Там же. С. 62-63.     Апокрифические тексты свидетельствуют, что «тенденция адресовать литургические молитвы Самому Христу» была характерна для некоторых сект. См.: А. Hamman. La prière. Р. 225-228, 306.     Трактат «О молитве» был написан около 234-235 гг., трактат «Против Цельса» был окончен Оригеном в 248 г. См.: L. Perrone. Preghiera//Monaci Castagno (ed.). Origen. Dizionario. Roma, 2000. P. 364; M. Borret. Introduction critique. I. Date du Contre Celce//Origène. Contre Celse. T. I. L. I-II. SC 132. Paris, 1967. P. 15-21.     Ориген. Против Цельса. Кн. 5//Богословский вестник. М., Св.-Тихон. правосл. богосл. ин-т., вып. 2, М., 1999. С. 52. В квадратных скобках наши исправления, т.к. переводчик зачем-то смягчил смысл последних слов. См.: Origène. Contre Celse. T. III. L. V-VI. SC 147. Paris, 1969. P. 22-23.     В этом же ключе Ориген толкует слова Христа о том, что «никто не благ, как только един Бог» (Мф. 19, 17): «И к чему другому можно приравнять слова Христовы: " Что ты называешь Меня благим: никто не благ как только един Бог Отец " , как не к следующим: " Что ты молишься Мне? Только Отцу следует молиться, которому и я молюсь, как вы из Священного Писания то усмотреть можете. Ориген. О молитве. P. 61.     Как отмечает Е. Принцивалли, трактат «О молитве» цитируется только один раз в Апологии Памфила, но эта цитата не связана с учением Оригена о молитве. И эта тема также совершенно не затрагивалась ни у Джироламо, ни у Иоанна Иерусалимского, ни у Руфина, ни у Епифания Кипрского. См.: E. Prinzivalli. Ibid. Р. 146.     См.: C. Munier (ed.). Concilia Africae a. 345-525. Corpus Christianorum Series Latina (CCSL 149). Brepols, 1974. p. 333 ( 23. Deprecibusetorationibus ): « Ut nemo in precibus vel Patrem pro Filio, vel Filium pro Patre nominet ; et cum altari assistitur semper ad Patrem dirigatur oratio ; et quicunque sibi preces aliunde describit, non eis utatur, nisi prius eas cum instructioribus fratribus contulerit ». «  Да никто в молитвах не именует Отца вместо Сына и Сына вместо Отца; и, когда (кто) предстоит перед алтарем, (да) всегда обращает молитву к Отцу; и если кто перепишет откуда-нибудь для себя молитвы, (да) не использует их до тех пор, пока не посоветуется с более сведущими братиями ».

http://bogoslov.ru/article/1757764

28. dTxa per_ Qeoa — можно перевести и как «слава, окружающая Бога», что Чедвик отвергает как «mistranslating». Изречение цитируется в Схолиях на Ареопагитики ( Migne J.-P . PG. IV.429b., причем «церковный философ Секст» здесь ставится в один ряд ни более ни менее как с самим святителем Григорием Богословом! О неименуемости Бога см.: святой Иустин философ . Апология II.6; Климент Александрийский . Строматы. V.82.83; Ориген . Против Цельса. VI.65, VII.42. Чедвик отмечает, что изречения 27—29 цитируются в древнем до-Метафрастовском житии святого Вавилы Антиохийского, сохранившемся в латинском переводе (Acta Sanctorum. 24 jan. Vol. II. Священномученик обращает весьма близкие к секстовым слова к проконсулу. Их греческий оригинал сохранился в приписываемых преподобному Иоанну Дамаскину «Священных параллелях» в редакции Codex Rupefucaldinus ( Migne J.-P . PG. XCVI. 533А. 31—32. Как пишет Чедвик, превосходство человека над ангелами было предметом споров среди христиан во II веке, и предлагает обратить внимание на следующие места: Климент Александрийский . Какой богач спасется. 29; Ecl. proph. 56—57; Ориген . Против Цельса. IV.74—99; Comm. in Matth. X. 13. По словам А. И. Сидорова, в данном случае можно провести сравнение с учением святителя Григория Паламы, согласно которому «ангелы суть служебные духи, литурги не только Высшего Ума, но и ниже их по достоинству стоящих людей. И это единственный им данный удел» ( Сидоров А. И . Указ. соч. С. 298. В связи с вышесказанным ср. изложение православного учения у В. Лосского в кн.: Лосский В. Н . Спор о Софии. 8. /Хоругвь: Сб. статей. — М., 1994. Вып. 2. С. 21—23. 37. Свобода — ™xous:a, то есть речь идет о свободе, сопряженной со властью и правом. Это изречение цитировалось Пелагием, о чем пишет блаженный Августин (О природе и благодати. XIV. 77., ™xous:a может означать и собственно «свободу воли» — именно так понял это слово Руфин, переведший его как libertas arbitrii. 38. Ср.: 16. 39—40. Одно из древнейших свидетельств о мытарствах. Чедвик отмечает, что подобным образом неоднократно толкуется Оригеном известное место из Нагорной проповеди (Мф 5:26. Ср. также: Клим. Алекс . Стром. VII.83.1; IV.116.2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3914...

Киев. Ак. 1900 г. 8 кн.). Сольского С. Сверхъестественный элемент в новозаветном откровении по свидетельствам евангелий и ап. Павла (Тр Киев. Ак. 1876–1877 г. и в отд. изд.). Никанора, архиеп. херс. О достоверности чудес (Странник, 1887 г. 8 кн.). Фаррара. Достоверность чудес (Пр. Об. 1878 г. 6 кн.). Павловича А. Попытки естественного объяснения чудес в нашем веке (Стран. 1898 г. окт.–дек; 1899 г. июль–авг.). Предтеченского А. И. Место и значение чудес в системе христианства (Хр. Чт. 1863 г. III т.) О несомненной достоверности еванг. чудес (Хр. Чт. 1838 г. II т.), Роу. Очевидные истины христианства. Перев. М. Фивейского . 1892 г. 2-е чт. Н. Необходимые предположения о лице, учении и делах Иисуса Христа в виду двух беспорных фактов еванг. истории. Прот. теории мифического содержания евангелий (Чт. люб. дух. пр. 1876 г IIm). Курсы христ. апологетики и в частности прот. Светлова Оп. аполог. излож. прав.-христ. вероучения (II т. 321–361 стр.) и Курс апологет. богословия (§ 10). 305 Изложение и разбор этой теории сделан прот. Светловым в ст. Излечения психическим влиянием и чудесные исцеления (Хр. Чт. 1896 г. I–II т): сн. Его же. Курс аполог. богословия, § 10. См. еще Глаголева С. С. проф Больной целитель (о Шлаттере) в Бог. Вестн. 1896 г. II т. 308 Tract. Schabb. fol. 104. В трактате Sanhedrin говорится.· «раввин Иосиф возвратился из Египта в Иерусалим, с учеником своим Иисусом... Таким образом Иисус стал волшебником, обольстителем и развратителем израильтян” (Sanh. fol. 107). «Иисус был повешен за то, что занимался волшебством, развращал народ и склонял его к новой религии» (fol 43). О чудесах, совершенных именем Христовым, говорится в Tract. Sarah Avoda f. 46, 4. Сн. Геттинг Апол. христ. I ч. 2 отд 141 стр Цельс также упоминает о слухе, будто Иисус творил чудеса волшебством, о котором он знал от евреев. (Ориг. Прот. Цельса. I, 28). Но если бы Он был волхвом, разъясняет св. Афанасий, то каким бы образом Он мог погубить всю магию, которая уже более не воскресала? Сл. о воплощ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

172 Согласно св. Епифанию, они называли себя ангеликами или потому, что гордились тем, что по образу жизни принадлежали к ангельскому чину, или потому, что в пустословии своем утверждали, будто мир был создан ангелами (Epiph. Adv. haer. 60. 1//PG 41, 1037D.). По мнению же божественного Феодорита (толкование на Послание к колоссянам), они называли себя так потому, что, как они говорили, закон был дан через ангелов, отчего ангелики их чтили и служили им (Theod. Cyr. In Ep. ad Col. II, 18//PG 82, 613B.). Причина, по которой этот Собор изложил настоящее правило, как объясняет тот же Феодорит, заключалась в том, что эта ересь долгое время держалась во Фригии и Писидии, митрополией которых была Лаодикия (Ibid.). Поэтому настоящий Собор, проходивший в Лаодикии, и запретил еретикам молиться ангелам, т. е. призывать их как богов и воздавать им божеское служение. А Ориген в кн. 5 «Против Цельса» говорит, что еретики призывали ангелов как богов потому, что нашли в Священном Писании изречения, в которых ангелы именуются божественными и даже богами (Orig. Contra Cels. V, 4//PG 11,1185B.). Божественный Павел, также упоминая об этой ереси в Послании к колоссянам ( Кол.2:18 ), наставляет: Никто да не обольщает вас (καταβραβευτω) самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, т. е. никто да не лишает вас награды за веру во Христа, желая таким показным смиренномудрием и благоговейным страхом перед призыванием Христа отлучить вас от правой веры и привести к почитанию ангелов, т. е. к тому, чтобы вы служили ангелам как богам (ибо «прельщать» (καταβραβεειν) означает давать награду (βραβεον) и венец не победившему, а иному, обижая победителя, как поступали и ангелики. Они воздавали ангелам честь и поклонение, хотя не ангелы победили смерть, диавола и грех, и не воздавали такого поклонения Христу, победившему Крестом все сопротивные силы). 175 Толкование каждого из этих названий смотри в примеч. к VI Всел. 61. Безумие астрологов изобличают божественный Амвросий в кн. 4 «Шестоднева» и священный Августин в послании к Симпликиану. Кроме того, божественный Епифаний в книге «О мерах и весах» говорит, что Акила, переводчик Божественного Писания, был изгнан из Христовой Церкви, потому что, ко всему прочему, составлял по звездам гороскопы для некоторых людей (Epiph. De mens, et pond. 15//PG 43, 261C.). Астрологи всегда были ненавистны не только христианам, но и язычникам. Поэтому астрологов и изгнали из Рима, как свидетельствуют Дион в кн. 49 и Тацит в кн. 17. О них сказал и Бог: Так говорит Господь: путям язычников не учитесь и знамений небесных не страшитесь ( Иер.10:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

56 Там же. 61. 57 Там же. 65. 58 Там же. 67. 59 Там же. 65. 60 Там же. 13. 61 Против ересей. II. 31. 2. 62 I Апология. 65. 63 Св. Иустин Философ. I Апология. 65. . 64 Там же. 66. 65 См.: его I Послание к Коринфянам. 1. 66 О послании святого Поликарпа см. в главе VIII. 67 Творения. Т. П. Похвала святому Игнатию: Прим. автора. — См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 2. Кн. 2. СПб., 1896 (репринт М., 1994). 68 Евсевий. IV. 26 (цитата из «Апологии» Мелитона); Тертуллиан, Апология. V. 4; Евсевий. III. 17–20. 69 «Апология» Тертуллиана неоднократно издавалась в различных переводах в XIX — начале XX века. (Об изданиях его трудов см. примечание к посвященной ему гл. XIII.) «Октавий» — апологетическое произведение Минуция Феликса. — В кн.: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. 7. Сочинения древних христианских апологетов. М., 1866. 70 Эпитроп — правитель, наместник. 71 Послание святого Поликарпа Смирнского к Филиппийцам, а также «Мученичество святого Поликарпа». — В кн.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 359–392. 72 См.: I Апология. 26 и 58. 73 Против ересей. III. 3. 4. 74 Евсевий. V. 20. 75 Там же. 76 См.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 391–392. 77 Азиарх — начальник над объединением городов Азийской провинции. 78 Трактат Оригена «Против Цельса» издавался в русском переводе Л. Писарева в Казани в 1912 году. Отрывки — цитируемые Оригеном фрагменты «Истинного слова» Цельса — приводятся в кн.: Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. 79 Автор имеет в виду прежде всего «Против ересей» святого Иринея Лионского и сочинения Тертуллиана «Против валентиниан», «Против Маркиона», «Скорпи–ак» («Противоядие против гностиков»). О некоторых изданиях творений Тертуллиана на русском языке см. примечание к главе XI. 80 «Философумены», или «Обличение всех ересей» — антиеретическое сочинение святого Ипполита Римского, ученика святителя Иринея Лионского; строго объективно излагая еретические (и прежде всего гностические) учения, святой Ипполит вскрывает их связь с дохристианскими философскими системами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Сейчас стала доступна книга еп. Кассиана (Безобразова) " Христос и первое христианское поколение " . Я недавно прочел хулиганскую статью одного петербургского " ученого " (он считает себя православным), который обозвал еп. Кассиана отступником и диаконом сатаны, утверждая при этом, что еп. Кассиан сознательно коверкает текст Нового завета в своем переводе, о котором я вам говорил, и в своих работах по Евангелию он тоже является отступником. Это, по крайней мере, может быть названо хулиганством, а на самом деле это явление очень тяжелого порядка, когда в еретики записывают и о. Александра Шмемана, и о. Иоанна Мейендорфа и прочих русских зарубежных богословов. Это очень распространенное, очень пагубное явление, которое замыкает российское богословие на самом себе. Это совершенно недопустимый обскурантизм. Трезвость нужна в отношении ко всякому творению и учению - в том числе и в отношении книг еп. Кассиана. Но нельзя быть хулиганом и именовать епископа Кассиана отступником и диаконом сатаны. Достоинство книги еп. Кассиана состоит в том, что это пока единственный учебник по Новому Завету - не бесспорный, конечно, но единственный, удовлетворяющий современному менталитету учебник. В этом учебнике я вас всех прошу прочитать соответствующие статьи о Евангелиях: Мф. - с. 278, Мк. - с. 303, Лк. - с. 324, Ин. - с. 348. Попутно замечу, что еп. Кассиан является приверженцем той самой протестантской теории, что первым по написанию Евангелием было Марково. Это частное мнение не может испортить достоинств его учебника в части изложения прочего материала. И заметьте, что порядок изложения материала о Евангелиях у него именно канонический. Список сокращений [Флав. I] - Иосиф Флавий, Иудейская война. М., 1996.[Флав. II] - Иосиф Флавий, Иудейские древности. Минск, 1994.[Ран.] - Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988.[Пис.] - Писания мужей апостольских. Рига, 1992.[Плин.] - Плиний Младший, Письма. М, 1984. Литература Библия. Издание Московской Патриархии, М., 1988.Библия. Брюссель, " Жизнь с Богом " .Дидахе. Учение двенадцати апостолов (в кн.: Писания мужей апостольских).Второе послание Климента Римского к Коринфянам (в кн.: Писания мужей апостольских).Иустин Философ. Апология I (в кн.: Ранние Отцы Церкви).Ириней Лионский. Против ересей.Евсевий Кессарийский. История Церкви.Ориген. Против Цельса. М., 1996.Блаж. Августин. Согласование Евангелистов.Иосиф Флавий. Иудейская война. М., 1996.Иосиф Флавий. Иудейские древности. Минск, 1994.Тацит. Анналы.Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1990.Плиний Младший. Письма. М., 1984.Лукиан. О кончине Перегрина.Бобринский А. Из эпохи зарождения христианства. М., 1995.Еп. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. Париж, 1992.Глубоковский Н.Н. Евангелия и их благовестие о Христе-Спасителе и Его искупительном деле. София, 1932.Канонические Евангелия. Пер. с греч. в. Н. Кузнецовой. М., 1993.Лезов С.В. История и герменевтика в изучении Нового Завета. М., 1996.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1428...

764 Например, см.: Hieronymi Stridoniensis. Contra Ioannem Hierosalymitanum ad Pammachium. 22//PL. T. 23. Col. 373AB. 765 Это наименование происходит от латинского слова tradux, имеющего значения «виноградная лоза (используемая для пересадки)», «отводок». См.: Дворецкий И. X. Латинско-русский словарь. М., 2000. С. 779. 769 Подборку мнений святых отцов о рождении души см.: Лоргус А., свящ. Православная антропология. М., 2002. С. 113–117. 773 Например, см.: Gregorii Theologi. Poemata moralia. 14//PG. Т. 37. Col. 758–759A; Augustini Hipponensis. De anima et ejus origine. I. 16. 26; IV. 1. 1//PL. T. 44. Col. 489, 609. Рус. пер. см.: Августин, блаж. На Книгу Бытия. Кн. 10. Гл. 3//Августин, блаж. Творения. Т. II. С. 556–558. Впрочем, некоторые высказывания свят. Григория Богослова имеют определенно традуционистский характер. Например, см.: Григорий Богослов , свят. Песнопения таинственные. Слово 7, о душе//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 2. С. 34. 787 Православная антропология, помимо гномической, выделяет в человеке также физическую (природную) волю как способность желать соответственно своей природе и действовать ради удовлетворения желания. 789 Gregorii Palamae. Capita centum physica, theologica, moralia et practica. Cap. 31//PG. T. 150. Col. 1141A. 794 Например, см.: Origenis. De principiis. IV. 37//PG. Т. 11. Col. 412ВС. Рус. пер. см.: Ориген . О началах. Против Цельса. С. 398–399; Augustini Hipponensis. De Trinitate. XII. 7//PL. Т. 42. Col. 1003. Рус. пер. см.: Августин, блаж. О Троице. С. 263–264. Кн. 12. Гл. 7. 795 См.: Tertulliani. De baptismo. 5//PL. Т. 1. Col. 1206A. Рус. пер. см.: Тертуллиан . О крещении. С. 96; Кирилл Иерусалимский , свят. Поучения огласительные. IV, 18//Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 51; Augustini Hipponensis. De Trinitate. XIV. 4. 6//PL. Т. 42. Col. 1040. Рус. пер. см.: Августин, блаж. О Троице. С. 318–319. Кн. 14. Гл. 4, 6. 796 Gregorii Palamae. Capita centum physica, theologica, moralia et practica. Cap. 63//PG. T. 150. Col. 1165C.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

94 По словам блаж. Феофилакта словом " Божий” поражается неверие в бессеменное рождение Иисуса Христа. «Рождение Господа, говорит он, встречало недоверие. Посему евангелист, желая показать, что и в другое время человек произошел без семени, от низших восходит до Адама и Бога. Он говорит как бы так: если ты неверуешь, как второй Адам родился без семени, то прошу – обратись умом к первому Адаму, и найдешь, что он сотворен Богом без семени, и после сего не будь неверен» (Толк. на ев. Луки). 97 Штраус однако не отрицает подлинности самых сказаний евангелистов о чудесном рождении Иисуса Христа, считая их только недостоверными. Но другие из рационалистов, как Баур с последователями, отвергают и самую их подлинность, т. е. происхождение от апостолов этих сказаний, вопреки древнейшим свидетельствам, утверждающим несомненную их подлинность. Таковы свидетельства писателей глубокой древности: св. Игнатия в посл. Ефес. 17 гл., Иустина в Разг. с Триф. 100 гл. и I апол 33 и 66 гл., Иринея в кн. Прот. ерес. I кн. XV, 3. Даже Цельсу были известны эти сказания евангелистов. См. у Оригена, Прот. Цельса, I, 37. 98 Таковы мифы о происхождении напр. Александра Македонского, Энея, Пифагора, Платона, и др., особенно миф о Юноне или Гере, которая родила Гефеста вне брака, не имея мужа (χωρς ενς). В греко-римских мифических сказаниях о происхождении людей от богов чаще других упоминается Зевс, Аполлон, Юнона. У народов востока были подобные же мифы о происхождении основателей религий, напр. Конфуция, Будды, Зороастра. 100 Иустина. Разгов. с Трифоном, 49 гл. Нет учения о сверхъестественном рождении Мессии от Девы и в талмудической письменности; чуждо такое верование и современному иудейству. См. у о. Смирнова. Мессиан. ожидания и верования иудеев. 339 стр. и след. 102 Литература – Светлакова А. свящ. Нравственный образ Иисуса Христа Н. Новг. 1880 г. Петропавловского И. Д. прот. Иисус Христос-Богочеловек. (Безгрешность И. Христа). См. 1-й вып. ст. «В защиту веры» Москва 1898 г. Шаффа Ф. Иисус Христос – чудо истории. Спб. 1874 г. 4–5 гл. Янышева И. Л. протопр. Прав.-христианское учение о нравственности. Спб. 1906 г. § § 49–51, Бронзова А. А. Иисус Христос – совершеннейший образец нравственности (Богосл. энцикл. VI т. 648–665 стр.) Светлова П. Я. прот. Опыт апологет. излож. прав. христ. вероучения. II ч. 419–451 стр. Рождественского Н. П. Христ. апологетика. II т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   Закончим словами архиеп. Антония Храповицкого, богословский авторитет, литургическая грамотность и безошибочное ощущение церковности которого не подлежит, кажется, никакому сомнению. Он пишет: «Известно, что в первые века христианства молящаяся церковь стремилась все стороны жизни личной и общественной проникнуть духом благодати; таково содержание молитв, вошедших в Служебник и Требник. Затем, после V века, преимущественным содержанием молитв сделалось толкование слов св. Библии и догматизм; это вторая, низшая ступень богослужебного творчества, хотя все еще исполненная высоких созерцаний и духовного восторга. Наконец, в дальнейший византийский период церковной истории в религиозном сознании начинает преобладать более мрачный, исполненный рабского страха характер, и содержанием молитв становится исповедание ужаса загробных мучений и моления к Богу и особенно к Богородице об избавлении от них».    Песнь Богородицы, песнь Захарии, песнь Симеона Богоприимца    1 Кор 14    Еф 5:19.    Дидахи, Иустин, Послания ап. Павел    Гл. 59 — 61    Педагог, II, гл. 4.    Строматы VII, гл. 5.    Памятник IV века.    «Евсевий, Церк. Ист. VII, гл. 30.    «Против Цельса», VI, 31.    V, 10    Согласно Ассемани, «Библиотека», т I, стр 59    Литургия II и VIII книги Апостольских Постановлений, молитвы Серапионова евхология IV века и им подобные    Крумбахер, Леклерк, Миркович, Скабалланович.    Установл. кн. II, гл. V — VI.    На всех без исключения литургиях византийского типа, кроме, конечно. Преждеосвященных Даров, эта песнь поется независимо от степени праздника, то есть и в будние дни. и в малые и великие праздники.    В том числе и Миркович    Или Миасин, или Эмессы, то есть теперешнего Хомса    По имени своей архиерейской кафедры.    По своему происхождению из Лавры Саввы Иерусалимского.    Павла Аморейского, Льва Мудрого, Иосифа Гиммографа и др.    Времен Романа Мелода.    Подобно тропарным обликам.    Напр., Успение Богоматери.    Написанные в большинстве в России и людьми не всегда литургически и богословски грамотными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Рассуждение о ересях и расколах, М. 1838, стр. 74. Между тем в древнем известии нет вовсе упоминания о преклонении к земле. Макарий лишь упоминает о странном учении сектантов относительно исповеди: «запрещая каяться пред священниками, заповедовали каяться и исповедовать грехи к земле». История, IV 2 , 156–157. Филарет говорит еще короче: «запрещали принимать от священников крещение, разрешение грехов и евхаристию». История, II 5 , 74. Соловьев – учение стригольников… «что должно каяться, обращаясь к земле». История, т. 4, кн.1, по 1 изд. «Обществ. Польза» стр. 1276. Попытка Голубинского объяснить происхождение исповеди земле упомянута немного выше (стр. 530, пр. 2). Малышевский пишет: Стригольники «не установили чего-либо похожего на общую исповедь, как это делали некоторые другие сектанты, а выдумали нечто свое: вместо исповеди у священников они учили каяться самому, припадая к земле. Не совсем понятно, что означал этот обряд. Полагают, что этот обряд мог означать тайную исповедь Самому Богу, а припадание к земле совершался для того, чтобы иметь возможность сосредоточиться, подобно тому, как у нынешних кальвинистов есть обряд по входе в церковь , при первой личной молитве закрывать глаза рукой, платком или шляпой. Но допускают также, что в обряде припадания к земле могло действовать по привычке древнее языческое олицетворение земли-матери. По крайней мере, православные обличители замечали стригольникам по этому поводу: земля нема, не услышит вас и не ответит вам. «О зарождении религиозных сект в России». Тр. Киев. Академии, 1883, III, стр. 664. То же самое повторяет проф. Ф. И. Титов: «Таинство покаяния стригольники удержали у себя, но совершалось оно у сектантов в высшей степени странно и своеобразно… Некоторые полагают, что припадание стригольников к земле, во время покаяния их Самому Богу, могло делаться ими в видах большего сосредоточения. Но, кажется, вероятнее будет предполагать, что стригольники каялись именно земле, которую как-то своеобразно в данном случае олицетворяли.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010