Вождь подвизающихся    Вождь подвизающихся «подвигом добрым» (2Тим.4:7) против диавола и дел его есть Иисус Христос, Начальник спасения, Который во всем, а следовательно, и здесь первенствует. От Него происходит всякая крепость и сила, разум и мудрость, могущие остановить устремления врагов. Под Его знаменем, т.е. Крестом борются и побеждают врагов духовные подвижники. Он повергает сатану под их ноги. Каким образом действовать против врагов    На брани духовной против врагов внутреннего, сокровенного человека должно поступать следующим образом: а) направлять дух свой, по примеру св. Давида, к заповедям Господним и «всякий путь неправды ненавидеть» (Пс.118:128); б) не пренебрегать никаким нападением вражиим, сколь бы оно ни казалось малозначащим, и не считать никакого греха легким; ибо грех, каков бы он ни был, делает человека, по слову св. Иакова, виновным в нарушении всего закона (см. Иак.2:10); в) противиться нападению врагов в самом начале, и подавлять семя греха; нападения врагов предусматривать и потому непрестанно «трезвиться и бодрствовать» (1 Пет. 5:8); г) от нападений, которые можно предвидеть, по возможности уклоняться, а потому и не говорить о них и не слушать ничего такого, что может увлечь ко греху; при нападениях нечаянных быть мужественным, терпеливым, неутомимым, искусным в вере, надежде и любви к Подвигоположнику Христу, Подателю истинной победы; д) оружия врагов сокрушать, умерщвлять «похоть плотскую, похоть очей и гордость житейскую»; е) когда враги по видимости и низлагаются, брани не прерывать, не откладывать оружия, не медлить с победой и, одержав ее, не предаваться праздности. Конец духовной брани    Конец духовной брани, для которого она производится, есть «победа» (1Ин.5:4), одерживаемая добрым Христовым воином над его врагами, при всяких искушениях, какого бы рода они ни были. Она бывает или частная, увенчиваемая при конце жизни, как говорит о самом себе апостол: «подвигом добрым подвизался; течение совершил, веру сохранил. А теперь мне готовится венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия в день оный» (2Тим.4:7—8),— или всеобщая, т. е. общая для всех истинных подвижников, даруемая под водительством Христовым при скончании века, как то должно заключить из слов Спасителя к ученикам Его: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,— в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.19:28; Лк. 22:30).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Возродиться свыше — это нечто большее, чем просто начать жизнь снова. Рожденные по плоти во грехах, мы не можем сами по себе создать новой жизни, подобно тому, как холодный труп или камень не могут произвести жизнь. Слово Божие говорит, что все мы были мертвыми по преступлениям и грехам нашим ( Еф.2:3-3 ). По нашему природному состоянию мы все находимся во вражде с Богом, ибо не покорились закону Божию. Природное состояние человека так описано в слове Божием: “Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути… нет делающего добро, нет ни одного… Языком своим обманывают… Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их” ( Рим.3:3-18 ). Рождение в нас производит Дух Святой. Новое рождение — это дело рук Божиих. Никодим спрашивал Господа: “Как это может быть?” Мы тоже не понимаем, как это происходит. Но мы многого еще не понимаем. И Библия не всегда говорит нам о том, как происходит то или другое явление, но ясно показывает дивные результаты происшедшего. Это относится и к становлению нового человека. Господу угодно было сокрыть от нас, как происходит возрождение, но Он открыл нам в Слове Своем последствия рождения свыше. Проникновение божественного естества в человеческую душу делает нас, по выражению апостола Петра, “причастниками Божеского естества” ( 2 Пет.1:3 ). Другими словами — чадами Божиими. “А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились” ( Ин.1:3-13 ). “Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий” ( Иак.1:3 ). До рождения свыше мы жили по принципу плотской похоти, по обычаю мира сего ( Еф.2:3-3 ). В интересы нашей жизни входило только то, что доступно для наших пяти органов чувств. Вместе с царем Езекией мы говорили Богу: “Господи! так живут, и во всем этом жизнь моего духа” ( Ис.38:3 ). Мы были частью мира, ибо другого ничего не знали. Эта сфера была для нас началом и концом жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее . Опадет цвет ересей и заблуждений, исчезнет " красота " лжи и клеветы, посохнут соблазны язычества и лжерелигий. Где будут обогатившиеся на обнищании и крови братьев своих? Как страшно будет в тот день противникам нашей святой веры! Какое серьезное разочарование постигнет их!.. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, — и оно будет унижено... И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю (Ис. 2, 12; 17–19). Часть 1 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1, 12). Искушения, искушения, искушения — как их много! Какие они разные! Какие они изощренные! Они окружают нас, они теснят нас. Искушения подстерегают нас не только дома, но часто и в храме. Кажется, невозможно от них никуда спрятаться, скрыться: в самых святых местах можно встретить искушение. Во время праздников, во время паломнических поездок мы чувствуем, как искушения настигают нас. Когда я прибыл на Святую Землю, то гид, который принимал нас — представитель паломнической службы Иерусалимского Патриархата, — прямо в аэропорту сказал: " Вы прилетели на Святую Землю, но знайте: здесь искушений будет больше, чем где-либо еще! " . Действительно, это так. Пока человек жив, он чувствует, как диавол крутится вокруг него, по сказанному в Писании, как рыкающий лев, ища поглотить (1 Пет. 5, 8) его. Поэтому-то апостол Иаков и говорит: Блажен человек, который переносит искушение . Итак, мы с вами выяснили, что спрятаться от искушений никуда нельзя, они случаются везде. Перефразируя слова апостола Павла, можно сказать: где святыня, там и искушение (см.: Рим. 5, 20). Так что никуда от них, искушений, не убежишь, не уедешь... Недавно одна женщина спрашивала меня по поводу размена квартиры, на который ей пришлось пойти из-за проблем с соседями. Я ответил этой женщине: " От таких искушений далеко вы не уедете. Вместо одних соседей будут другие соседи! " . В Священном Писании сказано, что человек постоянно возвращается к разным греховным моментам своей жизни, к тому, что он уже пережил [ 1 ]. Значит, это может повториться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вот что говорит Дух Божий через святого Иоанна Златоуста: «Как скажешь, неужели не должно ненавидеть даже врагов и язычников? Должно ненавидеть, но не их, а их учение, не человека, а порочную жизнь и развращенную волю. Человек есть дело Божие, а заблуждение - дело диавола». Но при этом: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век» (1 Ин. 2, 15-17), - таково учение Духа Святого Божия, переданное христианам через апостола любви Иоанна Богослова. «Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает во век» (1 Пет. 1, 24-25), - глаголет Дух Истины устами святого апостола Петра. Что есть жизнь человеческая? «Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4, 14), - свидетельствует Дух Божий через святого апостола Иакова. Кто вечно жил во временной земной гостинице нашей? Где обладатели несметных сокровищ, владевшие сказочными дворцами и обширными землями? Где гордые красавицы, пленявшие легионы мужчин? Где мудрецы века сего, владевшие умами миллионов? Где сильные и знатные воители, покорившие многие народы? Где великие властители, управлявшие ими? Где все знаменитости мира, упивавшиеся суетной земной славою? Не в прах ли возвратились они, став добычей червей? Неумолимая смерть поразила и юных, и красивых, и сильных, и мудрых, и богатых, и могущественных. Кого в чем нашла, кого в каком деле застала, в том и отправила в Вечность, поглотившую миллиарды подобных им. Что взяли они с собою из мира сего? Чем поможет им мир в день всеобщего Воскресения и Страшного Суда Христова? «Мир есть блудница, которая взирающих на нее с вожделением красоты ее привлекает в любовь к себе, - живописует преподобный Исаак Сирин. - И кем, хотя отчасти, возобладала любовь к миру, кто опутан им, тот не может выйти из рук его, пока мир не лишит его жизни. И когда мир совлечет с человека все и в день смерти вынесет его из дому его, тогда узнает человек, что мир - подлинно льстец и обманщик». Кратковременные земные радости мира сего могут лишить человека вечной небесной радости.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

Господь нам многое потому и не дает, что мы будем это использовать не так, как нам самим же будет во благо. «Я хочу». – «А ты готов?» Всякий дар предшествует испытанию. Я нечто захотел, но задайся и таким вопросом: а ты готов к испытанию? «Я хочу». – «А ты готов?» Одно дело еще, когда мы хотим чего-то внешнего, благополучия там, например, и т.д. И совсем другое – духовные дары. Готов ли я на подвиг? Готов ли я на самоотвержение? И не в тот момент, когда я встал на молитву и что-то там такое читаю о том, как святые отцы про эту готовность говорят… Нет! Господь «как тать» (2 Пет. 3, 10), внезапно всегда касается человека. Когда ты меньше всего этого ждешь, не следишь за своими мыслями, чувствами, на тебя обрушивается вот это: ты готов, ты готов, ты готов? В своем самообольщении мы, конечно, многого хотим. Но понесешь ли ты это? Господу ничего не стоит дать тебе тот или иной дар. Но это же еще и ответственность… Что в моей жизни может быть целовано Богом? Владыка Алексий (Фролов) Вот мы читаем жития святых. Что о себе я могу при этом понять? Что в моей жизни может быть целовано Богом? Если ничто, то на что я тогда рассчитываю? Мы можем, конечно, подскочить порою: я, мол, сейчас ни хлеба, ни воды ни есть, ни пить не буду, постничать начну, – дурью маешься! Все эти разгоряченные рывки – не по любви к Богу, хотя я и могу включить эту мерцающую в сознании лампочку: «по любви к Богу – по любви к Богу – по любви к Богу…». На самом деле нет. Как правило, обычно покрасоваться собой или что-то выклянчить захотелось. Я сделаю сейчас то-то, и Господь мне сразу же даст. Корысть! Корысть во взаимоотношениях, это то, о чем мы уже говорили, – использование! Это опять не личные отношения. Я же, по своей гордости, не думаю о том, как Бог меня хочет использовать. Нет! Это я Его хочу использовать в своих интересах. Потому и сказано: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 3). В том числе потешить свое тщеславие, самолюбие?..

http://pravoslavie.ru/126051.html

Границы все время переделываются, государства объединяются, разъединяются (в Восточной Европе все делятся, в Западной — все объединяются) — это все людское, это люди делают что-то свое. Царство Божие едино, и оно будет как на Небе, так и на земле! О чем мы просим в " Молитве Господней " ? " Да приидет Царствие Твое..., яко на Небеси и на земли " . То есть рано или поздно все эти человеческие границы пропадут и будет только Царствие Божие! И власть будет только одна — от Бога, яко на Небеси и на земли . Поэтому не будем связывать себя с временными спекуляциями современной политики, но будем тверды в нашем стоянии за правду Божию. Вот почему апостол Иаков говорит: Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Если ты принял волю Божию — прими ее полностью, будь с ней согласным во всем! Часть 2 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3, 12). О чем эти слова апостола Иакова? Он говорит о том, чтобы те из нас, кто надеется на князей, на сына человеческого (Пс. 145, 3), не забывали, что какое бы высокое положение человек ни занимал, он все равно остается только человеком. А Писание говорит нам, что всякий человек ложь (Пс. 115, 2). И псалмопевец восклицает: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения (Пс. 145, 3). Значит, любой человек — это еще и врата погибели: ведь в людях нет спасения. Итак, если мы, надеясь на людей, хотим правильно выстроить свою жизнь — семейную, гражданскую, государственную, общественную — мы неизбежно придем в тупик, ибо всякий человек ложь . Если мы пойдем за грешником, чем окончится наше путешествие? В Евангелии сказано: если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14). Мы должны идти только за Господом! У апостола Петра сказано: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21). Когда мы идем за Господом — признаем Его власть над собою, подчиняемся Ему как Сыну Божию — наша жизнь меняется в лучшую сторону! А когда мы ждем спасения от людей — это все равно, что ждать маслин от смоковницы. Какая маслина может быть от смоковницы? И может ли приносить смоквы виноградная лоза? Она будет виноград давать!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Для молитвы больше всего нужно сердце (версия для печати)/Православие.Ru Для молитвы больше всего нужно сердце Православие.Ru , 21 июля 2011 г. Архимандрит Арсений (Папачок) Перевела с румынского Зинаида Пейкова Вопросы задавал Архимандрит Иоанникий (Балан) 19 июля 2011 года в возрасте 96 лет отошел ко Господу архимандрит Арсений (Папачок) – старейший и один из самых почитаемых ныне румынских старцев. Он был представителем золотой плеяды румынских духовников ХХ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых условиях безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, – опыту, сочетающемуся с духовной мудростью, тонкостью проникновения в тайники человеческой души и недюжинными литературными дарованиями. Старец Арсений подвизался в непроходимых лесных дебрях румынских гор вместе с отцом Клеопой (Илие), подвергался преследованиям со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. С 1975 года он был духовником монастыря во имя святой Марии в городе Текиргёл под Констанцей. Предлагаем вниманию читателей ответы старца на некоторые актуальные вопросы духовной жизни. Архимандрит Арсений (Папачок) – Как можно стяжать дар смирения и слез на молитве? – Смирение не может прийти само по себе, без того, чтобы ты в духовном течении жизни не думал, что ничего не можешь сам без благодати Божией. Спаситель говорит: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5). 113-е правило Карфагенского Собора гласит: «Но если всё же кто-нибудь говорит, будто он что-нибудь может без Христа, да будет анафема» . Брат, неужели ты не знаешь, что если ты мнишь о себе и гордишься, то это от тебя отошла помощь Божия? Ибо сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6; 1 Пет. 5: 5). Подумай же о том, что без благодати Божией ты – прах и пепел. А если ты полагаешь, что вот, Господь терпел тебя до сих пор и так будет всегда, тогда с великим страхом поостерегись, ибо Бог долго терпит, но иногда и предваряет события!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Для них пастор (старейшина), как уже было сказано, незыблемый авторитет, который, по их представлению, знает всё. Почему? Потому что он – первый человек, давший ему понимание библейского откровения – понимание хотя и искаженное, но все же в некоей степени поменявшее его жизнь. Поэтому для него он – своеобразный идол. Еще несколько советов. О методике ведения диспута, о возможных ошибках и о том, как поступить, если что-то идет не так, мы еще будем говорить. Сейчас же остановимся на организационных вопросах. Сразу обозначьте время: 20 минут говорит он, 20 минут – вы. Также между вами и пастором (старейшиной) два представителяправославный миссионер и человек из среды сектантов: они следят за регламентом и принимают записки с вопросами из зала, на которые будут даны ответы в обговоренное заранее время – допустим, по 15 минут от той и другой стороны. Подчеркну: у нас, православных, никакого равноправного диалога с людьми других конфессий быть не может – равноправного в том смысле, чтобы говорить: у вас своя истина, а у нас – своя. Истина одна – Христос и Его Церковь, созданная на земле, и Христос – Глава, а Церковь – Тело. Мы – Церковь! Это не пафос, это не гордость. Это – правда. Мы провозглашаем чистоту Евангелия, а они – нет. У них – ложь. Так что, повторюсь, равноправного диалога быть не может. Может быть только диспут, методику проведения которого миссионеру определяет апостол Петр : «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3: 15). Напомню еще раз: диспут не для того, чтобы переспорить, а чтобы отвратить человека от ложного пути. «Братия! – пишет апостол Иаков. – если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5: 19–20). Диспут – форма миссионерского служения в инославной среде, проповедь неповрежденного благовестия для заблудших. Где мы найдем другую форму благовестия для сектантов?! А здесь по договоренности и в присутствии пастора (старейшины) у нас есть возможность проповеди Евангелия для сектантов, которых к нам привел пастор (старейшина).

http://pravoslavie.ru/100962.html

Его ругают, и человек понял, что он – плохой. Но главная греховность – несоответствие идеалу, святости. Что такое покаяние? Это изменение в сторону идеала, святости. Если у меня есть только видение отклонения, а не движение к идеалу – это самое плохое. Самые наши грехи – не в делание, а в неделании. Когда взрослый человек приходит и говорит, что грехов у него особых нет, это свидетельство непонимания им цели своей жизни (3, 126). Почему мы почитаем святых? Они усовершились, пришли в полноту, стали в прямом смысле настоящими людьми. Почему мы считаем себя недостойными их? Они достигли того, что для нас есть желанная, но, увы, часто оставляемая цель жизни. Можно сказать даже, что для христианства наиболее реальна именно метафизическая, преображенная сторона бытия, тогда как видимый, материальный порядок вещей по мере обновления Духом становится все более незначительным, эфемерным. Мистический реализм, равнение по богочеловеческой святости есть исключительная позиция христианства. Именно эту высокую перспективу призывает учитывать апостол Петр, когда напоминает, что христиане – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел… ( I Пет. 2, 9 ). В Евангелии постоянно сквозят нотки, которые заставляют сладострастную и боязливую душу неуютно поеживаться: Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия ( Лк. 9, 62 ). Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Мф. 16, 24-25 ). Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф. 6, 33 ). И через апостольские послания также проходит настойчивое предостережение верующим: Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего! Проходит образ мира сего! Дружба с миром есть вражда против Бога! ( Рим. 12, 2 ; 1 Кор. 7, 31 ; Иак. 4, 4 ). И в этой постоянной оглядке на святость заключен весь секрет педагогического смирения.

http://azbyka.ru/deti/hochu-ili-nado-svo...

Если этот юный монах считает меня заблуждающимся, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный (Иак. 3, 2), то ему следовало бы письменно или изобличить, или спросить меня, как и поступил муж ученый и славный Паммахий, которому я отвечал по возможности и в довольно обширном письме разъяснил, что и в каком смысле было сказано мной. Паммахий, по крайней мере, подражал твоей скромности, так как и ты, выбрав из моего сочинения те места, которые для некоторых казались соблазнительными, расположил их в порядке с просьбой, чтобы я или исправил, или объяснил их, и не считал меня до такой степени безумным, чтобы в одной и той же книге я стал бы говорить и в пользу брака, и против брака. Не важна вещь, любезный Домнион, болтать по углам и в жилищах шарлатанов и голословно определять: «Тот хорошо сказал, а этот худо; тот знает Писания, а этот бредит; тот красноречив, а этот совсем бессловесен». Кто судит обо всех, по чьему приговору заслужил то право? Только шутам и людям, всегда готовым на распри, свойственно греметь против кого-нибудь где ни попало на перекрестках и собирать ругательства, а не изобличительные пункты. Пусть мой противник протянет руку, возьмется за стиль, побеспокоит себя и, что может, изложит письменно. Пусть даст нам случай отвечать на его красноречие. Я сам умею кусаться, если захочу, сам могу больно уязвить. И мы грамоте учились: «И мы часто подставляли руку под ферулу» (Ювенал). И про нас можно сказать: «У него сено на рогах; беги дальше» (Гораций). Но я лучше хочу быть учеником Того, Кто сказал: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50, 6); Будучи злословим, Он не злословил взаимно (1 Пет. 2, 23), и после заушений, креста, бичеваний, ругательств — в заключение молился за распинающих, говоря: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). И я прощаю заблуждающемуся брату: знаю, что хитростью диавольской прельщен он. В кругу женщин он казался себе ученым и красноречивым.

http://pravoslavie.ru/2717.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010