И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами. И да будут милости Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами. Хор отвечает: «И со духом твоим». Выражение «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» встречается у апостола Павла ( Тит 2:13 ). Оно может быть понято двояко: как указывающее на Сына Божия, или как указывающее на Отца и Сына. При первом понимании слова «великого Бога» относятся к Иисусу, при втором – к Богу Отцу. Второе понимание отчасти подкрепляется формулой благословения из Второго соборного послания Иоанна: «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» ( 2Ин.3 ). Формулы благословения именем Отца и Сына без упоминания Святого Духа встречаются и в посланиях Павла, например: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Рим.1:7 ; Еф. 1:2 ); «благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего» ( 1Тим.1:2 ). Возможно, одна из таких архаичных формул легла в основу той, что сохранилась в Литургии. С другой стороны, на фоне общего тринитарного характера Литургии представляется несколько необычной формула благословения, в которой упоминалось бы только об Отце и Сыне и не упоминалось бы о Святом Духе. Мы поэтому склонны видеть в словах «великого Бога и Спаса нашего» указание на Иисуса Христа, а в том, что эта формула звучит после преложения Святых Даров – особый акцент на христологическое измерение Литургии. Все те блага, которые изливаются на верующих благодаря причащению Святых Тайн, стали следствием милостей и щедрот Спасителя мира, умершего на кресте и даровавшего верующим во имя Его вечную жизнь. 7. Просительная ектения и молитва перед «Отче наш» Просительная ектения После окончания ходатайственных молитв наступает та часть Литургии, которая непосредственно готовит верующих к таинству Святого Причащения. Диакон произносит просительную ектению, которая начинается прошениями: Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Догматик – песнопение в похвалу Пресвятой Богородицы, содержащее ряд догматов, которое поется на великой вечерне после стихир на «Господи, воззвах». В догматике прославляется Божия Матерь и содержится учение Святой Церкви о двух естествах Христовых – Божеском и человеческом, о воплощении Сына Божия и т. д. Евхаристия (греч. «благодарение») – главнейшее из семи таинств Православной Церкви, совершаемое на Божественной литургии: приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых (Святых Тайн) и их причащение. В таинстве Евхаристии Церковь приносит благодарственную, хвалебную, умилостивительную и молитвенную жертву Богу за спасение всех людей – живых и умерших. Таинство Евхаристии установлено Самим Спасителем на Тайной вечере: «…взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 26 – 28 ); «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ). Апостол Павел называет Евхаристию возвещением смерти Господней: «…всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11, 26 ) – потому, что именно Голгофской жертвой, Своей крестной смертью Спаситель совершил таинство нашего искупления. В таинстве Евхаристии Хлеб и Вино таинственным наитием и действием Святого Духа претворяются (пресуществляются) в истинные Тело и Кровь Христовы. И если в других святых таинствах верующие получают благодатные дары Святого Духа, то в таинстве Евхаристии они приемлют в себя Самого Господа, соединяются с Ним и делаются причастными Его Божественного естества ( 2Пет. 1, 4 ). Ектения, или эктения (греч. «усердие», «протяженность»), – пространное молитвенное прошение к Богу, начинающееся словами: «Миром Господу помолимся». Возглашается диаконом либо (в отсутствие диакона) священником. Ектении – существенная часть богослужения, за которым, помимо великой у возглашаются еще три вида ектений: просительная (в которой молящиеся просят «дня сего (или вечера) совершенна, свята, мирна и безгрешна»; ангела мирного, верного наставника, хранителя души и телес; всего доброго и полезного душам; мира всему миру; безболезненной и непостыдной кончины жизни и доброго ответа на Страшном суде, и т. д.), сугубая (начинается словами: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем») и малая, состоящая из трех возгласов и начинающаяся словами: «Паки и паки (то есть снова и снова) миром Господу помолимся». После каждого прошения на ектениях хор поет: «Господи, помилуй». Кроме четырех главных ектений есть еще две: ектения об оглашенных (произносится на литургии) и ектения об умерших (произносится на панихидах и при погребении умерших).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Враг двоит и разделяет нас в себе самих (внутрь) и между собою, чтобы разрушить дело Божие в нас и погубить душу нашу, ибо всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет [ Мф. 12, 25 ], и дом, разделившийся сам в себе, падет [ Лк. 11, 17 ]. Дивны дела! Бдеть и молиться должно непрестанно, чтобы не впасть в искушение [ Мф. 26, 41 ]. Помогай, Господи! Ты видишь, что я мыслю, и что намереваюсь, и что пишу! Владычице, помогай нам! Мир с домашними и со всеми и любовь даруй! Жалость, жалость (что бы люди ни делали), но не злость! Жалей, а не сердись, жалей, а не злорадствуй, не зложелательствуй. Злорадство – сатанинское дело! Пить холодную воду пред шоколадом и кофе очень вредно: это я испытал сегодня из-за вчерашней неосторожности. Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие [ Ис. 40, 4 – 5 ]. О, если бы пути Господни были так прямы и ровны, как наши нынешние земные пути на суше и на воде! От города до города проведены [у нас] железные дороги; во время прокладки их дебри все завалены землею, горы и холмы снесены или просверлены самые горы; кривые дороги стали прямыми, неровные, тряские – гладкими и покойными. Господи! Даждь сердцем совершенным ходить мне всегда пред Тобою в дому моем, среди людей Твоих и наипаче в дому Твоем и вся право глаголати. 30 августа 1872 г. Как мудро составлены Церковью ектении на церковных дневных службах! Какая материнская о всех заботливость у Церкви! Великая ектения обнимает всю полноту Церкви, весь мир своим благожеланием и воздыханием (или Церковь в великой ектении обнимает своим истинно материнским сердцем весь мир и каждого христианина в особенности, особенно стоящих здесь, в храме); в просительной ектенье просят у Господа благ преимущественно находящиеся и молящиеся во храме. Сугубая обнимает всё гражданское общество, потому и начинается молением о царе; великая ектения имеет в виду блага всей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ектения просительная. Хор: Аминь. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Главы наши пред Господом преклоним. Хор: Тебе, Господи. И молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне Стихира 1 Стих: Насытились мы рано утром милостью Твоею, Господи, и возрадовались и возвеселились. Во все дни наши возвеселились: за дни, в которые Ты смирил нас, за годы, в которые мы видели злое. И воззри на рабов Твоих и на дела Твои,/и укажи путь сынам их. Пс 89:14–16 Стихира 2 Стих: И да будет сияние Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправь у нас,/и дело рук наших исправь. Пс 89:17 Стихира 3 Слава, и ныне: Богородичен. Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать ранним утром милость Твою и истину Твою во всякую ночь. Пс 91:2–3 Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Тропарь праздника. Слава, и ныне: Богородичен того же гласа. Ектения: Помилуй нас, Боже: и молитва. Диакон: Премудрость. Хор: Благослови. Священник: Сущий благословен – Христос, Бог наш, всегда: ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан во век века. И начинаем первый час.   Если же пост, и пели «Аллилуия», кончаем утреню так: Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать ранним утром милость Твою и истину Твою во всякую ночь. (2) Пс 91:2–3 Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Стоя во храме славы Твоей,/помышляем, что стоим на небесах./Богородица, врата небесные,/отверзи нам двери милости Твоей. Господи, помилуй. (40) Слава, и ныне: Честью высшую Херувимов/и несравненно славнейшую Серафимов,/девственно Бога-Слово родившую,/истинную Богородицу – Тебя величаем. Именем Господним благослови, отче. Священник: Сущий благословен – Христос, Бог наш, всегда: ныне, и всегда, и во веки веков. Чтец: Аминь. Небесный Царь, верных людей Твоих укрепи, веру утверди, народы укроти, мир умиротвори, святой храм сей (или: святую обитель сию) невредимым сохрани, прежде почивших отцов и братьев наших в селениях праведных водвори и нас в покаянии и исповедании прими, как Благой и Человеколюбец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

О, слава Тебе, дарующему нам свет дневной! Слава – слава долготерпению Твоему, Господи! За славословием просительная ектения (исполним утреннюю молитву нашу Господеви) и стиховны. Утренняя стиховны то же самое, что и вечерняя. Вот, для примера: «во вторник утра, глас второй, на стиховне стихиры умилительны». «Всех превосхожу грехом – у кого научусь покаянию? Если буду вздыхать как мытарь, то, думаю, отягчу небеса; если буду плакать, как блудница, то слезами лишь оскверняю землю. О, мой Боже, даруй мне оставление грехов и помилуй меня»! Припев из псалма 139: «Утром насыти нас Твоею благостью, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши. Возвесели нас по мере дней, в которые Ты поражал нас, по мере лет, в которые мы видели бедствия. Да явится над рабами Твоими дело Твое, и слава Твоя над сынами их» ( Пс. 139:14–16 ). «Господи, от Девы родившийся! Презри мои беззакония и очисти мое сердце, соделав из него храм пр. Твоего Духа; Ты, неизмеримо милосердый, не отринь меня от Твоего лица». Припев из того же псалма: «Да будет благоволение Господа Бога нашего с нами, и дело рук наших соверши нам, и дело рук наших соверши». «Святые мученики, взявши крест Христов – оружие непобедимое, восторжествовали над всей дьявольской силой и, получивши небесные венцы, сделались защитой для нас, принося за нас Христу молитвы». После стиховных стихи из 91 псалма: «Благо есть исповедатися» и пр. «Хорошо славить Господа и петь имени Твоему, всевышний, возвещать утром милость Твою, и истину твою в нощи» ( Пс. 91:2–3 ). Трисвятое, тропарь празднуемому святому с богородичным, сугубая ектения и отпуск. Народная жизнь в худшем ее проявлении Из этого обозрения вечерних и утренних богослужений ты видишь, мой друг, с какой, поистине материнской, заботливостью старается святая Церковь о спасении чад своих, о примирении всех их с Господом Богом. Все, что только есть злого, страшного, отвратительного в грехе, она выставляет с поразительною резкостью и верностью, все, что может заставить человека одуматься, взойти в себя, строго обсудить свое настоящее и будущее, она высказывает с неодолимой силой убеждения; наконец, все, что только может приклонить Господа Бога на милость, вымолить у Него прощение и помилование для кающегося, все делается с ее стороны, делается непрестанно. И, о горе наше! где плоды всего этого?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

16 Царство Отца и Сына и Святого Духа – постепенно раскрывающееся Присутствие Троичного Бога, явление благодати Божией в мире и человеке. Царство Божие – ключевое понятие христианской жизни и содержание Христова благовестия ( Мф.4:17 ), отнюдь не «потусторонний» мир, а знание Бога, любовь к Нему, единство с Ним и жизнь в Нем ( Ин.17:3 ): «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»). Евхаристия есть приближение и явление Царства Божия, Небо на земле. 18 Т.е., в мире, в тишине, спокойствии, в молчании, в состоянии душевного умиротворения. В древности это был призыв к духовной молитве всего собрания. Громкий ответ «Господи, помилуй» не полагался. Великая ектения первоначально была более продолжительной, включая в себя прошения мирной + просительной ектении, и произносилась в древности на «литургии верных», а, несколько позднее, перед «Святый Боже». На всех ектениях преклоняли колени, как делают это и ныне на чтении трех коленопреклонных молитв на вечерне первого дня Святой Троицы: «Паки и паки, преклоньше колени...», и в конце молитв: «Заступи, спаси, возстави...» По свидетельству святителя Иоанна Златоуста молитвы Евхаристии также слушались коленопреклонно: «И в молитвах, как всякий может видеть, много содействует народ. Так, например, о бесноватых и о кающихся совершаются общие молитвы священником и народом, и все читают одну молитву – исполненную милосердия. Равным образом, когда изгоняем из священной ограды недостойных участвовать в святой трапезе (Евхаристии), нужна бывает другая молитва , – мы все вместе повергаемся на землю, и все вместе встаем». В чине Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста (во второй молитве верных) читаем: «Паки и многажды припадаем, и Тебе молимся, Благий и человеколюбче:...» Об образе произнесения ектений и молитвословий Евхаристии в древности см. статью в приложении. 19 Прошение о ниспослании общине Мира Божьего (евр. «Шалом Ягве»). См. ( Фил.4:7 ): «И Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»; ( Кол.3:15 ): «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Где бы ни жили люди, в городах ли, или вдали от них в деревнях и селах (названных общим именем страны – χωα), везде они нуждаются в милости Божией. Кто не живет под кровом Вышняго, для того не найдется нигде мирного и безопасного пристанища, не только в селах неукрепленных, но и в городах, обнесенных твердынями и охраняемых многочисленной стражей. Ибо «если Господь не стережет града, напрасно не спит страж» ( Пс.126:1 ). Посему должно молить Господа, чтобы покрывал щитом своей милости и города наши, и селения наши, избавлял их от опустошительных пожаров, наводнений, землетрясений, нашествия иноплеменников и т. п., и чтобы сохранял от этих бедствий всех обитающих в городах и селениях с верою, т. е. православных и благочестивых градских и сельских жителей. И дай Господи, чтобы в городах и селениях наших не оскудевало число православных обитателей, православных не по имени только, а по жизни, твердых в православной вере, ревностных к исполнению её предписаний и установлений, и истинно благочестивых. В противном случае горе нашим городам и селениям. Господь грозил Израилю: «если не будешь слушать гласа Иегова, Бога твоего, не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления, то проклят будешь в городе, и проклят будешь на поле» ( Втор.28:15–16 ). И эту угрозу Господь исполнил. Во гневе Своем Он не только предал разрушению и конечному опустошению нечестивые языческие города – Вавилон, Тир и Сидон, и все области, от них зависевшие, но не пощадил и самого Иерусалима, святого города, хранилища святынь Своих, за нечестие его жителей, и предал опустошению всю страну Израильскую. Подобная участь грозит всякому городу и стране христианским, если водворится в них нечестие и забвение Бога. Во гневе Господь не щадит самых святынь Своих. 9) «О благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временех мирных». – Воздух – величайшее благо для нас и для всех животных, без воздуха нельзя дышать и жить. Но воздух бывает и вреден для нашей жизни, когда он либо слишком сыр, либо слишком сух, когда он наполняется смертоносными примесями, когда бушуют тлетворные ветры, распространяющие на пути своем смерть и пагубу на все живущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И по окончании чтения поем: Слава долготерпению Твоему, Господи! Таже Слава в вышних Богу:  Священник же ектению: Исполним утреннюю молитву:  И прочее по обычаю, и по возгласе: Яко Бог милости: Славословие вседневное, ектения просительная [и молитва 12]. После молитвы главопреклонной – Священник: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие: Абие Евангелие 11е, от Иоанна, зачало 62: И читает одиннадцатое Евангелие от Иоанна, зачало 62 Во время оно, моли Пилата Иосиф, иже от Аримафея, сый ученик Иисусов, потаен же страха ради иудейска, да возмет тело Иисусово: и повеле Пилат. Прииде же и взят тело Иисусово. Прииде же и Никодим, пришедый ко Иисусови нощию прежде, нося смешение смирнено и алойно, яко литр сто. Прияста же тело Иисусово, и обвиста е ризами со ароматы, якоже обычай есть иудеом погребати. Бе же на месте, идеже распятся, верт, и в верте гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе. Ту убо пятка ради иудейска, яко близ бяше гроб, положиста Иисуса. В то время попросил Пилата Иосиф из Аримафеи, бывший учеником Иисуса, но тайным из страха перед Иудеями, взять тело Иисуса. И разрешил Пилат. Пришел он и взял тело Его. Пришел же и Никодим, приходивший к Нему в первый раз ночью, и принес состав из смирны и алоя около ста фунтов. Взяли они тело Иисуса и обвили Его пеленами, с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. Был же сад на том месте, где Он распят был, и в саду гробница новая, в которой еще никто не был положен. Там-то ради пятницы Иудейской, так как близко была гробница, положили Иисуса.    Ин 19:38–42 И по окончании чтения поем: Слава долготерпению Твоему, Господи! И поем стихиры самогласны, оба лика вкупе. Глас 1: Стихиры на стиховне Глас 1 Вся тварь изменяшеся страхом,/зрящи Тя на Кресте висима, Христе:/солнце омрачашеся,/и земли основания сотрясахуся,/вся сострадаху Создавшему вся./Волею нас ради претерпевый,/Господи, слава Тебе. Все творение изменялось от страха,/видя Тебя, Христе, висящим на Кресте:/солнце омрачалось и основания земли колебались,/все сострадало Создавшему все./Добровольно все за нас претерпевший,/Господи, слава Тебе!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

И по окончании чтения поем: Слава долготерпению Твоему, Господи! Таже Слава в вышних Богу: Священник же ектению: Исполним утреннюю молитву: И прочее по обычаю, и по возгласе: Яко Бог милости: Славословие вседневное, ектения просительная [и молитва 12]. После молитвы главопреклонной – Священник: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие: И читает одиннадцатое Евангелие от Иоанна, зачало 62 Во время оно, моли Пилата Иосиф, иже от Аримафея, сый ученик Иисусов, потаен же страха ради иудейска, да возмет тело Иисусово: и повеле Пилат. Прииде же и взят тело Иисусово. Прииде же и Никодим, пришедый ко Иисусови нощию прежде, нося смешение смирнено и алойно, яко литр сто. Прияста же тело Иисусово, и обвиста е ризами со ароматы, якоже обычай есть иудеом погребати. Бе же на месте, идеже распятся, верт, и в верте гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе. Ту убо пятка ради иудейска, яко близ бяше гроб, положиста Иисуса. В то время попросил Пилата Иосиф из Аримафеи, бывший учеником Иисуса, но тайным из страха перед Иудеями, взять тело Иисуса. И разрешил Пилат. Пришел он и взял тело Его. Пришел же и Никодим, приходивший к Нему в первый раз ночью, и принес состав из смирны и алоя около ста фунтов. Взяли они тело Иисуса и обвили Его пеленами, с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. Был же сад на том месте, где Он распят был, и в саду гробница новая, в которой еще никто не был положен. Там-то ради пятницы Иудейской, так как близко была гробница, положили Иисуса.   Ин 19:38–42 И по окончании чтения поем: Слава долготерпению Твоему, Господи! Стихиры на стиховне Глас 1 Вся тварь изменяшеся страхом,/зрящи Тя на Кресте висима, Христе:/солнце омрачашеся,/и земли основания сотрясахуся,/вся сострадаху Создавшему вся./Волею нас ради претерпевый,/Господи, слава Тебе. Все творение изменялось от страха,/видя Тебя, Христе, висящим на Кресте:/солнце омрачалось и основания земли колебались,/все сострадало Создавшему все./Добровольно все за нас претерпевший,/Господи, слава Тебе! Глас 2. Стих: Разделиша ризы Моя себе,/и о одежди Моей меташа жребий.

http://foma.ru/velikij-chetverg.html

Лубочные картинки, изображающие смерть, напоминающие о смерти, были настолько популярны, что многократно перерисовывались в различных вариантах, переиздавались более современными средствами печати и окончательно исчезли из русского быта всего лет 30 назад. Помню, что в детстве мне в нескольких домах довелось видеть их, прикреплёнными к стене рядом с иконами. О страданиях Пророчества о последних временах содержат много указаний на будущие бедствия. «Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» ( Мф. 24:7 ), «тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать. и возненавидят друг друга» ( Мф. 24:9-10 ); «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» ( Мф. 24:21 ). Не один раз случалось слышать вопрос: для чего, зачем человечеству переживать такие бедствия, так много страданий, тем более перед концом? Знаю я одного неверующего очень старого человека, он мечтает умереть во сне. Знаю и некоторых других, желающих для себя нечаянной, незаметной смерти: мгновенной, не затрудняющей сознание. Конечно, боль и страдания мало кто назовёт желанными, поэтому Церковь и молится о безболезненном конце жизни: «Христианский кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим» (Просительная ектения). Но, заметьте, просим мы не только безболезненной кончины, но кончины христианской, непостыдной, мирной, молимся, чтобы нам было что ответить на Страшном Суде Христовом. И просьба о безболезненной смерти не самая главная в нашей молитве. Для православного сознания характерна скорее боязнь скоропостижной или внезапной смерти. Именно той мгновенной, о которой мечтают нецерковные люди. Православные, особенно, кто бывает в опасных для жизни ситуациях или болен смертельной, чреватой неожиданным разрешением болезнью, молятся великомученице Варваре, надеясь её заступничеством избежать внезапной смерти, чтобы не умереть без покаяния, без Причащения Святых Таин. Известно, что эта Святая имеет от Господа особую благодать избавлять обращающихся к ней от внезапной и скоропостижной смерти. На иконах святая Варвара иногда изображается со Святой Чашей, так как известно много явлений угодницы Божией со Святыми Тайнами к умирающим. Небольшие иконки великомученицы Варвары мы можем увидеть прикреплёнными в кабинках автомобилей: ведь управление автомашиной, к сожалению, слишком богато печальными неожиданностями.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010