XX:3). Воспрещает людям иметь иных богов не потому, что иные-действительно боги, но чтобы, отвратившись от истиннаго Бога, не на­чали обоготворять несуществующее; а таковы на­именованные богами у стихотворцев и историков, о которых доказано, что это-не боги. И самый образ выражения показывает, что они-не боги; сказано: да не будут тебе бози инии, чем означается будущее время; а чтò произойдет в буду­щее время, того, когда говорится о сем, нет еще.    Истребив же языческое или идольское без­божие, умолкло ли Божественное учение, попустило ли человеческому роду влаяться вовсе не причастным ведения о Боге? Нет; а напротив того, предваряет оно мысль сию, говоря: слыши, Исраилю: Господь Бог твой Господь един есть (Второзак. VI. 4). II еще: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея силы твоея (5). И еще: Господу Богу твоему да поклонишися, Тому единому послужи, и к Нему прилепишися (13). А что о промышлении и о благоустроении Слова, простирающихся на все и во всем, свидетельствует все Богодухновенное Писание, до­статочным доказательством утверждаемаго теперь служит та вера в Слово, с какою говорят Бого­словы: основал ecu землю, и пребывает. Yчuhehieм Твоим пребывает день (Псал. CXVIII, 90—91). II еще: пойте Господеви нашему в гуслех: одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь, прозябающему на горах траву, и злак на службу человеком, дающему скотом пищу (Псал. CXLVI:7—9). Чрез кого же дает? Не чрез Того ли, Кем все сотворено? Ибо кем сотворено, тот, по естественному порядку, и промышляет о всем. Кто же это, как не Божие Слово, о Котором в другом псалме говорит: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Псал. XXXII, б)? Подтверждаем же, что и все о Нем и Им сотворено, в чем и уве­ряет нас, говоря: Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (9); как и великий Моисей в том же удостоверяет, в начале мироздания объясняя ска­занное и говоря: и рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по rroдoбiю (Быт. I:26): потомучто, и совершая творение неба, земли и всего, Ему же говорил Отец: да будет небо; да соберутся воды, и да явится суша, да изведет земля траву и всякое животное; посему и можно обличить Иудеев, как неверно пользующихся Писаниями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Это ласка Божия, это отцовская рука ( Втор.8:5 ), руководимая любовью, хотя пожатие ее иногда болезненно для нас; это пилюля, хотя горькая, но лекарственная, и в ней великая очистительная сила: «сетование лучше смеха» ( Еккл.7:7 ). Страдание — друг и благодетель, воспитывающий наше терпение ( Рим.5:3 ), мужество, энергию, стойкость духа, милосердие и другие качества. «Где больше нравственных качеств, доброты, дружбы? В той ли среде, где богатство, радость, беспечность, или там, где бедность, горе, болезни? Природа с ясностью показала, во что выливается жизнь без страданий. Возьмите в мире животных, так называемых, паразитов, кои при наименьшей затрате труда и энергии, удовлетворяют самым широким своим аппетитам, и что же мы увидим? Увидим изувеченных созданий, у коих с великим трудом можно найти нервные центры-аккумуляторы психической силы. Паразиты — выродки, ибо уклонились от благодетельного и развивающего влияния страдания. То же и с человеком. Таков закон Творца по отношению к тварям» (Сабатье) . Но, будучи справедлив, Бог в то же время и милостив. ( Псал.17:26 ). Установив неизменный закон возмездия, Бог проявляет и милость к падшему созданию, «утешая его во всякой скорби» ( Псал.144:14 ; 2Кор.1:4 ). «Он возлагает на нас бремя, но Он же и спасет нас» ( Псал.67:11 ). Вот, почему истинные христиане говорят: «Не говори, что нет спасенья, Что ты в печалях изнемог. Чем ночь темней, тем ярче звёзды, Чем глубже скорбь, тем ближе Бог» (А. Майков) «Страданием и горением определено добывать крупицу мудрости, не приобретаемой в книгах. Стоит только хорошенько выстрадать самому, как уже все страдающие становятся тебе понятны… Этого мало — самый ум проясняется» (Н.В. Гоголь). Поэт В.А. Жуковский пишет: «Земное страдание теряет свою мрачность, потому что являет нам Бога вблизи как помощника, кладущего руку Свою на нашу руку». У поэта И. Козлова, слепца, вся жизнь которого была рядом тяжелых страданий, читаем: «При теплой вере — горя нет; Она дружит нас с небесами; В страданьях, в радости — Бог с нами, Во всем печать Его щедрот.

http://azbyka.ru/o-bozhiem-bytii

Причащаясь чаши, взывал ты, Безсмертный, ученикам: плода винограднаго уже более не буду пить в (здешней) жизни с вами, ибо Отец послал меня единороднаго для очищения мира (Мф. 26:29). Питие новое превыше разума, говорю я, буду пить в царствии моем, сказал ты, Христе, возлюбленным, когда вместе с вами буду я, как Бог с богами; ибо Отец послал меня единороднаго для очищения мира (Псал. 81:1; Мф. 26:29). Песнь 5-я. Ирмос. Апостолы, соединяемые союзом любви,предавши себя владычествующему над всем Христу, простирали прекрасныя ноги, (чтобы) проповедывать всем мир (Ис. 52:7; Рим. 10:15). Держащая неудержимую и превознесенную на тверди воду, усмиряющая бездны и укрощающая моря, Премудрость Божия вливает воду в умывальницу и Владыка умывает ноги рабов (Быт. 1:7; Иов. 38:10; Иоан. 13:5). Ученикам Владыка подает пример смирения; облекающий небо облаками препоясуется лентием, и преклоняеть колено умыть ноги рабов Тот, в руке коего дыхание всего существующаго (Псал. 146:8; Иоан. 13:4). Песнь 6-я. Ирмос. Крайняя бездна грехов окружила меня, и уже не перенося волнения, как Иона, взываю к тебе Владыке: из тления изведи меня. Господом и Учителем вы называете меня, ученики; я истинно таков; — взывал ты, Спаситель: посему подражайте примеру, какой вы видели во мне (Иоан. 13:13. 15). Кто не имеет нечистоты, тот не нуждается в омовении ног; и вы, ученики, чисты, но не все: ибо страсть в одном из вас неистово беснуется (Иоан. 13:10—11). Песнь 7-я. Ирмос. Отроки в Вавилоне не устрашились пламени пещи, но быв ввержены посреди огня и орошаемы, воспевали: благословен ты, Господи, Боже отцев наших. Иуда, замышляя злое, движением главы подавал знаки, а сам искал удобнаго времени предать на суд Судию, который есть Господь всех и Бог отцев наших (Мф. 26:16). Один из вас, взывал Христос к возлюбленным, предаст меня; они же, оставив радость, предались скорби и страху и говорили: скажи, кто это, Боже отцев наших (Мф. 26:22). Кто вместе со мною дерзновенно опустит руку в солоницу, тому лучше было бы накогда не проходить врат жизни: так указывал, кто это был, Бог отцев наших (Мф. 26:23—24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3570...

92 Закон показывает грхи: Рим.3:20 ; и 7:7, и потому в десятисловие, как в зеркало некое, надобно приникнуть хотящему узнать пороки свои. Иакова. 1:25 . Неминуемо убо нужно, дабы пресвитер готовящимся к исповеди прихожан истолковал заповеди, и при каждой велел всякому в себе рассуждать: сделал ли тое, что заповедь велит, или вознерадя оставил, и не учинил ли того, что заповедь запрещает: а запрещает и повелевает во всей своей обширности так, как в толковании заповедей изъясняется. И не одни грехи надобно познать, но и плоды их, гнев Божий, казни грешнику определенные, и в сем веце и в будущем анафему оную страшную, Второз.27:26, от которой Сын Божий нас избавляя, Галат.3:13 ., горчайшую чашу страданий испил. 93 Раскаяние о грехе, если непритворное есть, не может быть без омерзения и отвращения от греха, и истинно раскаивающиеся не только дела ненавидят, но и места, и орудия, и лица, и случившиеся другие обстоятельства, которые ко греху приводят ненавидят же и отвращаются. При чем грешник кающийся, если живо чувствует гнев на себе Божий, не может быть без смятения души и трепета, которые многажды и тело сокрушают, и рассыпают силы его: Псал.37:3–4, 11 . А оттуда истинно кающемуся болезнь сердечная и слезы. Слезы бо суть аки кровь уязвленные души: в ком оных нет, знак есть души помышляющей, что она или раны никакой, или малую только имеет: оттуда еще и удручение тела, пост и сухоядение. Псал. 101:5, 10 . Скорбящий бо человек всех сладких и приятных вещей отвращается: и такой пост правильный и Богу приятный есть. 94 Исповедь истинная должна представить душу в таком состоянии, в каком она есть: и потому исповедающийся пред священником не должен утаивать ни грехов самих, ни обстоятельствах, которыми грех увеличивается, и за которые совесть особливо покоя не дает: тако же не извинять себе, ни истончевать грехов притворным каким извинениям, как-то немощью нуждою, неведением, много паче не складывать греха своего на кого другого, Бытия. 3:12–13. И хотя бы были сообщники греха, однако их по имени ни священнику не спрашивать, ни исповедающемуся не объявлять: инако будет не исповедь грешнича, но оправдание фарисейское, и осуждение чужих грехов, и может быть таких, от коих уже оправдался смиренный мытарь. Лк.18:11,14 . Таковая исповедь истинная, не только плодом есть справедливого сокрушения сердечного, истинные во Христа веры: но и ясно словом Божиим утверждается. Числ. 5:7 . Притчей. 28:13. 1Посл. Ин. 1:9 . И примерами в том же слове Божии, Неем.9:2 . Псал.31:5 . Мф.3:6 . Деян.19:18 , изъясняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Ад, сретив тебя, Слово, огорчился, видя смертнаго обоженным и изъязвленнаго ранами всесильным, и онемел от сего страшнаго видения (Ис. 14:9). Песнь 5-я. Ирмос. Увидев невечерний светь богоявления твоего, Христе, милостиво совершившагося между нами, Исаия от нощи бодрствуя восклицал: воскреснут мертвые, и востанут находящиеся во гробах и все живущие на земле возрадуются (Ис. 26:19). Ты обновляешь земнородных, Создатель, сам соделавшись перстным, и плащаница и гроб являют, Слово, присущее тебе таинство; ибо благоименитый Советник выражает волю Родителя твоего, в тебе меня велелепно обновляющаго (Мк. 15:43—46). Смертию ты изменяешь смертное и погребением — тленное, делая божественно нетленным и безсмертным принятое на себя (естество): ибо плоть твоя, Владыка, не видела тления, и душа твоя дивным образом не оставлена во аде (1 Кор. 15:42—44; Псал. 15:10). Произшедши от безбрачной и быв прободен в ребра, ты чрез сие совершил возстановление Евы, Создатель мой, соделавшийся Адамом, уснувший сверхестественно животворным сном и воздвигнувший жизнь из сна и тления, как всесильный (Быт. 2:7—21, 3:20; 1 Кор. 15:45). Песнь 6-я. Ирмос. Был объят, но не удержан китовыми недрами Иона; ибо прообразуя тебя, (Христе), пострадавшаго и предавшагося погребению, он исшел из зверя, как из чертога, а к страже (гроба твоего) взывал: стрегущие тщетно и напрасно, (Христа) — истинную Милость вы оставили (Мф. 28:4—11; Ион. 2:9). Умерщвлен был ты, Слово, но не отделился от плоти, которую принял; ибо хотя и разрушился храм твой во время страдания, но и тогда было одно лице Божества и плоти твоей, так как в обоих един ты пребываешь Сын, Слово Божие, Бог и человек (Иоан. 2:19; 1 Тим.2:5). Смертоносно для людей, но не для Бога было падение Адамово: ибо хотя и пострадало перстное существо плоти твоей, но Божество осталось безстрастным; и даже тленное (естество) в себе ты преобразил в нетленное и открыл источник нетленной жизни в воскресении (Быт. 2:7; Рим. 5:12; Кол. 1:18). Царствует ад, но не вечно, над родом человеческим; ибо ты, Сильный, быв положен во гробе, живоначальною дланию расторг ключи смерти и возвестил сидевшим там от века неложное избавление, соделавшись первенцем из мертвых, Спаситель (Рим. 5:14; Псал. 106:16; 1 Петр. 4:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3571...

(Диан имр-уль кейса. Издание Слева, стран. 34, стих 8). Имр-уль-кейс и объяснитель его стихотворения указывают не на языческий обычай, а на христианский, замеченный ими у христиан, которых много было среди языческих арабских поколений, и которые имели там храмы, монастыри (на Синае, в Раифе, в Петре, Неджране). Слова Корана, однокоренные с словом у Имран-уль-кейсва, употреблялись ли в языческой религии Арабов – утверждать не имею основания. Те, которые ознакомятся с литературой Арабов язычников более того, сколько она мне известна, могут довести это до степени верного исторического знания, и одно приведенное выше толкование арабского писателя на слово мюкаддис в стихе Имр-уль-кейса дает уже основание предположить, что и прочие слова этого же корня, какие читаем в Коране, узнаны и взяты Мохаммедом не из арабского языческого вероучения, а из библейского. Это заимствование вполне становится ясным, когда сличаем употребление этих слов и выражений Корана с употреблением их в свящ. Писании. 1) Прилагательное святый, отнесено Кораном к Богу, как и в Писании ( Псал. 99:2.5.9 .). 2) Действие, означаемое глаголом святил (Коран. 2:28), приписано ангелам; составитель Корана, хотел приравнять свою речь к словам песни серафимов в видении пророка исаи. (6:3). 3) Причастие говорится в Коране о долине, на которой по рассказу Корана, было явление Бога Моисею, и о Иудейской земле, так же, как и выражения писания из имени этого же корня святость, прилагается к тем же имена, ( Исх. 3:5 . Псал 4862 . Дан. 9:24 ) Слово то же, что еврейское, читается в выражении Корана дух святости или дух святый. Что это выражение Корана перешло в него из свящ. Писания ясно видно из того, что оно по самой форме своего состава одно с выражением «Дух Святый» ( Псал. 51:13 ). На языке Евангелия ему соответствуют слова ( Иоан. 14:36 ), так как и другое выражение Корана «дух истинный, или, дух верный (26:193), совершенно сближается с евангельским выражением ( Иоан. 14:17. 15:26. 16:13 ), которое говорится в нем о том же Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Песнь 8-я. Ирмос. Блаженные юноши в Вавилоне, подвергаясь опасности за законы отеческие, презрели безумное повеление властителя, и быв ввержены в огонь, в котором не опалились, пели достойную Вседержителя песнь: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки. Блаженные Апостолы, вечерявшие вместе с Словом в Сионе, неотступно следовали за ним, как агнцы за пастырем; соединившись же со Христом, от котораго не отлучались, и питаясь божественным словом, с благодарностию взывали: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки (Иоан. 10:11; 18, 1). Злоименитый Искариот, преднамеренно забыв закон любви, на предательство подвиг ноги, которыя были омыты, и евши твой хлеб, божественное тело, поднял пяту на тебя, Христе, и не восхотел взывать: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки (Иоан. 15:13; Псал. 40:10). Безсовестный (Иуда) принял тело, очищающее от греха, и божественную кровь, изливаемую за мир; не устыдился же он пить то, что продал за цену, не погнушался зла и не восхотел взывать: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки (Мф. 26:26—28; 27, 6; Псал. 35:5). Песнь 9-я. Ирмос. Вечери Владычней и безсмертной трапезы (предлагаемой) в горнем месте, приидите верные, насладимся вознесенными горе душами, познав от самаго Слова, что (здесь) предлежит Слово, которое мы величаем (Лк. 22:12). Идите, сказало Слово ученикам, приготовьте в горнем месте пасху, которою утверждается ум тех, коим я преподаю таинство безквасным словом истины; силу же благодати величайте (Лк. 22:8; Мф. 16:6; 1 Кор. 5:8). Отец прежде веков раждает меня — творческую Премудрость, но в начало путей (своих) создал меня на дела, ныне таинственно совершаемыя; ибо будучи Словом несозданным по естеству, я усвояю выражения и того, коего (плоть) ныне принял (Прит. 8:22). Как я есмь человек существенно, а не видимо (только), так и соединенное со мною естество — Божественно по причине общения; посему знайте меня единаго Христа, сохраняющаго то, из чего, в чем и что я есмь (1 Тим. 2:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3570...

Клятва употребительна на делах особенной важности, и что утверждается ею, не может быть изменено вопреки ей. Посему, как тверда и непреложна клятва и притом клятва Божия: так и священническое служение Христово должно пребывать неизменным и вечным. Царю Давиду дано было такое обетование от господа: возставлю семя твоё по тебе, иже будет от чрева твоего и уготовлю царство его. Аз буду ему во Отца, и той будет ми в сына. Царство его до века предо мною, и престол Его будет исправлен во веки (Цар.7:11–16). В сем обетовании наследие царского престола предоставляется от Бога сыну и роду Давидову, но вместе заключается указание, что из семени Царя Давида произойдёт такой Потомок, царствию Которого не будет конца. Столь важное обетование требовало особенного утверждения от Господа, и в посредство для сего была избрана клятва. Сам сын и наследник Давида – Соломон свидетельствует: Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется её: от плода чрева твоего посажду на престоле твоём ( Псал.131:11 ). Так, Господь сам утвердил клятвою истину слова Своего, и Сам дополнил, что клятва его непреложна, что он никогда не отвержется её. В подтверждение того же обетования сам Господь говорит устами псалмопевца: завещах завет с избранным Моим, кляхся Давиду, рабу Моему: до века уготовлю семя твоё и созижду в род и род престол твой. Единою кляхся о святом Моём (святостию Моею); аще Давиду солжу ( Псал. 88:4–5–36 ) ? Были и другие важные важные случаи, когда Бог клялся самим Собою, Ис. 45:23 , Ам 6:8 , Иер.22:5 ; мышцею Своею, Иер 51:14 ; десницею, Втор. 32:40 ; именем Своим великим, Иер.44:26 , святынею своею Амос. 4:2 ; жизнею Своею, Числ.14:21 – 23 . Иезек. 33:11. Указав на сей последний вид клятвы Божией Тертулиан в своей книге своей о покаянии, замечает: «Бог не только заповедует покаяние, но увещает нас (грешников) к нему, как к единственному средству спасения. Он даже произносит относительно сего клятву: столько то желает Он, что бы мы имели к нему доверие. Живу Аз, не хощу смерти грешника, говорит Он (Иерем.33:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

    LXX: Когда изнемогала во мне душа моя, я вспомнил о Господе.    Когда, говорит, я не надеялся ни на какую другую помощь, то воспоминание о Господе было моим спасением согласно с следующими словами: «помянух Господа, и возвеселихся» (Псал. 76:4). И в другом месте: «помянух дни древния... и лета вечная помыслих» (Псал. 142:5, 76:6). Когда я, находясь во чреве кита, отчаявался в спасении и когда немощность тела не допускала никаких надежд на жизнь, тогда все то, что казалось невозможным, было побеждено чрез воспоминание о Господе. Я видел себя заключенным во чреве кита и всю надежду возложил на Господа. Отсюда мы узнаем, что, когда душа наша, но переводу LXX, изнемогает и отторгается от телесных составов, то мысль наша должна обращаться единственно к Тому, кто остается Господом нашим, когда мы бываем и в теле, и вне тела. Не трудно объяснить это в отношении к лицу Спасителя, который сказал: «прискорбна есть душа Моя до смерти» (Матф. 26:38); «Отче..., аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия» (Матф. 26:39); «в руце Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46) и прочее тому подобное. Чтобы молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего.    LXX перевели подобным образом. Я в скорби вспоминаю о Господе для того, чтобы молитва моя со дна моря и из расселин гор дошла до неба и достигла святого храма Твоего, в котором Ты наслаждаешься вечным блаженством. Заслуживает внимания также та особенность, что молитва совершается за молитву: он молится о том, чтобы молитва его дошла до храма Божия. Он просит, как первосвященник, чтобы в его теле спасся народ. Ион.2:9. Хранящие тщетно суетное оставят (или оставляют) милосердие свое.    LXX: Хранящие суетное и ложное оставили милосердие свое.    Бог по природе милосерд и готов по благости спасти тех, которых не может спасти по правосудию; но мы по своей вине утрачиваем и оставляем всегда готовое и самопредлагающее себя милосердие Божие. Сказал же он не: «делающие суетное», ибо «суета суетствий, всяческая суета», — (Еккл. 1:2), чтобы не казалось, что все осуждаются и что всему роду человеческому отказывается в милосердии, а: «хранящие суетное» или «ложное», отдающиеся этому с сердечным увлечением, — которые не только делают, но и хранят суетное, любя его и считая как бы за найденное сокровище.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010