Категории, 8а13-8в24. «...Когда [именуем] нерожденным, говорим: " Не считай, что бытие Божие зависит от какой-нибудь причины или начала " » (Против Евномия, PG 29 536.2-3). «[Сын Божий] поскольку родился, по тому самому и был, не имея бытия нерожденным, но всегда существуя и пребывая со Отцем, от Которого и причину существования имеет... соединенный через рождение с нерожденностью Отца» (Против Евномия, PG 29 605, 31-34). Об именах как суждениях см.: Против Евномия, PG 29 533, 35 - 536, 38. Использование Василием дискурса собственных имен для прояснения статуса именований Отца и Сына, см. в: Против Евномия, 577, 31 - 580, 30. Здесь Василий использует элементы стоической логики и физики, но не учения о языке. В целом см.: Kalligas P. Basil of Caesarea on the Semantics of Proper Names//Byzantine Philosophy and its Ancient Sources/Ed. K. Ierodiakonou. Oxford: Clarendon Press, 2002. Р. 31-48; Robertson D. A Patristic Theory of Proper Names//Archiv für Geschifte der Philosophie. 84, 2002. Р. 1-19, а также нашу статью: Бирюков Д.С. Тема описания человека через «схождение особенностей» у свт. Василия Кесарийского и ее церковно-исторический и историко-философский контекст [в печати]. Эпикур. Письмо к Геродоту, 75. Комментарий на Об истолковании, I, 3 (34-40b). Аммоний различает двоякий смысл утверждения, что имена существуют от природы (когда говорят, что имена есть естественные создания природы и когда говорят, что они соответствуют природе вещей), а также двоякий смысл утверждения, что они существуют по установлению (когда считают, что любой человек может назвать вещь любым именем и когда считают, что имена установил творец вещей). В итоге Аммоний заключает: «Ясно, что второе понимание обозначения " от природы " совпадает со вторым пониманием обозначения " по установлению " » (пер. Я. Боровского; цит. по изд.: Античные теории языка и стиля. Л., 1936. С. 81). См. в целом: Long A . Stoic linguistics, Plato " s Cratylus, and Augustine " s De dialectica... Р. 36-55, особ. с. 40-49. Отметим также, что многие античные авторы также выражали взгляд, согласно которому имена языка были установлены Богом, не оговаривая, что эти имена согласны с природой вещей, но подразумевая это, см.: Цицерон, Тускуланские беседы, XXV, 62; О государстве, III, 2; Ориген, Против Цельса, V, 30; Филон. Аллегории законов, II, 14-15.

http://bogoslov.ru/article/573574

Цитата не идентифицируется. 513 Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 772С. См. выше: Антирретик 2, 10, 37. 514 Там же, 5, PG 713В. 515 Там же, 4, PG 29, 689С; См.: также: 5, PG 29, 772С. 516 1, 4, 9. 517 Гл. 19–21. 518 Т. е. обладающим всеми силами. 519 К Афанасию Кизическому. 520 Антирретик 2, 10–21. 521 Лк. 24:49. 522 Ин. 3:5. 523 Тит. 3:5. 524 1 Кор. 6:17. 525 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 78 (16), PG 91,1253D. 526 Там же, 2, PG 91,1076С. 527 Там же, 28 (5, 24) PG 91,1144 AD. 528 Канон 21 января, песнь 8. 529 Григорий Богослов, Слово 30, PG 36, 132В. 530 1 Ин. 2:27. 531 Афанасий Александрийский, К Серапиону, епископу Тмуисскому послание 1, 24, PG 26, 585ВС. 532 Т. е. христиан. 533 Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия, 5, PG 29, 713А. 534 434 Прем. 7:23. 535 435 Еф. 4:30. 536 Максим Исповедник. Главы богословские 2, 88, PG 90,1168В. 537 Пс 144, 3–5. 538 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 8, PG 96, 560B. 539 Там же, 17, PG 96, 572B. 540 См.: 4, 14, 37; 15, 42. 541 Максим Исповедник, К Фалассию 61, схолия 16, PG 90, 637D; 644D. 542 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B. 543 Там же. 544 Иоанн Дамаскин, Беседа на Преображение, 2, PG 96, 545В. 545 Выражения, заимствованные из церковных песнопений о божественном свете. 546 Григорий Богослов, Слово 31, 24, Barbel 260/PG 36, 160В, парафраз. 547 Григорий Нисский, На заповеди блаженства, 7, PG 44, 1280В. 548 Григорий Нисский. О божественности Сына и Духа, PG 46, 573D. 549 576А. 550 Здесь подразумевается: В защиту священнобезмолвствующих 1, 3; 2, 3. 551 Ин. 14:28. 552 Василий Великий, Против Евномия 3, 1, PG 29, 656А. 553 Здесь мы глаголом «подразумевается» перевели греческое «συνυπακοεται», буквально означающее «вместе слышится». Поэтому и упоминание об ушах здесь уместно. 554 Существительное «πολυπραγμοσνη», от которого образовано данное прилагательное, будет многократно встречаться на протяжении ряда страниц, и мы будем в зависимости от контекста переводить его то как «тщательное исследование», то как «любопытство», т. к. по–гречески оно имеет оба этих значения. 555

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

520)  Феодор. Книга для крещаемых. 12.16. 521)  Каноны Ипполита. 19. 522)  Феодор. Книга для крещаемых. 2.1. 523)  Златоуст. Слово огласительное. 10.14. 524)  Златоуст. Слово огласительное. 2.13; ср. Кводвультдеус Карфагенский. О символе. 1.1.8. 525)  Феодор. Книга для крещаемых. 12.25. 526)  Златоуст. Слово огласительное. 2.12, 10.16–17. 527)  Феодор. Книга для крещаемых. 12.22–4. 528)  Златоуст. Слово огласительное. 2.12. 529)  Златоуст. Слово огласительное. 9.29. См. J.A. Sawhill. The Use of Athletic Metaphors in the Biblical Homilies of St. John Chrysostom. Princeton, 1928. 530)  Мученичество Перпетуи и Фелициты. 3.2; Златоуст. Слово огласительное. 12.30; ср. Григорий Назианзин. Похвальное слово Цезарию. 12. 531)  Златоуст. Слово огласительное. 1.38, 5.1–3, 7.27, 12.7. 532)  Златоуст. Слово огласительное. 9.30–47; 10.1–4, 18–30; ср. 1.42; 12.25. 533)  Златоуст. Слово огласительное. 1.33. 534)  Златоуст. Слово огласительное. 8.17–18. Присутствия священника подобная исповедь не требовала. Первое определенное упоминание о частной исповеди священнику находим у Феодора Мопсуэстийского (Книга для крещаемых. 15.39, 44). 535)  Златоуст. Слово огласительное. 1.20–24. 536)  О прочих учителях Иоанн упоминает в Слове огласительном (11.18). 537)  Златоуст. Слово огласительное. 2.12. 538)  Златоуст. Слово огласительное. 12.1; ср. Кирилл Иерусалимский. Слово предогласительное. 6. 539)  Феодор. Книга для крещаемых. 13.1. См. обсуждение этого вопроса у P.W. Harkins (St. John Chrysostom: Baptismal Instructions. Westminster: The Newman Press, 1963. C. 222–223). 540)  Краткие изложения веры, пронизанные духом полемики, см. у Ария (Афанасий Великий. О соборе. 16; Епифаний Кипрский. Ереси. 69.7–8; Иларий Пиктавийский . О Троице. 4.12–13, 6.5–6); у Афанасия Великого (Письмо о вере к императору Иовиану//PG 26.813–820); у Епифания Кипрского (в заключении к “Ересям”); у псевдо-Афанасия (Изложение веры//PG 25.199–208); у Маркелла Анкирского (Исповедание веры, не сохранилось); у Евномия (Григорий Нисский. Против Евномия. 1.13); у Геласия Кесарийского (Объяснение символа, фрагменты); у Аполлинария Лаодикийского (Подробное изложение веры, которое традиция приписывает Григорию Чудотворцу); у Феодорита Киррского (Изложение истинной веры, которое приписывается Иустину Мученику); у Амвросия Медиоланского (Объяснение символа для посвящаемых, не сохранилось); у Августина (О вере и символе); у Кводвультдея Карфагенского (О символе); у неизвестного автора (Объяснения символа//PG 26.1231–1232) и других.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

7 Сл.30,18,1–18; 262–264=1.440. 8 Сл.28,31,13; 172=1.412. О платонических корнях этого термина cм.Moreschini. Platonismo, 1385; Pinault. Platonisme, 55, 67, 79–80. 9 Сл.6,12,18–20; SC 405,152=1.153. Ср. Ориген . На Ин.19,1 (PG 14,536). Говоря о том, что Бог выше понятия «сущности», Григорий следует Платону(см. Государство 509b) и Плотину (Энн.5,3,13–14; 5,3,17; 6,8,21). 10 Ср. Исх.15:3 ; Пс.23:19 ; 1Тим.1:17 ; Пс.57:13 ; 1Тим.6:15 ; Ис.1:19 ; Рим.9:29 ; Втор.10:17 ; Ис.3:15 ; Ам.6:8 . 11 Ср. Пс.67:21; 93:1 ; Рим.15:33 ; Пс.4:2 ; Исх.3:6 . 12 Сл.30,19,1–12; 264=1.440–441. Имена Христа будут рассмотрены нами в главе, посвященной христологии Григория. 13 Сл.6,12,25–32; SC 405,154=1.153. 14 Сл.22,4,1–4; SC 270,226=1.336. 15 Ср. Ин.4:24 ; Втор.4:24 ; Ин.9:5 ; Ин.4:16 ; Иов. 12:13 ; Пс.102:17 ; Ис.40:13 ; Ин.1:1 . 16 Подразумевается, что ни движение, ни смешение с чем-либо, ни пребывание в чем-либо другом, ни противоборство не свойственны Божеству. 17 Сл.28,13,1–34; 126–128=1.399–400. 18 Сл.31,21,5–7; SC 250,316=1.455. Григорий воспроизводит традиционное для александрийской школы представление о наличии разных уровней в Писании, в частности «буквы» и «духа». 19 Ср. Пс.43:24 ; Дан.9:14 ; Втор.11:17 ; Ис.37:16 . 20 Ср. Пс.17:11 . 21 Ср. Пс.33:17 и др. 22 Ср. Пс.10:12 и др. 23 Сл.31,22,1–23; 316–318=1.455–456. 24 Ср. Василий Великий . Против Евномия 1,4. Если Божество является «нерожденным» по сущности, следовательно всякое «рожденное» бытие не есть Бог: такова была идея Евномия, использовавшего этот аргумент для отрицания Божества Сына. 25 Сл.31,23,1–2; 318=1.456. 26 Ср. выражение Платона «великий океан блага» (Пир 210d). 27 Сл.38,7,1–25; SC 358,114–116=1.524–525. 28 Сл.38,8,1–7; 118=1.525. 29 PG 37,507–508=2.104. Автентичность этого гимна была поставлена под сомнение М. Зихере, однако Ж. Бернарди успешно опроверг выводы немецкого ученого: см. Sichere, Hymnus; ср. Bernardi, Grégoire, 304–306 30 Дионисий Ареопагит . О Божественных именах 1,6. из книги «Жизнь и учение св. Григория Богослова » Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/imena-bozhii-alfeev

521 Ср.: Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 9, PG 94, 837В, op. cit., 9, 2—6 522 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 57 (5, 55), PG 91, 1188А 523 Василий Великий, Против Евномия, 2, PG 29, 648А 524 См.: Евномий. Απολογητικν , 28 — PG 30, 868; Василий Великий. Против Евномия 2, 32 — PG 29, 645 слл. Ср. также: Григорий Богослов. Слово 38 на Богоявление 7; Слово 45 на Святую Пасху 3 — PG 36, 317D; 628А 525 Максим Исповедник, Главы о любви 1, 100, PG 90, 981D-984A 526 Григорий Богослов, Слово 38, 7; Слово 45, 3 — PG 36, 317С; 628А 527 Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии, 3, 4, PC 3, 429D 528 Иоанн Синаит, Лествица, 7, PG 88, 813В 529 Григорий Богослов, Слово 38, 11; Слово 45, 3 — PG 36, 324А; 632В 530 Григорий Богослов. Слово 39, 8 — PG 36, 344А 531 Цитата полностью не идентифицируется. Слова «делает их другими солнцами» принадлежат Григорию Нисскому. См.: его In sextum Psalmum, McDonough (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189 532 «знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» 533 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15 — PG 96, 569A 534 Василий Великий, Беседа на псалом 44:5, PG 29, 400CD 535 Иоанн Златоуст [Sp.], Eclogae I-XLVIII ex diversis homiliis, 21, PG 63, 700A 536 См.: Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 41 (5, 37), PG 91, 1160С 537 Максим Исповедник, К Марину, PG 91, 200С 538 Василий Великий. Письмо 234, 1 — Courtonne 3, 42 PG 32, 868С 539 Там же 540 Василий Великий. Письмо 189, 8 — Courtonne 2, 140 PG 32, 696А 541 Иоанн Златоуст (псевдэпиграф), Беседа на Преображение — Savile 7, 339 542 Там же 543 Он же, Беседы на Евангелие от Иоанна, 30, 2 — PG 59, 174 544 Григорий Богослов. Слово 28, 3 — Barbel 68—70 « PG 36, 29В 545 Максим Исповедник. О недоумениях к Иоанну, — PG 91, 1128А 546 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 Послание к Коринфянам, 7, 3 — PG 61, 58 547 Там же 548 воссияло внутри Р1 549 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 565C 550 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15 — PG 96, 569A

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

611 Предположение Р. Морглн (Mortley R. From Word То Silence. The Way of Negation: Christian and Greek. Bonn, 1986. Vol. II. P. 135) о том, что Аэций полемизировал в этом отношении с современными ему неоплатоннческнми философами, на наш взгляд, несостоятельно. Церковно-политическая борьба, этапом которой послужило написание Лэцпем «Синтагматнона», была достаточно напряженной, чтобы исключить возможность полемики Аэция с «внешними», по крайней мере в данном сочинении. 612 В связи с этим уместно постави л» вопрос: не связан ли отмеченный у Созомена факт, что Аэция называли «атеистом» («…В то же время у еретиков славился Аэций; он был диалектик, был сильный в искусстве силлогизмов, опытнейший в словопрении, беспрестанно этим занимавшийся. За своп легкомысленные рассуждения о Боге у многих он был прозван атеистом ( εος)» (Созомен. Церковная история 3.15)), т. е. человеком, утверждающим, что Бога не существует, с критической аргументацией его оппонентов, согласно которой основное для богословского дискурса Аэция понятие «нерожденность» на самом деле указывает на «ничто», т. е. на несуществование Бога? Иными словами, то, что Аэция называли атеистом – может быть, это не просто риторический прием, но в данном случае за этим понятием кроется определенная содержательная нагрузка, указывающая на аргументацию противников учения Аэция и призванная выразить ее в одном слове? 614 См.: Василий Кесарийский. Против Евномия: PG 29, 533.35–536.38, а также раздел, посвященный свт. Василию, в данном томе «Антологии». 617 Это видно, в частности, из речи о Сыне в 28-п секции «Синтагматиона»: «’’Порождение», обозначая бытие ( τ εναι) и заключая [свою] причину в своей сущности, указывает на сутцность, а не на обладание». 618 Понятие εξις, которое использует Аэций в соответствующем контексте, можно переводить как «качество» (так это понятие передают большинсгво переводчиков «Синтагматиона»), а можно как «обладание», причем чаще именно этот последний перевод является наиболее уместным – в том случае, когда εξις использу ется в составе классической пары категорий στρησις – εξις (лишение – обладание).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

616 Сл. 28, 31, 13; 172 ­­ 1.412. О платонических корнях этого термина см. Moreschini. Platonismo, 1385; Pinault. Platonisme, 55, 67, 79–80. 617 Сл. 6, 12, 18–20; SC 405, 152 ­­ 1.153. Ср. Ориген. На Ин.19,1 (PG 14, 536). Говоря о том, что Бог выше понятия «сущности», Григорий следует Платону (см. Государство 509b) и Плотину (Энн. 5, 3, 13–14; 5, 3, 17; 6, 8, 21). 618 Сл. 30, 19, 1–12; 264 ­­ 1.440–441. Имена Христа будут рассмотрены нами в главе, посвященной христологии Григория. 621 Подразумевается, что ни движение, ни смешение с чем-либо, ни пребывание в чем-либо другом, ни противоборство не свойственны Божеству. 623 Сл. 31, 21, 5–7; SC 250, 316 ­­ 1.455. Григорий воспроизводит традиционное для александрийской школы представление о наличии разных уровней в Писании, в частности «буквы» и «духа». 625 Ср. Василий Великий. Против Евномия 1,4. Если Божество является «нерожденным» по сущности, следовательно всякое «рожденное» бытие не есть Бог: такова была идея Евномия, использовавшего этот аргумент для отрицания Божества Сына. 630 PG 37, 507–508 ­­ 2.104. Автентичность этого гимна была поставлена под сомнение М. Зихере, однако Ж. Бернарди успешно опроверг выводы немецкого ученого: см. Sichere, Hymnus; ср. Bernardi, Grégoire, 304–306. 636 Трудно предположить, о какой именно богословской партии IV века в данном случае идет речь. Мы, однако, не считаем достаточно обоснованным предположение Ж.Бернарди (см. SC 247, 137, note 9) о том, что Григорий вообще не имеет здесь в виду богословскую партию, но говорит о назианзских монахах, которые чрезмерно увлекались богословской проблематикой. 638 Греческий термин areimans («храбрый», «воинственный») буквально означал «беснующийся от Арея». 641 Маркелл (ум. 374) был защитником термина «единосущный», однако в своей интерпретации этого термина исходил из того, что Бог есть «одно Лицо», «неделимая Монада», Которая в творении и воплощении «расширяется» сначала в диаду (Отец и Слово), потом в триаду (Отец, Слово и Дух). После окончания истории тварного мира Слово и Дух будут вновь поглощены Монадой. По сути, учение Маркелла было разновидностью монархианского модализма; его последователи, во времена Григория концентрировавшиеся в Галатии, были осуждены II Вселенским Собором. Подробнее об учении Маркелла см. Grillmeier. Christ I, 274–296.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

791. Имеющиеся дореволюционные переводы сочинений свт. Василия иногда искажают мысль автора; в них не всегда соблюдается последовательность в передаче используемой им терминологии. Поэтому, приводя фрагменты из «Против Евномия», мы, хотя и опираемся на имеющийся русский перевод (Опровержение на защитительную речь злочестиво–го Евномия//Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийскпя. Ч. 3. М., 1846. Сс. 3—230), все же нередко довольно существенно с ним расходимся; при этом мы опираемся на издание греч. текста «Против Евномия» Б. Сесбойе: Basile de Cesaree. Contre Eunome… и «Апологии» Евномия Р. Вэжжьоном: Eunomius. The Extant Works/Text and transl. by R. P. Vaggione. Oxford, 1987; нумерация глав «Апологии» приводится по этому же изданию. 792. PG 29b, 533–536. 793. См. подробнее в разделе, посвященном Евномию, в данном томе «Антологии». 794. С этим связано учение Евномия о том, что имена (предикаты), прилагаемые к Богу, не могут считаться имеющими статус продукта человеческой фантазии пли «примышления» (επνοια). 795. Это не единственный способ познания Бога в этой жизни, о котором пишет свт. Василий; важной для него является тема приобщения Богу посредством восприятия энергий, изливаемых Богом на человека Святым Духом, см. ранний трактат «О Духе», а также: О Святом Духе 9 (здесь, впрочем, заметно влияние Плотина — см.: RJst J. Basil’s «Neoplatonism»: Its Background and Nature//Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic/Ed. P. Fedwick. Toronto, 1981. Pp. 192–202). 796. SVF I, 58; II 53, 55–60. 797. Филон. О том, что Бог не знает перемен 43. 798. SVF И, 458. 799. Матусова Е. К публикации факта «О том, что Бог не знает перемен»//Историко–философский ежегодник. 2002. С. 136. 800. Метафизика 1017а24—26. 801. Там же 1017a32ff., 1027bl7ff. 802. Экзистенциальное — здесь: указывающее на реально существующее. 803. Там же 1051вЗ1. 804. Метафизика 1007а26. 805. Метафизика 1007а8. 806. Ср.: Против Евномия: PG 2%, 556. 807. Там же. PG 29b, 605.31–34.

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

1317. Греческие издатели пишут, что место сильно изменено. На самом деле свт. Григорий Палама соединяет здесь в свободном изложении места из разных авторов, имея прежде всего в виду Григория Богослова. Ср.: Пс.– Афанасий Великий. Книга об определениях, 6//PG 28, 536 B; свт. Григорий Богослов. Слово XXX о Сыне (Богословское 4), 18//P. 206: 6–9 Barbel; SC 250, p. 262: 7 – 264: 9 Gallay; PG 36, 128 A; прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, I, 9//Vol. 2, р. 31: 15 Kotter; PG 94, В – 837 А. 1318. Как и выше (см. примеч. 55 и 284), греческие издатели дают ложную ссылку на соч.: свт. Григорий Нисский. К Авлавию о том, что не три бога//Vol. III/1, p. 46 Muller; PG 45, 124 D – 125 A. На самом деле ничего подобного в указанном месте нет, цитата не установлена. 1319. Ниже (конец § 8), как и в начале цитируемого отрывка, свт. Василий допускает и это мнение, которого придерживается, как он пишет, большинство. 1320. Ср.: Исх. 7, 1. 1321. Свт. Василий Великий. Письмо CLXXXIX, 7–8//Vol. 2, p. 140 Courtonne; PG 32, 693 C – 696 A. 1322. То есть у свв. Василия Великого и Григория Нисского. 1323. Свт. Григорий Нисский. Против Евномия, II, 499//Vol. I, p. 372: 2–8 Jaeger; PG 45, 1077 A. 1324. γεηπονας у свт. Григория Паламы: γεωμετρας в двух рукописях Григория Нисского (CT) и в основном тексте Йегера; γεωπονας в третьей рукописи Григория Нисского (М); в предыдущих изданиях γεωργας. 1325. Свт. Григорий Нисский. Против Евномия, II, 501–503//Vol. I, p. 372–373 Jaeger; PG 45, 1077 BD. 1326. Букв. «бытием» (τ εναι), по контексту близко к «сущности». 1327. Ср.: Пс.-Иустин Философ. Вопросы христиан к язычникам, III//P. 176 DB Morel; PG 6, 1428 В (Изд., Пер.). 1328. Это слово засвидетельствовано только в данном трактате. Согласно дальнейшему изложению, православный собеседник считает «самопроизводность» (в пер. PGL «self-originate») несовместимой с вечностью и безначальностью Бога (p. 178 В Morel; PG 6, 1432 B). 1329. Пс.-Иустин Философ. Вопросы христиан к язычникам, III, 1//P. 176 С=177 С Morel; PG 6, 1428 D=1429 C.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

775. Исх. 3:14. 776. Ср. Ориген. О молитве 24: " …Все мы каждый раз, когда думаем о Боге, связываем с этим именем какиелибо определенные представления, но представляем себе под этим именем далеко не все, чем Бог является, потому что лишь немногие из людей и даже… менее чем немногие постигают Его во всех отношениях особенную сущность… " . 777. Сл. 30, 17, 1–10; SC 250,260–262=1.440. 778. Словопроизводство theos от theein весьма распространено: см. Платон. Кратил 397d; Феофил Александрийский. К Автолику 1,4; Климент Александрийский. Строматы 4, 23; и др. 779. Сл. 30, 18, 1–18; 262–264=1.440. 780. Сл. 28, 31, 13; 172=1.412. О платонических корнях этого термина см. Moreschini. Platonismo, 1385; Pinault. Platonisme, 55, 67, 79–80. 781. Сл. 6, 12, 18–20; SC 405, 152=1.153. Ср. Ориген. На Ин.19,1 (PG 14, 536). Говоря о том, что Бог выше понятия " " сущности " " , Григорий следует Платону (см. Государство 509b) и Плотину (Энн. 5, 3, 13–14; 5, 3, 17; 6, 8, 21). 782. Ср. Исх. 15:3; Пс. 23:19; 1 Тим. 1:17; Пс. 57:13; 1 Тим. 6:15; Ис. 1:19; Рим. 9:29; Втор. 10:17; Ис. 3:15; Ам. 6:8. 783. Ср. Пс. 67:21; 93:1; Рим. 15:33; Пс. 4:2; Исх. 3:6. 784. Сл. 30, 19, 1–12; 264=1.440–441. Имена Христа будут рассмотрены нами в главе, посвященной христологии Григория. 785. Сл. 6, 12, 25–32; SC 405, 154=1.153. 786. Сл. 22, 4, 1–4; SC 270, 226=1.336. 787. Ср. Ин. 4:24; Втор. 4:24; Ин. 9:5; Ин. 4:16; Иов 12:13; Пс. 102:17; Ис. 40:13; Ин. 1:1. 788. Подразумевается, что ни движение, ни смешение с чемлибо, ни пребывание в чемлибо другом, ни противоборство не свойственны Божеству. 789. Сл. 28, 13, 1–34; 126–128=1.399–400. 790. Сл. 31, 21, 5–7; SC 250, 316=1.455. Григорий воспроизводит традиционное для александрийской школы представление о наличии разных уровней в Писании, в частности " " буквы " " и " " духа " " . 791. Ср. Пс. 43:24; Дан. 9:14; Втор. 11:17; Ис. 37:16. 792. Ср. Пс. 17:11. 793. Ср. Пс. 33:17 и др. 794. Ср. Пс. 10:12 и др. 795. Сл. 31, 22, 1–23; 316–318=1.455–456. 796. Ср. Василий Великий. Против Евномия 1,4. Если Божество является " " нерожденным " " по сущности, следовательно всякое " " рожденное " " бытие не есть Бог: такова была идея Евномия, использовавшего этот аргумент для отрицания Божества Сына.

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010