Дальше прот. И. Соловьев говорит о вечных мучениях, как реальнейшем осуществлении смертной казни. Мы обещались не опровергать изложенная толкования, но не можем не предложить г. Кратирову в частности одного вопроса: неужели он говорил серьезно, когда утверждал, что его «никто не будет в праве упрекнуть в извращении Христова учения»? Затем мы еще указали на Лк.13:4 . Это место в оправдание законности смертной казни приводит протоиерей Буткевич: «Пришедшие ко Христу иудеи сообщили Ему, – пишет прот. Буткевич, – что Силоамская башня упала и задавила 18 галилеян. Христос сказал им на это: «если не покаетесь, все так же погибнете». Не напоминают ли эти слова Спасителя, как в Ветхом Завете Бог грозил смертью некоторым грешникам, а в числе их и нашим прародителям». Мы не знаем, конечно, о чем напомнили приведенные слова слушателям речи прот. Буткевича. Нам лично думается, что эти слова мало отношения имеют к вопросу о смертной казни, и мы искренно удивляемся, почему прот. Буткевич привел в своей речи этот стих XIII главы, опустивши три первые стиха этой же главы, где, именно, и рассказывается о приговоре римским правителем к смертной казни галилеян. Вот эти стихи: «в это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете». Мы решаемся думать, что эти слова более доступно говорят о смертной казни и способны действительно вызвать воспоминание при чтении их о тех ужасах, какие переживает теперь Россия, когда слышишь о предательских убийствах революционеров, о расстреле войсками темной русской мятежной толпы 21 , охваченной политическим психозом, о казни несовершеннолетних преступников, почти детей, вовлеченных другими в свои преступления. Но когда мы слышим это евангельское повествование, то думаем, что каждый христианин, согласно с прямым смыслом слов Господних, будет думать не о том, как Бог грозил смертью некоторым грешникам, но о том, что предательски убиваемые революционерами и казнимые правительством быть может не грешнее нас, и что сами мы достойны за свои грехи такой же участи. Мы привели те важнейшие, по мнению защитников смертной казни, слова из Нового Завета, которые будто бы освящают Божественным авторитетом смертную казнь. Как не трудно заметить, мы держимся другого взгляда и думаем, что приведенные слова не только не дают права на такое заключение, но, напротив, свидетельствуют скорее о несоответствии наказания смертной казнью самой букве

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

1 .  Буквальный смысл: «И взял Давид венец (подчеркнуто мною. – Прот. А.Е.) царя их с головы его, и в нем оказалось весу талант золота, и драгоценные камни были на нем; и был он возложен на голову Давида. И добычи очень много вынес из города» ( 1Пар 20:2 ). Описан конкретный эпизод войны царя Давида с Аммонитянами – взятие трофеев. 2 .    Метафорический смысл: «Совлек с меня славу мою и снял венец (подчеркнуто мною. – Прот. А.Е.) с головы моей» ( Иов 19: 9 ). Отрывок поэтической речи праведного Иова, в которой образно передается тяжесть его лишений. 3 .    Символический смысл: «И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец (подчеркнуто мною. – Прот. А.Е.) из двенадцати звезд» ( Откр 12:1 ). Речь идет о видении будущего века, сопровождающемся таинственной символикой. Искажения авторского значения могут возникнуть тогда, когда буквальные утверждения понимают метафорически, а метафорические утверждения – буквально. Но в определенном смысле все слова – символы 25 . Как в таком случае определить, когда их следует понимать буквально, когда метафорически, а когда символически? 2 .3.4.4.   Духовные факторы в процессе восприятия Влияют ли духовные факторы на способность точно воспринимать истины, содержащиеся в Писании? Одни придерживаются мнения, что если два человека одинаково подготовлены интеллектуально в области герменевтики (изучили языки оригиналов, историю, культуру и т.д.), то они смогут одинаково квалифицированно толковать Писание. Другие считают, что в соответствии с самим Писанием и христианским опытом духовное состояние человека влияет на способность постигать духовную истину. Ярко об этом свидетельствуют беседы Господа с иудеями: наиболее изощренное знание буквы Закона сопровождается яростным неприятием воплощенной Истины – Христа. О Котором Писание говорит: «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» ( Ин 5: 37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Когда мы говорим о крещении младенцев, о том, что мы можем принимать в церковное общение маленьких детей, нельзя забывать, что в ветхозаветные времена, когда было действие Закона и менее действовала Благодать (Ин. 1: 17), младенцев тоже принимали в ветхозаветную Церковь. В Законе Божием сказано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола…» (Быт. 17: 12). А обрезание, как мы знаем, – это прообраз христианского Крещения. Если в ветхозаветные времена Закона, когда действие Благодати было очень ограниченно, младенец мог войти в сообщество верующих через обрезание и участвовать в ветхозаветной пасхе, как сказано: «никакой необрезанный не должен есть ее» (Исх. 12: 48), неужели кто-то думает, что с приходом Иисуса Христа на эту землю положение детей усугубилось? Конечно, нет! «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). И Сам Христос говорил: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им…» (Мк. 10: 14). Кто-то может спросить: «А откуда видно, что обрезание прообразовывало собой Святое Крещение?» Об этом мы можем прочитать у святого апостола Павла в его послании к Колоссянам: «В Нем (то есть во Христе. – прот. О.С. ) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в Крещении» (Кол. 2: 11–12). Таким образом, мы устанавливаем, что обрезание прообразовывало собою христианское Крещение. А так как обрезывать можно было восьмидневных младенцев, то и мы крестим детей в младенческом возрасте.      Но в Священном Писании есть и более конкретный текст, где прямо говорится о том, что крестить детей можно и даже нужно. В книге Деяний святых апостолов мы находим следующее повествование: «Услышав это, они (то есть жители Иерусалима. – прот. О.С. ) умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: “Что нам делать, мужи братия?” Петр же сказал им: “Покайтесь”…» (Деян. 2: 37–38). Когда Петр призывает к покаянию, он не говорит: «Покайтесь все» – покаяться могут только взрослые люди, которые могут осмыслить свои грехи. А дальше апостол говорит о Крещении – и говорит уже несколько иначе: «и да крестится каждый из вас (то есть уже все. – прот. О.С. ) во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2: 38). Апостол Петр поясняет, почему каждый должен креститься: для прощения грехов. А как мы выяснили, человек в беззаконии зачат и во грехе рождается (Пс. 50: 7).

http://pravoslavie.ru/90815.html

Из этого положительного понимания всадника следуют очень важные богословские выводы. Можно сказать, что в расширительном смысле всадник символизирует благое начало мировой истории. Вот как пишет об этом еп. Кассиан (Безобразов): «Снятие первой печати, по мнению многих толкователей, и древних и современных, не влечет за собою бедствия (войны), но, совершенно наоборот, имеет значение утешения. Оно говорит о милосердии Божьем, которое не умаляется апокалиптическими ужасами и определяет конечную цель эсхатологического свершения…» . По слову известного итальянского библеиста Дж. Бигуцци, первый всадник есть «глашатай надежды и спасения» . Прот. Сергий Булгаков, признавая контраст между «светлым образом евангельского благовествования и мрачными образами последующих всадников, изображающих бедственные судьбы человечества», тем не менее является сторонником положительного понимания первого всадника: «…Общая мысль этого образа такова, что история будет знать и побеждающую силу Христианства в мире, причем первое место этого образа в снятии семи печатей говорит о первенствующем значении этой победы. И она может относиться не только к одной эпохе в истории, но и ко всем им или, вернее, ко всякой эпохе как прошлого, так и настоящего и будущего — к каждой по-своему. Поэтому каждой эпохе не нужно о себе отчаиваться, но следует находить в себе и свои особые победные достижения как свидетельство непобедимости Евангелия в мире» . Хочется отметить, что комментарий прот. С. Булгакова был завершен в 1944 г.: сам автор был свидетелем сложнейшего исторического периода и смог на своем опыте прочувствовать эту истину. Рассмотрим еще один вариант положительного толкования, также известный с древних времен. 2.2. Всадник как Сам Христос 2.2.1. Приводимые аргументы Аргументы от текста Апокалипсиса. Как уже было упомянуто, в тексте Апокалипсиса присутствует очень сходный с первым всадником образ. Сам Христос в момент Его Второго пришествия описан как всадник на белом коне: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим… Имя Ему: “Слово Божие”. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: “Царь царей и Господь господствующих”» (19:11–16).

http://bogoslov.ru/article/6195603

Мы призываем всех наших братьев и сестер, считающих себя учениками, последователями или духовными чадами прот. Головина, определиться: что для вас важнее – прот. Владимир Головин или Церковь и Её глава Христос? Если вы считаете, что благодаря ему вы пришли в Церковь, оставайтесь в Церкви и примите ее суждение. Это поможет и уважаемому вами пастырю отречься от своих ошибок и не отпасть от своей Матери. Если же для вас важнее всего он – задумайтесь: в Церковь ли он привел вас или к самому себе? В истории не раз бывало, что харизматичные проповедники увлекались теми или иными лжеучениями, после чего Церковь призывала их к покаянию и исправлению. Тогда для них и для их последователей наступал момент истины. Во многом поведение этих учителей диктовалось поведением их паствы – паства оставалась в Церкви – оставались и они. Паства уходила в раскол – уходили и они. Давайте вместе с вами поможем любимому вами пастырю отказаться от своих заблуждений, прекратить нецерковные практики и вновь стать тем, кем, по его словам, он стремился быть изначально: простым, скромным и незаметным сельским батюшкой, делящим со своей паствой все ее тяготы, сложности и лишения. Сейчас нам с вами особенно важно осознать смысл предупредительных грозных слов Христа Спасителя:  «Берегитесь лжепророков… Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»  (Мф. 7, 15-23). Пусть слова святого апостола Павла будут верным ориентиром в служении каждого члена Церкви:  «Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь»  (2 Кор. 10, 18) . Мы обращаемся, прежде всего, ко всем клирикам и пастве Чистопольской и Нижнекамской епархии, а также ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с просьбой постараться со вниманием и любовью увещевать своих братьев и сестер, вовлеченных в движение «соборной молитвы по соглашению с Болгаром», к познанию подлинного святоотеческого понимания Евангелия Христова и святой апостольской веры. ПРИЛОЖЕНИЕ 

http://pravmir.ru/vyiskazyivaniya-protoi...

Мы призываем всех наших братьев и сестер, считающих себя учениками, последователями или духовными чадами прот. Головина определиться: что для вас важнее — прот. Владимир Головин или Церковь и Ее глава Христос? Если вы считаете, что благодаря ему вы пришли в Церковь, оставайтесь в Церкви и примите ее суждение. Это поможет и уважаемому вами пастырю отречься от своих ошибок и не отпасть от своей Матери. Если же для вас важнее всего он — задумайтесь: в Церковь ли он привел вас или к самому себе? В истории не раз бывало, что харизматичные проповедники увлекались теми или иными лжеучениями, после чего Церковь призывала их к покаянию и исправлению. Тогда для них и для их последователей наступал момент истины. Во многом поведение этих учителей диктовалось поведением их паствы — паства оставалась в Церкви — оставались и они. Паства уходила в раскол — уходили и они. Давайте вместе с вами поможем любимому вами пастырю отказаться от своих заблуждений, прекратить нецерковные практики и вновь стать тем, кем, по его словам, он стремился быть изначально: простым, скромным и незаметным сельским батюшкой, делящим со своей паствой все ее тяготы, сложности и лишения. Сейчас нам с вами особенно важно осознать смысл предупредительных грозных слов Христа Спасителя: «Берегитесь лжепророков… Не всякий, говорящий Мне: " Господи! Господи! " , войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:15-23). Пусть слова святого апостола Павла будут верным ориентиром в служении каждого члена Церкви: «Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (2Кор. 10:18). Мы обращаемся, прежде всего, ко всем клирикам и пастве Чистопольской и Нижнекамской епархии, а также ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с просьбой постараться со вниманием и любовью увещевать своих братьев и сестер, вовлеченных в движение «соборной молитвы по соглашению с Болгаром», к познанию подлинного святоотеческого понимания Евангелия Христова и святой апостольской веры.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о добром пастыре Иудеей времен Спасителя правил римский прокуратор, официально представлявший римского императора. Одновременно как бы рядом, но фактически и под властью был так называемый царь, который, с одной стороны, был марионеткой, а с другой – полновластным тираном. Это было в политических интересах Рима. На этой почве у прокуратора и царя бывали столкновения, в частности, у Понтия Пилата с Иродом младшим. Но непосредственный контакт с народом во всех внутренних делах и вся связанная с этим ответственность были в руках севших на Моисеевом седалище, как выразился Иисус ( Мф. 23: 2 ), книжников и фарисеев, тогдашней религиозной интеллигенции. Фарисеи были своего рода «интеллигентской элитой», аристократией, проводившей определенное богословское направление внешней обрядности одряхлевшего культа, целью которого было сохранение религиозно-национального самосознания в тогдашних политических условиях, но в ущерб личной духовной жизни и истинной религиозности. На современном языке мы могли бы назвать представителей этого класса «аппаратчиками». Именно с этой сомнительной по своим качествам и положению этнической властью Израиля Иисус вступил в открытый конфликт, зная наперёд, как дорого это Ему обойдётся. Но другого выхода не было: эта власть была даже не «кесарева», о которой Иисус сказал, что кесарю надо воздавать кесарево, в то же время воздавая Божие Богу ( Мф.22: 21 ). Это была подмена Царства Божия, фальшь, ложь. Это было прямым вызовом Богу, нравственно неприемлемым. Главной целью иносказательной речи о добром пастыре было противопоставление истинных народных учителей религии, заботливо ведущих народ по правильному пути ко спасению, и книжников и фарисеев – ложных, эгоистических руководителей духовно-нравственной жизни народа, больше думающих о своих выгодах и ведущих народ не ко спасению, а к гибели. Корни непонимания Христа и вражды к Нему кроются в духовной слепоте. Иисус исцелил одного слепорожденного в субботу, в день покоя, когда по закону нельзя было трудиться. Это было потрясшее всех чудо, но ученые фарисеи старались убедить слепого: «Не от Бога этот Человек (Иисус), потому что не хранит субботы, …мы знаем, что Человек Тот грешник» ( Ин. 9: 16, 24 ). На это слепой ответил: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Фарисеи сказали ему в ответ: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон» ( Ин. 9: 33,34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

прот. Константин Буфеев 2. О заботливом отношении Святых к животным 2.1. Пастушество «Праведный Авель». Фрагмент фрески «Жертвоприношение». Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове. Москва. Современный мастер Священное Писание свидетельствует, что пастушеское занятие является древнейшим на земле. Уже в первом поколении от Адама был известен этот благородный род деятельности: И был Авель пастырь овец , а Каин был земледелец ( Быт.4:2 ). Многие праведники Ветхого Завета – праотцы, пророки, цари подолгу занимались пастушеским ремеслом, проводя время со стадами в дикой пустынной земле. Двадцать лет ( Быт.31:41 ) пас стада своего тестя Лавана патриарх Иаков (Израиль). Бытие, гл. 30 29. Рече же Иаков: ты веси, яже работах тебе, и колико бе скота твоего у мене ; 30. мало бо бе елико твоего у мене и возрасте во множество; и благослови тя Господь пришествием моим. 29. И сказал ему Иаков: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне ; 30. ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим. Сорок лет пас овец своего тестя Иофора пророк и боговидец Моисей – пока не явился ему Бог при купине и не призвал его на служение своему народу. Исход, гл. 3 1. Моисей же бягие пасый овцы Иофора тестя своего, священника Мадиамска. И гнаше овцы в пустыню , и прииде в гору Божию Хорив. 2. Явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины. 1. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву. 2. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. Псалмопевец Давид прежде своего помазания на царство в Израиле пас стада отца своего Иессея. 1 книга Царств, гл. 16 11. И рече Самуил ко Иессею: не достало ли уже детей? И рече Иессей: еще есть един мал, и сей пасет на пажити. Ирече Самуил ко Иессею: посли и приведи его, яко не возляжем, дóндеже приидет той семо. 12. И посла, и введе его. И той чермен, добрыма очима, и благ взором Господеви. И рече Господь к Самуилу: востани и помажи Давида, яко сей благ есть.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 13 К оглавлению Сегодня мы начинаем одну из самых важных тем Ветхого Завета, ключевую тему этого полугодия — дарование Синайского Закона. Исторический опыт показал, что одного внутреннего закона недостаточно для совершенствования нравственности человека. Голос совести, как сознание внутреннего нравственного закона под влиянием греха, перестает достигать Сердца человека, которое ожесточается и делается жестоким и несправедливым, и человек становится неспособным обуздывать свои страстей. Его воля постоянно ведет и толкает его ко греху, и более и более человек погружается в бездну греха. «Для чего же закон? - спрашивает апостол Павел, и отвечает, — он дан по причине преступлений». Таким образом, мы можем сказать, что закон был дан вследствие увеличения греха. И в Израиле голос внутреннего закона человеческого заглушался воплем человеческих страстей, поэтому Господь исправляет народ и к закону внутреннему добавляет закон внешний, который мы называем положительным, или откровенным. Синайский закон должен был дисциплинировать жизнь еврейского народа и побуждать его жить согласно предписаниям Божией воли, делаться праведным и святым. «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы». (Исх. 19, 1-2) Моисей, как велел ему Бог, вел свой народ через пустыню Синайскую. Синайская гора, как говорит нам известный французский писатель Ренан, «состоит из глыбы темного гранита, которая много лет купает в своих золотых лучах солнце. Оно есть одно из самых своеобразных явлений земного шара, тишина этих уединенных мест наводит ужас. Эта гора, с ее ... очертаниями, с ее обманчивой прозрачностью, странными отсветами, поистине гора Божия, гора Элогима.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432102/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 7 К оглавлению Мы говорили о грехе, за который Господь покарал допотопное человечество (это грех полного отторжения от истинного Богопочитания) и одновременном мистическом грехопадении, когда сыны Божии входили к дочерям человеческим и от них рождались исполины. И «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:12). Перед нами раскрывается картина падения нравов на земле. История исполинов — это история искажения религиозного сознания, богоборчества человека, подпавшего под власть демонов. Это измена Богу истины. Замечательной чертой сказания об исполинах является то, что люди здесь действуют совершенно независимо от Бога. Если мы вспомним первые строки, повествующие о времени Каина, о первых людях, то увидим, что Каин обращается к Богу, он общается с Ним. И Господь говорит ему: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? У дверей грех лежит, и он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:6-7). То есть между человеком и Богом еще идет некий диалог, который полностью исчезает ко временам, когда на земле появились исполины. То, что связь сынов Божиих с женщинами нечестива и преступна, подтверждается самой их жизнью, далекой от истинного Богопочитания. Эта связь показывает, что люди действуют совершенно независимо от Бога, как будто Бога не существует. Растление и зло охватывают весь человеческий род, и зло торжествует. Приходит потоп, я мы видим новое избрание, некий остаток — отдельный человек и его семья обретают благодать в очах Божиих, потому что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9). Нравственные достоинства и праведность являются здесь непременными условиями спасения избранников. Ной избран как единственный праведник среди развратившегося людского рода. Ной спасает все человечество и все земное творение. Но он не возрождает человека, как возрождает его Христос; он только Его прообраз, он обеспечивает продолжение жизни на земле. Сама история потопа вкратце такова: был голос Божий к Ною, и Ной не скрывал ни от кого своего замысла. Построение ковчега являлось проповедью о том, что Господь ему открыл грядущее наказание за грех. Если мы посмотрим фильм о Ноевом потопе, то увидим, как режиссер решил эту проблему: Ной строит ковчег далеко от моря, что вызывает насмешки и издевательства. Это все равно что посреди Москвы строить линкор для плавания по Тихому океану. Естественно, это может вызвать только недоумение. Тем не менее Ной продолжал строить ковчег, и строительство это продолжалось много лет. Ною было 600 лет, когда потоп водный пришел на землю (Быт. 7:6).

http://sedmitza.ru/lib/text/432084/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010