Аггей и Захария по справедливости пророки для нового храма. Они основали его и освятили своею проповедью. Они одушевили Зоровавеля стать во главе строителей. И Аггей говорит к ним: «Я с вами, говорит Господь» 143 . Но обстоятельства, при которых строился храм в Израиле, бедны и незначительны. Они не соответствуют той славе, какую предвозвещает для Израиля каждая проповедь к Израилю, исходящая из духа божественного учения. Побуждение к строению храма поэтому всегда усиливается утешительною надеждою на славное будущее, на близкое пришествие Божие. Израиль должен был знать, что построение храма имеет цель не само в себе, поэтому проповедь, возбуждая к строению храма настоящего, предвозвещает таинственное величие того, что имеет некогда совершиться. Зоровавель – временный строитель храма, к нему поэтому примыкают предсказания будущего, которые покоятся на этом храме. Таким образом, основатель настоящего храма есть прообраз имеющего исполнить чаяния Израиля Мессии. В этом смысле должны быть понимаемы слова пр. Аггея, сказанные ему в двадцать четвёртый день месяца: «Скажи Зоровавелю: Я потрясу небо и землю… В тот день Я возьму тебя, раб мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь» 144 . К строению храма и его богослужению относится слово пророка, но это слово имеет свой корень в обетовании Мессии, и взор пророка от настоящего переносится к временам грядущего Искупителя и нового храма, который имел Он основать на земле. «Я расположу стан у дома моего», говорит Бог устами пророка Захарии, и потом пророк, созерцая грядущего в храме, восклицает: «Радуйся, дщерь Сиона, и веселись, дщерь Иерусалима; вот Царь твой грядет к тебе, праведный и кроткий, сидя на осле» 145 . И несколько выше: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, имя ему Отрасль, Он произрастет из своего корня и создаст храм Господень 146 . Не буквальное толкование пророческих слов школами Израиля во время второго храма было причиною того, что этот самый храм противопоставляли Христу, когда он явился.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апостол-то что требует? Оставить все эти сомнения, оставить всю эту рефлексию ненужную: приходящему к Богу надо верить, что Он есть (см. Евр. 11:6 ) – вот что требуется! Волевое усилие требуется. Поражены были все силы. В результате грехопадения человек не стал соляным столпом или углём – если бы он стал таковым, он был бы не способен ни на какое возрождение и к нему невозможно было бы предъявить никаких требований. А Господь, и после грехопадения говорит: Если хочешь быть Моим учеником (см. Мф. 19:21 ; Ин. 15:7–8 ). Значит, наличие свободы воли предполагается. Можешь захотеть – а можешь и нет. Если хочешь быть совершенным, если хочешь – вот. Вот предлагаю тебе жизнь и смерть – жизнь и смерть предложил Я тебе – благословение и проклятие. И дальше советует: избери жизнь (см. Вт. 30:19). Следовательно, выбор-то в конечном-то итоге за человеком, а не за Богом! Вот Моисей это и предложил нам: Жизнь и смерть предложил Я тебе сегодня, благословение и проклятие” (Вт. 30:19). О, если бы вы послушали. Сколько раз Я хотел собрать вас, и не захотели (см. Мф. 23:37 ; Лк. 13:34 ). Значит, не захотели – упорство. Воля в человеке осталась. Да, но вот как же понимать это выражение: Проклята земля за тебя. Да она, очевидно, лишилась тех токов благодати, какие Бог давал ей до этого. Откройте книгу пророка Аггея, чтобы вы лучше поняли, о чём здесь речь. Аггей – один из послепленных пророков. Аггей, Захария, Малахия. Вот нельзя родителям проклинать своих детей. Проклятие матери, оно может исполниться сразу же, и будет целая беда. Надо воздерживаться от проклятия. Вот смотрите. Вернувшись из Вавилонского плена, они стали строить Храм, и вскоре у них опустились руки. Оттого что нет средств, нет народа, нет мастеров, окружающие племена мешают, не дают строить, и у них опустились руки. И сказали: ну, очевидно, не время строить Храм Господень – охладели, одним словом. Вот пророк-то им и говорит в 1-й главе, 2-й стих: «Народ сей говорит: “не пришло еще время, не время строить дом Господень ”. И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Агг.2:21–24). По кончине своей, святой Аггей с честью был погребен близ священнических гробов, ибо происходил из священнического рода. Был он мужем, совершенным в добродетели, и, как славный и великий пророк, был любим и чтим всеми. Имя его, в переложении с еврейского языка на русский — значит праздник или празднующий Изображается святой Аггей старцем с благообразным лицом, обрамленным круглою бородою, глава его частью была лишена волос. Житие блаженной царицы Феофании Блаженная Феофания родилась в Царьграде и происходила из царского рода. Родители ее — Константин, имевший сан иллюстрия и мать Анна, живя в честном супружестве, долгое время были бесплодны, почему всегда скорбели о том, что не имели детей. Сильно желая иметь плод своего супружества, они молились Пречистой Владычице нашей Богородице и, часто приходя в Ее всечестный храм, бывший в Форакии в прилежном молении изливали пред Нею сердца свои. — Да разрешится, — молились они, — о, Госпожа мира, бесплодие наше Твоим милосердием, и да приимем по ходатайству Твоему от Создателя чадородие! И так как они просили с верою, то и получили просимое благодатью Той, к Которой усердно обращались с молитвою: они прияли разрешения своего бесплодия и родили дитя женского пола, которое назвали Феофаниею. С шестилетнего возраста Феофанию стали обучать грамоте, и наставлять на всякое доброе дело. Еще в детские лета ее, можно было видеть ясные знамения будущих ее великих добродетелей и святости. Видя ее благонравие и ум, родители Феофании очень радовались и надеялись впоследствии утешаться ее благочадием. Посему они искали юношу, подобного ей по знатности рода, благонравию и уму, чтобы сочетать ее по закону браком, так как она уже приходила в возраст и больше сверстниц своих была украшена всеми дарованиями. В это время царь Василий Македонянин выискивал прекрасную и добродетельную девицу для сочетания браком с сыном своим Львом Мудрым Найдя Феофанию лучшею всех других девиц, он сочетал ее браком с сыном своим, уже объявленным наследником престола.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Нужно иметь в виду, что Иудеи жили вдали от царя и находились под чуждым владычеством. Иудеей заведовали персидские сатрапы, которые не всегда были благосклонны к Еврейскому народу. Враги могли вредить Иудеям и, действительно, вредили им и при Дарии. Притом, и персидское владычество лежало на Иудеях, как тяжелый камень, налоги и поборы, делаемые в Иудее сатрапами, были весьма тяжелые, а страна была разорена, опустошена, города и селения лежали в развалинах. К сему присоединились засуха, голод; народ бедствовал, заботился о своих нуждах, а не о храме. «Вот мы ныне рабы (так Ездра молился Господу Богу), на той земле, которую Ты дал отцам нашим, дабы питаться ее плодами и ее добром; вот мы рабствуем. И произведения свои она во множестве приносит для царей, которым Ты покорил нас за грехи наши. И телами нашими, и скотом нашим они (Персы) владеют по своему произволу, и мы в великом стеснении». ( Неем 9:36, 37 ). Очень вероятно, что такое жалкое положение породило в Иудеях равнодушие к построению храма. Это равнодушие порицал и пророк Аггей ( Агг. 1:4 ) Нужны были особенные двигатели, мужи сильные, которые бы побудили Иудейский народ продолжать строение храма. Такие люди и явились, именно, св. пр. Аггей и Захария. Оба они, своими Боговдохновенными речами, весьма сильно действовали на народ, и на его начальников, так сильно, что, среди безотрадного своего положения, они перестали много думать о своих нуждах, и с усердием принялись строить храм. «Старейшины Иудейские, говорит Ездра, строили (храм) и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка, и Захарии, сына Адды; и построили и окончили, по воле Бога Израилева, и по воле Кира, и Дария, и Артарксеркса, царей персидских» ( 1Ездр. 6:14 ). Храм был кончен постройкой в шестой год царствования Дария Гистаспа, далеко не в том великолепии, с каким был построен храм Соломонов. И потому, при освящении храма, старцы из Иудеев горько плакали, припоминая великолепие Соломонова храма ( 1Ездр. 3:12 ). Содержание книги. Книгу св. прор. Захарии можно разделить на две части: главы 1–8 и 9–14, из которых – одна писана прозой, а другая – мерной речью.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Согласно с этим откровением, по выходе повеления царя Артаксеркса Долгорукого о восстановлении Иерусалима, в первые семь семилетий устроился город Иерусалим. По прошествии следующих 62-х семилетий, то есть через 483 года после выхода повеления царя Артаксеркса Долгорукого, пострадал и умер Иисус Христос и тем отменил ветхозаветные жертвы. Все 70-е семилетие употреблено было на утверждение Нового Завета. Затем вскоре последовало разрушение Иерусалима римлянами 505 . Иудеи под властью персов. Освобождение иудеев из плена вавилонского и возвращение в свою землю (4972 год от сотворения мира, 537 год до Рождества Христова) 506 Когда исполнились предсказанные Иеремиею 70 лет плена вавилонского, обладателем большей части азиатских царств, известных в то время, стал Кир, царь персидский. В первый же год единодержавия его Господь возбудил дух его, и он позволил иудеям возвратиться в свою землю и построить храм Господень в Иерусалиме, и отдал им сосуды, которые Навуходоносор взял из Иерусалимского храма 507 . Более 42000 человек иудеев и израильтян возвратились в свое отечество под предводительством потомка Давида, Зоровавеля 508 и первосвященника Иисуса. Придя в Иудею, они поселились в прежних городах своих, оставаясь под властью царей персидских. Но многие из иудеев и израильтян остались на плодородных землях в стране своих победителей ( 2Пар. 36:20–23 ; 1Ездр. 1, 2; 2 Ездры 2:1–15). Построение второго храма в Иерусалиме. Пророки Аггей и Захария Возвратившись в отечество, иудеи сначала устроили на прежнем месте жертвенник для приношения жертв Богу, а во второй год после возвращения в Иерусалим, при пении псалмов и звуках музыки, положили основание храма Господня. Самаряне, желая приносить жертвы в храме Иерусалимском, предложили иудеям строить храм вместе с ними. Но иудеи, боясь, чтобы самаряне не ввели в богослужение чего-либо незаконного, сказали им: «Мы одни будем строить храм Господу, как повелел нам Кир, царь персидский». Оскорбившись отказом, самаряне стали препятствовать иудеям строить храм и донесли царю персидскому (одному из преемников Кира), что иудеи строят крепостные стены, и когда построят, то не будут покорны ему. По указу царя построение храма было остановлено. Когда царем персидским стал Дарий (сын Гистаспа), пророки Аггей и Захария побудили иудеев снова приступить к построению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

»Тогда " , чтобы поддержать в народе проявившееся в нем настроение, укрепить его в нем, «сказал Аггей, посланник Иеговы, в силу посольства Иеговы к народу», сказал не от себя, а в силу того, что он Иеговою послан говорить к народу, «и говорил: Я с вами, говорит Иегова». Иегова будет во всем помогать народу и удалить все препятствия, какие только встретятся на пути к построению храма (ср. Агг.2:4 ). Ближайшим образом Бог осуществил свое обетование содействия к делу строения храма чрез то, что он к радостному и добровольному исполнению этого дела «возбудил дух Зерувавеля, сына Шеалтиилова, князя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоцадакова, великого священника и дух всего остатка народа, и пошли и стали производить работы в доме Иеговы воинств, Бога своего, в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария», таким образом спустя двадцать три дня после высказанного Аггеем Божия слова касательно этого дела. 4 II. Пророчества Исайи и Иезекииля говорили народу, что второй храм по своей славе превзойдет славу храма соломонова; а действительность между тем говорила, по-видимому, противное. После того как возбужденное речью пророка религиозное воодушевление к продолжению строения храма мало помалу охладело и взамен того наступило время к более спокойному обсуждению положения дел, в строителях дома Божия начало развиваться сознание, что, судя по обстоятельствам воссоздания храма, этот храм далеко не обещает не только славы высшей – той, какую имел храм соломонов, но даже и равной ей, что в сравнении с тем храмом новоустрояемый храм явится не более, как бедною скинию. В следствии этого сознания в строителях стало проявляться чувство уныния и печали, выражаемое ими также громко, как оно громко выражалось, при закладке храма, стариками, видевшими славу первого храма. Оно до того сильно овладело народом, что снова доводило его до сомнения; действительно ли благоугодно Богу это дело и должно ли быть оно продолжено? Поэтому для деятельного продолжения строения храма скоро снова явилась необходимая потребность в Божественном подкреплении и воодушевлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Книга пророка Аггея состоит из четырех кратких речей, произнесенных в 6, 7 и 9 месяцах второго года царствования Дария. В первой своей речи (1, 1–11), пророк обличает своих соотечественников в том, что они, обстроивши свои дома, оставляют Храм Божий в запустении и уверяет, что неплодородием и скудостью во всем они наказываются за этот грех . Плодом увещаний пророка было возобновление работ по построению храма (12–15). Через месяц после того обращая внимание на бедность Нового храма в сравнении с великолепием прежнего, пророк увещевает народ не унывать и предсказывает, что слава второго храма превзойдет славу первого тем, что в него войдет Ожидаемый всеми народами (Мессия) и на месте сем Иегова даст мир (2,1–9). В третьей речи, произнесенной спустя два месяца, пророк для поддержания ревности строителей храма, указывает на то, что без храма, в котором одном совершается очищение и освящение людей, все они были нечисты, а потому и сами жертвы их были неугодны Богу, но когда построен, будет храм и люди освятятся в нем, то Господь пошлет им свое благословение (2, 10–19). В последней речи пророк обращается к Зоровавелю и говорит, что Иегова ниспровергнет престолы и царства языческие, но его примет под свое особенное покровительство (20–23). Глава 1-я. Обличение Иудеев в нерадении о построении храма и угроза Божьим наказаниям Ст. 1-й. Во 2-й год царствования Дария пророк Аггей обратился с обличительной речью к Зоровавелю, правителю Иудеи, первосвященнику Иисусу и всему народу. Ст. 2-й. «Так говорит Господь: народ этот говорит: не пришло еще время строить храм. Ст. 3–4. А вам, обличает пророк от лица Божия народ, пришло время жить в домах украшенных, тогда как дом Мой в запустении? Ст. 5–6. Оттого у вас недостаток во всем. Обратите внимание на вашу жизнь. Вы сеете много, а получаете мало, собираете и как будто кладете в дырявый мешок. Ст. 7–8. Исправьте вашу жизнь: идите на гору, носите деревья и стройте храм, и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь. Ст. 9–11. За такое нерадение ваше о храме небо заключится и не даст вам росы, и земля не даст вам своих произведений. Ст. 12–15. И послушались Заровавель, Иисус и народ гласа Господа Бога своего и слов пророка Аггея и стали они производить работы в доме Божьем». Глава 2-я. Пророчество о славе второго храма

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Большинство из пророков проповедывало только устно. Пророков, оставивших свои писания, было 16. Из них Исаия, Иеремия, Иезекиль и Даниил, по величине написанных ими книг, называются большими, а прочие 12 – Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Михей, Иона, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия – малыми. 58. Пророк Илия Св. пророк Илия был родом из города Фесвы, почему и называется фесвитянином. С юных лет он посвятил себя на служение Богу: жил в пустыни, ходил в одежде из верблюжьего волоса, подпоясавшись кожаным ремнем. Илия жил при царе израильском Ахаве. Когда этот нечестивый царь ввел служение Ваалу и Астарте, пророк пришел к нему и от имени Божьего объявил: «за твое нечестие в эти годы не будет ни дождя, ни росы, разве только по моему слову». Так и случилось. Началась страшная засуха; даже трава погибла, и настал голод. Илия в это время жил в пустыне, у одного ручья, куда вороны, по повелению Божию, приносили ему хлеб и мясо. Когда ручей высох, Илия пошел в языческий город Сарепту. У городских ворот он встретил бедную вдову, которая собирала дрова, и попросил у нее хлеба и воды. Женщина ответила: «у меня самой только и осталось, что горсть муки и немного масла; вот я пойду и приготовлю для себя и для сына моего, съедим это и умрем». Илия сказал ей: «не бойся! испеки прежде хлебец для меня, а для себя и сына испечешь после, потому что так говорит Господь Бог Израилев: ни мука в кадке, ни масло в кувшине не будут убывать у тебя, пока Господь не пошлет дождя на землю». Женщина поверила и сделала, как велел ей пророк. И действительно, ни мука, ни масло не убывали у нее во все время голода. Вскоре у этой же вдовы умер сын. Пророк Илия помолился Богу, и отрок воскрес. Три года с половиной продолжалась засуха. Народ стал раскаиваться, и Господь снова послал пророка к Ахаву низвести дождь на землю. По требованию Илии Ахав собрал на гору Кармил весь народ и всех жрецов вааловых. Илия сказал народу: «долго ли вам хромать на оба колена? Если Иегова есть Бог, то следуйте Ему, а если Ваал, то ему служите».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Если кто-либо скажет, что Писание говорит: “Бог грядет с юга”(См. Авв. 3, 3.), — поэтому и поклонялся пророк Иерусалиму, ибо Иерусалим на юге, — то Писание говорит еще и так: “Пойте Богу, воспевайте Господа, восшедшего на небеса небес на востоке”(Пс. 67, 34.). Вот — и на востоке Бог! И еще: “Уготовьте пути Шествующему на запад, Господь имя Ему”(Пс. 67, 5.). Вот — и на западе Бог! И еще сказано: “На северной стороне ее город великого Царя. Бог в жилищах его ведом”(Пс. 47, 3–4.). Вот — и на севере Бог! Пророк знал, что Бог — везде, но не поклонялся ни на восток, ни на запад, ни на север, но только Иерусалиму, на юг. Разве этим он показывает, что Божество — в Иерусалиме, заключая Его в одном месте? Нет, пророк поклонялся Иерусалиму, желая показать честь и славу Божественного храма. Ибо нигде тогда не было храма, кроме Иерусалима; поэтому пророк поклонялся только Иерусалиму, то есть храму. Хотя храм и город и были тогда разрушены, но сохранялись остатки этих досточтимых храма и города. Писание в книге пророка Иеремии свидетельствует: когда иудеи, жившие в Вавилоне, услышали от пророка Иеремии, что придет погибель Вавилону от Кира Персидского, “они плакали, и постились, и молились пред Господом, и собрали серебра, сколько было по силам каждого, и послали в Иерусалим к Иоакиму священнику, сыну Хелкии, и ко всем, находившимся в Иерусалиме… и говорили они: вот, мы посылаем вам серебро, и купите на это серебро всесожжения и жертву за грех, и ладан, и приготовьте жертву и вознесите на жертвенник Господа Бога нашего, и молитесь о жизни Навуходоносора, царя Вавилонского, и о жизни сына его Валтасара, да поживем мы под покровом их и будем служить им много дней, как повелел нам Господь за грехи наши, и найдем милость у них” . Ясно отсюда, что если бы не было остатков этого святого храма, не послали бы иудеи серебро из Вавилона в Иерусалим, чтобы сотворить всесожжение и жертву за грех, — ведь тогда нигде нельзя было совершать всесожжения и других жертв приносить, кроме Иерусалимского храма, как свидетельствуют три отрока: “Нет у нас в настоящее время… ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе”(Дан. 3, 38.). Пророк знал, что есть еще в Иерусалиме остатки почитаемого храма и города, и знал также, что Бог еще воздвигнет храм и город, по словам Исаии: “Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку… Он построит город Мой и отпустит пленных Моих”(Ис. 45, 1, 13.). О создании храма Захария сказал: “Руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его”(Зах. 4, 9.); и Аггей также сказал: “Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф”(Агг. 2, 9.). Поэтому Даниил поклонялся Иерусалиму, то есть храму.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

О личности Аггея из Священного Писания почти ничего неизвестно. По преданию же, пророк Аггей происходил из священнического рода и был из числа пленников, возвратившихся из плена (ср. 1Езд 5:1; 6:14 ), по-видимому, уже в преклонном возрасте. Служение его, описанное в книге, продолжалось менее года. Память пророка Аггея празднуется Церковью 16 декабря (29 декабря). Состав и содержание книги. Книга пророка Аггея состоит из двух глав и содержит четыре точно датированные речи. В первой речи ( Агг 1 гл.), произнесённой в первый день шестого месяца (2-го года Дария Гистаспа) перед Зоровавелем и первосвященником Иисусом, пророк обличает иудеев за нерадение о храме и убеждает их возобновить построение дома Божия. Для оправдания своего нерадения иудеи говорили: «не пришло ещё время, не время строить дом Господень». Обличая их, пророк говорит: «А вам самим время – жить в домах ваших украшенных?» и от лица Божия угрожает им за их беспечность о храме неуспехом в труде и скудость в урожае. Во второй речи ( Агг 2:1–9 ), произнесённой в 21 день седьмого месяца, т.е. вскоре после первой, пророк от лица Божия призывает Зоровавеля, первосвященника Иисуса и весь народ ободриться и строить храм, не боясь врагов, «ибо Я с вами … и Дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» и далее пророк утешает их будущей славой второго храма. «Желаемый всеми народами» – это Мессия, предсказанный как «покорность народов» в пророческом благословении патриарха Иакова Иуде ( Быт 49:10 ). Под «славою» второго храма следует понимать пришествие в него Христа Спасителя. Потрясение всех народов, предшествующие славе Второго Храма, осуществилось в бурных исторических событиях в сменявших друг друга языческих царствах перед пришествием Христа. Слова Агг 2:9 серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф.»,служили ободрением строителей храма, не располагавших достаточным количеством золота и серебра для строительства и украшения храма, – напомнить им, что все земные блага и богатства принадлежат Богу и зависят от Него. Они не должны скорбеть о том, что второй храм будет более бедным по сравнению с храмом Соломоновым, ибо «слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего … и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф ( Агг 9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010