2011. С. 315, 317). Известен др. вариант ростовой иконографии святого: П. представлен в молении перед десницей Господней (икона сер. XVI в., Национальная галерея в Праге). Образы «моление» П. (один - «ко Пречистей Богородицы») в басменных окладах упоминаются в описи главного храма Павлова Обнорского мон-ря 1654 г. (Там же. С. 273). Фигура молящегося святого встречается на иконах П. с видом обители в XIX - нач. XX в. (ок. 1910, ВГИАХМЗ) - др. популярный извод небольших, т. н. раздаточных, икон. Святой изображался в правой части композиции стоящим в потоке света (символ нисходящей благодати и напоминание о чудесном видении святому с указанием места буд. обители) на берегу реки, на противоположной стороне к-рой располагалась основанная им обитель с белыми каменными постройками. На более профессиональной по исполнению иконе кон. XIX - нач. XX в. (собрание Ф. Р. Комарова) П. стоит слева на фоне пейзажа с обителью, облачен в схиму поверх мантии, обеими руками держит развернутый свиток. Вид обновленного мон-ря восходит к литографиям кон. XIX в.: слева расположена колокольня с Успенской ц., примыкающими жилым корпусом и угловой башней, в центре ансамбля - Троицкий собор с ц. во имя П., справа, в глубине леса,- Воскресенская ц. в Голгофском скиту. Судя по изображению пейзажа и хозяйственных построек на дальнем плане, скорее всего образ исполнен вологодским мастером (по предположению Н. И. Комашко, в мастерской обители). Вариант этой иконографии представлен в надвратной композиции нач. XXI в. при входе в Павлов Обнорский мон-рь: святой - справа на пейзажном фоне, правая рука простерта в сторону монастырского комплекса. В совр. иконописи известны другие по иконографии образы П. как основателя мон-ря, напр., на иконе, созданной в мастерской во имя прп. Алипия Печерского, святой изображен в небольшом повороте вправо, с благословляющим жестом правой руки и моделью обители с 5-главым храмом и колокольней на левой руке. Поясной вариант единоличных икон П. также возник в раннее время: образ нач.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

17. Пятница. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Мирона. Прп. Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах. Иконы Божией Матери, именуемой «Свенская-Печерская» . В некоторых храмах ради особого чествования праздника Успения в один из ближайших дней периода попразднства (обычно накануне третьего дня праздника вечером) совершается служба Погребения Божией Матери (А) . В тех храмах, где служба Погребения Божией Матери не совершается, поется служба мч. Мирона (без праздничного знака) в соединении со службой попразднства Успения (Б) . А. Служба Погребения Божией Матери представляет собой всенощное бдение, состоящее из великой вечерни со входом и литией, утрени с пением непорочных и похвал Пресвятой Богородицы и 1-го часа. Примечание. Совершение службы Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, принятым литургической жизнью Церкви. В современной редакции действующего в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. Впрочем, умолчание Типикона об этой службе не полагает серьезных препятствий к ее совершению . Приводим авторитетное высказывание о службе Погребения Божией Матери – из Православного календаря на 1929 г., изд. Митрополита Сергия (Страгородского): «В последнее время входит в широкое употребление чин Погребения Божией Матери, соединяемый со службой Успения. По установившемуся (по-видимому, с XV–XVI вв., так как более древних рукописей этого чина нет) обычаю, чин совершается в Иерусалиме, при гробнице Божией Матери, накануне праздника Успения утром. В других Церквах Востока этот чин соединяется со службой праздника. Однако в Уставе Великой (Константинопольской) церкви под 15 августа читаем примечание: „Тотчас после катавасии 9-й песни в некоторых местах, где этот праздник совершается с особой торжественностью, существует обыкновение, как бы для большей славы и чести Богородицы, петь так называемые Похвалы Богоматери – по подражанию поемых на утрене Великой Субботы. (На православном Востоке в древнее время существовал и другой чин, не подражательный, но у нас он не получил распространения. – Сост.) Великая церковь, осуждающая всякие новшества и искажения, открыто отвергает это и строго воспрещает, хотя бы это и делалось ради чести Богоматери. ...Последование Погребения Богоматери в виде одних только похвальных статей, то есть тропарей в соединении с 17-й кафизмой, издавна (но с какого времени, неизвестно) совершалось вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, со времени митрополита Филарета весь чин Погребения совершался на 3-й день праздника. Принимая приведенное суждение об этом предмете в смысле не столько осуждения самого чина, сколько соединения его со службой праздника, можно было бы допустить совершение его, как в Гефсиманском скиту, на 3-й день праздника» .

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-30/

Протоиерей Виталий ШУМИЛОВ, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в Дубне (Московская обл.), руководитель Иконописной школы им. прп. Алипия Печерского: - В процессе обучения, а затем саморазвития, иконописец накапливает определенный опыт, но всё-таки однажды заходит в некий тупик, при этом его творчество застаивается, и он повторяет только то, что умеет. Он совершенствуется в технике исполнения, но как творческая личность, в подлинном, христианском понимании этого слова, как со-творец, со-трудник Бога, он может стоять на месте. Возникает вопрос: что надо делать, чтобы преодолеть застой или кризис и как развиваться дальше? Говоря современным языком, необходима перезагрузка. Иконописцу, оказавшемуся в таком положении, необходимо вернуться к началу, к азам иконописания. Нужно переосмыслить свой опыт (в том числе духовный), накопленные знания и начать обучение художественному языку иконы заново, на более глубоком уровне. Необходимо заново осознать, что каждая икона, независимо от того, кто или что на ней изображено, должна быть христоцентричной. Образ Христов должен отобразиться в каждой иконе, в каждом святом персонаже. Но прежде Он должен, хотя бы в какой-то мере, изобразиться в самом иконописце. Апостол Павел пишет: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал. 4, 19). Это –сверхзадача иконописца. Икона – это молитва, написанная красками, но не застывшая, а живая, постоянно возносящаяся к Небу. Иконопись берет свое начало в литургическом служении, является его частью. Это главное предназначение иконописи, прежде всего остального, прежде всякого художественного мастерства. Подобно Евхаристии икона свидетельствует миру о Боговоплощении. Художество – дело внешнее, видимое, а содержание иконы и гармония лежат в области невидимого, духовного и мысленного. Совершенствование иконописца, как и всякого христианина, происходит в познании Премудрости Божией и стяжании благодати Святого Духа. На этом пути появляется возможность познать свою немощь и неспособность самостоятельно двигаться по пути иконописного служения. Как мы уже сказали выше, для движения вперёд и вверх необходимо временами возвращаться назад, опускаться на землю. Необходимо покаяние в исконном смысле слова: метанойя – изменение сознания.

http://e-vestnik.ru/analytics/putch_v_ik...

Однако решение о передаче собора Церкви было воспринято критически рядом специалистов и средствами массовой информации в связи с распространяемыми слухами о том, что фрески собора будут уничтожены новым владельцем. В связи со сложившейся ситуацией «Межвузовский иконописный совет» заявляет: Заявление подписали  председатель «Межвузовского иконописного Совета», ректор ПГИ «Со-действие» Петр Кондратьев, декан факультета Церковных художеств Свято-Тихоновского богословского университета протоиерей Александр Салтыков, руководитель иконописной школы прп. Алипия Печерского протоиерей Виталий Шумилов, заведующий иконописной школой Московской Духовной Академии архимандрит Лука (Головков), и.о.заведующего кафедрой изобразительного искусства РПИ святого Иоанна Богослова, доцент Михаил Яковлев. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 декабря, 2019 16 октября, 2019 11 октября, 2019 2 октября, 2019 20 сентября, 2019 26 августа, 2019 23 августа, 2019 23 августа, 2019 22 августа, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/mezhvuzovskij-ikonopis...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛИПИЙ (Гаманович Николай Михайлович; род. 19.12.1926, с. Маячка Херсонской обл.), архиеп. Чикагский и Средне-Американский Русской Православной Церкви за границей . С 1941 г. жил в Германии, в 1948 г., переехав в США, принял монашество с именем А. в честь прп. Алипия , иконописца Киево-Печерского. В 1950 г. рукоположен во диакона, в 1954 г.- во священника. Закончил Свято-Троицкую ДС РПЦЗ в Джорданвилле, где затем преподавал церковнослав. язык. С 1966 г. игумен. 20 окт. 1974 г. хиротонисан во епископа Кливлендского, викария Чикагской епархии, с 1989 г. епископ Чикагский и Детройтский, с 1990 г. архиепископ. А. написал один из лучших учебников церковнослав. языка - «Грамматику церковнославянского языка», продолжающую традиции науки 2-й пол. XIX в. (фонетический раздел, части речи, учение о т. н. сокращенных предложениях). «Грамматика» полезна как дополнительное пособие для взрослых учащихся, автор не объясняет значения категорий церковнослав. грамматики, отсутствующих в совр. рус. языке (аорист, имперфект, перфект и др.). Соч.: Конспект по церковно-славянскому языку. Джорд., 1955; Грамматика церковно-славянского языка. Джорд., 1964. М., 1991р. Лит.: Русская Истинно-Православная Церковь. Од., 1999; Orthodoxia. Regensburg, 1999. А. А. Волков Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ

http://pravenc.ru/text/114382.html

При жизни преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Киеве был один богатый человек, пораженный проказой, который, лечившись от нее у лекарей и чародеев, не только от них от проказы избавления не получил, но здоровье его стало еще хуже, чем было до лечения. Тогда один из друзей стал уговаривать его, чтобы он шел в монастырь Печерский и у тамошних иноков просил себе молитв их об исцелении. Больному очень не хотелось идти в монастырь, и согласился он на это с большим трудом. Когда же он был приведен туда, игумен повелел напоить его водой из колодца преподобного Феодосия. По вкушении воды, больной, к изумлению всех, тотчас «воскипе, – сказано, – весь гноем за неверствие свое и смрад от него пошел такой, что все разбежались от него. Возвратился он домой плача и сетуя, многие дни не выходил из дома и восклицал: «Бесчестьем покрылось лицо мое! Чужим я стал для братьев моих и посторонним для сынов матери моей ( Пс.68:8–9 )! И все это постигло меня за то, что я без веры приходил к преподобным отцам Антонию и Феодосию!«» Но прошло несколько еще времени, больной немного успокоился и, придя в себя, сказал: «Пойду в Печерский монастырь к преподобному Алипию и исповедаю, при посредстве его, перед Богом все грехи мои!» И как сказал, так и сделал. После исповеди преподобный сказал ему: «Хорошо ты сделал, сын мой, что перед моим недостоинством исповедал Богу все грехи твои! Мои слова подтверждает и Пророк, говоря: я сказал: «исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего»» ( Пс.31:5 ). Потом и еще Алипий много поучил прокаженного о спасении души, а затем ввел в Церковь , причастил Святых Таин, повелел умыться ему священной водой, и, после сего последнего, тотчас у больного спали с тела все струпья и он стал совершенно здоровым. Итак, братие, несомненно, что иногда потому мы не получаем после своей молитвы облегчения от болезни, что или приступаем к молитве об исцелении без веры, или молимся без усердия, или не заботимся перед молитвой об очищении своих скверн греховных.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Творчество может быть самым разнообразным. Можно и духовной поэзией заниматься, можно и медициной, и к работе дворника тоже творчески подойти можно. А если говорить о каких-то привходящих обстоятельствах, тут вот и появляются и гордыня, и тяга к неправильно понятой свободе, т. е. псевдо-свободе, разнузданной свободе. Она искушает, пленяет человека. Отсюда проистекает желание людей искусства жить богемной жизнью. Но это не онтологически связано с искусством, а происходит от неумения человека пережить радость творчества, он пленяется какими-то привходящими обстоятельствами, несущими разрушение. В своей педагогической работе с молодым поколением наших будущих художников, архитекторов, и даже иконописцев, конечно, приходится это учитывать. Нужно воспитывая их, говорить об опасностях. Но все-таки не надо думать, что это что-то совершенно исключительное, можно ведь и иначе подойти. Каждый человек уникален и исключителен в том, что бы ему ни было от Бога дано. И потому, если его служение приносит пользу большому количеству людей, то, конечно, говорим об исключительности какого-нибудь преподобного отца, связанного, например, с иконописью: преподобного Алипия, иконописца Печерского, или преподобного Андрея Рублева, работы которого, в отличие от инока Алипия, знаем хорошо и радуемся, что они существуют и приносят такую пользу нам. - Исходя из вышесказанного, можно говорить, что дар - это крест? (Знаем, что без Божией помощи человек нередко ломается под этой ношей). - Да, правильно. Любое творческое действие должно восприниматься как служение. А служение, конечно, имеет такую сторону как крестоношение. Мир не хочет, чтобы человек служил Богу, противится этому (мир как система ценностей, руководимая диаволом). - Рассказывая на одной из конференций об окормлении и воспитании современных мастеров церковного искусства (в настоящее время о.Александр является заведующим иконописной школой при СПб Духовных школах. М.М.), вы как-то оговорились, что к творческим людям необходимо подходить с иными требованиями, чем к другим учащимся. Очевидно, что и сам обладатель дара осознает свою инаковость. Грехолюбивая человеческая натура не ищет ли в этой ситуации поблажек, послаблений, самооправданий? Если этот творец - верующий человек, какие советы вы ему даете, дабы избегать этот соблазн? Или не может быть никаких особых рецептов кроме тех, что указаны для спасения всем христианам?

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/07/...

Участники конференции показали фотографии современных икон, напрямую иллюстрирующих отход от традиции и полное непонимание символики святых образов. Например, — изображение Богоматери «Футбольной», где Богомладенец изображен с мячом в руках (в преддверии чемпионата Европы по футболу, это икону на Украине благословил один из католических епископов). Также было показано множество очень низких по качеству живописных изображений Богоматери и святых, широко распространенных в христианских храмах. Эксперты также продемонстрировали на конференции богатую коллекцию примеров, как постепенно принципы актуального искусства, вторгаясь в пространство храма, разрушают его изнутри. Были представлены доклады, в которых подробно анализируются положения Второго ватиканского собора и их влияние на развитие искусства католической церкви. Кроме того, иконописцы представили подробный анализ положений VII Вселенского собора, который положил конец иконоборчеству и сформулировал догмат об иконопочитании. В свою очередь член союза художников России, скульптор-реставратор, настоятель храма священномученика Климента протоиерей Леонид Калинин напротив, привел пример гармоничного сочетания художественного таланта и ясного понимания канона в иконописи: творчество монахини Иулиании (Соколовой). По мнению отца Леонида, такое явление в столь непростые для Церкви советские годы стало возможным благодаря личному христианскому подвигу тайной монахини, ее глубокой религиозности. В рамках конференции в Международном фонде славянской письменности и культуры до 5 февраля проходит выставка работ преподавателей и студентов ПСТГУ, православного института «Со-действие» и иконописной школы имени иконописца Алипия Печерского «Прикладное церковное искусство — традиции и современность». 28 января 2013 г. Рейтинг: 6 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/59058.html

Вот так. Думаю, в этом сообщении не указано только ещё одно государство, в которое широкой рекой потекут ворованные православные русские святыни, ну да беса к ночи не поминают, а название его мы и так знаем. Так вот для чего так усиленно и бесстыдно гнали последний год из Лавры православных монахов! Чтобы, наконец, выкрасть и вывезти к себе такие дорогие русским людям мощи Нестора-летописца и Ильи-муромца, Антония и Феодосия Печерских, Алипия-иконописца и врача Агапита. А всего – больше 120 мощей православных русских святых. Столько святынь нет и никогда не было ни в одном другом русском монастыре. Потому-то мы и называли всегда Киев матерью городов русских. Но кроме мощей и икон в Лавре – книгохранилище из десятков тысяч древних книг, которые просто не имеют вменяемой цены – они бесценны. А кроме мощей и книг – собрание икон, которому может позавидовать любой западный музей. Они и завидуют и потому ищут любую возможность грабить Россию. Сколько раз нас уже ограбили за двадцатый век? Сколько вывезено от нас в 90-е гнусные годы под заклинания, арии и вопли о свободе и демократии? А сколько раз нас ограбили за все предыдущие века?.. Мне могут задать вопрос: да зачем западным людям, которые и православных-то нас с нашей верой считают еретиками, наши «еретические» святыни? Не будут же педерасты и лесбиянки покланяться христианским мощам, если они и имени Христа без нервно-психических судорог слышать не могут. Ну конечно, покланяться святыням они точно не будут. А вот торговать святынями – это всегда пожалуйста! Ведь поклонение святыням для тех, кто верит и потому покланяется – именно поклонение. А для тех, кто этими святынями владеет, чтобы немножко разбогатеть – прибыльный и постоянный бизнес. А бизнес, как мы выучили из их же фильмов, это только бизнес и ничего личного! Процитирую еще отрывок из сообщения российской Службы внешней разведки: «Покушение еретиков на Киево-Печерскую лавру – логичное продолжение истории с тайным вывозом с территории Украины древнейших византийских икон, выставленных с 14 июня сего года во французском Лувре. Эта спецоперация была организована при посредничестве действующей в координации с ЮНЕСКО швейцарской НПО «Международный альянс по защите культурного наследия в зонах конфликтов» (руководитель – частный американский коллекционер Т. Каплан)». Вот это – частный американский коллекционер Каплан – особенно умиляет. А что такого? У нас в свободном мире свобода предпринимательства, в том числе и художественного коллекционирования.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/29/tr...

Услышав это повествование, вы, конечно, поняли, братие, то, что Авгарь очень мало бы мог сделать употребления из своего познания о том, что явившийся в странах Иерусалимских чудотворец есть Христос, Сын Божий, если бы не пошел в своем искании Бога, в своем познании далее, и для этого не вошел бы в непосредственные отношения со Христом. Но, как видели, истина для этого человека была драгоценным талантом, который не употребить в дело он почитал за лишение величайшее, и потому, едва лишь луч истинной веры коснулся его ума, он поспешил сделать из сего света все возможное употребление для себя. А Господь, видя это, видя, как бывший язычник ищет Бога и, нашедши, остается Ему верным вмале, не замедлил даровать ему большее. Как слышали, Авгарь, ведомый дивными путями Промысла, вскоре уже во всем свете познал Бога истинного и Великого Посредника между Богом и человеком, без Которого нет спасения, и через Него получил все: и исцеление от болезни, и святое крещение, а вместе с сим последним, понятно, и само спасение. А отсюда, конечно, ясным становится, что Бог подлинно ищущим Его всегда явлен бывает и неведущих, но желающих быть ведущими Его всегда пути Своему учит. Ищите же Бога, и вы всегда найдете Его, не давайте праздно лежать сокровищу веры, и оно будет и пребудет в вас. В заключение же непрестанно помните слова Спасителя: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» ( Мф.25:29 ). Аминь. 17-й день 373. От болезней избавляют: молитва , приносимая с верой, и покаяние (Из жизни преподобного Алипия, иконописца Печерского. Чет. Мин. авг. 17) От чего это, братие, иногда бывает так, что когда мы в болезни прибегаем с молитвой об избавлении от болезни к Богу или к святым Его, то не только после своей молитвы не получаем исцеления, но болезнь наша после того и еще ухудшается, и к страданиям нашим бывшим прибавляются еще и новые? Знайте, что это иногда бывает от того, что мы или идем просить Бога и святых Его об исцелении без веры, или молимся Им без усердия, или, наконец, перед молитвой не заботимся об очищении своих скверн греховных покаянием. Слыша сие, вы конечно и спросите: из чего же видно сие? На это ответим вам, что сие видно из следующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010