солнце – для управления днем и луну и звезды... для управления ночью» ( Пс.135:7–9 )? Нет создателя, а как красота создания сви­детельствует о созданиях: «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» ( Прем. 13:5 )? «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Все, что бывает в мире, и делается и производится, имеет установителя и совершителя, и только мир не имеет управителя? Если нет Бога, что ты делаешь в его владе­ниях? Ты остаешься в доме Божием и не признаешь его хозяина? Или будь благодарен за жилище, или уходи из дома. Зачем и дом позоришь, отрыгая хулу? Безумцем псалмопевец называет здесь не лишившегося рассудка, помешанного или слабоумного, но человека, развращенного умом, не потерявшего прирожденного и общего всем человеческого рассудка, но утратившего одну из четырех доброде­телей – разум, светильник души, царя помыслов, учителя прекрас­ного, о котором приточник говорит: «кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо» ( Притч. 19:8 ); и в другом месте: «приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого» ( Притч. 4:5 ). Разве поврежденному в главном на­чале, утратившему природный разум и окаменевшему умом мог он сказать «приобретай мудрость, приобретай разум»? Конечно, утративший природный орган, хотя бы и желал, не может приобретать пре­мудрости. А что называемый здесь безумцем не был по природе лишен умственных дарований, обрати внимание, как он был силен в сообразительности: «нет Бога» – он не сказал язы­ком, не разболтал устами, но скрыл зло в сердце, потому что знал, что, сказавши это в слух, он подвергнется опасности, так как в то время хуливший Бога или отрицавший его побивался кам­нями, чему свидетель Навуфей, осужденный за богохульство. Чтобы не подвергнуться этой участи, злоумный запечатлел свое безбожие в сердце, сделав свое сердце храмом нечестия. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Если бы он был скудоумен и лишен разума по природе, и сказал бы это не в сердце только, но и устами: «нет Бога», то ни от Бога, ни от людей не подвергся бы он опасности, потому что если нередко царь, возница вселенной, оскорбляемый безумным и глупым, снисходит, будучи милостив по природе, – конечно, не под влиянием гнева, – то тем более когда богохульствует безумный по природе, ни Бог, ни человек не вооружаются против него, но снисходят ему, как человеку, болтающему вздор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Фе 129) Дивны свидения Твои, по сему вникла в них душа моя. 130 Возвещание слов Твоих просвещает и вразумляет младенчествующих. 131) Уста мои открыл я, и вдохнул в себя дух; ибо заповедей Твоих возжелал. 132) Призри на меня и помилуй меня, как судишь любящих имя Твое. 133) Стопы мои направь по слову Твоему, и да не возобладает мною всякое беззаконие. 134) Избавь меня от клеветы человеков, и соблюду заповеди Твои. 135) Лице Твое да светится над рабом Твоим, и научи меня уставам Твоим. 136) Потоки вод источили очи мои, потому что я не сохранил закона Твоего. 887 Цаде 137) Праведен еси, Господи, и правы суды Твои. 138) Ты явил свидения Твои как правду и как совершеннейшую истину. 139) Иссушила меня ревность по Тебе; ибо забыли слова Твои враги мои. 140) Очищено огнем слово Твое вполне, и раб Твой любит его. 141) Молод я и уничижен, но уставов Твоих не забыл. 142) Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина. 143) Скорби и нужды постигли меня; но заповеди Твои поучение мое. 144) Свидения Твои – правда вечная; вразуми меня и жив буду. 888 Коф 145) Воззвал я всем сердцем моим; услышь меня, Господи; уставов Твоих взыщу. 146) Воззвал я к Тебе; спаси меня, и я сохраню свидения Твои. 147) Предварял я рассвет и взывал: на слова я обнадеялся. 148 Предваряли очи мои утро, чтобы поучиться словам Твоим. 149) Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей и по суду Твоему животвори меня. 150) Приблизились гонящие меня беззаконно; от закона же Твоего они далеки. 151) Близок еси Ты, Господи; и все пути Твоя истина. 152) Давно узнал я из свидений Твоих, что навеки утверждал Ты их. 889 Реш 153) Посмотри на смирение мое и избавь меня, ибо закона Твоего не забыл я. 154) Суди суд мой (процесс) и освободи меня; словом Твоим оживотвори меня. 155) Далеко от грешников спасение; ибо уставов Твоих не взыскали. 156) Щедрот Твоих много, Господи; по суду Твоему животвори меня. 157) Много гонителей и утеснителей моих; но от свидений Твоих я не уклонился. 158) Видел я неразумных и томился, потому что слов Твоих не хранили они.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Пс.135:14. И проведшему Израиля посреде его, яко в век милость Его. Пс.135:15. И истрясшему фараона и силу его в море Чермное, яко в век милость Его. Пс.135:16. Проведшему люди Своя в пустыни, яко в век милость Его.    И это чудо не меньше проведения через море. Ибо лишенные всего, в чем нуждается человек, не имевшие покрова, ни плаща, ни одежд, ни обуви, и ничего другого подобного, они проходили «пустыню», как бы ликуя среди городов (Златоуст, Афанасий). Пс.135:17. Поразившему цари велия, яко в век милость Его. Пс.135:18. И убившему цари крепкия, яко в век милость Его: Пс.135:19. Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его: Пс.135:20. И Ога, царя Васанска, яко в век милость Его: Пс.135:21. И давшему землю их достояние, яко в век милость Его: Пс.135:22. Достояние Израилю, рабу Своему, яко в век милость Его. Пс.135:23. Яко во смирении нашем помяну ны Господь, яко в век милость Его.    Не в подвигах наших, и не в благополучии, но в «смирении», т.е. само несчастие и злострадание преклонило Бога на «милость» (Златоуст). Пс.135:24. И избавил ны есть от врагов наших, яко в век милость Его. Пс.135:25. Даяй пищу всякой плоти, яко в век милость Его.    Не праведным и добродетельным, но и грешникам и нечестивым и всему роду человеческому «дает пищу». Итак, плодородие зависит не от земли, и не от вод, не от воздуха, не от лучей и не от чего другого, но все от Бога. И из этого заключай не о силе только, но и о неизреченном человеколюбии Его (Златоуст). Пс.135:26. Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его.    Бог, будучи Творцом всего, по преимуществу называется «небесным», потому что служат Ему живущие на небе ангелы и область эта чиста от греха. Итак, за все благодеяния Его станем воздавать Ему благодарения; эта именно жертва, это приношение может особенно приклонить к нам Его «милость» (Златоуст). Давиду Иеремием, 136     «Псалом Давиду», Духом Святым вдохновенный, предсказывал иудеям грядущее пленение вавилонское. Пророк Иеремия изъяснил это Давидово пророчество непокорному народу, который и был пленен Вавилонским царем Навуходоносором за свою нераскаянность. Здесь же содержится воздыхание и плач всякого человека, претерпевающего многие бедствия и искушения в плену греховного Вавилона и рыдающего при воспоминании Небесного «Сиона». Дух Святый Давидовыми устами показывает, как через слезную воду, кораблем покаяния, окормлением благодати Иисуса Христа христианин достигает желаемого пристанища — возжеленного Небесного Отечества (Афанасий, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Остальные (1, 5, 8, 18, 80, 90, 109, 138, 144) неизвестно когда написаны. Примеч. Как в Еврейском, так в Греческих и других переводах число псалмов одинаково. Но перевод LXX-mu отступает от Еврейского в разделении некоторых псалмов, от того и счет псалмов идет у них не одинаково; напр. в Еврейской библии 10 и 9 составляют/в Греческой один 9-й псалом; 11, 12 и 13 псалмы – один 12-й; 114 и 115 – 113; 116 114 и 115 и т. д. – «В Еврейской книге псалмов, говорит св. Афанасий в предуведомлении к их толкованию, все псалмы писаны без присовокупления числа и в ином виде, иные соединены в один, а иные разделены. Так первый и второй псалмы по Еврейскому тексту соединены в один псалом, и на оборот 9-й, который составляет у нас один псалом, в Еврейском тексте разделен на два псалма. Вся же книга Псалмов делится па пять частей». 4 Это предисловие не всеми издателями приписывается Златоусту, и некоторыми, напр. Монфовоном, поставлено в числе сомнительных. 5 «Когда сказано (в наднисании), говорит св. Афанасий, «Псалом Давиду», тогда значит, что другими изрекается о Давиде». 7 См. толков. бл. Феод. на сей псалом. Св. Афан. также нерешительно говорит: «говорят, что Моисей, написав сию молитву, передал ее на хранение в тайне». См. толкование на сей псалом. 10 См. толков. бл. Феод. на сей псалом. Идифуму приписывает этот псалом и св. Афанасий. См. толк. св. Афан. на 38 псал. 13 Калмет догадывается, что Греческие надписания сделаны самими 70 толковниками по дошедшим до них преданиям о происхождении и употреблении псалмов, или по замечаниям, сделанным прежде на полях Еврейских списков. 14 Надписания, внесенные в Греческую библию, коих нет в Еврейской, теперь находятся над след. псалмами: 32, 42, 70, 90, 92, 98, 103. В 104, 107, 113, 114, 135, слово: аллилуиа в Греческой библии поставлено в надписаниях, а в Еврейской отнесено к концу предыдущих псалмов. В Славянскую библию внесены или особые надписания, напр. над 1 и 2 псал., или в виде дополнения к Греческим надписаниям над псалмами: 32, 41, 90, 94 – прибавлено: не надписан у Еврей; в 136: псалом Иеремиев; в 64: песнь Иеремиева и Иезекиилева, людей преселения, егда хотяху исходити; в 71: псалом Давиду; в 137: псалом Аггея. Подобные прибавления в псал. 70, 95, 96, 14, 50, 71, 99, 102, 109; в 54: Асафу, а в Еврейск. и Греческом Давиду, и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Д: «Премудрость». X: «Благослови». С: «Сый благословен Христос Бог наш…». X: «Аминь. Утверди, Боже, Святую Православную веру…». Ч читает 1 час. Полиелей Полиелеем называют 134 и 135 псалмы. Эти псалмы сходны по содержанию, они приглашают к прославлению Бога за Его благодеяния. Их содержание перекликается: ср. Пс.134:8-10 и Пс.135:10-16, 134:10-11 и Пс.135:17-20 (имеется буквальное сходство в выражениях). Текст псалмов отражает восторженную радость, проявляющуюся в потоке благодарности. 135 псалом выражает мысли 134 более восторженно и сильно. Пс.134:5 – «Господь наш над всеми боги»/ Пс.135:2-3 – «Богу богов», «Господеви господей». Особую торжественность 135 псалму придает звучащий после каждого стиха припев «Яко в век милость Его». Этот припев, удобный для респонсорного исполнения псалма, повторяется 26 раз. Исторически полиелеем является первая слава 19 кафизмы (134–136 псалмы). Греческое название πολυλεος «многомилостивый» проистекает от многократного припева к стихам 135 псалма «Яко в век милость (ελεος) Его». По студийскому уставу полиелей пелся на 4 глас с особым аллилуарием (в период с 1 по 4 глас) и на 6 глас (в период с 5 по 8 глас). По студийско-алексеевскому уставу пелся только в пятницу (что соответствовало расписанию чтения Псалтири). В настоящее время полный полиелей (134–136 псалмы) поется только в подготовительные недели перед Великим постом. Иерусалимский устав говорит о пении полиелея на праздники и в воскресенье в зимний период (когда на утрене читается три кафизмы). Величание. Седален Пение величания после полиелея неизвестно в Греческой Церкви. Изначально под величанием понимался стих, который при больших праздниках заменяет пение «Честнейшую Херувим». В современном славяно-русском Типиконе о величании после полиелея говорится в последнем «зри» 2 главы. Во время пения величания совершается каждение всего храма. При этом, если совершается служба полиелейному святому, то Царские врата должны быть закрыты (2 глава говорит, что иерей выходит для каждения северными вратами), а если святому бденному, то – открыты. Выход священства в центр храма Царскими вратами по Типикону положен только на всенощном бдении. В современной практике такой выход бывает и при памяти полиелейного святого.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Псалом 134. Велик Господь, поэтому хвали Его Израиль Этот составной псалом (ср. ст.7 с Иер.10:13, 51:16 , ст.14 с Втор.32:36 , ст.15–20 с Пс.113и д.) принадлежит к после-пленному времени и может быть относим, если ст.14 понимать в смысле современного угнетения израильтян, ко времени самарянских нападений на Израиля. Он содержит обращения к израильтянам (раби Господни ст.1) к священникам и левитам (стоящие во храме ср. ст.19 и 20) и к народу (стоящие во дворех) прославлять Бога; Он благ и милосерд (ст.3), как доказал это избранием Израиля (ст.4); Он выше всех богов (ст.5), Он всемогущ, Творец мира и Повелитель природы (ст.6–7) 934 . Второе основание, почему Израиль должен прославлять Бога, заключается в великих делах, которые Он совершил в пользу народа (ст.8–12). И не только в древнее время Бог сотворил Себе имя; Он и всегда прославляет оное (ст.13); ибо Он всегда воздает правду народу Своему, во время притеснения от врагов, и прощает ему грех (ст.14) 935 . Во всем этом (в естественном и благодатном откровении) Он является превыше бессильных богов (ст.15–18); поэтому Израиль должен от Сиона воздавать Ему хвалу (ст.21). Псалом 135. Нужно хвалить всемогущего Бога, Пастыря Израилева Иудеи называют этот псалом великий галлел (аллилуйя) между тем как псалмы 112–17 просто «галлел». Псалмопевец, как и в предыдущем псалме, призывает к прославлению благого (ст.1), высочайшего (ст.2–3), всемогущего (ст.4) Бога, Творца мира (ст.5–9), милостивого Спасителя (ст.10–15), Руководителя (ст.16–20) и Владетеля (ст.21–23) Израиля, которого Он недавно в беде (плену вавилонском) милостиво выручил (ст.23–24) и подающего пищу всякой твари (ст.25). Такого Господа нужно прославлять (ст.26). – Второй, один и тот же везде, член каждого стиха без сомнения, пел весь народ, а первое полустишие – хор из священников и левитов, или же один певец. Псалом 136. Душевное состояние вавилонских пленников Этот элегический псалом написан по возвращении из плена вавилонского (прошед. вр. ст.1–2) 936 и притом вскоре после плена, там как сам писатель его был, кажется, в числе пленников; у псалмопевца, так сказать, еще слезы на глазах, и Иерусалим еще по-видимому был в развалинах 937 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Пс.135:16. Проведшему люди Своя в пустыни.    Чудо прехождения пустыней не меньше чуда прехождения морем; потому что в пустыне многое угрожало смертью: голод, зной, жажда, множество зверей, лишение всего потребного. Но они ходили по пустыне, не боясь ничего. Бог спас их от двух могущественных царей, которые славились силою, могуществом, телесным ростом. Ог, будучи девяти локтей в долготу и пяти в широту, имел и одр железный (Второз. 3:11). Пс.135:19. Сиона царя Аморрейска.    Не без намерения же, оставив других царей, упомянул преимущественно об этих, но напоминая тем народу о богодарованной победе; потому что цари эти славились силою, могуществом и телесным ростом. Пс.135:23. Яко во смирении нашем помяну ны Господь.    Речь сия: «яко во смирении нашем помяну ны Господь» — всего более прилична освободившимся от мысленного, или от чувственного, рабства. Пс.135:25. Даяй пищу всякой плоти.    Попечительность человеколюбивого Бога простирается не на людей только благочестивых, но даже и на бессловесных, потому что каждому дает сообразную пищу. И пророк промышление Его распростирает от чудес на небе до самомалейших тварей на земле. Отсюда же снова восходить на небо; почему, сказав: «всякой плоти», присовокупил: Пс.135:26. исповедайтеся Богу небесному.   Бог, будучи Творцом всего, по преимуществу называется небесным, потому что служат Ему живущие на небе; так как область эта чиста от греха. Псалом 136 Давиду Иеремием. Пс.136:1. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом.    Слово это извещает, что, по прошествии многих лет, переселенные за беззаконие в Вавилон, будут плакать и скорбеть, желая себе возвращения собственных своих благ. Пс.136:5. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя    или, да не буду иметь помощи свыше. Пс.136:6. Прилпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе.    Ибо что пользы иметь такое орудие слова, которое, по видимому, здорово, но не издает должных звуков? Поэтому, блаженные мужи целую жизнь проводили в попечении о песнопениях, говоря: «воспою Господеви в животе моем» (Пс. 103:33). А город Иерусалим был для них досточестен по богослужению, как сказано прежде: «дому ради Господа Бога нашего взысках благая[п] тебе» (Пс. 121:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

По сожжении жертвы и окончании псалма служивший священник с лестницы храмового притвора (Ulam) преподавал благословение народу, который при этом падал ниц, особенно если жертву приносил и благословение преподавал первосвященник 12 . Псалмы дневные и праздничные. Песни субботы Псалом при ежедневном жертвоприношении на каждый день недели положен был особый: в субботу 91, в воскресенье 23, понедельник 47, вторник 81, среду 93, четверг 80, пятницу 92 13 . В особо важных случаях пелись особые псалмы, и псалом пелся не одними левитами, а в пении его принимал участие весь народ, подхватывая концы стихов. Для этой цели некоторые псалмы и составлены так, что каждый стих или отдел оканчивается одним и тем же припевом (например, Пс.135 , где каждый стих имеет припев «Яко в век милость Его»; для ряда же псалмов Пс.105–106 , Пс.112–118 , Пс.134–135 таким припевом служило «аллилуиа»). В Библии указано несколько случаев, когда подобные псалмы пелись с участием народа, причем во всех этих случаях, по-видимому, указывается на одни и те же псалмы – 134 и 135 14 . Псалмы эти и потому подходили у евреев, как и у первых христиан, для богослужения, что они прямо направлены против идолопоклонства 15 . По субботам по время принесения особенной субботней жертвы пелась песнь Моисея: «Вонми небо» (1/6-ая часть ее в каждую субботу по порядку) – при утреннем жертвоприношении, а при вечернем «Поим Господеви». (Отсюда понятно место Апокалипсиса 16 , где говорится, что святые, идя в вечное субботствование, поют песнь Моисея) 17 . В праздник Пасхи и Пятидесятницы пели галлел малый или египетский, т. е. псалмы 113–118, считавшиеся особенно содержательными, так как они прославляют исход из Египта. На Кущи пелся галлел большой, состоявший, по разным мнениям раввинов, из Пс.117–135 , или Пс.119–133 (степенные псалмы), или Пс.134–136 18 . Стихи одного из этих псалмов – 117-го вошли в наше уставное «Бог Господь». (По старым уставам Бог Господь полагалось только в праздники) 19 . По образцу степенных псалмов составлены у нас заменявшие прежде нынешний полиелей степенные антифоны (по старым уставам последние и пелись со стихами этих псалмов) 20 . Значение и характер ветхозаветного храмового пения

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Слова Феодорита: Из сего видно, что рукою называет действие наказания, а десною рукою—действие благотворения; ибо с наказанием врагов соединил руку, а с благотворением Ему—десную руку; почему и в других местах написано: Ты простер руку твою, как читал Феодорит, Евфимий и Никита в Своде. 8. Господь воздаст за мя. Бог воздаст, заключаете, врагам моим; ибо Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12, 19). Феодорита: Я говорит, будучи человек, оскверняемый грехами, воздать за благодеяния не могу; но Господь—податель оных, вочеловечившись и приняв на Себя мое естество, сам уплатить долг мой. С сим согласны и слова божественного Апостола, говорящего, что Владыка Христос истребил рукописание постановлений против нас. Согласно с сим пишет и Златоуст. Господи! милость Твоя во век. Подобное сказано и в сих словах: ибо во век милость Его (135 псалом). Дел руку Твоею не презри. Господи! прибавляет, Ты милостив и создатель всего. Итак, и по тому и по другому свойству воззри на нас, как на творения свои взором милосердым и попечительным, и не презри нас беспомощных, изнуряемых страстями и диаволом. Или не презри нас молящихся и призывающих Тебя к помилованию нас. Златословесного: Прося спасения потому, что Он Бог милостивый и создатель наш, мы должны сделать что нибудь достойное помилования и от себя: ибо кого помиловать, говорит, милую (Рим. 9, 16): потому что милость не просто приходит, но и она делает некоторое различие. Если бы она подавалась просто, то никто не был бы наказан. Посему станем производить достойные дела не только за то, что получаем милость, но и за то, что произведены от Бога; ибо тому, кто создан Богом и имеет такового Творца и Царя, должно и жизнь вести достойную попечения Его. Псалом 138 Псалом В других списках надпись на сем псалме такая: в конец, псалом Давиду, Захарии, в рассеянии. Феодорита: Сей надписи нет ни в еврейской, ни у Семидесяти, ни у других толковников; но кто то своевольно по своему разумению псалма сего прибавил сию надпись. Сей псалом содержит предсказание о царе Иосии, который казнил жрецов идольских, а любящим благочестие воздал великую честь. Здесь он представляется удивляющимся предведению Божию о нем: ибо когда Иеровоам приносил жертвы юницам, Бог в то время предсказал ему, что востанет сын Давидов, по имени Иосия, и предаст жрецов идольских смерти и сожжет кости их. А по мнению других, этот псалом относится к лицу Захарии, когда сыны Израилевы находились еще в плену и сам пророк Захария с ними. Он же означает и призывание народов и пререкание Христу Спасителю со стороны израильского народа, почему и в конце написано указание на время пришествия Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Пс 118 сосредоточен на личностном измерении отношения к закону. Вероятно, с этим связано обращающее на себя внимание отсутствие в нем понятия   (завет), поскольку «завет» традиционно относится в Свящ. Писании не к одному человеку, а к сообществу (Ibid. P. 260). Жанровая принадлежность Пс 118 Пс 118 сложно отнести к какому-то одному жанру (напр., «псалом-жалоба» или «псалом мудрости»), в нем мастерски переплетены формы и мотивы различных жанров: хвалы, индивидуальной жалобы, ходатайства, исповедания, песни упования, индивидуальной благодарственной песни, гимна, речения мудрости ( Kraus. 1993. P. 412). В окончательной композиции Псалтири Пс 118 занимает место между хвалитными псалмами (Пс 112-117, в еврейской традиции - пасхальный халлель) и «Песнями восхождения» (Пс 119-133, т. н. паломнические псалмы). Соседством с хвалитными псалмами можно объяснить появление в Пс 118 надписания «Аллилуия» в Септуагинте. Размещение перед паломническими псалмами делает Пс 118 как бы подготовкой к приходу в Святой город (Иерусалим). Свиток псалмов, найденный в Кумране (11QPsa), содержит их иную последовательность: 119-131, 118, 134-135. Т. е. для кумранитов, не признававших Иерусалимский храм, кульминация «Песни восхождения» виделась не в храмовом богослужении, с которым ассоциируются Пс 132-133, а в постижении Закона ( Hossfeld, Zenger. 2011. P. 284). Время создания, автор, предназначение Пс 118 В тематике и лексике псалом демонстрирует зависимость от Второзакония. На этом основывается наиболее ранняя из предлагавшихся датировок его создания - период Вавилонского плена ( Deissler. 1955). Но поскольку выразительность акростиха проявляется не при звучании, а в письменном тексте, псалом скорее следует отнести к письменной послепленной эпохе - времени Ездры и Неемии (ср.: Неем 8. 8). С книгами Ездры и Неемии псалом сближают темы неустроенности жизни, гонений, борьбы за преодоление отступничества, за утверждение поклонения Единому Богу и др. Однако для составителей книг Ездры и Неемии возобновление завета с Богом связано прежде всего с Храмом и восстановлением культа, о чем не сказано в псалме ( Hossfeld, Zenger. 2011. P. 258). При этом в псалме присутствуют мотивы и терминология лит-ры Премудрости: нечестивый против праведника, зло против добра, воздаяние (награда и наказание) и др. ( Perdue. 1977. P. 305), что может указывать на эпоху развития евр. образования и книжной культуры (IV в.). Изысканная лит. форма, оставляющая впечатление учености, позволяет думать, что перед нами один из поздних псалмов. Нек-рые исследователи считают его современным Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (1-я пол. II в. до Р. Х.) ( Hossfeld, Zenger. 2011. P. 263).

http://pravenc.ru/text/2565050.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010