Издашася лета 1638 от Рождества Христова. Напечатася иждивением же и тщанием всесветлейшаго, благочестиваго же и тишайшаго Государя и Игемона всея Угровлахии, господина Иоанна Константиновича Басарамбскаго воеводы. Прирадением же и исправлением словеснейшаго нотариа великия церкви господина Михаила Макри, суща из Иоаннитов. В славном городе букурести уггровлахийском. В лето спасения 1690, в месяце сентемврии». В самом конце рукописи находится заметка: «преписася сия богодухновенная святая книга 1702 года, месяца сентемвриа». В этой рукописи содержится 304 листа. Сам автор этих «противоглагольств» так объясняет причину, побудившую его приняться за составление этого своего обличения, и цель этого последнего: «Понеже вецыи суть иже обретоша ныне ново некую веру свою, и ходят в ней, не довлятся токмо держати разумения, яже избраша, и последний день хотел бы их искусити, но подвизаются показати, яко и церковь наша вся последует им, и предлагают порицание на ны нестерпное, от нужды и на брань сию снисходим, не ради еже обидити кого, но еже свободити себе от нелепаго и неправеднейшаго порицания. Зане аще и близ Судии и Бога нашего суть явна и не соделанная, якоже Давид ( Псал.138, 20 ) песновоспе, да не речеши оная, яже вседневно исповедуем дерзновенно, яже ведать множайшии человеков, обаче нужда есть отвещати о тех, иже заключают и нас всех в томжде погрешении, иже полагают списателя сотворившаго насущное исповедание, понеже мня, яко поколебася церковь наша от основания приятаго от апостолов, и преемников их, яко да не дадим преткновения блазна языком с ними же купно соживущим и да свободим и многая чада церковная, терпящая многие укоризны и тщеты, ради глав сих, да изъявим убо тая самая словеса списателева, якоже той глаголет я. Яко да сими познает всяк и порицания и догматствованная тем о христианствей вере» 11 . 6) В сочинении Захарии Мафы: Κατλογος στορικς τω ν πρωτω ν πισκπων κα τω ν φεξη ς πατριαρχω ν τη ς ν Κωνσταντινουπλει γας κα μεγλης του Χριστου κκλησας».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Содержание Песнь 1-я.    Ирмос. Волною морскою покрывшаго в древности преследовавшаго мучителя чада спасенных сокрыли под землею: но мы, как отроковицы, воспоем Господу: ибо он торжественно прославился.    Господи Боже мой, отходное пение и надгробную песнь воспою тебе, погребением своим отверзшему мне вход к жизни, и смертию смерть и ад умертвившему (Ос. 13:14).    Небесныя и преисподния (существа), видя тебя, Спаситель мой, горе на престоле и долу во гробе, изумлялись смерти твоей: ибо непостижимо оказался ты мертвым, Живоначальный (Мк. 15:44).    Дабы исполнить все славою твоею, ты нисшел в преисподния (места) земли: ибо не сокрылось от тебя Адамово существо мое, и быв погребен, ты обновляешь меня растленнаго, Человеколюбче (Псал. 138:51; Рим. 5:12). Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тщание . «Христе даруй душе моей» ... «Даруй, чтоб с тщанием всегда Свой долг я исполнять старался» (С. Д. С. 114. Г. В. 40). Тщатися . «Прииди друг к Иисусу» ... «Возьми крест свой и следуй В путь узкий за Христом. Идя за Ним, не сетуй, Но тщись идти с крестом» (С. Д. С. 172. Г. В. 67, . 85). См. С. Д. С. 240. Г. В. 12, 14. Пр. Хр. 71. Упование . «Жив Христос Спаситель мой Свет души и упованье»! (Гус. 211; нов. 415. С. Д. С. 87. Г. В. 177. Пр. Хр. 46. Д. П. 30. Г. 58. См. Гус. 11, 26, 159, 171, 331. С. Д. С. 89, 96, 6, 141, 149, 246, 378. Г. В. 51, 95, 179. С. С. 24, 72, 89. Пр. Хр. 9, 34, 82. Д. П. 28, 31. Г. 22, 27, 35, 21, 26, 28. Уповать . « Bc е к труду»! ... Бодрствуй и молись! Уповай, трудись, Доколе наш Господь придет»! (Гус. 335; нов. 332. С. Д. С. 76, 44). См. Гус. 284, 329, 469. С. Д/С. 23, 28, 116, 126, 233, 261, 265, 367, 369. Г. В.2, 18,42, 51. С. С. 53. Пр. Хр. 9. Д. П. 37. Г. 5, 36, 37, псал. 90. Узы . «Когда я слышу о Христе» ... «О как несчастлив был бы я, Когда б не Ты от уз Грех освободил меня, Спаситель мой Иисус»! (Гус. 109, нов. –195. С. Д. С. 50. Г. В. 202. С. С. 92. Д. П. 88). Хощу . «От сна я, вставши, пред Тобой» ... «Пошли мне Духа благодать Ходить в Твоей тропе А коль мне схощешь жизнь прервать, Прими мой дух к Себе»! (Г. В. 193. Д. П. 64). Чадо . «О если б тысячью устами» ... Кто с чудной благостью, с терпением Мой путь ко благу направлял? Кто все грехи покрыл прощеньем И чадом Божиим назвал»? (Гус. 80, нов. –148. С Д. С. 39, Г. В. 26. С. С. 7. П. С. 12. Пр. Хр. 90. Д. П. 22. Г. 60. 56). См. Гус. 112. 157, 178. С. Д. С. 53, 58, 70, 120, 148, 217, 241, 247, 260, 284, 312. Г. В. 45, 103, 141. Пр. Хр. 52, 79, Д. П. 42, 79, 90. Г. 3, 12, 13, 29, 35, 49. Чаю . «Что нам дает блаженство и покой» ? ... «Господь наш Бог, к Тебе идем с мольбою; Будь Ты один путь жизни и спасенья Чтоб человек не чаял избавленья Заслугой дел; за гордою мечтой Погибель, смерть (Гус. 255, нов. –96. С. Д. С. 199. Г. В. 11. Пр. Хр. 75). См. С. Д. С. 138, 325. Г. 39. 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Для спасения человека–грешника нужны с его стороны, кроме желания спастись, искренняя и правая вера в Бога, надежда на Его милосердие и добрые дела, как свидетельство его веры, а со стороны Бога нужна Его спасающая благодать. Что же такое благодать Божья? «Благодатью» называется дар Божий, или невидимая сила Божья, сохраняющая весь видимый мир и человека и направляющая их к конечной цели их бытия. О своем призвании к апостольству ап. Павел так говорит: «Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» ( 2Кор. 12:9 ). Она имеет различные виды: есть, например, благодать «промыслительная», которая управляет жизнью и движением всего мира, сохраняя его от саморазрушения и уничтожения. Если бы Господь на одну минуту или секунду, на одно лишь мгновенье отнял от мира Свою промыслительную благодать, весь мир во мгновение ока обратился бы в ничто, исчез бы без следа ( Псал. 64:103  и 138): Бог «Сам дает всему жизнь, дыхание и все..., ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» ( Деян. 17:24–28 ). По отношению к человеку–грешнику, кроме благодати промыслительной, есть еще благодать, обращающая его на путь спасения, то есть пробуждающая ум, сердце и волю человека от греховного сна и ведущая его к покаянию. «Никто, говорит Христос, не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» ( Иоан. 6:65 ). «Ибо без Меня не можете делать ничего» ( Иоан. 15:5 ); «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мной» (От. 3:20). «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божья, осуждая делающих такие (греховные) дела, сам делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что, благость Божья ведет тебя к покаянию?» ( Рим. 2:3–4 ). «Я, говорит ап. Павел, жестоко гнал Церковь Божью и опустошал ее... Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своей, благословил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам; а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск» ( Гал. 1:13–17 ; 1Петр. 2:9  и 5:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Приидите, воспоем Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего. Предстанем лицу Его с славословием, в песнях воскликнем Ему. Ибо Господь есть Бог великий и царь великий над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины гор – Егο же. Его море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его. Приидите, поклонимся, и припадем, преклоним колена пред лицом Господа, Творца нашего. Ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его: не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне. Где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое. Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем, они не познали путей Моих; и потому Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой ( Пс.94:1–11 ). VIII. Царство прозябаемых, псал. 138 Теперь взглянем на царство растений. Какое здесь множество и изобилие разнообразнейших предметов! Вот многочисленные разных пород мхи – они растут на бесплодных местах: на камнях, песке, глине, болотах. Из их остатков, когда они поблекнут, заготовляется в болотах торф – топливо в странах безлесных, а в прочих местах чернозем – пища для трав, злаков и деревьев. Этот чернозем или перемешивается с песком и глиною, на которых растет, и обращает бесплодное место в плодородное, или смывается водою от дождей и снегов в ложбины и там удобряет луга и поля. Одни из пород мха служат пищею оленям, другие – лекарством человеку, а некоторые употребляются при постройках и иных производствах. Вот разные роды грибов – они служат пищею человеку, скотам и зверям. Вот бесчисленные породы трав: одни сочные и питательные, ими кормятся многие виды животных, другие лекарственные служат человеку для восстановления его здоровья, иные красующиеся своими цветами, или благоухающие, или приносящие вкусные ягоды – они веселят взор, услаждают обоняние и вкус человека. Вот разнообразные овощи – они служат приправой пищи. Вот хлебные злаки; из них изготовляется хлеб.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но постоянные занятия этими трудами оказались для блаженного препятствием к посещению учрежденных в церкви собраний, и случалось иногда, что он не поспевал к священному единению братий, сообща воспевающих божество; однако кто, прибывши прежде его в церковь, мог бы с Давидом сказать: «отворите мне врата правды» (Псал. 117:19); вошедши в них, исповедаюсь Господу и в церквах прославлю Тебя, Господи, «вечером и утром и в полдень поведаю и возвещу» (Псал. 54:18), чудеса Твои; «и семикратно в день прославляю Тебя» (Псал. 118:164), и «весь день я... простирал к Тебе руки мои» (Псал. 87:10). Ибо и он сам (Мелетий) выполнял определенное для каждого время и сверх того за все во всякое время благодарил Господа. Но какой список достойно исчислит особенные его труды, которые он переносил, уходя в клеть свою и запираясь от внешнего шума, и моляся к Отцу, видящему тайное, исчислит его бдения, псалмопения, неутомимые стояния, коленопреклонения, превышающие всякое число, биения в грудь, источники слез, продолжающиеся иногда целую ночь, и другое таинственное деяние добродетели? Ему приличествовало и сие Давидово возглашение: «в полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» (Псал. 118:62), и еще: «предваряю рассвет и взываю, на слово Твое уповаю, очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» (Псал. 118:147—148); а еще приличнее мог бы он произнесть, говоря, что и целые ночи, на равне со днями, я провел во бдении; присоединив к тому следующее: «я изнемог от вопля, засохла гортань моя» (Псал. 68:4), «от голоса стенания моего кости мои прильнули к плоти моей, я уподобился пеликану в пустыне; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле, и я стал как филин на развалинах» (Псал. 101:6—8) и «душа моя повержена в прах» (Псал. 118:25) склоняясь в молитве вместе с телом и смиряясь под крепкую руку Господа... Другие же слова: «каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою» (Псал. 6:7), не знаю, как ему присвоить, разве только за постель и кровать прямо поверженную на земле циновку, на которую он склонялся после величайшего и уже более невыносимого труда, давая отдых утомленному телу, и кратким послаблением, как раскаленное железо водою, закаляя к новым опять трудам и поту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

α) Вся жизнь Давида была одной великой борьбой с внешними и внутренними врагами, несмотря на его божественное избрание и помазание через славного уже в то время пророка Самуила ( 1Сам. 16:13  сн. Псал. 88:21 ; Деян. 13:22 ) и несмотря даже на могущество руки его, неопускавшейся перед львами и медведями и не трепетавшей от встречи с исполином Голиафом ( 1Сам. 17 ). Больше страданий, чем радости испытал тот, кто излил от глубины сердца своего все изречения Псалма 22 (русск. и слав. 21) вплоть до стиха 22, после которого уже начинают в сознании страждущего всплывать некоторые более отрадные для него представления о спасении, – и страждующий праведник даже переживает душой своей сам момент избавления от страданий, когда, сказав: «боящиеся Господа! Восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его! Затем добавляет: «Ибо он не призрел и не пренебрег скорби страждущего, и не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему» (ст. 24, 25). Этот псалом, в котором нельзя не видеть отражения действительных отношений жизни Давида, есть в то же время дивное предуказание обстоятельств уничиженного состояния новозаветного «Праведника» (Выраж. Деян. 7:52  сн. 3:14) Это – α) праведник, оставленный всеми ( Псал. 21:12  сл. 68:21) даже до известной степени Самим Богом ( Псал. 21:2 , сл. Мф. 27:46 и пар. а между тем, у которого «ненавидевших его было больше, нежели волос на голове его» ( Псал. 68:5 ), и притом ненавидевших безвинно (сл. Псал. 68:5  и Ин. 15:25 ), но которые во вражде своей на него готовы были излить яд аспидов с губ своих ( Псал. 139:4  и сл. Рим. 3:13 ); β) Праведник, не только покинутый всеми сторонними, так что он ждал сострадания, но не было его, – утешителей, но не находил их» ( Псал. 68:21  сн. Псал. 21:12 ), но даже и со стороны друзей своих, от которых ему можно было бы ожидать сострадания и помощи, он не только не находил этого, а, напротив, и они на него же восстают: «человек мирный со мною», говорит Праведник, «на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» ( Псал. 40:10  сл. Ин. 13:18 ) 352 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

48:17); и опять: (Бог) вселяющий единомысленныя в дом " Бог одиноких вводит в дом " (Псал. 67:7); также: " Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей " (Псал. 118:164); и опять: " В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои " (Псал. 118:62); также: " Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня " (Псал.48:16); и еще: " Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной " (Псал.22:4); и опять: " Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень " (Псал.90:5, 6); и опять: " считают нас за овец, [обреченных] на заклание " (Псал.43:23), – тогда выражал пламенную свою любовь к Богу. А когда опять они поют вместе с ангелами (потому что и ангелы тогда поют), говоря: " Хвалите Господа с небес " (Псал. 148:1), между тем как мы в это время зеваем, чешемся, храпим, или просто лежим навзничь и придумываем тысячи обманов, то какое благо приносит им то, что они в этом проводят всю ночь? Когда же начинает рассветать, тогда они, наконец, отдыхают, и в то время как мы начинаем свои дела, они имеют час отдыха. С наступлением дня, каждый из нас, позвав другого, ведет с ним речь о дневных расходах; затем один выходит на общественную площадь, является к начальнику, дрожит, боится наказаний; другой идет на зрелище; иной к своим занятиям. Между тем они, окончив утренние молитвы и песнопения, обращаются к чтению Писаний. Есть между ними и такие, которые научились списывать книги. Каждый из них, заняв одно отдельное жилище, по­стоянно упражняется в молчании, никто не суесловит, никто ничего не говорит. Потом совершают они третий, шестой, де­вятый час и вечернее молитвословие, и, разделив день на че­тыре части, по окончании каждой из них прославляют Бога псалмопениями и гимнами. Тогда как все прочие обедают, смеются, забавляются, преисполняют себя излишними яствами, они занимаиотся пением гимнов, не имея времени ни для тра­пезы, ни для чувственных удовольствий. И после обеда опять принимаются они за те же упражнения, подкрепив себя сперва сном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Вот Кто есть предреченный Пастырь из семени Давидова (сн. Рим. 1:3 ) и – Блюститель душ, прежде блуждавших без истинного пастыря (Петр. 2:25), но соединяющихся теперь с язычниками в одно стадо, имеющее одну печать крови Христа (Срав. Деян. 20:28  и дальн.), по которой распознаются Его и не Его овцы (срав. 2Тим. 2:19 , сн. Числ. 16:5 ; также – Рим. 11:2 ) 652 . Так Господь – Пастырь добрый обнял Своим взором все прошедшее, настоящее и грядущее Своего стада, семени веры в В. и Н. Завете единого, но в Ветхом имевшего многих более или менее ясно прообразовавших Его собой, а иногда лишь омрачавших светлый образ (εκν) Его, почему и настояла нужда в Едином и, притом, вечном Пастыре, и Пастыреначальнике, Который, имея явиться на грядущий всемирный суд, в совершенстве рассудит не только между овцами и овцами, но и между пастырями и пастырями всех времен (срав. Иезек. 34:23; 1Пет. 5:4  в контексте, Деян. 20:28  и дал. и др.). 3) Тайна искупления Богочеловеком мира. Его первосвященническое служение. Исаии 53:2 и дальн. Псал. 2:1–2 ; Захарии 11:12–13 (срав. Псал. 40:10 ); Иеремии 31:31–34 (сн. Прит. 9:2,5,6 ); Зах. 13:7 ; Исаии 50:6 и дал.; Псал. 21:17,19; 8:9 ; Псал. 68:10,22 ; Псал. 21:2 ; Зах. 14:6,7,13 (сн. Ам. 8:9 ); – 12:10; Псал. 67:19  (срав. Зах. 9:11 ); Псал. 109:4 . Ничего не было предоткрыто в В. 3. с такой дивной ясностью, как Евангелие уничижения Мессии для искупления рода человеческого от рабства греху и смерти 653 . Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? – начинает свое евангелие об Искупителе Исаия. Ибо Он взошел пред Ним (Богом) как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Действительно, когда сердце, не будучи отягчено яствами, не погружается в земное, то оно не имеет нужды в долгом времени, чтобы воспрянуть, но тотчас является трезвенным. Руки их всегда чисты, потому что и сон их бывает благопристойным: там не услышишь ни храпящих, ни зевающих, не увидишь ни раскинувшегося во сне, ни обнаженного, но все спят, лежа благоприличнее, нежели бодрствующие. Все же это происходит от доброго настроения души. Они поистине свя­тые, – ангелы между людьми. И не удивляйся, слыша это, – великий страх пред Богом не позволяет впадать им в глубокий сон и погружать в него душу, но он (сон) как бы сна­ружи прикасается, только для успокоения их. А если таков их сон, то по необходимости таковы должны быть и их сно­видения, – они не бывают исполнены мечтаний и страшных ви­дений. Но вот, как я сказал, пропоет петух, – и тотчас приходит настоятель и, ногою просто толкнув лежащего, поднимает всех, потому что там не позволяется спать нагим. Встав, они тотчас становятся в ряд, и с великим согласием и мелодическою стройностию поют пророческие гимны. Ни гусли, ни свирель, ни иное какое-либо музыкальное орудие не издает такого звука, какой можно слышать в глубокой тишине и в пустыне, когда поют эти святые люди. И самые эти песни плодотворны и исполнены любви к Богу. " Во время ночи " – говорится, – " Воздвигните руки ваши " к Богу (Псал.133:2), и опять: от нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли Не скрой от меня лица Твоего; " не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой " ! (Псал.29:9). (Поют они) и песни Давидовы, исторгающие обильные потоки слез. Ведь когда воспевал он их, говоря: " Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою " (Псал.6:7); и опять: " Я ем пепел, как хлеб " (Псал.101:10); и опять: " что [есть] человек, что Ты помнишь его " (Псал. 8:5)? " Человек подобен дуновению; дни его - как уклоняющаяся тень " (Псал.143:4); также: " Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается " (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010