И пришел поселился в городе, называемом Назарет. И пришел поселился в городе, называемом Назарет. Как же Лука говорит, что Господь пришел в Назарет после того, как прошло сорок дней по рождении и после того, как Симеон воспринял Его, Матфей же здесь говорит, что он пришел в Назарет по возвращении из Египта? Итак, заметь, что Лука сказал о том, о чем умолчал Матфей. В качестве примера я скажу следующее. Исполнилось сорок дней после рождения, затем Господь пришел в Назарет. Это говорит Лука. Матфей же говорит о том, что было после этого, что Господь убежал в Египет, затем возвратился из Египта в Назарет. Итак, они не противоречат друг другу: один говорит о возвращении из Вифлеема в Назарет — это Лука; Матфей же — о возвращении из Египта в Назарет. Да сбудется реченное чрез пророков, что Он Назореем наречется. Да сбудется реченное чрез пророков, что Он Назореем наречется. Какой пророк говорит об этом, не находится теперь: ибо по нерадению евреев, равно и по причине постоянных пленений много пророческих книг погибло. Но возможно, что это пророчество передавалось у иудеев незаписанным. Назорей значит «освященный»; так как Христос свят, то справедливо Он назывался и Назореем, ибо «святым Израиля» Господь называется у многих пророков. Глава третья В те дни. В те дни. Не тогда, когда Господь был младенцем и жил в Назарете, но евангелист говорит так вообще о том времени, которое предшествовало настоящему, когда пришел Иоанн Креститель. Иоанн послан был от Бога для того, чтобы изобличать иудеев, привести их к сознанию своих грехов и таким образом подготовить к принятию Христа. Ибо если кто не сознал своих грехов, он не приходит к покаянию. Приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь. Приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь. Иудеи были заносчивы, поэтому Предтеча побуждает их к покаянию. Ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо приблизилось Царство Небесное. Под Царством Небесным он разумеет первое и второе пришествие Христа, и добродетельную жизнь. Ибо если мы, странствуя по земле, жительствуем как бы на небе, чуждые страстей, то имеем Царствие Небесное.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

И пророк Иеремия, этот избранник Божий, освященный для пророчества еще во чреве матери своей, явил великое смирение, когда сказал Богу: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод (Иер. 1: 6). Великим смирением был украшен и Даниил пророк, муж желаний, исполненный благодати Божией. Ибо, будучи спрошен Навуходоносором, царем Вавилонским, может ли он разгадать сон, виденный им, и тотчас же растолковать его, он, пересказав царю сон и растолковав его, сказал с великим смирением: мне эта тайна была открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но чтобы царю было дано разъяснение и чтобы ты мог узнать помышления сердца твоего (ср.: Дан. 2: 30). Снова видим превосходящее все великое смирение того, кто стал вершиной пророков, великого Предтечу и Крестителя Христова, который, по свидетельству Самого Господа, был самым великим человеком среди рожденных женами и был больше, чем пророк (см.: Мф. 11: 9–11; Лк. 7: 26). Он, насколько превзошел по дару Божию и святости жизни своей других пророков и праведников, настолько большее смирение явил пред людьми и Богом. Ибо приходящим к нему креститься он говорил, умаляя себя: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня, и я недостоин развязать ремень обуви Его (ср.: Мф. 3: 11; Мк. 1: 7). Видишь, как велико смирение святого и божественного Предтечи и Крестителя Господа Христа? Ни один слуга, каким бы негодным он ни был и как бы ни презирал его хозяин его, все же не стал бы считать, что не может сделать даже этого — развязать ремень обуви его, то есть послужить своему хозяину, когда тот захочет снять обувь свою. А божественный и великий пророк Иоанн даже эту смиренную услугу не считал себя достойным оказать своему Хозяину, Христу. Поистине, где преизбыточествовала благодать, там и смирение преумножилось. В законе благодати кто не удивится величайшему смирению блаженного и всехвального апостола Павла, сосуда избранного (см.: Деян. 9: 15), потрудившегося более всех апостолов и восхищенного до третьего неба (см.: 2 Кор. 12: 2–3)? Ибо после столь великих видений мы видим его смиряющимся и говорящим: я меньше всех апостолов и недостоин называться апостолом (ср.: 1 Кор. 15: 9). В другой раз он назвал себя непотребной грязью: я сделался сором для мира (ср.: 1 Кор. 4: 13), а в третий сказал: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1: 15). Видишь, брат Иоанн, насколько великий Павел по мудрости своей и трудам был выше других апостолов, настолько глубже он был по смирению ума.

http://pravoslavie.ru/43999.html

Иоанн Предтеча «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал.4:5–6), — так за 400 лет до пришествия в мир Спасителя свидетельствовал о святом Иоанне Крестителе пророк Малахия. Подтвердил исполнение этого пророчества и Сам Господь, когда на вопрос учеников об Иоанне сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя… И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф.11:11,14). Как видим, евангельский образ святого Предтечи исполнен духа и силы пророка Илии, то есть с ним связывают мужество и ревность ветхозаветного праведника, явленные во времена пришествия в мир Спасителя. Однако мужество новозаветное имеет иную форму, нежели это было во времена борьбы пророков с нечестием ветхозаветного Израиля. Христос ясно указывает на это, когда запрещает апостолам Иакову и Иоанну, стремившимся подобно Илии низвести огонь с неба на отвергнувших Господа самарян. Спаситель говорит Своим ученикам: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9:55–56). Об этом же новом взгляде на мужество свидетельствует и сам Предтеча. Своим ученикам, возревновавшим о славе их учителя, умаленной проповедью Иисуса Христа, он говорит: «Ему [то есть Христу] должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Также и в другом месте мы читаем, что Иоанн Креститель, «великий и страшный» пророк (Мал. 4:5), которому не было равных среди рожденных женами (см. Мф. 11:11), «услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:2–3). Неужели такой великий пророк не узнал Спасителя даже после крещения? Мы не можем такого допустить! Об этом говорят и все толкователи. Святой Иоанн Креститель, конечно же, знал о Христе, он не нуждался в каких-либо дополнительных свидетельствах. Однако ради своих учеников, чтобы они еще раз убедились в истинности Мессии, он умаляет себя, делается слепцом перед очевидной для него Истиной, отвергается себя и посылает своих последователей посмотреть на дела Христовы! Вот в чем проявляется новозаветное мужество и ревность — в решительности отвергнуть себя перед Истиной!

http://pravoslavie.ru/76631.html

Пророк Малахия (на еврейском – «вестник») был младшим сотрудником Ездры и Неемии и происходил из колена Завулонова. Как последний из ветхозаветных пророков, он назван «печатью пророков». Он пророчествовал за 475 лет до пришествия Христова. Из Книги пророка Малахии видно, что в его время храм был уже восстановлен и в нем совершались богослужения, но часто не так благоговейно, как следовало. Пророк обличает священников в небрежности, говоря им от имени Бога: Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я Отец, то где почтение ко Мне? И если Я Господь, то где благоговение предо Мною? (Мал. 1, 6). В новозаветное время иудейские священники будут заменены людьми, благоговеющими перед Богом. Далее пророк обличает иудеев за женитьбу на иноплеменницах, за неисправное внесение десятин, принесение в жертву животных с пороками, за внешнюю бездушную обрядность, за ропот на Бога, будто Он медлит с исполнением Своих обещаний относительно пришествия Мессии. В грехе идолопоклонства Малахия уже не укоряет иудеев, потому что после всех бедствий, постигших их в связи с вавилонским пленением, они совершенно излечились от этого суеверия. У Малахии есть предсказание о пророке и предтече Иоанне Крестителе, который должен придти для приготовления людей к принятию Христа: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, которого вы ищете, и Ангел завета, которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал. 3, 1; см. Мк. 1, 1; Мф. 11, 14; 17, 12). Следующее пророчество Малахии, подобное первому, говорит о предтече Христа и, очевидно, относится к Его второму пришествию: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 4, 5–6; ср. Откр. 11, 3–6). Содержание Книги пророка Малахии: отсутствие благоговения в народе (Мал. 1, 6–14); и у священников (Мал. 2, 1–9); жестокость и отступление от Бога (Мал. 2, 10–16);

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Коем всё Мое благоволение». ( Мт.3:17 ). Так Предтеча и Креститесь Христов Иоанн сподобился быть свидетелем Богоявления на Иордане; Бог Сын был на бреге; Бог Дух Святый пребывал на Нем в виде голубином, знаменуя окончание потопа греховного, как Ноев голубь окончание потопа водного; Бог Отец глаголал с неба. По крещении Христос был отведён Духом в пустыню искуситься от дьявола. «Со времени Крещения Иисуса Иоанн применил пророчество своё о грядущем на проповедь о пришедшем уже Мессии» 11 . В то время, когда Христос постился в пустыне, а Иоанн крестил в Иордане при Вифаваре, Иудеи прислали из Иерусалима спросить Иоанна: кто ты? Иоанн прямо объявил им: «Я не Христос». – Кто же ты? Илия? Снова вопросили посланные. «Нет», отвечал Иоанн. – Пророк? Был снова вопрос их. И опять: «нет» – отвечал Предтеча Христов. Кто же ты, чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь сам о себе? – сказали посланные. И отвечал им Иоанн: «Я глас вопиющего в пустыне; исправьте путь Господу», как сказал пророк Исайя. Посланные были Фарисеи, и сказали Ему: – Что же ты крестишь, ежели ты не Христос, ни Илия, ни Пророк? – Иоанн отвечал: «я крещу в воде; а стоит среди вас некто, Которого вы не знаете. Он-то идущий за мною, но Который оказался впереди меня. Я недостоин развязать ремень у сапога Его». На другой день утром Иоанн, видя идущего к нему Иисуса, вероятно, возвращающегося из пустыни, сказал: «Се Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который оказался впереди меня; потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю; и свидетельствовал Иоанн, говоря: Я видел Духа сходящего с небеси, как голубя, и пребывающего на Нём. Я не знал Его: но пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на нём, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий ( Ин.1:19–34 ). Снова на другой день Иоанн, стоя с двумя учениками своими, Андреем и другим, которого некоторые почитают Иоанном Богословом, опять увидел идущего Иисуса, и сказал: «Вот Агнец Божий!». Услыша от Иоанна слова эти, оба ученика пошли вслед за Иисусом, и соделались Его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Я не Илия. — Пророк? — Нет. — Тогда кто ты, чтобы дать нам ответ пославшим нас? Что ты говоришь о самом себе? — Я — глас вопиющего в пустыне: выпрямите дорогу Господу, как сказал пророк Исайя. Посольству этого было достаточно: потомственный священник, забывший Храм и отвлекающий народ пустыми словами, не может быть человеком Божиим. Никто из сведущих в Торе не примет этого самозванца. — Что же ты крестишь, — язвительно спросили Иоанна, — если ты не Мессия, и не Илия, и не пророк? Им все же хотелось уточнить, как он понимает свое призвание. И тогда Креститель объявил посланным самое главное: — Я крещу водою; посреди вас стоит Тот, Кого вы не знаете: Идущий за мною, Который впереди меня стал, Кому я не достоин развязать ремень обуви Его… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а мякину сожжет огнем неугасимым [ 38 ]. Все поняли, что Иоанн говорит о себе как о Предтече Мессии, тогда как Помазанник, неузнанный, находится где-то рядом. Он грядет сокрушить царство дьявола и исполнить все обетования… Люди, которые становились совестью народа, — такие, как Иероним, Лютер, Аввакум, — обычно чувствовали величие принятой на себя роли, их наполняло сознание собственной значительности. Иоанн Креститель, напротив, был свободен от соблазна гордыни. Он не щадил лицемеров и, говоря с ними, не выбирал выражений, но его благородная душа сохраняла при этом подлинное смирение. Ничего не искал пророк для себя, довольствуясь скромной ролью «привратника» в Царстве Божием. Именно такого человека Христос поставил выше всех мужей Ветхого Завета. Что смотреть ходили вы в пустыню? Не тростник же, ветром колеблемый? Что же ходили вы смотреть? Человека, облеченного в мягкие одеяния? Но в пышных нарядах и в роскоши живущие находятся в царских дворцах. Так что же вышли вы смотреть? Пророка? Да, говорю вам, и больше чем пророка. Это тот, о ком написано: Вот Я посылаю вестника Моего перед лицом Твоим, Который приготовит путь Твой пред Тобою» [ 39 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

89. Какие были признаки, по которым человеки могли узнать родившагося Спасителя? Многия точныя предсказания о разных обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Например: пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы ( Uc. VII, 14 ). Пророк Михей, – что Спаситель родится в Вифлееме и это предсказание иудеи понимали еще прежде, чем узнали об этом событии ( Mф. II, 4–6 ). Пророк Малахия, после создания второго Иерусалимского храма, предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он придет в этот храм и пред Ним будет послан Предтеча, подобный пророку Илии ( Maл. III, 1; IV, 5 ). Пророк Захария предсказал торжественное вшествие Спасителя в Иерусалим на осляти ( Зах. Х, 9 ). Пророк Исаия с удивительной ясностью предсказал страдания Спасителя ( Uc. LIII, 1–12 ). Прор. Давид в Псалме XXI-м изобразил крестныя страдания Спасителя с такою точностью, будто этот псалом писан был у самого Креста. Пророк Даниил предсказал и указал – когда именно будует явление Спасителя, 51 Его крестную смерть, следующее за нею разрушение храма города Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв ( Дah. IX, 1–27 ). Также 3 Кн. Ездры И, 35–37. 90. Узнали ли Иисуса Христа, как Спасителя, в то время, когда Он родился и жил на земле? Восточные мудрецы узнали Его по звезде, которая явилась на востоке перед Его рождением. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от ангелов, которые сообщили им, что в городе Давидовом родился Спаситель. Симеон и Анна по особенному откровенно от Духа Святого узнали Его, когда по исполнении установленного срока от рождения Его, Он был принесен в храм. Иоанн Креститель, во время Крещения, в реке Иордани видел сошествие на Него Святого Духа в виде голубя и слышал глас Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ( Mф. III, 17 ). Подобный глас был апостолам Петру, Иакову и Иоанну, во время Преображения Его на горе, с добавлением: «Того послушайте» ( Mpk. IX, 7 ). Кроме этих небывалых прежде явных знамений, общение Господа с народом, Его учение и великия чудеса привлекали людей к вере в Него, как в Мессию; ... »а женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос« ( Uoah. IV, 42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Рубрики Коллекции Огненной восхождение пророка Илии, икона XIX века. Хранится в Британском музее Загадки Библии: Пророк Илия уже приходил на землю? 6 мин., 26.07.2020 Поделиться В Ветхом Завете сказано, что накануне Своего пришествия Господь пошлет к людям пламенного проповедника – пророка Илию. А Евангелие говорит, что «в духе Илии» уже приходил Иоанн Предтеча. Значит, самого пророка Илию нам уже не ждать? Пророчество о явлении на землю Илии содержится в заключительных строках книги пророка Малахии, жившего примерно за 400 лет до Христа. От лица Господа Малахия возвещает: Пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал 4:5-6). Вроде бы, всё ясно: Бог пришлет на землю пророка Илию… Но часто считают, что на самом деле здесь имеется в виду Иоанн Предтеча. Ведь это именно о нем, причем очень похожими словами, говорил некогда Архангел Гавриил: Предъидет пред Ним (Христом. – Прим. ред.) в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк 1:17). Да и Сам Христос однажды разрешил недоумение учеников: Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде [Тебя]? – довольно двусмысленным образом: Правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели. Из этих слов Христа ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (Мф 17:10-13). Образ Иоанна Предтечи «Ангел пустыни» с житием, конец XVII в., из Успенского собора в Ярославле. Хранится в Государственной Третьяковской галерее Однако обратим внимание на слова пророка Малахии: пред наступлением дня Господня, великого и страшного. Если бы он пророчествовал об Иоанне, то под «днем Господним», очевидно, разумел бы события, описанные в Евангелии. А было ли пришествие в мир Господа Иисуса Христа две тысячи лет назад «великим и страшным»?

http://foma.ru/zagadki-biblii-prorok-ili...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 19 января 2024: Крещение Господне, Богоявление 20 мин., 16.01.2019 Содержание Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника. Что такое Крещение Господне Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения.  На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!  Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын.  И было засвидетельствовано, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог. Крещение Господне — двунадесятый праздник . Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник. Когда празднуется Крещение Господне Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю). Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

http://foma.ru/19-janvarja-2023-kreshhen...

А чтобы вы знали, в какое время Я приду к вам с судом и милостию, чтобы осудить нечестивых и наградить благочестивых, и что вы должны делать для встречи и принятия Меня, вот Я пошлю «ангела моего пред лицем моим» ( Мал. 3:1 ), «пошлю к вам Илию Фесвитянина» 64 , то есть, пошлю к вам пророка, похожего по духу и ревности на Илию Фесвитянина. Иудеи, не поняв сего места св. пр. Малахии, думали, что Илия Фесвитянин лично придёт к ним перед пришествием Мессии, а потому ученики Спасителя говорили после Фаворского события: «как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» (т. е. прежде Мессии). Тогда Господь отвечал им: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его... Тогда ученики поняли, что Он говорит им об Иоанне Крестителе» ( Мф. 17:10–13 ; Сн. Мк. 9:11–13 ; Лк. 9:8 ). Сам Господь ещё прежде говорил народу, что Иоанн Предтеча есть Илия, которому должно прийти ( Мф. 11:14 ), а св. Ангел пояснил Захарии, что Иоанн потому называется Илиею, что предидет пред Спасителем в духе и силе Илии ( Лк. 1:17 ), т. е. Иоанн будет действовать с такою же силою и ревностью, с какими действовал и Илия. Есть, впрочем, другое мнение, что Илия пророк лично явится перед вторым пришествием Христовым вместе с Енохом, и полагают, что они-то и будут теми свидетелями или обличителями Антихриста, о которых говорит св. Иоанн в Апокалипсисе ( Апок. 11:3 ) 65 . «Прежде, – говорит св. Кирилл Александрийский , – приходил блаж. Иоанн Креститель в духе и силе Илии; но как он проповедывал, говоря: «уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего», так и Божеств. Илия проповедает, что скоро, немедленно грядет имеющий судить вселенную в правде... Пророк возстановит порядок, приведет некогда разделившихся к единой вере и устроит сердце человека ко искреннему его, дабы Судия, пришед, не поразил земли в конец, т. е. совершенно и всецело». Поскольку же св. прор. Малахия здесь говорит о первом пришествии Спасителя, то у него под Илиею должно разуметь Иоанна Предтечу. «Пророчественно говорит это Малахия (поясняет св. Ефрем Сирин ), об Иоанне Крестителе, и это исполнилось (что обратит отца к сыну и проч.) на Иоанне, как подтверждает слышанное 3ахарией от Ангела ( Лк. 1:17 ); о нем и Господь наш говорил Иудеям ( Мф. 11:14 )». А потому, днем великим и страшным ( «просвещенным») должно разуметь не второе 66 , а первое пришествие Спасителя в мир. Оно воистину велико, ибо сопровождалось величайшими делами, оно воистину страшно для неверующих, ибо обрекало их на вечную погибель, грозило страшными бедствиями за неверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010