Св. Кирилл Иерусалимский . Божественные и блаженные Ангелы Божии творят Божию волю, как сказал Псалмопевец Давид: «благословите Господа вси Ангелы Его, сильны крепосию, творящие волю Его» (Пс.102, 20). Посему молясь: «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли», мысленно говори: как в Ангелах совершается воля Твоя, Владыко, так да будет и во мне на земли. Св. Златоуст . «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Видишь ли прекрасную связь? Он прежде повелел желать будущего и стремиться к своему отечеству; но доколе этого не будет, живущие здесь должны стараться вести такую жизнь, какая свойственна небожителям. Должно желать, говорит Он, неба и небесного. Впрочем и прежде достижения неба Он повелел нам землю сделать небом и, живя на ней, так вести себя во всем, как бы мы находились на небе, и об этом молить Господа. Действительно, к достижению совершенства горних сил нам нимало не препятствует то, что мы живем на земле. Но можно, и здесь обитая, все делать так, как бы мы жили на небе. Итак, смысл слов Спасителя таков: как на небе совершается все беспрепятственно и не бывает того, чтобы ангелы в одном повиновались, а в другом не повиновались, но во всем повинуются и покоряются (потому что сказано: «сильнии крепостию, творящии слово Его» (Псал.102,20), - так и нас, людей, сподоби не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно. Видишь ли? Христос научил и смиряться, когда показал, что добродетель зависит не от одной только нашей ревности, но и от благодати небесной, и вместе заповедал каждому из нас во время молитвы принимать на себя попечение и о вселенной, - Он не сказал: «да будет воля Твоя» во мне, или в нас, но на всей «земли», - т.е., чтобы истребилось всякое заблуждение и насаждена была истина, чтобы изгнана была всякая злоба и возвратилась добродетель и чтобы, таким образом, ничем не различалось небо от земли. Если так будет, говорит Он, то дольнее ничем не будет различествовать от горнего, хотя по свойству они и различны; тогда земля покажет нам других ангелов

http://predanie.ru/book/107534-istolkova...

Будем же, братия мои, все мирны и миролюбивы и не оставим, при случае, мирить враждующих, усердно противодействуя козням духа вражды, который повсюду усиливается насеять ее. Именем Господа прошу о сем всех и каждаго из вас. А для сего буди благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Аминь. 97. Евр. 12, 14. 98. Еф. 2, 14. 99. 2 Кор. б, 19. 100. 1 Сол. 5, 13. 101 . 2 Кор. 13, 11. 102. Рим. 14, 17 103. Феоф. Болгар, пред. к Ев. от Иоан. 104. 1 Кор. 7, 15. 105 . Пс. 132. 106. Григ. Нис. слово о блаж. в Христ. Чт. 1842 г. май стр.164-165,169 - 170, 177 - 178; 107. Псал. 72, 3 108. Григ. Богосл. сл. о мире, в рус. пер. т. 1, стр. 237 109. Злат.на Матф. бес. 25. БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ Блажени изгнаны правды, ради: яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. ДОСЕЛЕ Господь и Подвигоположник наш Иисус Христос ублажал исполняющих Его заповеди, именно: смиренномудрствующих о себе, плачущих о грехах, ревнующих о кротости и незлобии, алчущих и жаждущих правды Христовой, усердно делающих дела милости, неутомимо исторгающих из своего сердца терние страстей, и водворяющих мир в себе и в людях их окружающих; в последних же двух изречениях Своих о блаженстве, в восьмом и девятом, Он ублажает Своих последователей за гонения, коим они подвергались прежде, и будут подвергаться впредь ради своей веры и добродетели и утешает их сладостнейшим обетованием вечнаго блаженства и великой награды на небесах, с избытком бесконечным имеющей вознаградить их за все поношения, скорби, напасти, лишения, мучения, которыя они терпели и будут терпеть за имя Его. Блажени, говорит, изгнаны правды ради: яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах. Блажени изгнаны правды ради. Под правдою здесь вообще разумеется вера христианская и жизнь по заповедям Христовым; значит, блаженны те, которые гонимы за веру и благочестие, за добрыя дела свои, за постоянство и непоколебимость в вере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2356...

Прокимен, псал. 102, глас 4 Щедръ и милостив гдь, долготерпливъ и многомилостивъ. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Блгослов дш мо гда, и вс мо, и м стое Благословляй, душа моя, Господа, и все внутренности мои имя святое Его. Чтение из книги Бытия (22, 1–18) передает рассказ о принесении Авраамом в жертву сына своего Исаака, и о возвышенном благословении и обетовании, данном Богом Аврааму за послушание его. Прокимен, глас 4, псалом 103 к возвеличишас дла тво гди, вс сотворилъ Как величественны дела твои, Господи, все сотворил Ты премудро. Блгослов дш мо гда, гди бже мой, возвеличилс Благословляй душа моя Господа, Господи Боже мой Ты весьма велик. Чтение из книги Притчей (17, 17–18, 5) продолжает прежде начатую речь о свойствах мудрого. „Братья да будут полезны в нужде, ибо для этого они и рождаются. Муж неразумный рукоплещет и радуется о себе, как будто поручитель поручился за друзей его, а на устах и путях своих собирает огонь. Любящий грешить любит ссоры, а жестокий сердцем не встретит добра. Человек переменчивый в языке подпадет беде, а сердце неразумного болезнь для того, кто имеет его. Не радуется отец о сыне необученном, а благоразумный сын радует свою мать. Веселящееся сердце дает возможность хорошо чувствовать себя, а у печального человека высыхают кости. Кто неправедно собирает в пазуху подарки, у того не будут благоуспешны пути, а нечестный уклоняется от путей правды. У мудрого человека смыслено и лицо, а глаза неразумного к пределам земли. Неразумный сын – гнев для отца и скорбь для родившей его. Не хорошо причинять убыток мужу праведному, и не прилично составлять заговоры против праведных властителей. Кто опасается сказать жестокое слово, тот благоразумен, и человек долготерпеливый мудр. Когда неразумный спрашивает о мудрости, это почитают за мудрость, а кто покажет себя немым, сочтется за мудрого. Человек, желающий разлучаться с друзьями, ищет предлога, и во всякое время он будет подвергаться порицанию. Лишенный разума не имеет нужды в мудрости, ибо он руководится более неразумием. Когда нечестивый дойдет до глубины зла, он всем пренебрегает, и приходит к нему бесчестие и позор. Вода глубокая – слово в сердце, человека, а когда выходит – это река и источник жизни. Не хорошо обращать внимание на лице нечестивого, и не доброе дело уклоняться от правды в суде.»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Действительно, требование Иисуса Христа привести к Нему мужа обнаружило, что она не имеет законного мужа, что у ней было их пять — и желание Самарянки скрыть свой позор открыло в Иисусе Христе тайноведца, а в женщине пробудило желание узнать решение вопроса, который сильнее всего занимал умы Самарян — вопроса о месте поклонения Богу.     Стих 20. Поклонение Богу — привязываемое Самарянами к горе Гаризин, на которой некогда стоял их храм, где когда-то Моисей повелел произносить благословения на народ Божий (Втор. 27:12), где Иаков неоднократно поклонялся, живя на поле, купленном у сынов Еммора (Быт. 33:20), где сам Авраам некогда поставил жертвенник Богу — это поклонение казалось им более правильным, чем Иудейское в Иерусалиме, где был поставлен храм Соломонов — произведение не древних отцов, а богатого Царя, даже не совсем благочестиваго.    Иисус Христос, оправдывая предпочтительно поклонение Иудеев в Иерусалиме уже тем, что даже Мессия должен прийти из народа Иудейскаго, а не Самарянскаго, и должен явиться в храме Иерусалимском, указывает Самарянке, что грядет час и ныне есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу не в Иерусалимском храме и не на какой-либо горе, а на всяком месте: потому что Бог есть Дух, и поклоняться Ему нужно духом и истиною. Благословлять Господа душею, как учит Псалмопевец, должно на всяком месте владычествия Его (Псал. 102:22).    Само это поклонение не должно быть привязано исключительно к каким-либо внешним условиям и обрядам, как у Иудеев, и не должно быть только одним наружным, но должно быть вместе и духовным — внутренним, и телесным — внешним: потому что человек состоит из тела и души, а следовательно и Бога должен прославлять телом и душею, которыя он получил от Бога (1 Кор. 6:20). Но при этом, как духовное — или внутреннее — поклонение должно сопровождаться внешними действиями, телесным поклонением — так и внешнее поклонение Богу должно выражать действительное духовное состояние и молитвенное настроение молящагося и вполне согласовываться с внутренним благоговейным настроением души, должно выражать это настроение, а не заменять его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

А изгнаны были: Каллиник, Исион, Евдемон и Гелой 101 Гиеракаммон, который, стыдясь своего имени, сам называл себя Евлогием. Конец четвертаго праздничнаго послания святого Афанасия Пятое праздничное послание (333 г.) того же (св. Афанасия), в консульство Далмация и Зенофила, во дни Патерна епарха, в шестой год индиктиона, когда воскресенье (Пасхи) было в семнадцатый день майских календ 102 , то-есть двадцатаго Фармуфа; в пятнадцатый день луны, в день недели 7; – в сорок девятый год 103 (эры) Диоклетиана. 1) Радостно переходим мы, братия мои, от праздников к праздникам; радостно – от молитвы к молитвам и к посту от поста приближаемся, совокупляя одни торжества с другими. Ибо вот опять подходит время, которое приносит нам с собою новое начало: благовестие священнаго праздника Пасхи, в который Господь принес Себя в жертву; а мы вкушаем от Этой Жертвы, как от хлеба жизни, и как бы из некоего источника во всякое время услаждаем души наши Его Честною Кровию, Которой непрестанно жаждем. Во всякое время мы томимся желанием; а Сие Питие и предназначается для тех, которые ощущают жажду, и жаждущим же напоминает о сем слово нашего Спасителя, Который, по Своему человеколюбию, в день праздника близ (нас) есть: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» ( Иоан. 7, 37 ). Не так, чтобы Он тогда только утолял жажду, когда кто стал близок к Нему; но и во всякое время, когда бы кто ни пожелал, он может дерзновенно приступать к Спасителю. И не определенным временем ограничен благодатный дар праздника и преславное сияние его никогда не умаляется; но во всякое время он близок и просвещает души тех, которые с любовию ожидают его. И в особенности тем доставляет он никогда неослабевающую силу, которые просвещены духом и день и ночь размышляют о Божественных Писаниях; таковым был муж, коему обетовано блаженство, как написано в священной книге Псалмов: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе. Но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь» ( Псал. 1, 1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Страх, как один из элементов любви детей к их плотским родителям, присущ и любви человека к Богу. Если человек всячески остерегается сделать чтолибо, могущее вызвать нерасположение к нему его плотских родителей, то тем более, конечно, такого же рода поступания держится христианин в его отношениях к Богу. Служите Господу со страхом ( Ncaл. II, 11 ) 99 , говорит великий ветхозаветный псалмопевец. Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом (Евр. XII, 28) 100 , говорит апостол Христов: Долго было бы перечислять библейские места, высказывающие тождественные с только что отмеченными мысли [см. 1Nemp. I, 17; II, 17 ; 2Kop. VII, 1; V, 11 ; Eф. V, 21 ; Фuлun. II, 12 ; Дeяh. IX, 31 и мн. др.; Второз. V, 29; VI, 2, 13; X, 12, 20; Псал. СХ, 10: Npumч. I, 7; VIII, 13; X, 8; XV, 33; XVI, 6; I . Cup. II, 1517 и т. д. 101 ]. Значение рассматриваемого отношения человека к Богу огромной важности: этот страх, удерживая человека от всяких дурных мыслей, намерений и поступков, eo ipso направляет его па путь совершенно противоположного свойства. Впрочем, подобно тому, как говоря выше о страхе детей к плотским их родителям, мы заметили, что с течением времени этот элемент детской любви постепенно исчезает, точно так и здесь, т.е., в вопросе о любви человека к Богу, должно быть констатировано нами совершенно аналогичное явление. В совершенной любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви ( 1Uoah. IV, 18 ) 102 . По слову св. апостола, элемент мучения, присущий любви, поскольку ей, в свою очередь, присущ элемент страха, говорит о несовершенстве её: страх, опасение совершить что либо нравственно дурное является началом, мучащим человека и потому лишающим его совершенного спокойствия, без которого совершенная любовь прямо немыслима. Привязанный к плотским родителям, как мы видели уже, постоянно сохраняет в своем сознании образ их, что, конечно, вполне естественно: что бы мы ни любили, это последнее всегда занимает первенствующее положение в нашем Я.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

11. Ты же, сын возлюбленный, как я и в начале сего увещательнаго слова моего сказал, не забывай бывших тебе от поклоняемаго Человеколюбиваго Бога благодеяний, будучи отклоняем от сего окрадением злобы вражией и разленением, но положив пред очами все, душевныя ли–то, или телесныя, благодеяния, бывшия тебе от начала рождений доселе, размышляй о них и поучайся в них, по сказанному: не забывай всех воздаяний Его (Псал. 102, 2). Таким образом сердце удобно будет подвигаемо на страх Божий и любовь, и ты возможешь воздать (Богу в благодарение) строгою жизнию, добродетельным поведением, благочестною совестию, словом благоприличным, верою правою, мудрованием смиренным, и, просто сказать, предашь всего себя Богу. Вот к чему привлечет тебя память благ, полученных тобою от Благаго и Человеколюбиваго Владыки! Такою памятию благодеяний, особенно при содействии мановения свыше, сердце твое невольно уязвляемо будет любовию и вожделением (Бога), ибо другим, достойнейшим тебя, не сотворил Он того дивнаго, что сотворил тебе по одному Своему неизреченному человеколюбию. 12. Итак, постарайся содержать в непрестанной памяти все бывшия тебе от Бога блага; особенно же вспоминай о той великой благодати и дивном благодеянии, какия Он подал тебе, как ты мне сказывал, в то время, когда вместе с материю плыл от Святых мест в Константинополь, — когда ночью поднялась страшная и нестерпимая буря с великим волнением моря, и все бывшие на корабле вместе с корабельниками и самою материю твоею погибли во глубине, один ты с двумя другими преславною Божественною силою спасся выброшенный на берег; (вспоминай) также, как устроил (Господь) путь твой в Анкиру, где был ты с отеческим благоутробием принят некиим щедролюбцем и соединился любовию с благоговейнейшим сыном Епифанием, с которым оба вы, по руководству одного преподобнаго мужа, вступили на путь спасения (в отречении от мира), и святыми рабами Божиими были приняты как искренния чада. 13. За все эти, бывшия тебе от Бога блага, что имеешь ты воздать Призвавшему тебя в жизнь вечную? Себе самому, как требует справедливость, не должен ты более жить, но умершему за тебя и воскресшему Христу, — должен стремиться ко всякой правой добродетели и к исполнению всякой заповеди, ища всегда, что есть воля Божия благая, и совершенная и угодная (Римл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

В качестве предваряющего, вступительного молитвословия, по этому Часослову, полагается первая кафизма, разделяющаяся на три славы (л. 1–12); затем идут последования часов – первого (л. 12 об.), третьего (л. 27), шестого (л. 44) и девятого (л. 60), чин «на причащение» (ες τν μετληιν) (л. 75), наконец, вечерня (л. 77 об.) и служба первого часа ночи (л. 102). Следовательно, здесь мы имеем полный круг суточных служб, приспособленных для келейно-одиночного обихода. Каждая из этих служб по составу значительно разнится от служб нашего времени. Вообще же можно сказать, что на них вполне отразились все отличительные особенности скитской практики, указанные нами выше (стр. 74–77). – Остановимся пока на службах часов первого, третьего, шестого и девятого; о службе «на причащение», однородной с нынешним «последованием изобразительных», будет речь в главе об этом последовании; а чин вечерни и 1-го часа ночи подробно излагается в главе о ночных часах. В первых стихах первого псалма, которым открывается правило псалмопения, встречаются слова, служившие руководящим началом монашеской келейной жизни: «поучаяйся в законе Господни день и нощь будет яко древо насажденое при исходящих вод, еже плод свой даст во время свое» ( Псал. 1:2–3 ) 190 . И частнейший состав рассматриваемых служб как нельзя более приспособлен к тому, чтобы «в законе Господнем поучаться день и ночь». Первое место здесь занимает псалмопение; молитв нет вовсе. Псалмы, в количестве восьми – на первом часе, семи – на третьем, шести – на шестом и четырех (вместо четвертого псалма положена песнь св. трех Отроков) – на девятом, исполняются без перерыва. В числе псалмов на каждом часе указываются три нынешних часовых псалма, а иногда и некоторые псалмы почасий. По исполнении псалмов, поется Аллилуия со стихами какого-либо псалма. Как свидетельствует преп. И. Кассиан, и у египетских монахов стихи последнего псалма при псалмопении исполнялись с Аллилуия, согласно повелению ангела 191 . Но для этого обычно набирались те именно псалмы, которые имели надписание «Аллилуия» 192 ; что не всегда соблюдается в рассматриваемом чине.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Посему и заповедует приносить хвалу Творцу, ибо это долг твари в отношении к Нему; и все сотворенное и одаренное разумом должно всегда платить сей долг. Если же прославляет то, что имеет созданное естество, а Сын и Всесвятой Дух не поставляются в чине поющих, то явно, что они не принадлежат к числу созданных существ. Посему Он и Всесвятой Дух суть похваляемые, ибо нет ничего среднего между хвалящими и хвалимыми, но хвалит тварь, а похваляется Творец. 2. Хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его. Давид во-первых, взывает к низшему чину Ангелов, а потом и к прочим чинам их, которые называет силами. Или и все чины называет силами и ангелами; ангелами (вестниками), поколику возвещают, т. е. объявляют слова Божии, а силами, поколику они сильны к исполнению новелений Божиих: ибо сильные, говорит, крепостью, творящие слово Его (Псал. 102, 20). Слова Дионисия Ареопагита: Умные естества исключительно пред всеми удостоены наименования Ангелов, по той причине, что им первым дано божественное озарение, и чрез них уже сообщаются откровения непостижимых для нас вещей. Так, по учению священного Писания (богословия), чрез Ангелов преподан нам закон. Так Ангелы руководствовали к Богу прославившихся прежде закона и после закона отцев наших, или внушая им то, что должно делать, или объясняя видения премирных таин, или открывая некоторые Божественные предсказания. Ибо чрез первые (чины) возводятся к Богу вторые. Итак, богословы называют святейшие чины высочайших существ и Ангелами: потому что и они изъясняют первоначальный божественный свет. Напротив того последний чин небесных умов нет причины называть началами, или престолами, или серафимами, потому что он не имеет того, что принадлежит сим высшим силам. Другой говорит: Хвалите Его все воинства Его. И ангелолюбивый Дионисий: Небесными силами называются все божественные умы; но ни как не могут называться Серафимами, Престолами, или Господствами: ибо низшие силы не имеют всех тех свойств, каковые имеют высшие. И поелику во всех божественных умах, сообразно их природе различаются три принадлежности —сущность, сила и действие; то посему когда мы без различия называем все, или некоторые из них небесными существами, или небесными силами, то называем их так не собственно, заимствуя сие наименование от принадлежащей им сущности и силы. Григория Богослова: Мы не можем видеть умное естество нетелесным образом, хотя оно и не телесно. И оно называется духом или огнем, первым, как мысленное естество, а вторым, как, очистительное. И нам некуда поступить далее, как разве простремся в той мере, в какой знаем, что есть какие-то ангелы и архангелы, престолы и господства, начала, власти, светлости природы чистые и беспримесные, сильные как по естественной своей, так и по приобретенной ими крепости, песнословящие Божие величие, которые Давид называет силами, как свободные от телесных страстей и могущие исполнять повеления Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Сказав, что (христиане) возрождены не от тленного семени, но от нетленного, словом Божиим живым и пребывающим во веки, апостол выставляет на вид ничтожность и крайнюю непрочность славы человеческой, побуждая тем слушателя сильнее держаться прежде преподанного учения, так как оно постоянно и простирается навек, а земное скоро истлевает по самому существу. Для подтверждения сего, здесь приводятся трава и цвет на траве, слабейший по бытию, нежели трава; им и Давид уподобляет нашу жизнь (Псал. 102, 15). Показав малоценность славы нашей, апостол снова возвращается к объяснению того, что же именно возродило их словом Божиим, живым и пребывающим вовек, и говорит: это есть то слово, которое вам проповедано. Утверждает о сем слове, что оно пребывает вовек, потому что и сам Господь сказал: «небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут» (Матф. 24, 35). Должно знать, что слова в братолюбие нелицемерно нужно читать в таком порядке: от чистого сердца любите друг друга постоянно, к нелицемерному братолюбию. Ибо окончание дела обыкновенно следует за тем, что производилось для него. А как за постоянною любовию друг к другу от чистого сердца следует нелицемерное братолюбие; то справедливо, чтобы слова от чистого сердца и прочие стояли впереди, а слова нелицемерное братолюбие после них. Нужно заметить и то, что предлог в (εισ) должно принимать вместо предлога по причине, для (δια). ГЛАВА 2 1 Отложше убо всяку злобу и всяку лесть и лицемерие и зависть и вся клеветы, 2 яко новорождени младенцы, словесное и нелестное млеко возлюбите, яко да о нем возрастете во спасение: 3 понеже вкусисте, яко благ Господь. 4 К немуже приходяще, камени живу, от человек убо уничижену, от Бога же избрану, честну, 5 и сами яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святителство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом. 6 Зане писано есть в писании: се полагаю в Сионе камень краеуголен, избран, честен; и веруяй в онь, не постыдится. Апостол показал преимущество духовного возрождения пред рождением плотским, и выставил на вид малоценность славы смертной, именно, что рождение соединено с растлением и нечистотою, а слава не отличается ничем от весенних растений, между тем как слово Господне ничего такого не испытывает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010