А.В. Попов Слово в день Священного Коронования Сегодня мы, возлюбленные соотечественники, воспоминаем священное коронование Государя нашего, и в сей день почитаю уместным побеседовать с вами о самодержавной власти, коя присуща Русским Царям. Нам, живущим вдали от родины, в земле чуждей, среди людей, мало, а то и совсем не знающих нашей страны и её установлений, весьма часто приходится слышать нарекание, осуждение и осмеяние родных и дорогих нам учреждений. Такому нападению особенно подвергается самодержавие, одна из основ русского Государства. Многим оно здесь представляется каким-то «пугалом», восточным деспотизмом, тираниею, азиатщиною, ему приписываются все неудачи, недочеты и нестроения русской земли: Россия-де всегда будет колоссом на глиняных ногах, пока не заведет у себя западной конституции, правового порядка, учредительного собрания. С голоса таких порицателей и доморощенные политики стали последнее время кричать в России «долой самодержавие». Мы не можем разубедить всех тех, которые желают обольщаться, у которых очи не видят и уши не слышат; но на нас, живущих за границею и из этого далека любящих родную землю, лежит особый долг просветить, ознакомить здешних честных мыслителей с тем, что такое на самом деле самодержавие в России. 7 Власть самодержавная означает то, что власть эта не зависит от другой человеческой власти, не почерпается от неё, не ограничивается ею, а в себе самой носит источник бытия и силы своей. Такою и должна быть царская власть. Ибо для чего существует она? Евреи просили себе у прор. Самуила царя для того, чтобы он судил и защищал их ( 1Цар.8:5, 20 ). И псалмопевец Давид молился о сыне своем Соломоне: Боже, суд Твой цареви даждь и правду Твою сыну цареву, судити людем Твоим в правде; судит нищим людским и спасет сыны убогих и смирит клеветника; избави нища от сильна и убога, емуже не бе помощника ( Псал.71:1–2,4,12 и дал.). Значит, царская власть должна стоять на страже права и справедливости, защищая от насилия подданных и особенно сирых и убогих, у которых нет других помощников и защиты. А для этого она и должна быть самодержавна, неограниченна и не зависима ни от сильных, ни от богатых. Иначе она не могла бы выполнить своего назначения, так как ей приходилось бы постоянно трепетать за свою участь и, чтобы не быть низвергнутою, угождать богатым, сильным и влиятельным, служить правде, как понимают ее эти последние, творить суд человеческий, а не Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Новогоднее слово Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства?   «На всей земле был один язык и одно наречие» . И сказали люди: «построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город, и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: ...Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле» (Быт. 11:1, 4—8). Не угодно было Господу строительство Вавилонское, противно планам Божественного домостроительства. «Сотворим себе имя» , — не напоминает ли это желание наших прародителей быть «яко боги» (Быт. 3:5); и единый дотоле язык смешался в разные наречия и единый народ разделился на разные племена, враждебные друг другу и истреблявшие одно другое. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его» , напрасно рано встают и поздно просиживают (Псал. 126:1—2). Это исполнилось в древности на Вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочею нашею. И наши строители желают «сотворить себе имя» , своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (Апок. 3:17). Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плачь Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину. Как Господь поверг на землю красу нашу, как разрушил укрепления, как отверг царей и князей наших. Страна, некогда многолюдная, стала одинока как вдова, «великий между народами, князь над областями делается данником. Горько плачет он, и слезы на ланитах его, и нет у него утешителя. ...Враги его стали во главе, неприятели... благоденствуют, и ...враг простер руку... на... самое драгоценное у него. ...Воззри, Господи, и посмотри, как мы унижен ы», и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас. «Весь народ... вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу» , дрова достает за большие деньги и наследие наше переходит к чужим. «Дети просят хлеба и никто не подает им. Евшие сладкое истаевают на улицах и воспитанные на багрянице жмутся к навозу» (Плач. 2:1—2, 1:1—2, 5, 10—12, 4:4—5, 5:2—4). И это в стране, бывшей житницею целой Европы и славившейся своими богатствами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4000...

Слово в неделю Ваий Ныне, други, ближайшее нам спасение. Настоящее время делает нас ревностнейшими, готовейшими и усерднейшими ко встрече Небесного Царя. Это изрек и Павел, благовествуя: «Господь близь: ни о чемже пецытеся» (Флп. 4:5—6). Господь обретается близко — в скором подаянии даров. «Нощь прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света. Яко во дни, благообразно да ходим» (Рим. 13:12—13). Возжем светильники веры; запасемся елеем нищелюбия, подобно пяти мудрым девам; встретим Христа бодрственно; возвысим пальму правды; облобызаем сосуд мира Мариина; внемлем гласу ликования; вознесем Богоприличные хвалы; с народом воскликнем песнь, воспетую народом: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев» (Иоан. 12:13; Мф.21:9)! Грядущий — благ: ибо Он всегда грядет к нам, и никогда не оставляет нас. «Близ Господь всем... призывающим Его во истине» (Псал. 144:18). «Благословен грядый... Царь Израилев!» Все, совершаемое в нынешний день, служит знаком, указанием, возвещением Царского шествия. В мирских городах, когда ожидают прибытия земного Царя, уравнивают дороги, увешивают венками входы, обновляют здания, украшают повсюду для Царя дворцы, составляют повсеместно хвалебные хоры, — все сие предзнаменует прибытие земного Царя в какой-либо город. Подобное тому совершаем ныне и мы, или даже нечто блистательнейшее и славнейшее. Ибо сколько владычество вечного Царя превосходнее временного; во столько раз и служение Ему превышает почести, оказываемые Царю смертному. Кроткий и тихий Царь стоит при дверях. Носимый на небеси херувимами, возседит здесь долу на жребяти ослем. Приготовим душевные наши домы; снимем паутину всякого братоненавидения; обметем пыль злословия; прольем обильную воду любви для омовения нечистоты; уравняем всякую негладкость вражды; преддверия уст наших украсим цветами благочестия; воспоем с народом песнь народа: «Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!» И кто не воззовет? Кто не восхвалит сии лики предходящих и вследствующих людей — врагов иудеям, друзей христианам? Они величали Господа Царем, не видя телесными очами ничего, свойственного Царскому достоинству. Не видали они ни колесниц позлащенных, ни лошаков красивых, ни другой какой пышности, какою обыкновенно окружают себя земные Цари в шествиях своих: не видали ни оружий, ни щитов, ни копий, ни порфир, ни грозных и могучих телохранителей, ни богатоубранных слонов, ни старейшин предшествующих, — ничего такого они не видали; а видели все противуположное: осля слабое, невинное, младое, нагое, чуждое, к ярму готовимое; и сопровождающими видели только одиннадцать учеников (Иуда занят уже был делом предательства). Взирая на такую бедность, народ, как бы на небо восхищенный, и горнее помышляющий, с ангелами ликующий и устам серафимским подражающий, возносил глас, подобный гласам воев (воинств) небесных, взывая: «Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2686...

Николаевка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церква /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1774. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Роменский район, с. Николаевка Координаты: 50.802448, 33.432313 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью с. Николаевка. Рождество-Богородичная цр., дерев., в одной связи с колокольней, холод., ремонт. 1858 г.; кварт. свящ. 4 комн. 14½ куб. саж., псал. 1 комн. 3 куб. саж.; жалов. свящ. 300 р., псал. 100 р.; ружн. земли 33 дес.; прихож. привил. сост. 16, мещ. 79, каз. 1308, крест. 382; дерев. 6 от 1 до 9 вер.; ст. Ромны Либ.-Ром. ж. д. 8 вер.; почт. конт. Ромны 9 вер.; расст. от Консист. 197 вер., от благоч. 12 вер. Свящ. Антонин Феодоров Харченко, псал. Иоанн Стефанов Язловский; церк. стар. каз. Прокопий Никитин Бесараб. Источник: Справочная клировая книга по Полтавской епархии на 1912 год В церковном архиве сохранилась «Летопись», составленная в 1868 г. В ней записано: «когда построена неизвестно, но в 1763 г. существовала... В 1832 г. её ремонтировали. Одновременно построили колокольню и соединили её притвором с бабинцем; колокольню покрыли железом, а стены снаружи и внутри покрасили белой масляной краской». В том же архиве нашлась «Книга записная... на расходы... 1767 года заведенная». За 1767-1770 г.г. в ней записаны незначительные расходы. Между ними в 1769 г. записано расходы на отделку колоколов: «куплено посторонок на колокола, железа пол двенадцати фунта. За оковку колоколов дано цыганам...» В феврале 1770 г. записано: «стратил в мастера левченского». Можно думать, что здесь идет речь о приглашении церковного мастера-строителя, потому что за годы 1772-1773 г.г. записано расходы на покупку мастерам разных продуктов. А в конце 1775 г. записано: «расходы 774, 775 лет хоть и были, но были оние для постройки церкви из собственных прихожанских денег и затем на особом реестре писались». К сожалению, этот реестр не сохранился. Но ясно, что церковь в Николаевке построена в 1774-1775 г.г., а не «неизвестно когда». И строил её, видимо, мастер из Левченко. Можно думать, что церковь в Артюховке 1778 г. строена этим же мастером, потому что просветы между срубами центра и Бабинца в Николаевке и Артюховке одной руки, они почти тождественны по форме.

http://sobory.ru/article/?object=58834

Быстри. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Село Быстри (Быстрицкое), изначально относилось к Костромской губернии. По указу Костромской консистории от 16.10.1884г., была построена в 1888-1890гг., однопрестольная Спасская церковь. Храм был освящен 11.12.1890г. По материалам " Разрушенные храмовые постройки Кировской области. Справочник. Часть 1. " Киров. 2012г. Редактор В.А.Бердинских, составитель А.О. Кайсин. Деревянная однопрестольная церковь, обшитая тесом, сооруженная в 1888-1890 по образцовому проекту К. А. Тона. Основной объем в виде неравногранного восьмерика завершен небольшим восьмериком под невысоким шатром, с востока к нему примыкает алтарь, с запада небольшая трапезная с шатровой колокольней. Закрыта не позже 1930-х, требует ремонта. Село Быстровское – Спасская церковь, Котельнический уезд, 3-й благочиннический округ, деревянная, построена в 1890 г.; расстоянием от г. Вятки в 160 вер., от уездного города в 90 вер.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: удобн. 45 д. 2080 с., неудобн. 4 д. 720 с., в том числе усад. 1 д. 1440 с., пах. 17 д. 1680 с., сен. 15 д. 1440 саж., лес. 10 дес. 1320 саж.; братский денежный доход: содержание от казны 392 р. на причт, кружечный раздел: свящ. 255 р. 93 к., псал., 85 р. 31 коп., пособие из сумм консистории 100 р., а всего свящ. 624 р. 93 к., псал. 208 р. 31 к.; руги собир. на весь причт до 35 пуд. ржи и 80 и. овса; прихожан: правосл. рус. 507 м. п., 494 ж. п.; приход состоит из 6 селений, расст. 1½ – 11 вер. Село расположено на левом высоком берегу реки Ветлуги; в окрестностях села и по берегам реки простирается лес. В селе смешанная одноклассная церк.-прих. школа. Прихожане занимаются земледелием и выработкою леса, который сплавляется по реке Ветлуге до г. Козмодамианска, Казанск. губ. Больница и волост. прав. в 35 вер. в селе Троицком. Пар. прист. в г. Котельниче; ст. ж. д. Шабалино в 50 вер. Село стоит в 4 вер. от Галичского тракта.

http://sobory.ru/article/?object=33388

Шалегово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Ранее в селе Шалегово имелась церковь, разрешение на постройку которой было получено от патриарха Иова шалеговскими ходоками в 1602 году. Эта деревянная церковь была разобрана после 1764 года. В 1764 году была построена новая деревянная церковь — разобрана к 8 декабря 1817 года. 23 сентября 1809 года дано разрешение на строительство каменной церкви. В 1811 году утвержден план и фасад церкви. В 1814 году позволено церковь строить по плану Котельничской Предтеченской церкви. Строительство каменной церкви окончено 18 января 1817 года. В 1869 - 1870 годах теплая церковь перестроена и расширена. В 40-е годы двадцатого века разрушена. 214. Покровская в селе Шалегове. Построена в 1811 г., каменная. Престолов два: в честь Покрова Божией Матери и Святителей Александрийских Афанасия и Кирилла. При церкви состоят священник, диакон и два дьячка. Священник и диакон имеют казенные квартиры, а дьячки проживают в собственных домах. Земли церковной в их владении 30 дес. пахатной и 3 дес. сенокосной; в дополнение к ней в 1844 г. отмежевано 16½ дес. пахатной и сенокосной земли, но последняя во владение причта не поступила. В приходе 60 селений, на пространстве 10 в. от церкви; прихожан 1794 м. п. и 2088 ж. Село Шалегово от г. Вятки в 55 в. Ближайшия села: Пустоши в 7 в., Талицкое в 11 в. и Истобенское в 13 в. 11) Село Шалегово – Покровская церковь, каменная, построена в 1811 г.; расстоянием от г. Вятки в 55 вер., от уездного города и от благочин. в 27 вер.; часовня Флоровская деревянная; причта по штату положено: 2 свящ., 1 диак., 1 псал.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 2 д. 1200 с., пах. 29 д., сен. 1 д. 1200 с.; братский денежный доход: св. 471 р. 21 к., диак. 314 р. 14 к., псал. 157 р. 7 к.; прихожан: правосл. рус. 2426 м. п., 2575 ж. п.; приход состоит из 57 селений, расст. ½ – 9 вер. Село расположено на низменной местности и только церковь и дома диакона и псаломщика стоят на невысоких холмах; по средине села проходит из имеющагося небольщого пруда вязучий проток, а с севернои стороны прилегает к самому селу болото; реки нет. Вблизи хотя и есть перелески, но местность в общем безлесная. В селе женская одноклассная ц.-п. школа, земское мужское училище и в приходе: в починке Матфея Ишутинова земское начальное училище в 4 вер. от села и таковое же училище в починке Козмы Черемухина (Савичи) в 5 вер. Главным занятием прихожан, вследствие малоземелья и худого качества почвы, является отхожий промысел – бурлачество по рекам Сибири. Врачебный пункт в гор. Орлове, а фельдшерский – в селе Пищалье в 17 в.; волостное правление при селе; парох. прист. Истобенская в 12 вер.; ж.-д. ст. Оричи в 13 вер. и Быстряги в 10 вер. Село стоит на проселочной дороге в Истобенск, в село Пищалье, в село Пустоши и в село Спасоталицкое.

http://sobory.ru/article/?object=33910

Речь перед вечерней в день Пятидесятницы; произнесена в Херсонском соборе 19 мая 1863 г. Господь Спаситель наш, перед временем страданий говорил своим ученикам: многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, – Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Иоан. 16:12,13 ). Не многое ли надлежало бы и нам – недостойным служителям алтаря Христова, возвестить вам, братия, о тех преславных событиях и чудесах, которые совершила некогда, в день сей, десница Божия во граде Давидове? Не надлежало ли, хотя бы для того только, чтобы и нам, и вам соутешитися общею нашей верою ( Рим. 1:12 ), – не надлежало ли, например, воспомянуть пред вами о том огнеобразном сошествии Св. Духа на Апостолов ( Деян. 2:17 ), коего свидетелями были не одни Иерусалимляне, но и многие народы со всех концов вселенной? – о том непостижимом, сверхестественном озарении свыше, вследствие коего некнижные, худородные робкие Галилеяне мгновенно превратились в неустрашимых проповедников славы Распятого, и стали возносить на разных языках хвалы Богу Вышнему? Не надлежало ли поведать о той непреоборимой силе благодати, которая, воздействовав в сердцах, приявших ее, тысячами повлекла людей всякого пола и возраста к вере во Иисуса Назарея, и наконец, о том неисчерпаемом обилии духовно-животворных струй воды живыя ( Иоан. 7:38 ), которые проторглись в Сионской горнице, и которые, излившись оттоле двенадцатью протоками, потекли по всем направлениям вселенной, чтобы оросить иссохшее от зноя греховного лицо земли, и напоить всех жаждущих спасения Божия. Но уместно ли нестройным словом восполнять то, что сладкозвучным языком Церкви уже извитийствовано в песнопениях нынешнего дня? Да и к чему послужило бы теперь наше слово человеческое, какое бы оно ни было, когда и мы, и вы ожидаем дыхания устен Вседержителевых, ожидаем Духа, могущего научить ( Иов. 33:4 ) и умудрить всех нас во спасение? Что значим мы земные, слабые, привременные наставники пред тем учителем святейшим, всемирным, вечным, коего и вы, и мы чаем в час сей? Можем ли мы что-либо сказать вам во спасение без Его содействия, а вы принять от нас без Его благодати, когда никто не может и Господом назвать Иисуса ( 1Кор. 12:3 ), если Дух благий и правый не снидет к нам, не обновит своих действий в утробах наших, и не созиждет в нас сердца чистого ( Псал. 50:12 )? Итак, теперь не время обычных разглагольствий и поучений от подобострастных вам человеков; теперь время сердечных воздыханий и молитв; да исполнится и на нас обетование Спасителя нашего о ниспослании Духа. Когда же приидет Он, Дух истины, наставит и нас, и вас на всяку истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Пижанка. Церковь Рождества Христова (старая). Христорождественская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1772. Год утраты:1937 (разобрана) Адрес: Кировская обл., Пижанский район, пос. Пижанка Координаты: 57.459846, 48.546321 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Каменная; холодный храм построен в 1772 г., теплый в 1800 г. Престолов три: в холодном храме в честь Рождества Пресв. Богородицы, в теплом в честь Рождества Христова и Св. Мученицы Параскевы. При церкви состоят протоиерей (на вакансии свящ.), два священника, два диакона и четыре причетника. Имеют свои дома. В их владении 33 дес. церковной, пахатной и сенокосной, земли. Приход простирается на 21 в. от церкви; к нему принадлежат 69 селений; прихожан 3368 м. п. и 3861 ж.; в том числе Черемис, в 15 селениях, 534 м. п. и 564 ж. Село Пижанка от города Вятки 160 в. Ближайшия села: Макаровка в 8 в., Липово, Ижмаринское и Ижевское в 12 в. и Калянур в 16 в. Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.).//Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, Село Пижанка – Христорождествснская церковь, каменная, построена в 1772 году; расстоянием от г. Вятки в 160 вер., от уездного города в 44 в., от благоч. в 45 вер.; часовня Большекопыловская, деревянная, постр. в 1890 г.; причта по штату положено: 3 св., 1 д., 3 пс.; в казенных домах помещаются три священника и псаломщик, диакон и один псаломщик имеют свои дома и получают квартирное пособие – диак. по 4 р., а псал. по 2 р. в месяц; третий псаломщик живет на частной квартире, получая квартирное пособие по 3 руб. в месяц; земли: усад. 4 д. 624 с., пах. 53 д. 2160 с., сен. 11 д. 288 с., выгон. 11 д. 1680 с., неудоб. 16 дес.; братский денежный доход: св. 565 р. 78 к , диак. 377 р. 12 к.; пс. 188 р. 56 к.; руги соб. на весь причт до 150 п. ржи и 150 п. овса; прихожан: правосл. рус. 3773 м. п., 4112 ж. п.; крещ. черем. 693 м. п., 746 ж. п.; приход состоит из 67 сел., расст. 1-19 в.

http://sobory.ru/article/?object=57875

1. Понятие о таинстве елеосвящения Елеопомазание, как христианское таинство, ведет начало свое от Самого Иисуса Христа. Когда Господь, избрав 12-ть апостолов, послал их с проповедью по городам иудейским, они многих недужных помазывали маслом, и те исцелялись ( Мк. 6:13 ). Без сомнения посланные Господом апостолы совершали это по данной им власти от Господа, согласно с его волею, и таким образом елеопомазание представляется здесь, как учреждение Господа. Неясно высказанная здесь воля Господа о сем вполне ясною должна была сделаться для апостолов по воскресении Господа, когда Он, являясь им в продолжение 40 дней, говорил им о Царствии Божием ( Деян. 1:3 ). Со всею ясностию и определенностию, об этом таинстве говорит ап. Иаков. «Болит ли кто в вас, – пишет он, – да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отнустятся ему» ( Иак. 5:14, 15 ). Божественное учреждение сего таинства видно здесь из связи речи. Апостол говорит здесь о елеопомазании, не как о чем-либо новом, чего прежде не знали христиане, а только указывает им на это врачебное средство, как уже на существовавшее и общеизвестное между ними, которым и заповедуют пользоваться в случае болезней. При том известно, что апостолы ничего не проповедовали сами от себя ( Гал. 1:11, 12 ), но учили только тому, что заповедал им Господь ( Мф. 28:20 ), и что внушал им Дух Святой ( Ин. 16:13 ); и отсюда они называли себя только слугами Христовыми и строителями таин, а не установителями ( 1Кор. 4:1 ). И следовательно, и елеосвящение, заповедуемое здесь ап. Иаковом, установлено и заповедано Самим Господом. А что оно, действительно, есть таинство, видно из того, что, кроме божественного установления, ему усвояются и чувственный знак – помазание больных елеем с молитвою, и соединенное с этим внешним знаком сверх-естественное действие благодати – исцеление болезней 297 и отпущение грехов. Елеопомазание, как благоучрежденное таинство, всегда известно было в церкви Христовой. Об нем упоминается в «Церковной иерархии» Дионисия Ареопагита (Кн. 7, §8, 8): об нем упоминает Ориген (in Levim. Hom. 11, § 4); о нем говорят в 4–м веке: св. Иоанн Златоуст (О свящ. III, 6), Амвросий (de Poenim L. 1, гл. VIII, § 2), Августин (на псал. 26), Виктор, пресвитер Антиохийский (в Толк. на Ев. Марка). В требнике Геласия, еп. Римского (в конце 5-го века), есть чин освящения елея для больных, во отгнание всяких болезней, душевных и телесных. Елеопомазание находится в числе 7-ми таинств не только в «Сакраментарии» Григория Великого , но и в древнейших требниках и молитвенниках греческих; его содержат даже несториане и монофизиты, отлученные от церкви еще на 3-м и 4-м вселенских соборах в 5-м веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Речь при наречении во епископа Люблинского Ваше Святейшество, Богомудрые Архипастыри и Милостивые Отцы! Ныне услышал я, «что рече о мне Господь Бог» (Псал. 84:9), призывающий меня чрез Ваше Святейшество к епископскому служению, и ныне изрек на сие: «благодарю, приемлю и ничтоже вопреки глаголю». А между тем в Священном Писании, которое всех нас умудряет во спасение и полезно для нашего научения и наставления (2 Тим. 3:15—16), есть примеры того, как иные избранники Божии, сознавая трудность служения и свою немощь, уклонялись от бремени, на них возлагаемого. Вот Моисей, которому Господь повелевает вывести народ Божий из работы Египетской; он говорит: «кто я, чтобы идти к Фараону? ...что сказать мне сынам Израиля? не поверят мне и не послушают голоса моего! и человек я не речистый! Господи, пошли другого!» (Исх. 3:11, 13, 4:1, 10, 13). А вот Иеремия; Господь от чрева матери избрал его, освятил и после поставляет пророком, а он отвечает: «о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. 1:6). И из истории Церкви Христовой известно, что многие избранники Божии были при своем избрании «в... страсе и трепете мнозе» (1 Кор.2:3), и что великие и сильные духом Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие ужасались высоты, трудности и ответственности святительского служения и уклонялись от избрания на оное. А я, немощный, «ничтоже вопреки глаголю» на сие! Да не подумает кто-либо при этом, что мне совсем неведома трудность епископского служения. Конечно, неведома она мне на опыте, на деле, но научен и знаю, что епископство воистину есть бремя. Когда-то, в дни ранней юности, епископское служение представлялось мне, — да и мне ли одному! — состоящим из почета, поклонения, силы, власти. «Егда бех младенец, ...яко младенец мудрствовах и яко младенец смышлях; егда же бых муж, отвергох младенческая» (1 Кор. 13:11). Ныне разумею, что епископство есть прежде и более всего не сила, почесть и власть, а «дело, труд, подвиг». И в самом деле, легко ли быть «всем... вся» (1 Кор. 9:22)? Легко ли изнемогать за всех, кто изнемогает, и воспламеняться за всех, кто соблазняется (2 Кор. 11:29)? Легко ли быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12)? Легко ли суметь, когда следует, одного «обличить» , другому «запретить» , третьего «умолить со всяким долготерпением» (2 Тим. 4:2)? Легко ли нести ответственность и за себя, и за паству и пастырей? Легко ли все сие? Святый апостол Павел свидетельствовал о себе: «по вся дни умираю» (1 Кор. 15:31). И истинная жизнь епископа есть постоянное умирание от забот, трудов и печалей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4013...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010