К числу несомненных свидетельств о существовании Пятидесятницы (и как периода, и как дня) в Африке и Кесарии можно отнести упоминания ее Тертуллианом (ум. ок. 211 г.): «Каждый языческий праздник имеет для себя один день в году; а у тебя воскресение возобновляется чрез каждые семь дней; собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу» («Об идолослужении») 5 . «Весьма значительный промежуток времени для совершения Крещения представляет Пятидесятница, когда и Воскресший Господь обращался среди учеников, и благодать Духа Святого была дана, и просияла надежда на Второе Пришествие Господа; ибо тогда, по Вознесении Его на небо, Ангелы сказали апостолам, что Он таким же образом придет, как взошел на небо, именно [придет] в Пятидесятницу» («О крещении», гл. 19) 6 . В другом месте, говоря о недозволительности поста и коленопреклонения в воскресный день, Тертуллиан прибавляет: «Тою же льготою мы пользуемся от Пасхи до Пятидесятницы» («О венце воина») 7 ; «Пятьдесят дней» от Пасхи «мы проводим во всяком ликовании» («О постах», гл. 14) 8 . Если во всех этих цитатах под Пятидесятницей подразумевается период в пятьдесят дней, то в одном месте Тертуллиан говорит о Пятидесятнице как об определенном празднике: «Пятидесятница, которая есть собственно день праздничный» («О крещении», гл. 19). Ориген (ум. в 254 г.) в своем сочинении «Против Цельса» (гл. 8) говорит: «Если кто возразит, что и у нас делается нечто подобное вдень Господень [воскресенье], пятницу, Пасху и Пятидесятницу, то можно ответить, что совершенный христианин, пребывая словами, делами, мыслями со Словом, Богом по природе, всегда живет в воскресенье, всегда проводит воскресенья» 9 . Пятидесятница упоминается также в памятнике II в. «Деяния Павла» (написаны в Малой Азии). Евсевий Кесарийский (ум. в 340) в своем сочинении «Жизнь Константина» (кн. 4, гл. 64) называет Пятидесятницу «великим праздником» и «праздников праздником» 10 . Стоит заметить, что в большинстве случаев упоминания Пятидесятницы имеется в виду период после Пасхи, а не праздничный последний день этого периода.

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

1 Вероятно, пс. 62: «Боже, Боже, к Тебе утреннюю…» 2 Пс. 140: «Господи, воззвах к Тебе…» 3 Hist. Eccl. кн. VI, гл. VIII. 4 Пс. 102 и 145: «Благослови душе моя Господа...» и «Хвали душе ноя Господа...» 5 Пс. 9:92, 94, с соответствующими припевами. 6 У сербов это — особые самогласны. 7 «Das Kontakion» in Byz. Zeitschr. XIX 1910 Ss 285—59 8 Скабалланович, Миркович и др. 9 Кекелидзе, Скабалланович. 10 Скабалланович. 11 Кроме как в Великий пост. 12 Правильнее восемь. 13 «Помощник и покровитель...» 14 «Во глубине постла иногда...» или «Колесницегонителя фараона погрузи...», или «Волною морскою...», или «Сеченое сечется...» 15 «Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийство-ва богописанный закон...» 16 А их почти всегда 4, а иногда и 6, и 8. 17 СПБ. 1896 г., т. III, стр. 582—633. 18 Grundriss der Griechischen Litteratur, 1860, Ss. 771, В. II. 19 Род. 01.08.1812 г.; священник в 1836 г.; послушник в Солем у Дом Геранже.в 1842 г.; в 1844 — приор аббатства Ст. Жермен в Париже; в 1863 г. кардинал; умер в 1889 г. 20 «Если кто желает составить канон, прежде [ему] необходимо написать ирмос (точнее — написать мелодию для ирмоса), затем прибавить тропари, равные ирмосу по количеству слогов и совпадающие с ирмосом по тоническим ударениям, а также сохраняющие (его) замысел». 21 Примером может служить хотя бы акафист Божией Матери, твор. Сергия. 22 Т.е. опять-таки псалмов 134, 135, а иногда и 136. 23 Папа Дамас, т.е. IV в. 24 По мозарабскому чину. 25 Песнь Богородицы, песнь Захарии, песнь Симеона Богоприимца 26 1 Кор 14 27 Еф 5:19. 28 Дидахи, Иустин, Послания ап. Павел 29 Гл. 59 — 61 30 Педагог, II, гл. 4. 31 Строматы VII, гл. 5. 32 Памятник IV века. 33 «Евсевий, Церк. Ист. VII, гл. 30. 34 «Против Цельса», VI, 31. 35 V, 10 36 Согласно Ассемани, «Библиотека», т I, стр 59 37 Литургия II и VIII книги Апостольских Постановлений, молитвы Серапионова евхология IV века и им подобные 38 Крумбахер, Леклерк, Миркович, Скабалланович. 39 Установл. кн. II, гл. V — VI. 40 На всех без исключения литургиях византийского типа, кроме, конечно. Преждеосвященных Даров, эта песнь поется независимо от степени праздника, то есть и в будние дни. и в малые и великие праздники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

De Christ. et antichr., 1 (О Христе и Антихристе, рус. пер.: Отцы и Учители Церкви III в. Антология. Т. 2. М., 1996). 20 См. Святитель Климент Римский. I Cor. 43.1; 45.2; Святитель Поликарп Смирнский. Ad Philip., 12.1 (Послание к Филиппийцам, рус. пер.: Писания Мужей Апостольских); Святитель Ипполит Римский. Contra Noetum (Против Ноэта), 9. 21 См. святитель Климент Римский в цитате у Евсевия Кесарийского, Hist. Eccl., IV.23.12 (Церковная история, рус. пер.: Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993). 23 См., например, Святой Иустин Мученик. I Apol., 31; Dialogus, 68; Псевдо—Иустин. Cohort. ad gentiles, 13; Святитель Ириней Лионский. Adv. Haeres., III.31. 25 Ср. с известным выражением Папия Иерапольского lTgia (цитируется у Евсевия, Hist. Eccl., III.39.1). 39 Блаженный Иероним также упоминает о епископе Аполлонии, жившем при Коммоде и Севере и написавшем большой трактат против монтанизма (см. De viris illustribus, 40). 41 См. Святой Иустин Мученик. Dialogus, 16; Святитель Феофил Антиохийский. Ad Autolyc., II.9 и др. 42 См. Святой Иустин Мученик. 1 Apol. 33; 36; Святитель Феофил Антиохийский. Ad Autolyc., II.10; Святитель Ириней Лионский. Adv. Haeres., II.28.2 и др. 49 См. Климент. Strom. IV.11; Ориген. Select. In Psalm., PG 12, 1084; In Jerem. Hom. (Гомилии на пророка Иеремию) XIX.3, PG 13, 501; Com. Matth. (Комментарий на Евангелие от Матфея) II, PG 13, 832; In Luc., Hom. (Гомилии на Евангелие от Луки) I,1, PG 13, 1801; также в цитате у Евсевия Кесарийского, Hist. Eccl., VI.25. 51 См. Ориген. Select. In Psalm. Там же; In Jerem. Hom. 21.2; 39, PG 13, 512; In Numer. Hom. (Гомилии на Числа), 27.1, PG 12, 732; Com. in Joan. (Комментарий на Евангелие от Иоанна), 13.46, PG 14, 481. 53 Против Цельса (рус. пер. кн. I–IV см.: Против Цельса. Апология христианства. Сочинение Оригена, учителя Александрийского. М., 1996). 55 См. Климент. Cohortatio, I.5; Paedagog., II.4 (Педагог, рус. пер.: Климент Александрийский. Педагог. М., 1996); III.53; Strom., VI.18; Ориген. Contra Celsum, II.9; Com.

http://pravmir.ru/uchenie-o-bogoduhnoven...

61 Афинагор Афинский . О воскресении мертвых 25. Athenagore . Supplique au sujet de chretiens et Sur la Resurrection. Ed. B. Pouderon. SC 379. 1992. Русский перевод: Ранние Отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 410–449. 72 Ориген. О началах 3, 6. Origene . Traite des Principes. Ed. H. Crouzel, M. Simonetti. SC 252; 253; 268; 269; 312. Paris, 1978–1984; Против Цельса 3, 41. Origene . Contre Celse. Ed. M. Borret. SC 132; 136; 147; 150; 227. Paris, 1967–1976; Толкование на Мф 17, 30 . Origenes Werke X: Der Matthauskommentar. Ed. E. Klostermann. GCS 40. Leipzig, 1935. Русские переводы: Ориген . О началах. Казань, 1899. Ориген. Против Цельса/Пер. Л. Писарева . Кн. 1–4. М., 1996. Отцы и учители III века ­­ Отцы Церкви III века/Сост., биограф. и библиогр. ст. иером. Илариона (Алфеева) . М., 1996. Т. 2. С. 36–159. 83 Иоанн Златоуст. Беседы на 1Кор. 42:2 (Творения. Т. 10. Ч. 1. С. 434). Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani , In divi Pauli Epistolam ad Corinthios priorem Homiliae XLIV. Ed. F. Field. Oxford, 1847. 85 Иоанн Златоуст. Беседа о воскресении мертвых 6 (Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 476). Homilia de resurrectione mortuorum. PG 49, 417–432. 94 Иоанн Златоуст. Беседы на Рим. 5:5 (Творения. Т. 9. Кн. 2. С. 533). Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani , In divi Pauli Epistolam ad Romanos Homiliae XXXIII. Ed. F. Field. Oxford, 1849. 101 Симеон Новый Богослов . Слово огласительное 5, 559–672. Symeon le Nouveau Theologien . Catecheses. Ed. B. Krivocheine, J. Paramelle. T. I (Cat. 1–5). SC 96. 1963; T. II (Cat. 6–22). SC 104. 1964; T. III (Cat. 23–34). SC 113. 1965. 110 Исаак Сирин. Слово 18 (Слова подвижнические. С. 76). Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa, quam edidit Paulus Bedjan. Leipzig, 1909. Русский перевод: Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические/[Пер. с греч. С. Соболевского]. Сергиев Посад, 1911. 116 Термин «геенна» обозначал ров в окрестностях Иерусалима, куда сбрасывали нечистоты и трупы животных. Во времена Христа употреблялся в качестве нарицательного имени, означающего место проклятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И сегодняшнее всенародное церковное почитание святого царя-мученика Николая II свидетельствует, что как и прежде настоящий православный не может не быть монархистом. Но наша вера в восстановление Самодержавия в России может основываться только на вере в непреходящее от Кесаря Августа и до скончания века Римское царство. Примечания 1. Тертуллиан. Против Маркиона. Кн.3// 2. Священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский. Пир десяти дев или о девстве. Речь X. Глава I// 3. Мученик Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем. Глава 110// 4. Таубе М.А. Христианство и международный мир. М.1905. С. 41 5. 6. 7. Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исайю. Гл.2// 8. Святитель Иоанн Златоуст. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог// 9. Священномученик Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей). 10. Киприан Карфагенский, свщмч. Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству/Творение св. Священномученика Киприана епископа Карфагенского. Кн. 2 Киев 1879. С. 318-319 11. Климент Римский. Постановления апостольские. Кн. 7, гл. 2// 12. Священномученик Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей). Кн.5. Гл.XXIV.// 13. Иустин Филисоф. Апология первая// 14. Афинагор Афинский. Прошение о христианах// 15. Тертуллиан в «Апологии» (гл. XLII), обращаясь от лица христиан, говорит: «Мы вместе с вами плаваем по морям и сражаемся " . А немного выше (гл. XXXVII) у него сказано: «Мы чужды вам и тем не менее мы наполняем все ваше государство, ваши города, острова, укрепления, городские советы, селения, даже самые военные лагери» (Гуго Гроций «О праве войны и мира»). Сам источник в другом переводе см.: http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/apologetik/ 16. Климент Александрийский. Строматы. XXIV. Моисей в роли полководца// 17. «Пчел господь поставил в пример, чтобы люди вели войны справедливые, соблюдая известный порядок и лишь когда к этому вынуждает необходимость» (Гуго Гроций «О праве войны и мира»). Сам источник в другом переводе см.: http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_celsa/4 18. Лебедев Н. Сочинение Оригена «Против Цельса»// 19. Мученик Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем. Глава 16// 20. Мученик Аристид, философ Афинский. Апология. О почитании Бога Всемогущего. Гл. XIII// Гл. XVII// 21. Мученик Иустин Философ. Апология первая//

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

8. Дд, II, 17-18, ср. 1 Енох 6. 9. Устав, IV, 3-4. 10.  Там же, II, 7-8, ср. I, 7-8, V, 15-16. 11. Толк. на Аввак VIII, 2-3. 12. Книга Тайн, 8-11 ТК, I, с. 320. См. комментарий на эту тему в кн. И. Амусин. Находки у Мертвого моря, с. 25-26, К.Старкова. Кумранская община и внешний мир. ПСб., Л., 1974, (88), с. 68 сл. 13. Дд, X, 14 сл. В Евангелии мы находим прямую полемику против культа субботы. См, напр. Лк 14, 5. 14. Некоторые из этих сектантов сохранили старое ессейское наименование эбионим, «бедные» ( Ориген. О началах, IV, 22, Против Цельса, II, 1, Евсевий. Церк. История, III, 27, Епифаний. О ересях, XX, 17), другие назывались ноцрим, «назарейцами». Сохранившиеся о них сведения довольно скудны. Но и они указывают на тесную связь сектантов с ессейством. См.: J. Danielou. Les manuscrits de la Mer Morte…, р. 117. 15. См.: R. Brown. apocrypha; Dead Sea Scrolls — JBC, II, р. 555. 16. Толк. на Аввак V, 9-12 «Имеются в виду дом Авессалома и люди общины, которые молчали, когда наказывали Учителя Праведности, и не помогли ему против Человека лжи, который презрел учение перед лицом всей общины» (пер. Амусина). «Толкование тому о доме Авессалома и о людях из Совета, которые молчали при обличении Праведного Наставника и не помогли ему против Человека Лжи, который отверг учение среди всего их общества» (пер. Старковой). 17. «Благородные народа — это пришедшие копать колодец жезлами, которыми начертал руководствоваться Предначертатель в течение всего срока нечестия. Другие же, помимо их, не постигнут (этого), пока не встанет Наставляющий правде в конце дней» (Дд, VI, 8-11, пер. Старковой). Глагол амад, вставать, не означает обязательно воскресения. См.: К. Старкова. Литературные памятники, с. 46 сл. То, что в Кумране найдены копии Книги Даниила и фрагменты Книги Еноха, есть косвенное доказательство их веры в воскресение мертвых. О наличии у ессеев этой веры свидетельствует Ипполит Римский в своей книге «Опровержение всех ересей», IX, 27. Русск. пер. — ТК, I, с. 373. 18. Дд, XIX, 14, XX, I, 14. Устав, IX, 11. О двух Мессиях говорится в «Завещании XII патриархов», апокрифе, который родствен кумранской литературе. Один помазанник должен происходить из священнического колена Левия (Зав Рувима, 6, 7-12, Зав Леви, 8, 11-17, Зав Иуды, 24, 1-3, Зав Дана, 5, 10-13), а другой — из колена Иудина (Зав Иуды, 24, 5-6, Зав Неффалима, 8, 2-3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Воплощение Сына Божия необходимо было потому, что иначе бы люди не могли созерцать Высочайшее Слово. Самое соединение вместе Божества и человечества является непостижимой тайной. В освещении догмата воплощения Ориген выдвинул против гностиков вопрос о человеческой душе Христа. Эта душа послужила посредствующим началом при воплощении Логоса, ибо непосредственное соединение божественной природы с материей было невозможно. Душа Христа принадлежала к числу духов, созданных Богом, но в домирном бытии своём она тем выделилась из числа других, что только одна не отпала от Бога и пребывала в пламенеющей любви к Нему. В силу долгого упражнения в добре она настолько применилась к Нему, что для неё стало уже невозможным отпадение ко греху; с этой душой и соединился Логос для нашего спасения, а чрез её посредство с телом. Тело Его вполне соответствовало превосходству и совершенству Его души, ибо всякая душа образует сообразное себе тело. Поэтому тело Христа было необычайной красоты и совершенства, и если у пророка Исайи (53, 1–3) говорится о безобразном виде Христа: «Видехом Его и не имяше вида, ни доброты», то это свидетельствует лишь о том, что плоть Христа принимала тот или другой вид в зависимости от духовного настроения тех, с которыми Он обращался. При восприятии истинного человечества Логос не претерпел никакой перемены: Он остался по существу ( οσα)) Логосом. Отсюда в Нём две природы, и Он есть Deus-Homo. «Во Христе иное дело – природа Его Божества, потому что Он есть Единородный Сын Божий; и иное дело – человеческая природа, которую Он воспринял в последнее время по домостроительству» (О началах. Кн. I, гл. 2, § 1). Две природы во Христе образуют одно существо, так что «Христос есть нечто сложное» (Против Цельса. Кн. II, § 9). Трудную проблему – как представить единство Лица Христова при соединении Логоса с человеческой душой – Ориген пытался уяснить при помощи аналогии: а) нравственное единение как бы сливает между собою личности, – так прилепляющийся к Господу составляет с Ним один дух; б) раскалённое железо соединяет в себе свойства огня и железа, принимает в себя вид и жжение огня, так и душа растворилась в Логосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   Здесь, как мы уже сказали, Тертуллиан чувствовал себя на твердой почве: разить, спорить, обличать — было дело его таланта. Беспомощный перед глубинами души христианской и ее таинствами, он почувствовал себя снова сильным, когда опять взялся громить языческие непотребства, как в свое время в «Апологии», только теперь уже как заразу в своей собственной среде. 1. Священное Писание Нового Завета. 2. Послания святого Игнатия Богоносца. 3. Послание святого Поликарпа Смирнского к Филадельфийцам. 4. Послание Смирнской Церкви о мученичестве святого Поликарпа. 5. Творения святого Иустина Философа и других апологетов. 6. Отрывки авторов II века и разные сведения о них у Евсевия. 7. «Учение двенадцати Апостолов» (Дидахи). 8. Творения святого Иринея Лионского. 9. Творения Тертуллиана. 10. Некоторые апокрифы. 11. Письмо Плиния Младшего и ответ Траяна, и другие языческие документы II века (Лукиан, Цельс, рескрипт Адриана и др.). 12. Евсевий Кесарийский. История Церкви. 13. Творения святого Ипполита Римского. 14. Мученические акты Аполлония. 15. Мученические акты святого Иустина. 16. Ориген. Против Цельса. 17. Мученические акты Карфагенских мучеников (Сцилитанских, Филицитаты, Перпетуи и др.). 18. Творения Климента Александрийского. 19. Творения святого Киприана Карфагенского. 20. Минуций Феликс. Октавий. 21. Акты мучениц Перпетуи и Филицитаты. 22. Блж. Иероним. О знаменитых мужах.    Сцилитанские, или Исхлиские мученики, из местечка в Нумидии с финикийским названием Исхли, по-латыни Scili, пострадали в Карфагене 17 июля 180 года. О них см.: В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. И. С. 103; К вопросу об Acta Martyrum Scilitanorum. Христианское чтение. 1903. Т. I. С. 882—894; Т. И. С. 60—76.    К Скапуле. 5.    См. о ней: Марция. (Эпизод из истории христианства времен царствования Коммода, II века.). — В кн.: А. П. Лебедев. Эпоха гонений на христиан. СПб., 1904 (репринт: М., 1994). С. 366—398.    См.: Апология. 39. 11.    К Скапуле. 4.    Творения Квинта Септимия Флорента Тертуллиана неоднократно издавались в различных переводах на русский язык. См., например, пер. Е. Карнеева (Ч. 1—4. СПб., 1847—1850); пер. Н. Щеглова (Ч. 1—3. Киев, 1910—1915); Избранные сочинения в новых переводах (М., 1994). «Апология» («Апологетика», «Апологетик») также выходила отдельным изданием в нескольких переводах; последний из них (с сокращениями) опубликован в «Богословских трудах», сборник 25. М, 1984. С. 167—219; там же — библиография творений Тертуллиана и литературы о нем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По содержанию и своей структуре богослужение Пятидесятницы является пространным и глубоким святоотеческим толкованием события Сошествия Святого Духа и осмыслением церковным сознанием Троичного догмата и действия Всех Лиц Пресвятой Троицы в домостроительстве Спасения. В целом же, историческое развитие богослужения праздника раскрывает в многообразии форм и традиций богатство литургической жизни Церкви, осуществляемой действием Святого Духа, и призывает к более полному и всестороннему изучению литургического аспекта православных праздников. Примечания: 1 Contra Faustum Manichaeum, lib. 32. cap. 14//PL 42. Col. 503–504. 2 Против ересей, кн. III// Holl K. Epiphanius. Ancoratus und Panarion [Die griechischen christlichen Schriftsteller 37. Leipzig: Hinrichs, 1933]. Vol. 3. P. 338. 3 De civitate Dei, liber XVIII, cap. 54//PL 41. Col. 618–620. 4 Tertullianus . De jejuniis. Caput XIV//PL 1. Col. 973a. 5 Tertullianus . De idololatria liber. Caput XIV//PL 1. Col. 682b–683a. 6 Tertullianus . De baptismo. Caput XIX//PL 1. Col. 1222a–222b. 7 Harvey W.W. Sancti Irenaei episcopi Lugdunensis libri quinque adversus haereses. Vol. 2. Cambridge, 1857. P. 470–511. Русский перевод: Священник П. Преображенский . Сочинения священномученика Иринея, епископа Лионскаго в рус. пер. М., 1871. С. 695. 8 Tertullianus . De corona militis. Caput III//PL 1. Col. 78c–80a. 9 Ориген . Против Цельса. VIII, 22// Borret M. Origène. Contre Celse, 4 vols. [Sources Chrétiennes 132, 136, 147, 150. Paris, 1967–1969]. 10 Памятник, связанный по содержанию с так называемой Дидаскалией и канонами Ипполита, время написания которого спорно и определяется различными исследователями по-разному – в рамках II–V веков. (См. Rahmani I. E . Testamentum Domini Nostri Jesu Christi. Mainz, 1899; Nau F. La version syriaque de l’Octateuque de Clément. Paris, 1913; Funk F . Das Testament unseres Herrn und die verwandten Schriften. Mainz, 1901; Петровский А. Завет Господа нашего Иисуса Христа//«ХристанскоеЧтение», No7, 1900. С. 159–165).

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

486 Плиний Младший. Письма, X, 96. 487 Тацит. Анналы, XV, 44. 488 Древс А. Внеевангельские свидетельства об Иисусе. — Атеист, 1930, N 54, с.72–84; Ленцман Я. Происхождение христианства, с.59. 489 См., напр.: Ковалев С. Основные вопросы… с.34; Кубланов М. Иисус Христос – бог, человек, миф? М., 1964, с.134; Его же. Возникновение христианства. М., 1974, с.62. 490 Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. Нерон, 16. 491 Там же. Клавдий, 25. 492 См.: Деян. 18:2 , где говорится, что среди изгнанных Клавдием иудеев были и христиане. Слова “Христос” и “христиане” нередко искажались в латинских текстах; см., напр.: Тертуллиан . Апологетика, III, 3. Причины этого рассмотрены в статье И.Тронского – в кн.: Античность и современность. М., 1972, с.34 сл. 493 Стучевский И. Восточные корни мифа о Христе. М., 1958, с.14. 494 Лукиан. О кончине Перегрина, 13. 495 Цит. по: Ориген. Против Цельса, I, 26; III, 7, 34; VIII, 14. 496 Цит. по.: Barnicol Е. Das Leben Jesu. VII, § 72, Halle, 1958. 497 Флавий И. Арх. XVIII, 5,2. О соотношении этого места с евангельским повествованием см.: На пороге Нового Завета, гл. XXXIII. 498 Кубланов М. Возникновение христианства, с.59–60. 499 Флавий И. Арх. XX,9,1. “Это место производит впечатление подлинного” (Свенцицкая И. Пророки, спасители, мессии. – Наука и религия, 1969, N 2, с.58). То, что Флавий говорит здесь о Христе как бы вскользь, не должно нас удивлять. О ессейском Учителе Праведности он говорит еще более глухо (см.: Флавий И. Иудейская война, II, 8,9, где Учитель назван “законодателем” ессеев). 500 Деян 15,13 ; 1Кор. 15:7 ; Гал. 1:19 . Согласно одним преданиям, Иаков был сводным братом Иисуса, сыном Иосифа от первого брака; по другим – он был сыном сестры Девы Марии. 501 Флавий И. Арх. XVIII, 3. 502 Ориген. Против Цельса, I, 47; In Matt. XIII. 503 Евсевий. Церковная история, I, 11. 504 Еще в XIX веке Э.Ренан считал текст Флавия подлинным и лишь несколько переделанным (см.: Ренан Э. Жизнь Иисуса. Пер. с франц. М., 1907, с.35). Это мнение разделяли Т.Рейнак, А.Гарнак и др.ученые. Советский историк Кубланов подчеркивает, что текст не мог быть целиком написан в IV веке. “Вряд ли, – говорит он, – о христианах стали бы тогда говорить как о “еще” существующей секте. Но такая фраза вполне уместна для второй половины I века н.э. – того времени, когда Иосиф Флавий писал “Иудейские древности” (Кубланов М. Иисус Христос – бог, человек, миф? с.133).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/8

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010