Л. 4 об. ...и благоверной и христолюбивой царице и великой княгине Марии Ильиничне ... и великой княжне Евдокие Алексиевне. – Мария Ильинична Милославская (1625 – 03.03.1669) – первая супруга царя Алексея Михайловича. Родила 13 детей, первый ребенок – царевна Евдокия, родилась в феврале 1650 г. ... преподобнаго и богоноснаго отца Сергия и Никона Радонежских, чудотворцов... – Прп. Сергий Радонежский, основатель и первый игумен Троицкого монастыря близ города Радонежа; авторитетнейший церковно-политический деятель своего времени; в 1380 г., по преданию, благословил великого князя Дмитрия Донского на битву с татарами и предсказал гибель врагу; поддерживал политику московских князей в их борьбе за объединение русских земель и часто улаживал споры великих и удельных князей. Скончался 25 сентября 1392 г. Обретение мощей состоялось 5 июля 1422 г.; канонизирован в том же году; память совершается два раза в год – в дни кончины и обретения мошей святого. Древнейшее житие прп. Сергия написано Епифанием Премудрым . Прп. Никон, ученик прп. Сергия Радонежского, игумен Троицкого монастыря, назначенный на эту должность прп. Сергием в 1392 г. Умер 17 ноября 1428 г.; в 1552 г. в монастыре возведен храм, посвященный его имени, в который перенесены мощи прп. Никона; канонизирован; память совершается в день его смерти. ...Никиты Столпника Переславскаго, чудотворца... – Жил в XII в.; принял мученическую смерть; канонизирован; память прп. Никиты совершается 24 мая. Л. 4 об. – 5 ...Аврамия Ростовскаго,//чудотворца... – Прп. Авраамий, основатель и архимандрит первого в ростовской земле монастыря; воздвиг в обители храм во имя Богоявления; умер в глубокой старости в 1170-х гг.; канонизирован; память чтится в день кончины – 29 октября. Л. 5 ...Павла Обънорскаго, чудотворца... – Основатель монастыря на реке Нурма в 1414 г.; жил до этого три года в дупле на реке Грязовица в Комельском лесу; до середины XVI в. в монастыре сохранялись дупло, в котором жил прп. Павел, илитой медный крест, которым его благословлял прп. Сергий Радонежский; память совершается 10 января в день кончины прп. Павла в 1429 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бесплотных Сил – 8 нояб.: Собор архистратига Михаила Богородицы – 8 сент.: Рождество Пресвятой Богородицы; 1 окт.: Покров Пресвятой Богородицы; 22 окт.: Казанской иконы Пресвятой Богородицы; 24 окт.: Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; 27 нояб.: Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде; 25 марта (на вечерне) Благовещение Пресвятой Богородицы; 21 мая, 23 июня, 26 авг.: Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы; явления икон Пресвятой Богородицы: Тихвинской (26 июня), Казанской (8 июля), Смоленской (28 июля); 15 авг.: Успение Пресвятой Богородицы Мученика – 20 сент.: Свв. мчч. кн. Михаила и боярина его Феодора, Черниговских; 22 нояб.: св. блгв. кн. Михаила Тверского; 24 нояб.: св. мч. Меркурия Смоленского; 26 нояб.: Освящение храма св. вмч. Георгия (в Киеве); 23 апр.: св. вмч. Георгия Победоносца; 15 мая: Убиение св. Димитрия царевича; 2 июня: св. вмч. Иоанна Нового; 8 июля: св. вмч. Прокопия; 24 июля: Свв. мчч. кнн. Бориса и Глеба; 30 июля: св. Иоанна воина Мучеников – 13 дек.: Свв. мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; 9 марта: Свв. 40 мчч. в Севастии; 4 фев.: св. блгв. вел. кн. Георгия Мучениц – 28 окт.: св. мц. Параскевы Предтечи – 24 фев.: Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи; 25 мая: Третье обретение главы Иоанна Предтечи; 29 авг.: Усекновение главы Иоанна Предтечи Преподобного – 9 сент.: прп. Иосифа Волоцкого ; 27 сент.: прп. Савватия Соловецкого; 28 сент.: прп. Харитона исповедника; прп. Григория, чудотворца Вологодского; 1 окт.: прп. Саввы Вишерского; 14 окт.: прп. Параскевы; 19 окт.: прп. Иоанна Рыльского; 23 окт.: прп. Иакова Боровицкого; 28 окт.: † прп. Иова Почаевского ; 29 окт.: † прп. Аврамия, Ростовского чудотворца; 6 нояб.: прп. Варлаама Хутынского; 17 нояб.: прп. Никона Радонежского чудотворца; 19 нояб.: прпп. Варлаама и Иоасафа; 23 нояб.: † св. блгв. вел. кн. Александра Невского; 3 дек.: прп. Саввы Звенигородского; 5 дек.: прп. Саввы Освященного; 7 дек.: Прпп. Антония Сийского и Нила Столобенского; 2 янв.: † прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

7. Среда. Прпп. Фомы, иже в Малеи, и Акакия, иже в Лествице. Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской. Прпп. Сергия и Никона Радонежских (службу зри 6 июля). Вмц. Кириакии. Служба прпп. Фомы и Акакия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской, в соединении со службой Октоиха (Б) и порядок совершения полиелейной службы прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской (В). А. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Фомы, глас 1-й – 3, и прп. Акакия, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агнца и Пастыря...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Распинаема Христа Человеколюбца...». По Трисвятом – тропарь преподобных (общий), глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных (общий), глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), прп. Фомы на 4 и прп. Акакия на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 1, с. 692. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (прп. Акакия). По 3-й песни – кондак прп. Акакия, глас 2-й; седален прп. Фомы, глас 4-й. «Слава» – седален прп. Акакия, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак прп. Фомы, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Умерщвляема видящи Христа...».

http://patriarchia.ru/bu/2022-07-20/

7. Четверг. Прпп. Фомы, иже в Малеи, и Акакия, иже в Лествице. Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской. Прпп. Сергия и Никона Радонежских (службу зри 6 июля) . Вмц. Кириакии. Служба прпп. Фомы и Акакия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской, в соединении со службой Октоиха (Б) и порядок совершения полиелейной службы прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской (В) . А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Фомы, глас 1-й – 3, и прп. Акакия, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яже Бога Невместимаго...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево, и славим Тя...». По Трисвятом – тропарь преподобных (общий), глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных (общий), глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), прп. Фомы на 4 и прп. Акакия на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (прп. Акакия). По 3-й песни – кондак прп. Акакия, глас 2-й; седален прп. Фомы, глас 4-й. «Слава» – седален прп. Акакия, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак прп. Фомы, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево, яко из Тебе...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-07-20/

Троицкий собор был сооружен, по-видимому, в 1422-1423 гг. (к осени 1425 в нем уже был погребен умерший осенью того года владелец Радонежского удела кн. Андрей Владимирович). Т. о., время работы Д. и прп. Андрея можно определить как 1424-1425 гг. (или ок. 1425). Возможно, художники работали над стенописью собора в течение 2 летних сезонов, что косвенно подтверждается сохранившимся 3-ярусным иконостасом их кисти, над иконами к-рого они могли трудиться, исключая летние месяцы. Определенно работы были завершены до смерти их заказчика прп. Никона 17 нояб. 1427 или 1428 г. Пахомий Логофет в одной из редакций Жития прп. Сергия 40-х гг. XV в. называет выполненную Д. и его «содругом» прп. Андреем роспись «достойной удивления», к-рая «и до сих пор всеми видится как земное небо» ( Клосс. 1998. С. 419). Роспись не сохранилась, т. к. в 1635 г. из-за ветхости была сбита и заменена новой. Поскольку мастера XVII в. как в отдельных композициях, так и в расположении сюжетов по стенам и сводам следовали ранней росписи, то первоначальная иконографическая программа может быть в основной части реконструирована (роспись XVII в. сохр. частично, ее состав известен благодаря описи 1777 г. «О росписании Троицкого собора стенным греческим вновь письмом и о возобновлении иконостаса»; в изложении опубл.: Воронцова. 1909). Т. о., росписи Троицкого собора предоставляют уникальную возможность судить о декорации храмов, расписывавшихся Д. и прп. Андреем, какой не дают сохранившиеся фрагменты их стенописей в Звенигороде и Владимире (попытки истолкования этой иконографической программы см.: Чураков. 1971; Брюсова. 1995. С. 99-103; Плугин. 2001. С. 401-422). Хотя Жития преподобных Сергия и Никона умалчивают о том, писали ли прп. Андрей и Д. иконостас для Троицкого собора, исследователи единодушны в мнении, что по крайней мере им принадлежат замысел, общее руководство созданием живописного ансамбля и иконографические схемы икон. Опираясь на сообщение Жития прп. Никона о том, что в росписи храма мастерам помогали «некие с ними», и на анализ стиля икон, ученые считают, что иконостас был написан большой артелью иконописцев (не менее 15-25 чел.), но текст Жития не дает к.-л. оснований для подобных заключений. Учитывая реалии жизни Москвы 1-й трети XV в., возможности Троицкого мон-ря, противодействие прп. Никону со стороны некоторых из братии в заказе росписи собора «по случаю прискорбной скудости», вряд ли помощников было больше 5-6, скорее меньше. Эти ученики-подмастерья могли выполнять в основном подсобные работы.

http://pravenc.ru/text/171187.html

Новосибирск. Часовня Собора Оптинских старцев. Часовня. Не действует.   Освящена в честь: Собора преподобных Оптинских старцев Год постройки:Между 2015 и 2016. Адрес: г. Новосибирск, Кировский район, Затулинский ж/м, ул.Громова, д. 19 к. 2 Координаты: 54.933414, 82.910293 Проезд:общественным транспортом до остановки " Улица Громова " . Далее пешком 480 метров. Часовня находится на территории храмового комплекса (церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Амвросия Оптинского). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 23 октября 2015 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон освятил закладной камень часовни в честь Оптинских старцев, собор которых празднуется на следующий день. Часовня будет возведена на территории храма во имя преподобного Амвросия Оптинского на Затулинке, в котором по случаю престольного праздника состоялось праздничное богослужение. http://nskmi.ru/news/1717/ 23 октября 2016 года церковь праздновала память преподобного Амвросия, старца Оптинского. В престольный праздник в храме на Затулинском жилмассиве литургию возглавил епископ Павел, викарий Новосибирской епархии. Ему сослужили протоиерей Александр Реморов, протоиерей Иаков Конкин, игумен Гурий (Прокичев), духовенство прихода. По завершении литургии прошел крестный ход от Успенской церкви до храма во имя преподобного Амвросия Оптинского. Здесь епископ Павел освятил кресты на святые врата и строящуюся часовню в честь Оптинских старцев. http://www.orthedu.ru/eparh/ 27 июня 2018 года в Успенском приходе произошло важное событие: освящение и подъем купола и креста в навершие строящейся часовни в честь Собора преподобных Оптинских старцев. На купол установлены 16 икон: Господа Вседержителя, Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов» и 14 икон Оптинских старцев: прп. Льва, прп. Макария, прп. Моисея, прп. Антония, прп. Илариона, прп. Амвросия, прп. Исаакия I, прп. Анатолия ст., прп. Иосифа, прп. Варсонофия, прп. Анатолия мл., прп. Нектария, прп. Никона исп., прмч. Исаакия II. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон совершил освящение, после чего был совершен подъем купола и креста. http://uspenie-nsk.cerkov.ru/category/news/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=45300

Макарий, иером. Онежского Крестного мон. Макарий, митр. Московский и Всея Руси Макарий, митр. Новгородский Макарий, патр. Антиохийский Максентий, римский имп. Максим Грек , прп., св. Максим Исповедник Максим Новый Богослов, св. Максим, адресат дк. Фёдора Максим, митр. Киевский и Владимирский Максимилла, старц. Максимин, римский имп. Максимова Н.В. Малафеев Сёмка, отец Д. Микифорова Малыгин Фёдор Иванович, каргопольский воев. Малышев В.И. Мануил I Комнин, ц. греческий Манькова И.Л. Мардарий, иеродк., келейник патр. Никона в Ф. мон. Маремьяна Феодоровна, адресат пртп. Аввакума Марисов Федот Тимофеевич, с. б., племянник патр. Никона Мария (Мариам), мать Иисуса Христа, библ. Мария Алексеевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Мария Ильинична (Милославская), црц., первая жена ц. Алексея Михайловича Мария, жена бр. Н.А. Зюзина Мария, сестра Лазаря Четверодневного, библ. Марк, ев. и ап., библ. Марк, стар. Симонова мон. Маркел, архиеп. Вологодский Маркел, ч. дк., сопровождал патр. Никона в ссылку в Ф. мон. Маркелко, стр. Маркина Н.Д. Мартинов Гаврилко, вологжанин Мартарий Зеленецкий, прп. Мартынов Гришка, стр. Мартынова М.В. Мартюхин Иван, посетитель патр. Никона в В.Н.-И. мон. Марфа Алексеевна (в постриге Маргарита), црв., дочь ц. Алексея Михайловича Марфа, игн. Воскресенского мон. Марфа, сестра Лазаря Четверодневного, библ. Маршев, фабрикант Маслеников Иван, земский староста Матвеев Артамон Сергеевич, бр., полковник, гол. стр. Матвеев Герасим, беглый Матвеев Гераська, дк. села Завидова Матвеев Дмитрий, грек, перев., курьер у патр. Никона Матвеева Е.Н. Маттес-Хохлфелд Е. (Mftthes–Hohlfeld Elke) Матфей Властарь , составитель сборника «Синтагма» Матфей, архиеп. Сарайский Матфей, архим., посол халкидонского митр. Гавриила Матфей, ев. и ап., библ. Матфей, патр. Константинопольский Матхаузерова С. Матюшкин Афанасий Иванович, ст., ловчий Матюшкин Пётр Иванович, д. дв., комнатный ст., ок., бр. Махов А.Е. Маясова Н.А. Мезенцов Трошка, гол. казачий Мелетий Грек, иеродк. Мелетий Пигас, патр. Александрийский

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

XII. Минеи служебные а. Харатейные. 38. Минеи служебной месяц Март, писанный уставом на пергамене в одну грант, в пол-листа, на 142 листах, скреплен рукою Патриарха Никона . Русских Святых нет ни одного. По письму относится к 15 веку. Оканчивается 27 числом Марта, Службой Св. Матроне Солунской. 39. Минеи служебной месяц Апрель, писанный уставом в одну грань на пергамене, в пол-листа, на 174 листах, скреплен рукою Патриарха Никона . Русских Святых нет ни одного. По письму относится к 15 веку. 40. Минеи служебной месяц Май, писанный на пергамене, уставом в одну грань в пол-листа, на 112-ти листах, скреплен рукою Патриарха Никона . Русских Святых нет. По письму относится к 15 веку. 41. Минеи служебной месяц Июнь, писанный в лист четким уставом на пергамене, во 142 листа, скреплен рукою Патриарха Никона . На последнем 142 листе надпись: « В лето 6873 (1365) написана бысть минея с повелением боголюбивого Преосвященного Архиепископа Алексея, а писал много грешный владычей писец Филица. Слава Богу благоволившему о всем.» Под 24-м числом Июля Служба Св. Князьям Борису и Глебу. 42. Служебной Минеи месяц Июль, писанный уставом на пергамене в одну грань, в пол-листа, на 122-х листах, скреплена рукою Патриарха Никона . На 123-м листе подпись писца: « Грешный Федор писа.» По письму относится к 15 веку. Русских Святых нет. 43. Минеи служебной месяц Ноябрь, писана на пергамене в пол-листа в одну грань уставом, на 194 листах, скреплена рукою Патриарха Никона . По письму относится к 15 веку. Русских Святых нет. 44. Минеи служебной месяц Декабрь, писана уставом на пергамене в пол-листа в одну грань, на 198 листах, скреплена рукою Патриарха Никона . По письму относится к 15 веку. Русских Святых нет. Все сии Минеи по Описи 1846 года значатся под 12. б. Бумажные. 45. Минея праздничная, в ¼ д. листа на бумаге, скреплена по листам Патриархом Никоном . Из Русских Святых: а. Июня 15 Служба равноапостольному Князю Владимиру; б. Марта 30 Ионе Митрополиту Московскому и всея России; в. Мая 3 прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники, будущие основатели и настоятели русских монастырей: прп. Антоний Киево-Печерский, Иларион Новгородский (игумен новгородского Лисицкого монастыря), Дионисий Царьградский (архимандрит Спасо-Каменного монастыря), прп. Арсений Коневский (основатель Коневской обители), Досифей Печерский (архимандрит нижегородского Печерского монастыря), Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, прп. Сергий Нуромский (основатель Преображенского Нуромского монастыря), Савва Тверской (игумен тверского Сретенского монастыря), прп. Савва Вишерский (основатель обители Вознесения Господня), прп. Иннокентий Комельский, прп. Нил Сорский, прп. Макарий (игумен Калязинской обители), архиепископ Дионисий Ростовский, митрополит Киевский и всея Руси свт. Киприан, прп. Максим Грек, прп. Паисий Величковский, прп. Антипа Исихаст (валаамский подвижник), прп. Аристокл Афонец, прп. Силуан Афонский и другие. Со Святой Горы монахи привозили книги, до той поры неизвестные на Руси: например, Иларион Новгородский привез Тактион Никона Черногорца, Савва Тверской — Иерусалимский устав и Кормчию, архимандрит Досифей — Устав Святой Горы и Чин пения двенадцати псалмов. Все эти святые праведники и угодники Божии не просто оставили след в летописи Русской Церкви, но во многом предопределили ее развитие. Обратимся к житиям только тех из них, чье влияние на Церковь было наибольшим. Преподобный Антоний Киево-Печерский Фреска прп. Антония Киево-Печерского в его келье рядом с монастырем Эсфигмен. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Афонские подвиги прп. Антония Печерского не могли не возбудить в русских людях подражания. К XI веку русские уже имели на Афоне свой монастырь под именем «Богородицы Ксилургу» с храмом Успения Богоматери, что оказало немаловажное влияние на ход русского просвещения. Здесь произошел первый книжный обмен между славянами. Отсюда памятники болгарской церковной письменности впервые проникли в Россию именно в то время, когда она более всего нуждалась в этом: после царствования Ярослава в 1054 году держава св. Владимира раздробилась на множество враждебных друг другу удельных княжеств, без единого гражданского и церковного центра (7, 18). Об авторитете Афона на Руси как образца иноческой жизни с домонгольского времени свидетельствует периодическое возникновение здесь обителей, именуемых «святогорскими», например монастырь «Святая Гора» близ Владимира-Волынского, возникший в XI веке (3, 149).

http://pravoslavie.ru/31792.html

Реставрация 1978-1979 гг. выявила, что под побелкой на всех участках пещерных проходов существует от 2 до 5 красочных слоев разного цвета (светло-коричневого, светло-серого, серого), т. е. стены и своды пещер на протяжении длительного времени неоднократно тонировались. Такое покрытие выявлено в ц. прп. Варлаама, в коридоре справа от храма со стороны гробницы прп. Иулиании Ольшанской, в коридоре при выходе из Трапезы преподобных отцов Печерских и на участке, где покоятся мощи прп. Никона Великого и прп. Алипия Иконописца. На простенке аркосолия последнего виден фрагмент фигуры Спасителя в красном хитоне, благословляющего правой рукой и держащего открытое Евангелие в левой. Время его возникновения определяется условно - кон. XVII - нач. XVIII в. На стене ц. прп. Варлаама поверх охры был нанесен слой воска толщиной от 0,5 до 5 мм. Это покрытие могло носить характер декоративного оформления. Представление о художественном оформлении еще одного участка пещер - кельи прп. Иоанна Многострадального дают рисунки швед. путешественника Мазера, посетившего Киев в 1852 г., и опись 1892 г. Стены были обиты цинковыми листами с живописными изображениями: на фронтальной стене - «Преставление прп. Иоанна», справа - «Прп. Иоанн вручает некоему брату, обуреваемому страстями плоти, кость прп. Моисея Угрина», слева - «Опаление головы прп. Иоанна диаволом»; вверху - образ Бога со Св. Духом. В основе композиций - гравюра мастера Илии из КПП 1661 г. Иконостасы и иконы пещерных храмов Об иконостасах пещерных храмов лавры 1-й пол. XVII в. известно из «Тератургимы» Афанасия Кальнофойского 1638 г., схематически отметившего их на планах Дальних и Ближних пещер. Церковь прп. Феодосия Печерского в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Церковь прп. Феодосия Печерского в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Самым ранним из сохранившихся иконостасов пещерных храмов К.-П. л. является медный позолоченый иконостас в ц. прп. Феодосия. Первое упоминание о нем зафиксировано в архивном деле за 1767 г. (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 (общ.). Д. 58). По мнению Шиденко, установка этого иконостаса взамен старого произошла в 1762-м, в год 700-летия поставления прп. Феодосия игуменом мон-ря, он же называет имя мастера - Петр Иванович Шафиров ( Шиденко. 2008. С. 151). Этот иконостас - уникальный пример высокого укр. иконостаса в «миниатюре». В нем присутствуют все классические ряды - цокольный, местный, праздничный, увенчанные Распятием с предстоящими Богородицей и св. Иоанном Предтечей и изображением апостолов и пророков. Он состоит из 31 иконы, живопись которых неоднократно поновлялась вплоть до рубежа XIX и XX вв.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010