Вопрос 43. Как должно относиться к тому, кто будит на молитву? Ответ. Если кто знает тот вред сна, что душа во время оного не сознает сама себя, а также пользу бодрствования, и особенно ту преимущественную славу, когда человек предстает Богу в молитве, то, как к благодетелю, который делает великое и все пожелания превосходящее добро, будет относиться к тому, кто будит на молитву, или на исполнение какой бы то ни было заповеди. Вопрос 44. А если тот, кого разбудили, огорчится, или разгневается, то чего он достоин? Ответ. На первый раз отлучения и лишения пищи, если способен, пришедши в сокрушение, познать, скольких и каких благ лишает себя по своему неразумию, и таким образом обратившись, возрадуется с благодарностью сказавшего: «помянух Бога и возвеселится» (Псал. 76, 4). Если же останется бесчувственным, то да отсечется, как загнивший и поврежденный член от тела. Ибо написано: «ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф.5, 30). Вопрос 65. Каким образом иной содержит истину в неправде (Римл.1, 18)? Ответ. Когда дарованный от Бога блага употребляет во зло по собственным своим хотениям, от чего отрекся Апостол, сказав: «мы не повреждаем слова Божия, как многие» (2 Кор. 2,17); и еще: «никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» (1 Сол. 2, 5—6). Вопрос 158. С каким расположением должно принимать наказание? Ответ. С таким, какое прилично больному и находящемуся в опасности жизни, врачуемому отцем и врачом; сколько ни горек и ни мучителен способ врачевания, — с полным доверием к любви и опытности наказующего, и с желанием уврачевания. Вопрос 159. Каков тот, кто огорчается против подвергнувшего его наказанию? Ответ. Он не познал ни опасности греха, особливо—со стороны Бога, ни выгоды покаяния, и не поверил сказавшему: «Искренни укоризны от любящего» (Притч. 27,6), и сам себя лишил пользы, какую имел сказавший: «Пусть наказывает меня праведник: это милость» (Пс.140,5). Таковой вредит братству своим сожительством, развлекая подвизающихся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вопросы о согрешающих и принимающих наказание Вопрос 43. Как должно относиться к тому, кто будит на молитву? Ответ. Если кто знает тот вред сна, что душа во время оного не сознает сама себя, а также пользу бодрствования, и особенно ту преимущественную славу, когда человек предстает Богу в молитве, то, как к благодетелю, который делает великое и все пожелания превосходящее добро, будет относиться к тому, кто будит на молитву, или на исполнение какой бы то ни было заповеди. Вопрос 44. А если тот, кого разбудили, огорчится, или разгневается, то чего он достоин? Ответ. На первый раз отлучения и лишения пищи, если способен, пришедши в сокрушение, познать, скольких и каких благ лишает себя по своему неразумию, и таким образом обратившись, возрадуется с благодарностью сказавшего: «помянух Бога и возвеселится» (Псал. 76, 4). Если же останется бесчувственным, то да отсечется, как загнивший и поврежденный член от тела. Ибо написано: «ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф.5, 30). Вопрос 65. Каким образом иной содержит истину в неправде (Римл.1, 18)? Ответ. Когда дарованный от Бога блага употребляет во зло по собственным своим хотениям, от чего отрекся Апостол, сказав: «мы не повреждаем слова Божия, как многие» (2 Кор. 2,17); и еще: «никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» (1 Сол. 2, 5—6). Вопрос 158. С каким расположением должно принимать наказание? Ответ. С таким, какое прилично больному и находящемуся в опасности жизни, врачуемому отцем и врачом; сколько ни горек и ни мучителен способ врачевания, — с полным доверием к любви и опытности наказующего, и с желанием уврачевания. Вопрос 159. Каков тот, кто огорчается против подвергнувшего его наказанию? Ответ. Он не познал ни опасности греха, особливо—со стороны Бога, ни выгоды покаяния, и не поверил сказавшему: «Искренни укоризны от любящего» (Притч. 27,6), и сам себя лишил пользы, какую имел сказавший: «Пусть наказывает меня праведник: это милость» (Пс.140,5). Таковой вредит братству своим сожительством, развлекая подвизающихся.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Вселенский Владыка Славы». «Краткий катехизис основных начал веры Ново-израильской общины» 1. Предварительное понятие Почему паша община именует себя Ново-израильской? На основании священного писания и изъяснении по свято-отеческим толкованиям, правоверующие и хранящие Новый Завет Христов. Что означает Израиль? Израиль означает ум, видящий Бога. Что означает Новый израиль в совокупности? По изъяснению в свято-отеческом толковании, о Новом Израиле говорится так: да возвеселится Израиль о сотворившем его и сынове Сиона возрадуются о Царе своем ( Пс.140:2 ). Григорий Богослов изъясняет в толковом псалтыре стр. 1156 1 . Да веселится, взывает поющий Богу новым образом «Новый израиль», т. е. каждый христианин, с одной стороны, потому что Бог сотворил его человеком, с другой, что чрез веру присвоил его себе и сделал его новым народом своим. Далее, сыны Сиона суть сыны Новозаветного Евангелия, иначе – христиане. Затем апостол Павел говорит: и вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили по обычаям мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, Духа действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желание плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочее ( Еф.2:1–3 ). Что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожниками в мире, а теперь во Христе Иисусе, вы, бывшие некогда далеки, стали близки кровью Христовой ( Еф.2:12–13 ). В виду этого, наша община и носит название «Новый израиль». В духовном же возрождении, мы семя Авраамово не по плоти, а по обетованию ( Гал.4:22–31 ). Давид везде называет Христа Богом Израиля, чтобы сим показать, что кто благодетельствует Новому израильскому народу, т. е. христианам, тот благодетельствовал и древнему народу, так как Бог сих и Бог тех не суть различные Боги, но один и тот же (Толков. псалт., псал. 67, стр. 525 и 526). Пророк Исаия говорит: ибо Я Господь Бог твой, держу тебя за правую руку твою, говорю тебе не бойся, Я помогаю тебе, не бойся, червь Иаков малолюдный Израиль, Я Господь, искупитель твой ( Ис.41:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Ос. XIÏ1. Ефрем пасет ветер и следует за зноем; целый день умножаем ложь и разорение, и заключил он союз с ассириянами и в Египет отвозил елей. LXX: Ефрем же самый злой дух, и гонялся за зноем; целый день он умножал суету и тщету, и заключил союз с ассириянами и покупал елей в Египте    Священная история повествует, что Менаим, царь Израильский, заключив союз с Ассириею, просил помощи у египтян (1 Цар. гл. 15), и именно на это и указывается теперь словами, что Ефрем пасет ветры, то есть обольщает себя тщетною надеждою, и следует за καυσνα, то есть за зноем, и идет к югу, и ничего другого в течение целого дня не делает, как только обманывает себя, и направляясь то в ту, то в другую сторону, он приготовляет для своих городов разорение и разрушение. Разве это не разорение и не обман — но заключении союза с ассириянами отвозить елей в Египет? Синекдохически (συνεκδοχικς), как часть вместо целого, елей означает дары, посланные в Египет. Впрочем, некоторые полагают, что елей совсем не производился в Египте, но наиболее ценный доставлялся Ефремом, потому что в земле Самарийской елей был в великом изобилии. Затем, в иносказательном смысле все еретики одержимы злейшим из бесов, о котором у апостола написано: против духов злобы поднебесных (Ефес. 6:12), и когда нечистый дух выйдет из человека и не найдет покоя, то соединяется с семью другими духами, злейшими себя, и возвращается в прежний дом (Лук. гл. 11). Таким образом, побуждаемые самым злым духом, они следуют за καυσνα, то есть за сухостью или за жгучим ветром, который противен всему цветущему и убивает всякое произрастение; целый день он гоняется за суетою и тщетою и не довольствуется собственным заблуждением, но умножает число своих учеников или сопутников своей суеты и заблуждения. Он заключает также союз с ассириянами, которые имеют своим князем высокомерие, так что все его измышления имеют вид мудрости, той мудрости, которая разрушается Богом и от которой апостол предписывает нам убегать, говоря: блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиам мира (Кол. 2:8). Он отправляет также елей в Египет или покупает мудрость в Египте, желая смешать с догматами Церкви елей помазания, которым помазывались пророки и священники и которым помазывались также царя. Этот елей имеют также и святые, о которых говорится, сынове твои, яко новосаждения масличная окрест трапези твоея (Псал. 127:4), и наша дикая маслина была привита на хорошей маслине (Рим. гл. 11). Но хотя еретики стараются смешать ложь с истиною, однако елей не может соединяться с водою и другими жидкостями: истина всегда остается вверху, а ложь внизу. Все другие виды [жидкостей], то есть ереси, не имеющие, как мы сказали, елея истины, могут взаимно смешиваться и из многих составлять одно тело. Но от их елея, который отвозится в Египет и из святой земли нисходит в царство Фараона, пророк отвращается, говоря: елей грешного да не намастит главы моея (Псал. 140:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

   «Беззаконие мое познах, и греха моего не покрых» (Псал. 31:5). По сему образцу Давидова покаяния, испытание грехов наших должно быть искреннее. Не скрывай себя от себя и Бога. Скроешь здесь? Откроют там, и к безотрадной скорби. Скроешь от себя? Не скроешь от Бога, и к более тяжкому осуждению. Мы все твердо признаем святость обязанностей христианских: но коль скоро прилагаем их к самим себе, тотчас начинаем ослаблять их строгость; коль скоро начинаем судить себя за неисполнение их, тотчас уменьшаем виновность свою разными предлогами, разными извинениями. Охотно признаем всеобщность правил, но себя самих помещаем в исключение. Самолюбие действует в этом случае и усердно и искусно; оно так успевает прикрывать самые тяжкие измены долгу, что оне кажутся малыми недостатками. Но какой это страшный богопротивный труд! Что делает в таком случае самолюбие? Оправдывая нас преступников, оно возстает против суда Божия объявляющого нас преступниками. Сокращая пределы власти заповедей Божиих над нами, оно нагло оскорбляет власть законодателя — Бога. И преступно и безразсудно и пагубно желание наше уменьшать вины свои. Грех ищет защиты себе в душе твоей. Вот что значит твоя неискренность в сознании грехов своих! Грех ищет твоей погибели. Если теперь, когда ты собрался изгнать его из души покаянием, ты сам прикроешь его в душе: после он более будет иметь силы над тобою, более и сильнее будет растлевать душу твою. Молись Господу «не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» (Псал. 140:4). Страшись придумывать извинения грехам. Не уклоняй взора например многих, идущих широким путем: в аду будет место и многим. И многие погибающие не защитят тебя от погибели. Они дадут ответ за себя точно так, как с тебя потребуется особый отчет. К чему обращаться к примеру многих грешников? Тебе повелено следовать примеру святых, а не грешников. К чему обращаться теперь к многим? Дело идет не о многих, а о тебе, о твоих грехах; суд над твоими делами, в них требуется отчет. Не ссылайся и на слабость.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И после союза, который LXX перевели чрез завет, не обильная жатва хлеба произрастет у вас, даже не ячмень, пища для скота, не различные овощи, не виноград, который сок своих плодов обращает в вино, не деревья, которые превращают влагу земли в плоды, имеющие различный вкус, но явится у вас горечь, или суд горечи или же γροστις, что по-латыни мы выражаем чрез gramen (трава). Это именно род травы, похожей на тростник, у которой каждое коленце пускает ветвь вверх и корень вниз, и в свою очередь самые ветви и кусты служат рассадниками для новых растений, и таким образом в короткое время, если ее не выдергивают со всеми корнями, она целые поля делает подобными покрытым терниями. Если даже сухая какая-либо часть ее попадет на обработанную землю, то все, если только она имеет коленце, наполняется этою травою. Это мы сказали применительно к переводу LXX. Но в еврейском написано ros, что означает горечь, то есть горечь суда, о котором и    Господь говорит в Евангелии: на суд Аз в мир сей приидох (Иоанн. 9, 39), и о других написано, что сии приимут лишшее осуждение (Марк. 12:40). Также ученики противных учений, когда будет сокрушена их ложь, и будут разрушены их жертвенники и рощи, скажут, но поздно: мы не имеем царей, которые прежде управляли нами и которые, путем обмана, заставляли нас не бояться Господа. Какая нам была польза от того, что мы следовали им, когда во время нужды мы не видим от них помощи? Так они будут говорить, ища какого-нибудь извинения, чтобы показать, что виновниками заблуждений были не сами они, а худые руководители их. Поэтому и LXX перевели слова их, как ложные извинения, которые отклоняет от себя пророк, говоря: не уклони сердце мое в словеса лукавствия, неищевати вины о гресех (Псал. 140:4). Мы охотно рукоплещем своим порокам и, быв побеждены страстями, ссылаемся на слабость плоти или на строгие распоряжения высших. Поэтому слова и видения еретиков будут бесполезны, и они заключат союз, но не с Богом, а с горечью, которая, по наступлении дня суда, будет расти на бороздах поля их, так что сеявшие с радостию будут пожинать со слезами, смеявшиеся будут плакать и имевшие утешение будут печалиться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

134. Слав. кто даст? 135. Здесь разгадка приточной речи Суламиты: научение высшей мудростя — цель ея исканий Жениха. 136. Особенно блоговонным вином. См. Псал. 74:9 прим. Нет ли и здесь прообраза эсмирнисменного вина, которым поили Христа?.. 137. Греч. ρον — гранат, слав. яблок. 138. См. Песн. 2:6. 139. См. Песн. 3:5. 140. Греч. λελευκανθισμνη — убелена; отцы Церкви обращали внимание на нравственную перемену Суламиты: в начале книги (1, 4) она была «черна», как Кидарские шатры, а в конце делается необычайно белою. Такова перемена, происходящая в боголюбивой душе во время ея общения с Богом. Григорий Нисский, Феодорит. 141. В переводе преосв. Порфирия здесь монолог Жениха, а об. невесты: в синод., у Ефроса и др. толковников. У блаж. Феодорита слово Жениха: Он «будит» душу от греховного сна и духовно «возраждает» ее в крещении. 142. Ея власти так же подчиняется человек, как смерти. 143. Греч. περπτερα — слав. крила, летающия как перья стрелы. (Schleusner. 1. с. 4, 309). У Порфирия. столбы вокруг ея — неясно! 144. Оскобл. слав. углие огненно соотв. νθρακες πυρς — альд., 23, 147, 157, 199, в др. нет. 145. Как близко это изречение к Новозаветному: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Матф. 16:26). 146. Свадебная (Феодорит). 147. Греч. διαγραψωμεν — напишем. 148. Примем все меры к охране и украшению ея, как великой дрогоцецности. 149. Слав. мн. ч. их соотв. ват. ατν, а в алекс. ед. ч. ατο. 150. Мир, принесенный на землю Христом (Лук. 2:14; Иоан. 14:27). Здесь одна из разгадок символов книги: не чувственная любовь, а мир с Богом и совестью — ея идея, как и ранее (6, 3) она называлась блоговолением... 151. Местоположение Вееламона неизвестно (Толковая Библия V. 74). 152. Не напоминает-ли это изречение новозаветной притчи о приставниках к винограду Домовладыки? (Матф. 21:33-37). 153. Сребренников. 154. Не напоминает ли «прибытка» приставников Домовладыки? (Матф. 25:20-25). 155. Слав. глас Твой соотв. φων σου — альд., вульг, и евр. т.; в других нет.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Слово на Литургии Преждеосвященных Даров 2 О самоизвинении Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины гресех. ( Псал. 140.4 ). Эти слова из 140 псалма Давидова мы всегда слышим на литургии преждеосвященных даров в ряду стихов, составляющих столь любимое нами церковное песнопение: да исправится молитва моя. Вознося от каждого из нас умилительные молитвенные слова: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, и воодушевляя нас к молитве прекрасным образом восхожденья к небу жертвенного фимиама,– это песнопение влагает в уста наши и два знаменательных прошения: положи, Господи, xpa нени e устам моим, и то, которое мы прочли: не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. Остановимся на последнем, как имеющем ближайшее отношение к настоящему времени покаяния. По русскому переводу оно читается так: „не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных“. Нельзя не удивляться силе и глубине этого указания на целую обширную и вместе печальную область нашей нравственной жизни, которой мы большею частью не примечаем, – это: извинение себя во грехах. Что мы грешим, это естественно, – хотя прискорбно и страшно,– так как мы рождаемся во грехах ( Пс. 50, 7 ). Что Сын Божий силою крестной Своей жертвы снял с нас бремя грехов прирожденных и в таинствах покаяния и прио6щения даровал нам врачевство от грехов свободных, т.е. наших собственных, – это утешительно и радостно. Вот прямые отношения наши к правде Божией и милосердию Божию. „Беги“, говорят нам святые отцы и учители наши, „от страшного суда правды Божией к Божию милосердию“. Содержать себя в постоянном опасении греха, как причины нашей вечной погибели, и носить в сердце сокрушение о грехах соделанных с постоянною заботою об исправлении и с упованием на милость Спасителя нашего, – вот прямой путь ко спасению. Но в нашей действительной жизни в эти два ясные нравственные состояния незаметно вплетается третье: извинение во грехах, делаемое нами самими – себе самим.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

56 дес.(2 казачьих пая) Александров- ско-Кундрю- ческий хутор Алексеевская ц. 1 свящ.1 псал. 108–50 25 пудов 38 дес. РОВЕНЕЦКОЕ БЛАГОЧИНИЕ 1912 Орлово- Ровенецкая слобода Николаевская ц. 2 свящ1 диак.2 псал. 4 994–16 на 100 р. Ребрикова слобода Троицкая ц. 1 свящ.1 псал. 305–60 375 (свящ.300р., псал. 75р.) на 20 р. Картушина слобода Архангельская ц. 1 свящ.1 псал. 848–73 375 (свящ.300р., псал. 75р.) на 50 р. Щетковский поселок Вознесенская ц. 1 свящ.1 псал. 293–33 на 30 р. Количество священно- и церковнослужителей Сумма причтового денежного дохода с % от причтового капитала (если имеется) Пособие причту от прихожан или учреждений Жалованье из казны Собрано причтом зернового хлеба Количество земли в пользовании причта (десятины) Новона- деждовка слобода Александро-Невская ц. 1 свящ.1 псал. 646–04 720 от наследников землевладелицы Е.П.Еф- ремовой. 4 четв. пшеницы и 2 четв.ячменя на 60 р. Малокрепин- ская слобода Николаевская ц. 1 свящ.1 псал. 1 471–44 на 50 р. Есауловка слобода Преображенская ц. 1 свящ.1 псал. 1 196–03 на 120 р. Алексеев- ско-Наголь- чинский поселок Троицкий ц. 1 свящ.1 псал. 519–89 56 пудов Ореховский поселок Вознесенская ц. 1 свящ.1 псал. 967–90 на 100 р. 33 дес. (аренда 140 руб. в год) Леоновский поселок Петропавловская ц. 1 свящ.1 псал. 1 071–96 600(не выплачивается) на 200 р. Исаевка-Дья- ковой слобода Иоанна Милостивого ц. 1 свящ.1 псал. 1 062–00 на 150 р. Количество священно- и церковнослужителей Сумма причтового денежного дохода с % от причтового капитала (если имеется) Пособие причту от прихожан или учреждений Жалованье из казны Собрано причтом зернового хлеба Количество земли в пользовании причта (десятины) Бобриково-Петровская слобода Успенская ц. 1 свящ.1 псал. 630–00 600 (свящ. 450, псал. 150) на 60 р. Благовский поселок Вознесенская ц. 1 свящ.1 псал. 447–31 600 (свящ. 450, псал. 150) на 40 р. Дарьевка слобода Покровская ц. 1 свящ.1 псал. 170–25 600 (получено 434–75) Нагольно-Луковкина слобода Успенская ц. 1 свящ.1 псал. 802–05 500 (свящ. 375, псал. 125)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 свящ.1 псал. 980–69 12 дес.(2 казачьих пая по 6 дес.) Раздорская станица Богородицкая ц. 2 свящ.1 диак.2 псал. 2 417–79 35 дес.(5 казачьих паев) Керченский хутор Николаевская ц. 2 свящ.1 псал. 739–14 64 меры 14 дес.(2 казачьих пая) Голубинский хутор Покровская ц. 1 свящ.1 псал. 574–18 20 дес.(2 казачьих пая) Количество священно- и церковнослужителей Сумма причтового денежного дохода с % от причтового капитала (если имеется) Пособие причту от прихожан или учреждений Жалованье из казны Собрано причтом зернового хлеба Количество земли в пользовании причта (десятины) Грушин хутор Архангельская ц. 1 400–40 250 р и 100 четвертей зерна. Положено с 1870 г., но не выплачивается. 32 дес.(4 казачьих пая) Усть-Быстрин- ская станица Николаевская ц. 1 свящ.1 диак.1 псал. 1 049–00 400 р при открытии диаковско- го места. (не выплачиваются) 21 дес.(3 казачьих пая) Верхне-Кун- дрюческая станица Предтеченская ц. 2 свящ.1 диак.2 псал. 2 791–90 10 четвертей 40 дес.(5 казачьих паев) Нижне-Кун- дрючевская станица Христорождественская ц. 3 свящ.1 диак.3 псал. 4 609–25 350 мер 7 паев по 7 1/4 дес. + 100 дес. церковной земли.Пожертвована почетным гражданином А.Же- ребцовым Журавских хутаров Покровская ц. 1 свящ.1 диак.1 псал. 857–77 27 четвертей 10 дес.(2 казачьих пая) Количество священно- и церковнослужителей Сумма причтового денежного дохода с % от причтового капитала (если имеется) Пособие причту от прихожан или учреждений Жалованье из казны Собрано причтом зернового хлеба Количество земли в пользовании причта (десятины) Богоявленская станица Христорождественская ц. 1 681–20 Николаевская станица Николаевская ц. 2 свящ.2 псал. 2 021–24 (свящ. по 750–45;псал. по 250–15) 32 дес.(4 казачьих пая) Николаевская станица Троицкая единоверч. ц. 1 свящ1 псал. 140 (свящ. 90; псал. 50) 392 (свящ. 294р.; псал.98 р.) 14 дес.(2 казачьих пая) Гапкин хутор Архангельская ц. 1свящ.1 псал. 120 пудов 14 дес.(2 казачьих пая) Кременской хутор Рождества Богородицы ц. 1 свящ.1 псал. 244–54 14 дес.(2 казачьих пая)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010