В качестве подарка монах вручил гостям маленькую иконку прп. Антония Великого, а другие иконы, в том числе большего размера, предложил приобрести самим. Оказалось, сопровождавший нас по территории монах (имя свое он почему-то так и не назвал!) говорил и на ломанном русском языке («Наверное, он армянин», — шепнул на ухо Мина). «Безымянный» монах неожиданно попросил меня закатать рукав и на запястье правой руки быстро нарисовал шариковой ручкой лик прп. Антония Великого. Единственное, что произнес монах в ответ на вопрос о том, как его зовут, было: «Копты-иконописцы свои работы не подписывают». Монашествующие, пояснил провожатый, носят поверх одеяния большой витиеватый крест из кожи черного цвета, имеющий этакие «завитки» — символическим числом 12.   По своей форме он похож на две одинаковой длины линии, пересекающиеся под прямым углом, их концы размножены. Три витиеватых излучины — символ Святой Троицы — на каждом из четырех концов креста символизируют 12 апостолов. Обычно к иконографическим атрибутам прп. Антония Великого относится так называемый «Т-образный крест»,  но в монастыре или в коптской церковной лавке его не увидишь. Внутри монастыря располагаются семь церквей, из них самая древняя (XVI в.) — в честь св. Антония Великого. В эту церковь и повел нас сопровождающий монах. В другие храмы мы так и не попали: они все были закрыты. По дороге в одной из построек монах открыл ключом дверь и показал нам древнюю трапезную, длинный стол и скамьи которой вырезаны из камня. Перед храмом св. Антония Великого все гости должны снимать обувь и лишь в носках проходить внутрь здания. Показывая сохранившиеся средневековые росписи, монах отметил, что пещеры и стены уже первого монашеского поселения были украшены иконами и фресками. Настенные росписи храма датируются XIII в., но они подвергались реставрации в конце XX в. Среди христиан Египта распространено мнение, что само искусство иконописи родилось в древние времена именно в их стране. В качестве доказательства они перечисляют черты сходства икон и древнеегипетской живописи.

http://bogoslov.ru/article/2414861

Ньери. Церковь Антония Великого. /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Добавить статью Почти миллион православных живут в Кении, большая часть из них — в округе города Ньери через экватор от столицы. Священник Филипп Гатари - настоятель храма прп. Антония Великого и директор местной школы. Православный приход храма прп.Антония Великого в Ньери, где служит отец Филипп Гатари — один из центров Православия в Кении. Большинство священников, служащих в разных приходах страны, воцерковлялись здесь. Дети из воскресной школы уже давно ждут приезжих из России " мзунгу " — белых людей. Каменный просторный храм — для Африки редкость. Храм св.Антония — второй по величине в Ньери. В нем числится около 300 прихожан. Во время службы мужчины и женщины молятся в разных половинах храма. На колонне объявление — просьба выключать мобильные телефоны, которые прихожане специально приносят в храм, чтобы их зарядить, так как у 80% населения страны нет электричества в домах. В африканских храмах есть скамейки, но сидят на них только во время чтения Апостола и проповеди. Все остальное время службы прихожане молятся стоя, так же как и мы. Весь клирос состоит из чтеца, певца и барабанщика. Не во всех православных храмах есть колокола, но барабаны есть в обязательном порядке, даже в самых бедных приходах: " Это же часть нашей африканской культуры " , — улыбаясь оправдываются клирошане, — куда без барабанов!? " Дьяконы в Африке большая редкость — приходы не могут себе позволить такую роскошь, поэтому в храме священнику помогают мальчики алтарники. Великий вход совершается по греческой традиции по периметру всего храма. Царских Врат в храмах обычно нет и литургия, как на Пасху, служится с отверстыми вратами — все молятся вместе. После причастия, наступает время барабанов! Они используются во время сбора пожертвований и раздачи антидора, а так же по окончании службы — просто так, без повода, для радости! При храме прп.Антония есть православная школа. В декабре 2011 года отец Филипп Гатари (по совместительству директор школы и ее преподаватель) приезжал в Россию, где собирал средства на ремонт и покраску здания школы. Вокруг Ньери не меньше 15 православных храмов. Один из них храм в честь ап.Филиппа (этот храм занимает стратегическую высоту — когда он будет достроен, его будет видно со всех окрестных склонов). Другой православный храм временно расположен в здании магазина — община арендует его у хозяев (земля есть, но чтобы построить храм нужно около 40 тысяч долларов — их у прихода нет, поэтому они продолжают молиться в магазине). Источник: 23.04.2012 статья Екатерины Степановой на сайте pravoslavie.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=23674

С. В. Алпатов Прп. Павел Фивейский. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XII в. Древнейшее изображение П. Ф. сохранилось на иконе X в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, некогда представлявшей собой триптих: на боковых створках (средник, который, вероятно, занимало изображение Нерукотворного образа Спасителя, не сохр.) на золотом фоне представлены сверху ап. Фаддей и царь Авгарь, внизу - П. Ф., прп. Антоний Великий, свт. Василий Великий и прп. Ефрем Сирин. П. Ф. изображен в светло-коричневом хитоне и темно-коричневой мантии, его голова обнажена, короткие седые волосы, борода длинная, заостренная; руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони обращены наружу. С образом собеседника и сподвижника П. Ф.- прп. Антония Великого, а также с иллюстрированием житийных сюжетов будет связано развитие иконографии святого в произведениях к-польского искусства. Так, на миниатюре в Минологии представлена композиция прощания прп. Антония Великого с усопшим П. Ф. (Vat. gr. 1613. P. 321, 1-я четв. XI в.): перед пещерой лежит П. Ф.- его глаза закрыты, руки сложены на груди, рядом с почившим (в ногах) - коленопреклоненный прп. Антоний. Образ П. Ф. на миниатюре похож на тот, что можно видеть на синайской иконе: облачение коричневого цвета, из-под мантии видна схима, голова не покрыта. Точным повторением этой композиции является миниатюра в январском томе Императорского минология (Baltim. 521. Fol. 28, 1034-1041 гг.). В месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 287, кон. XI в.) под 3 янв. П. Ф. изображен стоящим, в монашеских одеждах, на голове - черная шапочка. Прп. Павел Фивейский. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Прп. Павел Фивейский. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. В XIII в., в эпоху активных латино-визант. художественных контактов, сохраняется тип изображения П. Ф. как седовласого старца в монашеских темных одеждах, напр. в составе чина егип. преподобных - прп. Онуфрий Великий, Максим и Дометиан, дети имп. Валентиниана I, чье присутствие дало имя мон-рю Римлян (Дейр-эль-Барамус, в Вади-эн-Натрун), на нижнем поле иконы «Распятие, с избранными святыми» (сер. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В монашеском облачении, с непокрытой головой (без седины) П. Ф. изображали на миниатюрах греческих и славянских Псалтирей с иллюстрациями на полях, в частности при тексте Пс 101. 25 («Боже мой! Не восхити мене в половине дней моих»), напр. в греч. Псалтири (Baltim. 733. Fol. 69v, ок. 1300 г.), и в близкой к ней Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 140 об., 1397 г., с надписанием имени).

http://pravenc.ru/text/2578583.html

Преподобный Пахомий говорил, что бесы, лишь только заметят в ком-либо внимание к своим внушениям, усугубляют внушения, чтобы завладеть его сердцем и подчинить своей власти. Кто же не внимает их внушениям, но сразу отвергает их, бодрствуя над собой, пребывая твердым в исполнении всех уставных порядков, того оставляют и бегут. Старец поучал, что нужно вооружаться наиболее страхом Божиим и смирением. Преподобный Пахомий обладал многими дарами Святаго Духа: даром прозрения сокровенных мыслей, даром видений, властью над духами, силою исцелять всякие болезни. Особенно велика была сила его молитв. В монастыре прп. Пахомия был инок, не знающий языка египетского, а только греческий и римский, и они не понимали друг друга. Три часа молился преподобный, прося у Бога дар разуметь греческий и римский языки, и Господь дал разумение и познание Пахомию, и беседовал он с иноком уже по-гречески и по-римски. Прп. Пахомий оберегал братию от ереси ариан и от сочинений Оригена . Почил прп. Пахомий в 348 г., на 57-м году своей жизни, за несколько лет до смерти прп. Антония. Перед смертью, которую он провидел, собрал преподобный всех своих учеников и преподал им последнее завещательное наставление. Преемником назначил Петрония, чтобы он продолжал устроять монастыри и хранить отеческие заповеди. Петроний стал достойным преемником прп. Пахомия. Теплота веры и ревность его были настолько сильны, что повлияли на все его семейство. Вскоре отец, братия и слуги последовали его примеру, посвятив себя на служение Богу в обителях прп. Пахомия. Все это многочисленное семейство до конца пребыло верным иноческому обету. Авва Петроний отличался крайним смирением в обращении, великим благоразумием в поведении, осмотрительностью во всех своих делах. Он никогда не послаблял себе ни в чем, всегда был одинаково к себе внимателен. Особенно заметна в нем сердобольная снисходительность к немощам других. К сожалению, он прожил после прп. Пахомия только тринадцать дней, оставив преемником после себя Орсисия. Преподобный Орсисий был духом горящий из учеников прп. Пахомия, и скоро он преуспел в духовной жизни, показав такие успехи, что они сделали его золотым светильником в доме Господнем. Он совершенно освоился с образом действий прп. Пахомия, так что в нем будто ожил великий авва. У Орсисия был сугубый дар ведения: он просто и ясно объяснял самые трудные места Св. Писания. Преимущественный порядок его бесед составляло убеждение быть верным порядкам внешней и внутренней жизни, какие были заведены в обителях прп. Пахомием. В этом он видел успех духовного совершенства. О следовании же во всем прп. Пахомию говорил и прп. Антоний, когда узнал о смерти началовождя. Воздавая великую похвалу святому отцу, прп. Антоний убеждал иноков воспринять ревность Пахомиеву.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского /Упоминание об И. содержится практически во всех редакциях Жития прп. Антония Сийского: в первоначальной, созданной в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря (БАН. Арханг. 250. Л. 118 об., 128 об.- 132 об., 80-е гг. XVI в.), в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 151-152 об., 165 об.- 166, 188-194 об., кон. 70-х гг. XVI в.), в краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об.- 419, 50-60-е гг. XVII в.), без обозначения имени - в проложной редакции ( Пономарёв. 1896. С. 65-67), в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 74 об.- 75 об., 85 об.- 86, 103 об.- 109 об., 60-70-е гг. XVII в.), в исторической, возникшей в 1-й трети XVIII в. при участии архим. Сийского мон-ря Никодима (БАН. Никол. 220. Л. 11 об.- 12, 19-20 об., сер. XIX в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-157, 184-195). И. был одним из 4 иноков, присоединившихся к прп. Антонию Сийскому и его ученикам Александру (Бердову; с 1576 архиепископ Новгородский, с 1589 митрополит) и Иоакиму в устроенной ими обители во имя свт. Николая Мирликийского на р. Емце, возле Тёмного порога («И церковь постави ту во имя иже во святых отца нашего Николы Чюдотворца, и келии учини, и монастырь устрои… и четыре браты присовокупи ту к прежереченным двема братома си, сам же преподобный седмый обретается в братстве своем» - БАН. Арханг. 250. Л. 112-112 об.). Однако через 7 лет им пришлось оставить монастырь из-за недовольства жителей с. Скроботова. По молитвам прп. Антония Сийского Господь указал инокам новое уединенное место - на полуострове Михайловского оз. в Двинском крае, где в 1520 г. и был создан Сийский мон-рь. По поручению прп. Антония Александр и И. отправились в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу для получения грамоты об учреждении обители и о даровании земель. Ходатайство монастырских старцев было удовлетворено в 1525 г., поскольку в грамоте 1543 г. царю Иоанну IV Васильевичу прп. Антоний замечает, что «монастырь тот он поставил в пустыне тому осмнадцать лет» ( Кириллов. 1906. С. 753).

http://pravenc.ru/text/674812.html

Прп. Макарий Великий. Роспись ц. прп. Антония в мон-ре прп. Антония Великого. XIII в. (Египет) Прп. Макарий Великий. Роспись ц. прп. Антония в мон-ре прп. Антония Великого. XIII в. (Египет) К изображениям М. В. в «монашеском» изводе следует отнести миниатюры из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., посвященные чудесам преподобных, насельников Нитрийской пуст. в Египте; рассказ о них помещен в повествование о событиях эпохи имп. Валентиниана на западе и Валента на востоке Римской империи (в составе Лицевого хронографа - РНБ. F.IV.151. Л. 226 об.- 230 об.). Миниатюры образуют небольшой самостоятельный житийный цикл, в котором наряду с М. В. изображены его современники, другие преподобные и не прославленные в церковном календаре иноки егип. Фиваиды. Цикл включает 5 сюжетов, каждый раскрыт в неск. миниатюрах. Воспоминанием о подвиге монахов становится 1-я из миниатюр, иллюстрирующая сообщение летописи «о избиении мних», когда по велению арианского еп. Александрии Лукия 3 тыс. солдат были посланы в пустыню казнить монашествующих. Композиция включает «групповой портрет» упомянутых в тексте М. В., прп. Макария Александрийского и других подвижников. Здесь, как и в других миниатюрах, М. В. изображен в преподобнических одеждах (охристого цвета подрясник, коричневая ряса, голубая схима с опущенным куколем), он сед, с короткими волосами и бородой, разделенной на 2 волнистые пряди. Образ М. В.-монаха присутствует в росписях нек-рых афонских храмов, напр. нартекса кафоликона мон-ря Дохиар: в рыжем хитоне, синей схиме, зеленоватом плаще, с непокрытой головой, бородой средней длины из 2 прядей, с хартией в левой руке; вписан в арку, лицевую сторону к-рой украшают цветы (1700; работа иером. Дамаскина из Янины). Монашеский облик М. В. известен в произведениях кисти палехских иконописцев, как, напр., на иконе с образом М. В. и вмц. Параскевы в молении Казанской иконе Божией Матери (XVII в., МПИ). М. В., с окладистой широкой недлинной бородой рыжеватого цвета, облачен в зеленую рясу, схиму, расшитую красными голгофскими крестами, в черном куколе.

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

Эти традиции византийского монашества, соединявшего высокие личные аскетические подвиги со служением миру в духе христианской любви, были восприняты прп. Антонием и впоследствии переданы прп. Феодосию. После возвращения с Афона прп. Антоний поселился в густом лесу, в пещере, вырытой для уединенной молитвы митрополитом Иларионом (с 1051) в то время, когда он был священником в селе Берестове. После перехода Илариона на Киевскую кафедру в 1051 г. пещера пустовала. Поселившись в ней, прп. Антоний «нача жити ту, моля Бога, ядый хлеб сух, и тоже (и то только) через день, и воды в меру вкушая, копая печеру, и не дая себе упокоя день и нощь в трудех пребывая, в бденьи и в молитвах» 624 . Ко времени смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) прп. Антоний был уже известным подвижником, вокруг него собралось братство в 12 человек, в числе которых был и прп. Феодосий, будущий устроитель Киево-Печерский Лавры (род. между 1035 и 1038, †1074). При нем братство ископало «печеру велику» 625 , устроив в ней церковь и келии. Когда это совершилось, Антоний, благословив новый монастырь, покинул его, чтобы на соседнем холме ископать себе пещеру. Здесь Антоний прожил около 14 лет, соединяя с отшельническим подвигом старческое служение: во всех важных случаях братия Печерского монастыря обращалась к нему за советами, иногда приходили и миряне. «Значение прп. Антония нисколько не умаляет значения его ученика, сподвижника и сотаинника, прп. Феодосия, равного Антонию по заслугам перед Церковью и по величию своего образа» 626 . Как говорит проф. Смирнов: «Отцы русского монашества, прпп. Антоний и Феодосий Печерские , были подвижниками разных типов: первый, афонский постриженик, был созерцатель – отшельник; второй, постриженик уже Антония, соединял с созерцанием и великими подвигами выдающийся практический и организаторский талант» 627 . Преподобный Феодосий возглавлял обитель в 1062–1074 гг. Профессор Смирнов считает, что это была «лучшая пора в истории Печерского монастыря, а вместе с тем и в истории русского монашества первого периода. Последующие иноки (до прп. Сергия) только подражали прп. Феодосию, далеко не достигая ни высоты подвигов, ни размеров его славы» 628 . Преподобный Феодосий считается законодателем русского монашества. «Ни о какой попытке пересоздать русское монашество, повести его по новому пути, более совершенному или возвышенному, чем путь Феодосия, задать ему задачи, которых не указал бы он, не могло быть и речи» 629 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН ВЕЛИКИЙ Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) († 1088, Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум. киевского Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (см. Киево-Печерская лавра) (1077/78 - 1088). Сведения о Н. В. содержатся в Житии прп. Феодосия Печерского (далее - ЖФ), написанном прп. Нестором в нач. XII в. (по др. мнению, в кон. XI в.); в «Повести временных лет» (далее - ПВЛ): в статьях 6582 (1074) г.- «Сказании о первых черноризцах печерских» и 6596 (1088) г.; в Киево-Печерском патерике (далее - КПП): в «Слове о пришествии писцов церковных», «Слове об Иоанне и Сергии», «Слове о Никите Затворнике», «Слове о Спиридоне Проскурнике и об Алимпии Иконописце» (20-30-е гг. XIII в.). Согласно ЖФ, Н. В. был одним из первых последователей прп. Антония Печерского. В пещеру близ Берестова (княжеское село на юж. окраине Киева) он пришел не позднее сер. 50-х гг. XI в. ( Артамонов. 2003. С. 224). Именно Н. В., как пресвитеру и опытному черноризцу («прозвутеру и чьрноризьцю искусьну»), прп. Антоний поручал совершать пострижение желавшх приобщиться к подвигу монашества. Н. В. постриг в иночество прп. Феодосия Печерского, прп. Варлаама , преемника прп. Антония на игуменстве и 1-го настоятеля княжеского киевского во имя великомученика Димитрия Солунского мужского монастыря , свт. Ефрема буд. титулярного митрополита Переяславского. Это событие стало причиной конфликта печерян с киевским кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем (1054-1078, с перерывами), к-рый был недоволен тем, что пострижение состоялось без его разрешения (Ефрем был слугой Изяслава, а Варлаам - сыном его боярина Иоанна).

http://pravenc.ru/text/2577567.html

ученые считают, что эта новация автора Начального свода). Перу Н. В., по всей видимости, принадлежат рассказы о крещении блгв. кнг. Ольги , крещении равноап. кн. Киевского Владимира (Василия) Святославича в Корсуни, ниспровержении идолов и крещении киевлян, гибели св. князей Бориса и Глеба и некоторые другие. Впрочем, т. зр. об участии Н. В. в летописании XI в. разделяют не все исследователи (М. Х. Алешковский, А. Тимберлейк, В. Я. Петрухин). Присёлков полагал, что в период игуменства Н. В. был поднят вопрос о канонизации прп. Феодосия Печерского, следствием чего стало написание прп. Нестором его Жития ( Присёлков. 2003. С. 128-130). По мнению Артамонова, Н. В. был сторонником не «феодосиевской», а «антониевской» традиции: ему принадлежала инициатива церковного прославления прп. Антония Печерского и составления его церковного жизнеописания. Однако эта инициатива не нашла поддержки у киевского кн. Всеволода Ярославича (1078-1093), а после кончины Н. В. на время потеряла актуальность ( Артамонов. 2002. С. 22-24). Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Фрагмент рамы иконы прп. Антония Киево-Печерского. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Фрагмент рамы иконы прп. Антония Киево-Печерского. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Присёлкову принадлежит оригинальная гипотеза о том, что свт. Иларион - 1-й митрополит рус. происхождения, поставленный на кафедру Собором рус. архиереев в 1051/52 г., и Н. В.- одно и то же лицо. Это отождествление основано на совпадениях, которые обнаруживаются в их биографиях: оба были аскетами, пресвитерами, адептами книжной культуры, принимали активное участие в общественно-политической жизни. Молчание источников о судьбе свт. Илариона после 1051 г. позволило исследователю предположить, что после смещения с кафедры он принял схиму с именем Никон и поселился в пещере прп. Антония. В течение мн. лет Иларион-Никон старался оставаться в тени, чтобы избежать преследований со стороны митрополитов греч.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

Незаконно захватив великокняжеский стол, черниговский князь нуждался в поддержке населения столицы. Поэтому практически сразу после утверждения кн. Святослава в Киеве принимается решение о строительстве каменного Успенского собора, причем местом его возведения становится поселение отшельников (Ближние пещеры), а не общежительный мон-рь прп. Феодосия (Дальние пещеры). Из княжеской казны на строительство была выделена большая по тем временам сумма - 100 гривен золотом. Видимо, этим решением кн. Святослав пытался снискать расположение не только монахов-отшельников, но и киевлян, для которых прп. Антоний являлся духовным авторитетом. Так, согласно ЖФ, князь в присутствии множества людей собственноручно начал копать ров под фундамент будущего храма. Прп. Феодосий. Гравюра. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 40 об. (РГБ) Прп. Феодосий. Гравюра. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 40 об. (РГБ) Согласно «Слову о создании церкви Печерской» (в составе КПП), прп. Антоний трижды молился Богу с просьбой указать место возведения храма и трижды оно было отмечено чудесными знамениями. В отличие от него игум. Феодосий не был сторонником кн. Святослава, и в то время, когда начинались работы по возведению Успенского собора, находился в оппозиции к черниговскому князю. Согласно прп. Нестору, он настойчиво обличал кн. Святослава в вероломстве, используя для этого любые способы: «Овъда епистолия пиша посылааше томоу, овъгда же вельможамъ его приходящемъ къ немоу обличааше того о неправьдьнемь прогънании брата, веля темъ поведати томоу». Противостояние зашло так далеко, что после одного из обличительных писем, в котором кн. Святослав был уподоблен древним «гонителям» и «братоненавистникам», по Киеву распространился слух о возможном заточении Феодосия. Вероятно, смерть прп. Антония положила конец не только противостоянию между кн. Святославом и прп. Феодосием, но и обособленному существованию 2 общин. Уже начавшееся строительство Успенского собора предопределило перевод братии из «ветхого монастыря» (Дальних пещер) в «новый» (Ближние пещеры). Вероятно, идея интеграции была предложена игум. Феодосием, который выступил в качестве преемника прп. Антония. Поэтому уход в Тмутаракань прп. Никона Великого в сопровождении 2 черноризцев позволяет предположить, что часть отшельников не была довольна этим объединением. Менее чем через год (3 мая 1074) прп. Феодосий скончался. Согласно завещанию, его тело было погребено в пещере, в к-рой печерский игумен затворялся на время Великого поста. В период игуменства Стефана (1074-1077/78) слияние общин завершилось созданием единого монастырского комплекса. Братия была переведена в «новый монастырь», и только неск. человек остались в «ветхом монастыре» для погребения усопших и совершения ежедневной заупокойной литургии. Однако память о некогда обособленном существовании Феодосиевой и Антониевой общин сохранилась в топографии Киево-Печерского монастыря в виде разделения его территории на Ближние и Дальние пещеры.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010