Известность этого имени в апокрифической литературе (книжке Еноха и 4-й кн. Ездры) еще не может служить доказательством популярности его в народе (см. Judisch Apokalyptik von Hilgenfeld. 1855. Стр. 133. 148 и дал.). 171 Ср. Hengstenberg, Christlogie zweit.Aufl.1 стр. 98 и дал.; Shmid, bibl.Theolog.d.N.T.4, Auflag.1868, стр. 127–134; de Wette, bibl. Dogm. стр. 206–7. 172 Если прежде всего обратимся к тем местам, в которых ангелы называются сынами Божиими ( Иов.1:6;2,1.38,7 и др.), то, сопоставляя это название – с (3Цар.20б35; 4Цар.2:3;4,1 ) должны будем прийти к такому заключению, что слово употреблено здесь не в смысле рождения, но принадлежности к известному роду, имеющему свои особые свойства и отличия. В этом отношении писатель послания к Евреям, доказывая превосходство Иисуса Христа, как Сына Божия, пред ангелами и имея в виду, что последние иногда называются υο το θεο (ср. 20, 36), совершенно справедливо предложил вопрос такого рода: «кому когда из ангелов сказал Бог: Ты сын мой, я ныне родил тебя» (1,5). Если за тем обратимся к названию сынами Божиими царей и представителей власти, то увидим, что и им усвояется такое имя не по личному их достоинству или предопределению изначала, но по принятию ими Богом установленной власти в течение жизни (ср. Псал.81,1.6 ; Исх.22:27 и др.). Следовательно, смысл и право названия их таким именем отличны от тех, по которым Иисус Христос называл Себя Сыном Божиим. 173 Здесь слово μορφ, как справедливо допускали древние толковники – Златоуст, Феодорит, Икумений, – разнозначуще слову – σις, – οσα, – оно только частнее определяет предвечный образ бытия второго лица св.Троицы; совершенным объяснением его служат слова послания к Евреям: ν παγασμα τς δξης κα χαρακτρ τς ποστσεως (1,3). 174 Конечно по самому естеству (ipsa natura divina), а не по развитию сознания, как полагает Шенкель. 175 Сила доказательства изречения, приведенного из 109 псалма, заключается в том, что этот псалом и у фарисеев считался пророческим и следовательно говорившим о Мессии; если бы спрошенные ответили, что Давид здесь говорит не о будущем Мессии, но от лица народа – о Себе или одном из своих потомков – в таком случае вопрос не имел бы такой очевидной и наглядной силы убедительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Речь перед вечерней в день Пятидесятницы; произнесена в Херсонском соборе 19 мая 1863 г. Господь Спаситель наш, перед временем страданий говорил своим ученикам: многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, – Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Иоан. 16:12,13 ). Не многое ли надлежало бы и нам – недостойным служителям алтаря Христова, возвестить вам, братия, о тех преславных событиях и чудесах, которые совершила некогда, в день сей, десница Божия во граде Давидове? Не надлежало ли, хотя бы для того только, чтобы и нам, и вам соутешитися общею нашей верою ( Рим. 1:12 ), – не надлежало ли, например, воспомянуть пред вами о том огнеобразном сошествии Св. Духа на Апостолов ( Деян. 2:17 ), коего свидетелями были не одни Иерусалимляне, но и многие народы со всех концов вселенной? – о том непостижимом, сверхестественном озарении свыше, вследствие коего некнижные, худородные робкие Галилеяне мгновенно превратились в неустрашимых проповедников славы Распятого, и стали возносить на разных языках хвалы Богу Вышнему? Не надлежало ли поведать о той непреоборимой силе благодати, которая, воздействовав в сердцах, приявших ее, тысячами повлекла людей всякого пола и возраста к вере во Иисуса Назарея, и наконец, о том неисчерпаемом обилии духовно-животворных струй воды живыя ( Иоан. 7:38 ), которые проторглись в Сионской горнице, и которые, излившись оттоле двенадцатью протоками, потекли по всем направлениям вселенной, чтобы оросить иссохшее от зноя греховного лицо земли, и напоить всех жаждущих спасения Божия. Но уместно ли нестройным словом восполнять то, что сладкозвучным языком Церкви уже извитийствовано в песнопениях нынешнего дня? Да и к чему послужило бы теперь наше слово человеческое, какое бы оно ни было, когда и мы, и вы ожидаем дыхания устен Вседержителевых, ожидаем Духа, могущего научить ( Иов. 33:4 ) и умудрить всех нас во спасение? Что значим мы земные, слабые, привременные наставники пред тем учителем святейшим, всемирным, вечным, коего и вы, и мы чаем в час сей? Можем ли мы что-либо сказать вам во спасение без Его содействия, а вы принять от нас без Его благодати, когда никто не может и Господом назвать Иисуса ( 1Кор. 12:3 ), если Дух благий и правый не снидет к нам, не обновит своих действий в утробах наших, и не созиждет в нас сердца чистого ( Псал. 50:12 )? Итак, теперь не время обычных разглагольствий и поучений от подобострастных вам человеков; теперь время сердечных воздыханий и молитв; да исполнится и на нас обетование Спасителя нашего о ниспослании Духа. Когда же приидет Он, Дух истины, наставит и нас, и вас на всяку истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

б) Слуги , при вступлении в услужение, должны сначала ознакомитъся со всеми своими обязанностями, и потом не допускать себя более до напоминаний и приказаний. В случае недоумения должны спросить. Они должны сами искать и находить себе работу. Приказания должны быть потребны только там, где нужно что- либо особенное. в) Граждане, служащие всех родов должны точно изучать закон, порядки и т. д. и следовать им. Что это за гражданин, которому нужно всегда напоминать о его обязанностях и т. д.? Кто верует, тот не избегает “ Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды ” (ст.13). Не достаточно, если воин взял оружие, надо также, чтобы он твердо стоял. Так и воин Христов (2 Тим. 2:3). Но как многие отступают в минуту нужды и нападения! (Лук. 8:13 ). К таким не благоволит Бог (Евр. 10:38 ). Кто истинно верует, тот не убегает (Исаии 28:16 ). Кто верует, тот не избегает: 1. Ни Христа. Потому что он знает Его и сознает, какое сокровище он имеет в Нем. Только те избегают Его, которые не знают Его, или нарушают Его заповеди (1Кор. 1:23; Псал. 4:7 ) или втайне удаляются от Него вспять (Иоан. 6:66 ). Кто верует, тот любит Его всем сердцем, и потому охотно слушает Его голос, когда другие охотнее внимают голосу мира. Христианин избегает мира и прибегает ко Христу (Псал. 70:3 ). 2. Ни креста. Сатана со своими нападениями, мир со своими искушениями, плоть со своими страстями, часто нападают на воина Христова. Наемник предается в этих случаях бегству (Мф. 19:22 ). Но истинно верующий бодрствует, стоит, мужается, утверждается. Конечно, тут требуется много труда и борьбы (Мф. 16:22; Мар. 14:34–35 ), но вера превозмогает наконец все. Без креста не обходится ни один ученик Господа (Лук. 19:23 ). Но Бог не обременяет нас сверх сил и имеет довольно средств помочь нам (Псал. 67:20 ). 3. Ни самой смерти. Христос предал Свою жизнь за нас (Фил. 2:8 ). Не должны ли и мы принести в жертву Ему нашу жизнь? Должны ли мы бояться смерти? Напрасно мы думали бы избежать смерти (Псал. 88:49 ): но однако мы не должны и искать ее. Христианин не пребывает в смерти (1 Иоан. 3:14 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Ефес. II, 20. 222 У св. И. Дамаскина глагол стоит не в 3–м лице (действ. Залог., сослаг. 1–го вопр.), но, очевидно, во 2–ом лице (общаго залога, сослаг. 1–го аор.), так как — как дальше вместо: в нем (слав. Текст) у него читаем: в тебе. 223 Аввак. II, 4. Ср. Евр. Х. 38. 224 У И.Дамаскина: от тебя. 225 Иезек. XXXIII, 6. 8. 226 Псал. CXVIII, 46. 227 Галат. IV, 9. 228 Ср. Псал. LII,6. 229 См. подстр. Примеч у 230 Евр. XIII, 7. 232 Исх. XXIII, 22. Второз. VII, 6; XIV. 2; xxvi, 19 233 Разумеется: общество константинопольских христиан во главе с константинопольским патриархом — Германом (Lequ.). 234 1 Кор. II, 5. 235 Во Второзаконии: наш, п.ч. там речь ведется от лица Моисея. 236 У св. И. Дамаскина: Господу Богу твоему покланяйся или будешь поклоняться (indic. fut. вм. imper. aor.). 237 Второз. VI, 4. 3. 238 Исх. XX, 3. 239 Ibid., 4. 240 Псал. XCVI, 7. 241 Иерем. X, 11. 242 Евр. I, 1. 2. 243 Иоан. XVII, 3. 244 Римл. I, 25. 245 Ср. лат. перевод в изд. Hopperi: nec divisionem ullamn admittens. 246 См примеч. 18 и 19 (…). 247 Исх. XX, 4. 248 Второз. IV, 12. 15. 16. 17 — 2. Кор. III, 6. 249 Второз. IV, 19. 250 Ср. примеч. 26. 251 Исх. XX, 3. Второз. V, 8. 9. Вместо: … Аз есмь Господь Бог твой у св. И. Дамаскина стоит: … ваш, — Второз. XII, 3. — Исх. XXXIV, 13. 14. 17. 252 Второз. IV, 12. 12. — Деян. XVII, 29. 253 Т.е., св. Григорием Назианзеном; см. его Orat.39 (Lequ., примеч.). 254 Ефес, IV, 13. 14. … Галат. III, 25. 255 См. примеч. 30. 256 Филипп. II, 6. 7… 257 У св. И. Дамаскина стоит един.ч. (…=поклонения), которое лучше перевести множественным (как, например, в лат.переводе у Lequ. И чрез это смысл места будет выражен яснее, и существо дела не только не проиграет, но наоборот — несколько выиграет. — Для сказанного выше о значении страстей Христовых ср.прим.53–е к 3–му слову. 258 Быт. XXIII, 7. 9. … Ср. Деян. VII, 16. 259 Быт. XLVII, 31. 10…; XXXIII, 3… 260 Иак. I, 17. 261 Дионисий Ареопагит, сар. 5, де div. nom. (см. у Lequ.). 262 Дальше следующее в тексте отрицание: … излишне: ср. 102–е пр. 3–го слова. 263

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

2. Как Святой Дух является Утешителем для таких сердец? а)  Он приходит к ним и находится ближе от них, чем они думают . Обетование Спасителя. Имя “Утешитель.” Ему открыто сердце человеческое (Иер. 30:10; Прем. 1:5; Ефес. 4:30 ). б)  Он превращает нашу печаль в радость (Псал. 96:1l; Деян. 13:52 ). He посредством видений и откровений (Апок. 4:2 ). Дух Святый совершает это обыкновенными путями (Иер. 15:16; 1 Иоан. 5:6; Рим. 8:15; 2 Тим. 1:7; ). в)  Эта радость есть нечто совершенно особенное . Ее можно лучше ощущать, чем выразить. “Мир мой даю вам;” — этот мир превосходит всякую другую радость: “не яко мир дает” (Екклез. 2:2; Рим. 14:17; 2 Кор. 7:9; 1 Пет. 1:8 ). Заключение. Призываю во свидетели этой истины вас, кто знает ο ней по собственному опыту (Исаии 38:17 ). Кто вы, легкомысленные грешники? Дети, играющие куклами (Зах. 4:9 ). Иной для ободрения себя в печали предается вину и сикеру (Прем. 2:7 ). Другой жалуется: Дух Утешитель оставил меня в печали (2 Кор. 6:10; Псал. 41:12; Иов. 3:26 ). Радость и горе изменяются. Теперь только предвкушение, a не полная брачная вечеря. Скорбные минуты скоро пройдут. Если Дух Утешитель не приходит прежде, то Он непременно придет при смертном одре… Без Святого Духа невозможно быть христианином “ Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ” (Рим. 8:9). “ Без Меня — говорит Спаситель — не можете делать ничего ” (Иоан. 15:5 ). Без Него мы не имели бы даже живого дыхания. Иисус Христос — виноградная лоза (Иоан. 15:1 ), альфа и омега. Жестокое слово — для взращения нашей гордости. Напрасно обрабатывается поле, если над ним не восходит никакого солнца. Как тихо стоят наши мельницы, если они не имеют ни ветра, ни воды! (Псал. 126:2 ). Так и в вещах духовных (2 Кор. 3:5; 1Кор. 2:14 ). Мы подобны детям, которых нужно вынашивать (Филип. 2:13 ). Кто Духа Христова не имеет, тот не христианин (1Кор. 12:3 ). 1. Истинно-верующим христианином. Конечно, и без Святого Духа можно быть по наружности христианином; но различай гнилое дерево от хорошего (Рим. 9:6–7 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

О бегстве в Египет Се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная египетская. – Исаии 19, 7. От Египта воззвах сына Моего. – Осии у Матф. гл. 2, ст. 18; Осии 11, 1 . Об избиении младенцев Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног. – Матф. гл. 4, ст. 18; Иерем. 31, 11. О крещении Господнем Видеша тя воды, Боже, видеша тя воды и убояшася. Псал. 76 , ст. 13. Измыйтеся и чисти будете, отымите лукавства от душ ваших. Исаии гл. 1, ст. 16. Омый от лукавства сердце твое, Иерусалиме. Иерем. 4, 14. Сия глаголет Господь: воскроплю на вы воду чисту и очиститеся. Иезекииль 36, ст. 25. Сия глаголет Господь: обладаяй водами многими. Наум гл. 1, ст. 12. Се Аз посылаю ангела моего, и призрит на путь пред лицем Моим. Малахии гл. 3, ст. 1. В день он изыдет вода жива из Иерусалима. Захарии гл. 14, ст. 8. О чудесах Христовых Он болезни наша приял. Исаии. О воскресении Лазаря От руки адовы избавлю я, и от смерти искуплю я. Осии гл. 13, ст. 14. О входе в Иерусалим Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. Псал. 8, 3 . Радуйся зело, дщи Сионя. Се Царь твой грядет к тебе, всед на осля и жребя. Матф, 21, 5. Захарии. О тайной вечери Се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов. Иерем. гл. 31, ст. 31. О соглашении Иуды предателя И поставиша мзду мою тридесять сребреник. Захарии гл. 11, ст. 12. О бичевании Господа Плещи моя вдах на раны и ланите мои на заушение. Исаии гл. 50, ст. 6. О крестном пути Аз же яко ягня незлобивое ведомое на заколение. Иеремии 11, ст. 19. О вознесении на крест Яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен. Исаии 53, ст. 7. О распятии И будет живот твой висящ пред очима твоима. Второзакония гл. 38, ст. 66. Ископаша руце мои и нозе мои. Псал. 21, 17 . Предана бысть на смерть душа Его, и со беззаконными вменися. – Исаии 53, ст. 12. О снятии со креста От лица неправды взяся праведный. Исаии 57, 1. О положении во гроб Возлег, уснул еси, яко лев и яко скимен: кто возбудит Его? Быт. 49 , ст.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

По вторей же завесе скиния, глаголемая святая святых, злату имущи кадильницу, и ковчег завета окован всюду златом: в нем же стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета. Превышше же его херувимы славы, осеняющии очистилище (олтарь) И опять: не в рукотворенная бо святая вниде Христос, противообразная истинных, но в самое небо И после другого промежутка: сень бо имый закон грядущих благ, (а) не самый образ вещей XXIII. Замечай, что и закон, и все, сообразное с ним, и все служение имеющее у нас место, суть рукотворенная святая, приводящия нас к невещественному Богу при посредстве вещества. И закон, и все, сообразное с законом, было некоторым оттенением будущаго образа, т.е. имеющаго у нас место служения; а имеющее у нас место служение образ будущих благ; самыя же вещи вышний Иерусалим, нематериальный и нерукотвренный, подобно тому как говорит тот же самый божественный Апостол: не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем каковой есть вышний Иерусалим, емуже художник и содетель Бог Ибо все, как сообразное с законом, так и сообразное с нашим служением, произошло ради того [т.е. вышняго Иерусалима]. Самому Богу слава во веки. Аминь. Примечания 1) Мф. XXV, 14-30. 2. Псал. XIII, 1. 3. Римл. I, 23. Иезек. VIII, 10. 4. Вар. III, 38. 5. 1 Кор. XIII, 12. Буквально у св. И.Дамаскина читаем: в зеркале и гадательно 6. Галат. I, 8. 9. Быт. III, 1 7. См. в послан. к Галат. ibid. 8. Исх. XX, 4. 9. Псал. XCVI, 7. 9a. Буквально: таким же самым 10. Иоан. V, 39. 11. Евр. VI, 18. 12. Евр. I, 1. 2. 13. Ibid., 1. 14. Иоан. I,18. никогда (слав.нигдеже). 15. Исх. XXXIII, 20. 16. Исх. XXXIII, 1. 17. Ibid., 2-9 18. Римл. I, 23. 25. 19. Второз. IV, 12. 20. Ibid., 15-17. 21. Ibid.,19. 22. Ibid.,V, 7.8. 23. Исх. XX, 17. 24. Второз. IV, 12. 25. Деян. XVII, 29. 22 и проч. 26. Исх. XX, 4. 27. Исх. XXXVII [около начала главы и потом в средине ея (стихов не указываем, так как " числа стихам не положено " )] 28. См. примеч. 26. 29. См. примеч. 27. 30. Исх. XXXVII (в средине главы). 31. Второз. IV, 15-16. 32. Исх. XXXIV, 17. 33. См. прим. 32 и 28. 34. См. прим. 18. 35. 1 Кор. XII, 28. 36. Евр. XIII, 17. 37. Образ жизни (=слав.: скончание жительства; синод. русск. перевод: кончину их жизни). 38. Евр. XIII, 7. 39. В слав Библии: человек воин См.прим.40. 40. 1 Парал. XXVIII,3. 41. Римл. XIII, 7. Порядок частей стиха у св. И. Дамаскина неодинаков с порядком их в греч., слав. и русск. Библиях. 42. 1 Цар. XV, 27.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/933/...

Соборник гл. 60. л. 640 и 649. Иоан. 1, 1:5 . Иоанн Ексарх в Шестодневце о 1-м дне. Иов 38:9 . Альфа, 20. Соборник гл. 60, л. 687 на об. и Дамаскин в слове о проуведении.“ 1 Моисей, 1. †) Исаия 40:22. ††) Иоанна Ексарха в Шестодневце, о 2-м дне. Иоанна Дамаскина в слове о небеси Псал. 108:3 . Псалом 148:9. †††) Дамаскин в слове о небеси. 1. Моисей 1. Иов 88:10,11 . Псалом 108:9. Св. Андрей, гл. 83. 1. Маисей 1, ст. 14. Псалом 135:8, 9. Псалом 18:7, Псалом 108:19. – Еклисиаст 1:4,5,6. †) Сборник гл. (И. л. 746. ††)Дамаскин в слове о свете. †††)Хронограф гл. I о 4-м дне. – Исаия 14, от ст. 12 до 15. – Лука 10, зач. 15, ст. 18. 1 Моисей 1, ст. 20 и 21. 1 Моисей 1, ст. 24 и 25 1 Моисей, гл. 1 и 2. Алфа, 8. – Маргарит слово 7. †) 5 Моисей ††Еклисиаст гл. 12, ст. 7. Катехиз. въ слове о душе. †††) Сборник, гл. 60, л. 653. Катихизис в сл. о души. Маргарит в сл. 7. Григорий Богослов в 2 сл. на св. пасху. – И Дамаскин в сл. о человеце. Соборн, гл. 60, л. 557. Альфа гл. 20. – Дамаскин в слове о проуведении. 1 Моисей. 2:1,2,3. †) Святый Григорий Богослов, Анастасий Антиохийский , Иоанн Дамаскин. ††) I к Тим. гл. 6, зач. 288, ст. 16. †††) Иоанн 4, зач. 12, ст.14 и 24. 1 Коринф 5, зач. 132, ст. 5. К Римл. 8 , зач. 97, ст. 16. К Евреои 12, эач. 333, ст. 29. Премудрость гл. 13, ст. 2. Маргарит в сл. 5 о непостижимом. †) Маргарит в сл. 5 о непостижимом. ††Соборник гл. 60, л. 642, на об. Дамаскин, в слове о человеце. Альфа но гл. 3. 2 Моисей гл. 33, ст. 14, 20 и 28. Иоанн 1, зач 2. ст. 18. Исаия 6, ст. 1. †)Даниил 7, ст.9 и 13. ††) Матфей 17, зач. 70, ст. 2. †††) Исаия 66, ст. 1. 102, ст. 22. Псалом 188, ст. от 7 до 11. Псалом 76, ст. 14 и 15. †) Св. Григорий Богослов но 2-м сл. на пасху, ст. 8. Премудрость гл. 1, ст. 6. Псалом 7, ст. 10. Псалом 188, ст.15 и 16. †) Псалом 38, ст. 6. ††) 2 Петр. гл. 3. ст. 8 и Псал. 8 , ст. 4. †††) Псалом 35, ст. 7. Псалом 104, ст. 7. К Римлянам гл. 11. зач. 107, ст. 33, 34, 35 и 36. Матф. гл. 10, зач. 37, ст. 29 и 30. Лука 12, зач. 37. ст. 6 и 7, гл. 21, зач.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   И если Господь в Евангелии от Иоанна гово­рит: се же есть живот вечный, да знают Тебе еди­наго истиннаго Бога и Егоже послал ecu Иисус Христа (Uoahh.XVII, 3),-то сей же Иоанн в другом месте называет Сына истинным Богом. Ибо говорит: вемы, яко Сын Божий npiuдe и дал есть нам разум, да познаем Бога истиннаго и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный (1 Иоан. V:20). Посему Сын-истин­ный Бог и прежде нежели соделался человеком, и после того, как стал Ходатаем Бога и челове­ков, человеком Иисус Христом. Сие значат слова: Егоже послал ecu Иисус Xpicma, Который в едине­нии со Отцем по духу, а с нами по плоти, и таким образом стал Ходатаем Бога и человеков. Один и тот же есть не просто человек, но и Бог, как говорит и Иеремия: Сей Бог наш, не вме­нится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку Своему, и Исраилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися и с человеки поживе (Варух. III:36—38). Когда же поживе с человеки, не тогда ли, как подобно им родился от жены, был младенцем, возрастал, вкушал пищу? И в другом месте говорит Иеремия: глубоко сердце Ему паче всех, и человек есть, и кто познает Его (Иерем. XVII:9)? А подобно сему и Исаия говорит: яко Отроча родися нам, и Сын дадеся нам, Егоже началство бысть на раме Его: и нарицается имя Его велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, князь мира, Отец будущаго века (Исаия IX, 6); и в другом месте: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Матф. I:23). Итак, ро­дившийся от Девы и соделавшийся человеком от Богородицы Марии есть Бог. И еще в другом месте говорит Исаия: видехом Его, и не вмяше вида, ни доброты (Исаия LIII, 2). Ибо Егоже видел он прежде в Божеском и преславном образе, седящаго на престоле высоком и превознесенном, и сла­вословимаго серафимами, которые взывали: свят, свят, свят Господь Саваоф (Исаия VI, 3); а после сего видит Его приявшаго зрак раба и в подобии человеческом. Потому говорит: видехом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен, ума­лен паче всех сынов человеческих: человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице Его, безчестно бысть, и не вменися. Сей болезни нашя носит и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде, и в язве, и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи нашя и мучен бысть за беззакония наша (Исаия LIII, 2—5); и в другом месте говорит о Нем: се, Бог наш суд воздает, и воздаст, Той npiuдem и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глу­хих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Исаия XXXV, 4—5); и еще в другом месте: не Ангел, ниже ходатай, но Сам Господь спасе нас (Исаия LXIII, 9). А Давид говорит: мати Сион речет: человек и человек родися в нем: и Той основа и Вышний (Псал. LXXXVI:5). Ибо Сей Человек, родившийся в Сионе, есть Сам Вышний, как говорит Давид в другом псалме: и да по­знают, яко имя Тебе Господ, Ты един Вышний по всей земли (Псал. LXXXII, 19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

145 Молитву соборную и уединенную подобает всегда творити духом и истиною, и сего ищет от нас сам Отец небесный. Ин. 4:23 . Но что же есть духом и истинной молитися. По общему церковных учителей разумению, духом молитися, есть молитися с верою, со страхом Божиим и любовью, с глубочайшим смирением и сокрушением сердца. Молитися же истиной. Есть молитися со вниманием и разумом нелицемерно, и не внешним только видом 130 . 146 Против евангельского сего правила все те погрешают, которые в едином только телесном движении, как то, во многоглаголании и поклонах единых наружных силу молитвы полагают, а внутрь себе никакой горячности к Богу не имеют, и не ищут иметь, иное говорят, и иное мыслят. А те еще более грешат, кои лицемерно молятся, для единого только показания себе пред человеки, а в помыслах своих Бога не имеют. Чего для всем таковым для исправления в молитвах, в незабвенной памяти надлежит иметь оное правило: Дух есть Бог , и иже кланяется ему, Духом и истинной достоит кланятися. Иоан.4:24 . Дабы молитвы наши, как наедине, так и соборне творимые. Всегда духом и истиной были совершаемы: то для того зде некие предлагаются к тому пособия. 147 Первое пособие в следующем полагается размышлении: когда приступаем умом нашим к Богу соборне или наедине, и хощем чудное и святое имя его призвать, да помышляем о страшном величестве Божи, и непостижимом его везде присутствии: да помышляем же и о худости нашей и бедности, рассуждая, кто Бог наш, и каков; кто мы, и каковы: Он Дух есть бессмертный, пречистый, преблагий, сердца наша и помышления ведущий: мы же плотью обложении, смертни, лукави, и в помыслах наших пред ним нечисты есмы. Чего для должны очистить себя от всякие скверны плоти и духа, и так со всевозможным благоговением и страхом имя его призывать: ибо Бог наш огнь поядаяй есть: Евреям 13:28 . И имя его, имя велико и страшно и сто есть. Псал. 98:30 . 148 Второе от первого происходит. Если Бог наш есть Дух пречистый, и имя его свято и страшно: то следует, чтоб всяк молящийся прилежно помышлял. 1) О Бозе, что Он так свят и праведен есть, что ни малейшей скверны и неправды не хощет: Бог не хотяй беззакония, ты еси. Псал.5:5. 2 ) О самом себе, жалеет ли сердцем о грехах своих, и истинно ли покаялся, и кается пред Господом, или паче и паче не престая согрешает; ибо Бог грешников некающихся не слушает. Иоан.9:31 . Мужа кровей и льсти гнушается Господь, и проч. Но аще кто Богочтец есть, то есть, к Богу вседушно прибегает, и жалеет о грехах своих, и волю его начинает творить, того послушает. 3) Наконец помыслити подобает и о том, чего мы просим у Бога, не было бы противно воли его, чтоб не сказано было и нам: не весте, чего просите. Марка 10:38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010