это были образы двух заветов. Один – с народом Иудейским, по закону в рабстве рождающий по подобию той Агари; ибо Агарь есть гора Синай в Аравии. Она служит подобием сего Иерусалима, поскольку он в порабощении находится и вместе с чадами своими рабствует римлянам. Вышний же Иерусалим свободен [есть], как Сарра, и выше всех властей и начальств. Он есть мать наша, Церковь святая, которую мы исповедуем. Не мы изобрели это учение, ибо Исаия предсказал о ней: возвеселись бесплодная нерождающая (ср.: Ис. 54:1 ), потому что много явилось детей Церкви неплодной, более, чем у Израиля, имеющего мужа. Вы же, братия, по Исааку обетования чада есте. Но как Измаил обижал (гнал) Исаака ( Быт. 21:9 ), так и мы теперь терпим преследования от них (Толкование на Послания божественного Павла. Послание к Галатам) 287 . Пророк Иона как прообраз Иисуса Христа  . Историю служения пророка Ионы использовал в Своей проповеди Господь наш Иисус Христос. Он говорил: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Мф. 12:40–41 ). Здесь показывается, что событие из жизни пророка Ионы (пребывание во чреве кита; Ион. 1–2 глл.) прообразует собой (по аналогии, что в тексте выражено через связь «как…, так и…») другое событие в будущем – трехдневное пребывание Христа во гробе. Этим показано структурное сходство в основных чертах. Хорошо видно, как при таком толковании сосуществуют исторический и прообразовательный смыслы текста – случай из жизни пророка не отрицается, признается бывшим в действительности, но в то же время важен не сам этот случай, а то, что сквозь него прообразуется – великое событие спасительного подвига Христова. Ясно видны различия между типосом и антитипосом, превосходство второго над первым, предшествование прообраза во времени. Евфимий Зигабен писал об этом отрывке: Христос… сказал: и вот, здесь больше Ионы, потому что Иона – раб, а Христос – Владыка; тот исшел из чрева китова, а Этот из ада; тот проповедовал против воли, а Этот – добровольно; тот был пришлец, а Этот – сродник по плоти; тот предсказал разрушение, а Этот – Царство Небесное; тот не совершил никакого знамения, а Этот – бесчисленное множество; о том никто не предсказал, а об Этом – все пророки. Кроме того, ниневитяне были язычники, а иудеи воспитаны на Божественных Писаниях; те ничего не слышали от Ионы, кроме сего: еще три дни, и Ниневия превратится ( Ион. 3:4 ), и тотчас поверили ему и покаялись, а эти слышали от Христа все сокровища высшего любомудрия, и не верили Ему. Можно, конечно, найти и много другого большего, что имел Христос (Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 12) 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Я помню свои детские впечатления и недоумения при чтении «Моей первой Священной истории», когда после вкушения плода с древа познания добра и зла Адам и Ева не умирают тут же – а именно этого я и ждал, ибо четко звучат слова Божии: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2:16–17 ). Сейчас я понимаю, что смерть вошла в человеческий род после этого вкушения, но тогда мне казалось, что это должно произойти как-то автоматически – ну, как будто пальцы в розетку всунул. Более того, Бог не просто оставил человека живым в тот момент, но Он еще и дал ему обетование, которое мы понимаем как «семя жены сотрет главу змия», а значит, эта смертность, вошедшая в человека, не окончательна и будет побеждена любовью. Неминуемо должно произойти спасение мира: в этом и Промысл Божий и Божественное предопределение – но когда и как это произойдет, зависит как от Божьего провидения, так и от ответа человека. Более того, мы знаем, что пророк Иона возмущается Божественной непоследовательностью и пытается сбежать от возложенного на него поручения проповедовать гибель Ниневии, ибо Бог способен по Своему милосердию отменить Свой гнев, и тогда Иона окажется лжепророком: И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно? ( Иона 3:10–4:4 ). Есть еще один важный момент в Священном Писании , который подчеркивает необходимость человеческого участия в диалоге с Богом: всегда поражает вера праведника в силу своей молитвы, причем молитва эта есть некий спор с Господом Богом о том, что сам праведник не считает свою миссию в земной жизни исчерпанной и надеется еще послужить Господу Богу. Это мы видим в ситуации, связанной с болезнью царя Езекии:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Чудесное спасение Ионы и его молитва воспоминаются в 6-ой песни канона. Водного зверя во утробе длани Иона крестовидно распростер, спасителъную страсть проображаше яве (ясно прообразовал спасительное страдание): тем тридневен изшед, премирное воскресение прописаше (предъизобразил сверхъестественное воскресение) плотью пригвожденного Христа Бога и тридневным воскресением мир просвещаго. – Канон на Воздвижение животворящего креста Господня. В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи. – Канон воскресный 2-го гласа. Плавающего в молве житейских попечений, с кораблем потопляема грехи и душетленному зверю приметаема, яко Иона, Христе, вопию Ти: из смертоносныя глубины возведи мя. – Канон воскресный 7-го гласа. 61. Пророк Исаия Пророк Исаия был призван к пророческому служению в видении. Он видел Господа сидящим на величественном престоле окруженным шестикрылыми серафимами, которые непрестанно взывали: «свят, свят, свят Господь Саваоф: вся земля полна славы Его!» Пораженный видением, Исаия воскликнул: «горе мне! погиб я! я человек с нечистыми устами, – и глаза мои видели Господа Саваофа». Один из серафимов взял уголь с небесного жертвенника и коснулся уст Исаии со словами: «вот грехи твои очищены». После сего Господь послал Исаию обличать неверие и пороки иудеев. В начале пророческого служения Исаии цари израильский и сирийский выступили против Иудеи и осадили Иерусалим, угрожая истребить весь род Давида и поставить над иудеями другого царя. Пророк Исаия пришел к царю иудейскому Ахазу и предсказал ему, что неприятели скоро уйдут из его царства, в подтверждение же истинности этого предсказания предложил просить знамения у Господа. Нечестивый Ахаз, не веря пророку, отвечал: «не буду просить и не буду искушать Господа». Тогда Исаия воскликнул: «слушайте же, дом Давидов! Господь Сам даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил (с нами Бог)». Смысл этого пророчества был тот, что дом Давидов, из которого должен произойти Спаситель мира, не может быть истреблен.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Я знал ведь: Ты – милосердный Бог и добрый; от безмерной любви Твоей неизменной не спешишь Ты гневаться и готов отменить наказание. ( Иона 4:2 ) Иными словами, пророк повторил слова Моисея о том, что отмена наказания вследствие раскаяния грешника может последовать со стороны Всевышнего по Его милости и милосердию. «При этом пророк Иона понимал деяния Божии строго по тексту Исх. 34:6–7 . Тема этого отрывка вновь и вновь поднимается на страницах Ветхого Завета, в псалмах и пророках. В нём выражается истина, о которой пророк Иона знал, но которую не хотел принимать». 45 В литературе таннаев 46 часто присутствуют парные термины: «атрибут воздаяния» и «атрибут милосердия». Изначальное понятие «атрибут» (мида – дословно «мера») было связано с законом и правосудием. Судья отмерял меру наказания строго в соответствии с проступками тех, кого он судил. И хотя отмечалось, что мера милосердия всегда больше меры воздаяния, библейские стихи, которые приводили в качестве подтверждения, обычно свидетельствовали, что таковая избыточность всё равно остаётся в рамках правосудия. «Мера милосердия превосходит меру воздаяния в 500 раз. О мере воздаяния сказано: Он вспоминает вину отцов и детям, и внукам, до четвёртого поколения (Бемидбар, 14:18)». 47 Использование соотносящихся понятий «мера воздаяния» и «мера милосердия» свидетельствует об извлечении «милосердия» из сферы чистого правосудия, основывающегося на принципе абсолютной справедливости «око за око». Поэтому с праведниками Бог поступает по «атрибуту милосердия», а грешники, напротив, имеют дело с «атрибутом правосудия». Итак, с соотношением меры воздаяния и меры милосердия всё было довольно понятно: мера милосердия несравненно превосходит меру воздаяния, даже точно указывалось во сколько именно: в пятьсот раз. Также было выведено достаточно однозначно, что человек в силах влиять на божественные атрибуты 48 вплоть до того, чтобы заменить атрибут правосудия атрибутом милосердия. Это видно, например, из Книги Иова: Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов ( Иов. 42:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

Я не пророк и не сын пророка, я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю (Ам 7:14-15). Амос говорит, что не он решал, быть ли ему пророком. Он к этому не готовился. Парафразирует Абарбанель : «Я не был готов к пророчеству, не учился ему и не наследовал его от моего отца». То есть не стал пророком сам по себе, а лишь по приказу, полученному от Бога. Итак, Амос, хотя и пророк, но не был таковым прежде своего призвания. Другой пассаж из его книги, без сомнения, намекает на глубокую трансформацию, которая произошла с ним в результате призвания на пророческое служение: Лев начал рыкать – кто не содрогнется? Господь Бог сказал – кто не будет пророчествовать? (Ам 3:8) С образа рыкающего льва начинается книга пророка Амоса (Ам 1:2). Им изображается суд над Израилем, ибо лев рычит тогда, когда перед ним добыча (Ам 3:4). Но это в то же время и образ Бога, действующего в урагане, описываемого как лев, у которого из пасти исходит подобный длинному и острому мечу язык. Рычание Бога – это гром. Амос должен был пережить всю силу этого божественного голоса, грозного как гром. Пророчество Амоса – это рев человека, слышавшего рычание Бога. Опыт Осии был менее травмирующим, более повседневным. Его пророческая карьера начинается с самого обычного для молодого человека дела – с женитьбы. Но этим вовсе не отменяется, что и для него призвание было приказом, ведь его женитьба была совершенно необычной: Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда (Ос 1:2). Что можно сделать перед абсолютностью этого приказа: «Иди!»? Возражения невозможны. По воинскому уставу, можно лишь слушать приказ и исполнять его. Неисполнение является преступлением устава. Прекрасные примеры исполнения и неисполнения приказа содержатся в книге Ионы, которая может быть прочитана как пророческая притча . В первый раз Иона получает приказ: «Встань, иди в Ниневию!» – и не идет. Отправляется в противоположном направлении, на запад, бежит подальше «от лица Господня» (Ион 1:1-3). Начиная читать книгу, мы еще не знаем (узнаем лишь в конце книги) причины, по которой Иона отказывается исполнять приказ, но это неисполнение учит нас тому, что пророк, несмотря ни на что, остается свободным человеком, свободным даже от требований собственного призвания. Однако, он не достаточно свободен, чтобы избежать ответственности за последствия собственного выбора: в книге подробно описываются несчастья, постигающие этого упрямого и капризного пророка.

http://bogoslov.ru/article/4795402

179. И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:5). 180. Физика. 181. Зародыш мой видели очи Твои (Пс. 138:16). 182. Ср.: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. — В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога (Ин. 1:1–2). 183. Патерик Скитский. 184. Святой Иоанн Дамаскин. Изложение Православной Веры. Книга 2, 3. Об Ангелах. 185. Святой Иоанн Дамаскин. Изложение Православной Веры Книга 4, гл. 13. 186. Сущий (Исх. 3:14). 187. Это относится к одним плотским людям, в которых душа не оживлена действием Божественной благодати. Оживленные этим действием имеют о душе более ясное понятие. 188. Ипотезы [гипотезы]. 189. Трупом называется тело человеческое в первых степенях разложения по оставлении его душою, но еще не разложившееся окончательно. 190. Декарт и его последователи признают душу субстанциею, совершенно противоположной телу, не имеющею с ним ничего общего, не имеющею никакого отношения к пространству и времени; мы признаем такою субстанциею единого Бога. 191. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры. Книга 4, гл. 13. 192. Мф. 6:27. 193. Мф. 5:36. 194. Ср.: Сей бе искони к Богу. — Оно было в начале у Бога (Ин. 1:2). 195. …если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными… Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободил вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:31,34, 36;. 14:6). 196. Быт. 2:5–6. 197. Быт. 3:16. 198. Быт. 3:16–19. 199. Пс. 50:7. 200. Вереи ея заклепи вечнии — запоры ее (земли) навек (навсегда) стали мне преградой (Иона. 2:7). [Запорами земли пророк Иона называет подводные морские скалы, к которым пророк спустился, когда был брошен с корабля, и которые служат как бы преградою морю — Ред.]. 201. Откр. 22:11, 15. 202. Быт. 2:7, 22;. 3:11–12. Пс. 118:125;. 89:13, 16; 37 и пр. 203. Рим. 5:10. 204. …у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3:8). 205. …ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6:38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

1, 1)? Он предсказывал осуждение и наказание сирийцам, финикиянам, аммонитянам, моавитянам, Иудеям за их преступления, причем эти преступления состояли между прочим в том, что они несправедливо, жестоко и унизительным образом поступали по отношению к своим соседям. Не за одну жестокость к Израилю бичует слово пророка, нет, оно порицает, например, моавитян за то, что они пережгли кости царя эдомскаго в известь (2, 1). В последней главе (9, 2) пророческой книги читаем: «не таковы ли как сыны Эфиоплян и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян из Кафтора и Арамлян из Еира?». Божественное провидение управляет всеми народами, о всех печется, всем благодетельствует и равно всех наказывает за преступления. Немного позже Амоса пророчествовал Осия. В речах этого пророка некоторые готовы видеть порицание культуре и израильтянам за то, что они ее заимствовали у хананеян. Но не культуру бичевал пророк, а ее темные стороны: не весы, а неверные весы («Хананеянин с неверными весами любит обижать». Осии 12, 7 ). Не к узко националистическому культу призывал пророк, а к нравственной чистоте. «Я милости хочу, а не жертвы и Боговедения более, нежели всесожжений» (6, 6), говорит Бог устами пророка. Израилю раскрывается, что его спасение не в союзниках и не в коварных, замыслах, а в его нравственной силе. Если у Израиля нет таковой, его судьба будет печальная и он будет посмеянием даже в земле египетской (7, 16). Осия призывал к нравственному покаянию израильтян, но его современник Иона ( Осии 1, 1 срав. 4Цар. 14, 25 , Ион. 1, 1 ) получил повеление обратиться с таким призывом к врагам израильтян ассириянам. Есть Иудейское предание, что Иона был тем ребенком, которого некогда Илия воскресил у вдовы сарептской. Это предание не согласуется с библейским текстом ( 4Цар. 14, 25 ) и, думаем, не может быть поддерживаемо, но оно, во всяком случае, много разумнее и лучше тех предположений, которые делаются рационалистами относительно этого пророка и книги носящей его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

22-23. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою; ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле . И вот, пророк обращается к пророчеству. Так как иудеи всегда на­деялись на численность, говоря, что Бог не погубит такого множества людей, то он исторгает эту надежду: Я, говорит, не придам значения многочисленности. И другой пророк также говорит: и будет число сынов Исраилевых, яко песок морский (Ос.1:10). Что пользы в толпе, если бесполезны сами дела? Не все имели быть неверующими, но так как веро­вали немногие, то и спасение получили немногие. Истребление определено изобилующею правдою : не будет более продолжаться долготерпе­ние, снисхождение и милость. Но, как мне кажется, выражение: определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле , указывает на решения в будущей жизни. Смотри, как с чудесами смешиваются пророчества, бывшие и неисполнившиеся. Так как сказано, что спасутся немногие оставшиеся, то ты не говори, каким образом из такого множества спасаются не­многие. Так или иначе, говорит, Я не буду щадить вас, но погублю всех, даже оставшихся. Видишь ли, как Он заботится, чтобы они надеялись на Бога, а не на множество, как и в другом месте говорит: Мне ли не пожалеть... города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек (Иона 4:11). Говоря это, Бог как бы утешал пророка, но, и безотносительно к тому, Он пощадил город, ради пример­ного покаяния: ведь если бы Он принимал во внимание мно­гочисленность, то должен был бы пощадить и прежде покаяния. Но если прежде покаяния Он не принимал во внимание мно­гочисленности, то, конечно, не принимал ее во внимание и после покаяния, почему и говорится: И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего (Иона 3:10), и в другом месте: чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня (Ос.4:7). Видишь ли, что множество не умилостивляет, а скорее раздражает Бога, так как чем больше людей, тем больше зла? Один нечестивый часто может спастись, но многие — никогда и нигде, так как все страдают той же болезнью. И ныне, в наши времена, ска­жут, ужели Бог погубил бы такое множество? Конечно, так как Он презирает множество. Не видишь ли ты, что только один с домом своим избежал невредимым потопа, трое только спаслись от огненного гнева, посетившего содомлян, и двое только — в пустыне? Лучше, говорит, один творящий волю Божию, чем 10000 беззаконников, — и справедливо: что бы ты лучше желал найти — 10000 деревянных или оловянных монет, или — одну драгоценную жемчужину? Не говори, что она одна только, но знай, что она одна драгоценнее тех многих, так как не во множестве цена, но в цене — множество. Потому о немногих добрых людях говорится: те, которых весь мир не был достоин (Евр.11:38).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

22-23. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою; ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле . И вот, пророк обращается к пророчеству. Так как иудеи всегда надеялись на численность, говоря, что Бог не погубит такого множества людей, то он исторгает эту надежду: Я, говорит, не придам значения многочисленности. И другой пророк также говорит: и будет число сынов Исраилевых, яко песок морский (Ос.1:10). Что пользы в толпе, если бесполезны сами дела? Не все имели быть неверующими, но так как веровали немногие, то и спасение получили немногие. Истребление определено изобилующею правдою : не будет более продолжаться долготерпение, снисхождение и милость. Но, как мне кажется, выражение: определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле , указывает на решения в будущей жизни. Смотри, как с чудесами смешиваются пророчества, бывшие и неисполнившиеся. Так как сказано, что спасутся немногие оставшиеся, то ты не говори, каким образом из такого множества спасаются немногие. Так или иначе, говорит, Я не буду щадить вас, но погублю всех, даже оставшихся. Видишь ли, как Он заботится, чтобы они надеялись на Бога, а не на множество, как и в другом месте говорит: Мне ли не пожалеть... города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек (Иона 4:11). Говоря это, Бог как бы утешал пророка, но, и безотносительно к тому, Он пощадил город, ради примерного покаяния: ведь если бы Он принимал во внимание многочисленность, то должен был бы пощадить и прежде покаяния. Но если прежде покаяния Он не принимал во внимание многочисленности, то, конечно, не принимал ее во внимание и после покаяния, почему и говорится: И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего (Иона 3:10), и в другом месте: чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня (Ос.4:7). Видишь ли, что множество не умилостивляет, а скорее раздражает Бога, так как чем больше людей, тем больше зла? Один нечестивый часто может спастись, но многие — никогда и нигде, так как все страдают той же болезнью. И ныне, в наши времена, скажут, ужели Бог погубил бы такое множество? Конечно, так как Он презирает множество. Не видишь ли ты, что только один с домом своим избежал невредимым потопа, трое только спаслись от огненного гнева, посетившего содомлян, и двое только — в пустыне? Лучше, говорит, один творящий волю Божию, чем 10000 беззаконников, — и справедливо: что бы ты лучше желал найти — 10000 деревянных или оловянных монет, или — одну драгоценную жемчужину? Не говори, что она одна только, но знай, что она одна драгоценнее тех многих, так как не во множестве цена, но в цене — множество. Потому о немногих добрых людях говорится: те, которых весь мир не был достоин (Евр.11:38).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

архимандрит Тихон (Ильгов)      – Отец Тихон, что бы вы хотели пожелать нашим луганчанам? – Я желаю всем нашим соотечественникам, всем жителям нашего края, чтобы каждый задумался над тем, что Бог не дает того, чего не заслужили люди. Раз попущение такое пришло на нашу землю, раз льется человеческая кровь, страдают семьи, то надо задуматься о духовной жизни, о том, что пора покаяться в тех грехах, которые совершили на протяжении всей жизни. Желаю всем начать хотя бы немного молиться, потому что молитва – это общение с Богом. И тогда, в общем видении всей молитвы, когда весь город начнет хотя бы понемногу молиться, Господь поменяет Свой гнев на милость. Есть тому яркие примеры. По Библии был такой народ – ниневитяне. Бог послал к ним Иону, Своего пророка, чтобы этот народ покаялся. Пророк Иона должен был передать людям, что если они не покаются, то их постигнет гнев Божий. Но он усомнился и сказал: «Кто я такой, чтобы меня слушал весь город и весь народ?» И решил в Ниневию не ходить, а вместо этого сел на корабль и поплыл в Фарсис. Но вскоре разыгралась буря. Корабль мог в любую минуту пойти на дно. Тогда те, кто находился на борту, бросили жребий, чтобы узнать, кто же виноват в том, что разыгралась такая буря. И выпал жребий Ионе. И тогда и все, и он поняли, что это Бог его наказывает. Иону сбросили за борт, и кит поглотил его. Буря стихла. А через три дня кит изверг из своего чрева Иону на берег. И это был берег Ниневии. Пророк Иона пошел в город и проповедовал там о том, что сказал ему Бог. Народ наложил на себя трехдневный пост, и Господь сменил Свой гнев на милость. А ведь это был языческий народ. Он не знал истинного Бога, не знал Ветхого Завета, он кланялся, скорее всего, идолам. Но Бог не захотел погубить этот народ, он дал ему возможность покаяться. И это покаяние изменило гнев на Божию милость. А мы, как христиане, всегда имеем возможность обратиться к Богу и знаем, как и кому молиться. Мы верим, что Господь умерит Свой гнев, услышит прошение всех людей и дарует нам мир, который нам так необходим

http://pravoslavie.ru/76798.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010