О выводах и пояснениях рассматриваемой статьи, которые без оговорок и ограничений не могут быть приняты, речь была у нас в своем месте. П. Смирнов 3 «Послание» напечатано раскольниками в XVIII веке в известном сборнике, начинающемся «Историю об отцех и страдальцах соловецких». В этой «Истории» есть прямое свидетельство, что «во время Никона патриарха новопреданий» инок соловецкий Герасим Фирсов «сочинил слово о крестном знамении», причем характеристика этого «слова», что оно есть «добрейшее изображение мудрости» Фирсова, показывает, что Денисов разумел известное в расколе «сочинение» соловецкого инока, в ряду сочинений первых расколоучителей действительно выдающееся. Что последнее вскоре по выходе в свет сделалось известным духовным властям, видно не только из «Деяний» собора 1666–1667 годов, но и из сочинения, приписываемого иверскому архимандриту греку Дионисию «Историю об отцах», лл. 9. 92–154. Мат. для ист. раск. II, 17. Сочинение против раскола Дионисия. М. 1888, стр. 49. 4 В июле 1677 года была напечатана брошюра «Извещение чудесе о сложении трех первых перстов», в которой в первый раз были повторены все доводы «Жезла» в пользу троеперстия. В таком же отношении к «Жезлу» стоит изданный в 1682 году по благословению патриарха Иоакима «Увет духовный», 8-я «глава» которого почти целиком представляет буквальное повторение вышеназванного 21 «возобличения» книги «Жезл». Ссылку на «Скрижаль», «Жезл», «Извещение» и «Увет» делают статьи о перстосложении в «Следованной Псалтири» 1684 года и в «Часослове» 1685 года. Псалтирь была повторена изданием в 1689 году, а Часослове в 1687 году. Статьи эти представляют почти буквальный выдержки из статей «Скрижали», – в Псалтири более пространные, в Часослове меньше. У библиографов упоминается еще поучение или послание о перстосложении митрополита Казанского Адриана, впоследствии патриарха московского (Евгений – Словарь, I, 17–18. – Строев – Библиологический Словарь, стр. 12). Экземпляр этого сочинения, ныне хранящийся в Московской Синодальной библиотеке 904, лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Канон, по–гречески κανων (может быть родственно с καννα — трость, собственно прямая палка, служившая для измерения); для церковных писателей это значит «правило», по образцу, по плану, которого составляются каноны. Канон состоит из ряда священных песнопений в честь праздника или святого, которые составляют центральную часть каждой утрени. Итак, канон это род церковной песни, с наиболее строго выдержанной определенной литературной формой. Канон состоит из 9 частей, называемых «песньми». Каждая песнь состоит из так называемого ирмоса и тропарей. Ирмосы поются, а тропари обычно теперь читаются. Ирмос (по–гречески — ειρμος — «связь») служит связью для тропарей. Всякий канон имеет свой определенный предмет, одну определенную тему, которая развивается во всех песнях. Например, в одном каноне прославляется Воскресение Христово, и такой канон называется поэтому воскресным, в другом Воскресение Христово в связи с крестом Христовым, и такой канон называется крестовоскресным, в третьем прославляется Пресвятая Богородица, и он называется Богородичным. Соответственно главному предмету перед каждым тропарем канона произносится особый припев: «Слава, Господи, Воскресению Твоему», или «Слава, Господи, кресту Твоему честному и Воскресению», или «Пресвятая Богородице, спаси нас». Если канон, напр., Св. Николаю, то «Святителю отче Николае, моли Бога о нас», и т. д. Число тропарей бывает различно. Поэтому и говорится: Канон на 10, на 8, на 6, на 4. Образцом для канона служат девять песней Священного Писания, которые печатаются в Следованной Псалтири и в Ирмологионе, а также и в обычной малой Псалтири. Эти песни, как «гимны» — ωδαι (по–гречески) с глубокой древности употреблялись за богослужением. Образцом для первой песни служит песнь Моисея при переходе евреев через Чермное море (Исх. 15, 1—19 ст.), вследствие чего во всех канонах, в той или иной вариации, всегда приводится на память это событие. Вторая песнь Моисея (Вторз. 32, 1—43) употребляется в Великом посту. Третья песнь св. прор. Анны (1 Цар. 2, 1—10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

    Канон, по-гречески κανων (может быть родственно с καννα — трость, собственно прямая палка, служившая для измерения); для церковных писателей это значит «правило», по образцу, по плану, которого составляются каноны. Канон состоит из ряда священных песнопений в честь праздника или святого, которые составляют центральную часть каждой утрени. Итак, канон это род церковной песни, с наиболее строго выдержанной определенной литературной формой. Канон состоит из 9 частей, называемых «песньми». Каждая песнь состоит из так называемого ирмоса и тропарей. Ирмосы поются, а тропари обычно теперь читаются. Ирмос (по-гречески — ειρμος — «связь») служит связью для тропарей. Всякий канон имеет свой определенный предмет, одну определенную тему, которая развивается во всех песнях. Например, в одном каноне прославляется Воскресение Христово, и такой канон называется поэтому воскресным, в другом Воскресение Христово в связи с крестом Христовым, и такой канон называется крестовоскресным, в третьем прославляется Пресвятая Богородица, и он называется Богородичным. Соответственно главному предмету перед каждым тропарем канона произносится особый припев: «Слава, Господи, Воскресению Твоему», или «Слава, Господи, кресту Твоему честному и Воскресению», или «Пресвятая Богородице, спаси нас». Если канон, напр., Св. Николаю, то «Святителю отче Николае, моли Бога о нас», и т. д. Число тропарей бывает различно. Поэтому и говорится: Канон на 10, на 8, на 6, на 4.    Образцом для канона служат девять песней Священного Писания, которые печатаются в Следованной Псалтири и в Ирмологионе, а также и в обычной малой Псалтири. Эти песни, как «гимны» — ωδαι (по-гречески) с глубокой древности употреблялись за богослужением. Образцом для первой песни служит песнь Моисея при переходе евреев через Чермное море (Исх. 15:1-19), вследствие чего во всех канонах, в той или иной вариации, всегда приводится на память это событие. Вторая песнь Моисея (Втор. 32:1-43) употребляется в Великом посту. Третья песнь св. прор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Приходят бо на нас воинства и силы небесный и сопротивных сил тьмы начальницы, миродержители лукавства, мытареначальницы и испытателие и делосказателие воздушнии и с ними человекоубийца диавол, иже в злобе сильный, егоже язык, яко бритва изощрена, о немже глаголет пророк: стрелы сильного изщрены со угльми пустынными. И приседит яко лев во ограде своей, змий великий, отступник, ад расширяли уста своя, князь власти тьмы, имеяй смертную державу, и образом неким судяй души, нанося и исчитая вся мною содеянная в деле и слове, яже в ведении и неведении беззакония и грехи от юности, даже до дне конца в оньже взяхся испытуяй. Прочее яков страх и трепет чаеши души имети в день он, зряще страшных и дивих и жестоких и немилостивых и безстудных демонов, аки муринов мрачных предстоящих, яко и самое видение едино лютейшее есть всякия муки, ихже зрящи душа смущается, волнуется, болезнует, мятется и спрятается, к Божиим Ангелам прибегающи... Душа сия и вящая и множайшая сих зрящая, яковый страх и трепет и тороп мнятся имети, дондеже нареченное приидет и освобождения ея будет: оный час есть болезнен и бедный и много стонен и безутешен, дондеже узрит, что будет. (Слово Кирилла Александрийского об исходе души). Должно обратить внимание на то, что это слово помещается в Псалтири Следованной (глава 35 Псалтири, издаваемой в лист,— в позднейших изданиях меньшего формата его нет), книге, которая предполагается, должна быть келейной, настольной, ежедневно употребляемой каждым умеющим грамоте православным. Следовательно, предполагается и слово об исходе души должно быть часто прочитываемо каждым православным.    Канон на исход души. Песнь 3, тропарь 1.    Канон на исход души. Песнь 1, тропарь 5.    Ектения просительная.    Напр. в молитве Субботней полунощницы: Да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов, но да примут ю ангели твои светлии и пресветлии. В старинных богослужебных книгах есть особый Канон святому Ангелу, грозному Воеводе, хранителю всех человеков, от Вседержителя Бога посылаемаго по вся человеческий души, возвести к Богу, а тело персти отдати.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

– Читать на славянском языке умеете? – Немного, – говорю, – умею. Он переворачивает страницу в следованной Псалтири, которая лежала на стоящем здесь аналое и просит меня почитать. Читаю. – А цифры славянские знаете? Показывает страницу в Псалтири. Я называю цифру. Открывает наугад другую страницу – я называю цифру. Открывает третью– я называю цифру. – Неплохо, – говорит он, идет к столу и садится. Встает отец Алексий Остапов и говорит: – У вас в автобиографии написано, что вы окончили профтехучилище. – Да, говорю, окончил. – Вы же должны отработать определенное время, чтобы получить диплом? Какое у вас положение в училище? Я говорю, что этот вопрос уже решен.Диплом мне выдан свободный, без отработки. Он садится. Обращается к экзаменаторам: – У кого еще есть вопросы? Вопросов нет. Мне говорят: – Вы свободны. Выхожу. В коридоре стоят другие ребята,ждут вызова в кабинет. Через несколько часов прошло сообщение о том, что появились новые списки поступивших. Подойдя к доске объявлений, я нашел свою фамилию в числе поступивших во второй класс Семинарии... По сей день вспоминаю чувство радости и благодарности Богу и нашим карагандинским подвижникам, которое ощущал я тогда. (Окончание следует) Рейтинг: 9.6 Голосов: 148 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алла Сорокина 6 июля 2016, 19:41 О батюшке Севастиане Дарья 30 декабря 2013, 22:32 Появление митрополита Павла В Белоруссии -- это Чудо, понять которое могут лишь живущие в этой стране. Дай Бог ему сил и верных людей рядом. Елена 23 апреля 2013, 14:20 Многая лета митрополиту Рязанскому и Михайловскому Павлу!!! Живу в Осакаровке, карагандинской области, поэтому очень многое из рассказанного владыкой, мне очень знакомо. Лично не пришлось видеть ни преп.Севастиана, ни его преданных спутниц, монахинь Анастасии и Агнии. Но мои родители и их знакомые лично знали, видели и имели честь общения с сими благолепными Личностями. Очень тронута рассказом. Сама являюсь потомком " кулака " , поэтому хорошо известны те моменты жизни, которые достались нашим родителям.

http://pravoslavie.ru/60956.html

И приседит яко лев во ограде своей, змий великий, отступник, ад расширяли уста своя, князь власти тьмы, имеяй смертную державу, и образом неким судяй души, нанося и исчитая вся мною содеянная в деле и слове, яже в ведении и неведении беззакония и грехи от юности, даже до дне конца в оньже взяхся испытуяй. Прочее яков страх и трепет чаеши души имети в день он, зряще страшных и дивих и жестоких и немилостивых и безстудных демонов, аки муринов мрачных предстоящих, яко и самое видение едино лютейшее есть всякия муки, ихже зрящи душа смущается, волнуется, болезнует, мятется и спрятается, к Божиим Ангелам прибегающи... Душа сия и вящая и множайшая сих зрящая, яковый страх и трепет и тороп мнятся имети, Дóндеже нареченное приидет и освобождения ея будет: оный час есть болезнен и бедный и много стонен и безутешен, Дóндеже узрит, что будет. (Слово Кирилла Александрийского об исходе души). Должно обратить внимание на то, что это слово помещается в Псалтири Следованной (глава 35 Псалтири, издаваемой в лист,– в позднейших изданиях меньшего формата его нет), книге, которая предполагается, должна быть келейной, настольной, ежедневно употребляемой каждым умеющим грамоте православным. Следовательно, предполагается и слово об исходе души должно быть часто прочитываемо каждым православным. 451 Напр. в молитве Субботней полунощницы: Да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов, но да примут ю ангели твои светлии и пресветлии. В старинных богослужебных книгах есть особый Канон святому Ангелу, грозному Воеводе, хранителю всех человеков, от Вседержителя Бога посылаемаго по вся человеческий души, возвести к Богу, а тело персти отдати. Этот канон рекомендуется читать ежедневно: Ты же, человече, не забывай смертной чаши, пой по вся дни канон сей. 452 Например, в канонах повечерия Октоиха, читаемых на повечерии... Егда хощет душа моя разлучится от плоти... свободи мя руки ненавидящих мя, Богородице... (гл. 3, понедельник, песнь 6, тр. 1). Смертнаго часа убоявся... Тебе припадаю: спаси мя, Отроковице от сети ловящих (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Справщик Феодор Поликарпов, конечно, имел в виду древние предания о научении книжном, когда говорил, что обычай учить детей по Псалтири был издревле. И архиепископ Геннадий, восстанавливая образование, со­вершенно упавшее во время монгольского ига, конечно, не первый ввел Псалтирь в состав училищного образования, а последовал в этом древним преданиям о науче­нии книжном, которые, как и всякие предания, строго сохранялись в памяти и от которых отступать без особенной нужды не любили. А потому с вероятностью можно пред­полагать, что в устроении училищ Геннадий по возможности следовал образцам тех древних училищ в Киеве, Новгороде, Смо­ленске, Курске, существование которых в XI и XII веках, по историческим исследованиям, оказывается несомненным, и еще — что в этих училищах учение книжное производилось по Псалтири 5 . По ней же, вероятно, происходило и частное домашнее обучение. По крайней мере там, где говорится об учении и чтении книг, большею частью упоминается Псалтирь. Так, в житии преподобного Феодосия о святом Спиридоне читаем: “не ведый же Писания, нача учитися книгам, аще и леты не млад сый, и изучи весь псалтырь” 6 . Время Геннадия представляется временем самого крайнего упадка и прежде невысоко стоявшей грамотности; но и в то время, как видно из его слов, находились люди, которые, быв не в состоянии читать другие священные книги, как, например, Апостольские, еще могли немного разбирать Псалтирь: “а се приведут ко мне мужика, — говорит архиепископ Геннадий в помянутом выше послании, — и яз ему велю апостол дати чести, и он не умеет ни ступити, и яз ему велю пса­лтырю дати, и он и потому одва бредет” 7 . Эта возможность разбирать Псалтирь при неумении ступить по другим книгам показывает, что Псалтирь читали чаще других книг, или, вернее, по ней и учились читать. В ряду предметов древнего обучения Псалтирь следовала за азбукой вместе с Часословом: “обычай бе и есть учити дети малыя сначала азбуце, потом же часослову и псалтыри” . Архиепископ Геннадий при исчислении предметов обучения не упоминает о Часослове потому, что для обучения он назначает не простую, а следованную Псалтирь, которая, как известно, заключает в себе и Часослов.

http://pravmir.ru/upotreblenie-knigi-psa...

Замечателен и другой обычай, ведущий свое начало от первых времен христианской Церкви и особенно строго со­блюдаемый доселе в России — обычай читать Псалтирь по умершим. Он образовался в подражание первенствующим христианам, которые совер­шали псалмопение при погребении усопших своих собратий, и с IV века, по свидетельству Сократа, сделался уже всеобщим в Церкви христианской 34 . По своей продолжитель­ности чтение псалмов по умершим в древние времена было неодинаково: читали большей частью в третий, девятый и сороковой день после смерти. У нас же Псалтирь обыкновенно читалась и читается над телом умершего до его погребения и после погребения в продолжение сорока дней. Котошихин, рассказывая о древних обычаях при погребении русских царей, говорит: “и до 6 недель у гроба его (царского) творят цер­ковные дьяки денно и ночно псалтырь с молитвами” 35 . При чтении через несколько псалмов после каждой славы совершает­ся поминовение умершего, то есть произносится особая молитва о упокоении души его. Самое чтение псалмов производится по тому же вы­шеупомянутому нами уставу, который назначен для всех хотящих пети псалтырь и в настоящем случай применяется к поминовению усопших. Впрочем, для этого случая у нас печатались и особые Псалтири, в которых читаемые при поминовении усопших тропари и молит­вы помещались отдельно после каждой кафизмы, а не все вместе, как они ныне печата­ются в следованной Псалтири. Нет нужды много говорить о том, как прекрасно это обыкновение сопровождать в другой мир ду­шу отшедшего от нас собрата теми самыми священными песнопениями, которые он слышал и воспевал сам в продолжение своей жизни. Слыша эти священные слова, напоминающие еще прежнюю жизнь, душа его легче может перенести этот тяжкий разрыв с нею, и, воскрыляемая этими молитвами, легче возно­сится к престолу Божию, чтобы там вместе с ангелами и святыми вечно воспевать сла­ву Божию. Но особенно важным и знаменательным этот обычай представляется нам тогда, когда мы припоминаем то состояние, в каком, по учению Церкви, находится душа после смерти, проходя различные мытарства и подвергаясь тяжким испытаниям в продол­жение сорока дней начиная от дня кончины. Постоянное чтение псалмов в это время с чистою молитвою об умершем, конечно, весьма много помогает душе его перенести эти испытания.

http://pravmir.ru/upotreblenie-knigi-psa...

Как было с этой двойственностью способа возглашения песни, – так ли, что троение и двоение начали быть употребляемы единовременно или что прежде (сперва) которое-нибудь одно, а потом и другое, и если предполагать второй случай, то которое относительным образом старее или первоначальнее: отвечать на эти вопросы не можем по отсутствию положительных данных. Древнейшие известные нам свидетельства о способе возглашения песни, относящиеся к концу V – половине IX века, говорят о троении 737 , и этим как будто даётся нам некоторое право считать его старшим двоения. Но с другой стороны, нисколько не невозможно и то, что мы имеем тут дело с простой случайностью, т. е. что и относительно двоения песни аллилуия существуют столько же древние свидетельства, как и о троении, но только пока остаются неизвестными нам. Как бы то ни было, но начиная с первой половины XI века мы имеем ряд свидетельств о том, что у Греков вместе с троением песни аллилуия употреблялось и двоение, иначе сказать, что у них находились в одновременном и совместном употреблении обе формы возглашения – и троение и двоение. Первое свидетельство об употреблении Греками сугубой аллилуии вместе и одновременно с трегубой находим в так называемом Студийском уставе Константинопольского патриарха Алексея, который занимал кафедру с 1025 по 1043г. и устав которого, быв перенесён из Греции в Россию стараниями преподобного Феодосия Печерского , стал нашим русским Студийским уставом 738 . За патриархом Алексеем следует Никон черногорец, живший во второй половине того же XI века, у которого вместе с предписанием троить песнь аллилуия находим предписание и двоить её в первом слове его Тактикона 739 . Затем, у митрополита Киприана, в сохранившейся до настоящего времени его Следованной псалтири 740 , находим сугубление аллилуии как единственный способ возглашения песни 741 . Так как мы положительно знаем, что двоение аллилуии было обычаем греческим, существовавшим совместно с троением: то и предположение, будто Киприан перенёс к нам новизну сербскую, конечно, неосновательно. Но из сопоставления Киприана, в псалтири которого находим сугубую аллилуию, с его преемником Фотием, который в своём послании в Псков повелевает троить аллилуию, следует другое заключение, а именно – что во времена наших двух митрополитов двоение песни было преобладающим обычаем на Афоне, из монахов которого был Киприан, а троение песни – преобладающим обычаем в остальной Греции, или, по крайней мере, той части этой остальной Греции, к которой принадлежал по своему происхождению Фотий, т. е. Пелопоннесе. – На небольшом расстоянии от Киприана († 1406) находим предписание двоить в некоторых случаях песнь аллилуия у Симеона Солунского († 1429) 742 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

– Если теперь сравним эти обозначения с теми, какие приняты в псалтири следованной Киприана, то найдем здесь другую систему, и именно ту самую, которая принята в служебных книгах и уставах иерусалимской отрасли и удерживается в уставе теперешнем. Из прибавлений славяно-русского содержания назовем службы: на день Покрова Богородицы (не встречающаяся в греческих богослужебных книгах) и на память Бориса и Глеба. Часослов при уставе Петербургской Публичной библиотеки 57 (Отд. F, 25, л. 134 об., 148), несмотря на то, что был писан 1409 года, – почти одновременно с псалтирью Киприана, и по самой связи с уставом, пользовавшимся у нас широкою известностью, должен был иметь обширное практическое применение, часослов этот значительно расходится с Киприановым и имеет в основе другой список. Он содержит изложение однех суточных служб без месяцеслова и триоди, иногда имеет ввиду одиночное их исполнение и свои особенности в обряде, которые нельзя назвать ни образцовыми, ни общепризнанными. Так, молитва Ефрема Сирина (135 об.): Господи владыко, читается следующим образом: Ги влко животоу моемоу дхъ оуныни и небрежени сребролюбьа празнослови тщеслави жени мене. Второе отделение не представляет особенностей в переводе, а третье читается так: еи ги цроу даи же ми зрти мо съгршени и еже несоужати ми брата моего ко блвленъ и т. д. В киприановой псалтири перевод другой: ги влко живот моем доу празности и не дажь ми (л. 147 об.). Продолжение молитвы согласно с теперешним чтением. В счете и способе исполнения поклонов во время этой молитвы также замечается разность. Именно: в часослове 1409 г., вслед за молитвою читается: „таже мemahie 1 (т. е. один поклон) и пакы молитву ciю (т. е. всю) 3-щи глаголемъ ю и три мemahiu. u дpyruxъ мemahiй 12, глаголюще къ себ, рекше въ тай: господи iucyce христе сыне бoжiй помилуй мя гршнаго и паки скончавше поклонъ глаголемъ молитву ciю: rocnoдu u bлaдыko u мemahie 1“. Таким образом выходит, что молитву произносили три раза сряду и на каждый раз клали по одному поклону, затем следовали 12 метаний с молитвою Господи… помилуй мя гршнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010