Кормчие, гребцы, штурманы и пассажиры будут тав говорить при плаче о городе Тире: какой другой город так умолк, что не имел смелости, чтобы говорить, и выслушал оное евангельское [изречение]: молчи, престани (Марк. 4:39), и из Псалмов: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими (Псал. 49:16)? Каким множеством товаров обогатился ты, Тир? И к чему ты с таким трудом старался днем и ночью собирать то, что погибнет от кораблекрушения? Ты наполнил многие народы и своими богатствами обогатил царей, о которых написано: предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его (Псал. 2:2). Но теперь ты потерпел крушение в море и во глубине вод подобно тому, как написано о Фараоне: колесницы фараоновы и силу его вверже в море (Исх. 15:4). Он утонул в глубине, как камень, и мог сказать: приидох во глубины морские, и буря потопи мя (Псал. (38, 3). Все острова или жители островов, подвергающиеся ударам волн века сего, ужаснутся о тебе, и цари их, пораженные бурею, уразумеют погибель свою и, подражая звукам змеи, будут шипеть и говорить: ты уничтожен или сделался погибелью, так что ты имел склонность в погибели не по природе, а по [своей] воле. И не будет тебя. Если бы он сказал только это, то возникал бы важный вопрос: каким образом он не был, когда мы теперь видим его построенным? Но следующими за тем словами в век она указывает на время одного века, которое, соответственно летам жизни человеческой, определяется периодом в семьдесят лет. Или: не будет тебя для Бога, как говорит апостол: нарицающу не сущая (Рим. 4:17); и пророк Исаия: се постыдятся и посрамятся вси сопротивляющиися тебе, будут бо яко не сущии (Ис. 41:11); и Есфирь по переводу LXX: не предаждь, Господи, скиптра Твоего сим, иже не суть (Есф. 4:17), и в Псалме: ослаби мя, да почию, прежде даже не отъиду, и к тому не буду (Пс. 38:14). В каком смысле должно понимать эти свидетельства, об этом мы выше сказали. Но все это мы можем относить к еретикам, которые при разрушении и кораблекрушении Тира уразумеют свое заблуждение и, находясь среди моря, возжелают спасти души свои и будут плакать о сокровищах, которые худыми способами были собраны и которыми они обогатили многих царей, то есть своих патриархов, и простой народ, и богатства коих погибнут посреди моря. Также обитатели всех островов (если, впрочем, мы пожелаем сказанное принимать в хорошую сторону) ужаснутся о сокрушении Тира, и цари всех островов или сами они, пораженные бурею, изменятся в лице или, может быть, выразят сердечную печаль в плаче и слезах и чрез удивление и шипение засвидетельствуют великий ужас относительно того, что уничтожен и погиб тот, который многим народам обещал спасение. И уже не будет его, — не в определенное время, как было бы при переводе [словами]: в продолжение века (in saeculo), а вечно (in регретиит); потому что одно и то же слово имеет оба эти значения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так как и для разума Бог – существо всесовершенное, в котором святейшая воля соответствут уму безпредельному и потому не может не быть в нем полного ощущения согласия воли с умом: то и разум признает в Боге бытие безпредельно блаженное, не ограничиваемое случайными и условными успокоениями самолюбия. И он говорит словами представителей своих, что Бог есть «блаженнейший из блаженных» 164 . По учению св. писания, Бог не требует ничего ( Деян. 17:25 ). «Если ты грешишь: что можешь ты сделать Ему? Если много преступлений твоих: вредишь ли ты Ему? Если поступаешь праведно: что даешь ты Ему? или что получает Он от руки твоей»? ( Иов. 35:6, 7 ). Бог наш есть Бог живый ( Евр. 8:14, 12:22 ). Во своя времена явить блаженный и единый, сильный царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим. 6:15 ). По всем этим наставлениям Бог наслаждается блаженством, независимо ни от кого и ни от чего. По слову Божию, созерцание Бога доставляет блаженство избранным. ( Иак. 1:17 , Псал. 26:8, 13 ), пред лицем Его обилие радостей ( Псал. 15:11 ). Эго означает, что источник совершенств служит источником щастия для своих созданий, не преставая быть покоем самобытным. Так как блаженство Божие есть полный покой при высшей деятельности: то все изображения тревожных движений сердечных, как то: гнева ( Исх. 20:5, 32:10 . Псал. 2:3, 15 ), раскаяния и проч. по отношению к Богу не имеют собственного значения, не показывают в Боге того, что показывают они в человеке; а составляют образное показание действий и отношений Божиих к миру. «Не стесняем слова о блаженной жизни границами и называем Бога одного блаженным: Он истинно так блажен, что большего блаженства быть не может», говорит блаж. Августин 165 . IV. Единство существа Божия § 38. Происхождение вопроса о единстве существа Божия За мыслью о бытии и совершенствах Божиих в уме необходимо следует вопрос: соединена ли с идеею о Боге мысль о Его единстве? Иначе принадлежат ли совершенства Божественные одному существу? Если же спрашиваем о единстве существа Божия: то имеем в виду не единство понятия о Боге, а единство самого предмета, именно единство существа Божия, как совокупности безпредельных совершенств. 166 Таким образом вопрос о единстве Божием, иначе может быть выражен так: одно ли существо Божие? или что тоже, нет ли Бога, равного ли Богу по совершенствам божественным, или высшего и низшего? § 39. Ответ разума

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Яз есмь… сый, и иже к. и крадый. ( Апок. 1:8 .). В этих словах богословская филология находит подтверждение тому объяснению, какое она дает имени Бога: Иегова. Имя Иегова, этимологическим смыслом своим указывая в существе Боге вечность, самобытность, заключает в себе смысл тех слов Писания, в которых говорится, что Бог есть всесовершенный, тот, который имеет жизнь в Самом Себе ( Иоан. 4:26 .), от которого все получило бытие ( Колос. 1:16. 17 ).), которым все живет, движется и существует ( Деян. 17:28 .) 79 . С того времени, как Бог указал в великом имени своем преимущественное соответствие его значения божественному Его существу, Другие имена Его, чаще стали употребляться как сказуемые или определительные слова для имени Иегова, как указывающие свойства Его ( Исх. 34;6–7 .): потому что каждое из них выражает собою какое-либо только относительное наше представление о Боге, и употребляется тогда, когда означаемое им свойство Бога делается содержанием размышления о нем верующего. Так в Писании читаем: Иегова – Бог всевышний ( Быт. 14:22 .), Иегова – Бог вечный (21:33.), Иегова – Бог небес и земли (24:3. Псал. 7:18 .) Иегова, Господь наш ( Псал. 8:1.10 ). Господь Иегова воинств, Мощный Израилев (Иса. 1:24. русск. перевод). Иегова есть Бог на небе вверху и на земле внизу: нет еще Бога кроме Его единого. (Второз. 4:39. 32:39. 1 цар. (3 цар.) 8:60. Иса. 45:21.22.) Великое имя Божие, которое нам теперь известно, мы говорим на первоначальном языке Писания, на еврейском; но что оно значит в переводе на другой какой-либо язык, например, на русский? Слово, которым в нашей славянской Библии переведено греческое, а еврейское эгье, и которое, как было замечено, прекрасно передает значение и смысл еврейского, то есть слово Сый, верно, полно передает и смысл слова Иегова; даже надобно сказать, что слово Сый, поставленное в соответствии еврейскому Эгье, как не указывающее на грамматическое лицо, выражающееся формой еврейского, как имя, конкретно выражающее и существо Бога и Его существенное свойство самобытность, прямее прилагается к изъяснению имени Иегова, когда хотим это слово сказать в переводе на наш язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Для сего Онъ — «Бог славы» (Псал. 28:3) и «Бог всякия утехи» (2 Кор. 1:3) благоволил умалить Себя до крайней степени уничижения, и добровольно, «вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив» (Евр. 12:2), «язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша» (Ис. 53:5). А каковы еще были самыя мучения Его? Мы знаем ужасную силу греха; знаем, что одно первое преступление нашего праотца подвергло всех безчисленных потомков его безконечному ряду бедствий; знаем, что каждый грешник за свои только грехи будет за гробом мучиться вечно. Сколько же должен был вытерпеть Господь наш, пострадавший не за один какой-либо, а за все наши грехи, не за одного, а за всех грешников, какие только были, есть и будут на земле, и пострадавший, без сомнения, соразмерно тяжести всех этих грехов!... О, не без причины же и Он, Богочеловек, до кровавого пота молился к Отцу своему в саду Гефсиманском: «Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия», — и еще пред тем, открывая возлюбленным ученикам своим внутренния страдания свои, сказал: «прискорбна есть душа Моя до смерти» (Матф. 26:38—39)! Не без причины и Он, преисполненный нестерпимо-горестных чувствований, не мог «гласомь велиим» не возопить на кресте: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил» (Матф. 27:46). Муки Его были такия, каких от века никто не терпел и не будет терпеть ни во времени, ни в вечности. Это были «болезни адовы» (Псал. 17:6), которыя равнялись вечным мучениям всех до единого потомков падшого Адама.    Обратите внимание, чего стоила и для самого Отца небесного эта необыкновенная Жертва. Прискорбно бывает нам видеть страдания и горести нашего ближняго; тем прискорбнее, чем ближе к сердцу нашему страдалец; тем прискорбнее, чем более мы уверены в его невинности; тем прискорбнее, чем сильнее и глубже его страдания и горесть. Каково же было Отцу небесному видеть Сына своего единородного и единственного (а какой отец или мать может так безконечно любить чадо свое?...), каково было Отцу видеть «Сына любве своея» в поношении и язве «умалена и безчестна паче всех сынов человеческих» (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

5) Понеже двояко человек себе может вещи представлять, представлениям сим следует воля, следовательно может ту же вещь хотеть и не хотеть: предклонение сие и отвращение от той же вещи зовётся брань плоти и духа (Рим. гл. 7, ст. 23), которая находится во всех. 6) Хотя человек из двух только частей естественных состоит, однако можешь ты теперь уразуметь, что значат оная речения, плотской человек, душевной и духовной, или дух, душа и тело (I Сол. гл. 5, ст. 23). Плотской называется человек, поскольку рождается, питается и умирает, как и другие нечувственные твари, деревья, например, и травы; душевным зовётся, поскольку ему приличествуют чувства, как зверям и скотам; духовный наконец именуется, поскольку имеет разум и волю, как духи все и Ангелы. Натуральное сие изъяснение есть: плотским называется тот, кто страстей держится; душевным, кто разума; духовным, кто благодати. Сей духовной, или иначе отрожденнойа человек ещё именуется дух (Иоан. гл. 3, ст. 6), новым (Ефес. гл. 4, ст. 24), внутренним (Рим. гл. 7, ст. 22), а неотрожденный плоть, ветхий, внешний. § 39. В шестый день (§ 34), когда Бог благоизволил создать человека, то прежде посоветовал Сам с Собою. Сотворим, рече, человека (Быт. гл. 1, ст. 26) то есть, Отец сказал Сыну и Святому Духу. Кто бо может иной Божиим пособником и советником быть (Рим. гл. 11, ст. 34). А потом руками своими ( Псал. 11, 8, 73 ) персть от земли взем, человека создал и вдохнул в него душу (Быт. гл. 2, ст. 7). Сие же все затем описывается так, дабы показать особливый божий промысл о человеке (§ 36, 2). Человеческое превосходство и достоинство пред прочими тварьми ( Псал. 8 , ст. 6) и имевшее быть человеческое падение, искупление и освящение и прочее, что знать надлежит о первом человеке, в следующих предложениях содержится, 1) Первого человека тело только от земли создано, а душа особливо извне дана (Еккл. гл. 12, ст. 7), почему человек стался животное разумное (I Кор. гл. 15, ст. 4) и назван Адамом , то есть красным, или потому, что из красной глины создан, или что он красивее всех вещей был.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

На наши же дары, то есть [на дары] Церкви, приносимые нами от начатков наших, Бог призирает, как Он призрел некогда на жертву Авеля. Ам.5:23. Удали от Меня шум песней твоих, и звуков лиры твоей Я не буду слушать. LXX: Удали от Меня звук песней твоих, и псалма гуслей твоих Я не буду слушать.    Прекрасные песни левитов, в которых они восхваляли Бога, называются гулом и беспорядочным шумом, потому что «не красна похвала во устех грешника» (Сир. 15:10), и они привыкли совершать те же самые [песнопения] для идолов. Также молитва иудеев и псалмы, которые они поют в синагогах, и искусно построенные хвалы еретиков, это — шум для Господа и, так сказать, хрюканье свиньи и рев ослов, с звуками которых в особенности сравниваются дела Израиля. Псалом же и песни, лиру и гусли понимай или буквально в отношении к народу израильскому, как служившие некогда образом будущего, или духовно в отношении к нам и еретикам, как такие, которые, если сопровождаются добрыми делами, то выслушиваются Господом, а если злыми, то Господь закрывает уши Свои и не удостаивает вниманием пение нечестивцев. Ам.5:24. И откроется, как вода, суд, и правда как сильный поток. LXX: И покатится, как вода, суд, и правда, как поток непроходимый.    Как вода, катясь по покатости, обнажает то, что она прежде покрывала, и делает открытым пред глазами всех; так суд и правда, сообразно с которою Бог судил некогда Свой народ, откроются для всех и понесутся подобно весьма сильному потоку. Все, что будет захвачено им, он увлечет с собою, и ничто не будет в состоянии задержать его. По LXX же катится, подобно воде, суд нечестивых, потому что они не останавливаются на одном решении, но увлекаются всяким ветром учения, не одобряя того, что одобряли, и ни во что ставя то, что прежде восхваляли. Оправдания их сравниваются не с реками и чистыми источниками, а с мутными и грязными потоками, которые имеют не свою воду, по полученную из скал, камней и кустарников. Кто пожелает перейти их, тот немедленно увлекается ими; он опрокидывается и не может сказать: «постави на камени нозе мои» (Псал. 39:3); потому что он ходит по пескам, не имеющим основания, и когда будет находиться в опасности, то скажет: «поток прошел над душею моею», [как читается] по еврейскому тексту (Псал. 123:4). Наоборот, относительно праведных, которых суд не катится подобно воде и правда не несется подобно непроходимому потоку, мы читаем: „помышления праведных — правда“ (Притч. (12, 5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Слово в день архистратига Михаила и прочих безплотных сил, с...     «Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти» (Кол. 1:16).    Мы живем в мире вещественном, мы принадлежим к нему целою половиною нашего существа. Но вместе мы отчасти и ныне живем, а вполне будем жить по смерти, в мире невидимом, духовном, к которому также принадлежим целою половиною нашего существа. Мало мы знаем и вещественный мир, хотя и стараемся изучать его и имеем все средства к тому; еще менее, несравненно менее мы знаем мир духовный, который как бы закрыт от нас непроницаемою завесою. Только откровение немного приподняло для нас эту завесу и дало нам возможность несколько прозревать в тайны небесного мира. Воспользуемся же, братие, ныне, когда мы празднуем в честь небесных сил, воспользуемся этою помощию Божественного откровения и постараемся хотя кратко, хотя в некоторой степени, решить важнейшие вопросы касательно духовного мира. Что такое — мир духовный?    Он совершенно не похож на мир, нас окружающий. Здесь мы видим царство мертвой материи, в котором действуют только механическия силы; видим и живущия существа, но неодушевленныя; видим и одушевленныя существа, но неразумныя; видим одно существо и разумное — человека, но облеченное грубою плотию. В духовном мире — совсем другое. Его составляют ангелы -существа чисто-духовныя (Евр. 1:14), которыя не имеют «плоти и кости» (Лук. 24:39), «ни женятся, ни посягают» (Матф. 22:30) и даже умирать не могут (Лук. 20:35). Они одарены разумом и свободою, выну видят лице Отца небесного (Матф. 18:10), славословят Его (Ис. 6:3) и исполняют Его святую волю (Псал. 102:20). Они и по естественнымь силам совершеннее человека, который, по выражению Псалмопевца, «умален от ангел», хотя и «малым чим» (Псал. 8:6), а еще более превосходят его в нравственном отношении: ибо до того уже утвердились в добре, что и согрешать не могут и навсегда останутся «святыми» (Матф. 25:31). Таков этот мир, — мир, чуждый всякой вещественности, мир разума и свободы, мир, чистый от всякой греховности!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

2. Он полон скорбей. (Сир. 40:1; Псал. 33:20 ). а) Частично это скорби, посылаемые Богом, духовные и телесные (Тов. 12:13). б) Частично это скорби, приходящие от людей (Иов. 2:9). Кто много претерпевает, тот продолжает свой путь с усилием и ревностью (2 Тим. 3:12). 3. Но он ведет к небу. Спаситель, идя на страдания, шел в то же время к Своему Отцу. Он наш Предтеча (2 Тим. 2:12). Однако, посмотрим, что необходимо для странника к небу. а) Он должен молиться. Помощь свыше посылается только молящемуся (Псал. 138:23). б) Он должен иметь истинную веру. Верующее сердце и благочестивая жизнь (Иоан. 14:6; Мар. 16:16 ). Страдания и смерть Спасителя доставляют нам величайшее успокоение « Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет » и т. д. (33–39). В ныне читаемом Евангелии Иисус Христос предрекает ученикам о Своих страданиях и смерти. Как при жизни Своей Он был утешителем всех Своих последователей, так и в самих страданиях Своих и смерти Он проливает величайше утешение и успокоение в наши сердца. 1. В невинных страданиях и бедствиях. а) «Зачем Бог обрек меня на такую печальную судьбу, которой я не заслужил? Почему я болен и несчастен, живу в бедности и нищете, когда я трудолюбив и прилежен? Почему мои лучшие намерения и поступки не признаны и не оценены по достоинству? Зачем смерть так преждевременно посещает близких моему сердцу?» Таковы жалобы иного благочестивого человека, терпящего горькую участь на земле. И вот он начинает уже теряться в сомнениях относительно отеческой благости Божьей и мудрого Провидения, и эти сомнения беспокоят и смущают его дух. Какой ужасный мрак лежит иногда на судьбе людей! Мы были бы невыразимо несчастны, если бы не имели никакой помощи против этих сомнений, никакого утешения в наших земных нуждах. б) Страдания и смерть Спасителя доставляют нам утешение и успокоение во всех скорбях и бедствиях, постигающих нас на земле. Его страдания и смерть были также невинны. Он не заслужил постигшей Его участи, не совершил не единого греха. Его обвинители и судьи были преступники. Никто более Его не имел причин жаловаться на свою участь. Но Он не жаловался, не роптал, но говорил: «Отче, не Моя, но Твоя воля да будет.» Он знал, что Его страдания и смерть принесут величайшее благословение роду человеческому.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

б) Нам позволено обращаться с молитвой к Богу об облегчении нашего креста или об освобождении от несчастий, по примеру самого Иисуса Христа, Который также молился: “ Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ;” но при этом мы всегда должны прибавлять: “ впрочем не как Я хочу, но как Ты! ” (Мф. 26:39). Чего Бог нам желает, то и есть самое лучшее для нас. Причины, почему мало святых между людьми “ Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими ” (Псал. 11:2) Давид жалуется, что в его время оскудели святые и уменьшилось число истинно-верующих между сынами человеческими, — и в этой жалобе обращается к Богу и молит Его о своем спасении, когда так трудно было спастись среди всеобщего оскудения веры и благочестия. Но один ли Давид имел причину так жаловаться Богу? Не можем ли тем более принести такую жалобу мы, для которых возсиял уже свет “ просвещения язычников ” (Лук. 2:32) и которым даны могущественнейшие средства спасения?… Причины, почему мало святых между людьми: 1. Есть много людей, считающих себя благочестивыми и святыми, каковы фарисеи и лицемеры, люди с ложной набожностью (Кол. 2:18 ); но истинно-святых — мало , это мы знаем: а) Из слова Божьего (Псал. 11:2; Мф. 7:14; Лук. 12:24; Мф. 22:14; Гал. 3:3 ). б) Из повседневного опыта. в) Истинно святые есть и теперь , но их сравнительно мало. 2. Отчего же так? Причин на это много, как общих , так и частных . а) К общим причинам относятся: а. Врожденная всем людям греховная порча (Быт. 8:21; Рим. 7:23 ), которая особенно обнаруживается в упорном сопротивлении разума Божьему слову и в происходящей отсюда духовной слепоте, вследствие которой естественный человек считает дело святости ненужным, или понимает святость по своему. b. Опасное развращение мира, проявляющееся в обольстительных речах и соблазнительных примерах. с. Сила греха и греховных привычек (Прит. 18:3; 10:23 ). d. Требования закона Божьего, которые для плотского человека кажутся строгими и не исполнимыми, и потому оставляются без исполнения.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

847 «Ты (Амвросий) всеми способами и обольщениями обольщал меня и довел до сего некими обещаниями св. успехов, тогда как я, сознавая величие опасности, долго отказывался даже рассуждать о св. писании, тем более писать и оставить для потомства. И так ты будешь свидетелем моим пред Богом, когда Он будет испытывать жизнь мою и писания, с каким расположением принял я это на себя... Посему так, как без Бога ничего не может быть доброго, особенно же разумения св. писания: то еще и еще прошу тебя молиться о мне и просить Бога Отца всех чрез Спасителя нашего и Первосвященника Бога рожденного, дабы мог я верно исследовать». Ориген comm. in Psal. 1. Т. S. р. 526. См. пр. 18. 849 Лучшее изд. Сочинений: 1) Op. omn. grae. lat. Т. 1–4. ed a Carolo de la Rue Paris 1733–39. В последнем томе, который по смерти Карла, издан внуком Викентием Де-Ларю, помещено превосходное Гуециево введение в сочинение Оригена: Origeniana. 2) denuo recens. emend. castig. греческ. текст без перевода Ed Lommatzsch. Berol. 1831–843: О дополнениях см. прим. 56 и 74. Издание Де-Ларю повторено у Мина: Patrologiae T. XI-XVII. 851 Comm. in Math. Т. 15. Op. 3, 671. In Johan. Т. 4. p. 141. Иероним: Editio vulgata grae. κοινη dicitur et in loto orbe diversa est. «Издание простонародное, которое называется κοινη и в целом мире разное». Ргоëт. in lib. 16. Comm. in ses. Тоже Epist. ad Sunnam et Fretelam. Грабе примерами доказал, что текст 70 в худом состоянии был и прежде Оригена , во время Филона и Иосифа Флавия. Grabe de vitiis LXX interpr. ante Origenis aevum illatis. Oxon. 1710. Франкель Vorstudien zu der Septuaginta, Leipz. 1841. § 2–15. 854 Иероним говорит: «В некоторых книгах, особенно в тех, которые у Евреев написаны стихами, присовокуплены три другие, которые называются пятым, шестым и седьмым переводом, и пользуются важностью без имени переводчиков». Comm. in с. 3. Titi. Ныне известны все три перевода, но только по частям: на книгу псалмов и на меньших пророков – все три, на песнь Аввакума – один седьмой, на песнь песней и пятокнижие – пятый и шестой; на Иова и Притчи ничего не сохранилось. Пятый перевод сделан несомненно с еврейского тенета, как видно по переводу псал. 139. 10, шестой составлен христианином (см. Аввак. 3, 13 ) и также при пособии еврейского текста. (См. псал. 110. 3. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010