В первом случае приговор пророков беспощаден. В разоблачении религиозного неразумия современников пророки не жалеют слов негодования и горькой иронии, чтобы хоть только до известной степени образумить их. «Другие боги», которых почитают сыны Израиля, для пророков суть простые идолы, вполне тождественные с тем материалом, из которого они сделаны. Те, кого Израиль называет: «боги наши!» суть просто изделия рук человеческих ( Ос.14:4 : «не будем более говорить изделию рук наших: боги наши). В частности телец самарийский, предмет особенного почитания Израиля (а стало быть и другие почитаемые Израилем тельцы), есть произведение художников, а не бог: «он дело Израиля; художник сделал его, и потому он не бог ( Ос.8:6 ). Они просто дерево ( Ос.4:12 ), или самими израильтянами вылитые из золота или серебра истуканы ( Ос.8:4 : «из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов»; Ос.13:2 ; «сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, – полная работа художников»; Ам. 5:26 , «вы носили образы, которые сами сделали»). Такому пониманию «богов иных» соответствуют и разные наименования, которые оттеняют ничтожество и безжизненность богов. Пророк Амос ( Ам.2, 4 ), говоря о преступности Иудеев, ставит им в тяжкий грех то, что их совратили с пути их лжебоги (kkisebejcbem), вслед которых ходили отцы их. Употребленный им термин, по буквальному переводу, «их ложь», «ложные их боги» (русс. пер. «идолы» не выражает смысла подлинного слова 107 ) показывает, как смотрит пророк на действительное существо «других богов: они суть ложь тех, кто их почитает, – не только, как res, quae fallunt (Gesenius), но вообще, как вымышленные, ничтожные предметы, как elilîm и habalîm, которые не имеют сами по себе никакой реальности и потому не могут дать того, чего от них ожидают 108 . Подобным образом и Осия намеренно избегает называть Вефиль его именем «дом Божий» и несколько раз ( Ос.4:15; 5:8; 10:5 ) называет его презрительным именем beth–aven – дом идольский; причем для обозначения «идолов» употребляет слово, которое имеет решающее значение для определения взгляда пророка на «других богов».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

В последнем смысле данное выражение употребляется только по отношению к Мессии и означает божественную природу рожденного Сына Божия. Мысль о сыновстве по благодати употреблялась в Священном Писании Ветхого Завета прежде всего по отношению к народу Израилеву , который состоял с Господом в особых отношениях: Господь вывел его из Египта, дал ему независимость и самостоятельность, заключил с ним Завет 283 . Поэтому уже в начале непосредственного окормления Израиля Господом, а именно – при освобождении из египетского плена, Господь называет Израиль Своим сыном: «И скажи фараону: так говорит Господь: Израил – сын Мой, первенец Мой (МТ: , «бни бэкори исраэл», в кумранских рукописях текст утрачен)» ( Исх. 4:22 , см. также следующий стих). Исходя из понятного своим современникам выражения, Давид обращается к членам собрания Израилева в 28-ом псалме: «воздайте Господу, сыны Божии ( , «бэне элим», LXX: υο θεο), воздайте Господу славу и честь» ( Пс. 28:1 , текст из Нагал Гевера 5/6HevPs совпадает с масоретским). К этой же категории относится выражение «сыны Всевышнего» ( , «бэне элеон») из рассмотренного ранее псалма 81-го, принадлежащего современнику Давида Асафу. Пророк Осия говорит от имени Господа: «когда Израил был юн, Я любил его и из Египта воззвал сына Моего» (МТ: , в кумранских текстах стих утрачен, Ос. 11:1 ). У пророка Иеремии встречаем провозглашение отцовства Господа: » Я – отец Израилю (МТ: , то же в кумранском тексте 4QJer c ) и Ефрем – первенец Мой» ( Иер. 31:9 ). В книге Исаии образ отцовства Господа к Его народу используется в покаянных главах 63–64: «Только Ты – Отец наш ( ); ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: Искупитель наш» ( Ис. 63:16 ), " но ныне. Господи, Ты – Отец наш ( ); мы – глина, а Ты – образовател наш, и все мы – дело руки Твоей» ( Ис. 64:8 ). Последний стих хорошо иллюстрирует, что пророк понимал отцовство Господа как творческий акт образования и последующей особой опеки верного Ему народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Вы помните, наверное, с чего началось отступление Израильского царства: с сооружения двух святилищ с золотыми тельцами, главное из которых находилось в Вефиле. После этого легко совершился переход к самому настоящему идолослужению. Затем поставление царей и князей по своему выбору: в Израильском царстве за 200 лет его существования сменилось четыре династии, не считая промежуточных правителей. Сравнивая Израиль с виноградом, пророк говорит о том, что чем лучше ему живется, тем более он склоняется к идолопоклонству. Народ не страшится ни царя – они сами ставят себе царей, ни Бога, который, как им кажется, гораздо дальше царя. Погрязший во лжи народ будет отдан на растерзание ассирийцам, так что будут они говорить « горам: “ покройте нас” , и холмам: “ падите на нас”» (Ос. 10: 8; ср. Лк. 23: 20). Далее показывается полная безуспешность разными благодеяниями привлечь израильтян к покаянию. Здесь снова изображается то, что Израиль был выращен, спасен Господом и уклоняется от Него: « Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им» (Ос. 11: 1–2, 4). В Евангелии часть этих слов отнесена к Спасителю. Ошибки в этом нет, поскольку народ израильский также таинственно прообразовал Христа. Здесь есть перекличка с пророком Исаией, который говорил о воле и осле, которые знают ясли Господина своего, в отличие от Израиля, который забыл Его (Ис. 1: 3). В самом конце пророк Осия обличает израильтян в их замыслах выйти из своего бедственного и гибельного положения путем каких-то политических действий, путем союзов с иноплеменниками. « Ефрем пасет ветер и гоняется за восточным ветром, каждый день умножает ложь и разорение; заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей» (Ос. 12: 1). Под образом восточного ветра у пророков этого времени часто изображаются Ассирия и Вавилон, а союз с Египтом был исторической причиной гибели государства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Глава 1 Мих. 1:1 . Слово Господне, еже бысть к Михею Морасфитину, во дни Иоафама и Ахаза и Езекии царей Иудиных, о нихже виде о Самарии и о Иерусалиме. С Евр.: «Слово Иеговы, бывшее к Михею Морасфитянину, во дни Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, которое он пророчески изрек о Самарии и Иерусалиме». Вот что говорил Господь Михею Морасфитянину во дни иудейских царей Иоафама, Ахаза и Езекии, вот что я свыше узнал 10 о Самарии и Иерусалиме, т. е. о судьбах царств Израильского и Иудейского. Здесь часть за целое, столица за все царство. Во дни поименованных царей в Израильском царстве были цари Факей и Осия, при котором, на 9-м году его царствования, было разрушено царство Израильское ассириянами. Таким образом св. Михей пророчествовал 45 лет, если положить, что он пророчествовал до преемника Езекии – Манассии (757–711). Мих. 1:2 . Слышите, людие вси, словеса, и внемли, земле и вси иже на ней, и будет Господь Бог в вас в послушествование, Господь от дому святаго своего. С Евр.: «Слушайте, все народы, внимай, земля, и все, что наполняет ее. И да будет Господь Иегова свидетелем против вас, Господь из храма святого Своего». Св. пророк сначала говорит вообще обоим царствам, под людьми 11 , или народами, разумеет все колена того и другого царства, под словесами – свои пророчества, под землею – всю Палестину. Св. Михей призывает к слушанию словес Божиих всех иудеев и израильтян и уверяет их, что он будет говорить не от себя, а от Господа; что Сам Бог засвидетельствует истинность Своих словес и то, что он говорил именно от Господа, а не от себя, что и значат слова: да будет Господь Бог в послушествование 12 , Сам засвидетельствует верность передаваемых Им чрез меня предсказаний самими событиями, исполнением пророчеств. Возбудив доверенность к своим словам, св. Михей присовокупляет, что Бог будет говорить иудеям и израильтянам от дома святого Своего, по блаж. Феодориту – «из божеств. храма», или с неба, которое называется жилищем и домом Божиим. Сим пророк дает разуметь, что истинный Бог обитает на небе или во храме Иерусалимском.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава XXX Многие комментаторы,-и в числе их Епископ Петр, Шмидер, Кей и др., -указывают, согласно с знаменитым раввином, жившим в начале XII ст. Соломоном Исааки, более известным под именем Раши (или неправ. Ярхи),-что первые семь стихов XXX гл. Исаии относятся к погибающему уже царству Израильскому. Мы знаем из 4Цар. 17:4 , что Осия Израильский сам подал повод к погрому своего царства, завязав тайные переговоры с Египетским фараоном Сигором 1061 , изменяя Ассирии, к которой он находился в вассальных отношениях. Пророчество это впрочем начертано не для Израиля, обреченного уже на гибель, а для Иуды и Иерусалима. В нем пророк настойчиво указывает опасность возлагать надежды свои на Египет; цель его убедить народ свой, что единственное его спасение есть твердое упование на помощь Святого Израилева. Он просит их „оставаться на месте и в покое“, так как,-прибавляет он именем Господа, – „в тишине и уповании крепость ваша“ (ст. 15). Выше в гл. XXII мы видели, что один из важнейших сановников Езекии был приверженцем союза с Египтом и сменен с высокой должности по настоянию пророка. И в последующих главах мы видели, что в Иерусалиме существовала сильная партия желавших этого союза. С 19 стиха пророк произносит слова утешения Иерусалиму и видит (ст. 31–33) гибель Ассура. 1 . Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: 2 . не вопросивши уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта. 3 . Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта – бесчестием; Мы видели выше мнение Раши, принятое многими комментаторами; но другия комментаторы полагают, что сам Езекия склонился к союзу с Египтом, вопреки вещаний Исаии, и что обличение относится к нему. Но едва ли это так. Что Езекия (по 4Цар. 18:7 ) „отложился от царя Ассирийского и не стал служить ему“, едва ли может служить доказательством договора с Египтом: мы по крайней мере не видим никаких признаков соглашения между Тиргаком и Езекией, который был предоставлен вполне самому себе в то время, как Сеннахерим двигался к Египту.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«И Иегова Бог воинств, имя Его Иегова», именует так потому, что для Израиля времен Осии сила упования и доверия сосредоточивалась в том, что Иегова есть Бог, повелевающий видимыми и невидимыми силами неба, с неограниченной властью владычествующий как на небе, так и на земле ( Ос.12:4–6 ). К этому-то Богу, могущему, как Богу воинств, спасти Израиля от всякой беды и опасности, сильному сделать все, Израиль и должен обратиться: " И ты, говорит пророк, обращаясь к Израилю, обратись ты к Богу твоему», вступи с Ним в тесное, жизненное общение, и свое искреннее обращение к Нему прояви любовью и справедливостью к ближнему и полный твердой веры упованием на самого Господа: «держись любви и правды, и на Бога твоего уповай всегда» ( Ос.12:7 ). Такого рода обращение для Израиля необходимо потребно, потому что Израиль не подражал в своей жизни своему праотцу Иакову, он не был Иаковом, который силен настолько, что борется с Богом и силой молитвы поборает Бога, склоняет его на милость к себе и дарование благословений. – Израиль пошел по другой дороге, – он по своей деятельности сделался Ханааном, сделался богопротивным торговцем, сделался купцом, как Ханаан. (Торговля составляла главное занятие хананеев и особенно между ними финикиан). Само слово Кепаап значит купец, торговец (см. Ис.23:7 ; Иов.40:25 ). В этом нарицательном значении наименование Ханаан главным образом, как видно из связи речи, и усвояется здесь Израилю, хотя в то же время подразумевательно прилагается и то значение, с каким у пророка Иезекииля ( Иез.16:3 ), то же наименование усвояется Израилю, а именно в отношении идолопоклонства, которое воспринял Израиль в свое существо от Ханаана, и в этом идолопоклонстве вполне уподоблялся ему). В чем же Израиль проявляет свое ханаанское настроение? В законе Израилю сказано было: «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная, и гин верный. Я Господь Бог ваш, который вывел вас из земли Египетской» ( Лев.19:35–36 ; см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Из этой смеси в царстве Израильском составилась религия едва ли не хуже языческой.., и та по причине частых изменений не имела почти никакого влияния на ум и сердце народа ( Ос 4:4–6 ; 891 8:4–5 892 ). Священники, служа орудием часто сменяющимся обладателям престола, которые вместе были и первосвященники, заботились о снискании благоволения своих земных повелителей и небрегли о своей обязанности – быть руководителями народа в вере. А этот последний, угнетаемый властителями, презираемый священниками, предался суевериям и жил чисто животной жизнью, попирая коренные начала нравственности. Блуд, вино и пьянство завладели сердцем их, говорит Господь устами Осии: народ Мой вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и блудодействуя они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень ( Ос 4:11–13 ). Внешними и внутренними бедствиями Господь вразумлял Свой народ, но Израильтяне оставались равнодушны, и стал Ефрем как глупый голубь, без сердца ( Ос 7:11 ), т. е. не вразумлялся опытами прошедшего, как глупый и не замечающий наносимого вреда голубь – единственная птица, не скорбящая о своих птенцах и беззаботно строющая гнездо на прежнем месте, сколько бы раз ни разрушали его. 35. Общий смысл и образ речи пророчеств Осии В соответствии с обстоятельствами своего отечества и для вразумления своих заблудших сограждан пророк Осия в кратких и сильных выражениях изображает неблагодарность Израильтян и отступление от Бога – своего Благодетеля и Промыслителя, дабы расположить их к лучшему образу мыслей и поступков и таким образом привести к покаянию. В самых смутах и неустройствах гражданских, какими страдало царство Израильское, пророк указывает десницу Божию всеустрояющую и дает возможность уразуметь, ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них ( Ос 14:10 ), т. е. пути Промысла в переворотах царства Израильского вполне согласны с премудростью и вечной правдой Божией; но по ним могут достигнуть благополучия и безопасности только благочестивые и послушные закону, а нечестивые, идущие наперекор воле Божией, гоняющиеся за осуществлением своих замыслов, изнемогут в борьбе с грядущими несчастьями и погибнут в своем упорстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Когда ты будешь есть и насыщаться и построишь хорошие домы и будешь жить (в них); и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много: то смотри, чтобы не надмилось сердце твое, и не забыл ты Господа, Бога твоего, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» ( Втор.8:11–14 ). От чего предостерегал Моисей, то и случилось " как они (израильтяне) имели свою пажить, так и насытились». Насытились соответственно своему тучному пастбищу, соответственно своей обильной своими благами, дарованной Богом земле, – «насытились и возгордилось сердце их, потому и забыли Меня» ( Ос.13:6 ; ср. Втор.31:20, 32:15–18 ). А потому и исполнится над ними то, чем угрожал Израилю Моисей, в случае непоследования его предостережению его Законодателя. От имени Иеговы Моисей угрожал, между прочим, что Господь пошлет на своих ослушников все роды казней с тем, чтобы наказать их, – Он будет их губителем (см. Втор.32:21–25 ); и теперь Иегова свою угрозу исполнил. Предсказаное наказание уже вошло в свою силу. Народ – это стадо, пасшееся на тучном пастбище, подвергается уже лютости гнева Божия, которая как дикий зверь уже пожирает стада: «и Я был для них, говорит Господь, как лев, как барс у дороги караулю их», – вследствие неблагодарного отношения к Богу народа моего Он стал губить его, как лев губит свою добычу или как барс, при дороге подстерегающий эту добычу и с жадностью хватающий ее, как скоро она попадается. «Я встречаюсь с ними», говорит Господь, Я нападаю на них так же свирепо и люто, «как свирепо и люто нападает медведица, лишенная детей, и раздираю покрывало сердца их», раздираю грудь их, как делает это зверь (повсюду выражения образные, обозначающие собой вообще истребление народа), «и так пожираю их, как львица». Господь продолжит и на будущее время эти губительные действия, продолжит с тем, чтобы вконец наказать свой народ: «полевой зверь растерзает их» ( Ос.13:7–8 ). Но прежде, чем окончить обвинение народа и возвещение ему наказания, пророк еще раз от имени Иеговы раскрывает перед народом главную причину нравственного падения народа, падения, ведущего за собой погибель, как достойное воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Конец Царства Израильского Пророки Божии ходили по городам израильским и учили народ правде. Но народ, отступивший от Бога, не слушал пророков и творил беззаконие и неправду. На вершинах гор израильтяне приносили языческие жертвы; на холмах, под дубами и тополями, совершали каждения перед идолами. И тут же пьянствовали, и творили скверные игрища. Богатые готовы были поглотить бедных. Купцы обмеривали и обвешивали, сбивали цену денег и поднимали цену товаров. Вместо муки продавали отруби. Торговали людьми, и бедного покупали за пару сапогов. Цари не унимали и не судили обманщиков и грабителей: они и сами позабыли Бога, кланялись мерзким идолам и творили беззаконие. А кругом были у израильтян лютые враги. С востока грозили ассирияне. У них был великий город – Ниневия. Их царство, Ассирия, было сильное, и цари у них были воинственные. И послал Господь к израильтянам вестников гнева Своего, грозных пророков, Осию и Амоса, и они предсказали им гнев Божий и гибель их царства от руки ассириян. Пророк Осия обличал израильтян и говорил именем Божиим: – Вот, я положу конец царству дома Израилева. Придет день, и я сокрушу лук Израиля. Ибо ныне – суд у Господа с жителями сей страны. Не осталось на земле ни истины, ни милосердия, ни веры в Бога. Горе им, что они отпали от Меня! Гибель им, что они удалились от Меня. Вот, я накину на них сеть Мою; поймаю их, как птиц небесных. Не будут они жить в земле Господней: в Ассирии будут есть нечистое. И телец их будет отнесен в Ассирию, в подарок тамошнему царю. А царь Израилев исчезнет, как пена на воде. Опустошена будет Самария за то, что восстала против Бога своего. Пророк Амос так же возвещал израильтянам погибель и грозил пленом ассирийским за их беззакония. Он говорил: – Так говорит Господь: вот неприятель, вокруг всей земли! Он низложит могущество твое и ограблены будут чертоги твои. Вот, придут дни и потащат вас крючками и повлекут удами: в плен отведен будет Израиль из земли своей. Я повелю и рассыплю Израиля по всем народам: так рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю. Грозные пророчества посланников Божиих сбылись. Царь Ассирийский Салманассар, с большим войском напал на столицу израильтян Самарию, окружил ее и держал в осаде. Через три года Самария была взята. И тогда, царь ассирийский увел всех израильтян, и царя их в плен, в Ассирию. И там, за рекою Евфратом, рассеял их Господь среди других восточных народов. На место израильтян, в землю их, царь ассирийский переселил иноплеменников из царства своего. Они стали там жить, смешались с остатками израильтян, почитали Бога израильского, но и своих богов не забывали. Эти новые жители бывшего царства Израильского стали называться самарянами. Читать далее Источник: Завет Божий в повествованиях для учащихся детей : Книга для чтения и рассказывания : По программе свящ. истории для начал. шк. изложил П. Мироносицкий. Ч. 1-. - Петроград : Синодальная тип., 1916. - 21. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Можно ли допустить что-нибудь случайное в жизни и учении Христа Спасителя, когда они были предвидены и предопределены прежде сложения мира, от самой вечности. Образный способ учения Христа Спасителя был предуказан еще в Ветхом Завете, наравне со всеми другими чертами Его личности и событиями его жизни. “ Внемли, народ Мой, закону Моему, приклоните ухо ваше к словам уст Моих :” так еще устами древнего псалмопевца, призывал Мессия к слушанию Своего учения. “ Открою уста мои в притче, и произнесу гадания из древности ” (Псал. 27:1–2). Поэтому Святой Евангелист Матфей, изложив в своем Евангелии одну из бесед Христовых, замечает: “ все сие говорил Иисус народу притчами и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира ” (Мф.13:34–35). И так, не случайна была образная речь в устах Христа Спасителя: она была предсказана и и была необходима в устах Его, как один из признаков, по которому первоначальные слушатели Его учения умели узнавать в лице Его обещанного Богом Учителя мира, посланнаго в мир, чтобы возвестить людям сокровенные мировые тайны. Правда, Иисус Христос не первый говорил притчами. Образным языком и до него говорили священные учители народа израильского: пророк Нафан, обличавший причей преступление Давида, раненый пророк времен Ахава, пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль, Осия, Михей. Даже простые люди выражали свои мысли притчами, как, например, Иоафам, сын Гедеона, женщина фекоитянка времен царя Давида. Кто не знает, в частности, имени царственного мудреца народа израильского, который изрек три тысячи притч и сложил тысячу песней, наполнив всю землю, и которому отдаленные страны удивлялись “ за песни и изречения его, за притчи и изъяснения их ” (Сирах. 47:17–19 ). Но с другой стороны, ни один из древних пророков не сделал притчу преимущественным способом обучения народа, как это было у Господа, а тем более никто из них не влагал с такой легкостью и художественным изяществом в образный рассказ такого глубокого содержания, какое заключают в себе притчи Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010