1031 Когда Священник при возношении жертвы о ком молится и воспоминает, сим молением и воспоминанием означает, что приносит он жертву Богу о нем. Ибо древние Святые Отцы и составители служб слова сии: помянут кого, принесть жертву или молиться о ком при возношении ее, употребляли в одинаковом смысле. Святый Кирилл Иерусалимский в 5 Тайноводственном Слове говорит: „О усопших приносим мы Христа закланного о гресех наших; что в сем месте Литургии изображается словом: помяни всех прежде усопших. Св. Златоуст (Беседа 41, в нрав. на 1Кор.) сии слова соединяя, беседует так: „Поможем прочее усопшим, и память о них да совершаем. Что сумнишися, аще нам, о умерших приносящим, бывает нм некое утешение“‘? „Когда усопшие, говорит блаженный Августин (в слове 171, о словах Апостольских), при жертве воспоминаются, то и за них оная приноситися да глаголется“. Сей смысл и нижеследующих всех на Литургии воспоминаний о вселенней, о Епископах и Царях, о благорастворении воздухов, о плодоношении земли и проч., о всех сих Иерей приносит Богу предлежащую жертву, т. е., Его единородного Сына, и для Него и чрез Него просит излить на всех великую и богатую милость. Смотри и выше § 83. 1032 Сие изречение взято из Св. Писания, в котором на многих местах свет лица Божия (числ. гл. 6, ст. 25 и 26; псал. 4, ст. 6) означает любовь Божию к человекам, благость и излияние Его щедрот. 1038 Чиноположен. Апостол. кн. 8, гл. 12. Смотри в Библиотек. отцов том 2. Литургии: Иакова, Марка, Петра и проч. Один Учитель церковный, исчисляя причины, для которых Церковь возносит моления о усопших, говорит: „Чадо Церкви, от среды ее молений, прелетает к вечности; наши желания сопровождают его и туда; (ибо) смерть не полагает предела любви Христианской; и по причтении к лику небожителей, мы еще будем принадлежать Церкви. Верующий, своими молениями, жертвами, приношениями, милостынями, утешает бессмертную душу. Сии моления, которые Церковь непрестанно приносит за вечный покой умерших, не только им бывают полезны (Смотри выше § 14 и ниже § 135), но сколько доставляют благ и нам самим! Они напоминают о воскресении тел, вперяют дух наш в спасительное размышление о смерти. Христианин, взирая на несметные груды племен, друг на друга положенных, усматривает и себе место назначенное, и признавая себя смертным, научается жить добродетельно. Сии святые молитвы делают сообщение между нами, и предшествовавшими нам на земли. Они оживляют в сердцах наших сладкое воспоминание о тех, с которыми были мы соединены кровию (родством или которые привязали нас к себе своими благодеяниями; они скрепляют, увеличивают наше уважение к их последней воле. Верующий, повергшись на гроб виновников бытия своего и счастия, воспоминает о всех чертах жизни их, которые могли быть полезны. Наставления, которые они преподали ему, примеры добродетели, которые он замечал в них, живо изображаются в его памяти». Пастырское Наставл. о превосходстве Религии стр. 146 и следующ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

В переводе встречаются некоторые чтения, которых нет ни в славянском переводе, ни в известных греческих списках. Например, 16:14 – немногими благами земли (слав. от малых от земли); 17:5 – смяли (слав. смятоша – ξετρασσον); 17:30 – морских татей (слав. искушени – πειρατηρου); 21:3 – нет покоя (слав. не в безумие – ες νοιαν); 29:6 – во власти (слав. в ярости – ν θυμ); 41:5 – сонма (слав. шума – χου); 48:13 – кончался (слав. не разуме – ο συνκε); 54:22 – соблазнились (слав. приближишася – γγισαν); 57:10 – горн (слав. рамн – μνος); 58:14 – когда их не будет более (слав. во гневе кончины и не будут – ν ργ συντελεας κα οκ σονται); 59:2 – полчище алонское (слав. в дебри соляной – ν φραγγι λνος); 88:51 – еже удержах (ο πσχον), у Порфирия: ты дал обещание; 88:45 – блеск (очищения – καθαρισμο); 96:3 – попалят вокруг (слав. облак и мрак – νεφλη κα γνφος); 74:9 – πλρες κερσματος– для угощения; 146:7 – поочередно (во исповедании – ν ξομολογσει). Пропущены некоторые слова по сравнению с греческим и славянским текстом: 46:5 – нам; 46:10 – Богу; 90:16 – с ним я в скорби; в 118 псал. всего 144 стиха нет; 124:2 – его, 3 – грешных; 142:1 – услышь меня по правде Твоей. Встречаются вставки, не имеющие параллелей в греческом и славянском тексте: 88:51 – которому Ты дал обещание. Маккавейские книги так же переведены с издания Септуагины, напечатанного в Москве в 1821 году. Нужно отметить то, что епископ Порфирий перевел Четвертую книгу Маккавеев, которая есть в изданиях Септуагинты, но которой нет ни в Елизаветинской редакции славянского перевода, ни в Синодальном тексте. В XVI в. прп. Максим Грек перевёл с греческого языка на славянский эту книгу. 4 книга Маккавеев посвящена подвигу Елеазара, Соломонии и семи отроков и представляет собой, по сути, философский трактат, доказывающий господство разума над физическими страданиями. Прп. Максим Грек последовательно сокращал философские фрагменты, его, прежде всего, интересует житие мучеников. В переводе эта книга приписывается Иосифу Флавию и озаглавлена «Иосипа Иудеанина слово о том, яко благочестивый помысл самодержец есть страстем. И сие являет от вышеестественаго терпениа, еже к горчайшим мукам Маккавеов, мученых бывших Антиохом». 16

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Короче, Христос Ходатай но природе, святые же ходатаи по благодати». („Камень веры“, кн. 2-я стр. 264 – 265). 6)Можно предложить два объяснения, почему ангел не допустил тайновидца воздать ему поклонение: а) ангел является здесь не более, как пророком, открывающим будущее; св. Иоанн, желавший ему поклониться, ничуть не ниже его, потому сам был пророком, свидетельствуя об Иисусе; б) другие объясняют поступок Иоанна тем, что он принял ангела за Господа Иисуса (Бог многократно являлся в виде ангела) и хотел воздать ему поклонение божеское. Ангел отклонил это. Кроме того, в св. Писании находим не мало свидетельств о поклонении ангелам. Так, напр., архангел Михаил явившийся Иисусу Навину, не только не воспретил последнему поклониться до земли, но и велел ему снять обувь с ног, так как место явления было освящено присутствием посланника Божия (I. Нав. 5:14 – 15; снеси Числ. 22:31 и Парал. 21, 16). (Иванов, стр. 537; Сергий, еп. могилев., стр. 42 – 43). Сектанты говорят, что поклонении, воздаваемое нами святым, нисколько не отличается от поклонения Богу. Совершенно справедливо, что поклонение святым у православных нисколько не разнится от поклонения Богу, но только по внешности; в духе же и уме мы воздаем поклонение Богу настолько высшее в сравнении с поклонением святым Божиим, насколько Бог выше созданных Им существ. 69 Библейские свидетельства о призывании святых в молитвах. Веруя в ходатайство святых Божиих и призывая их в своих молитвах, мы имеем самое твердое основание для этого в Слове Божием. Из многочисленных ветхозаветных свидетельств укажем на следующие: Быт. 13:1; 20, 7; Исх. 32:31 – 32; Числ. 22:31; I. Нав. 5:14—15; 1 Царств. 7:8; 3 Царств. 11:11 – 13; 4 Царств. 2:12 – 15; 1 Паралипом. 21, 16; Товит. 12, 15; Иова 42, 8; Псал. 96:11; 150, 1; Сирах. 44:1 – 13; Иерем:15, 1; Варух. 3:4; 2 Макк. 15:12 – 15 и мн. др. 1. Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника (Мф. 10:41): 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

   Поскольку собравшиеся епископы хотели отстранить злочестивые выражения, изобретенные арианами, каковы: «из не сущих», «именование Сына тварью и произведением», «было, когда Сын не был», «Сын изменяем по естеству», написать же употребляемые всеми выражения, взятые из Писаний, а именно: Слово есть «единородный» от Бога по естеству (Иоан. 1:14, 18), Отчая «сила», единая Отчая «премудрость» (1 Кор. 1:24), «истинный Бог», как сказал Иоанн (1 Иоан. 5:20), «сияние славы и образ ипостаси» Отчей, как написал Павел (Евр. 1:3), а Евсевиевы приверженцы, увлекаемые собственным своим зловерием, говорили друг другу: «согласимся в этом, потому что и мы от Бога», «един Бог,... из Негоже вся» (1 Кор. 8:6), «древняя мимоидоша, се быша вся нова, всяческая же от Бога " " (2 Кор. 5:17, 18), имели они также в виду и написанное в книге «Пастырь»: прежде всего веруй, что «един есть Бог, который все создал и устроил и из небытия привел в бытие», то епископы, усмотрев их коварство и злокозненность нечестия, яснее выразили бытие от Бога и написали, что Сын от Божией сущности, показывая тем, что тварям приписывается бытие от Бога, потому что существуют они не сами от себя и не без причины, но имеют начало бытия, единый же Сын собственно есть Божией сущности, в чем и состоит особенность единородного и истинного Слова в отношении к Отцу. Таков был повод написать: «от сущности».    Но опять, поскольку епископы спрашивали у сих немногих: не именуют ли они Сына не тварью, но силою, единою Отчею премудростию, вечным образом, во всем подобным Отцу, истинным Богом, то Евсевиевы последователи, как заметно стало, показывали друг другу знаками, что и эти выражения простираются и на нас, потому что и мы называемся образом Божиим и славою Божьею, и о нас сказано: «присно бо мы живии» (2 Кор. 4:11), и сил много: «изыде вся сила Господня от земли Египетския» (Исх. 12:41), даже гусеницы и прузи именуются силою великою (Иоил. 2:25), и: «Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль» (Псал. 45:8), имеем же свидетельство и на то, что мы свои Богу, не просто, но так, что назвал нас даже «братиями» (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2566...

Писание, говоря об Исааке, Бога называет Страх Исаака, потому может быть, что это имя чаще других говорил Исаак для выражения своего благоговения к Богу. Со времени Давида до последних дней царства иудейского, у священных писателей часто употреблялось имя Святый в замену некоторых других имен Бога ( Псал. 71:22. 78:41. 89:19 . Иса. 1:4.5:19:10:17.). Спустя 400 лет после Авраама ( Быт. 15:13 . Исх. 12:40. 41 .), когда его потомство, находясь в Египте, возросло в народ многочисленный, Бог захотел устроить из него особый народ, среди всех народов, известных тогда на земле, народ Ему принадлежащий, народ святой ( Исх. 19:3–6 ), восхотел, как говорим на языке Новозаветного Писания, созиждить Церковь , общество поклоняющихся Ему, истинному Богу, дав своему народу Богослужение, законы, заветы, обетование спасения ( Римл. 9:4 .). Совершая все это чрез пророка Моисея, Бог указал еврейскому народу называть Себя именем, которое и определеннее выражало Его божественное существо и яснее указывало верующим на его божественные действия в устроении Церкви, указал имя, которое по преимуществу разумеем под титлом великого. Прочитаем слова Закона, где указано богом это имя, на языке самого Закона, или в переводе на наш язык: Моисей сказал Богу: вот я приду к сынам Израилевым и сказу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они мне скажут: Как Ему имя? Что мне сказать им? Бог сказал Моисею: Эгье ашер эгье, и сказал: так скажи сынам Израилевым: Эгье послал меня к вам. Еще сказал Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Бог отцов ваших, Бог Авраамов, Бог Исааков, Бог Иаковлев послал меня к вам. Вот имя Мое на веки: и вот именование Мое из рода в род ( Исх. 3:13–15 .). Передав подлинные слова Закона, в которых Бог указал свое великое имя, в русском переводе из мы оставили в двух местах еврейские слова без переложения на наш язык; в первом Эгье ашер Эгье, во втором Эгье; а в третьем месте поставлены еврейские буквы без указания произношения их. Естественно, ты, мусульманин, спросишь: которое из этих слов великое имя Божие? Ни первые три слова: эгье ашер эгье, ни второе эгье не составляют великого имени, которое узнать хотим мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Праздники переходящие Воспоминание Вознесения Господня Состояние славы Воскресшего Христа окончилось на земле вознесением Его на небо. Христу Архиерею грядущих благ ( Евр.9:11 ), принёсшему Себя единою в жертву за грехи ( Ebp. VII, 27; IX. 26 ), надлежало войти не в рукотворенная святая, но в самое небо, да явится лицу Божию о нас ( Евр.9:24 ). О своём вознесении Господь предсказывал и в Ветхом Завете через Своих пророков ( Псал. 46:6 ), и во время Своей земной жизни предрек: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему Богу вашему ( Ин.20:17 ). По воскресении своём Спаситель в продолжении четыредесяти дней являлся Своим ученикам и Апостолам, уверял их в истине Своего воскресения и приготовлял к Своему отшествию на небо ( 1Кор.15:5–8 ). Апостол Пётр говорит: мы с Ним ядохом и пихом, по воскресении Его от мертвых ( Деян.10:41 ). Пред ними же Он постави Себе жива по страдании Своем, во мнозех истинных знамениих денми четыредесятми являлся им, и глаголя яже о Царствии Божии ( Деян.1:3 ). Говорил им о Своей Божественной власти на небеси и на земли, о Божественном избрании их проповедать Евангелие всем народам, крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и учить блюсти вся, елика Господь заповеда; обещался быть с Своей Церковью во вся дни до скончания века ( Мф.28:18–20 ). В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь, явившись Своим ученикам и Апостолам, заповедал им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного сошествия Духа Святого. Ведя их на гору Елеонскую, покрытую маслинами, отстоящую от Иерусалима на субботний путь ( Деян.1:12 ), Господь обещал им чудодейственную силу: приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели даже до последних земли ( Деян.1:8 ). По глаголании же к ученикам и Апостолам, Господь воздвиг руце Свои и благослови их. И бысть егда благословляиие их, отступи от них, и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему ( Лк.24:50–52 ), и смотрели на небо, во время восхождения Его, и облак подъят Его от очию их. И се мужа два стаста пред ними в одеждах белых и сказали: Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо ( Деян.1:9–11 ). Апостолы возвратились в Иерусалим с радостью великой и до сошествия на них Снятого Духа пребывали всегда во храме, хваля и благословляя Бога. Так, совершив искупление мира, Сын Божий в 40 день после славного Своего воскресения паки восшел на небо к Богу Отцу Своим человечеством и седе одесную Бога ( Мк.16:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но более их известны своими ритмическими песнопениями в 5 веке: Маркиан, Иоанн монах, Сета и особенно, Авксентий. Церковная гимнография этого направления достигает полного своего расцвета в 6 и 7 веках. В 6 веке известны гимнографы: император Юстиниан (527565 г.), написавший песнь „Единородный Сыне“, Анастасий, Киприан, особенно же величайший, даровитейший и обильнейший из песнописцев, Роман Сладкопевец ( μελδς), диакон в Берите, родом Сириец, написавший около тысячи кондаков и икосов на разные церковные праздники. 365 К этому периоду времени относятся: Георгий Писидийский (в перв. полов. 7 в.), написавший знаменитый акафист Богоматери, Софроний патр. Иерусалимский (с 629 г.), написавший трипеснцы Триоди постной, некоторые гимны и самогласные стихиры; Андрей архиеп. Критский (около 650713 г.), написавший великий покаянный канон и тем возвысивший технику церковного песнопения. 366 Вместе же со стихами благоустроители церковного песнопения соединяли и ритм напевный. Св. Иоанн Златоуст († 407 г.) в бес. на псал. 41 так объясняет значение ритма в писании и стройного ритмического пения: „Господь соединил с пророчествами мелодию для того, чтобы все, увлекаясь плавным течением стихов, с совершенным усердием возглашали священные песнопения. Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, ничто так не наполняет любовью к мудрости и равнодушием к житейским делам, как пение стройное, как песнь священная, сложенная по правилу ритма“. Ритм же состоит в мерном пении согласно строению стихов. Определенный чин церковного пения, желание преградить доступ в церковно-богослужебную практику элементов чуждых духа церкви (наприм. приемов театральных и еретических) и прекратить некоторые беспорядки со стороны чтецов и певцов из мирян, расположили некоторых пастырей церкви учредить особые церковные степени клиросных чтецов и певцов, каковое учреждение с 4 века признано необходимым и во всех церквах. О певцах, как особой степени клира, не раз упоминается уже в правилах апостольских (прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

3. Там — радость. Где мир, там и радость (Псал. 84:9 ). Дух Святой есть дух радости (Псал. 50:14 ), — не мирской, но о Господе. Эта радость остается и в печали. (Иоан. 16:22 ). Где Дух Божий, там все служит радостью, все утешением, что другим, не имеющим Его, служит бременем: божественные истины, Евангелие, богослужение (Псал. 121:1; 72:28 ), трапеза Господня, труд, звание, крест (Псал. 41:12 ), смерть. С миром и радостью предает дух свой Богу христианин, в котором живет Дух Божий. Заключение. Вы уверены в своей правде, мире и радости о Духе Святом; остерегайтесь говорить: мир и нет опасности (1 Фес. 5:3 ). Капля удовольствия приносит бездну неприятностей. Не заключайте врат души своей для Духа (1 Фес. 5:19 ). Ты имеешь уже Духа Божьего и однако не чувствуешь вполне своего счастья? Знай, что Дух раздает свои дары различно (2 Кор. 7:11 ). Тогда я скажу тебе: ты имеешь правду и мир также, только твоя радость еще несовершенна. Терпи! она придет (Иов. 8:20–21 ). Невыразимое горе душ, от которых удаляется Дух Божий “ Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ” (ст.16)? Все мы прияли Духа Святого в таинстве крещения и запечатлены Его дарами в таинстве миропомазания. Но сохранили ли мы то, что прияли? Давид молит Бога, чтобы Он не отнял у него Духа Своего (Псал. 50:13 ); —значит, Духа Святого можно лишиться. Пример Саула (1 Царс. 16:14 ). Да не подумает кто-либо, что Дух Святой действует в этом случае, подобно страннику, который останавливается, где и пока ему угодно, и идет, куда ему вздумается. Дух Божий пребывает в нас до тех пор, пока мы не допускаем в свою храмину духа нечистого (Лук. 11:24–25 ). Тогда ясно замечается Его удаление, как больной замечает, что его силы потеряны. И горе тем, от которых Он удаляется (Осии 9:12–17 ). 1. Души, от которых Он удаляется. а) Вообще — грешники, которые оказываются недостойными Его присутствия, — которые не веруют во имя Единородного Сына Божия, — выражается ли это в открытом презрении (1Кор. 1:23 ) или в тайной нераскаянности и злобе.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

449 Ориген . Прот. Цельса, кн. 8, чл. 34. 35 и Бесед. 5 на кн. числ, чл. 3: твор. т. 1, стр. 767. 769. т. 2, стр. 286. Париж, 1733 г. Св. Васил. вел. Бесед. на псал. 33 и Толк. на пр. Исаию, гл. 5: твор. ч. 1, стр. 295–296. ч. 2, стр. 192. Москва, 1845 г. Св. Кирилл. алекс. Прот. Юлиана, кн. 4: твор. т. 1, стр. 122. 130. Париж, 1638 г. 450 Основания для этого – следующие: а) отроча, взятое Спасителем, было только примером тех свойств, какие должен иметь христианин: что видно как из самого повествования о поводе, по которому взял Он отроча, так и из самого намерения Его – показать, кто болий есть в царствии небеснем, – в Церкви; б) малым сим усвояются такие достоинства, какие не приличествуют детям естественным, но суть достоинства собственно христианские (ст. 5. 6): в) малые сии называются от Спасителя верующими в Него (ст. 6) и – г) св. Марк не отличает взятое Спасителем отроча ни от проповедников евангелия в частности ( Мк. 9:35–37 ), ни от христиан вообше (– ст. 41), и указывает в малых именно верующих во Христа (– ст. 42). Так именно и разумели это св. отцы и писатели Церкви: Ориген . Бесед. 20 на кн. левит, чл. 3: твор. т. 2, стр. 350. Париж, 1733 г. Св. Афанас. вел. Послан. 1 к Серапиону: твор. ч. 3, стр. 25. Москва, 1853 г. Св. Васил. велик. Бесед. на псал. 48: твор. ч. 1, стр. 370. Москва, 1845 г. Опроверж. на Евном. кн. 3: твор. ч. 3, стр. 130–132. Москва, 1846 г. Св. Златоуст. Бесед. 3 на послан. к колоссян. стр. 52. Спб. 1858 г. Бл. Феодорит. Сокращ. излож. бож. догмат. гл. 7: твор. ч. 6, стр. 29. Москва, 1859 г. Св. Анастас. синаит. На шестоднев. кн. 5; Ламин. Полн. курс. патрол. т. 89, стр. 920. Париж, 1860 г. 451 Климент. алекс. Стром. кн. 5: твор. стр. 592. Париж, 1641 г. Ориген . О молитве, Прот. Цельс. кн. 8, чл. 34. 36 и Бесед. 20 на кн. числ: твор. т. 1, стр. 215. 767. 769. т. 2, стр. 350. Париж, 1733 г. Св. Васил. вел. Бесед. на псал. 48: твор. ч. 1, стр. 370. Москва, 1845 г. Опроверж. на Евномия: твор. ч. 3, стр. 129–132. Москва, 1846 г. Св. Епифан. Излож. кафол. Веры: христ. чт. 1844 г. ч. 4, стр. 209. Св. Златоуст. Бесед. 3 на посл. к колосс. стр. 52–53. Спб. 1858 г. Бл. Иероним. Толк. на пр. Исаию: твор. т. 3, стр. 510. Париж, 1704 г. Толк. на еванг. от Матфея: твор. т. 4, ч. 1, стр. 83. Паршк, 1706 г. Бл. Феодорит. Толк. на кн. бытия, вопр. 3: твор. ч. 1, стр. 10. Москва, 1855 г. Толк. на виден. пр. Даниила: твор. ч. 4, стр. 201. Москва, 1857 г. Сокращ. излож. бож. догм. гл. 7: твор. ч. 6, стр. 29. Москва, 1859 г. Св. Анастас. синаит. на шестоднев. кн. 5: Ламин. Полн. курс. патрол. т. 89, стр. 920. Париж, 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

109:4). Ибо великое прение оканчивается клятвою. И живу Аз, говорит Господь, не хощу смерти грешника, но покаяния (Иезек. 33:11). Итак во время брана Израиль получил клятву Божию вместо всякого дара, даваемого в приданое. И так как Давид о себе сказал: помяни, Господи, Давида и всю кротость его, яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю (Псал. 131:1-2); то и Сам Господь клянется ему, как говорит Писание: клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется его (там же ст. 11).    Ст. 8—9. И ты стала Моею. И омыл Я тебя водою, и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя маслом. Так как Я простер крылья Мои, и покрыл позор твой, и поклялся тебе и вступил в договор с тобою; то ты стала принадлежать Мне, так что ты, бывшая чужою, когда имела вид нечистой, начала быть Моею, когда Я подтвердил клятвою договор Мой с тобою, или, по обычаю пророков, ты стала Моею, говорит в том смысле, что вступила со Мною в супружеский союз, и Я омыл тебя, говорит, водою спасительного крещения. Ибо аще кто не родится водою и Духом Святым, не может внити во царствие Божие (Иоанн. 3, 5). UI в другим месте мы читаем: Той вы крестить духом Святым и огнем (Матф. 3:11). Об этом крещении и Исаия говорит в следующих словах: отмыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских, и кровь очистит от среды их духом суда и духом жжения (Исаии 4, 4). Омыв же и очистив от крови подобно тому, как кровоточивую (αμοοσαν), которая двенадцать лет страдала кровотечением, Он исцелил чрез прикосновение к краю одежды (Марк. гл. 5), Он не удовольствовался тем, что омыл водою и очистил от крови, но помазал также маслом, подобно тому как самарянин, означающий стража, сначала размягчил раны полуживого чрез возлияние масла, а потом укрепил чрез терпкое вино (Лук. гл. 10). Господь же наш помазан другим елеем, который не боль от ран облегчает, но дает радость, как позорить к Нему Дух Святой: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Псал. 41:8). Имеют и противные силы поддельное смягчающее масло, обещая чрез еретиков сладкое, которое обращается в горечь и об удалении которого молит пророк говоря: елей же грешного да не намастит главы моея (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010