Про Иоанна шли самые разнообразные толки: одни считали его Мессией, другие пророком Ильей, иные Иеремией. Явление этих пророков, по верованию евреев, должно было предшествовать явлению Мессии. Взятый на небо Илия должен опять сойти на землю и приготовить людей к принятию Спасителя. Такое верование создалось на основании неправильно понятого пророчества Малахии о явлении Предтечи, духом и силою подобного Илии. О пророке Иеремии сохранялось сказанише, что при разрушании Иерусалимского храма халдеями, пророк по особенному указанию свыше взял Ковчег Завета и поместил его в некотором сокровенном месте до пришествия Мессии. Открытие этой великой святыни последует пред самым явлением Спасителя и откроет ее никто иной, а именно пророкъ Иеремия, который тогда воскреснет. Когда посланные из Иерусалима спросили Иоаина, – кто он? Креститель, прежде всего, прямо заявил, что он не Христос. «Кто же ты ?» – спросили они: «Илия?» – «Нет», ответил Иоанн. «Ты пророк?» – продолжали они допрос, разумея Иеремию. Иоанн опять отвечал: «Нет». – " Так кто же ты? Что скажешь ты о себе, чтобы нам дать ответ пославшим нас?» Иоанн отвечал: «Я глас вопиющего в пустыни. Исправьте путь Господень, как сказал пророк Исаия». 9 Последние слова ясно говорили посланным о личности Крестителя, так как им хорошо было известно, что это пророчество относится именно к Предтече Спасителя. Но книжники и фарисеи, составлявшие посольство, не могли допустить, чтобы такое великое событие, как явление Предтечи Мессии могло совершиться помимо их учаетия и даже без их ведома. В деятельности Иоанна они усмотрели лишь нарушение порядка, что и поставили ему на вид, сказав: «Что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?». Тогда Иоанн сказал им с большей ясностью: «Я крещу водою, но среди вас стоит, Кого вы не знаете. Он и есть Грядущий за мною, и у Него недостоин я развязать ремень сапога Его». На другой день после этого допроса, когда Иоанн опять стоял на берегу Иордана, он увидал проходившего тут Иисуса Христа и, указывая на Него народу, сказал: «Се, Агнец Божий, подъемлющий грехи мира. Я не знал Его, но для того я пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. Я не знал Его, но Тот, Кто послал меня крестить, сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот крещает Духом Святым. И я видел и свидетельствую, что Дух, в виде голубя сходил с неба и пребывал на Нем, и утверждаю, что Он – Сын Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

10 Сюда относятся, можно думать, следующие ветхозаветные праведники: 1) Праведный Енох, взятый живым на небо (см. Быт.5:24 ). 2) Авраам, праотец израильского народа и друг Божий. 3) Мелхиседек (прообраз Христа), царь Салима, священник Бога Всевышнего, благословивший Авраама (см. Быт.14:18 ). 4) Моисей – законодатель Ветхого Завета. 5) Царь Давид – пророк, псалмопевец и праотец Господа по Деве Марии. 6) Илия, величайший из пророков Ветхого Завета. 7) Елисей, преемник Илии по пророчеству, получивший от Бога двойную силу духа Илии (см. 4Цар.2:9 ). 8) Исаия – первый из «больших» пророков Ветхого Завета. 9) Иеремия – второй из «больших» пророков Ветхого Завета. 10) Иезекииль – третий из «больших» пророков Ветхого Завета. 11) Даниил – четвертый из «больших» пророков Ветхого Завета. 12) Иоанн – пророк, Предтеча и Креститель Господень. 15 Здесь термин хвост будет более понятен, если провести аналогию с хвостом кометы. Он состоит из выделений самой кометы и остается видимым после ее полета на огромном пространстве в течение длительного времени. 16 Возможно, что пять месяцев знаменуют и пять столетий, начиная с богоотступничества на Западе в эпоху Ренессанса. 17 Из нехристианских народов наиболее многочисленными и в то же время технически сильными являются китайцы и японцы. 18 Можно предположить, что это масоны, сионисты, фашисты, маоцзэдунисты и другие организации и партии, у которых общим является неприязнь к христианской религии. 19 Столько же времени будет продолжаться и власть антихриста (см. Откр. 13:5 ). К этому сроку близко и пророчество пророка Даниила о видении, которое относится к «концу времени» (см. Дан.8:17 ). Пророк Даниил пишет: «...рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране, и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал» ( Дан.8:9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

2 августа отмечается день памяти святого пророка Илии. Жизнь и деяния пророка Илии описаны в ветхозаветных 3-й и 4-й книгах Царств. 2 августа отмечается день памяти святого пророка Илии. Жизнь и деяния пророка Илии описаны в ветхозаветных 3-й и 4-й книгах Царств. В народе его почитание тесно переплетается с дохристианскими славянскими верованиями в бога-громовержца. Это связано с тем, что, согласно Писанию, именно пророк Илия заключил небеса над Израилем на три года за грех царя Ахава, уклонившегося под влиянием царицы Иезавели в язычество и воздвигшего гонения на верных Богу. Позже пророк Илия призвал огонь с неба на посланников другого царя, Охозии, также уклонившегося в язычество. Кроме того, пророк Илия не умер, а был в теле вознесен Богом на небо. По еще дохристианскому Преданию, возвращение пророка Илии должно предварять приход Мессии. Об этом сказано в книге пророка Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5). Согласно христианскому Преданию, это говорится о времени Второго Пришествия и Страшного Суда. Однако, согласно Евангелию, уже Иоанн Креститель приходил «в духе и силе Илии» (Лк.1:17). Сам Христос говорил о нем: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф.11:14). Более подробно представление об Иоанне Предтече как об образе Илии дается в другом евангельском фрагменте: «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф.17:10). По народным верованиям, в Ильин день завершается лето: сокращается световой день, закрывается купальный сезон. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/2-avgusta-ilin-den/

(40,1-2) Наступает время нового исхода. Если прежде язычники были «орудием Гнева», то теперь освобождение Израиля из неволи осуществится руками царя-иноплеменника Кира: Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, Чтобы покорить тебе народы. (45,1) Новый исход станет знаком неотменимости Завета. Он будет таким же чудесным, как во дни Моисея, когда создавался народ Божий (43,2-3). Пусть сами израильтяне с трудом верят в свое освобождение, Господь явит им Свое милосердие и любовь. Народ Завета призван быть свидетелем о Едином, Который пересоздаст людей Своих и весь мир: Вот Я делаю новое. (43,19) Пророк рисует величественную картину шествия через пустыню. Сам Господь возглавляет Свою Церковь, идущую по безводным равнинам к земле обетованной. Таинственный голос призывает: В пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; Всякий дол до наполнится, и всякая гора да понизится. (40,3-4) Это пророчество о мессианском Царстве , которое устрояет Господь. Голос глашатая — прообраз Крестителя, Предтечи Мессии (Мк 1,1-3). Приход Мессии несет преображение миру. Пророк изображает его в виде расцветающей пустыни. Слово Божие, как живительная влага, орошает мертвые камни, и они одеваются зеленью. Вода, текущая в пустыне, — излюбленный символ в писаниях пророка. Он говорит о бедных и нищих (праведном Остатке Израиля), которые жаждут живой воды — Слова Божия (ср. Ин 4,10). Далеко не все откликнулись на проповедь Второисайи. Многим казалось, что жизнь на чужбине привычна и спокойна и рискованно менять ее на разоренную Иудею (41,21-23). На это пророк отвечает, что Бог будет хранить людей Своих. Новая Пасха и новый исход есть не человеческое дело, а дело Провидения; все творится Словом Божиим: Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходят с неба и туда не возвращаются, но напояют землю И делают ее способною рождать и произращать,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

В предсмертном своем благословении собравшимся вокруг его одра сыновьям, возвещая о судьбах своих потомков, Иаков сказал о родоначальнике колена, сыне своем Иуде: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт. 49:10 ). Приход Примирителя душ, Спасителя должен был произойти еще в то время, когда потомки Иуды представляли собой один народ, одно государство, когда ими управлял царь и они имели свое законодательство («жезл»). Пророк Малахия присоединяет к этому и другой признак Мессии, знамение времени: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» ( Мал. 5:1 ). Указывается, что Спаситель придет в Свой Храм прежде его разрушения. Малахия был последним пророком. Его книгой закончился канон, комплект книг Ветхого Завета. После Малахии не было у Израиля пророков. Длинный ряд их окончился, и последние слова Ветхого Завета, после напоминания о хранении Моисеева Закона, возвестили, что последним пророком будет уже предтеча Мессии ( Мал. 4:4–6 ). Им стал Иоанн Креститель. Ясны были предсказания пророка Аггея о пришествии Мессии до разрушения храма: «и придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф» ( Агг. 2:7 ). Сказано было о величии второго Храма по сравнению с первым ( Агг. 2:9 ) и о благословении всему человечеству в Лице Того, Кто был надеждою Израиля. Видение Даниила Спаситель должен был явиться, согласно пророчеству, во времена иудейских царей, перед разрушением Храма. Пред ним должен был, как предсказал Малахия, прийти последний пророк. Время пришествия Христа в Библии точно определено в Книге Даниила. Пророчество Даниила говорит, что царство Мессии начнется в период четвертой монархии, то есть Римской империи, указывая точно, сколько лет остается до Его пришествия: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» ( Дан. 9:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Глас вопиющего в пустыне ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ Выражение применимо к ситуации, когда призыв, предостережение или просьба, обращенные к кому-либо, остаются без ответа, не находят отклика; когда чья-либо попытка придать общественное звучание важным проблемам оставляет людей равнодушными. Будучи отнесено к житейским взаимоотношениям, приобретает шутливый оттенок. Пророк Исайя, возвещая спасение израильскому народу, требует от него готовности принять Господа: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие…» ( Ис.40:3–5 ). В Евангелиях эти слова отнесены к Иоанну Крестителю, возвещающему пришествие Спасителя. Сам Предтеча называет себя «гласом», т.е. провозвестником: «…вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя» ( Ин.1:19–23 == Мф.3:3 == Мк.1:3 = Лк.3:4 ). Быть «гласом вопиющим» — призвание Иоанна, и он его до конца исполняет. С проповедью крещения и покаяния «он проходил по всей окрестной стране Иорданской» ( Лк.3:3 ), и ему внимали и приходили принять крещение водою. Как видно из приведенных текстов, смысл библейской фразы, ставшей «ходячим» выражением, трансформировался, и она сблизилась с фразеологическим оборотом «говорить в пустоту». Гог и Магог ГОГ И МАГОГ Говорится с ироническим оттенком о человеке, известном своим крутым нравом, своевольном, всевластном, чувствующем себя царьком в своем окружении. В более широком значении: некто или нечто устрашающее. Встречаются также формы «Гога и Магога», «гог-магог».

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

е. не знаком с реалиями ветхозаветной жизни. Ученики спрашивают Учителя, он согрешил или родители, потому что в то время среди раввинов существовало мнение, будто ребенок с самого зачатия уже в утробе матери имеет добрые или злые ощущения и потому может согрешить. Такие представления отразились в раввинистической литературе. Так в Мидраше Га-Гадол к Быт. 25:32 говорится, что Исав родился первым потому, что ещё в утробе он грозил Иакову, что убьёт мать, если тот не уступит ему первородство. Эти идеи могут показаться весьма странными, но важно здесь другое: они получили хождение в иудейском обществе и именно их имели в виду ученики Иисуса, когда задавали вопрос Учителю. Сторонники идеи реинкарнации обращаются также к тому месту из Евангелия, где иудеи спрашивают великого Пророка Иоанна Предтечу: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет ( Ин. 1:21 . Абсурдность попытки увидеть здесь указание на перевоплощение душ очевидна из того, что огненный пророк был взят живым на Небо, а, значит, не умер и не оставлял никогда своего тела. В Евангелии же прямо сказано о св. Иоанне Крестителе: предъидет пред Ним в духе и силе Илии ( Лук. 1:17 , а не в каком-то мифическом перевоплощении. Вопросы же такие возникали потому, что тогдашние иудеи считали, что древние пророки могут быть воскрешены Господом и явиться среди людей. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой ( Лк. 7:16 . Ирод Антипа принял Спасителя за воскресшего Иоанна Крестителя, другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес ( Лк. 9:8 . Полным опровержением попыток найти в святой Библии идею реинкарнации является притча о богаче и Лазаре. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его ( Лк.16:22–23 ). Никаких перевоплощений. Каждый из них умер и оказался в загробном мире: человекам положено однажды умереть, а потом суд ( Евр. 9:27 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили» (7:51–53). Казалось бы, перед нами некоторое риторическое преувеличение: был же пророк Самуил, которого никто никогда не гнал, на чью жизнь никто не покушался, при котором, напротив, теократическое устройство в Израиле достигло своего расцвета. Но, возможно, история Самуила и самая показательная. Народ устал от почти непосредственного участия Бога в управлении государством и попросил себе царя, «чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1 Цар 8:5). Любопытно, что еврейская монархия у самого своего основания оказывается народной, и именно в этом ее родовая травма, в этом ее неизбежное противоречие с тем идеалом, который предлагал еврейскому народу Бог. Теперь, когда народная воля получила свое политическое выражение, обрела субъектность, конфликт царя и пророка, народного «не хочу» и божественного «надо» оказался неизбежным. С этого времени пророк уже не управлял государством, проводя ту или иную политику в соответствии с божественной нормой, а только напоминал об этой норме — в те моменты, когда уж все совсем шло вразнос. Раз от раза повторялся один и тот же сценарий: норма нарушается, пророк указывает на это, государство включает «репрессивный механизм» против пророка, а потом, на новом историческом витке, заносит пророка в идеологически выверенные святцы. Этот механизм сломался на Иоанне Крестителе и Христе, поскольку новая религия заявила о своей наднациональной сущности, но убийство Господа и Его Предтечи стало логическим завершением ветхозаветных взаимоотношений Бога и народного (в сущностном смысле) государства. Насилие против праведника — это следствие духовной медлительности, когда душа не способна распознать Божью правду в тот момент, когда она является. Душа опаздывает, реагируя на уже неактуальный вызов, отвечая Богу на тот вопрос, который Он задавал вчера. Получается нелепость, на которую обращает внимание первомученик Стефан: евреи держатся за храм Соломона, который когда-то был нужен и полезен, а сейчас скорее препятствует духовному росту. Еще более емко о том же говорит Господь:

http://blog.predanie.ru/article/za-chto-...

Иоанн обычно жил близ Бетании, или Бетавары, — речной переправы, где и крестил приходящий к нему народ 13 . Вскоре вокруг него образовалась община, которой Иоанн дал свои правила и молитвы. По имени мы знаем только двух из учеников Крестителя — Андрея из Вифсаиды и юношу Иоанна, сына Зеведеева. Оба были рыбаками и пришли с берегов Галилейского моря 14 . Как смотрели иоанниты на учителя? Скорее всего, они видели в нем эсхатологического Пророка, чей приход ожидался многими 15 . Но у некоторых сложилось убеждение, что сам Креститель и есть обетованный Мессия. Влияние Иоанна возрастало с каждым днем. В своих речах он стал затрагивать и Ирода Антипу, которому принадлежала Иорданская область. В результате, пишет Флавий, тетрарх «начал опасаться, как бы власть Иоанна над массами не привела к каким-нибудь беспорядкам» 16 . Был встревожен и Синедрион, и именно поэтому на Иордан был отправлены священники с полномочиями от него. — Кто ты? Не Мессия ли? — задали они вопрос Крестителю. — Я не Мессия, — отвечал тот. — Что же? Ты Илия? — Я не Илия. — Пророк? — Нет. — Тогда кто же ты, чтобы дать нам ответ пославшим нас? Что ты говоришь о самом себе? — Я глас вопиющего: «В пустыне выпрямьте дорогу Господу», как сказал пророк Исайя. — Что же ты крестишь, — спросили его, — если ты не Мессия, и не Илия, и не Пророк? И тогда они услышали ответ, полный смирения и веры, который ясно определил призвание Иоанна как Предтечи Христа: — Я крещу водою, посреди же вас стоит Тот, Кого вы не знаете, Идущий за мною, Который впереди меня стал, Кому я недостоин развязать ремень обуви Его... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницы, а мякину сожжет огнем неугасимым 17 . Все поняли, что это значит. Мир должен пройти через огонь правды Божией, Иоанн же — лишь предвестник очистительной грозы. О Мессии говорили уже давно, но только иорданский учитель возвестил, что дни Его прихода наконец наступили. Слушая Предтечу, народ постоянно «находился в ожидании». Многие знали, что Избавитель долго будет скрываться неузнанным, поэтому слова Иоанна: «Он стоит среди вас» — заставляли учащенно биться сердца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Иоанн обычно жил близ Бетании, или Бетавары, – речной переправы, где и крестил приходящий к нему народ 61 . Вскоре вокруг него образовалась община, которой Иоанн дал свои правила и молитвы. По имени мы знаем только двух из учеников Крестителя – Андрея из Вифсаиды и юношу Иоанна, сына Зеведеева. Оба были рыбаками и пришли с берегов Галилейского моря 62 . Как смотрели иоанниты на учителя? Скорее всего, они видели в нем эсхатологического Пророка, чей приход ожидался многими 63 . Но у некоторых сложилось убеждение, что сам Креститель и есть обетованный Мессия. Влияние Иоанна возрастало с каждым днем. В своих речах он стал затрагивать и Ирода Антипу, которому принадлежала Иорданская область. В результате, пишет Флавий, тетрарх “начал опасаться, как бы власть Иоанна над массами не привела к каким-нибудь беспорядкам” 64 . Был встревожен и Синедрион, и именно поэтому на Иордан был отправлены священники с полномочиями от него. - Кто ты? Не Мессия ли? – задали они вопрос Крестителю. - Я не Мессия, – отвечал тот. - Что же? Ты Илия? - Я не Илия. - Пророк? - Нет. - Тогда кто же ты, чтобы дать нам ответ пославшим нас? Что ты говоришь о самом себе? - Я глас вопиющего: “В пустыне выпрямьте дорогу Господу”, как сказал пророк Исайя. - Что же ты крестишь, – спросили его, – если ты не Мессия, и не Илия, и не Пророк? И тогда они услышали ответ, полный смирения и веры, который ясно определил призвание Иоанна как Предтечи Христа: - Я крещу водою, посреди же вас стоит Тот, Кого вы не знаете, Идущий за мною, Который впереди меня стал, Кому я недостоин развязать ремень обуви Его… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницы, а мякину сожжет огнем неугасимым 65 . Все поняли, что это значит. Мир должен пройти через огонь правды Божией, Иоанн же – лишь предвестник очистительной грозы. О Мессии говорили уже давно, но только иорданский учитель возвестил, что дни Его прихода наконец наступили . Слушая Предтечу, народ постоянно “находился в ожидании”. Многие знали, что Избавитель долго будет скрываться неузнанным, поэтому слова Иоанна: “Он стоит среди вас” – заставляли учащенно биться сердца.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010