обителей. К-польский Патриарх утвердил это решение. В XVIII в. наблюдается ослабление взаимных связей Валахии и мон-рей А. Наряду с уже существовавшими преклоненными мон-рями Св. Горе теперь посвящались небольшие и бедные мон-ри. Благочестивые миряне также продолжали оказывать помощь афонским мон-рям. В нек-рых валашских мон-рях влияние монашеского делания А. продолжало сохраняться. Это были скиты Дэлхэуци и Пояна-Мэрулуй (Вранча), Трэйстени и Кырнул (Бузэу). В этих скитах проходил монашеское послушание прп. Паисий (Величковский), и именно из Валахии подвижник отправился на А., где в 1750 г. был пострижен в мантию прибывшим на Св. Гору иером. Василием, настоятелем скита Пояна-Мэрулуй. Во 2-й пол. XVIII в. правители-фанариоты продолжали жертвовать ежегодно крупные суммы на мон-ри Вел. Лавра, Ивирон, Хиландар, Ксиропотам, Филофей, Ксенофонт, Григория, Русик. Молдавское княжество и А. Сведения о финансовой поддержке афонских обителей правителями Молдавии сохранились с нач. XV в. Господарь Александр Добрый (1400-1432) взял на себя обязательство выделять на нужды Зографского мон-ря 500 аспр ежегодно (КМЕ. Т. 1. С. 731). Во 2-й пол. XV - нач. XVI в. большую помощь А. оказывал господарь Стефан III Великий (1457-1504). В 1466 г. он передал Зографу 100 золотых на обновление обители и строительство больницы, в 1471 г. последовал новый дар в 500 аспр. В 1495 г. на средства Стефана была построена трапезная мон-ря, а в 1501-1502 гг. перестроен весь монастырский комплекс, расписан кафоликон. Кроме того, в 1492 и 1502 гг. Стефаном были вложены в Зограф пергаменные Евангелия с миниатюрами, написанные по его заказу (ГИМ. Муз. 3641; Вена. Нац. б-ка. Слав. 7), в 1500 г.- подвесная пелена к храмовой иконе вмч. Георгия, вышитая его дочерьми. Господарем был также послан в этот мон-рь мон. Виссарион с послушанием переписывать древние рукописи. Пожертвования шли на обустройство и др. мон-рей А. 5 тыс. аспр были дарованы в 1493 г. мон-рю Констамонит. В 1496 г. в мон-ре Ватопед трудами настоятеля Кирилла была сооружена небольшая пристань, одно из строений к-рой украсил герб Молдавского княжества. В мон-ре Св. Павла в 1500 г. на денежный вклад был проложен водопровод для монастырских нужд, в 1501 г. построена крещальня; имена дарителей внесли в помянник. Разрушенный морскими разбойниками мон-рь прп. Григория получил от Стефана Великого 24 тыс. аспр и ок. 1500 г. был восстановлен «от основания». В нижней части башни сохранилась надпись на церковнослав. языке: «Я, благоверный господин Стефан Воевода, возвел ее в 1502 г.». В мон-ре хранится икона Богородицы, подаренная Марией Мангупской, супругой господаря. В Карее были куплены старые кельи с ц. св. Трифона для поселения там неск. насельников мон-ря прп. Григория. Позднее сын Стефана Богдан III (1504-1517) выстроил здесь церковь. Он же в 1517 г. финансировал постройку пирга у монастырской пристани (арсаны).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

После организованных Веррийским митр. Даниилом во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. антиосманских выступлений, центром к-рых был И. П. с., турки разместили в нем большой воинский отряд. Спустя неск. лет они поставили условием своего ухода из И. П. с. выплату огромной суммы денег. Игум. Каллист направил к Екатерине II Алексеевне посольство во главе с духовником И. П. с. Хрисанфом с просьбой о материальной помощи. Императрица назначила ежегодную выплату определенной денежной суммы И. П. с. в течение 30 лет. В 1806 г., по сообщению Ф. Пуквиля, в И. П. с. насчитывалось 170 келий и проживало 100 монахов. 30 апр. 1822 г., во время Греческой национально-освободительной революции (1821-1829), И. П. с. был сожжен турками (сохр. только старый соборный храм). Перед тем как бежать из И. П. с., монахи успели спрятать мощи. В 1826 г. они возвратились, в 1831-1832 гг. было восстановлено подворье И. П. с. в Верии, а в 1835 г. завершено строительство нового соборного храма и восстановлена большая часть стен. Однако братия монастыря оставалась немногочисленной. В 1867 г. была возведена вост. стена. В 1887 г. монастырский комплекс был отремонтирован. Неумелое управление монастырем привело его на грань банкротства, но в 1895-1905 гг. экономическое положение И. П. с. улучшилось. В 1906-1915 гг., в период «борьбы за Македонию», в И. П. с. действовала семинария. В 1913-1920 гг. монастырь содержал 2 школы в Верии. Пожар 1915 г. разрушил часть монастырских келий. Экономический упадок И. П. с. стал причиной потери статуса ставропигиального монастыря. Из огромных земельных владений И. П. с. (примерно 13,5 тыс. стремм) 4 тыс. стремм в 1933 г. было отдано гос-вом греч. беженцам из М. Азии. Пещера прп. Дионисия Олимпийского в скиту св. Иоанна Предтечи Пещера прп. Дионисия Олимпийского в скиту св. Иоанна Предтечи Во время второй мировой войны насельники И. П. с. помогали греч. партизанам. Один из иеромонахов И. П. с.- Виссарион, активный участник Сопротивления, был казнен немцами в г. Александрия (совр. ном Иматия). В послевоенные годы в И. П. с. осталось лишь 1 или 2 монаха. В 1959 г. по инициативе Веррийского митр. Каллиника были приняты меры для возрождения монашеской общины. В 60-х гг. ХХ в. был отремонтирован монастырский комплекс и воздвигнут вост. корпус с резиденцией игумена. В 1964 г. к И. П. с. была проведена дорога. Во время строительства плотин на р. Альякмонас (1975-1985) были затоплены 200 стремм земли, принадлежавших И. П. с., где находились пещера прп. Антония Нового Веррийского, ряд аскитириев и церковь XII в. с фресками.

http://pravenc.ru/text/577924.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Борисоглебский Николай Иванович; 20.03.1867, Тульская губ.- 18.11.1893, Москва), архим., инспектор МДА. Род. в семье священника Успенской ц. г. Новосиля Тульской губ. Обучался в Ефремовском ДУ, в 1881-1887 гг.- в Тульской ДС, в 1887-1891 гг.- в МДА, 5 июня 1891 г. удостоен степени канд. богословия с правом претендовать на степень магистра без нового испытания. 25 февр. 1891 г. пострижен в монашество ректором МДА архим. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит Киевский), 16 марта того же года рукоположен во диакона Дмитровским еп. Виссарионом (Нечаевым) , 12 июня - во иерея Московским митр. Иоанникием (Рудневым) , 30 марта 1893 г. возведен в сан архимандрита. Во время учебы работал письмоводителем Редакционного комитета по изданию Творений святых отцов с Прибавлениями. В окт. 1891 г. Г. вместе с иером. Трифоном (Туркестановым ; впосл. митрополит) вошел в делегацию от академии на похороны иеросхим. прп. Амвросия (Гренкова) , посетил Шамординскую в честь Казанской иконы Божией Матери жен. общину (впосл. мон-рь) Перемышльского у. Калужской губ., где умер старец, и Оптину пуст. , в к-рой он был похоронен. Г. произнес речь в память о старце, к-рого очень почитал, позже составил его жизнеописание. С апр. 1892 г. занимал должность доцента по кафедре нравственного богословия в МДА, с мая исполнял обязанности инспектора академии, 25 марта 1893 г. утвержден в должности. 31 авг. 1892 г. Г., доработав канд. сочинение, защитил магист. диссертацию о 3-м благовестническом путешествии ап. Павла . Работа не ограничивалась толкованием соответствующих мест Деяний (18. 22 - 21. 16) и Послания к Галатам (2. 11-21): автор описывал весь путь апостола и картину религиозно-нравственного и бытового состояния местного населения. Проф. М. Д. Муретов положительно оценил работу Г. Кроме диссертации Г. опубликовал ряд статей о творениях отцов Церкви, проповеди в «Московских церковных ведомостях» и др. изданиях, оставил неоконченный очерк о воспитанниках МДА из Тульской ДС. Участвовал во внебогослужебных воскресных собеседованиях в академии, где по его инициативе было заведено общее пение молитв и церковных песнопений. Помогал братству прп. Сергия Радонежского, а также нуждающимся студентам МДА.

http://pravenc.ru/text/Григория ...

русского мон-ря ок. 4 дес. земли с кельей св. Василия, что позволило увеличить число братии скита - к 1858 г. она насчитывала ок. 37 чел. При 2-м настоятеле скита архим. Феодорите (Крестовникове; 1862-1887) была построена 2-этажная ц. в честь Всех святых и святых Афонских на братском кладбище (1862-1868), в нижнем этаже к-рой хранились кости иноков, по афонскому уставу извлекаемые из земли через 3 года после их кончины; также был сооружен 2-этажный корпус для братии, осуществлявшей неусыпаемое чтение Псалтири. В 1863-1864 гг. построены 1- и 5-этажный корпуса, в к-рых разместились братские кельи, хлебня, кладовые и др. службы, окончено строительство стены. 19 нояб. 1865 г. в память чуда от подаренной скиту иеросхим. Виссарионом иконы Пресв. Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» был заложен 6-этажный корпус с верхней ц. в честь этой иконы и нижней - в честь вмч. Пантелеимона (освящен в 1871), в к-ром разместились больница, просфорня, часть ризницы, гостиница для богомольцев, кладовые и др. службы. 16 июня 1867 г. вел. кн. Алексеем Александровичем, посетившим А. а. с., в память чудесного спасения имп. Александра II Николаевича от покушения в Париже был заложен 8-купольный храм во имя ап. Андрея Первозванного с 2 приделами: правым - во имя св. блгв. кн. Александра Невского, свт. Иннокентия Иркутского и прп. Давида Солунского и левым - во имя св. равноап. Марии Магдалины, небесной покровительницы императрицы Марии Александровны, прп. Алексия, человека Божия, и свт. Алексия, митр. Московского. В 1877 г. с разрешения Святейшего Синода был начат сбор пожертвований в России на постройку собора, строительство началось 4 апр. 1881 г. 16 июля 1900 г. состоялось освящение собора, к-рое совершил К-польский Патриарх Иоаким III , тогда проживавший на Афоне, в сослужении еп. Волоколамского Арсения (Стадницкого) , ректора МДА. Собор, построенный по проекту академика архитектуры М. А. Шурупова, вмещает 5 тыс. чел. и является самым большим на Афоне и 2-м по величине в Греции (после собора в Патрах). В 1904 г. в честь свт. Алексия, митр. Московского, небесного покровителя мч. цесаревича Алексия , был освящен нижний храм собора.

http://pravenc.ru/text/115350.html

Келлия прор. Илии с 8 каливами, в к-рых проживает 5-6 монахов, расположена напротив И. м. на вершине холма. Здесь нек-рое время подвизался патриарх Григорий V, а затем жили изгнанные из И. м. грузины во главе со старцем Венедиктом, в числе учеников к-рого был старец Виссарион (Кикодзе; 1807-1893). Нек-рые из келлий находятся на месте древних мон-рей, основанных в кон. X-XII в. Так, келлия Пояса Пресв. Богородицы расположена на месте обители Халду, основанной в Х в. Саввой Халдом из визант. фемы Халдия. В нач. 40-х гг. XIX в. келлия была заселена рус. иноками. В 1905 г. в ней подвизалось 20 монахов ( Павловский. 1905. С. 140-142). В 1905 г. в келлии проживало 26 насельников (Там же. С. 138). Эта келлия имела 5-этажное подворье в Галате в К-поле. Келлия преподобных Петра и Онуфрия в местности Магула отождествляется с визант. обителью Магула, известной в качестве многонаселенной келлии с нач. XI в.; скитом она стала в XIII в. Здесь подвизались исихасты Исаия, Корнилий, Макарий, прп. Григорий Синаит , Каллист I, патриарх К-польский, прп. Афанасий Метеорский . Скит, расположенный между И. м. и монастырем Филофея, в течение веков оспаривался этими обителями, пока в 1786 г. патриарх Прокопий не передал его окончательно И. м. В 40-х гг. XIX в. в келлии поселился рус. иером. Савва, в 1868 г. она была приобретена рус. схим. Николаем, к-рый отремонтировал ее. В 1872 г. были воздвигнуты 2 больших здания, в 1880 г.- новый храм во имя преподобных Онуфрия Египетского и Петра Афонского. Впосл. на нижнем этаже был устроен храм во имя свт. Николая Чудотворца в память коронации имп. Николая II. Преемником схим. Николая стал иеросхим. Феофан († 1900), а последним из рус. старцев - иером. Макарий. Серьезной проблемой келлиотов являлось отсутствие воды, разрешение на строительство водопровода было получено от И. м. только в 1917 г. В наст. время в келлии проживают старец Христодул и послушник Серафим из Австралии. Службы проводятся в нижнем храме, верхний нуждается в ремонте. В обоих храмах сохранились рус. иконостасы ( Цареградов. 1908; Троицкий (в печати)).

http://pravenc.ru/text/293365.html

Авторитет юродивых в обществе главным образом опирался на их необыкновенные духовные дарования – прозорливость, чудеса и силу молитвы. Часто глас юродивого был гласом Божиим. Юродивые обличали, угрожали наказанием, и угроза сбывалась, или, наоборот, по просьбе жителей своей молитвой они отвращали грядущую беду. Они были проповедниками покаяния, но никогда не осуждали грешников, кротостью или грозным обличением стремились вразумить падших. Движимые любовью к ближнему, главной целью своего подвига они ставили спасение других. О многих юродивых известно, что они с этой целью часто посещали кабаки, тюрьмы, падших женщин. Любовь к ближнему проявлялась у юродивых и в милостыне, которую они творили под видом странных поступков (например, св. Андрей Юродивый специально показывал нищим свои деньги, чтобы те, считая его душевнобольным, украли их, и даже сопротивлялся при ограблении). Известны случаи спасения юродивыми впавших в ересь или неверующих (например, св. Серапион Сендонит, египетский монах V или VI века, продавал себя в рабство манихею, а потом комедиантам, чтобы обратить своих хозяев к Православию) 857 . В Византии подвиг юродства был не слишком распространен и удостаивался санкционированного Церковью почитания лишь в редких случаях. Греческая Церковь чтит всего шестерых юродивых: св . Исидору (10 мая), св. Серапиона Синдонита (14 мая), св. Андрея Цареградского (2 октября), св. Симеона Эмесасого (21 июля), св. Виссариона египтянина (6 июня), св. Фому Келесирийского (24 апреля) 858 . Ряд святых прибегали к юродству лишь в течение определенного времени, посвящая большую часть своей жизни аскезе другого типа. Период юродства отмечается, например, в житиях прп. Василия Нового (X в.), прп. Симеона Студита, учителя Симеона Нового Богослова , святителя Леонтия, Патриарха Иерусалимского (†1175 г.) и др. В византийских источниках содержатся многочисленные рассказы о «божиих людях», принимавших облик безумцев, ходивших нагими, носивших вериги и пользовавшихся исключительным почитанием византийцев. Например, Иоанн Цеце (XII в.) в своих письмах говорит о знатных константинопольских дамах, вешающих в своих домашних церквах не иконы, а вериги юродивых, которые заполнили столицу и почитались более, чем апостолы и мученики. Иоанн Цеце пишет о юродивых с осуждением, равно как и некоторые другие поздневизантийские авторы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новую обитель преследовали раздоры: неск. раз братия хотела покинуть В., но одному из насельников во сне явилась Пресв. Богородица с приказом никому не уходить из обители. В. подвергался обвинениям в любоначалии, сребролюбии, в растрате средств, получаемых из России, в том, что он устраивает пиры с приближенными. Он неоднократно пытался сложить с себя обязанности игумена, чтобы избежать наветов, однако, уступая уговорам, оставался на этой должности. Не имея достаточно земли, скит существовал благодаря помощи из России. В. направил туда для сбора пожертвований молодого иером. Феодорита, буд. игумена. В. был сторонником общежительного устава, к-рый в то время действовал только в нек-рых афонских обителях. Попечением игумена скит постепенно приобретал новые территории. У В. возникли разногласия с почитаемым на Афоне и в России духовником Нифонтом, к-рый покинул мон-рь, забрав по афонскому обычаю свой вклад, но игумен уговорил его остаться духовником братии. Тяжелым испытанием для скита стала Крымская война, прервавшая на время общение с Россией. В 1857 г. В. был награжден наперсным крестом и архимандритской мантией, что вызвало новую вспышку гнева его недоброжелателей в С.-Петербурге. В. прожил на Афоне 33 года, 13 из них был игуменом. По воспоминанию современников, В. имел чистосердечный и простой нрав, часто сам готовил трапезу для гостей скита, но при этом оставался строгим аскетом и в тяжелые времена на неск. дней затворялся в келье для молитвы. Был тонким ценителем церковной музыки. На Афоне В. пользовался уважением как у русских, так и у греков. О его кончине получили извещение 2 подвижника, независимо друг от друга видевшие полную луну и множество звезд, спустившихся на Андреевский скит. В отпевании участвовали архиепископ и 60 священнослужителей, глава тур. администрации в течение 40 дней приходил на могилу В. Сохранилось неск. свидетельств о чудесах, совершившихся по молитве В. Однажды, в день памяти прп. Антония Великого (17 янв.), когда в скит пришло большое число паломников, обнаружился недостаток вина; игумен, помолившись перед иконой преподобного, велел разливать вино, однако в сосуде его содержание не убавлялось. Согласно монастырскому преданию, по молитве В. исцелились 2 вора, к-рые забрались в скит за орехами, собранными братией, и, наполнив мешки, ослепли. Сам В. дважды был чудесно исцелен с помощью скитской иконы «Скоропослушница Афонская». Незадолго до смерти В. сподобился явления прп. Афанасия Афонского. В др. видении он получил извещение о будущем процветании скита, увидев множество овец на дворе скита, в то время как над ним сияла икона Спасителя. По афонскому обычаю, останки В. были извлечены из могилы через 3 года после кончины. Их янтарный цвет и благоухание свидетельствовали о святости подвижника.

http://pravenc.ru/text/158790.html

Послушнице Елисавете, жаловавшейся на многочисленные скорби, иеросхим. Иосиф 14 и 17 нояб. 1906 г. писал: «...если бы не было скорбей, не было бы и святых», и вообще «скорби - добрый знак, показывают, что ты на тесном пути». 17 февр. 1907 г. старец убеждал послушницу творить Иисусову молитву, «главное надо, чтобы помыслы не блуждали кой-где, а на одном месте были». 10 сент. того же года преподобный просил ее терпеть все неурядицы и даже «не думать» о переходе в другой монастырь, а 29 мая 1908 г. предостерегал: «...отсюда-то уйдешь, да другого места не найдешь, вот чего надо опасаться». Одновременно старец напоминал об особой важности духовного общения со старцами Оптиной пустыни. «Не отбивайся от Оптиной!» - писал он Агриппине. О смирении, терпении и прощении обидчиц иеросхим. Иосиф писал мон. Февронии (Боминой Феодоре), послушницам Анисии Боминой, Юлии, Акилине, Иустине и др. (Житие оптинского старца Иосифа. 1993. С. 250, 252-256, 262, 275; РГБ. НИОР. Ф. 213. К. 65. Ед. хр. 11. Л. 1-1 об., 9-11 об.; Ед. хр. 13. Л. 4-4 об.). У оптинского прп. Нектария (Тихонова) окормлялась молодая каширская мон. Таисия. Согласно дневниковым записям монахини, она вместе с сестрой посещала Оптину пустынь и беседовала со старцем, в т. ч. в февр. и авг. 1918 г. Преподобный исповедовал, обучал ее Иисусовой молитве, предсказал, что К. м. вскоре «разгонят» и она нек-рое время будет служить у него келейницей. Затем старец дал ей 6 слив. Считается, что этим он пророчески предсказал мон. Таисии 6 месяцев жизни в Оптиной пустыни. В К. м. служили: в 1894 г. свящ. Квинтилиан Преображенский († после 1916), в 1915 г. прот. Симеон Краснов и свящ. Петр Нечаев, а также в кон. XIX - нач. XX в. свящ. Николай Архангельский, диак. Сергий Рождественский и духовник городского духовенства почитаемый прот. Василий Преображенский (1819-1909), дед сщмч. Лаврентия (Князева) , еп. Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Обитель посещали: в 1896 г. еп. Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев) , 18-20 авг. 1897 г. и 23 авг. 1898 г.- еп. Тульский и Белёвский Питирим (Окнов) , неск. раз в 1904 г.- еп. Тульский и Белёвский Лаврентий (Некрасов) , в 1905 г. викарий Московской епархии еп. Дмитровский Трифон (Туркестанов) , 20 июля 1907 г.- викарий Московской епархии еп. Серпуховской Анастасий (Грибановский) . В обители служили викарии Тульской епархии епископы Каширские, в т. ч. неск. раз - Евдоким (Мещерский) и св. Иувеналий (Масловский) . 10-12 авг. 1899 г. в К. м. побывал вел. кн. Сергей Александрович. Он получил в дар от игум. Тихоны икону прп. Сергия Радонежского на чеканной доске. В 1905 г., узнав о гибели вел. кн. Сергея, игум. Тихона в сопровождении старшей учительницы монастырской школы В. Кирсановой отправилась в Москву, присутствовала на панихиде в Чудовом мон-ре и возложила на гроб почившего венок с надписью: «Незабвенному высокому посетителю Каширской двухклассной монастырской школы от благодарных детей». Храмы и другие постройки

http://pravenc.ru/text/1683975.html

Разъясняя позицию свт. Василия Великого в евномианских спорах, И. А. ставит акцент на действительном и мысленном отличиях в Троице, следуя здесь визант. традиции, восходящей к каппадокийцам, к богословию эпохи Вселенских Соборов, к прп. Иоанну Дамаскину, а также, возможно, к полемике, имевшей место в Византии в XI в. между Стефаном Никомидийским и прп. Симеоном Новым Богословом , о том, отличаются ли божественные Ипостаси мысленно или реально. Этот акцент, поставленный И. А., вполне закономерно приведет впосл. к дальнейшим спорам о действительном или мысленном отличии энергий друг от друга и от Божественной сущности, отразившимся, в частности, в сочинениях патриарха Геннадия II Схолария (XV в.), в полемике Георгия Сугдуриса с Виссарионом Макрисом (XVII в.) и в догматическом курсе еп. Сильвестра (Малеванского) (XIX в.). Представления о Фаворском свете Послание И. А. мон. Гедеону Зографу тесно связано с дискуссиями о Фаворском свете, разгоревшимися в стане антипаламитов после Собора 1351 г. и освобождения их из заключения в 1355/6 г. ( Polemis. 2003. P. XLI). Феодор Дексий выступил с косвенной критикой позиций Варлаама Калабрийского и Никифора Григоры. По-видимому, до И. А. дошло 1-е письмо Дексия (по мнению И. Полемиса - какое-то другое, утерянное ныне, письмо) либо устные утверждения Дексия, что Фаворский свет был тварным, но не был отличным от Тела Христа. Эта позиция четко выражена в 1-м письме Дексия, где он, отрицая нетварность света, считал, что это был Сам Христос, а точнее, Его Тело, просиявшее на Фаворе, а не нетварная энергия, происходящая от божественной природы Христа ( Theodorus Dexius. Ep. 1. 3. 23-26// Polemis. 2003. P. 193, и др.). Во 2-м письме Дексий говорит, явно намекая на Варлаама, что свет не может быть ниже нашего интеллекта, ибо он просиял неизреченным способом, согласно отцам ( Idem. Ep. 2. 11. 60-61//Ibid. P. 272) (здесь И. А. был согласен с Дексием). Критикуя Дексия, И. А. утверждает, что если бы Дексий не написал в письме, что оный свет был не чем иным, как Телом Господним, тогда не было бы и предмета спора.

http://pravenc.ru/text/674145.html

253 Булимарексия, булимия (греч. bulimia, от bus – быk u limos – го¬лод) – «волчий голод», резкое усиление аппетита, наступающее обычно в виде приступа и сопровождающееся чувством мучительного голода. – Примеч. пер. 263 Evagnana synaca: Textes in6dits du British Museum et de la Vaticane £dit6s et traduits par J. Muyldermans. (Biblioth que du Museon, vol.31). Lowen, 1952. P. 115–151. Jejunio A, 9. 276 Феллахи (араб.) – крестьяне-земледельцы в арабских странах. Имеется в виду, что среди пустынножителей было много простых людей коптского происхождения (то есть уроженцев Египта) – сре- ди них прп. Антоний Великий , при. Макарий Великий  и др. Чуже¬странцев (в частности, греков и римлян) среди пустынножителей было сравнительно немного. – Примеч. пер. 279 Руфин Аквилейский (ок. 345–410) – пресвитер, церковный писа­тель, переводчик с греческого языка на латынь. Уроженец г. Аквилея (г. Италия). Сподвижник прп. Мелании Старшей; был лично знаком с египетскими пустынножителями, в том числе и с Евагрием. – При­меч. пер. 287 См.: Лавсаик. 100. О Виссарионе. См также: Достопамятные ска¬зания. Об авве Феодоре Фермейском, 1; A. et. С. Guillaumont (eds.). £vagre le Pontique. Trait pratique ou Le mome. P., 1971. P. 704–706. 293 Изображение монашеской жизни. 8 (Добротолюбие. Т. 1. С. 595). См. также: Достопамятные сказания. Об авве Пимене, 69. 295 В оригинале – Gretchenfrage, т.е. «вопрос Гретхен». В трагедии Гёте «Фауст» Гретхен спрашивает Фауста: «А в Бога веришь ты?» В результате в немецком языке выражение Gretchenfrage стало широко распространенной идиомой, относящейся к решающим, «главным» вопросам. – Пргшеч. пер. 310 Мохандас Карамчанд Ганди (1869–1948) – индийский общественный деятель, философ и аскет, один из главных идеологов и руководителей движения за независимость Индии от Великобритании. В политической борьбе пользовался тактикой ненасильственного сопротивления, прибегая также к голодовкам. Был убит в результате заговора радикальных индуистов. – Примеч. пер. 322 Гностики (от др.-греч. gnostikos – познающий) – представите­ли раннехристианских ересей (П-Ш вв.), извратившие основные положения христианского учения путем введения языческих (как эллинских, так и восточных) мотивов. – Примеч. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010