К XI веку относится и деятельность учеников греков, первых известных русских святых иконописцев, монахов Киево-Печерского монастыря, преподобного Алипия (Алимпия) († около 1114) и его сотрудника преподобного Григория. Святой Алипий считается родоначальником русской иконописи. С детства начинавший заниматься иконописью с приезжими греческими мастерами, затем ставший иеромонахом, он отличался неустанным трудолюбием, смирением, чистотой, терпением, постничеством и богомыслием. «Никогда же бо огорчился еси на оскорбляющих тя, ниже воздал еси злом за зло», – поется ему в церковном песнопении (Тропарь 8 гласа. Канон святому). Это был один из подвижников-аскетов, прославивших Киево-Печерскую Лавру. В лице святых Алипия и Григория русское церковное искусство с самого начала своего существования направляется людьми, просвещенными непосредственным ведением Откровения, которых впоследствии так много имела русская иконопись. О киевском периоде русского церковного искусства можно судить, главным образом, по фрескам и мозаикам. Монгольское нашествие, около середины XIII века захлестнувшее большую часть России, не только уничтожило очень многое, но и в значительной мере подорвало написание новых икон. Сохранившиеся же до сих пор открытые иконы этого периода, которых очень мало, относятся к концу XI, XII и XIII векам, причем почти все они с большей или меньшей достоверностью приписываются Новгороду, истоки искусства которого также восходят к XI веку.    Иконам домонгольского периода присуща исключительная монументальность, свойственная стенной живописи, под воздействием которой русская иконопись находится еще и в XIV веке, и лаконизм художественного выражения как в композиции, так и в фигурах, жестах, складках одежд и т. д. Колорит их, в котором преобладают темные тона, сдержан и сумрачен. Однако уже в XIII веке этот сумрачный колорит начинает сменяться характерно русскими цветистыми и яркими красками. Появляется больше внутренней и внешней динамики, склонность к большей плоскостности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Третьего же брата, уже давно умершего, нашли всего истлевшего, одна только схима его была цела. И долго дивились неизреченному суду Божию, воздающему каждому по делам его. Небесное знамение, явившееся в виде трех огненных столпов в день преставления преподобного Пимена, описано в летописи под 11 февраля 1110 года, когда игуменом Киево-Печерского монастыря был святой Феоктист, впоследствии епископ Черниговский († 6 августа 1123 г., память 5/18 августа). И день кончины преподобного Пимена поэтому предполагается 11 февраля 1110 года, совпавшие с небесным знамением. Мощи преподобного Пимена почивают в Антониевой пещере. Вторично память святого празднуется 28 сентября/11 декабря с Собором преподобных Ближних пещер. Пимен постник, преподобный Преподобный Пимен, подвизавшийся в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря, прославился подвигами постничества. Он имел ту благодать, что один раз в седмицу вкушал пищу, и то в малом количестве, и, непрестанно исполняя монастырское послушание, никогда не ослабевал от труда и поста. Днем он молол муку в жерновах, носил на себе дрова для братии, а ночью подвизался в молитвах. Внешнее пощение было соответственным воздержанию внутреннему от неугодных Богу поступков, мыслей и чувств. Преподобный Пимен был игуменом Киево-Печерского монастыря с 1132 по 1141 гг. Память преподобного Пимена совершается трижды в году: 8/21 мая, 7/20 августа и 28 августа/10 сентября в Соборе Киево-Печерских святых, в Дальних пещерах почивающих. Август 8 Григорий, иконописец Печерский, преподобный Преподобный Григорий, иконописец Печерский, был сопостник преподобного Алипия Печерского (память 17/30 августа). В «Сказании о святых иконописцах» говорится, что он написал много чудотворных икон, находящихся в Русской земле. В 9-й песни канона службы Собору Киево-Печерских преподобных, почивающих в Ближних пещерах (память 28 сентября/11 октября), преподобный Григорий называется Византийским — возможно, он был в числе иконописцев, прибывших из Константинополя в Киев для украшения Великой церкви монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Подобное возвышенное, отмеченное необычайным внутренним целомудрием мысли понимание православного символизма и стало основополагающим для всего дальнейшего развития древнерусского изобразительного искусства. …До нас дошел удивительный по своей символической емкости литературный памятник, ярко характеризующий то, как живо и естественно, вполне в духе здорового народного реализма и в то же время достигая высот духовного прозрения воспринимала Русь и ее первые иконописцы православное учение о “богословии образа” и о самой сути религиозного творчества как такового. Памятник этот — главы из “Киево-Печерского патерика”: сказание об истории строительства и украшения Успенского собора Печерского монастыря, а также “житие” преподобного Алипия, или Алимпия († ок. 1114 г.), местного художника, признаваемого Церковью родоначальником всей древнерусской иконописи. Главы эти возникли ок. 1225–1226 гг., то есть они почти на полтора столетия отстоят от описываемых в них событий, связанных с созданием “Великой” Успенской церкви; поэтому излагаемые в сказании реальные исторические факты за это время успели в немалой степени смешаться с отдельными элементами столь типичных для Средневековья благочестивых легенд. Здесь, однако, следует подчеркнуть, что при всей своей нередко почти фольклорной красочности сказания подобного рода обладают в прообразовательно-символическом смысле замечательно последовательной духовной истинностью. В данном смысле, пожалуй, наиболее интересен рассказ Патерика об украшении мозаикой стен печерского Успенского храма. В рассказе этом непосредственные житейские реалии удивительно естественно переплетаются с не менее “реально” ощущаемым религиозным сознанием иной, “небесной” правды, лежащей, однако, в сакральных надмирно-умозрительных сферах бытия и могущей потому быть выраженной только символически: это “пренебесная правда” Божественного Вездеприсутствия. Особенно показательно, что такое всеосвящающее “присутствие Божие” мыслится рассказчиком как естественная основа самого акта всякого праведного человеческого творчества как художественного воплощения “нетварных архетипов”, восходящих к Божественному Сверхразуму. Недаром в Патерике особенно подчеркивается, что изначальный творец печерского храма — Сам Господь: “зиждитель и хитрец и художник и творец Бог” 27 . Недаром мастера-зодчие сначала увидели образ этого храма, возникший перед их духовно преображенным взором, — на небесах!

http://pravmir.ru/tema-ikonopochitaniya-...

Прежде чем войти им в монастырь, нечистый тот дух покинул человека, и исцелевший стал понимать все. Сопровождавшие его в радости вошли в святую чудотворную Печерскую церковь, чтоб воздать хвалу Богу. Узнав об этом, игумен со всей братией пришел туда же в церковь, и исцелевший не знал ни игумена, и ни одного из тех тридцати, кого он назвал, беснуясь. Тогда спросили его: " Кто исцелил тебя? " Он же, смотря на чудотворную икону Пресвятой Богородицы, сказал: " С ней встретили нас святые отцы, тридцать числом, и так я исцелился " . Имена всех из них он помнил, в лицо же не знал ни одного. Тогда все вместе воздали славу Богу и Его Пречистой Матери и блаженным Его угодникам. Так прославилось то святое место, по Божию устроению, бывшему через этого блаженного затворника Лаврентия, который, как Варнава от Павла (Деян. 15:36), разлучившись на время с братией Печерской, принес больший плод, и, оставив много свидетельств различных своих добродетелей равноангельских в Изяславовом монастыре, возвратился опять в святой Печерский монастырь. И там, по богоугодной кончине своей, как не худший прежних затворников, узкими вратами вошедших в жизнь вечную, положен с честью в пещере, в которой доселе нетленно пребывают его чудотворные мощи, в честь видящего втайне и воздающего затворникам явно, хвалимого в Троице Бога, Которому слава во веки. Аминь.  Житие преподобного отца нашего Алипия иконописца Преподобный отец наш Алипий Печерский явился подражателем Божественному Евангелисту Луке. Ибо он так же трудился для Господа, сотворившего нас по образу и подобию Своему, изображая чудотворно не только лица святых на иконах, но и добродетели их на своей душе. Кроме того, показался он и чудесным врачом. Его благочестивое житие передано нам так. В дни благоверного князя Киевского Всеволода Ярославича, при игумене преподобном Никоне, по Божию устроению и заботам преподобных отцов Антония и Феодосия, явившихся десять лет спустя от преставления своего в Константинополе, блаженный Алипий был отдан родителями на обучение к греческим иконописцам, пришедшим для украшения святой Печерской церкви. И он был свидетелем того дивного чуда, которое описано в сказании о святой Печерской церкви, когда во время работ иконописцев по украшению алтаря мусией в нем изобразилась сама собой икона Пресвятой Богородицы, просияла ярче солнца, затем голубь вылетел из ее уст и после долгого летания влетел в уста стоявшей высоко иконы Спасителя. В то время этот блаженный Алипий, учась, помогал своим мастерам, и запечатлел в уме своем, что действие Пресвятого Духа пребывает в той святой Печерской церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1826...

Прежде чем войти им в монастырь, нечистый тот дух покинул человека, и исцелевший стал понимать все. Сопровождавшие его в радости вошли в святую чудотворную Печерскую церковь , чтоб воздать хвалу Богу. Узнав об этом, игумен со всей братией пришел туда же в церковь , и исцелевший не знал ни игумена, и ни одного из тех тридцати, кого он назвал, беснуясь. Тогда спросили его: «Кто исцелил тебя?» Он же, смотря на чудотворную икону Пресвятой Богородицы, сказал: «С ней встретили нас святые отцы, тридцать числом, и так я исцелился». Имена всех из них он помнил, в лицо же не знал ни одного. Тогда все вместе воздали славу Богу и Его Пречистой Матери и блаженным Его угодникам. Так прославилось то святое место, по Божию устроению, бывшему через этого блаженного затворника Лаврентия, который, как Варнава от Павла ( Деян. 15:36 ), разлучившись на время с братией Печерской, принес больший плод, и, оставив много свидетельств различных своих добродетелей равноангельских в Изяславовом монастыре, возвратился опять в святой Печерский монастырь. И там, по богоугодной кончине своей, как не худший прежних затворников, узкими вратами вошедших в жизнь вечную, положен с честью в пещере, в которой доселе нетленно пребывают его чудотворные мощи, в честь видящего втайне и воздающего затворникам явно, хвалимого в Троице Бога, Которому слава во веки, аминь. Житие преподобного отца нашего Алипия иконописца 30 (17) августа Он безмездно писал иконы для церквей и был чудотворный врач иконописными красками; за него невидимо были написаны чудотворные иконы, потом же и видимо ангел написал икону. Преподобный отец наш Алипий Печерский явился подражателем Божественному Евангелисту Луке. Ибо он так же трудился для Господа, сотворившего нас по образу и подобию Своему, изображая чудотворно не только лица святых на иконах, но и добродетели их на своей душе. Кроме того, показался он и чудесным врачом. Его благочестивое житие передано нам так. В дни благоверного князя Киевского Всеволода Ярославича, при игумене преподобном Никоне, по Божию устроению и заботам преподобных отцов Антония и Феодосия, явившихся десять лет спустя от преставления своего в Константинополе, блаженный Алипий был отдан родителями на обучение к греческим иконописцам, пришедшим для украшения святой Печерской церкви. И он был свидетелем того дивного чуда, которое описано в сказании о святой Печерской церкви, когда во время работ иконописцев по украшению алтаря мусией в нем изобразилась сама собой икона Пресвятой Богородицы, просияла ярче солнца, затем голубь вылетел из ее уст и после долгого летания влетел в уста стоявшей высоко иконы Спасителя. В то время этот блаженный Алипий, учась, помогал своим мастерам, и запечатлел в уме своем, что действие Пресвятого Духа пребывает в той святой Печерской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отцы Киево-Печерской Лавры Подвиг Антония Печерского был не только суров, но, видимо, и мрачен; но он оправдывается тем просвещением души, которое сделало святого Антония учителем Феодосия. 23 июля, 2014 Подвиг Антония Печерского был не только суров, но, видимо, и мрачен; но он оправдывается тем просвещением души, которое сделало святого Антония учителем Феодосия. В день памяти преподобного Антония Печерского — день Ангела митрополита Сурожского Антония предлагаем вашему вниманию статью владыки об отцах Киево-Печерской Лавры. Когда в десятом веке Русь стала христианской, монашеская жизнь Византийской империи уже достигла своего апогея; борьба между иноками и императорами увенчалась победой Церкви: словом и кровью монахи отстояли ее независимость. Иноков, ливших свою кровь в этой борьбе, окружало всеобщее почитание. Большие цареградские обители, как, например, Студийский монастырь, своими школами, библиотеками, приютами для сирот и престарелых глубоко влияли на умственную и общественную жизнь Цареградской империи: люди, отрешившиеся от мира, но проникнутые к нему сильной, сострадательной любовью, безбоязненно произносили над человеческой неправдой свой суд. Эти черты определили тип и киевского монашества. Правда, первые монастыри, созданные князьями по образцу византийских, бывали часто бледными копиями живой, полнокровной иноческой действительности Византии. Но вскоре Русь начала создавать свою самобытную монашескую традицию. Без помощи со стороны, трудами и подвигом святых преподобных Антония и Феодосия выросла подлинно русская Киево-Печерская обитель, пережившая все трагедии истории, давшая древней Русской Церкви сонмы святых, вождей церковных (как, например, Стефана, епископа Владимирского, Ефрема Переяславского, Исаию Ростовского); благовестников, миссионеров-мучеников Кукшу и Пимена; людей глубокого и терпеливого милосердия, таких как святые Феодосий и Дамиан-целебник; наконец, первого летописца русского — Нестора, первого иконописцаАлипия. Историк Сипягин назвал Киево-Печерскую лавру «первым из русских монастырей и по времени его возникновения, и по богатству сокровищ, вложенных им в сокровищницу русского Православия». Уничтожаемый несколько раз татарами (в 1240, 1299, 1316 гг.), он был каждый раз восстанавливаем и стал ядром, вокруг которого сплачивался русский народ в своем усилии отстоять свою политическую и религиозную независимость против Польши.

http://pravmir.ru/ottsyi-kievo-pechersko...

Прежде чем войти им в монастырь, нечистый тот дух покинул человека, и исцелевший стал понимать все. Сопровождавшие его в радости вошли в святую чудотворную Печерскую церковь , чтобы воздать хвалу Богу. Узнав об этом, игумен со всей братией пришел туда же в церковь , и исцелевший не знал ни игумена, ни одного из тех тридцати, кого он назвал, беснуясь. Тогда спросили его: «Кто исцелил тебя?» Он же, смотря на чудотворную икону Богородицы, сказал: «С нею встретили нас святые отцы, тридцать числом, и так я исцелился». Имена всех из них он помнил, в лицо же не знал ни одного. Тогда все вместе воздали славу Богу и Его Пречистой Матери, и блаженным Его угодникам. И так прославилось то святое место, по Божию устроению, бывшему через этого блаженного затворника Лаврентия, который, как Варнава от Павла ( Деян.15:36 ), разлучившись на время с братией Печерской, принес больший плод, и, оставив много свидетельств различных добродетелей своих, равноангельских, в Изяславовом монастыре, возвратился опять в свой Печерский монастырь. И там, по богоугодной кончине своей, как нехудший прежних затворников, узкими вратами вошедших в жизнь вечную, положен с честью в пещере, в которой доселе нетленно пребывают его чудотворные мощи, в честь Видящего в тайне и Воздающего затворникам явно, хвалимого в Троице Бога, Которому слава во веки. Аминь. Житие преподобного отца нашего Алипия иконописца (17 августа) Он безмездно писал иконы для церквей и был чудотворный врач иконописными красками; за него невидимо были написаны чудотворные иконы, потом же и видимо ангел написал икону Преп. отец наш Алипий Печерский явился подражателем Божественному евангелисту Луке. Ибо он так же трудился для Господа, сотворившего нас по образу и подобию Своему, изображая чудотворно не только лица святых на иконах, но и добродетели их на своей душе. Кроме того, показался он и чудесным врачом. Его благочестивое житие передано нам так. Во дни благоверного князя Киевского Всеволода Ярославича, при игумене преп. Никоне, по устроению Божию и заботам преп. отцов Антония и Феодосия, явившихся десять лет спустя от преставления своего в Константинополе, блаженный Алипий был отдан родителями на обучение к греческим иконописцам, пришедшим на украшение святой Печерской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Указом Патриарха Алексия I от 28 июля 1959 г. А. был назначен наместником Псково-Печерского мон-ря, 15 февр. 1960 г. возведен в сан архимандрита. Несмотря на клеветнические публикации о Псково-Печерском мон-ре в 60-х гг., А. в многочисленных судебных процессах смог отстоять обитель и добиться возвращения в монастырскую ризницу ценностей, вывезенных фашистскими захватчиками в 1944 г. За годы наместничества А. в мон-ре были проведены значительные реставрационные работы: практически заново построены древние крепостные стены, возвращен первоначальный облик надвратной ц. свт. Николая Чудотворца, покрыт позолотой огромный купол Михайловского собора, организован иконописный класс. Иконы, написанные А., находятся в ТСЛ, Псково-Печерском мон-ре, Троицком соборе Пскова. В 1975 г. А. подарил Русскому музею богатую коллекцию живописи и графики рус. мастеров XVIII-XX вв. Работы из собрания А. в наст. время находятся в Русском музее, Псковском музее-заповеднике, Печерском краеведческом музее. А. отличался гостеприимством, проповедническим и певч. талантами, оригинальностью и независимостью суждений. В ЖМП публиковались его работы по истории Псково-Печерской обители. А. награжден орденом РПЦ св. кн. Владимира 2-й и 3-й степени, орденами Антиохийской Церкви - Христа Спасителя, святых апостолов Петра и Павла, св. ап. Варнавы, Константина Великого 2-й степени, Креста 2-й степени, а также Патриаршими грамотами за усердные труды по восстановлению Псково-Печерской обители. В 1969 г. ему было даровано право служить Божественную литургию с отверстыми царскими вратами до «Отче наш» (см. Награды церковные ). В 1973 г. награжден 2-м крестом с украшениями. А. погребен за престолом пещерного храма в честь Воскресения Христова в Псково-Печерском мон-ре. Арх.: Архив Псково-Печерского мон-ря (г. Печоры). Ф. архим. Алипия. Соч.: Древние фрески Псково-Печерского монастыря//ЖМП. 1970. 11; Преподобномученик Корнилий, игумен Печерский//ЖМП. 1970. 2. С. 69-79; 3. С. 58-73; Автобиография//Слово. 1992. 1-6; Проповеди. М., 1999.

http://pravenc.ru/text/114360.html

Черниговского, Григория Чудотворца , Матвея Прозорливого, Алипия иконописца, Спиридона Просфорника и Анатолия; в трапезе: Исаии Чудотворца, Авраамия трудолюбивого, Нифонта Епископа Новгородского, Сильвестра, Григория иконописца, Пимена постника и Онуфрия молчаливого; по выходе из трапезы: Сисоя, Феофила, Арефы, Авраамия и Исаакия затворников, Онисифора исповедника, Симона Епископа Суздальского, Никона Игумена Печерского, Феофана постника, Макария иконописца, Анастасия диакона, 11-ти каменоздателей Печерской церкви, Илии Муромца, мученика Иоанна младенца и Никона сухого. – В дальней пещере церкви: 12) Благовещения Богородицы, (современная устройству самих пещер) где мощи: Евфросинии Княжны Полоцкой, Кассиана затворника, Арсения трудолюбивого; а при выходя из церкви: Евфимия Схимника, Вениамина, Тита воина, Ахила диакона и Меркурия постника. – 13) Успения Преподобного Феодосия, в которой почивают мощи: Макария диакона, Пимена постника, Леонтия Канонарха, Зария Постника, Силуана схимника, Агафона чудотворца и Игнатия Архимандрита; тут же находится гроб св. Феодосия, в котором он был погребен; сверх того, мироточивая глава одного из Угодников Божиих. – 14) Рождества Христова, в которой почивают мощи: Логгина вратаря, Моисея Чудотворца, Лаврентия затворника, Иллариона схимника, Пафнутия затворника, Мартирия диакона, Феодора Князя Острожского, Афанасия затворника, Дионисия затворника, Феофила Архиепископа Новгородского, Зинона постника, Григория Чудотворца , Ипатия целебника, Лукиана священномученика, Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя схимника, Нестора некнижного, Павла затворника, Феодора молчаливого, Софрония затворника, Пагкратия Иеромонаха, Анатолия затворника, Аммона затворника, Мардария, Пиора затворника, Мартирия затворника, Руфа затворника, Геронтия канонарха и Паисия; сверх того, здесь же находятся: часть мощей одного из младенцев, избиенных от Ирода, принесенная в Лавру в 1620 году Феофаном Патриархом Иерусалимским, и 30 мироточивых глав разных Святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

— Благодаря Фонду святителя Тихона Задонского у нас теперь есть точнейший список чудотворной Свенской иконы Богородицы, выполненный три года назад тверской иконописной мастерской «Пелевин с сыновьями». Перед передачей его нам в храме святителя Николая в Толмачах в Третьяковке отслужили молебен, приложив новонаписанную икону к чудотворному образу. Иконописная традиция, как известно, относит Свенскую икону к разновидности Печерского извода. Но удивительно, что кисть печерского иконописца преподобного Алипия немного разнесла два этих образа, поменяв местами преподобных Феодосия и Антония Печерских на Свенской иконе по отношению к иконе Печерской. Теперь именно так эти два образа и различаются. Находящийся ныне на стыке трех государств, наш монастырь связан с историей трех славянских народов, который приглашает верующих участвовать не только в богослужении, но и в Свенской ярмарке (гремевшей до XVII века и ныне восстановленной, проходящей в последнюю августовскую субботу на Андреевском лугу близ монастыря), и в паломничествах. Сама Брянская земля традиционно считалась стрелецким краем на западе Великороссии, поэтому с нашей обителью связаны очень многие военные события. Петр I, узнав в 1709 году о предательстве Мазепы, именно отсюда направился на Полтавскую битву. А одержав там победу, возвращается сюда и заказывает благодарственный молебен. Наполеон пытался захватить Брянск, но брянцы обходят город со Свенской иконой крестным ходом, и обе попытки штурма оказываются неудачными. Нацистским войскам Брянск, как известно, удалось взять — на монастырской территории даже располагался вражеский штаб; правда, к тому моменту от взорванной в 1930 году обители тут мало что осталось. После войны здесь находилась коррекционная школа-интернат для больных детей. Школа-интернат и начала реставрацию в 1970-е годы. Тогда восстановили прежде полностью разрушенную западную крепостную стену и пребывавшие в аварийном состоянии надвратные Преображенскую и Сретенскую церкви, некоторые бытовые корпуса. Ну а монахи сюда пришли на смену уже музейным работникам: на излете советской эпохи тут открыли городской краеведческий музей, занимавший наши здания всего два года.

http://patriarchia.ru/db/text/5517679.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010