Когда же нам могут быть нужны богатые? Уж не тогда ли, когда бы потребовалось разрушить город? Подлинно, если с их появлением эти любомудрые люди, – любомудрыми я называю тех, которые не ищут ничего лишнего, – впадут в страсть к золоту и жемчугу, предадутся праздности и роскоши, то они погубят все. Если же, скажешь, богатство бесполезно, то для чего оно дано Богом? А откуда известно, что богатство от Бога? Писание, скажешь, говорит: " Мое серебро и Мое золото " , и кому хочу, дам его (Агг.2:8). Здесь, если бы не было стыдно, я засмеялся бы громким смехом, в посмеяние говорящих это; как малые дети, сидящие за царской трапезой, вместе с такой пищей кладут в рот все, что случится, так и они, вместе с словами божественных Писаний, приводят и свои вымыслы. Я знаю, что слова: " Мое серебро и Мое золото " сказаны пророком; но слова: и кому хочу, дам его не прибавлены, а привнесены этими невеждами. А для чего они сказаны, я объясню вам. Пророк Аггей часто обещал иудеям, что, по возвращении их из Вавилона, храм будет восстановлен в прежнем виде, но некоторые не верили словам его и считали почти невозможным, чтобы дом (Божий) опять явился таким же из пепла и праха; потому он, чтобы уничтожить их неверие, говорит им от лица Божия как бы так: чего вы страшитесь? Почему не веруете? " Мое серебро и Мое золото " ; Я не имею нужды занимать у других, чтобы украсить дом Свой. В подтверждение этого он присовокупил: " слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего " (Агг.2:10). Итак, не будем вплетать паутинных тканей в царскую одежду: ведь если тот, кто был бы обличен в примешивании к багрянице негодных нитей, подвергся бы жестокой казни, то тем более в предметах духовных подобный поступок есть немаловажный грех. Но что я говорю о прибавлении и убавлении? От одной точки и от одного неправильного чтения (Писания) часто рождались многие нелепые мысли. 6. Откуда же, скажешь, богатые? Ведь сказано: " бедность и богатство – от Господа " (Сир.11:14). Но спросим возражающих нам: всякое ли богатство и всякая ли бедность от Господа? Кто может сказать это? Мы видим, что многие собирают великое богатство хищением, гробокопательством, чародейством и другими подобными способами, и, владея им, даже недостойны жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Народ Израильский должен был быть образцом и источником освящения для всех народов. Вместо этого он сам постоянно оскверняется при соприкосновении с окружающей языческой скверной. Четвертое и последнее слово, с 20 стиха 2-й главы, обращено к Зоровавелю, правителю Иудеи. Ему обещается особое небесное покровительство и особое заступление: « скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:21–23). В этом обращении можно видеть напоминание об обетованиях, которые были даны Давиду. И через это рассматривать Зоровавеля как прообраз Христа, как это и встречается в других пророческих книгах. За богослужением книга пророка Аггея не употребляется. 10.2. Книга пророка Захарии Пророк Захария в начале книги представляется нам как Захария, сын Варахиин, сын Аддов. Аддо был главой одного из священнических родов, возвратившихся из вавилонского плена вместе с Зоровавелем. При преемнике первосвященника Иисуса Иоакиме Захария сам был уже главой священнического рода, об этом говорится в 12 главе книги Неемии (Неем. 12:16). Там Захария назван сыном Иддо. Возможно, что отец его Варахия умер молодым, так что внук фактически наследовал деду с. 200]. Таким образом, Захария был из священнического рода и, более того, был главой этого рода. О продолжительности его служения определенных указаний в Священном Писании не содержится. В житии говорится о сорока и больше годах. Ряд пророчеств в книге датированы. Первое из них относится к тому же второму году Дария, когда пророчествовал и Аггей (Захария — на два месяца позже), что также согласуется с указаниями первой книги Ездры. Последнее датированное пророчество относится к 4-му году Дария, то есть, к 518 году. Поскольку оно находится в 1-м стихе 7-й главы, последующие главы содержат в себе пророчества более позднего периода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Особенно преуспели в подобных вольных трактовках евангельского сюжета авторы так называемых евангелий «от Филиппа» и «от Марии». В их изображении апостолы обращают претензии по поводу «избранничества» Марии Магдалины к Самому Спасителю: «Почему ты любишь ее более всех нас?» — и в ответ слышат от Него притчу о слепых, пребывающих во тьме. И снова, совершенно невозможно представить, чтобы Христос назвал «слепыми» собственных учеников, которых избрал как раз для того, чтобы нести свет Евангелия по всему миру: Вы — свет мира (Мф 5:14); Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют (Мк 4:11). Сама мысль о том, что у Христа могла быть «возлюбленная», могла родиться только в среде людей, не верующих в Него как в Бога. Немыслимо подозревать в каких-то внебрачных отношениях с женщиной Того, Кто всей Своей жизнью явил образец высочайшей нравственности и любви к Богу; Того, Кто учил не согрешать даже в мыслях: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:28). Но и брак, когда человек становится одной плотью с женой (Быт 2:24) и они уже всецело принадлежат друг другу, был бы для Сына Божия невозможен. Хотя Он не раз именует Себя «Женихом», но «обручиться» пришел со всеми верующими в Него, со всей Церковью, которую святой Иоанн Богослов называет в своем Откровении Новым Иерусалимом и Христовой Невестой (Откр 21:2, 3). Этот образ в Священном Писании — один из самых устойчивых: еще пророк Аггей называл грядущего Мессию Желаемым всеми народами (Агг 2:7), а апостол Павел призывал мужей любить своих жен так же, как и Христос возлюбил Церковь (Еф 5:25). Господь пришел «вступить в брак» со всеми верующими и явно не имел цели создавать обычную земную семью. Но еще более сильный аргумент против подобных домыслов — полное молчание евангелистов на этот счет. Если бы имелись хоть какие-то основания предположить, что Мария Магдалина была для Христа больше чем просто верная ученица, то почему же никто из евангелистов об этом не обмолвился? Ведь женитьба у иудеев ни в коей мере не порицалась, наоборот, люди стремились вступать в брак и рожать детей!

http://foma.ru/marija-magdalina-kem-ona-...

Первая речь  произнесена в первый день шестого месяца второго года царствования Дария и содержится в первой главе с присовокуплением первого стиха второй главы. Указав повеление Божие – обращать свое слово к вождям народа, Зоровавелю и первосвященнику Иисусу, Аггей обличает неосновательность возглашаемого мнения, будто не пршло еще время строить дом Господень, так как принимающие это мнение сами живут уже в украшенных домах (1:1–4 1268 ). Явное небесное наказание за такое нерадение о построении храма есть безуспешность трудов, так что ни в чем нет ожидаемой прочной выгоды, и выручаемые деньги как будто попадают в дырявые кошельки (1:5–7 1269 ). Итак, пойдите на гору (Мориа), стройте храм, и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь (1:8). Теперь трудитесь вы много, а получаете мало, да и то нередко пропадает на дороге, за Мой дом, который в запустении (1:9). По той же причине свирепствует у вас и засуха (1:10–11 1270 ). Эта речь и присоединенное к ней уверение: Я с вами! говорит Господь, имели надлежащий успех: в том же месяце через двадцать три дня приступлено было к постройке храма (1:12–15 1271 ). Вторая пророческая речь  произнесена в двадцать первый день седьмого месяца того же второго года Дария или через двадцать четыре дня после начатия работ. Она изложена со 1-го по 10-й стих второй главы. Здесь пророк старается поддержать бодрость в строителях храма, чтобы не боялись происков Самарян, а особенно не падали духом от соображения, что строимый ими храм есть как бы ничто в глазах видевших великолепие прежняго или Соломонова храма (2:2–4 1272 ). Будьте тверды, говорит Господь строителям храма, Завет Мой, который Я заключил с вами… и Дух Мой пребывает среди вас (2:5–6). Еще немного, и Я потрясу небо и землю, т. е. произведу переворот, подобный Синайскому законодательству, или, по толкованию Апостола Павла, пошлю проповедь Евангельскую ( Евр 12:22–28 1273 ). Тогда Примиритель ( Быт 49:10 ), т. е. Желаемый всеми народами придет.., и Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего. Этим пришествием, а не серебром и золотом будет славен храм тот: тогда на месте сем Я дам мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Перевод данного слова иеромонаха Арсения (Боки) мы посвящаем 25-летию со дня кончины этого великого румынского духовника и исповедника веры Христовой. Само слово было произнесено 25 февраля 1942 года. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Иконографическое изображения отца Арсения (Боки) Очень часто вижу, как вы, проделав огромный путь, изнемогшие от усталости, с бедняцкой краюшкой хлеба в котомке, приходите в монастырь и остаетесь тут на несколько дней, чтобы услышать слово. Если бы кто-нибудь посмотрел на вас через страницы Священного Писания , то сказал бы то же, что и пророк Аггей иудеям, которые перестали ходить в церковь и не хотели восстанавливать Иерусалимский храм . Эти слова подходят и вам. По этой же причине происходит с вами то, о чем я говорил, что вы утруждаете себя, приходя с дальних сторон с бедняцкой едой в котомке. Где бы ты мог научиться делать дело Божие, чтобы снизошло на тебя и на дом твой благословение Божие, если не был в церкви? Это происходит с вами из-за того, что долгое время вы не ходили в церковь, в вашу сельскую церковь, где то же самое слово могли возвестить вам еще в молодости. Слово возвещалось, но вы ленились и сидели дома, когда возвещалось слово. Ведь где бы ты мог научиться делать дело Божие, чтобы снизошло на тебя и на дом твой благословение Божие, если не был в церкви? Но вы не только не были в церкви и не заботились о доме Божием, вы не заботились и о храме Божием, который у нас внутри, ибо сказано, что наше тело – храм Духа Святого . А вы предоставили ему разрушаться. Вот слова Аггея, которые так хорошо подходят и нам. Ведь как словам Священного Писания не подходить всем?! Слова Божии всем подходят. И вот обличение Божие через одного из пророков, сделанное иудеям из-за того, что они не ходили в церковь. Вот как он просвещает и увещает их восстановить свой храм: «Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? За Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому! Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на всё, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд» (ср.: Агг. 1: 9–11).

http://pravoslavie.ru/75890.html

Прошло семьдесят лет вавилонского плена, предсказанные пророком Иеремией. Как и говорили пророки, персы захватили Вавилон. Персидский царь Кир, чье имя указал Исаия за два века до его рождения, издал указ, возвращающий евреев обратно в Палестину, и повелел восстановить Храм. Во главе возвратившейся общины стал Зоровавель, потомок царя Давида, и Иисус Иоседеков, первосвященник. Они восстановили разрушенный жертвенник и принесли на нем жертву Богу. Для того чтобы совершить всесожжение, нужен был священный огонь, сохраняющийся со времен Моисея и Соломона. Священники, угоняемые в плен, спрятали его в колодце, но переселенцы нашли там лишь воду. Когда же этой водой полили жертву и дрова, то внезапно вспыхнуло пламя и пожрало жертву. Хотя Бог и явил такое чудо, строительство Храма замедлилось из-за противодействия самарян. Царь персидский Артаксеркс запретил строительство, и евреи занялись обустройством своего быта. Однако Бог воздвиг двух пророков, Аггея и Захарию (500 год до Р.Х.), которые требовали восстановления Храма. Пророк Аггей возглашал: «Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: “не пришло еще время, не время строить дом Господень... а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?.. обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька… Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь”» ( Агг. 1, 2, 4–6, 8 ). Тогда Зоровавель и Иисус отбросили страх и стали строить Храм. Когда закладывали основание его, народ разделился: одни пели от радости, а другие плакали, вспоминая красоту Храма Соломона. Тогда Бог пообещал через Аггея: – Ободрись, весь народ земли, и производите работы, ибо Я с вами. Завет Мой, который Я заключил в Египте, и Дух Мой пребывает среди вас! Еще раз – и это будет скоро – Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню этот Дом славой. Мое серебро и золото, говорит Господь. Слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежде, и на месте этом Я дам мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Разумея то же самое, пророк Аггей говорит иными словами: И ныне устремите сердца свои от дня сего назад, пока еще не был положен камень на камень в храме Господнем, когда вы приходили к копне в двадцать четвериков, а было только десять, вы входили в точило, чтобы выжмать пятьдесят сосудов, а было двадцать. Я поразил вас ветром жгучим и желтухою, и градом все дела рук ваших, но не было среди вас такого, который бы обратился ко Мне, говорит Господь ( Агг.2:16–17 ). Эти слова мы можем относить и к Церкви, и к каждому из верующих. До основания в нас дома Божия и создания храма Богу, и прежде того, как мы услышим от Апостола: Вы есте храм Божий и Дух Божий живет в вас ( 1Кор.3:16 ), какое доброе дело мы ни казались [или: кажемся] имеющими, – разумные ли [из нас] называемые людьми, или простецы, называемые скотами, ибо говорится: Господи, Ты спасешь человеков и скотов ( Пс.35:7 ), – оно не имеет награды у Бога, и бывают между нами войны и несогласия и повсюду напасти без мира Христова, который Он оставил апостолам, отходя ко Отцу ( Ин.14:27 ), и исполняется на нас слово Господне: Враги человеку домашнии его ( Мих.7:6 ). Ибо всякий брат коварно ставит преткновение, и всякий друг выступает с кознями, и каждый человек издевается над братом своим, и не говорит истины: язык их научился говорить ложь ( Иер.9:4 ). Посему, если мы обратимся ко Христу и создадим храм Его, тотчас услышим голос взывающего Апостола: Каждый получит награду свою соответственно делу своему ( 1Кор.3:8 ). Зах.8:11–12 . А ныне остаткам народа сего Я буду делать не по подобию дней прежних, говорит Господь воинств: но семя будет [семенем] мира. Виноград даст плод свой, и земля даст растение свое, и небеса дадут росу свою, и Я сделаю, что остатки народа сего будут иметь все это. LXX: А ныне остаткам народа сего Я сделаю не по подобию дней прежних, говорит Господь всемогущий, но покажу мир. Виноград даст плод свой, и земля даст растения свои, и небо даст росу свою, и Я сделаю, что остатки народа Моего будут иметь все это.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

С этого времени начинается постоянная и сильная вражда Самарян к Иудеям. «И стал народ земли той (Самарянской) ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении. И подкупали против них советников (царских), чтобы разрушить предприятие их во все дни Кира царя Персидского и до царствования Дария царя Персидского» ( 1Ездр.4:4–5 ). При Кире клеветы и козни Самарян и других врагов Иудейского народа, конечно, не могли иметь успеха; но уже преемник Кира и сын его Камбиз обращал внимание на доносы клеветников, а преемнику 5 Камбиза было донесено, что Иудеи строят не один храм, но укрепляют и Иерусалим с целью отложиться (ст.13). «Тогда остановилась работа при доме Божием, который в Иерусалиме и остановка эта продолжалась до второго года царствования Дария 6 , царя Персидского» (ст.24). Когда таким образом работы по созиданию храма были остановлены, Иудеи занялись устройством своего быта; ибо все было раззорено, опустошено в Иудее Халдеями и другими врагами. Все нужно было созидать снова. Время шло незаметно среди житейских попечений и дел. Прежнее горячее усердие к построению храма Божия охладело, ревность пропала; доканчивать постройку храма не столько не смели, сколько не хотели, хотя прежние опасности миновались, препятствий со стороны врагов не было. Между тем храм был необходим; ибо с ним соединены были все лучшие, священные интересы Иудейского народа. Это была сокровищница священных преданий, установлений, образов и гаданий; это была школа, где Иудеи воспитывались, учились и приготовлялись к принятию Спасителя мира. Св. Аггей говорит, что Господь Бог наказывал Иудеев за нерадение к храму, вразумлял их разными бедствиями. Но этих вразумлений Иудеи не понимали, или не хотели понимать, оставались беспечными по-прежнему. Потому, Бог послал вразумить их Св. прор. Аггея и побудить их к дальнейшей постройке храма. Это была главная цель посольства сего пророка. Св. пророк с ревностью принялся за дело, ему порученное. Четыре раза он получал откровения свыше, и четыре раза своими Боговдохновенными речами возбуждал, оживлял усердие народа к созиданию храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

состоит из 4-х пророческих речей, каждая из к-рых имеет точную датировку. В 1-й речи (1. 1-11) Господь через А. обличает народ, заботящийся о своих жилищах, а не о доме Божием. Как следствие этого люди живут в нищете, ибо, как говорит А., обращаясь к ним, «небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений» (1. 10). Речь пророка вдохновила преемника Шешбацара Зоровавеля, первосвящ. Иисуса, и весь остаток народа на восстановление храма (1. 12-15). Во 2-й речи (2. 1-9) А. от лица Божия говорит народу о неизменности Завета Господа: «...дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» (2. 5). Слава второго храма превзойдет славу прежнего, ибо «придет Желаемый всеми народами» (2. 7). Мессианский смысл 2-й речи усиливается предсказанием будущего мира, к-рый на этом месте Господь даст людям, «божественного мира, который принесет спасение душам» (Феодорит Кирский, блж. С. 63). В 3-й речи (2. 10-19) Господь устами пророка обличает высокомерие строителей храма, полагавших, что работа на святом месте уже делает их святыми. А. спрашивает об этом у священников и приходит к выводу, что нечистое, коснувшись чистого, не освящается, но само оскверняет чистое (2. 10-13). Пророк призывает народ к покаянию и в подтверждение своих слов приводит Божие обещание увеличения плодородия: «Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их» (2. 14-19). 4-я речь (2. 20-23) обращена непосредственно к Зоровавелю и содержит Божие обетование: «Потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств и истреблю силу царств языческих... В тот день... Я возьму тебя, Зоровавель... раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя...» (2. 21-23). В этом пророчестве содержится двойной смысл: во-первых, обещание благодатного охранения Божественным Промыслом Зоровавеля как представителя избранного царского рода, из к-рого произойдет Мессия , и, во-вторых, по толкованию Кирилла Александрийского, «не к Зоровавелю во всей своей истинности относилось это слово, но, вернее, оно было к Господу нашему Иисусу Христу, как прекрасно предызображенному в лице Зоровавеля» (С. 447).

http://pravenc.ru/text/63282.html

Так, пр. Захария, уже не касаясь того, кто по Своему происхождению будет Мессия, когда придет и в чем будет состоять Его служение, предуказывает только в Его жизни и служении человечеству на некоторые частные, хотя, в то же время, весьма характерные обстоятельства, а, именно: на Его, как праведного и кроткого царя, торжественный вход в Иерусалим, при восседании на ослице и молодом осле, сыне подъяремной ( Зах. 9:9 ) 25 , на Его оценение в тридцать сребреников, при поступлении их в дом Божий – для горшечника ( Зах. 11:12–13 ), и на Его пронзение, имевшее возбуждать сокрушенную скорбь в тех, которые будут взирать на Него, пронзенного, а также на совместное с сим излитие на дом Давидов и жителей Иерусалима духа благодати и открытие источника, для омытия греха и нечистоты ( Зах. 12:10; 13:1 ) 26 . Пророк же Аггей предуказывал только на скорое пришествие Мессии, ставя его в связи с судьбой восстановленного или второго Иерусалимского храма, и, говоря от лица Иеговы, следующее: «Еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, придет, желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою... слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» ( Агг. 2:6–7,9 ). Этим же пророческим предуказанием, с присовокуплением только еще указания на Предтечу Мессии, ограничивается и последний из пророков Малахия, обращаясь к иудейскому народу от лица Иеговы со следующим утешительным обетованием: «Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно приидет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот Он идет» ( Мал. 3:1 ) 27 . §79. Замечание о других способах приготовления избранного народа к пришествию Мессии К сказанному, остается присовокупить, что в деле приготовления избранного народа Божия к пришествию Мессии весьма важное значение имела и вся историческая судьба его, которая, быв направляема Богом к новому порядку вещей, имеющему возникнуть с пришествием Христовым, естественно подготовляла и предызображала собой в выдающихся лицах, событиях и разных религиозно-нравственных учреждениях, этот будущий порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010