Арий прилагал к сему еще и то, что «Сын не только не знает в точности Своего Отца, но даже не знает и собственной Своей сущности». 13) Это и подобное этому утверждал Арий, за то и объявлен еретиком; а я каялся и в том, что написал только это, хотя думаю противное сему и держусь благочестиваго разумения. Ибо и все отовсюду сошедшиеся на Собор в Никею Епископы заграждали себе слух при этих Ариевых словах, и все единогласно осудили за это и предали анафеме его ересь, подтвердив, что она нова и чужда церковной вере. Не принуждение привело к этому дававших суд, но все по собственному изволению вступились за истину; делали же это законно и по праву, потому что сими учениями вводится безбожие, вернее же сказать, противное Писаниям иудейство, за которым не далеко следует язычество. И кто имеет такой образ мыслей, того не должно уже называть и христианином, ибо все это — противно Писаниям. Иоанн говорит: «в начам бе Слово» (Иоан. 1, 1); а эти еретики утверждают: Он не был, пока не рожден. И еще Иоанн написал: «и да будем во Истиннем, в Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (1 Иоан. 5, 20); они же, как противоборцы, говорят, что Христос не истинный Бог, что и Он, как и все, называется Богом по причастию (kata metaxen). И Апостол обвиняет язычников, что чествуют тварей, говоря: «послужиша твари паче Творца» (Рим. 1, 25); они же, утверждая, что Господь есть тварь, и служа Ему, как твари, чем отличаются от язычников? Если так они мудрствуют, то не против ли них приведенное место и не их ли порицает блаженный Па вел? И Господь говорит: «Аз и Отец едино есма» (Иоан. 10, 30); и: «видевый Мене, виде Отца» (Иоан. 14, 9); и посланный Им на проповедь Апостол пишет: «Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1, 3); сии же безбожные осмеливаются отделять и называть Его чуждым Отчей сущности и вечности, и представлять изменяемым, не видя того, что, утверждая это, делают Его единым не со Отцем, но с тварями. Ибо кто не усмотрит, что сияние не отделимо от света и есть собственность, пребывающая с ним по естеству, а не впоследствии произошло? Потом, Отец говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Матф. 3, 17), и Писания говорят, что Он есть Отчее «Слово, Которым небеса утвердишася» (Псал. 32, 6), и, короче сказать, чрез Котораго «вся быша» (Иоан. 1, 3); сии же, став изобретателями новых догматов и вымыслов, вводят иное слово, говорят, что есть другая Отчая премудрость, а Христос по примышлению, по причине словесных тварей, именуется Словом и Премудростию, и не видят, сколько из этого выходит нелепостей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

В дни поста и покаяния и ныне святая Церковь повелевает верующим повергаться на землю во время великого повечерья при чтении молитвы: Владыко многомилостиве... Также во время чтения разрешительной молитвы над кающимися, и на литургии преждеосвященных Даров. Пример распростертия на земле во время бедствий представляет Александр, епископ Константинопольский. Когда единомышленники Ария готовились торжественно ввести его в православный храм, Александр в сильной скорби о том, в продолжение многих дней сряду повергался в алтарь и умолял Господа об отвращении сего бедствия. Молитва была услышана: Ария внезапно постигла позорная смерть на пути к храму 31 . 6. Воздеяния рук Пример молящегося с воздетыми руками представляет в ветхом завете Моисей. Во время сражения с Амалекитянами, когда он держал руки поднятыми, одолевали Израильтяне; когда же от усталости они опускались, победа переходила на сторону неприятеля ( Исх. 17:11 ). Псалмопевец молит Господа, да будет Ему угодно воздеяние рук, как угодна жертва вечерняя ( Псал. 140:2 ). В Новом Завете воздеяние рук в молитве одобрено Апостолом Павлом. " Желаю, говорит он, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» 32 (Тимоф.2:8). Воздеяние рук должно служить знаком возношения умов и сердец к Богу, живущему на небесах 33 . Кроме того, с воздеянием рук издревле соединяется мысль о кресте Спасителя. «Простирать руки к небу, говорит Астерий Амасийский (V век Н. Э.), значит изображать вид Христа, пригвожденого ко кресту 34 . O святом Амвросии Медиоланском повествуется, что «он в предсмертные часы до последнего издыхания совершал молитвы с воздетыми в образ креста руками» 35 . Молящийся с воздетыми руками, представляет собой подобие креста, чрез то изображает свое соучастие в крестных страданиях и смерти Спасителя и любовь к Нему, готовую умереть за Него. В соответствие тому, что сказал Апостол о воздеянии преподобных (чистых, святых) рук, образовался издревле обычай омывать руки при вступлении в храм, для чего в преддверии храма устрояемы были водоемы (fontes, labra). Это внешнее очищение каждому напоминало о чистоте сердечной, с какой надлежит приступать к молитве, и одновременно об обязанности удерживаться от тех грехов, которые совершаются при помощи рук, и которые могут повредить успеху молитвы 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В некоторых печатных древних евангелиях находятся месяцесловы по иерус. уставу: таков месяцеслов при острожском евангелии, напечатанном в 1581 году: 4 сент. вместо Ермионии и Евтихии стоит Ермиона и Евтиха; особенностей почти нет: 16 июля память не шестого, а шести вселенских соборов, марта 4 муч. Конона, а 5 пр. Герасима согласно с слав. рукоп. минеями XV и XVI веков. Согласен с месяцесловом устава иерусалимского и месяцесловом при новом завете, изданном в 1657 г. в Кутейне 146 . 117 Из каталога баварской библиотеки Гардта видно, что в ней есть евангелие греч. VIII в. с указанием чтений за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Но, к сожалению, чтения в каталоге не показаны. Из отрывка видно, что в сие время память св. Феодора Тирона уже праздновалась в первую неделю великого поста. (Catal. Hard CCCXXIX). 118 Он, как исключение, внесен нами в число месяцесловов при евангелиях и апостолах. Впрочем по существу он не отличается от них. 121 Евангелие по приписке куплено в 1117 г., но по письму относится к X веку, судя по описанию рукописей археологич. съезда в Киеве, в 1874 году. 126 Месяцеслов при евангелии X-XI в., синод. библ. 518, подаренном Г. Григоровичем, особенностей не имеет. Памяти не на все дни. По времени последняя 6 марта мучч. Амморейск. ок. 847 г. 133 Что же касается до Петра Капетуляих (окт. 4 капетулийского), то напрасно Копитар видит здесь в окончании их перевод с латинского: Capimoleorum: 1) Петра капетолийского нет в римских святцах совсем; 2) это перевод с греческого Πτρου καπετωλων и 3) окончание их свойственно древнему слав. языку, напр.: синод. псалт. 1296 г. X 13. Псал. 19 на коних, 23 на морих, 32 в сокровищих и в самом остромировом ноябр. 25 Климента румех ( Ρμης), римского. См. рукописн. исследов. Невоструева о истиславовом евангелии стр. 338 в моск. академии. 136 Подробное описание сего евангелия составлено К. И. Невоструевым , Известия IX 65–80. X, 110–137. Полное исследование о евангелии и месяцеслове находится в рукописи Невоструева, в москов. академии. Мартынов издал месяцеслов мстиславева евангелия из рукописи Невоструева, но с ошибками. Annus eccles. р. 333. У нас сравнен он ниже, в приложении 8, с греч. месяцесловом 43 синод. библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

в) Основания надежды и побуждения к ней. К побуждению и укреплению надежды служит размышление о совершенствах Божиих, преимущественно размышление а) о верности Бога, Который обещает нам различные блага; да держим, говорить ап. Павел, исповедание упования неуклонное; верен бо есть обещавый ( Евр. 10, 23 ); б) о всеведении Божием и премудрости Божией по коим весть Господь благочестивые от напасти избавляти ( 2Петр. 2, 9 ); в) о всемогуществе, по коему Бог силен исполнит все Свои обещания: яко не изнеможет у Бога всяк глагол ( Лук. 1, 37 ); г) о благости Божией, простирающейся на все твари: благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его ( Псал. 144, 9 ). Особенно же основанием упования нашего должен быть Иисус Христос, т. е. то, что Бог благ и милостив к вам ради заслуг Господа Иисуса, в Котором все обетования Божии делаются для нас несомненными: елика бо обетования Божия, в том ей и в том аминь ( 2Кор. 1, 20 ); Иже Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его: како убо не и с Ним вся нам царствует ( Рим. 8,32 )?По естественному нашему отношению к Богу, мы, как чада гнева, должны ожидать от Него наказания и бедствий как в сей, так и в будущей жизни. Но Иисус Христос Своею кровию угасил гнев Отца небесного, примирил нас с Богом, очистил наши грехи, принял нас в Свою любовь и соделал вечно блаженными. г) Свойства истинной надежды на Бога. Истинная надежда на Бога имеет следующие свойства: 1) Она ожидает от Бога только сообразного с волею Божиею, только истинных благ, а не того, что более вредит нашему спасению, нежели способствует ему; а посему временных благ ожидает по той мере, как они могут способствовать в достижению спасения ( Евр. 13, 14. 2 Кор. б, 6); к такой надежде побуждает нас слово Божие ( Кол. 3, 1 . Фил. 3, 20 ). 2) Истинная надежда на Бога требует, чтобы мы, с одной стороны, ожидали благ от Бога, а с другой употребляли дарованные нам от Бога силы и средства к достижению тех или других благих целей. Первое требуется потому, что и свободная воля наша и все обстоятельства внешние зависят от вседействующей воли и благодати Божией, как говорит апостол Иаков: всяко даяние благо и всяк дар совершен, свыше есть сходяй, от отца светов ( Иаков. 1, 17 ), и апостол Павел: Бог есть дейтвуяй в нас и еже хотети, и еже деяти о благоволении (Фил, 2, 13. сл. 1Кор. 4, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Если запрещено воздавать злом за зло (Рим. 12, 17), то как объяснить настоящую угрозу апостола? Отвечаем: заповедь говорит о невоздаянии злом за зло тому, кто грешит против нас, а когда грех против нас причиняет вред и Вере, то совершающего оный должно наказывать, как и Павел навел зло на Елиму, совращавшего с путей Господних (Деян. 13, 8-11). Словесы лукавыми укоряя нас: и недоволен бывая о сих, ни сам приемлет братию, и хотящым возбраняет, и от церкве изгонит. Слово укоряя значит: понося, злословя, порицая. 11 Возлюбленне, не уподобляйся злому, но благому, благотворяй, от Бога есть; а злотворяй, не виде Бога. Так как нет ничего общего у света со тьмою, никакого согласия между Христом и велиаром (2 Кор. 6, 14. 15); то просвещенный познанием Христа не должен чрез подражание нечестивым сливаться со тьмою, т. е. с гнусными делами их. Ибо как тот, кто делает добро, от Бога и усовершил мысленное око свое светом познания Его, почему весь стал светом, видит истинный свет, Бога, и бывает для других светилом в мире, содержащим слово жизни (Фил. 2, 16): так и тот, кто делает злое, ходя во тьме, ни сам не может видеть Бога, т. е. делать угодное Богу, ни для других быть руководителем, но ненавистен и отвратителен для всех, по написанному: «грешника я возненавидел и отвратился от него» (Псал. 118, 163). 12 Димитриеви свидетелствовася от всех, и от самыя истины: и мы же свидетелствуем и весте, яко свидетелство наше истинно есть. 13 Многа имех писати, но не хощу чернилом и тростию писати тебе. 14 Уповаю же абие видети тя, и усты ко устом глаголати. 15 Мир тебе. Целуют тя друзи: целуй други по имени, аминь. От всех, т. е. имеющих истину, и от самыя истины, т. е. на словах и на деле; ибо хотя о добродетели иных и свидетельствуют, но свидетельство оказывается ложным, потому что словам не соответствует действительность. Если же кто под всеми, по обширности значения слова весь, будет разуметь верных и неверных, то и его понимание не несправедливо; ибо апостол Павел заповедует всем верным: «не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией, так как и я угождаю всем во всем» (1 Кор. 10, 32. 33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Ефрема: на Быт., Исх., Священников (Левит), И. Навина, Судей, Самуила (1 и 2 Цар.), Царств (3 и 4), Давида (Псалмы), Исаию, Двенадцать (меньших пророков), Иерем., Иезек. и блаж. Даниила (Ass. Bibl. Or. t. I р. 58. а и t. III. р. 61. а-62. а: очевидно перечислены только те труды, какие знал автор каталога). 247 У Assem. Bibl. Orient. I. 157. перечислены толкования на книги: Пятикн., Иис. Нав., Суд., Цар., Иов., Псал. (фрагм.)., 4 больших Прор., 12 малых и отрывки на Евангелие, На Пятикн., Иис. Нав., Суд. и Руфь читаются толковательные отрывки с именем Ефрема в Ватик. кадд. 746. 747. 748. 751 и код. Палат. 203, – на Псалмы – в код Ват. 752. Также в Моск. Синод. Библ. по каталогу Арх. Владимира 28 (X века) и 38 (XV века) – на Быт. и Исх. и 51 (XIII века) – на Псалмы. Ср. I. P. Kohlii introductio in historiam ct rem litterariam Slavorum, sive historia critica codicis sacri et Ephraemi Syri, Altonaviae, 1729. p. 243; Архим. Владимира, Систематическое описание рукописей Моск. Синодальной Библиотеки, ч. 1-я, рукописи греческие, Москва, 1894, стр. 32 и 40 и S. Ephraemi Орр. Syr. t. I. praef. ad lect. p. 1. 6. 248 Assem. ib. I. 1. 57–58; и предисл. Петра Бенедикта в Ор. Syr. t. I. 1.: Дионисий Бар-Салиби, Иаковитский епископ города Амиды в Месопотамии, в своих толкованиях на Евангелия часто хвалит толкования св. Ефрема на текст Евангелий, в которых (толкованиях) в предисловии к Марку говорит так: « Татиан , ученик Иустина философа и мученика, из четырех Евангелий составил одно, которое назвал Диатессаров (по четырем или Четвероевангелием). Эту книгу св. Ефрем изъяснил в своих толкованиях. И св. Ефрем, также следуя порядку Диатессарона, изложил свое толкование Евангелия». Также Григорий Бар-Гебрей, носящий еще имя Абулфараж, епископ Тигритский, в книге, названой им «Сокровищницей Таинств», где он объяснил в весьма кратких примечаниях все священные писания, в предисловии к Ев. от Матфея так пишет о св. Ефреме: « Евсевий Кесарийский , видя повреждения, кои Аммоний Александрийский вводил в евангелие, названное Диатессароном, коего начало было: в начале бе Слово, и которое св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И исчисляют небо, землю, воды, которые превыше неба; и ангелов, так как и ангелы суть существа созданные; — престолы и силы, так как и они — созданные; — солнце и луну, как сотворенные, а не несозданные; — облака и вьюгу, ветры, снега, молнии, громы, землю, море, источники, бездны, реки, все человечество, горы, птиц небесных, скотов и животных; души преподобных и духов праведных, Ананию, Азарию, Мисаила, иереев и рабов Божиих (Дан. 3, 57–88). Ибо все это есть сотворенное и созданное, от Бога происшедшее чрез Слово и Святого Духа, потому что Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Псал. 32, 6). Смотри же, возлюбленный брат, как все исчислили они, движимые Духом Святым, но не причислили к тварям ни Сына, ни Святого Духа. Они познали, что тоже самое Божество в Троице, и та же самая Троица во едином Божестве; и прославили Отца в Сыне, и Сына во Отце, со Святым Духом, одну святыню, одно служение, одно Божество, одно славословие. 25. Но диавол всячески дерзает и это поколебать в людях, оболгать святых отроков в дерзости неверия, измыслить и сказать: они не ведали имени Святого Духа, чтоб произносить его, потому что были иудеи; не ведали и Сына, будучи иудеями. Однако же самые слова Писания тотчас изобличают неверие худо мыслящих. Ибо сказано: и был зрак четвертого подобен Сыну Божию (Дан. 3, 92). Вот имя Сына Божия. Итак нет неведения о Нем. И еще прежде ввержения в пещь исполнен был Духом Святым Даниил и сказал: чист аз от крове сея (Дан. 13, 45–46). И возвратишася (вси людие) на судище (ст. 50. 49), и он осудил старцев, движимый Духом Святым (ст. 61). Итак ведали отроки Сына, ведали Отца и Духа Святого, и не по неведению не называли имена Их, но вследствие осторожности. Благословите, говорили они, вся дела Господня Господа. И не сказали: благослови, Сын Божий, Господа; или: благослови, Святой Дух, Господа; но: благословите вся дела Господня Господа. И чтобы кто либо из охотников искать всякого повода к спору не сказал, что они не упомянули херувимов или серафимов, следовательно эти последние не суть дела Божии, Божественное слово наперед решило оградить эту истину от замышляющих козни против самих себя, предвидя от сего вред для нихь самих и для отроков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Ответ. Господь наш Иисус Христос говорит о Святом Духе: «не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит» (Иоан.16, 13); и о Себе самом: «Сын ничего не может творить Сам от Себя» (Иоан.5, 19): и еще: «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (Иоан.12, 49 — 50). Кто же дойдет до такого безумия, чтобы осмелиться даже и на мысль что–нибудь взять самому собою, когда для того, чтобы и умом, и словом, и делом направить себя на путь истины, имеет он нужду в путеводстве Святого и благого Духа, а сам слеп и живет во тьме без солнца правды, — самого Господа нашего Иисуса Христа, Который Своими заповедями просвещает, как лучами, ибо сказано: «заповедь Господня светла, просвещающая очи» (Псал.18, 9)? Поскольку же из обыкновенных у нас дел одни определены Божиею заповедию в святом Писании, а о других умолчано, то в рассуждении сказанного в Писании никому вообще нет ни малого позволения делать что либо заповеданное, потому что Господь однажды навсегда повелел и сказал: «Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того» (Второз.12, 32), и «но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» отваживающихся на что либо подобное (Евр.10, 27); в рассуждении же того, о чем умолчано, дал нам правило Апостол Павел, сказав: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый (пользы) другого» (1 Кор.10, 23—24). Поэтому во всяком отношении0 необходимо повиноваться или Богу по Его заповеди, или другим ради Его заповеди; ибо написано: «повинуясь друг другу в страхе Божием» (Ефес.5, 21). И Господь говорит: «кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою» (Марк. 10, 43; 9, 35), то есть, да откажется от собственной своей воли в подражание самому Господу, Который говорит: «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан.6, 38).

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Павла ( Евр. 1:5 и след.): Сын мой ecu Ты, Аз днесь родих Тя, взятые последним из ветхозаветных псалмов ( Псал. 2:7; 109:3 ); а также -слова из книги Притчей (8:25): прежде всех холмов раждает Мя и др. 710 . Как предвечно рождающийся от Отца, Сын Божий, – учит далее Богослов, – по своему отношению к Богу Отцу, стоит бесконечно выше всех тварей. Твари, не исключая и ангелов, не могут считаться рождеными от Отца, и им не принадлежит поклонение ( Евр. 1:4–6 ); а Его Сам Бог Отец называет своим Сыном, и ангелы, в сравнении с Ним, только слуги Его (ст. 4–8). Он – истинный ( 1Иоан. 5:20 ), собственный ( Рим. 8:32 ) единородный Сын ( Иоан. 1:14 ), сущий в лоне Отца (ст. 18). Рожденный от начала ( π ρχς γεγεννημνος), Он, по безначальному рождению, имеет и славу свою 711 , вследствие чего Ему принадлежит и истинное славословие ( Иоан. 5:23 ) 712 . Как же представлять само рождение Сына Божия от Отца? Это, по мнению св. Богослова, высочайшая и непостижимейшая божественная тайна, проникнуть в которую не может не только человек, но и ангелы. Если для нас непостижимо в сущности рождение человеческое, то, без сомнения, еще непостижимее должно быть рождение божеское, – «непостижимее настолько, насколько Бог непостижим в сравнении с человеком» 713 . Поэтому, «Божие рождение», по словам св. Григория, «лучше почтить молчанием, нежели мудрствовать о нем, так как последнее не безопасно» 714 . Можно при этом иметь в виду разве только одно: «чтобы представить нечто достойное божеского рождения, надо удалить из него всякие течения, деления, сечения и вообще все свойственное рождению естественному, телесному» 715 . Тем не менее, в предотвращение всяких ложных и опасных мудрствований относительно этой высочайшей божественной тайны, св. Богослов со своей стороны решается предложить некоторые объяснения, насколько это доступно человеческому уму, водимому Духом Божьим. Хотя – говорит он, -различают рождений много, – так, например, «от однородных рождаются однородные, от разнородных разнородные, от разнородных однородные и от однородных разнородные» 716 , по-всякому известно, что истинное и в собственном смысле рождение есть только одно, именно – первый из указанных его видов 717 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Посему и Бог , радуясь таким помыслам их, с клятвою обещает даровать им превосходные почести, поставить впереди и посадить их во главе веселия. Он так говорит: если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя; прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего (Псал. CXXXVI, 5. 6), Иерусалимом называет Он, как я сказала, эти самые чистые и непорочные души, которые, воздержно вкушая питие девства неоскверненными устами, обручаются единому мужу, чтобы предстать на небе Христу чистою девою ( 2Kop. XI, 3 ), одержав победу непорочными подвигами ( Npeм. IV, 2 ). Так и пророк Исаия возглашает: восстань, святись, Иерусалим; ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою (LX, 1). А что эти обетования исполнятся по воскресении ( Фuлun. III, 11 ), это ясно для всякого; ибо Дух Святый пророчествует не об иудейском известном городе, но о том небесном и по истине блаженном городе Иерусалиме, который есть собрание душ, который Бог , по Его словам, ясно обещает поставить впереди, первыми, во главе веселия новых веков, поселив их, облеченных блистательнейшею красотою девства, в чистом жилище незаходимого света, за то, что они не думали совлекать с себя украшение невест, т. е. омрачать ум гнусными помыслами. Глава VI. Девство везде и всегда должно быть соблюдаемо и восхваляемо. Подлинно, слова Иеремии: забываешь ли девица украшение свое и невеста наряд (στηθοδεσμδα) свой (II, 32) означают то, чтобы не распускать и не ослаблять уз целомудрия пред соблазнами и обольщениями. Ибо под словом στηθη (грудь), конечно, разумеются мысли и ум наш; а στηθδεσμος (грудная повязка) – этот пояс, связывающий и укрепляющий расположение души к девству, – есть любовь к Богу, который (пояс) предводитель наш и пастырь, Владыка и Жених Иисус да поможет мне и вам, прекрасные девы, сохранить до конца неослабным и запечатленным; потому что не легко найти другую помощь людям лучше этого сокровища, угодного и приятного Богу. Посему я утверждаю, что все должны почитать девство, и всегда соблюдать и восхвалять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010