Лк.7:37 . И сé женá во грáде, яже бе грешница, и уведевши, яко возлежит во хрáмине фарисéове, принéсши алавáстр мира, Лк.7:38 . и стáвши при ногý егó созади, плáчущися, начáт умывáти нóзе егó слезáми, и власы главы своея отирáше, и облобызáше нóзе егó, и мáзаше миром. (И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.) Женщина. Полагают, что эта женщина была та же, которая после еще помазала Господа миром в Вифании ( Мф.26:6 и дал.). Полагают также, что это была грешница Мария Магдалина, из которой Господь изгнал бесов ( Лк.8:2 ; Мк.16:9 ), и она теперь свидетельствовала Господу свою благодарность. Того города (во граде), – какого, неизвестно. Если женщина была Мария Магдалина, то этот город был Магдалы (См. 5:2). Грешница – блудница (ср. Ин.8:7 ). Алавастр мира (алавастровый сосуд с миром). Алавастр, это – род мрамора, из которого делались сосуды для хранения жидких ароматических веществ, также вазы, урны и пр. Мазала миром. Миро, это – драгоценная благовонная жидкость, составлявшаяся из масла и пахучих веществ: из оливкового масла, нарда, смирны и различных цветов. Помазание миром вдревле у евреев употреблялось при посвящении в первосвященники, цари и пророки; употреблялось оно и в обыденной жизни, особенно во время пиршеств, также при представлении высоким людям и при приеме у себя в доме таких людей. Помазывали обыкновенно волосы на голове, также бороду и одежды ( Пс.22:5, 132:2 ), а для выражения особенного почтения, и ноги. На востоке был обычай гостям, после путешествия, омывать ноги, особенно на вечери. Омывали слуги, иногда и сам домохозяин, или же сам гость поданною ему водой ( Быт.18:4 ; Суд.19:21 ). Обычай умывать ноги взят с того, что по причине жаркого климата ходят там босыми ногами, отчего портятся ноги, и омовение теплою водою и при этом еще мазание маслом служило первым лекарством для ног. В доме Симона женщина, вместо воды, омыла ноги Господа своими слезами. Плачущися (плача). Женщина плакала от сознания своей греховности и прося себе прощения грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

С кем же совещался Он при создании человека? Жидовствующие молчали. Не было надежды услыхать от них ответа. Тогда Яков сказал: – Объясните вы нам это. Вы учёней нас... II. Объявлен был перерыв беседы. Люди всей огромной толпой складно пропели несколько песнопений церковных. Потом я стал отвечать на мной же поставленный вопрос. – Я говорил: – Бог советуется при создании людей Сам с Собой, именно во Святой Своей Троице. Отец-Бог положил намерение создать людей; Ангел Лица Его, или Сын и Премудрость был посредником и художницей этого создания; Дух Св. оживлял тварь Своим благодатным дыханием. Таким образом, в мироздании участвовала вся Св. Троица, – и в частности Ипостасная Премудрость Божия. Об этом вот что повествует нам Библия : „Господь имел Меня началом пути Своего, прежде создании Своих, искони: от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной... Тогда я была при нём художницею, и была радостью всякий день“... ( Притч.8:22–30 ст.). Кто же эта „художница“ – таинница Существа Божия? Пр. царь Соломон определяет её такими словами: „Премудрость художница всего... есть дух разумный, святой, единородный… тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный... Она возвышает своё благородство тем, что имеет сожитие с Богом, и Владыка всех возлюбил её: она – таинница ума Божия и избирательница дел Его“ ( Прем.7:21–22,8:3–4 ст. ср. Быт.1:26 ). Из этого описания свойств Премудрости Божией явствует, что она – не тоже, что ум Божий. Она – „таинница ума Божия“, следовательно, отлична, от него, хотя и „сожительствует“ с Богом, как его Ипостась. Нельзя под премудростью разуметь учение, потому что, по определению Соломона, она есть „дух святой“. Таким образом, Библия прикровенно, но властно влечёт нас к различению от Отца – Бога Его Премудрости Ипостасной, или Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

среди добрых духов. Но в новозаветном тексте для такого толкования данных. Напротив, по связи с речениями о вечных муках нечестивцев, и все указанные места надо толковать в смысле вечности личных мук каждого грешника. – Наконец, в 3-х, с точки зрения гносеологической, в отношении к понятиям вечности и бесконечности, – к данной в откровении и доказуемой наукою мысли, что кроме нашего теперешнего временно пространственного бытия есть инобытие сверх = или вне = временно-пространственное, безвременное и беспространственное. Откровенно-церковное учение все вообще и в частности о мироспасении касается главным образом именно этого временно-пространственного бытия, получившего свое начало во времени (в начале сотворил Бог небо и землю и все в них Словом Своим, – в шесть дней) и пространстве (небо и земля, небесная твердь с светилами, суша, море и пр.), в коем семя жены должно стереть главу змия-дьявола и Слово плотью стало, чтобы спасти мир и человека, в своем теле вознести человечество на небо к престолу Всевышнего и даровать жизнь вечную. Но Церковь и Библия знают и другие миры (третье небо 2Кор.12:2 . в отличие от теперешнего первого неба и первой земли Откр.21:1 , – ср. Еф.4:10 : Он есть возшедший превыше всех небес, чтобы наполнить все, ср. Евр.4:14 , – 7:26, у древних иудеев и христиан было распространено мнение о семи небесах) и иные условия или формы бытия в них: чистая духовность (духи бесплотные, в теле или вне тела 2Кор.12:3–4 ), духовная телесность (тело духовное в отличие от душевного, плотяного 1Кор.15:44 , – вне тела или в теле 2Кор.12:3–4 ), вне =или сверх =временность («времени уже не будет» Откр.10:6 , – «один день как тысяча лет и тысяча лет как один день 2Пет.3:8 ) и вне =или сверх =пространственность (восхищение Ап. Павла в рай 2Кор.12:4 , – видение Христом всех царств мира – тогдашних, бывших и будущих – в мгновение времени Лк.4:5 , – вознесение Христа на небо и Его пребывание в Его Теле-Церкви на земле Мф.28:20 и везде Еф.1:2 др.), – даже иные формы познания (лицом к лицу, непосредственно, как познаюсь или сам познаю себя – знание непосредственное, в самопознании или чрез самопознание, без посредства теперешних чувственно-плотяных и временно-пространственных форм познания 1Кор.13:8–12 , – невыразимые теперешнею человеческою речью слова и понятия 2Кор.12:4 , – недоступность теперешним формам умопредставления: «еще не открыто, что будем, – знаем, что когда откроется, подобны Ему будем, потому что увидим Его как Он есть» 1Ин.3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

39. Ин. 4:39 . И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. Ин. 4:29, 18 . 40. Ин. 4:40 . И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. Деян. 10:48 . 41. Ин. 4:41 . И ещё большее число уверовали по Его слову. Ин. 4:48 . 42. Ин. 4:42 . А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. Ин. 17:8, 1:29, 4:29 . Многие Самаряне и пр.: евангелист возвращается к прерванному повествованию о приходе сихемлян к Господу по слову жены. Многие: от них отличается ещё большее число уверовавших; те уверовали в Иисуса как Мессию по слову жены, а эти по слову самого Господа. – Вера этих многих выразилась в том, что они просили Господа побыть у них, конечно, для того, чтобы послушать Его учение и из самого обращения с Ним почерпнуть ещё большее подкрепление своей веры и подробнее узнать Его учение. – По Его слову: т. е. по Его проповеди . О чудесах не упоминается, и это весьма характеристическая черта. В Галилее и Иудее их требовали от Господа, и Господь нередко порицал за это; здесь же сего не видим (ср. Феофил.). – Сами слышали и узнали: слыша учение Господа, они узнали, т. е. уверовали и убедились сами. – Истинно Спаситель мира, Христос: таков был плод двухдневного пребывания между ними Господа. Вероятно, как женщине открылся Он прямо как Мессия, и от них Он не скрывал сего, как скрывал от иудеев, учил их прямо, что Он Мессия и именно не такой, какого ожидали иудеи, а Спаситель всего мира (ср. прим. к ст. 25–26). 43. Ин. 4:43 . По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошёл в Галилею, Ин. 4:3 ; Мф. 4:33 . 44. Ин. 4:44 . ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своём отечестве. Мф. 13:5 ; Мк. 6:4 ; Лк. 4:24 ; Иер. 11:21, 12:6 45. Ин. 4:45 . Когда пришёл Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев всё, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, – ибо и они ходили на праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

А кто понимает св. писания буквально, тот значит умирает, как оказано: ( 2Кор.3:6 ), потому что «буква убивает»; еще сказано ( Рим.8:6–13 ): «ибо если живете по плоти, то умрете», как язычники, которые называются мертвыми, как сказано ( Еф.2:1 ): «и вас мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы жили по обычаю сего мира». Так понимают лжеевреи, которые говорят, будто им Моисей повелел казнить плоть, т. е. тело свое, значит, не смыслят они, что и называется плоть. А буквальные христиане говорят, будто дева Христа родила: они не понимают, что означает дева; это церковь избранных, чрез которое родилось слово, как выше сказано. «Эта дева была во Израиле» ( Ис.7:14 ); «се дева во чреве приимет и родит Сына Царства» 71 ; еще говорит: «презрит тебя и посмеется девствующая дочь Сиона» ( 4Цар.19:21 ). Иеремия говорит: «я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева» (31:4). Еще Откровение Иоанна гл. 12:15: «явилось на небо великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд; она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения; и родила она младенца мужеского пола». Это значит: народы святые, которые мучились, пока родилось в них слово истины. Исаия говорит: «во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения твоего» 72 (26:18). Еще сказано: «я представил вас чистую деву Христу» ( 2Кор.11:2 ). И есть еще другие девы, которые блудили ( Иез.23:3 ): «и блудили они в Египте, блудили в своей молодости; там растлили девственные сосцы их». Так подобно и люди не духовные, заблудившиеся умом; они же и есть Израиль новый Сад ( Ис.5:2,4,7 ); «Я ждал, правды, и вот он произвел неправду; Я ожидал, что он принесет добрые грозди, а он принес дикие ягоды». Не духовные поникают писание буквально, одинаково с мертвецами мирскими ездят в какую-то Палестину смотреть Иерусалим, какой-то там аул татарский, который выдумали древние язычники, чтобы обирать денежки у мертвых, и с духовных, которые не смыслят писание, что Иерусалим лежит среди них весь в развалинах, как сказано ( Зах.12:3 ): «И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен: все, которые будут поднимать его, надорвут себя», которому ныне еще, говорит пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Во 1-х, нельзя думать, чтобы теократическое устройство в, широком смысл, данное еврейскому народу чрез Моисея на основании божественного откровения, совершенно устранило собою все прежние обычаи и обряды бывшего культа Израиля, чтобы все разнообразные религиозные действия заменило новыми. Нет, многие, даже очень многие обычаи и обряды остались и лишь только были преобразованы по своему внутреннему значению 23 . К таким религиозным действиям, первоначальным, общим евреям со всеми другими семитическими народами, или даже со всеми людьми, должно отнести, напр., обрезание и жертвы 24 . Только отсюда можно понять известное изречение из книги пр. Иеремии: „Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте мясо; ибо отцам вашим я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве» VII, 21–22. Стремление некоторых богословов доказать во что бы то ни стало еврейское происхождение жертв и обрезания 25 и некоторых других божественных действий и обрядов напрасно и бесплодно. Они лишь дискредитируют христианскую науку, потому что и историки культуры, и всесторонне образованные богословы утверждают противное 26 . Во 2-х, принимая законодательство Моисея, обнимавшее всю жизнь, евреи должны были видеть в нем исполнение их же желания – быть народом Божиим ( Исх.19:5:6 . ср. 7 – 8), так что слишком неожиданного и потому подавляющего сознание в законодательстве Моисея ничего не было. При всем том, после времен Моисея до царя Давида, т. е. в продолжение четырех с половиною веков, евреям не было сообщено ни одного пророчества касательно будущих времен. Очевидно, по божественным планам, они должны были укрепляться в основных мыслях Моисеева закона. И только когда истинными израильтянами было усвоено божественное откровение времен Моисея, – доказательством чего служат учительные книги, – Господь чрез своих пророков сообщил евреям новое откровение, в котором был подробнее очерчен образ будущего Мессии в Его торжествующем и страждущем состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

(И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, чтó вы видите, и не видели, и слышать, чтó вы слышите, и не слышали. Блажени очи видящии и пр. Чит. в объясн. 10 ст. 8 главы. Мф.13:16 . Зач. 53-е. Ответ Господа искушавшему Его законнику и притча о милосердом самарянине. Читается в 25-ю неделю по Пятидесятнице. Об искушении Господа одним из еврейских законников повествуют и евангелисты Матфей ( Мф.22:35, 40 ) и Марк ( Мк.12:28, 34 ), но еванг. Лука повествует совершенно о другом случае искушения, хотя в некоторых чертах есть сходство между тем и другим. Лк.10:25 . И сé, закóнник некий востá, искушáя егó и глагóля: учителю, чтó сотворив, живóт вечный наследую? (И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! чтó мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?) Законник – то же, что книжник. О них чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. Искушая Его (И. Хр.), т. е. желая своим вопросом поставить в затруднение или довести до того, не скажет ли Он чего-либо противного закону Моисееву, чтобы иметь повод обвинить или унизить Его. Так не раз искушали Иисуса Христа враги Его ( Мф.22:15 и дал.). «Какая противоположность, восклицает при этом еписк. Михаил, – эта радость учеников, собравшихся вокруг своего Учителя (ст.17), это вдохновенное славословие и глубокое богословствование Господа (ст. 21–32), это ублажение возрадовавшихся учеников, одним словом – эта восторженная и задушевная беседа Учителя с учениками, и – это лукавое и темное намерение смутить эту радость святого общества лукавым вопросом, чтобы уловить на словах великого Учителя и обвинить Его в неправославном учении!» Лк.10:26 . Он же речé к немý: в закóне чтó писано éсть? кáко чтéши? (Он же сказал ему: в законе чтó написано? кáк читаешь?) Законнику, который сам хорошо знает закон, Господь отвечает ссылкой на самый закон: для получения вечного блаженства пусть исполняет он то, что говорит закон (28 ст.). Таким образом, искушение Господа со стороны законника оказалось безуспешным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Наказание монашествующих за нарушение обетов. Монах, обличенный в блуде, или берущий к себе жену для брачного общения и сожития, пусть будет подвергнут епитимиям, положенным по правилам блудникам. VI Всел. соб. пр. 44. См. также выше (о монашестве) Прав. Вас. Вел. 60 и 19. IV Всел. соб. прав. 16. 2 отделение. Обязанности христианина в отношении к самому себе 79 Сущность их заключается в любви к самому себе; отношение этой любви к любви к Богу и ближним. См. выше (Перв. полов. о главном начале христ. деятельности) Катихиз. стр. 96, 94 и 95. IV. Общие обязанности к самому себе Обязанность смирения; пороки, противные смирению, – гордость и тщеславие. Блаженные нищие духом, ибо их есть царствие небесное. – 1-е блаженство. (Быть нищим духом) значит иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати и таким образом вменять себя за ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по изъяснению Св. Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие (На Мф. бес. 15). (Нищими духом и богатые), без сомнения, могут быть, если помыслят, что видимое богатство есть тленное и скоропреходящее и что оно не заменяет недостатка благ духовных. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою ( Мф.16:26 ). Не может ли нищета телесная служить к совершенству нищеты духовной? Может, если христианин избирает ее добровольно ради Бога. О сем сказал Сам Иисус Христос богатому: если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах и приходи и следуй за Мною ( Мф.19:21 ). Что обещает Господь нищим духом? Царствие небесное... В настоящей жизни внутренно и начинательно посредством веры и надежды; а в будущей совершительно посредством участия в блаженстве вечном. – Катих. стр. 84. Гордость есть неумеренное и несправедливое желание собственной славы, дабы превзойти других, подобных себе, достойно или недостойно. Оный грех был первый, который родился в деннице и из которого, как из ядовитого источника, проистекли все другие. О нем премудрость говорит: страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие, и злой путь и коварныя уста я ненавижу ( Притч.8:13 ). И в другом месте Писание (говорит): Гордость ненавистна и Господу и людям ( Сир.10:7 ). Противоположная сему греху добродетель есть смирение. Господь наш Иисус Христос, похваляя оное и призывая нас к люблению онаго, говорит: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф.11:29 ) Испов., III, отв. на вопр. 24.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

падение лицом на землю: «И пал Авраам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним» ( Быт.17:3 ) – «Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! Один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество?» ( Чис.16:22 ). «И поднял Давид глаза свои, и увидел Ангела Господня, стоящего между землею и небом, с обнаженным в руке его мечом, простертым на Иерусалим; и пал Давид и старейшины, покрытые вретищем, на лица своя» ( 1Пар.21:16 ). – «И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, – и покланялись и повергались пред Господом лицем до земли» ( Неем.8:6 ). – «И, ото шед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ). 9. Примеры, объясняющие ту мысль, что кто с усердием молится, с тем молится Ангел Хранитель Св. Иоанн Лествичник говорит: «Когда при каком-либо изречении своей молитвы почувствуешь внутреннее услаждение, либо умиление, то остановись на оном: ибо тогда Ангел Хранитель вкупе с нами молится». («Леств.»). I. Известно из житий святых, что Ангел Хранитель молился, например, с пр. Маркеллом, как это видел Сергий – игумен, с ним в монастыре живший. (Ч.-М. 29 декабря). II. В юношеских летах благочестивый Григорий, впоследствии епископ Аграгантийский, ходил к разным старцам, чтобы научиться их примером благочестивой жизни и иноческим подвигам. Однажды приближается он к келье одного великого старца и слышит приятное пение многих лиц. Подойдя ближе, он услышал голоса только трех поющих. Когда же подошел к дверям кельи, то услышал, что поет один старец и оканчивает девятый час. Не смея постучаться в двери, чтобы не нарушить спокойствия молящегося, он стоял, объятый страхом. По окончании молитвы, святой тот старец увидел стоящего юношу и тотчас узнал духом, кто стоит перед ним, и сказал: «Чадо Григорие, войди сюда». В больший пришел страх богобоязненный Григорий, когда услышал, что незнакомый старец называет его по имени. Войдя в келью, он увидел одного старца, никого другого он не мог увидеть, и удивлялся, что пел один старец, а слышался голос многих поющих, и уразумел, что Ангелы Божии пели с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Сказал в ответ»: ученикам, а не женщине, которая вопияла сзади.– «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»: овцы погибшие – это иудеи (ср. прим. к Мф.9:36 и Мф.10:6 ), весь иудейский народ, в противоположность языческому миру. Господь говорит, что Он послан или пришел в мир «только» к иудеям, а не язычникам, выражаясь так применительно к образу воззрения иудеев на язычников: в сущности же мысль та, что Он к иудеям пришел к первым и прежде, так как им обетован был Мессия, они были народ избранный для приготовления человечества к принятию Мессии, и среди них Он явился. Что Господь пришел на землю принять в Свое царство все народы и языческие, это видно из многих изречений самого Господа, содержащихся в Евангелии: ср. Мф.8:11–12 ; Мф.24:14,31 ; Мф.28:18–20 и др. Мф.15:25–26 . А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. «Нехорошо взять хлеб» и пр.: иудеи были чада или дети Божии ( Рим.9:4 ), так как их Бог избрал Себе из всех народов и как бы усыновил Себе. Признавая себя чадами Божиими, иудеи с презрением относились к язычникам и называли их позорными именами, например псами, нечистыми животными, подобно тому, как теперь еще мусульмане называют христиан. Жена была язычница, и Господь, применяясь к образу воззрения иудеев, выразил ей, что нехорошо лишать благодеяний, предназначенных иудеям, и как бы передавать их язычникам, все равно как не хорошо отнимать хлеб у детей и отдавать его собакам. Господь, конечно, не имел намерения этими словами выразить презрение к язычникам, какое выражали ими иудеи, и как бы подтвердить верность такого взгляда иудеев на язычников; мы видим, что Он иначе смотрел на отношение этих последних к царству Своему, считая их более достойными его и способными к принятию его, чем иудеи ( Мф.21:43 и др.). Нет, этими словами Он хотел только испытать и обнаружить силу веры женщины. Мф.15:27–28 . Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! великá вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010