Предположительно создание росписи относится к периоду появления кладки из плинфы, датированной 30-80-ми гг. XII в. Аналогичные плинфы с «расчесами» (нанесенными до обжига волнистыми линиями) встречаются, напр. в киевских храме св. Феодора Тирона Феодоровского мон-ря (1128), Успенской (Пирогощей) ц. на Подоле (1131), храме Кирилловского мон-ря (40-х гг. XII в.). Роспись пещер преподобных Никодима и Спиридона Просфорника. 1-я пол. XVIII в. Роспись пещер преподобных Никодима и Спиридона Просфорника. 1-я пол. XVIII в. На участке Нестора, начинающемся за гробницей прп. Нестора Летописца, справа на стене сохранилось выполненное в технике фрески погрудное изображение святого; впервые зафиксировано в 1978-1979 гг. Изначально эта стена была боковой частью ниши-аркосолия в камере с 2 лежанками (такие камеры, видимо, предназначались для погребения Печерских угодников), а образ «святого» располагался над изголовьем несохранившейся лежанки. Абрис фигуры с нимбом хорошо прочитывается, однако из-за сильных утрат определить стилистические особенности изображения трудно. Анализ красочного слоя показал, что художник использовал киноварь, охру красную и черный угольный пигмент. Появление этой фрески может быть связано со временем возникновения камер (Я. В. Литвиненко и Т. А. Бобровский по результатам исследования 2006-2008 гг. датировали их XIV-XV вв.). На участке Нестора также обнаружены следы росписи красного и черного цвета. С кон. XVI до сер. XVII в. эта часть Ближних пещер была доступна для паломников, о чем свидетельствуют многочисленные датированные граффити на стенах. Преподобные Спиридон и Никодим Просфорники. Гравюра из Киево-Печерского патерика. К., 1661 Преподобные Спиридон и Никодим Просфорники. Гравюра из Киево-Печерского патерика. К., 1661 Росписи XVII-XIX вв. (открыты в 1978-1979) сохранились на небольшом отрезке доступного для осмотра главного пещерного коридора, расположенного между церквами прп. Варлаама и Введения во храм Богородицы. На основании стиля выполненные маслом росписи датировались 1-й пол. XVIII в. На своде аркосолия с мощами прп. Афанасия затворника представлены образы Спасителя и Богоматери. Живописная манера архаична и нехарактерна для лаврской живописи XVIII в. Ближайшими аналогами этих изображений могут быть гравюры из КПП 1661 г. мастера мон. Илии. Так, заметно сходство в трактовке рук, непропорционально увеличенных по отношению к фигурам. Несмотря на то что краски местами потерты или утрачены, в правой руке Иисуса Христа просматривается необычная для Его изображений и более нигде не встречающаяся деталь - четки. Вероятно, этот свойственный иконографии преподобных атрибут появился при поновлении живописи в XIX в., когда утративший четкость образ Иисуса Христа мог быть принят живописцем за изображение прп. Афанасия.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Труд поднятый достославным Печерским иноком пр. Нестором - без преувеличения сверхъестественен. С дистанции дальностью в 900 лет ясно видно, что его повествование имеет масштаб вселенской эпопеи, отражающей вышний замысел по спасению восточно-славянских народов от языческого рабства. Нестор запечатлел в духе и слове как в горниле православной веры сгорало и обугливалось славянское язычество с его идолами и капищами. И разрозненные славянские племена Божией благодатью были переплавлены в единый русский народ, в великую Святую Русь. Преподобный летописец показал существование больших племенных союзов, занимавших огромные территории и послуживших той основой, на которой сложилось Древнерусское государство. »Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речи которая впадает в Двину и носит название Полота. Те славяне, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем - славянами. И построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени грамота назвалась «славянская». Киевская старина Первые два ранние свода, составленные до Нестора начинались с изложения предания о Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди. Но Летописец для своей «Повести временных лет» отказался от заведенного начала и создал этногеографическое введение к «Повести», где поведал о происхождении и расселении славян. Вместе с тем Нестор поместил в своем труде новое, уже историческое предание о Кие, дал развернутую биографию основателя «матери городов русских». Были у прп. Нестора и другие источники. Академик Б. А. Рыбаков считает, что устные сведения Нестор получал от полян, живших в его время в Киеве. Сам Нестор однажды точно указал один из источников своих известий. Под 1106 г. читаем в его «Повести»: В тот же год скончался Янь, старец добрый, прожив девяносто лет... От него и я много рассказов слышал, которые и записал в летописанье этом». Теплые слова Нестора, говорят, что он любил и братски почитал Яня, в заветных беседах с которым провел много тихих вечеров.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/08/...

В Киеве прошли чтения, посвященные преподобному Нестору Летописцу Киев, 11 ноября 2013 г.      8 ноября в Киево-Печерской лавре прошли Славянские чтения " Истоки нашей истории: 900 лет " Повести временных лет " прп. Нестора Летописца " . Организатором Чтений, проходивших по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, выступили Союз журналистов Украины, Институт археологии НАН Украины, Церковно-историческое общество имени преподобного Нестора Летописца. Перед началом конференции руководителем издательства Киево-Печерской лавры иеромонахом Пафнутием был совершен молебен. В своем приветственном слове один из организаторов Чтений Василий Анисимов, руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви, рассказал о значении " Повести временных лет " для нашего времени. Анисимов отметил, что уже в " Повести " мы находим многие жанры современной журналистики, а Гумилев считал его в первую очередь великим литературным произведением, а не историческим. В этих древнерусских произведениях: " Слове о законе и благодати " митрополита Илариона и в " Повести временных лет " преподобного Нестора " важно отметить пассионарность - радость рождения нового народа, радость познания, радость жизни " , подчеркнул Василий Анисимов. Затем прозвучали доклады Владислава Петрушко, профессора Свято-Тихоновского гуманитарного университета, о значении " Повести временных лет " , Алесандра Ярового, доцента Института филологии Киевского начионального университета, о Житии святого Александра Невского, иеромонаха Арсения (Корсака), настоятеля киевского подворья афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, о преподобном Антонии Киево-Печерском, Владимира Воропаева, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, о путешествии Гоголя на Святую Землю, Николая Котляра, профессора, члена-корреспондента Академии наук Украины, о летописании как явлении среднвековой культуры, иеромонаха Симеона (Томачинского) о монашестве в истории русской словесности, а также протоиереев Александра Каневского, Ростислава Яремы, Дионисия Мартышина и других украинских и российских ученых. Всего прозвучало 16 докладов. В ходе Чтений прошла презентация целого ряда изданий, в частности книги " Тератургима " о чудесах Киево-Печерских подвижников, которую представила Валентина Серикова, директор книевского издательства " Горлица " . После завершения Чтений состоялась пресс-конференция с участием организаторов и докладчиков. Вечером 8 ноября, накануне праздника преподобного Нестора Летописца, его святые мощи были перенесены в Успенский собор Киево-Печерской лавры, где прошло торжественное всенощное бдение, а на следующий день - праздничная Литургия. 11 ноября 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/65640.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Нестор Летописец. Современная русская икона В. М. Васнецов. Прп. Нестор-летописец. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Акварель (1885-1893). Государственная Третьяковская Галерея Старший среди известных сегодня списков «Чтения» о свв. Борисе и Глебе создан в XIV в. А «Житие» преп. Феодосия сохранилось в «Успенском сборнике» XII - XIII вв. и более поздних списках. Составление «Жития» исследователи относят к 80-м гг. XII в. (времени внесения имени прп. Феодосия в общецерковный синодик Руси). «Послание» лаврского инока Поликарпа к игумену Акиндину упоминает, что «Нестор, явившийся составителем летописи», вместе с другими подвижниками принял участие в исцелении св. Никиты , который по самоволию удалился в затвор и стал жертвой бесовского обольщения. Сопоставление данных «Послания» с « Повестью временных лет » показывает, что исцеление св. Никиты произошло в 1078 г. В своем «Послании» Поликарп говорит и о том, что «блаженный Нестор поведал в летописи о блаженных отцах: о Дамиане и Ефреме , и Матфее , и Исаакии ». Жития четырех перечисленных преподобных описаны в «Слове о первых черноризцах Печерских» из летописной статьи 1074 г. в «Повести временных лет». « Патерик » 1462 г. именует св. Нестора автором летописных рассказов об основании Печерского монастыря и обретении мощей преп. Феодосия. В относящемся к XVI в. Хлебниковском списке Ипатьевской летописи в заголовок « Повести временных лет » внесено имя «черноризца Нестора Феодосьева манастыря Печерьскаго» как автора. Отцом первой из древнерусских летописей считали св. Нестора и писатели XVII в. в Украине и России. В XVIII в. началось критическое изучение летописных текстов. По мере углубления исследований историки обратили внимание на внутренние противоречия в словах «Повести временных лет» и на ее разногласия с «Житием» преп. Феодосия в отношении истории Печерской обители. В частности, в конце «Сказания о начале Печерского монастыря», описав введение общежительного устава, автор отметил: «И жил Феодосий в монастыре, и вел добродетельное житие, держался чернеческих правил и принимал любого к нему приходящего. К нему же пришел и я, худой и негодный раб. Он принял меня. Мне было семнадцать лет от рождения моего. Я пишу это и называю, в каком году основан был монастырь, и почему он зовется Печерским». Если это высказывание принимать за Несторово, то оно расходится со словами подвижника о самом себе в «Житии» преп. Феодосия. А в «Слове о перенесении мощей преп. Феодосия» автор, рассказав как он открыл пещерную усыпальницу святого игумена, добавляет: «Я же, грешный твой ученик и раб, недоумеваю, как восхвалить тебя, достойную твою жизнь и подвиги».

http://drevo-info.ru/articles/4136.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Нестор летописец, Инок Печерский (+ 1114) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 окт, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста тесте с Соборам всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Нестор поступил в Киево-Печерский монастырь в 1073 г. при игумене прп. Феодосии (память его 10 июля), когда прп. Антоний безмолвствовал в пещере. Ему было тогда 17 лет. Игумен Стефан постриг его, и при нем он был возведен в сан диакона. Он принимал участие в открытии мощей прп. Феодосия в 1091 г. и сам описал это. Ему принадлежат жития свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба и прп. Феодосия, которые дошли до нас. Главный же труд прп. Нестора — его Летопись, которую он от древних времен доводит до 1100 г. Закончил свою Летопись он в 1112 г. Она называется «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть. Эта Летопись свидетельствует о том, что прп. Нестор принадлежал к образованнейшим людям своего времени — знал греческий язык, историю, философию. После принятия крещения образованность очень быстро распространилась по Руси, и школы, подобные той, которую открыл Ярослав Мудрый, существовали не только в Киеве, но и в других, меньших городах. Так, прп. Феодосий, который был родом из Курска, был глубоко образованным человеком. Прп. Нестор скончался в 1114 г. Летопись его продолжали прп. Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря (память его 2 янв.), игумен Моисей Выдубицкий, игумен Лаврентий. Она вошла в состав Летописных сводов: Лаврентьевского (XIV в.) и Ипатьевского (XV в.). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437822/

Митрополит Бориспольский Антоний совершил освящение часовни в честь прп. Нестора Летописца при Киевском университете права 20 сентября 2013 г. 13:44 19 сентября 2013 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира  управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии и семинарии митрополит Бориспольский Антоний совершил чин освящения часовни в честь прп. Нестора Летописца при Киевском университете права Национальной академии наук Украины. За богослужением молились первый проректор КДА протоиерей Сергий Ющик, секретарь Киевской епархии по городу Киеву протоиерей Виктор Иващук, старший помощник ректора по учебно-методической работе архимандрит Сильвестр, ректор Киевского университета права профессор Ю.Л. Бошицкий, администрация университета права, представители научной и культурной общественности, студенчество, гости. Возведение часовни стало результатом совместных усилий Киевского университета права и Киевской духовной академии, которые подписали договор о сотрудничестве. По завершении освящения, митрополит Антоний поздравил ректорат университета, преподавателей и студентов с тем, что на территории вуза появилось место, где каждый может помолиться. «Было время, когда между Церковью и учебными заведениями существовала искусственно воздвигнутая преграда. Многие представители мира науки не могли свободно исповедовать свою веру, высказывать свои религиозные взгляды. Строительство часовни при университете права свидетельствует, что настало время, когда человек может не скрывать свою веру, не бояться быть верующим, при этом занимаясь научной деятельностью», — сказал архипастырь. Во внимание к особым заслугам ректора Киевского университета права, который стал инициатором строительства, митрополит Антоний по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира вручил Ю.Л. Бошицкому орден Украинской Православной Церкви в честь 1025-летия Крещения Руси, а  также подарил от Киевской духовной академии икону Пресвятой Богородицы «Киево-Печерская». Ю.Л. Бошицкий поблагодарил митрополита Антония за всестороннюю поддержку, оказываемую им на всех этапах строительства часовни, а также выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество между Киевской духовной академией и университетом права. Затем митрополит Антоний совершил освящение новых учебных аудиторий университета. Сайт КДАиС / Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

По общему признанию исследователей, Н. удалось создать монументальную картину истории славянства, ввести рус. историю в контекст мировой, показать величие Русской земли и ее первых правителей. Как отмечал Д. С. Лихачёв, «патриотическая возвышенность рассказа, широта политического горизонта, живое чувство народа и единства Руси составляют исключительную особенность создания Нестора» ( Лихачёв. 1996. С. 343). Год преставления Н. неизвестен. Шахматов полагал, что смерть могла быть одной из причин того, что Н. довел ПВЛ только до 6618 (1110) г. Согласно результатам медико-антропологических исследований мощей, проводившихся в 1982 и 1988-1990 гг., Н. преставился в возрасте 60-65 лет ( Колпакова В. М., Кабанець . П. Koмnлekchi мeдuko-ahmponoлoriчhi дocлiджehhя святих мощей Киево-Печерськоп лаври//Дива печер лаврських. К., 1997. С. 92). По мнению московского эксперта-криминалиста С. А. Никитина, воссоздавшего в 1985 г. скульптурный портрет Н. по методу М. М. Герасимова, на момент кончины ему было 70-80 лет ( Карпов. 2016. С. 312). В древних месяцесловах и Прологах имя Н. не встречается. Н. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 290), в составленном по благословению митрополита Киевского св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг , Н. прославляется как богомудрый автор Житий святых во 2-м тропаре 8-й песни Канона. Житие Н. вошло в первое славянское печатное издание Киево-Печерского патерика (1661). Рака с мощами прп. Нестора Летописца в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2013 г. Рака с мощами прп. Нестора Летописца в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2013 г. В 1684-1690 гг. при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский) установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г.

http://pravenc.ru/text/2565114.html

Преподобный Сильвестр Печерский (XII в.) Память его празднуется 2 янв., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Сильвестр был продолжателем, после прп. Нестора (память его 27 окт.),  «Русской Летописи».  Святые мощи его почивали в Ближней Антониевой пещере.  Память 2 янв. установлена вместе со свт. Сильвестром, Папой Римским (+335).  Известно, что прп. Сильвестр был игуменом Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве. (Монастырь основан первым киевским свт. Михаилом на том месте, где в последний раз низринут был в воды Днепра Перун) В службе отцам Печерским прп. Сильвестр называется блаженным и обладающим «чудесным даром прогонять бесовские прилоги» (песнь 9-го канона). •  Прп. Сильвестр переработал в 1116 г. «Повесть временных лет» Нестора, текст ее в первоначальном виде не сохранился. Эта 2-я редакция и входит в состав Лаврентьевской летописи. Преподобный Макарий Печерский (XII в.) Память его празднуется 19 янв., 28 сент. вместе с Соборам прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Преподобный Савва Печерский Память его празднуется 24 апр. в день тезоименитства со св. мучеником Саввой Стратилатом, 28 сент. вместе с Собором прпп. отиев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Мощи прп. Саввы почивают открыто в Ближних Антониевых пещерах; подвизался он в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря не позднее середины XIII в. В рукописных святцах, в «Книге о святых» и в каноне службы преподобным отцам Киево-Печерским он называется чудотворцем. Так же он назван и в службе Печерским преподобным (в песне 6-й, стихе 5-м). Житие прп. Саввы в Патерике не описано. Преподобный Онисим, Затворник Печерский (XII вв.) Память его празднуется 21 июля, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Даты основания Святогорского во Владимире на Волыни и Богородицкого в Тмутаракани монастырей — условны, будучи основаны на приблизительных подсчетах. Скорее всего, они должны быть несколько более поздними. Автор не указывает источники этой точной даты. В летописях, в частности в Новгородской IV, церковь св. Георгия во Владимире Кляземском впервые упоминается под 1152 г., но без указания на наличие при ней монастыря. См. коммент. В свете данных современной науки авторство прп. Феодосия не является бесспорным. Существует ряд аргументов, позволяющих атрибутировать оба послания к кн. Изяславу печерскому игумену сер. XII в. Феодосию Греку, а под адресатом разуметь киевского князя Изяслава Мстиславича (Висковатый К. К вопросу об авторе и времени написания «Слова к Изяславу о латинех»//Slavia. 1939. T. 16. C. 535–567; Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus’ (988–1237). München, 1982. S. 179–180 и др.), хотя существуют и сторонники традиционной точки зрения. Вопрос продолжает оставаться открытым. В связи с тем, что к настоящему времени выявлены списки послания к кн. Дмитрию с полным именем адресата — ростовского князя 2-й пол. XIII в. Дмитрия Борисовича, атрибуцию его Иакову мниху, автору Памяти и похвалы князю Владимиру, надо признать несостоятельной (Прохоров Г. М. Иаков (XIII в.)//Словарь книжников. Вып. 1. С. 192–193). Современной наукой атрибуция Сказания о свв. Борисе и Глебе Иакову мниху признается необоснованной (Дмитриев Л. А. Сказание о Борисе и Глебе//Словарь книжников. Вып. 1. С. 401; Творогов О. В. Иаков (XI в.)//Там же. С. 191). Соотношение между текстами Повести временных лет, Сказания о свв. Борисе и Глебе и Чтением об этих святых прп. Нестора до сих пор составляет предмет ученого спора. См. обзор основных точек зрения: Дмитриев Л. А. Сказание о Борисе и Глебе//Словарь книжников. Вып. 1. С. 401–404. Восстановление основных хронологических вех жизни прп. Нестора сопряжено с известными сложностями. Во-первых, не вполне ясно, какие из приводимых автором датированных случаев упоминания летописца о самом себе относятся к составителю Повести временных лет, а какие — к составителю предшествовавшего ей Киево-Печерского летописного свода 1090-х гг. (так наз. Начального свода). Во-вторых же, само отождествление Нестора агиографа с автором одной из редакций Повести временных лет все еще не может считаться вполне доказанным.

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

Память его празднуется 2 янв., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Сильвестр был продолжателем, после прп. Нестора (память его 27 окт.),  «Русской Летописи». Святые мощи его почивали в Ближней Антониевой пещере.  Память 2 янв. установлена вместе со свт. Сильвестром, Папой Римским (+335).  Известно, что прп. Сильвестр был игуменом Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве. (Монастырь основан первым киевским свт. Михаилом на том месте, где в последний раз низринут был в воды Днепра Перун) В службе отцам Печерским прп. Сильвестр называется блаженным и обладающим «чудесным даром прогонять бесовские прилоги» (песнь 9-го канона). •  Прп. Сильвестр переработал в 1116 г. «Повесть временных лет» Нестора, текст ее в первоначальном виде не сохранился. Эта 2-я редакция и входит в состав Лаврентьевской летописи. Преподобный Макарий Печерский (XII в.)   Память его празднуется 19 янв., 28 сент. вместе с Соборам прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских   Преподобный Савва Печерский Память его празднуется 24 апр. в день тезоименитства со св. мучеником Саввой Стратилатом, 28 сент. вместе с Собором прпп. отиев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Мощи прп. Саввы почивают открыто в Ближних Антониевых пещерах; подвизался он в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря не позднее середины XIII в. В рукописных святцах, в «Книге о святых» и в каноне службы преподобным отцам Киево-Печерским он называется чудотворцем. Так же он назван и в службе Печерским преподобным (в песне 6-й, стихе 5-м). Житие прп. Саввы в Патерике не описано. Преподобный Онисим, Затворник Печерский (XII вв.) Память его празднуется 21 июля, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010