15А когда согрешит брат твой пред тобою, иди к нему и обличи его наедине. Если он послушает тебя, ты вернул себе брата; 16а если не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы «устами двух или трех свидетелей подтверждено было каждое слово». 17Если же он их ослушается, скажи Церкви; а если и Церкви ослушается, да будет он вам как язычник и как мытарь. 18Воистину говорю вам: что свяжете вы на земле, связано будет и на небе; и что разрешите на земле, разрешено будет и на небе. 19И еще воистину говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о чем-либо, будет им это дано от Отца Моего, Сущего на небесах. 20Ибо где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я посреди них». 21Тогда Петр, приблизясь, спросил Его: «Господи! Сколько же раз прощать брату моему, когда он станет согрешать против меня? До семи раз?» Говорит ему Иисус: 22«Не скажу тебе – до семи, но до седмижды семидесяти! 23Поэтому можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы некий царь пожелал взыскать отчета от рабов своих; и когда он начал принимать отчет, привели к нему человека, который задолжал ему десять тысяч талантов. 25Поскольку же тот не имел, чем расплатиться, господин велел продать за долги и его самого, и его жену, и его детей, и все его достояние. 26И вот раб кинулся ему в ноги, говоря: «Будь ко мне великодушен, и я все тебе выплачу!» 27А господин, сжалившись над рабом тем, отпустил его и долг ему простил. 28А раб, как вышел, встретил такого же раба, как он, задолжавшего ему сотню динариев, и стал, ухватив, душить его, приговаривая: «Отдавай долг!» 29И вот сотоварищ его, упав в ноги, умолял его, говоря: «Будь ко мне великодушным, и я заплачу тебе!» 30А тот не соглашался, но пошел и вверг его в заточение, пока не выплатит долг. 31И вот другие рабы, видя это, пошли и поведали о случившемся господину. 32Тогда господин, вызвав его, говорит ему: «Негодный раб! Я простил тебе сполна весь тот долг, потому что ты умолял меня. 33Разве не должен ты был смиловаться над подобным тебе рабом, как я смиловался над тобой?» 34И в гневе господин предал его в руки мучителей, пока тот не выплатит всего, что должен ему. 35Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если каждый не простит брату своему от всего сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

15Остерегайтесь лжепророков, что приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри – волки хищные. 16По плодам их вы распознаете их. Разве собирают с терновника – виноград, или с репейника – смоквы? 17Так всякое дерево благородное приносит добрые плоды, но дерево худое приносит дурные плоды. 18Не может дерево благородное приносить дурных плодов, а дерево худое – приносить добрых плодов. 19Всякое дерево, которое не приносит доброго плода, срубают и бросают в огонь. 20Итак, по плодам их вы распознаете их. 21Не всякий, кто говорит Мне: «Господи! Господи!» – войдет в Царство Небесное, но тот, кто творит волю Отца Моего, что в небесах. 22Многие станут говорить Мне в оный День: «Господи!. Господи! Разве не во имя Твое мы пророчествовали, не во имя Твое изгоняли бесов, не во имя Твое совершили множество чудес?» 23И тогда объявлю Я им: «Я никогда не знал вас; прочь от Меня, творящие беззакония!» 24Поэтому всякий, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, подобен будет человеку разумному, который построил дом свой на скале; 25и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, – а он не рухнул, ибо основание его было на скале. 26Но всякий, кто слушает эти Мои слова и не исполняет их, подобен будет глупцу, который построил дом свой на песке; 27и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, – и он рухнул, и разрушение его было велико». 28И было, когда окончил Иисус слова эти, народ дивился тому, как Он учит. 29Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не так, как их книжники. 8. Когда же спустился Он с горы, многолюдные толпы шли за Ним. 2И вот прокаженный, приблизясь, кланяется Ему в ноги со словами: «Господин мой, если Ты хочешь, Ты можешь меня очистить!» 3Иисус, простерши руку, коснулся его со словами: «Хочу, очистись!» И тотчас же тот очистился от проказы. 4И говорит ему Иисус: «Смотри, никому не рассказывай, а пойди, покажись священнику и принеси жертву, какую велел Моисей, во свидетельство для всех». 5А когда вошел Он в Капернаум, подошел к Нему один центурион, прося о помощи и говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

16 А ученикам Своим Он сказал: «Был некий богач, который имел управляющего; и ему донесли, что тот проматывает его имение. 2И он его вызвал и сказал: «Что это я слышу про тебя? Дай отчет в управлении, потому что оставаться управляющим ты больше не можешь». 3А управитель сказал себе: «Что мне делать? Мой хозяин отнимает у меня место. Работать лопатой не могу, просить подаяние стыжусь. 4Знаю, что сделать, чтобы когда лишусь места, меня бы приютили». 5И вызвав для разговора наедине одного за другим должников хозяина своего, говорит он первому: «Сколько ты должен моему хозяину?» 6Тот сказал: «Сто бочек масла». И он сказал тому: «Бери твою расписку, садись и скорее пиши – пятьдесят!» 7Потом он сказал другому: «А ты сколько должен?» Тот сказал: «Сто мешков жита». Он говорит тому: «Бери твою расписку и пиши – восемьдесят!» 8И похвалил хозяин нечестного управителя за то, что тот умно поступил; ибо сыны века сего в делах с подобными себе умнее, чем сыны света. 9И вот, Я говорю вам: спешите приобретать себе друзей на счет лукавой маммоны, чтобы после, когда она от вас уйдет, они бы приняли вас в жилища вечные. 10Кто достоин доверия в самом малом – достоин веры и во многом, а кто лукав в самом малом – лукав и во многом. 11Итак, если вы в делах лукавой маммоны 1 не показали себя достойными доверия, кто доверит вам благо истинное? 12И если вы не показали верности в обращении с чужим, кто даст вам ваше собственное? 13Никакой слуга не может служить двум господам: или первого возненавидит, а другого возлюбит, или первого предпочтет, а другим пренебрежет. Вы не можете служить Богу и маммоне». 14Услышали все это фарисеи, которые были привержены к деньгам, и стали Его высмеивать; и 15Он сказал им: «Вы хотите выставить себя праведными перед людьми, но Бог знает ваши сердца; а то, что превозносится у людей, перед Богом мерзость. 16Закон и Пророки – до Иоанна; с тех пор возвещается Царство Божие, и всякий прилагает усилие войти в него. 17Однако легче прейти небу и земле, чем потерять силу хоть одной черте Закона. Каждый, кто разводится с женой своей, совершает прелюбодеяние, и каждый, кто женится на разведенной, совершает прелюбодеяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

16 Самуил болезненно переносил разрыв с Саулом и долго скорбел о нем. Однажды явился ему Господь и сказал: «Доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя» (1 Цар. 16:1). Чтобы не навлечь гнев Саула, который с этого времени стал зорко следить за действиями Самуила, пророк решил тайно помазать нового кандидата на царство. С этой целью он взял жертвенное животное и отправился в Вифлеем для жертвоприношения. Старейшины города знали о разрыве между ним и Саулом, поэтому, опасаясь гнева Саула, встретили Самуила не слишком радушно и прямо спросили о цели его прибытия. Но Самуил сумел их убедить, что прибыл исключительно для религиозных целей, и пригласил всех их совершить вместе с ним жертвоприношение. Для участия в жертвоприношении был приглашен и житель Вифлеема Иессей со всем своим семейством. Когда было совершено жертвоприношение, Самуил выразил Иессею свое желание ближе познакомиться с его сыновьями. Иессей по одному, начиная со старшего, стал подводить к Самуилу своих семерых сыновей, но ни одного из них Господь не избрал царем. Тогда Самуил спросил у Иессея, все ли его сыновья пришли с ним, и когда услышал от него, что есть еще один сын, самый меньший, который пасет овец, то велел немедленно позвать его. Вскоре явился к Самуилу и меньший сын Иессея — Давид. Юноша понравился Самуилу. «Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом» (1 Цар. 16:12). Его богато одаренная душа пылала любовью к Богу. Обладая поэтической способностью, Давид уже в юности сочинял дивные псалмы, в которых прославлял Творца Вселенной. Свои возвышенные религиозные чувства он изливал в искусной игре на арфе, которая была неразлучной спутницей в его пастушеской жизни. Любуясь Давидом, Самуил услышал голос Божий, повелевающий ему: «Встань, помажь его, ибо это он» (1 Цар. 16:12). Повинуясь голосу Божию, Самуил взял рог с елеем и в присутствии братьев помазал Давида на царство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

16Но с кем Я сравню это поколение? Словно дети кричат друг другу, сидя на площади: 17 " Мы играли вам на флейте, что же вы не плясали?» «Мы завели причитание, что же вы не рыдали?» 18Вот, пришел Иоанн, не ест и не пьет, и они говорят: «в нем бес». 19Пришел Сын Человеческий, ест и пьет, и они говорят: «это чревоугодник и винопийца, друг мытарей и грешников». Но оправдана Премудрость делами своими». 20Затем начал Он укорять города, в которых совершена была большая часть чудес Его, за то, что они не покаялись: 21«Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Если бы в Тире и Сидоне явлены были такие чудеса, какие явлены были у вас, они давно принесли бы покаяние в рубище и пепле. 22Да, говорю Я вам, Тиру и Сидону легче будет в День Суда, нежели вам. 23И ты, Капернаум, думаешь ли ты, что до неба вознесешься? До преисподней будешь ты низвержен, потому что если бы в Содоме явлены были такие чудеса, которые явлены были в тебе, стоял бы он и до сего дня. 24Да, говорю Я вам, земле Содомской легче будет в День Суда, нежели тебе». 25В то время, продолжая Свою речь, Иисус сказал: «Благодарю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты открыл младенцам сокрытое от мудрых и разумных; 26да, Отче, ибо таково было Твое благоволение! 27Все вверено Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и еще того, кому Сын пожелает открыть. 28Придите ко Мне, все страждущие и удрученные, и Я дам вам покой. 29Примите иго Мое на ваши плечи и выучитесь научению Моему, ибо Я кроток и смиренен сердцем, и успокоятся души ваши; 30ибо иго Мое сладко и бремя Мое легко». 12. В то время шел Иисус во время субботнее мимо хлебов; и вот ученики Его проголодались и стали срывать колосья и есть. 2А фарисеи, увидевши это, сказали Ему: «Смотри, ученики Твои делают то, чего в субботу делать не дозволено». 3А Он сказал им: «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда сам он и люди его проголодались: 4как он вошел в Дом Божий, и они вкушали жертвенные хлебы, которых не дозволено было вкушать ни ему, ни людям его, а одним только священникам? 5Разве вы не читали в Законе, что священники, трудящиеся во Храме во время субботнее, нарушают субботу, однако вины не имеют? 6А Я говорю вам: то, что здесь, больше, нежели Храм. 7Если бы вы понимали, что значат слова: «Милости хочу, а не жертвоприношения», – тоне осудили бы тех, на ком нет вины. Ибо Сын Человеческий имеет власть и над субботой».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

17 И через шесть дней берет Иисус Петра, и Иакова, и брата его Иоанна, и возводит их на гору высокую, будучи с ними наедине. 2И преобразился Он на глазах у них, и просиял лик Его, как солнце, а одежды Его сделались белы, как свет. 3И вот, явились им Моисей и Илия, собеседующие с Ним. 4А Петр на это сказал Иисусу: «Господи, хорошо нам здесь быть! Если хочешь, я устрою здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея, один для Илии». 5Он еще говорил, как вдруг осенило их облако сияющее, – и вот, Голос, говорящий из облака: «Это есть Сын Мой Возлюбленный, Тот, на Ком благоволение Мое! Его слушайте!» 6И ученики, слыша это, пали на лица свои и весьма устрашились. 7И подошел к ним Иисус, и, коснувшись их, сказал; «Встаньте и не страшитесь!» 8А они, подняв глаза свои, не увидели никого, кроме Самого Иисуса. 9А когда спускались они с горы, Иисус наказал им: «Никому не говорите об этом видении, пока Сын Человеческий не восстанет из мертвых!» 10И спросили Его ученики Его: «А как же книжники говорят, что «прежде должно придти Илии»?» 11А Он сказал им в ответ: «Да, «Илия придет и восстановит» все; 12но говорю вам, что Илия уже приходил, но его не узнали и делали над ним все, что хотели. Так и Сыну Человеческому предстоит принять от них страдание». 13Тогда поняли ученики, что говорил Он им об Иоанне Крестителе. 14А когда вернулись они к народу, подошел к нему человек и преклонил перед Ним колени, 15говоря: «Господи, смилуйся над моим сыном! Он у меня лунатик, и жестоко мается: то в огонь упадет, то в воду. 16Я уж приводил его к Твоим ученикам, но они не смогли его исцелить». 17Иисус же сказал в ответ: «О поколение безверное и извращенное! Доколе буду с вами? Доколе буду вас терпеть? Ведите его сюда ко Мне!» 18И пригрозил Иисус, и вышел бес из мальчика, и тот был исцелен с этого же часа. 19Тогда ученики, подойдя к Иисусу наедине, спрашивали: А мы почему не смогли изгнать его?» 20Он же говорит им: «По вашему маловерию. Воистину говорю вам, если будет у вас вера с горчичное зерно, вы скажете этой горе: «Сдвинься отсюда туда!» – и сдвинется; и не будет для вас ничего невозможного. ».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

17 . Яко рех: да не когда порадуютмися врази мои и проч. Другая причина терпения Давидова. Т.е. потому я так терплю, что с твердою уверенностию в спасении рех, т.е. просил, молил Тебя, Господи, дабы не злорадствовали враги мои, дабы не сделаться мне их посмешищем; и внегда подвижатися ногам моим, – когда колебались ноги мои на пути добродетели на мя велеречеваша, – по бл. Феодориту, «чтобы поражение мое не обратилось для врагов в повод к их высокомерию». Св. Афанасий: «надмеваться надо мною подал им повод грех, поколебавший ноги мои». С Евр.: «И я сказал: да не восторжествуют надо мною (враги мои); когда поколеблется нога моя, они величаются надо мною». 18 . Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Раны 250 – наказания, болезнь – страдание 251 , скорбь. Третия причина терпения. Т.е. потому я терплю злоречия врагов, что всецело предал себя воле Божией, врачующей меня несчастиями, а решимость эта во мне от того, что болезнь моя предо мною есть выну, – т.е. чувство скорби о грехе моем всегда присуще мне. – «Грех соделал меня достойным ран. Посему подвергаю себя наказаниям, ибо желаю уврачевания от болезней, которыми мучит меня грех» (Бл. Феод.). «Исповедует, что с готовностию приемлет наказание, обращающее на добрый путь» (Афанасий). 19 . Попекуся о гресе моем, т.е. позабочусь, постараюсь загладить грех мой. Св. Афанасий: «Для сего-то и делаюсь обвинителем самого себя, и приложу все попечение – возвратить себе здравие». С Евр.: «Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем». 20 . С Евр.: «А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящии меня безвинно». 21 . Оболгаху мя, зане гонях благостыню. Т.е. за то и позорят меня, клевещут на меня, что я преследовал, т.е. старался делать одно добро. С Евр.: «И воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру». 22 . С Евр.: «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня». 23 . С Евр.: «Поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой»! 247 Лядвия φυαι – чресла. Vulg: lumbi. Так в Комплютен. издании LXX; но в других изданиях тех же LXX, напр. в Римском: ψυχη – душа. Так читают: Симмах, св. Амвросий Медиол., бл. Августин. Так в древних Латинских и Ефиопских Псалтирях. См. у Калм.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

17А ему нужно было отпустить им кого-нибудь по случаю Праздника. 18Но они всей толпой закричали: «Ему – смерть, а отпусти нам Варавву!» 19Это был некто, за учиненный в городе мятеж и смертоубийство брошенный в тюрьму. 20И снова Пилат обратился к ним, высказывая желание отпустить Иисуса. 21Но они кричали: «Распни, распни Его!» 22А он в третий раз сказал им: «Что же Он сделал худого? Никакого преступления, заслуживающего смерти, я в Нем не нашел. Поэтому после наказания я Его отпущу». 23Но они с громкими воплями требовали, чтобы Он был распят, и вопли их делались все неистовее. 24И Пилат решил сделать по их желанию: 25он отпустил брошенного в тюрьму за мятеж и убийство, за которого они просили, а Иисуса предал воле их. 2бИ когда повели Его на казнь, задержали некоего Симона из Кирены, как раз шедшего с поля, и принудили его нести крест за Иисусом. 27И следовало за Ним великое множество народна, также и женщины, которые били себя в грудь и оплакивали Его. 28А Иисус, обернувшись к ним, сказал: «Дочери Иерусалима, не плачьте обо Мне! Плачьте лучше о себе и о детях ваших, 29потому что настают дни, когда скажут: «Блаженны бесплодные: утробы, никогда не рожавшие, и сосцы, никого не вскормившие!» 30Тогда станут говорить горам: «Упадите на нас!» – и холмам: «Скройте нас!» 31Ибо если с деревом зеленым так поступают, что же будет с сухим?» 32Вместе с Ним вели на казнь и двух преступников. 33И когда пришли на место, называемое Череп, там распяли Иисуса и этих преступников – одного по правую руку от Него, другого по левую. 34А Иисус говорил: «Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят!» И они делили между собой Его одежды, бросая жребий. 35А народ стоял и глядел; также и старейшины говорили в насмешку над Ним: «Других спасал, теперь пусть спасет Себя Самого, если Он Помазанник Божий, Избранник!» 36Глумились над Ним и воины, предлагая Ему уксус 37и говоря: «Если Ты – Царь Иудейский, спаси-ка Себя Самого!» 38Была над Его головой и надпись по-гречески, по-латыни и по-еврейски: «Это Царь Иудейский».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

17Между тем Семьдесят возвратились в радости и говорили: «Господи, даже бесы покорны нам во имя Твое!» 18А Он сказал им: «Я видел, как сатана, словно молния, пал с неба. 19Вот, Я дал вам власть попирать змей и скорпионов и всякую вражью силу, и ничто не причинит вам вреда. Однако радуйтесь не тому, что духи вам покорны, а тому, что имена ваши написаны на небесах». 21И в этот же час Он исполнился ликованием от Духа Святого и сказал: «Благодарю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты сокрыл от мудрых и разумных то, что открыл Ты младенцам! Да, Отче, ибо так было Тебе благоугодно. 22Все вверено Мне Отцом Моим, и никто не знает, кто есть Сын, кроме Отца, и кто есть Отец, кроме Сына – и того, кому Сын пожелает открыть». 23И, обернувшись к ученикам, сказал Он им одним: «Блаженны глаза, видящие то, что видите вы! 24Ибо говорю вам: многие пророки и цари хотели увидеть то, что видите вы, – и не увидели; и услышать то, что слышите вы, – и не услышали». 25И вот некий учитель Закона встал и сказал, желая испытать Его: «Учитель, что мне делать, чтобы получить в удел жизнь вечную?» 26Он же сказал ему: «В Законе что написано? Как ты читаешь?» 27Тот сказал в ответ: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всей силой твоею, и всем рассуждением твоим; и ближнего твоего, как самого себя». 28А Иисус сказал ему: «Ответил ты правильно; поступай так, и будешь жить». 29Но тот, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мне ближний?» 30На это Иисус ответил: «Шел человек из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам; те раздели его, изранили и ушли, оставив полумертвым. 31Некий священник случайно спускался той же дорогой, увидел его – и прошел мимо. 32Также и левит, придя на это место, увидел его – и прошел мимо. 33А некий самаритянин, шедший тем путем, 34подошел и, увидев его, от сердца сжалился; наклонясь, он омыл ему раны вином помазал оливковым маслом, перевязал, а после, погрузив на собственного осла, отвез его в гостиницу и там принял на себя заботы о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

17Не подумайте, будто Я пришел, чтобы упразднить Закон или Пророков; не пришел Я, чтобы упразднить, но чтобы восполнить. 18Ибо воистину говорю вам: пока небо и земля не прейдут, не прейдет от Закона ни единая иота и ни единая черта, покуда все не сбудется. 19А потому, если кто самую последнюю из заповедей этих нарушит и научит тому же других, тот последним наречен будет в Царствии Небесном; а кто исполнит и научит, тот великим наречен будет в Царствии Небесном. 20Ибо говорю вам: если не будет праведность ваша обильнее, нежели праведность книжников и фарисеев, не войдете вы в Царствие Небесное. 21 Вы слышали, что было сказано древним: «не убий», – а если кто убьет, даст ответ перед судом. 22Но Я говорю вам, что всякий, кто гневается на брата своего, даст ответ перед судом; а если кто скажет брату своему: «рака!» – даст ответ перед Синедрионом; а если кто скажет брату своему: «безумный!» – даст ответ в огне Геенны. 23А потому, если принесешь ты дар свой к жертвеннику, а там вспомнишь, что брат твой имеет на тебя обиду, – 24оставь дар твой там, перед жертвенником, и сперва ступай, примирись с братом твоим, а тогда приходи, приноси свой дар. 25Сумей ублаготворить истца, пока вы еще на пути в суд, чтобы не предал тебя истец – судье, а судья – тюремщику, и чтобы не был ты ввергнут в темницу: 26истинно говорю тебе, оттуда не выйдешь, покуда не выплатишь последнего кодранта. 27Вы слышали, что было сказано: «не сотвори прелюбодейства». 28Я же говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с любострастием, уже соблудил с нею в сердце своем. 29Так если правый твой глаз вводит тебя в соблазн – вырви его и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы часть твоего тела погибла, а не все тело было ввергнуто в Геенну. если правая твоя рука вводит тебя в соблазн – отсеки ее и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы погибла часть тела твоего, а не все тело в Геенну пошло. 31Было сказано: «кто разводится с женой своей, обязан выдать ей разводное свидетельство». 32Я же говорю вам, что всякий, кто разводится с женой иначе, как по причине ее неверности, толкает ее на прелюбодейство, а кто женится на разведенной, совершает прелюбодейство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010