ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Вельского, Верхнетоемского, Вилегодского, Коношского, Котласского, Красноборского, Ленского, Няндомского, Устьянского и Шенкурского районов Архангельской области, — Котласскую епархию, выделив ее из состава Архангельской епархии. 2. Епархиальному архиерею Котласской епархии иметь титул «Котласский и Вельский». 3. Временное управление Котласской епархией поручить Преосвященному Архангельскому и Холмогорскому Даниилу. 4. Образовать в административных границах Ненецкого автономного округа, Лешуконского и Мезенского районов Архангельской области, архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, — Нарьян-Марскую епархию, выделив ее из состава Архангельской епархии. 5. Епархиальному архиерею Нарьян-Марской епархии иметь титул «Нарьян-Марский и Мезенский». 6. Епископом Нарьян-Марским и Мезенским избрать иеромонаха Иакова (Тисленко), насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Место наречения и хиротонии иеромонаха Иакова (Тисленко) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 7. Образовать в пределах Архангельской области Архангельскую митрополию, включающую в себя Архангельскую, Котласскую и Нарьян-Марскую епархии. 8. Главой Архангельской митрополии назначить Преосвященного Архангельского и Холмогорского Даниила.   ЖУРНАЛ 151 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона с предложением об образовании новых епархий в Республике Башкортостан. Справка: Архиепископ Никон обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с рапортом, в котором, в частности, сказано: «В связи с увеличившимся объемом епархиальной нагрузки, что требует в современное время от епископа усиленного развития миссионерской, благотворительной, молодежной, катехизаторской, просветительской, педагогической работы и другого служения в благочиниях и приходах, более частого общения с мирянами и клиром, а также повышенного внимания и контроля со стороны правящего архиерея, прошу образовать две новых епархии, выделив их из состава Уфимской епархии».

http://patriarchia.ru/db/text/1909396.ht...

В годы аграрной реформы (1906-1911) в Енисейскую губ. переселялись крестьяне-католики с польск. земель. Если на 1 янв. 1904 г. на Енисее проживало 8,748 тыс. католиков, то к 1906 г. их насчитывалось уже 10,5 тыс., а к 1912 г.- ок. 15 тыс. чел. Увеличению численности католиков способствовала эвакуация в Сибирь промышленных рабочих и беженцев из прифронтовой зоны, а также размещение военнопленных. В 20-30-х гг. XX в. в условиях гонений на религию мн. католич. общины распались. В 1923-1925 гг. прекратила существование Иланская католич. община, в которую входили католики с. Иланского, железнодорожных станций от Клюквенной до Тайшета, верующие Ирбейского, Абанского, Рыбинского и Устьянского районов Канского у. (округа); община в Красноярске состояла в этот период всего из 300 членов. При этом сохранялись крупные общины в деревнях, а также в городах Ачинске и Боготоле. 21 марта 1922 г. в связи с приказом о реквизиции церковных ценностей для помощи голодающим здание храма в Красноярске было национализировано, затем отдано общине в аренду. 3 марта 1936 г. договор о пользовании молитвенным и культовым зданием был расторгнут, храм был передан гос-ву для размещения в нем объектов культуры. Последнего настоятеля храма о. Иеронима Церпенто 2 июля 1935 г. арестовали по обвинению в организации контрреволюционной группы, занимавшейся шпионажем в пользу польск. правительства. 24 июля 1936 г. он был приговорен Военным трибуналом Сибирского окр. к 10 годам лишения свободы, 4 дек. 1938 г.- к смертной казни и 14 дек. расстрелян (реабилитирован посмертно в 1993). Впосл. в помещении храма размещался радиокомитет, позднее - кинокомплекс, а после установления в 80-х гг. XX в. органа здание стало использоваться как Органный зал филармонии. В течение многих десятилетий верующие были вынуждены участвовать в богослужениях лишь тайно. Немного активизировалась жизнь прихода во 2-й пол. 50-х гг. XX в., когда из лагерей стали возвращаться священники. Так, в течение неск. лет на территории К. к. и Хакасии работал амер. свящ. Уолтер Чишек.

http://pravenc.ru/text/2458975.html

Как правило, многие соглашаются, что душа у человека есть, но вызывает недоуменное изумление, как дружно, подавляющая часть людей, не считает нужным, хоть как-то о ней заботиться. Чтобы избежать споров и разговоров о состоянии души, современный мир вынужден был табуировать одно важное событие в жизни каждого человека. В современном обществе нет дискуссий и обсуждений проблемы смерти. Практически данная тема, подчеркну еще раз, табуирована в современном дискурсе, а иначе проблема существования души возникла бы сразу. Десять лет назад в Устьянском районе произошла эпидемия самоубийств среди школьников. Заведующая департаментом образования обратилась к нам с просьбой помочь решить проблему героизации суицида, которая возникла у школьников. Тогда за год мы совершили восемь поездок в Устьянский район, встречаясь со школьниками. Проблему смерти пришлось обсуждать даже с младшими классами, но после этого на 10 лет данный вопрос ушел из школ района. Казалось бы, была показана необходимость данную тему обсуждать, но, повторюсь, сегодня самое главное событие в жизни человека — тема смерти — находится под незримым строгим запретом. А без обсуждения проблемы смерти очень трудно говорить о сущности души, ее предназначении. Современное толерантное общество уподобилось атеистам, где проблемы смерти не существовало, ибо смерть трактовалась как уход в никуда. Как же удалось современной пропаганде искусно убрать из обсуждения тему существования души, ее роли в жизни и смерти человека? Для того чтобы это хорошо понять, вспомним главный принцип американских менеджеров: «Всегда говорите правду, чистую правду, одну только правду. Ту правду, которая вам выгодна». Именно этот мерзкий принцип успешно сегодня использован в современной пропаганде повсеместно. Если вам рекламируют товар, то честно и правдиво описывают его достоинства и никогда не говорят о побочных, негативных действиях данного товара. Это наблюдается во всех областях нашей жизни: финансовой, когда вы берете кредит, лечебной, когда покупаете лекарства, торговой, когда покупаете товар.

http://pravoslavie.ru/98374.html

Архангельские пятидесятники намеренно оклеветали православного священника Архангельск, 7 сентября 2007 г. Настоятель Спасо-Преображенского храма деревни Малодоры (Устьянский район Архангельской области) иеромонах Валентин (Егоров) опроверг заявления секты неопятидесятников о своем причастии к их прозелитической деятельности.Об этом  " Православию на Северной земле " сообщили в пресс-службе Архангельской и Холмогорской епархии. 26 августа 2007 года в Северодвинске во время собрания харизматической группы «христиан веры евангельской», руководитель устьянского отделения секты публично заявила о том что, якобы отец Валентин вместе с ними молился о благополучном проведении  «христианского фестиваля «Радуга» в районном центре - поселке Октябрьский (прошедшего, кстати, с нарушением российского законодательства). Кроме этого, с целью придать значимость раскольнической деятельности отлученного от Русской Православной Церкви лжеархиерея Сергея Журавлева, во всеуслышание было заявлено, что и устьянский батюшка - отец Валентин - «уже почти крещен Духом Святым». Такие заявления можно расценивать как попытку сектантов с помощью откровенной клеветы и обмана убедить доверчивых граждан в лояльности части православного духовенства к так называемому «экуменическому движению» - объединению верующих всех религий и конфессий в единую организацию. Причем, в глазах сектантов, подобное объединение сводится исключительно к отвержению благодатного опыта Православной Церкви (почитания икон,  мощей, молитвенного обращения к святым) под предлогом «возвращения к Евангелию».       5 сентября иеромонах Валентин (Егоров) написал официальное письмо, в котором опроверг «ложь и клевету с целью компрометации православного духовенства и втягивания в преступную деятельность секты новых последователей» и подтвердил своё  каноническое подчинение Архангельской и Холмогорской епархии Русской Православной Церкви. После возвращения в Устьянский район письмо будет отправлено руководителю местной организации «христиан веры евангельской».   По словам самого отца Валентина, представители секты не раз приходили в православный приход села Малодоры, потому что  дверь храма открыта для всех, и православных, и инославных. Со временем по району распространились слухи о том, что православный батюшка сблизился с пятидесятниками. А сектанты намеренно использовали появившиеся слухи в своем стремлении «разрушить в сердцах людей твердыню Православия» (цитата из выступления лидера неопятидесятников в Устьянах). 7 сентября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23827.html

Подобное отношение к путнику, случайному гостю было для русской деревни повседневной этической нормой. Отказ в подаянии, помощи человеку, оказавшемуся в нужде, однозначно осуждался в народе, и об этом свидетельствует записанная нами северная дразнилка, исполнявшаяся в адрес скупых хозяев нищими странниками: «Водохлёбы некрещёные, из воды багром тащённые!». В голодные годы Великой Отечественной войны женщины-колхозницы принимали детей, вывезенных из блокадного Ленинграда или оккупированных территорий. В Устьянском районе Архангельской области известен случай, когда у старушки, взявшей на воспитание младенца, появилось грудное молоко. То же рассказывали и о молоденькой девушке, выкормившей грудью малыша. Некоторые встречи с народными исполнителями напоминают подлинные житийные истории. Так, в станице Натухаевской под Новороссийском старенькая женщина, которая не заметила даже серьёзного землетрясения, произошедшего несколькими днями позже, при нашем появлении заметалась: - А ко мне ноне во сне хвырахвшут (парашют) прилетал: «Дьяченко, Дьяченко, собирай хор, сейчас приедут записывать!». В хуторе Коньков Ростовской области хозяйка, с порога усадившая нас за стол, с удивлением рассказывала, что в тот день «зачем-то наварила семилитровую кастрюлю борща, а есть его некому». Всё разъяснилось, когда на дворе показалась группа из 10 человек, промокших и голодных. Эти, казалось бы, незначительные эпизоды рождали ощущение явственного Божьего «водительства», не покидавшего нас на всех экспедиционных путях-дорогах. Оно же заставляло серьёзнее, ответственнее (со страхом Божьим!) подходить к любимому делу. В одной из деревень же на р. Пинеге бабушка, некогда замечательная песельница, по окончании записи поклонилась до земли, попросила прощения и сказала без тени грусти, что теперь может умереть. Легла на кровать, по-детски подложив кулачки под голову, и замерла. Это предчувствие последнего расставания, таинство ухода праведника - а верим, что это была праведная, «непостыдная» кончина - заставило вспомнить эпическую картину преставления великой М. Д. Кривополеновой, описанную Борисом Шергиным.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/28/...

Стоит обратить внимание, что в Воскресенском соборе, изначально проектировавшемся, по-видимому, столичным мастером (только не из Петербурга, а из Первопрестольной), не всё удалось. Проект реализовали не в полной мере, возводили сооружение не москвичи, а сами вологжане, " как они видели " ; судя по проектной модели, которая сейчас хранится в музее Вологды, деталировка и пластика Воскресенского собора должны были быть значительно тоньше. Если приглядеться к обоим храмам - вологодскому и устьянскому, - становится заметно, что устьянцам безусловно удалось придать своей церкви тот утончённый вид, от которого отказались вологжане. Первое, что бросается в глаза: завершения храма в Устье более изящны по сравнению с вологодским прообразом. Вместо глухих барабанов со шлемовидным покрытием - тонкие барочные главки- " рюмочки " , характерные скорее для XVIII века, нежели для XIX, когда строился Никольский храм. Отличия касаются и подкупольного ряда окон: у устьянского храма они прямоугольные, тогда как у оригинала - круглые, что визуально делает его более массивным. Архитектурное решение боковых глав заимствовано у вологодского храма. Каждая установлена на цилиндрическом придельном объёме, так что барабан, по сути, является его продолжением вверх. Барабаны глухие, с декоративной имитацией оконного проёма, как у оригинала; обратите внимание, пилястры имеют ионические капители - то есть, ордерной цельности, требующейся от произведений строгого классицизма, речи не идёт. Колонны коринфского ордера на фасаде - ещё одно отличие Никольского храма от Воскресенского. У вологодского собора - колонны тосканские. Зато его наличники более соответствуют стилю барокко. В устьянском же храме, можно сказать, барочную форму наполняет своим содержанием классицизм (что, впрочем, неудивительно - учитывая время его постройки). В западном притворе располагается вход как в верхний, так и в нижний храм. Он совершенно непохож на притвор Воскресенского собора, что наверное, и неудивительно - пристройку к вологодскому храму сделали только в 1824 году, когда у храма в Устье уже был готов первый этаж.

http://sobory.ru/article/?object=10182

«Милостивый государь», так заканчивал поп свою жалобу архиерею, «вели… от его Авдея с детьми и с единомысленники оборон дать, чтобы им впредь озорничать и нападки нападывать . —177— было неповадно, и чтоб они к исповеди приходили и без покаяния бы не были, и об том их нерадении чтоб мне, богомольцу твоему, от тебя святителя в пене не быть, что они к исповеди не приходят». На жалобе была положена архиерейская резолюция: «поставить к суду». Дело кончилось отдачей А. Корепина на поруки в том, что ему, Авдею, за ответственностью поручившихся по нём лиц в великий пост к отцу духовному с женою и с детьми на исповедь являться, к церкви Божией в воскресные дни и в господские праздники со всем домом приходить, «у отца духовного быть во всяком послушании и о всяком духовном деле спрашиваться». 1049 С положением приходского священника, как духовника прихожан, была тесно связана и другого рода его деятельность. Как лицо, специально наблюдавшее за совестью прихожан и близко с нею знакомое, он выступает в те моменты, когда дело касалось именно их совести. Когда надо было скрепить какой-либо акт подписями, удостоверяющими верность всего сказанного в акте или верность исполнения обязательств, принятых на себя лицами, заключившими акт, подпись духовника, даваемая «в детей его духовных место», заменяла собою рукоприкладства этих последних, в большинстве случаев неграмотных. Подписью приходского священника скреплялись разного рода публичные волостные акты: выборы на разные должности, показания на повальных обысках, разного рода протоколы. 1050 Официальные волостные бумаги, которые не могли быть за неграмотностью скреплены подписью составлявшего их официального лица, должны были скрепляться рукою его духовника. В 1631 г. земской судья Устьянской Чадромской волости Е. Брагин, производя разбирательство по поземельному делу между однодеревенцами-складниками, требует у целовальника представления записки о произве- —178— денном последним дознании за рукою священника. «И судья говорил целовальнику», читаем мы в протоколе этого разбирательства, «велено у тебя взять записку за поповскою рукою. И Первуха (целовальник) говорит: яз сам грамоте не умею руки приложить, а священник ныне мне не отец духовный, не слушает, руки не прикладывает в мое место, и в том Бог волен да государь; а прежний отец духовный у меня умер, хотя емли, хоть не возьмешь, мне тебе не указати». 1051 В судебнике царя Федора Ивановича встречаем предписание, чтобы присылавшиеся в Москву протоколы о сопротивлении земским судебным властям, так называемые «отбои» или отбойные записи, название которых указывает и на самый характер сопротивления, писались «за поповскою рукою». Это предписание едва-ли вводило новшество; оно, вероятно, только указывало на ту руку, какая обыкновенно скрепляла публичные акты. 1052 Духовник, давая свою подпись за неграмотного сына духовного, ручался за его верность и прямодушие, как человек несущий на себе заботу о его душе и привычный руководитель его совести.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Отчего Бестожево местные жильцы обзывают пьянской столицей Устьянского края? — Обзывалка эта давнишняя. По легенде, деревня считалась когда-то лихой, разбойной да и пьянской. Закон в ней существовал для мужиков-лесосплавщиков: мужик должен или стоять, или лежать — сидеть не имел права и считался бездельником. А главным гимном деревни была частушка: Пьём и водку, пьём и ром. Завтра по миру пойдём. Вы подайте, Христа ради, А то лошадь уведём. К вечеру мы въехали в Бестожево — красиво расположенную в излучине реки довольно большую по местным меркам деревню. Добрый возилка наш остановил «студебеккер» у главного места в ней — магазина. Магазин оказался закрытым, но в окнах ещё не погас свет. Шофёр, постучав в дверь, назвался, и ему открыла плотная приятная тётенька, наверное продавщица. Минут через шесть-семь он вместе с нею вышел на крыльцо и подозвал нас. — Михалыч, какой из них Устьянов? — спросила продавщица. — Вон тот, что выше. — Боже мой, смотри, какой парнище вымахал, а был ведь вот таким Коленькой, — и показала рукой ниже колен. — Мать-то тебя не дождалась, уехала отсель. Дом ваш власть реквизировала. Жить здесь им стало негде, да и начальники боялись брать её на работу после ссылки. Кормилась подёнщиной — грибами, ягодами: собирала и сдавала в пункт приёма. Поначалу поселилась с детьми из милости у бобыля Макарыча в пристройке, но, намаявшись, решила податься к родственникам твоей бабки в Никольский район Вологодской республики. Там про неё никто не знает, муж погиб, может и устроится, да и крыша не чужая. Тебя искала по всем начальствам, письма писала, да и теперь ищет. Адрес свой оставила у Макарыча. Даже конверт с адресом, чтобы отправили с вестью, коли что узнают про тебя. А ты, вишь, свалился вдруг, да ещё сюда… Михалыч, отведи их к бобылю Фёдору Макарычу. Вон, смотри, с краю деревни дом стоит. Да и сам у него заночуй, а поутру с товаром разберёмся. Так вместо дома Бубы-Коленьки мы притопали в дом старого Макарыча. Изба действительно оказалась древней — ещё не пиленой, а рубленой — с огромной глинобитной русской печью, с красным углом, где под киотом с Христом, Божьей Матерью и Николой Чудотворцем висели портреты Ленина и Сталина, вырезанные из «Огонька».

http://azbyka.ru/fiction/kreshhyonnye-kr...

Только после третьей пробы по решению пивного начальника-деда колдовство вокруг бочки прекращалось и к «святая святых» подпускались деревенские дольщики, принесшие сусло. Они выстраивались в очередь перед сливным жёлобом, и каждый, в зависимости от количества принесённого сусла, получал свою долю. Главный пивовар, стоя на камне, своим незатейливым рычагом поднимал и опускал стирь, и солнечный напиток стекал по долблёнке в мерное ведро. Командир ведра — безногий инвалид благословлял на прощание каждого мужского или женского человечка, наполнившего свой сосуд: — Пейте пиво, вытирайте рыло, гуляйте спокойно! Начальник огня — Иваныч, обрубок последней немецкой войны — и приютил нас. Спали мы в его пустой избе на лавках, вдоль стены. Семьи у него не было — жена умерла, сыновья погибли в сорок первом под Москвой. Утром, в честь праздника, хозяин налил нам по стакану колдовского пива с советом пить не торопясь: — Оно крепко сварено — для мужиков, а вы пока пацаньё. Этот древний напиток, посвященный солнцу, пробовали мы впервые. Ничего подобного позже в своей жизни я не испытывал. Помнится мне, что в их языческом вареве кроме привычного вкуса солода, хмеля и воды присутствовал вкус дубовой бочки, гороха, ржи, камней, травы — всей природы Устьянского края — Северной Швейцарии, как обзывали архангелогородцы эти земли. Пьянская столица В день престольного праздника отчалили мы из Верхопутья в Бестожево на попутке — крепком «студебеккере». В деревне нарядно одетый народ украшал зелёные угорья пьянским шатай-болтаем. Возилка оказался родом из Шангал. Работал в управлении местных леспромхозов. Со станции поставлял в подведомственные устьянские деревни товары первой необходимости: продукты, лекарства, а заодно и почту. В дороге Буба спросил дядьку шофёра, не слышал ли он про его матку Пелагею Васильевну Устьянову, полтора года назад вернувшуюся на родину в Бестожево с малым братиком и сестрою. Дядька сказал, что слышал от сменщика полгода назад про какую-то женщину с детьми, приехавшую из ссылки домой в Бестожево, а дом её родовой оказался занят под управу сельсовета. Но что с нею стало потом, он не ведает. Буба сильно расстроился. Для отвлечения его от мрачных мыслей я задал нашему ангелу-хранителю — шофёру вопрос:

http://azbyka.ru/fiction/kreshhyonnye-kr...

19) Переезд из Аяна в Америку может быть только в одно время года. именно с июля до половины сентября и не иначе, как только на судах Российско-Американской Компании, на особых условиях. 20) На трактах: Жиганском, Устьянском, Ожогинском, Момском и Оймеконском нет никаких станций, здесь даже и казенные бумаги пересылаются с частной оказией. А потому едущим в те места и обратно надобно прибегать к тем же средствам, какие употребляются на переезд в Колыму и обратно см. (17). 21) Как ни трудно переносить сорокаградусные морозы и как ни страшно проводить холодные ночи под открытом небом в странах полярных, но по уверению всех путешествовавших для переездов из Якутска в Колыму, Устьянск и Ожогинское и проч. зимний путь считается удобнейшим; потому что тогда не могут препятствовать реки, болота и озера, и провизия не может подвергаться порче, но за то для путешествия в зимнее время требуют лишние расходы на одежду и постель; а чтобы завести одежду и постель, самые простые, потребно на каждого человека не менее 25 руб. серебр. и для перевозки последней лишняя лошадь. 22) Все товары и припасы, коими снабжается Камчатская епархия идут или из Якутска, или из портов. И потому, выключая только Американских колоний, чем далее жители от Якутска или портов, тем вещи дороже, реже и скуднее, да и в самых портах так же, и в Якутске, вещи и припасы гораздо дороже, чем в Российских епархиях, ибо привозятся из далека, а. главное в Камчатской епархии хлеба родится очень мало, и то в немногих местах. б) Сведения, касающиеся собственно Якутской области 23) Округи, составляющие Якутскую область, по числу жителей весьма неравны. В Якутском округе находится 122 1 / 2 тысячи; в Вилюйском до 58000, в Олекминском до 12000 в Верхоянском до 14000, в Охотском до 5000, а в Колымском – самом отдаленнейшем не более 6500, считая тут и крещенных Чукоч, не вошедших в гражданские списки. 24) Народы, населяющие Якутскую область, суть, кроме Русских: Якуты, Тунгусы, Ламуты, Чуванцы, Юкагиры и Чукчи. Все сии народы, последних, давно уже просвещены святым крещением, да и из самых Чукоч в последнее время окрещено более 1000 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010