305 δ το παντος διακο’σμησις ρμονι’α τς στι μουσικ πολυειδς κα ποικι’λως κατα’ τινα τα’ε_ κα υθμο’ν πρς αυτν ρμοσμε’νη κα αυτ συνδουσα κα μηδε’ποτα τς συμφωνι’ας ταυ’της διασπωμε’νη, ε κα πολλ τις ν τος καθ ’καστον τν ’ντον διαφορα θεωρεται (In Inscriptions Psalmorum, GNO V, 30–31). Это потрясающий locus classicus в истории идей: он происходит еще от Пифагоровой «музыки сфер», проходит через третий закон движения планет Кеплера и космические тональности Шопенгауэра и доходит даже до теории струн в современной физике (см.: Шопенгауэр, Мир как воля и представление, т. L Р. 258–259; Brian Greene, The Elegant Universe. – New York: Vintage Books, 1999. – P.135 ff.). 306 Такую космическую гимнодию описывает Псалом Пс.148:1–13 : «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились; поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет. Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах. » 307 Δει’ενυσι δ τοτο κα η’ ργανικ το σω’ματος μν διασκευ πρς πγασι’ας φιλοτεχνηθει!σα παρ τς φυ’σεως. ρς τν τς ρτηι’ας αλον, τ_ν τς περας μαγα’δα, τ_ν δι γλω’ττης κα παρειν καστο’ματος, ς δι χορδν κα πλκτρου, κιθαροδι’αν (In Inscriptions Psalmorum, GNO V, 33; пер. С. Аверинцева в изд.: Μυζыκαλьναя эсτετηκα ζαπαδνοεβροπεйсκογο сρεδνεβεκοβья η Βοζροжδενηя . – М.: Музыка, 1966). 308 По названию фрагмента из Ангелуса Силезиуса, 366 («Сердца, покойного в своей глубине, божественно тихого/Бог касается с радостью, – это Его игра на лютне»). См.: Heidegger, The Principle of Reason, P.68.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

3) Что нет большей чести и славы, как быть истинным христианином, а этого достоинства славолюбие лишает, по слову Христову: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, неищете» (Ин.5:44)? Заключение этой статьи 1.Об удалении от злых «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес.3:6). «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). § 135. Ничто так не вредит человеку, особенно юному, как злая компания. Ибо, как обхождение с добрыми — это такая школа, в которой без книг обучается человек философии христианской, то есть честной жизни, так обращение со злыми бывает причиной крайнего развращения. Хотя бы и природы доброй был кто и хорошо воспитан, но если с развращенными находиться будет, трудно и почти невозможно тому не развратиться. Ибо злоба так, как смола, прилипчива и незаметно в добрые нравы входит и заражает их. Сказывают, что здоровые глаза, когда смотрят на больные, сами вред принимают, а им никакой не приносят пользы. Так и добрый, живя со злыми, сам портится, а их не исправляет. «Как больные глаза, — говорит святой Иоанн Златоуст, — наносят вред здоровым, и как проказу имеющий заражает чистого, так обращение со злыми портит и развращает добрых людей. И таковых не только избегать, но и отсекать повелевает Христос, говоря: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф.5:29)» (Беседа на псалом 4). Итак, рассуждай, христианин, с кем хочешь иметь общение; и, пока не познаешь совершенно, ни к кому не прилепляйся, чтобы не впасть в пропасть погибели. Лучше со зверями жить, нежели со злыми людьми. «Злые люди, — говорит тот же свт. Иоанн Златоуст, — более вредят, нежели ядовитые змеи: ибо эти откровенно яд свой наносят, а те каждый день тайно и нечувствительно заражают» (В той же беседе). § 136. Горе юным детям, которые имеют развращенных родителей! Куда им от таких родителей удалиться, когда вынуждены с ними в одних покоях жить, за одной трапезой сидеть, слова, дела и все поступки их наблюдать? Ибо юность, так как сама по себе ко всякому злу склонна, требует прилежного наблюдения, доброго воспитания и наставления, а вместо того встречает ее великое зло — ядовитый соблазн родительских нравов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

4 Ибо Иакова избрал Себе Господь, Израиля в достояние Своё. 5 Ибо я познал, что Господь велик и Господь наш превыше всех богов. 6 Всё, что восхотел Господь, сотворил на небе и на земле, в морях и во всех безднах. 7 Он возводит облака от краев земли и при дожде молнии творит. Он изводит ветры из сокровищниц Своих. 8 Он поразил первенцев Египетских от человека до скота; 9 ниспослал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его. 10 Он поразил народы многие и избил царей мощных: 11 Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские. 12 И отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему. 13 Господи! Имя Твоё – во век и память о Тебе в род и род. 14 Ибо будет Господь судить народ Свой и к рабам Своим умолится. 15 Идолы язычников – серебро и золото, дела рук человеческих: 16 уста имеют и не проговорят, глаза имеют и не увидят. 17 Уши имеют и не услышат, и нет дыхания в устах их. 18 Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них! 19 Дом Израилев, благословите Господа! Дом Аарона, благословите Господа! Дом Левия, благословите Господа! 20 Боящиеся Господа, благословите Господа! 21 Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме. Псалом 135 Аллилуйя. 1 Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его. 2 Исповедайтесь Богу богов, ибо во век милость Его. 3 Исповедайтесь Господу господ, ибо во век милость Его. 4 Он Един сотворил великие чудеса, ибо во век милость Его. 5 Сотворил небеса разумно, ибо во век милость Его. 6 Утвердил землю на водах, ибо во век милость Его. 7 Он один сотворил великие светила, ибо во век милость Его: 8 солнце – во власть дню, ибо во век милость Его. 9 Луну и звезды во власть ночи, ибо во век милость Его. 10 Поразил Египет с первенцами его, ибо во век милость Его. 11 И извел Израиля из среды их, ибо во век милость Его. 12 Рукою крепкою и мышцею высокою, ибо во век милость Его. 13 Разделил Чермное море на части, ибо во век милость Его. 14 И провел Израиля среди него, ибо во век милость Его.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

А у них, говорит, и богослужение и боги таковы, что уподобление им подвергает крайнему проклятию. Таким образом, и то, что идолы – бездушное вещество, и то, что они изображают бесстыд­ство, и то, что они стоят без всякого чувства, и то, что сход­ство с ними подвергает проклятию, – все доказывает крайность этого заблуждения. Сказав об их бессилии, обольщении, лу­кавстве бесов, безумии тех, которые делают их, и скоро оставив их, пророк заключает речь славословием, не рас­пространяясь более о делах Божиих, которые уже ясно пока­зал, но, оставляя это, как признаваемое всеми, требует хвалы от тех, которые пользуются Его благодеяниями, призывает всех к славословию и говорит: " дом Израилев, благословите Господа! Дом Аарона, благословите Господа! Дом Левия, благословите Господа! Боящиеся Господа, благословите Господа! Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме " (ст. 19-21). Почему он призывает не всех вместе, но разделяя по званиям? Дабы ты знал, что есть великое различие в благо­словениях. Иначе благословляет священник, иначе левит, иначе мирянин, иначе множество народа. Выражением: " благо­словите " он указывает на блаженное и нетленное Существо. Благословите, говорит, за то, что вы избавились от врагов, удостоились поклоняться такому Богу, познали истину, Он сам по Себе благословен, имеет благословение в самом суще­стве Своем и не нуждается в похвале от других; однако и вы благословите, не с тем, чтобы прибавить что-нибудь Ему, но чтобы самим получить великие плоды. Хотя Он благосло­вен по существу, – как и действительно Он таков, – но же­лает, чтобы и мы благословляли Его. И опять пророк вспо­минает о Сионе и Иерусалиме. Так как там сосредоточены были общественные дела иудеев, положено основание их бого­служению, и там они получали наставления и распоряжения, то он хочет сделать эти места священными именем Божиим, чтобы, питая к ним благоговение, они были ревностными к ним, а, будучи ревностными, чувствовали больше влечения к ним, а чувствуя влечение, прилеплялись к богослужению, а прилепляясь к нему, восходили на высшую степень доброде­тели, для которой совершалось все. Так, тогда был Иеруса­лим и Сион; а теперь – небо и предметы небесные. К нему, увещеваю вас, будем прилепляться и мы, чтобы нам сподо­биться будущих благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА на псалом 135.   1 Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ: яко в век милость его. 2 Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость его. 3 Исповедайтеся Господеви господей: яко в век милость его. 4 Сотворшему чудеса велия единому: яко в век милость его. 5 Сотворшему небеса разумом: яко в век милость его. 6 Утвердившему землю на водах: яко в век милость его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Всё, что захотел, Господь сотворил на небесах и на земле, в морях и во всех безднах. Он возводит облака от края земли, молнии творит при дожде, выводит ветры из хранилищ Своих. Он поразил первенцев Египетских от человека до скота; послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его. Он поразил народы многие и убил царей сильных: Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские, и дал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему. Господи, имя Твоё – вовек, и память о Тебе – в род и род. Ибо будет судить Господь народ Свой и над рабами Своими смилуется. Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: уста имеют – и не заговорят, глаза имеют – и не увидят, уши имеют – и не услышат, ибо нет и дыхания в устах их. Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них! Дом Израилев, благословите Господа, дом Ааронов, благословите Господа, дом Левиин, благословите Господа, боящиеся Господа, благословите Господа! Благословен Господь с Сиона, живущий в Иерусалиме! Псалом 135: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа, трижды. Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его. Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его. Сотворшему чудеса велия единому, яко в век милость Его. Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его. Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его. Сотворшему светила велия единому, яко в век милость Его. Солнце во область дне, яко в век милость Его. Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его. Поразившему Египта с первенцы его, яко в век милость Его, и изведшему Израиля от среды их, яко в век милость Его. Рукою крепкою и мышцею высокою, яко в век милость Его. Раздельшему Чермное море в разделения, яко в век милость Его. И проведшему Израиля посреде его, яко в век милость Его. И истрясшему фараона и силу его в море Чермное, яко в век милость Его. Проведшему люди Своя в пустыни, яко в век милость Его. Поразившему цари велия, яко в век милость Его, и убившему цари крепкия, яко в век милость Его: Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его, и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/utrenya/

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма девятнадцатая Аллилуия, 134. 856 1 857 Восхваляйте имя Господне, восхваляйте, рабы, Господа, 2 858 Стоящие во храме Господнем, во дворах дома Бога нашего! 3 Восхваляйте Господа, ибо Господь благ! Воспойте имя Его, ибо прекрасно оно! 4 859 Ибо Иакова избрал Себе Господь, Израиля соделал достоянием Своим. 5 Ибо я познал, что Господь велик, что Господь наш превыше всех богов; 6 Все, что восхотел Господь, сотворил Он на небесах и на земле, в морях и во всех безднах. 7 Поднимает Он облака от пределов земли, творит молнии во время грозы, изводит ветры из хранилищ Своих. 8 860 Поразил Он первенцев египетских от человека до всякого скота; 9 Послал Он знамения и чудеса тебе, Египет, фараону и всем рабам его. 10 Поразил Он народы многие и погубил царей сильных: 11 861 Сигона, царя Аморрейского, Ога, царя Васанского, и царства Ханаанские; 12 И даровал Он землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему. 13 Господи, имя Твое славно вовеки, и память о Тебе из рода в род; 14 Ибо судить будет Господь народ Свой и над рабами Своими смилуется. 15 862 Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: 16 Уста имеют, и не говорят; очи имеют, и не видят; 17 Уши имеют, и не слышат; и нет дыхания в устах у них. 18 863 Да уподобятся идолам делающие их и надеющиеся на них! 19 864 Дом Израилев, благослови Господа! Дом Ааронов, благослови Господа! Дом Левиев, благослови Господа! 20 Боящиеся Господа, благословите Господа! 21 Благословен Господь Сиона, живущий в Иерусалиме! Аллилуия, 135. 865 1 Прославляйте Господа, ибо Он благ, и вовеки милость Его! 2 866 Прославляйте Бога богов. Ибо вовеки милость Его! 3 Прославляйте Владыку владык, ибо вовеки милость Его! 4 Он, Единый, сотворил чудеса, ибо вовеки милость Его! 5 Сотворил Он небеса разумом Своим, ибо вовеки милость Его! 6 867 Утвердил Он землю на водах, ибо вовеки милость Его; 7 Он, Единый, сотворил светила великие, ибо вовеки милость Его; 8 Солнце, царящее днем, ибо вовеки милость Его; 9 Луну и звезды, царящие в ночи, ибо вовеки милость Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мен я оправдания м Твоим " ( Пс.118:135 ). Божество бестелесно, просто и чуждо перемен; Свя­щенное же Писание изображает его более грубыми и телесными чертами, применительно к человеческой природе, так как образом ипостаси Отца и сиянием (славы Его) является Сын, как эту истину выражает блаженный Павел ( Евр.1:3 ). Итак, пророк желает увидеть явление Его для спасения рода человеческого; тогда Он, явив­шись Сам, научил нас всякой правде. Затем, явление лица Божия можно понимать, как разрешение зол и дарование благ. " Источники вод... извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего» ( Пс.118:136 ). И это – закон апостольский, потому что «страдает ли один член, – говорит – апостол, страдают с ним все члены» ( 1Кор.12:26 ). Зна­чит, пророк возвышается до евангельского совершенства, скорбя о беззакониях других людей; исходящими вод он назвал множество слез: потоками проливал я слезы при виде беззаконий людских. Такую печаль о беззаконниках испытывают святые. Скорбел и Моисей, когда народ израильский, обоготворив тельца, уклонился от Бога; он говорил тогда Богу: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» ( Исх.32:32 ). Точно также апостол, видя отчуждение иудеев от евангелия, говорил: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Римл.9:3 ). «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои. В откровениях Твоих... Ты заповедал... правду и совершенную истину» ( Пс.118:137–138 ). Все, Господи, устраиваешь Ты справедливо: и о людях заботишься, и делателей правды привлекаешь. Ты и закон дал, и нарушителям его открыл, какие наказания они навлекут на себя, и соблюдающим его обещает благое воздаяние, и обещания Свои подтверждаешь делами; последнее именно выражается в словах: «совершенную истину». Назначен у Господа день, когда Он будет судить вселенную и воздавать «каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» ( Римл.2:6–9 ). Выражением же: »совершенную истину» – он обозначил непреложность исполнения дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Покрываешь водами высоты С вои, облака делаешь колесницею Своею, шествуешь на крыльях ветра» ( Пс.103:3 ). Этому учит и блаженный Моисей, он говорит, что Бог сказал: «да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так» ( Быт.1:6–7 ). «облака делаешь колесницею Своею, шествуешь на крыльях ветра». Это указывает на Его промышление, все обнимающее. Оно простирается и на ветры, и на облака. Бог сам управляет ими, сам указывает им сроки исполнения их назначе­ния. Вместе с тем это научаете нас, что божественной природе свойственно везде присутствовать и всюду являться. Так как из всех чувственных явлений ветру свойственна наибольшая быстрота (в мгновение ока он проносится от пределов запада к востоку и от востока к западу), то пророк, не найдя среди чувственных явлений другого более точного образа, сказал, что Бог носится на крыльях ветра, обозначая этим, что Он везде присутствует. С другой стороны (относительно облаков) мы находим, что и сынам Израилевым Бог всяческих явился в облаке, и в скинии Свое особенное присутствие обнаружил облаком; далее, при освящении Со­ломонова храма, облако осенило храм; и Владыка Христос трем ученикам на горе предстал окруженный светлым облаком, и при вознесении Его светлое облако скрыло Его от глаз их. «Ты творишь Ангелов С воих духами и слуг С воих пламенем огненным» ( Пс.103:4 ). Господь – творец не только видимых, но и невидимых, К одним и тем же пророк приложил, названия духа и огня, тем и другим, желая обо­значить их силу и быстроту. Дух по природе не связан простран­ством, а действие огня отличается силой. При содействии ангелов Бог всяческих и благодетельствует достойным и наказывает не­достойных. Это также напоминает об огне, так как он служит для наказания. «Основал землю на тверди ее : не преклонится она во век века» ( Пс.103:5 ). Акила и Симмах: «на седалище ее». Какая же твердь, о, пророк, там, где столько воды, где беспредельный океан, носящий землю на волнах своих? Ведь он и сам в другом месте под­тверждал это: «утвердил землю на водах» ( Псал.135:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

После пения галлеля пили вино с опресноками. Затем глава семьи разделял пасхального агнца и раздавал всем участникам трапезы. После того как агнец был съеден, приносилась третья чаша вина и совершалась благодарственная молитва , в которой участвовал глава семьи и все присутствующие. Глава семьи говорил: «Благословим Бога нашего». Все отвечали: «Благословен Господь Бог наш, Бог Израиля, Бог Саваоф, Восседающий среди херувимов, за пищу, которую мы приняли». Глава: «Благословим Того, Чью благодать мы вкушали». Все: «Благословен Ты, Чью благодать мы вкушали и Чьей благостью мы живем». Глава: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, питающий весь мир по благости Своей». Все: «Он дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его». Глава: «По великой благости Его не было никогда у нас недостатка в пище». Все: «Да не будет у нас недостатка и впредь ради Его великого имени». Глава: «Он питает всех, заботится о всех, благотворит всем и уготовляет пищу для всех тварей, Им созданных». Все: «Благословен Ты, Господи, питающий всех». Заклание агнца и помазание дверей кровью. Фрагмент Брюссельского креста. XII в. (Британский музей, Лондон) Далее глава семьи произносил ту часть благодарения, в которой вспоминался исход Израиля из Египта: Благодарим Тебя, Господи Боже наш, что Ты дал предкам нашим землю вожделенную, хорошую и пространную и что вывел нас из земли Египетской и освободил нас из дома рабства. Благодарим за Твой завет, запечатленный на теле нашем 31 , за Твою тору, которую преподал нам, за Твои законы, которые сообщил нам, за жизнь и благоволение, которые даровал нам, за пищу, которой Ты заботливо питаешь нас постоянно, ежедневно, во всякое время и всякий час. За всё это, Господи Боже наш, мы благодарим и славословим Тебя… По окончании благодарения все участники трапезы произносили: «Аминь». Затем выпивалась третья чаша, пели вторую половину галлеля (псалмы 114–118). Могла быть предложена еще одна или две чаши. С последней чашей пели великий галлель (псалом 135). Данная реконструкция дает приблизительное представление о ритуале пасхальной трапезы 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою – как безводная земля. Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров. Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою. Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. Научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой; Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я – раб Твой. Услыши мя, Господи, в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим. Услыши мя, Господи, в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Услышь меня, Господи, в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим. Услышь меня, Господи, в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим. Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Затем Великая ектения и поем " Бог – Господь: " на глас тропаря дня: По гласу тропаря дне. Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. Стих: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Стих: Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им. Стих: Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Стих: Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших. Если праздник, то после двух кафизм поется полиелей – псалмы 134 и 135 (или их отдельные стихи), с припевом " Аллилуия " Псалом 134 Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуиа, трижды. Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Хвалите Господа, яко Благ Господь, пойте имени Его, яко добро: яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе. Яко аз познах, яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги. Вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах.

http://foma.ru/utrenja.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010