Греч. π ρχς πστεως — минуй ветхозаветный закон, послуживший началом для христианской веры, и переходи к новозаветному закону любви. Феодорит. Евр. — придают соб. знач. горы Амана, близь Ливана. 70. Отроги Ливана. 71. В ущельях и лесах Ливана водились львы и барсы. Удаляйся от звероподобной жизни и переходи в богоподобную. 72. Гр. καρδωσας μς — овладела сердцем. 73. В слав. вопрос, в др. переводах восклицание; срав. Псал. 132. 1 прим. 74. Указывается на влиятельность «беседы» (см. 3 ст. 6 прим.) невесты на сердце слушателей: в сладость послушаше (Марк. 6:20; 12, 37). Коль сладка гортани моему словеса Твоя — паче меда устом моим (Псал. 118:103), говорил Псалмопевец. Слова из уст мудрого — блогодать (Еккл. 10:12). 75. По снесению с Иез. 44:2 богословы видели здесь указание на приснодевство Богоматери и в Октоихе Иоанна Дамаскина в песнопениях Богоматери этот образ постоянно встречается: вертоград затворен, Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным премудрый в песнех поет (8 глас, 9 песнь на Повечерии, 2 тропаря канона Богородице). 76. Греч. ποστολα — посажены и вырощены тобою. 77. Греч. κροδρων — плоды в скорлупе, напр. орехи. По мнению Шлейснера, здесь и в 5, 1; 7, 13 — означаются лучшие плоды (praestantissimi — 1. с. 1, 134). Слав. яблочным. 78. Все возможные в тропических странах блоговонные растения выращены в этом саду — раю (греч. παραδεισος). 79. Слав. ед. ч. вертотрада соотв. ват. κπου, а в алекс., син., компл. — мн. ч. κπων. 80. Этот образ напоминает источник живой блогодатной воды, виденный Иезекиилем (Иез. 47:1-12) и предвозвещаемый Христом (Иоан. 4:10-14; 7, 37—39). Григорий Нис. 81. Слав. севере, но все толковники разумеют ветр. 82. И доставляют радость и услаждение Господу. Обычно в Ветхом (Ис. 5:1-6) и Новом Завете (Матф. 21:33-40) уподобление верующих саду и его плодам. Здесь только оттеняется обилие ароматических растений, символизующих нравственное высшее блоговоние богопреданной души. 2 Кор. 2:15; Флп. 4:18.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Но на это св. Афанасий отвечает, что временное бытие и, следовательно, начало бытия имеет только мир, сотворенный из ничего 68 ; о Сыне же Божием и Его рождении этого сказать нельзя. Он имеет вечное бытие, и св. Писание не в одном месте прямо приписывает Ему вечность ( Иоан. 1:1 ; Апок. 1:4 ; Рим. 9:5 ; Евр. 1:3 ; Псал. 144:13 ), между тем как в отношении к вещам конечным ясно утверждает происхождение их во времени ( Быт. 2:5 ; Притч. 8:23 ; Псал. 89:1 ; Дан. 13:42 ) 69 . Не говоря уже о прямых свидетельствах св. Писания о предвечном рождении Сына Божия от Отца ( Пс. 2:7; 109:3 ) 70 , оно, по мысли св. Афанасия, с необходимостью вытекает из предвечного бытия Бога, как Отца: Сын Божий совечен Отцу. Напрасно в этом случае ариане возражают, что если Логос совечен Отцу, то Он должен называться уже не Сыном Его, а братом. Это, по мнению св. Афанасия, не более, как софизм и игра словами. Если бы о Логосе сказано было только, что Он совечен Отцу, то тогда имело бы место подобное возражение; но Церковь в то же время учит, что Логос рождается от Отца и в Нем имеет источник, своего бытия. Между тем, с наименованием Отца и Сына совечными «братьями» должно соединяться представление о третьем высшем начале, от которого произошли Отец и Сын, что, очевидно, нелепо 71 . Далее, вечность рождения Сына Божия, по учению св. Афанасия, необходимо признать и на основании совершенства и полноты предвечного бытия божественного Существа. Если Сын рождается из существа Отца, а это последнее от вечности совершенно и чуждо всяких временных перемен и развития, то и Сын должен рождаться от вечности. Сын есть божественный Разум и Премудрость. Отсюда – отрицать вечность Сына – значит допускать для Бога время, когда Он существовал без разума и премудрости, когда Он был «сухим источником» 72 . Не смотря на полную несостоятельность в учении о временном происхождении Сына Божия от Отца, ариане упорно отстаивали свое заблуждение и указывали православным на то, что если Отец родил Сына, то «Рожденный» должен иметь начало своего бытия и, следовательно, было время, когда Его не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

состоящая в трех книгах I. О Главе называемой старообрядческой церкви. II. О благословенном Священстве. III. Противу второкрещенцов. Жалость дома твоего снеде мя. Давыд Псал: 68. ст. 10. Ненавидящие Сиона пострамитеся от Господа: яко трава огнем, будете иссохше. Дамаскин. Октав: гл.: 4. Антифонг: 1-я стих 2. Рех беззаконнующим, не беззаконнуйте: и согрешающим, не возносите рога. Псал: 74. ст. 5. Книга 1. О Главе называемой Старообрядческой церкви Вопрос 1. Понеже предки ваши старообрядческого общества, как духовные так и мирские с начала были Грекороссийские церкви: но в царствование блаженные памяти Великого Государя и Великого Князя АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ВСЕЯ РОССИИ САМОДЕРЖЦА, в Патриаршество же Святейшего Никона от 1656 года отлучились единства Российской церкви, а некоторые и отечества, якобы по причине введения некоторых новостей и для соблюдения двуперстного сложения в крестном знаменовании и еще кое каких староцерковных обрядов: то по отлучении сии старообрядцы от Грекороссийской церкви куда пошли и при какой остались церкви? Ответ. Иные из старообрядцев остались в своем отечестве; а другие из них, покинув свои дома, ушли за Польскую границу и другие места; сыскавши себе старообрядческую церковь , при оной остались, да и по ныне некоторые при ней находятся. Вопрос 2. Что есть старообрядческая церковь? Ответ. Старообрядческая церковь называется по тому, что имеет при себе в церковном чинодействии некоторые старые обряды, которые якобы были здесь в России при перьвых Князех и Царях, так же Митрополитах и Патриархах. Вопрос 3. Имела ли с начала оная старообрядческая церковь и ныне имеет ли каких у себя духовных по Христову слову Архипастырей и прочих священных правителей, или не имела? Ответ. С самого начала имела у себя духовных Архипастырей и прочих священных правителей; некоторых же и по ныне имеет: но по Христову ли слову или, по чему либо другому, то оставляю всякому на рассуждение. Вопрос 4. Каких же именно старообрядческая церковь с самого начала имела у себя Архипастырей и прочих священных правителей, покажи пожалуй?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zerkalo-...

(Сказал Ефрем Сирин, лист 408). 14. О свете Христовом    Дабы принять и ощутить в сердце своем свет Христов, надобно, сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов. Предочисти душу покаянием и добрыми делами, при искренней вере в Распятого, закрыв телесные очи, должно погрузить ум внутрь сердца и вопиять, непрестанно призывать имя Господа нашего Иисуса Христа.    Тогда, по мере усердия и горячности духа к Возлюбленному (Лук. 3:22), человек в призываемом имени находит услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения. 15. О слезах    Мы должны плакать об оставлении грехов своих. К сему да убедят нас слова Порфироноснаго пророка: «ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя, грядуще же преидут радостию, вземлюще рукояти своя» (Псал. 125:6) и слова Исаака Сирина: “омочи ланите плачем очию твоею: да почиет на тебе Святый Дух, и омыет тя от скверны злобы твоея, умилостиви Господа твоего слезами, да пршдет к тебе” (Сл. 68 об отречении от мира). Когда мы плачем в молитве и к слезам примешивается смех, то это от диавольских хитростей. Трудно постигнуть тайные и тонкие действия врага нашего. У кого текут слезы умиления, у того сердце отверзается лучами солнца правды Христа Бога нашего. 16. О покаянии    Когда человек старается иметь сердце смиренное и мысль сохранить в мире, тогда все козни вражия бывают бездейственны; ибо где мир помыслов, там почивает сам Бог: в «мире, — сказано, место Его» (Псал. 75:3). Мы всю жизнь грехопадениями своими оскорбляем величество Божие; а потому и должны всегда со смирением просить у Бога оставления грехов наших. Покаяние во грехе, между прочим, состоит и в том, чтобы не делать его опять. Как во всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние. Несомненно приступай к покаянию,— и оно будет ходатайствовать за тебя пред Богом. Непрестанно твори молитвы препод. Антиоха: “Дерзая, Владыко, на бездну благоутробия Твоего, приношу Тебе от скверных уст и нечистых устен молитву сию: помяни, яко призвася на мне имя святое Твое, и искупил мя еси ценою крови Твоея, яко запечатлел мя еси обручением св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Затем все встают. Священник говорит: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу». Люди – «всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Тогда читают, или поют 94-й псал. Приидите, возрадуемся Господеви: воскликнем Богу Спасителю нашему. В праздник Светл. Воскресения вместо этого псалма поётся особенный антифон. За 94-м псалмом поются два очередные отдела Псалтыри. Порядок пения псалмов, как мы уже знаем, изложен в главе 6-й книги общественных молитв. В соборе Св. Павла в Лондоне и в других многолюдных англ. храмах, общему пению псалмов и гимнов вторят органы, которых бывает по два и больше, и оркестры музыки. Когда псалмы пропоются, тогда священник читает «первый урок», взятый из Ветхого Завета. Уроки эти размечены в месяцеслове, гл. 7. Пред чтением каждого урока священник говорит: такой-то книги, такая-то глава, стих первый, или второй и т. п. По окончании урока говорит: урок окончился, напр. тридцать первым стихом. После урока поётся по-английски, так замечено и в служебнике, песнь Амвросия Медиоланского : «Тебе Бога хвалим». Иногда вместо: «Тебе Бога хвалим» поют: «Благословите вся дела Господня Господа: пойте и превозносите Его во веки и т. д. Благословите Анания, Азария и Мисаиля Господа: пойте и превозносите Его во веки» 18 . Следует «второй урок», взятый уже из Нового Завета 19 . После второго урока, так же как и после первого, поётся или песнь Захария, отца Иоанна Предтечи ( Лук. 1:68–79 ), или 99-й псал. Воскликните Богови вся земля. За тем священник читает Апостольский символ веры . Иногда читается символ Святого Афанасия. Никейский символ как увидим дальше, читается в другом месте. По прочтении символа все, находящиеся в храме, преклоняют колена; священник произносит: «Господь да будет с вами». Люди – «И со духом твоим». Священник – «помолимся». Люди отвечают: «Господи, помилуй нас», и все, громким голосом, читают: Отче наш. Священник восстав, говорит: «Господи, (O Lord) яви милость Твою на нас». Ответ – «и дашь нам спасение твое» и т. д. Затем последуют три дневные молитвы: 1) «о церкви воинствующей на земли»; 2) «о мире»; 3) «о благодати в руководство ко благоденственной жизни». За этими молитвами поют, не везде прочим, антифон. За антифоном следует или ектения, или следующие молитвы: 1) «молитва за царицу, Викторию», 2) «молитва за царский дом, за Альберта Эдуарда принца Валийского, принцессу Валийскую и всё царское семейство. (Избранные молитвы, употребляемые в английских чинопоследованиях, и ектению, мы намерены поместить в особом приложении. 3) «Молитва за духовенство и народ»; 4) и наконец «молитва Св. Златоуста». Эта молитва третьего антифона в чине нашей литургии Ионна Златоуста. Приятно было встретить в английском богослужении дословно уцелевшую хотя одну молитву великого святителя Православной церкви. Словами ап. Павла: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Св. Духа буди со всеми вами, (Коринф. 13, 13) оканчивается «последование утренних молитв через весь год».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

Или сказал: вспомнятся вместо того, чтобы сказать: удостоятся памяти или воспоминания у Бога те язычники, которые доселе были забыты (4). При сем заметь, читатель, что Давид употребил сии слова по порядку: во-первых сказал вспомнятся, потом обратятся; и наконец – поклонятся. (3) Посему Иоанн Дамаскин сказал: Познание бытия Бога насаждено Им в естество всех. Кн. 1, гл. 1, о вере. (4) Как в другом месте сказал: Изыскивающий крови от них вспомнил ( Псал.9:12 ). И поклонятся пред Ним вся отечествия язык Почему говорит об этом, когда еще не все концы земли и не все отечества язычников уверовали? На сие отвечаем, что поелику Евангельская проповедь распространилась во все пределы земли и у всех народов вселенной; и поелику из каждого народа уверовали некоторые; то посему частью он изобразил целое. Иначе еще – отечествами называет родства, а известно, что из каждого народа родственники уверовали во Христа и чрез Христа поклонились Отцу. Пс.21:29 .  Яко Господне есть царствие и той обладает языки Христос, говорит, есть Царь и Господь над народами по сказанному к Нему: дам Тебе народы в наследие Твое концы земли ( Псал.2:8 ). Посему и поклонятся Ему, освободившись чрез Него от жестокого владычества диавола 67 Пс.21:30 .  Ядоша и поклонишася вси тучнии земли Тучными называет богатых, обогатившихся благочестием и добродетелью, которые прежде были этим бездны, как мы сказали прежде: ели, говорит, они и утучнились духовными благами. Пред Ним припадут вси нисходящии в землю Падут, говорит, и поклонятся Христу люди умершие и обращающееся в землю; поелику после всеобщего воскресения, по словам Апостола, всякое колено поклонится Отцу ( Римл.14:11 ), и одни из них покорятся добровольно и с любовью, а другие невольно и по страху, как то, по Феодориту, неверные и демоны. И душа моя тому живет. Бог, говорит, оживотворил душу мою и не попустил ей умереть во грехе. Это можно разуметь в отношении к Отцу и Сыну. Иначе, душа моя, говорит, живет Богу, поелику делает угодное Ему, как напротив умерла для демона, поколику сделалась непреклонною к демонским внушениям 68 Пс.21:31 .  И семя мое поработает Ему Семя Христово или дети суть все те, которые родились у Него чрез Евангелие, или христиане, которых Он покорил Отцу 69 Возвестит Господеви род грядущий (Известно будет Господу о роде идущем).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

«Сподобился ли назваться в чин монахов, тщись добродетель обещания показати, да не отвержен будеши, не жесток, не любосластен, не гневлив, не яростен, не любострастен, не невоздержен, не безстыден; но паче кроток, благоговейн, воздержлив, целомудр, тих, мирен, разумен, храня чистоту телесную, якоже сочетался еси Христу». (Сказал Ефрем Сирин , лист 408). 14. О свете Христовом. Дабы принять и ощутить в сердце своем свет Христов, надобно, сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов. Предочисти душу покаянием и добрыми делами, при искренней вере в Распятого, закрыв телесные очи, должно погрузить ум внутрь сердца и вопиять, непрестанно призывать имя Господа нашего Иисуса Христа. Тогда, по мере усердия и горячности духа к Возлюбленному ( Лук. 3:22 ), человек в призываемом имени находит услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения. 15. О слезах. Мы должны плакать об оставлении грехов своих. К сему да убедят нас слова Порфироносного пророка: ходящий хождаху и плакахуся, метающе семена своя, грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя ( Псал. 125:6 ), и слова Исаака Сирина : «омочи ланите плачем очию твоею: да почиет на тебе Святый Дух, и омыет тя от скверны злобы твоея, умилостиви Господа твоего слезами, да прийдет к тебе (Сл. 68 об отречении от мира)». Когда мы плачем в молитве, и к слезам примешивается смех, то это от диавольских хитростей. Трудно постигнуть тайные и тонкие действия врага нашего. У кого текут слезы умиления, у того сердце отверзается лучами солнца правды Христа Бога нашего. 16. О покаянии. Когда человек старается иметь сердце смиренное и мысль сохранить в мире, тогда все козни вражие бывают бездейственны; ибо где мир помыслов, там почивает сам Бог: в мире, сказано, место Его ( Псал. 75:3 ). Мы всю жизнь грехопадениями своими оскорбляем величество Божие; а потому и должны всегда со смирением просить у Бога оставления грехов наших. Покаяние во грехе, между прочим, состоит и в том, чтобы не делать его опять. Как во всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

1, 20; сн. Лук. 1, 35): то искупившее меня таинство я разумею верою и единым слухом и любовию к Тому, Который пришел ко мне. Бог знает Самого Себя, Христос проповедует о Самом Себе, Дух Святой являет Себя святым. В Святых Писаниях возвещается нам Троица и приемлется с верою, при слушании символов, без пытливости, без спора. От веры этой — спасение благодатное: от веры — правда, без дел закона, как написано: (сн. Гал. 2, 16 и Рим. 3, 22); от слуха веры Дух Христов подается спасаемым. Вера же кафолическая, как я думаю, научаемый из Писаний, на языке проповедников выражается так: три святые, три вместе святые, три образные, три сообразные, три действующие, три вместе действующие, три ипостасные, три соипостасные, соединенные друг с другом. Эта Троица называется Святою, в которой три лица, но едино согласие, едино Божество того же существа, той же силы, той же сущности, подобное из подобного, по равенству благодати Отца и Сына и Святого Духа. А как это, — предоставляется научить Им: ибо никтоже знает Отца, токмо Сын, ни Сына, токмо Отец, и емуже аще Сын откроет (Матф. 11, 27); а кому Сын открывает посредством Духа Святого, тому и Отец открывает. Итак, эти три выражения: или из Него, или от Него, или у Него достойным образом мыслятся по отношению к каждому, как открывают Лица Сами Себя. Таковы же свет, огонь, дух и другие подобные названия видимых предметов, как способен уразуметь человек, этим занимающийся. Итак, Тот Бог, Который в начале сказал: да будет свет, и бысть этот видимый свет (Быт. 1, 3), просветил нас, чтобы видеть свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир (Иоан. 1, 9). Посли свет твой и истину твою, говорит Давид (Псал. 42, 3). Он есть Господь, Который сказал: в последняя дни излию от Духа моего, и прорекут сынове их, и дщери их, и юноши их видения увидят (Иоил. 2, 28; сн. Деян. 2, 17). Три лица святого служения показывает Он нам в троичной ипостаси. 68. Итак, глаголю Христа, служителя бывша обрезания по истине Божией, во еже исполнить обетования (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

В Святых Писаниях возвещается нам Троица и приемлется с верою, при слушании символов, без пытливости, без спора. От веры этой – спасение благодатное: «от веры – правда, без дел закона», как написано: (сн. Гал. 2и Рим. 3:22 ); от слуха веры Дух Христов подается спасаемым. Вера же кафолическая, как я думаю, научаемый из Писаний, на языке проповедников выражается так: три святые, три вместе святые, три образные, три сообразные, три действующие, три вместе действующие, три ипостасные, три соипостасные, соединенные друг с другом. Эта Троица называется Святою, в которой три лица, но едино согласие, едино Божество того же существа, той же силы, той же сущности, подобное из подобнаго, по равенству благодати Отца и Сына и Святаго Духа. А как это, – предоставляется научить Им: ибо «никтоже знает Отца, токмо Сын, ни Сына, токмо Отец, и емуже аще Сын откроет» ( Мф. 11:27 ); а кому Сын открывает посредством Духа Святаго, тому и Отец открывает. Итак, эти три выражения: или из Него, или от Него, или у Него достойным образом мыслятся по отношению к каждому, как открывают Лица Сами Себя. Таковы же свет, огонь, дух и другия подобныя названия видимых предметов, как способен уразуметь человек, этим занимающийся. Итак, Тот Бог, Который в начале сказал: «да будет свет, и бысть» этот видимый свет ( Быт. 1:3 ), просветил нас, чтобы видеть «свет истинный, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир» ( Ин. 1:9 ). «Посли свет твой и истину твою», – говорит Давид ( Псал. 42, 3 ). Он есть Господь, Который сказал: «в последняя дни излию от Духа моего, и прорекут сынове их, и дщери их, и юноши их видения увидят» ( Иоил. 2:28 ; сн. Деян. 2:17 ). Три лица святаго служения показывает Он нам в троичной ипостаси. 68. Итак, «глаголю Христа, служителя бывша обрезания по истине Божией, во еже исполнить обетования» ( Рим. 15:8 ). А что Дух Святый вместе с Ним служит, мы приняли это от Божественных Писаний. Христос посылается от Отца; посылается и Дух Святый. Говорит в святых Христос; говорит и Дух Святый.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

12 Срав. св. Амвросия Медиол. на Еванг. Луки 3, 38 ; также – «Записки на книгу Бытия» покойного М. Филарета Моск. стр. 83–84. Спб. 1819; С. К. Смирнова «Предъизображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в В. Завете», стр. 46, Москва, 1852 и др. 13 Не даром западный ученый, Евальд называет 8-й псалом «молниею, брошенною во мрак истории творения», см. у Делича в его коммент. на псал. цит. место. Leipz. 1873. 14 Ибо, в силу того основоположения, что «весь Ветхий Завет служил прообразом Нового», не отдельные только лица в В. Завете, но и вообще ветхозаветный человек, падший и чаявший избавления, предызображал собою уничиженное состояние Мессии. 16 Св. Иринея Лионского «против ересей» кн. 4, гл. VI, 2 из утраченного для нас сочинения св. Иустина «против Маркиона»; срав. св. Григория Богослова «Слово о мире», стр. 272, тома 1-го Творений в русском переводе при Москов. Духов. Академии. Москва, 1868; сн. также его «Слово на Пасху», там же стр. 7; – св. Григория Нисского «Большое огласительное слово», гл. XXI, стр. 57 тома IV-ro Творений в русск. перев. при Моск. Дух. Академии. Москва, 1862 и др. 17 Покойного Арсения, митропол. Киевского «Введение в священ. книги Ветхого Завета», стр. 98, в «Труд. Киев. Дух. Академии», за 1873, с особою нумерациею страниц. 18 См. перечисление и рассмотрение их, с неблагоприятным взглядом на новозаветное отношение к ветхозаветному тексту. Кроме толкователей у Блека в статье: «Einige Bemerkungen uber die dogmatische Benutzung altt-licher Ausspru %:che im N. T.» in Tleol. st. u. kr. 1835 s. 445: – R. Rothe «Zur Dogmatik» in derseib. Zeitschrift 1860. s. 73; – Kahnis «Die lutherische Dogmatik» B. 1, s. 654. Leipz. 1861. u. A. 20 Если в 3 тропаре 7-й песни 2-го канона Вознесения применяется к Христу Втор. 32, 43 , то при этом не имеется в виду толкование Евр. 1, 6 , так как там речь о состоянии Христа в прославлении, а не в уничижении, как у Апостола. Канон – творение св. Иосифа песнописца. См. «Богослужебные каноны» и пр. стр. 68 изд. Е. Ловагина Спб. 1861.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010