—281— вительственные) определения, утверждавшие это злоучение 16 , начали обнародоваться на площади 17 и вывешиваться в Великой Церкви (Софии): тогда он 18 , не дозволив 19 себе участвовать в этом нечестии чрез общение с нечестивцами (и) 20 оставив мирские должности 21 , предпочел лучше быть поверженным в Доме Божием, нежели обитать в селениях грешников ( Псал.83:11 ). И 22 достигнув монастыря (находившегося) в Хрисополе, получил пострижение, где впоследствии сделался 23 и настоятелем 24 . Потом, как огнем воспламенившись божественною ревностью, отправился в старейший Рим и побудил 25 блаженнейшего 26 папу Мартина co —282— звать 27 поместный собор и 28 подвергнуть анафеме 29 первовиновников 30 нечеставого 31 догмата, болтавших 32 об одной воле во Христе. И 33 в обличение так мысливших написав 34 сочинения и составив послания, доказательствами от разума и Писания подтверждавшие истинность нашей веры 35 , разослал их по всем местам вселенной (империи). Но, возвратившись из Рима, с двумя Анастасиями учениками 36 он предается суду 37 сенатом, мыслившим согласно с ересью царя. И 38 в то время, как все соглашались с царем, он и 39 сам противится 40 —283— и других побуждает к отступлению, посредством посланий переубеждая их мыслить противное 41 . За это 42 отсылается в тюрьму во Фракию и, так как продолжал пребывать в православной вере, подвергается отсечению руки и языка, – и оттуда отправляется на ссылку в Лазику 43 . Здесь, про- —284— жив 44 три года 45 и сам служа нуждам (своего) тела, хотя и будучи 46 глубоким старцем, после непродолжительной болезни, почил в Господе и погребен 47 в монастыре святого Арсения 48 , в той 49 стране Лавов, каждодневно совершая 50 многие чудесные действия. Говорят 51 , что после отсечения язык был снова чудестно восстановлен Богом 52 и ясно говорил дотол, пока 53 он был жив. А 54 из двух его 55 учеников – старший Анастасий, одинаково с учителем подвергшийся урезанию руки и языка 56 , был отправлен в далекую ссылку, – младший же, сосланный в одну из Фракийских крепостей, скончал (там свою) жизнь 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кто имеет хоть какое-нибудь доверие к Св. Писанию и не хочет упорно закрывать глаза перед ясными его свидетельствами, тот не может отрицать ни возможности чудес вообще, ни в частности – чудесного изъятия тел святых из общего закона разрушения. Тем удивительнее слышать это отрицание от пашковцев, которые так хвалятся своим благоговейным уважением к Св. Писанию и глубоким его разумением. He видно, впрочем, да и нельзя предположить, чтобы пашковцы отвергали всякие чудеса, ибо это значило бы отвергнуть добрую половину уважаемой ими Библии. Их смущает только одно чудо – нетление св. мощей – и смущает, потому что является отступлением от закона, Самим Богом установленного для всех человеческих тел. А разве каждое чудо, по самому понятию о нем, не есть такое же отступление от богоучрежденных законов вселенной? Разве, напр., приостановка солнца и луны при Гаваоне ( Нав.10:13–14 ) не была изменением обычного Самим Богом установленного ( Быт.1:16 ), течения этих светил небесных? Разве чудесное воскрешение Лазаря ( Иоан.11:44 ) и другие многочисленные случаи упразднения смерти всемогущей силой Божией не представляют отступления от прямой заповеди, изреченной Богом всему роду человеческому в лице его прародителя ( Быт.2:17 )? Но если эти аналогии покажутся не довольно убедительными для наших противников, то мы можем выставить им на вид прямые показания Св. Писания о двух чудесных случаях изъятия тел человеческих не только от тления, но и от самой смерти. Взятие живыми на небо праведных Еноха ( Быт.5:24 ) и Илии ( 4Цар.2:11 ) не есть ли разительнейшее доказательство того, что святые угодники, по действию божественного всемогущества, могут не увидеть тления ( Псал.15:10 )? Здесь дано решительное опровержение того принципиального положения, на котором стоят пашковцы в своем отрицании православного догмата. Общечеловеческий закон смерти и телесного разрушения, как оказывается, вовсе не имеет той безусловной силы, какую они хотят придавать ему. Библия ясно свидетельствует об исключениях из этого закона, производимых Самим Законоположником. – Тем естественнее подобные исключения для христианских праведников, спасенных верой в Искупителя. Христос Своей смертью попрал смерть. И если это временное наказание еще продолжает тяготеть над искупленным человечеством, так как решительное освобождение от него отсрочено до конца нашего мира; то все таки нельзя уже сомневаться в том, что Бог может и прежде дня судного уничтожить в каком-либо святом и саму побежденную смерть и следствие ее – тление. Сам Воскресший Господь отнял всякие сомнения относительно такой возможности, когда на вопрос ап. Петра о евангелисте Иоанне ответил: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прийду; что тебе до того» ( Ин.21:22 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

Князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли. Правителями, говорит, Христовых церквей будут Апостолы, которых указал под именем племеноначальников—Иуды, Завулона и Неффалима. Иаков брат Божий и другие братья Господа имели, по словам Феодорита, родоначальником и праотцем своим Иуду. Петр и Андрей и Филипп и Иоанн происходили из города Вифсаиды. Матвей и Иаков Алфеев в истории представляются пребывавшими в Капернауме. А все сии места суть Галилейские; Галилея же дана была в наследство патриархам Завулону и Неффалиму. Равным образом и прочие Апостолы происходили от других родоначальников. А назвал их начальствующими не в значении начальников и властителей над отечествами их, но в значении избранных и честнейших—за душевное и духовное благородство их. Или назвал их, по словам Афанасия, начальствующими из Иуды, начальствующими из Завулона и начальствующими из Неффалима, так что предлог: из, должно здесь подразумевать Или назвал их начальствующими над Иудою, Завулоном и Неффалимом, поколику они поставлены начальствующими над всею землею и живущими на земле людьми; ибо Писание говорит: поставишь их начальствующими по всей земле (Псал.44, 17). 29. Заповеждь, Боже, силою Твоею. Сии слова произносятся к Отцу, чтоб Он дал заповедь силе своей, то есть, Сыну своему касательно проповеди Евангелия. Да не устрашает тебя речение: заповеждь, ибо это говорится к Нему в отношении к человечеству Его, как и сам Сын сказал: Он Мне (Отец) дал заповедь, что Мне сказать и что говорить (Иоан.12,49). А что Христос есть сила Отца, о том свидетельствует Павел, когда называет Христа Божиею силою и Божиею премудростью (1Кор.1, 24). Укрепи, Боже, сие, еже соделал ecu в нас. 30. От храма Твоего в Иерусалиме (в Иерусалим). По словам Божественного Кирилла, сии слова относятся к Сыну, чтоб Он укрепил Евангельскую проповедь, которую сделал в нас, то есть, для нас. А сделал, или произвел и совершил ее чрез восприятие человечества; ибо оно то было храм и жилище Божества, по словам Феодорита Ты, говорит, сделал это от храма Твоего, то есть, чрез телесный Твой храм, когда жил и проповедовал в Иерусалиме. Ибо на Сионе, говорит, горе святой своей возвещающий повеление Господа (Пс.2, 6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Слово 15 Глава 43. Как сидящий на облаке серпом пожинает произрастения земли Откр.14:14 . «И видех, и се облак светел, и на облаце седяй подобен Сыну человеческому, имея на главе своей венец злат, и в руце его серп остр». Облако разумеем мы или чувственное, каково было поднявшее Господа нашего Иисуса Христа от очей Апостолов, или Ангельскую некоторую силу, называемую так за чистоту и возвышенность, как говорит Псалмопевец: взыде на Херувимы и лете ( Псал. 17:11 ). Потому думаем, что виденный на облаке, подобный Сыну человеческому, есть Христос, венец же на Нем означает царскую власть Его над видимыми и невидимыми силами, золотым же был он, по причине драгоценности у нас сего вещества, серп же означает кончину, ибо и Сам Господь кончину мира назвал жатвой. Откр.14:15–16 . «И ин Ангел изыде из храма, вопия велиим гласом седящему на облаце: посли серп твой и жни, яко прииде час пожати, зане изсше трава земная. И положи седяй на облаце серп свой на землю, и пожата бысть земля». Вопль иного Ангела иносказательно означает моление всех небесных сил, желающих видеть почесть праведных и посечение беззакония грешников, чем окончится текущее и преходящее и откроется постоянное и пребывающее. Ибо что изсохла жатва земная, сие означает, что настало время конца, когда поспевшее, как созрелая пшеница, семя благочестия удостоится небесных житниц, принеся земледельцу плод в тридцать, и в шестьдесять, и во сто крат. Глава 44. Об ангеле, обрезывающем лозу горечи Откр.14:17 . «И ин Ангел изыде из церкве с небеси, имый и той серп остр». Хотя и Христос называется Ангелом великого Совета Отчего ( Ис.9 ), но что настоящий есть из сил служебных, сие видно из дальнейшего, – с острым серпом исходит он из храма небесного с тем, чтобы совершить посечение самых нечестивых. Откр.14:18 . «И ин Ангел изыде от олтаря, имый область на огни, и возопи кличем великим ко имущему серп острый, глаголя: посли серп твой острый и объемли грозды винограда земнаго, яко созреша уже грозды ея». Из сказанного, что иной Ангел вышел из алтаря и имеет власть над огнем, мы узнаем, что Ангельские силы поставлены над тварями, иные над водами, иные над огнем, иные над другой какой-либо частью творения. Из того, что сей поставлен над огнем, узнаем мы, что его дело наказывать, и что он из высших Ангелов. Ибо громким голосом повелевает имеющему серп обрезать грозды земного винограда. А гроздами обозначаются нечестивые и беззаконные, наполняющие чашу гнева Господня, вместо вина веселия принесшие Благому делателю ярость земную и ярость аспидов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Правило 19 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Предстоятели церквей должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и разсуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец: и аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители церкве в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отец, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение . ( Ап. 58 ; I Всел. 2 ; Лаод. 19 ; Сердик. 11 ; Карф. 71 , 121 , 123 ) . Это правило имеет в виду три требования: 1) чтобы епископы, предстоятели церквей, поучали вверенный им клир, т.е. проповедовали бы постоянно, особенно же в воскресные дни; 2) чтобы проповедь основывалась на Св. Писании, и 3) чтобы проповедник в своих проповедях не изъяснял Св. Писания иначе, чем как его, в своих писаниях, истолковали светила церкви, св. отцы. О первом пункте мы уже говорили при толковании 58-го Ап. правила. Согласно с этим правилом отцы Трулльского Собора предписывают епископам, чтобы они постоянно учили клир и народ благочестию, особенно же в воскресные дни, «ибо, – по словам Зонары в толковании этого правила, – в эти дни люди, оставляя дела рук своих, собираются в церкви и слушают Божественные Писания. Итак, если в сии дни более учить, больше будет и пользы для народа» 1125 . Второй пункт вытекает из самого предмета учения, которое епископы должны проповедовать. Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию, и епископы призваны на первом месте поучать людей исполнять волю Божию так, как этого требует слово Божие. Из этого «следует неоспоримо, чтобы мы слово Божие, т.е. Ветхого и Нового Завета книги за источник, основание и совершенное правило как веры святой, так и добрых дел законных имели. Для чего должны мы слово Божие испытывать ( Иоан. 5:39 ; Мф. 13:44–46 ; 1Тим. 6:3–4 ; Деян. 17:11 ; Псал. 118:2 ), от него истины Божественные почерпать, и народ учить ( Втор. 6:6–7 ; Иез. 2:7, 3:17 ), и словом Божиим слово наше подкреплять» 1126 . Афанасий Великий , в 39-м послании своем о праздниках, перечислив все книги Св. Писания, замечает: «Это – источник спасения; пусть словами этого источника напояются жаждущие; лишь в этих книгах проповедуется наука благочестия» 1127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Поступая таким образом, последние считали за божество самый материал, яз которого сделаны были их идолы – дерево, камень, золото (Исаии 44, 17, Иерен. 2, 27). О православных, воздающих початание св. иконам, при всем желании сектантов, нельзя этого сказать. Помня слова св. Василия Великого, что честь изображения переходит в первообразу, православные почитают иконы не ради икон, но ради тех, кого иконы изображают. Обращу кланяются, а ум и сердце возводят на первообразное. Не то же ли ты делаешь, – вопрошает один ревнитель православия, – когда смотришь на образ родителя твоего? Неужели образ родителя твоего – отец твой? Никак. Но взирая на образ его, ты с воздыханием вспоминаешь родившего тебя. Так нужно сказать и об образах царя. Неужели образ царев – царь твой? Нет, но смотря на образ царев, ты вспоминаешь о владетеле твоем. Так нужно рассуждать и об иконах. Икона Христова да не будет тебе вместо Самого Христа; но да будет знаком и побуждением возводящим ум твой во Христу. Полагать же на икону; надежду, или просить чего-либо от иконы есть вселютейшее безумие, подобное безумию язычников, которые надеялись на своих идолов и о которых св. Давид сказал; подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них (Псал. 113:16). (См. кн. свящ. о. I. Стрельбицкого: «Крат. очер. штундизма» стр. 137 – 142). 75 Мнимодуховные христиане возражают, что снимки с этого образа пишутся руками, а между тем и она называются нерукотворенными. На это нужно заметить, что мы имеем пример к этому в скрижалях. На первых только скрижали заповеди были начертаны Богом (Исх. 31:13, 32, 15 – 16), а когда Моисей разбил их под горою (Исх. 3:2, 19), на вторых скрижалях десятословие было написано уже рукою Моисея (Исх. 34:28), а между тем скрижали не перестали называться Богоначертанными. Подобно тому и снимки с нерукотворенного образа называют нерукотворенным образом. 76 Сказания о происхождении нерукотворенного образа. Эти сказания главным образом состоят в следующем. Во время земной жизни И. Христа владелец эдесский Авгарь, страдая неисцелимою какою-то болезнию, и слыша о чудесах Христовых и о гонениях на Христа в Иудеи, отправил послов с письмом к Спасителю, прося Его приехать к нему в исцелить его и вместе предлагая Ему безопасное убежище у себя от гонений иудеев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

" Требуют, наконец, объяснения слова: ιτημα и κετηρα. Первое слово встречается в Нов. Завете вообще в смысле прошения, напр., Лук. 23:24 говорится, что Пилат согласился исполнить ιτημα, прошение или требование иудеев, чтоб Спаситель предан был на распятие. В смысле молитвы ιτημα встречается и у LXX ( Псал. 19:6. 36:4 . 1Цар. 1:17. 27 ) и два раза в Новом Завете. – Филипп. 4:6. и 1Иоан. 5:15 : и аще вемы, говорит Святой Иоанн о Христе, яко послушает нас, еже аще просим, вемы, яко имамы прошения (ιτματα), ихже просихом у него. Апостол Павел говорит: во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша (ιτματα) да сказуются к Богу. Здесь встречаются и προσευχ и δησις и εχαριςα и ιτημα. Слово: ιτματα по отношению к προσευχ и δησις означает частные предметы молитвы и моления, дробное перечисление того, чего просим: так, напр., молитва Господня (εχ) имеет семь прошешй: ιτματα. Слово: κετηρα встречается только однажды в Новом Завете, именно в послании к Евреям 5:7 : иже во днех плоти своея моления же и молитвы принес (δεσεις κα κτηρας). У древних словом κετηρα называлась обвязанная белою шерстью масличная ветвь, которую носил в руках требовавший вспоможения в нищете, или подаяния. В таком смысле употребляется это слово у Есхила в Евменидах (43, 44). Таким образом это действие ношения масличной ветви значило тоже, что протягивание руки для испрошения милостыни. От этого значения произошло употребление слова: κετηρα в смысле умаливания, смиренной просьбы; в таком смысле оно употреблялось и у древних, напр., Исократ (de расе р. 186) говорит: κετηρας πολλς κα δεσεις ποιομενοι. Антиох Епифан, вразумленный тяжкою болезнью, писал к иудеям послание, моления чин имущее κετηρας τξιν χουσαν; – это значит письмо, имеющее характер прошения смиренного, уничиженного (2 Макк. 9:18) 67 . По свидетельству Филона (Leg. ad Cai. 36). Агриппа называл свое письмо, посланное Калигуле: γραφ, ν νϑ» κετηρας προτενω – письмо, которое посылаю, протягивая как бы руку за милостынею, посылаю в качестве уничиженного прошения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Благословение – словесное благопожелание, сопровождаемое призыванием имени Божия и наружным воздеянием или возложением рук на благословляемого и благославляемое, или изображением десницею крестного знамения. Так: благословение священническое состоит в изображении десницею иерея (персты коей сложены именословно: Ис. Хс.) крестного знамения над предстоящим народом во время богослужения со словами: „мир вам! мир всем! Благословение Господне на вас“ и проч., а кроме богослужения над отдельными лицами – словами: „Во имя Отца и Сына и Св. Духа“. Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея совершается во время всенощного бдения пред чтением шестопсалмия. Прежде, когда всенощное бдение продолжалось всю ночь, благословение хлебов и проч. совершалось для подкрепления сил молящихся, ибо тотчас по благословении это благословенное (т. е. хлебы, елей и вино) в храме раздавалось присутствующим и ими съедалось, после чего продолжалось бдение. Теперь же оно бывает для испрошения милости Божией на плодородие земли и умножение плодов земных во всем мире, всякой стране и ее обитаемых градах, и весях (Изъясн. Богослуж. Свирелина). Хлебов для освящения обычно полагается пять в воспоминание тех чудесных пяти хлебов, коими некогда Господь наш Иисус Христос насытил пять тысяч человек кроме женщин и детей ( Мф.14:13–21 ; Мк.6:30–44 ; Лк.9:10–17 ; Ин.6:1–14 ). Благовест – буквально добрый вестник. Так называется колокольный (в один колокол) звон, призывающий нас к церковному богослужению. Он называется благовестом потому, что сообщает добрую весть, что в храме Божием готовится совершение Божественной службы, – что значит, милосердый Бог еще долготерпит на нас, приемлет нас, и с высоты небес внемлет гласу молений наших. И самый призыв в церковь для молитв есть добрая, радостная весть для сердца благочестивого и доброго: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. говорит св. царь Давид ( Псал.121:1 ). Так веселится и доброе сердце, слыша звон, призывающий в дом Господень (Слов. Михайловского).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли Правителями, говорит, Христовых церквей будут Апостолы, которых указал под именем племеноначальников – Иуды, Завулона и Неффалима. Иаков брат Божий и другие братья Господа имели, по словам Феодорита, родоначальником и праотцем своим Иуду. Петр и Андрей и Филипп и Иоанн происходили из города Вифсаиды. Матвей и Иаков Алфеев в истории представляются пребывавшими в Капернауме. А все сии места суть Галилейские; Галилея же дана была в наследство патриархам Завулону и Неффалиму. Равным образом и прочие Апостолы происходили от других родоначальников. А назвал их начальствующими не в значении начальников и властителей над отечествами их, но в значении избранных и честнейших – за душевное и духовное благородство их. Или назвал их, по словам Афанасия, начальствующими из Иуды, начальствующими из Завулона и начальствующими из Неффалима, так что предлог: из, должно здесь подразумевать (1). (1) Или назвал их начальствующими над Иудою, Завулоном и Неффалимом, поколику они поставлены начальствующими над всею землею и живущими на земле людьми; ибо Писание говорит: поставишь их начальствующими по всей земле ( Псал.44:17 ). Пс.67:29 .  Заповеждь, Боже, силою Твоею Сии слова произносятся к Отцу, чтоб Он дал заповедь силе своей, то есть, Сыну своему касательно проповеди Евангелия. Да не устрашает тебя речение: заповеждь, ибо это говорится к Нему в отношении к человечеству Его, как и сам Сын сказал: Он Мне (Отец) дал заповедь, что Мне сказать и что говорить ( Иоан.12:49 ). А что Христос есть сила Отца, о том свидетельствует Павел, когда называет Христа Божиею силою и Божиею премудростью ( 1Кор.1:24 ). Укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас Пс.67:30 .  От храма Твоего в Иерусалиме (в Иерусалим). По словам Божественного Кирилла, сии слова относятся к Сыну, чтоб Он укрепил Евангельскую проповедь, которую сделал в нас, то есть, для нас. А сделал, или произвел и совершил ее чрез восприятие человечества; ибо оно то было храм и жилище Божества, по словам Феодорита

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

326, ст. 6. Римл. 4 , зач. 86, ст. 5. Псал. 31 , ст. 1. Просветитель в сл. 4 в в Апостоле толк. на посл. к Римл. гл. 4, зач. 86. Лука 23, зач. 111, ст. 42 и 43. 1 Коринф. 15, зач. 160, ст. 22. Марк. 16 , зач. 71, ст. 15, Псал. 18 , ст. 5. Матф. 4 , зач. 7. от ст. 1 до ст. 7-го. Матф. 26 , зач. 108, от ст. 37 до скончания 44. Евр. 5 , зач. 311, ст. 7. †) Сборник л. 714, в толк. 47 ст. 2 сл. на Пасху Григория Богослова . Изложение 1-го вселенского собора. Изложение 2-го вселенского собора, согласно Еванг. от Иоанна, гл. 15, ст. 26 и гл. 16, ст. 7, зач. 52 и 58. Св. Иоанн Дамаскин , Афанасий Великий и Кирилл Александрийский . Стих воскресев на полунощницы. Григорий Синаят, Калист Катафигиат в добротолюбии. Святый Сельвестр папа Римский, Четь-минея Января 2-го, Свят. Петр Дамаскин в 1 книге. Псал. 8 от ст. 5 до 10. Евр. 2 , зач. 305, от ст. 6 10. Филипис. 2, от ст. 8 до 12. Св. Иоанн Дамаскин и прочии вышеознач. свят. учит. †) Четь-минея Декабря 9. ††) Маргарит в слове 2-м о непостижимом. Слово на зачатие Пресвят. Богородицы в Четии-минеи, Дек. 9. В том же слове. Песнь песней гл. 4. ст. 7, и гл. б, ст. 9. †) Псал. 144 , ст. 19. Соборн. 17, л. 227. ††) Петр. 1, зач. 64, ст. 15. 8 Ездра 15, ст. 8. 3Цар. 11 , ст. 12 и 13. Даниил 8, ст. 55. †††) Иоанн гл. 17, зач. 57, ст. 24. Святый Иоанн Дамаскин в сл. 1-я неделя поста, в Соборнике гл. 25, л. 323 на об. Соборный многосложный свиток св. отец восточн., числом 1455 подписавшихся в Соборн., гл. 28, л. 860, и Св.Иоанн Дамаскин в слове о иконах. Матф. 28 , зач.116, ст. 19. В книге св. Дионисия Ареопагита , чем крещение человеком. Четь-минея Окт. 8. †) Св. Златоуст в толковом Евангелии. на крещение Господне. ††) 2-й тропарь 1-й песни. †††) Римлянам 6, зач. 91, ст. 3, 4 и 5. Св. Максим Грек в 40 сл., тоже и во Псалтири со последованием в сл. о крестном знамении. В кн. Кормчей 8 пр. Св. Апостол и прочие вселенских соборов; таже в Великом Потребнике соборное изложение Святейшего Филарета Московского Патриарха л. 564 и 597. Иоанн 3, зач.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010