Преподобный Прокопий Устьянский почивает мощами своими в приходской Устьянской церкви, в Вельском уезде. Вологодской губернии. Ни о происхождении, ни о жизни его не известно ничего. Мощи его явились в XVII столетии близ Устьянской церкви, в очень ветхом гробе, который был сплетен из ивовых прутьев. Мощи были совершенно целы, как бы погребенные в этот самый день, издавали от себя благоухание и совершали чудеса. Окрестные жители, обрадованные явлением св. мощей, построили часовню над ними. Вскоре после того святой сам явился одному из земледельцев и велел сделать себе новый гроб. «Кто же ты?» – спросил тот святого. Святой отвечал: «Прокопий, тело которого недавно явилось при церкви». В последствии времени мощи перенесены были в церковь . При мощах св. Прокопия до сих пор совершаются исцеления больных. Устюжская икона Богородицы «Благовещения» – та самая, перед которой в 1290 г. особенно усердно молился св. Прокопий о спасевии Устюга, и от которой истекло в то время благовонное целебное миро. В 1567 г. принесена она в Москву и находится в Успенском соборе. На сей иконе изображен предвечный Богомладенец в персях Богородицы, как воплотившийся в минуту благовестия. Оковицкая икона Пресвятой Богородицы иначе называется Ржевской. Явилась в 1539 г. Ей празднуется и 11 июля. Читать там. 9-е число Священномученик Панкратий, епископ Товроменийский происходил из Антиохии и жил во времена Господа Иисуса Христа. Отец его, слыша о чудесах Христовых, пришел из Антиохии в Иерусалим, чтобы видеть Самого Христа, уверовал в Него и после вознесения Его крестился. Ап. Петр поставил Панкратия епископом в Сицилийском городе Товромении. Здесь он сотворил много чудес и многих крестил, за что язычники убили его. Мощи св. Панкратия хранятся в Риме, в загородной церкви его имени. Священномученик Кирилл 50 лет был епископом в г. Гортине, на острове Крите. Жил в III веке. Язычники принуждали его принести жертву идолам; но когда он отказался, начальник приказал сжечь его. Огонь не коснулся святого. Тогда начальник отпустил его, но, когда узнал, что он не перестает обращать ко Христу язычников, велел убить. Св. Кириллу было в это время 84 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

По характеру книги глаголемой мы не сомневаемся относить составление ее не ранее как ко второй половине и даже к концу XVII. Но также несомненно, что рукопись 209 Москов. академии не ранее начала XVIII, хотя граф относит ее к XVII веку, не ранее, говорим, начала XVIII века, судя по памятям Корнилия Переяславского и Прокопия Устьянского и по имени патриарха Адриана. Профессор Мансветов (критика на Полный Месяцеслов Востока стр. 40) соглашается, что рукопись 209 относится не к XVII, а началу века, но «первоначальная запись, по его мнению, составлена ранее, вероятно, в начале патриаршества, а потом была дополняема и распространяема, в каком виде и дошла в настоящем списке. Иначе трудно объяснить, почему во введении, предшествующем рукописи, изложение состояния православия на Руси доведено до царствования Феодора Ивановича, почему далее в перечне святых московских упоминаются только патриархи Иов и Гермоген, за которыми следует ряд московских митрополитов и других святых. Что же касается до прочих патриархов, то перечень их сделан, несомненно, позднейшею рукою, помещен на самом конце рукописи, нарушая принятую систему расположения святых по местностям. Последняя группа святых здесь записанных принадлежит Астрахани и заключается Иосифом астраханским митрополитом, убитым во время Разинского бунта (7170—1662). Затем без особой рубрики голословно перечисляются патриархи, начиная с Иова и кончая Адрианом. Этим перечнем кончается и самая книга. Другие списки «Описания» составлены на основании одного древнейшего первоисточника и заключают разности небольшие». Соглашаемся, что эта книга была дополняема после первоначального составления, как показывают другие списки, в которые внесен уже святой Димитрий ростовский. Может быть позднее внесены и в список 209 памяти Корнилия Переяславского и Прокопия Устьянского, но в ней довольно внесено и других памятей второй половины XVII века, как то Евфросина Куржеского 1652, патриарха константинопольского Афанасия( в Лубнах 1654 г.), Елеазара Анзерского 1656 года, Илии архимандрита Соловецкого 1659, Филиппа Сухонского 1662 года.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бестужево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Верюжском Введенском погосте. Рождественская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Прокопия Устьянского , Флора и Лавра Год постройки:1763. Год утраты:1994 (сгорела) Адрес: Россия, Архангельская область, Устьянский район, с. Бестужево Координаты: 61.612702, 43.942586 Проезд:от п. Октябрьский (остановка пл. Победы) автобусом 709 до д. Веригино, далее пешком по мосту на левый берег р. Сенюги, далее идти на восток 400 м. На месте стоит новый одноимённый храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Бестужево расположено в живописной холмистой местности на правом берегу среднего течения реки Устья, правого притока Ваги (бассейн р. Северная Двина), у места крутого поворота, где общее направление течения реки меняется с северо-западного на юго-западное направление. До 1929 года деревня Бестужевская была волостным центром Вельского уезда Вологодской губернии. Верюжский Введенский погост, находящийся у северо-западной окраины д. Бестужево, получил свое название от первой построенной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и от речки Верюга, впадающей недалеко от него в Устью. В народе его чаще называли по имени святого - " У Прокопия Устьянского " , или просто - " У Праведного " . Первые сведения о Верюжском Введенском погосте относятся к середине XVII века, но, несомненно, погост существовал и раннее. О первых церквах погоста сведений нет, но известно, что деревянные храмы существовали уже во второй половине XVI века. Судя по писцовой книге 1645 года, на берегу Устьи высились тогда три церкви: холодная Введенская «древяна верх», рядом — теплая Флора и Лавра «древяна клетцки» и третья — также теплая Никольская «древяна клетцки с трапезою. ..», а также отдельно стоящая колокольня. К концу XVII века они «от многолетнего стояния... обетшали и углы у них огнили и обвалились». Благословенная грамота Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важского предписывала эти церкви разобрать и на прежнем месте возвести новые.

http://sobory.ru/article/?object=59561

Карповская. Неизвестная часовня. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:приблизительно 1880 - 1900. Ссылки:   Адрес: Архангельская область, Устьянский район, дер. Карповская Координаты: 61.55808, 43.91089 Проезд:От пос. Октябрьский автобусом вверх по р. Устья, 64 км (по столбам) Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревянная часовня, датируемая кон. XIX в. Входила в Введенский Верюжский приход. Крупный приземистый четверик под четырехскатной кровлей. В советские годы заброшена, в настоящее время пустует. Верюжская Введенская церковь. Современное местоположение: с. Бестужево, Устьянский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Вельский уезд, Вологодская губерния. Введенская церковь, 1803 года. Каменная, трёхпрестольная. Престолы Введения во храм Пресвятой Богородицы, свт. Николая Мирликийского, свтт. Кирилла и Афанасия Александрийских. В церкви – мощи праведного Прокопия Устьянского. Богородице-Рождественская церковь, 1763 года. Деревянная, на каменном фундаменте, трехпрестольная. Престолы Рождества Пресвятой Богородицы, мчч. Флора и Лавра, прав. Прокопия Устьянского. Часовни в деревнях Ильино, Илясово, Капустино, Коромыслово, Середняя, Шаткурово.В 1868 г. при Верюжской Введенской церкви было открыто приходское попечительство под председательством приходского священника Вениамина Жаваронкова. 31 июля 1894 г., в 4 часа дня, при слиянии двух туч, вихрем сорвало деревянный восьмерик на куполе Введенской церкви и сбросило на кладбище, при этом была повреждена часть крыши, изломано две рамы, градом выбило много стёкол. Убыток составил до 200 рублей. 28 мая 1898 г. в д. Капустине сгорело 22 крестьянских дома и часовня до основания. Часть икон из часовни и маленький часовенный колокол успели спасти. Жертвой пожара стала 8-летняя девочка. Один мужчина, охраняя часовенное имущество, получил сильные ожоги. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=48326

59 «В Новгородском Софийском собо­ре почитаются святыми многие тамошние епископы и архиепископы, как-то: Иоаким (†1030), Лука († 1060), Герман (†1095), Аркадий (†1163), Григорий (†1193), Мартирий (†1199), Антоний (†1232), Василий (†1352), Симеон (†1421), Геннадий (†1505) и Пимин (†1571)» (см.: Голубинский, 1903. С. 157). 61 Изображение Пафнутия Боровского на шитом покрове на раку святого начала XVI в. см. в кн.: Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века. М., 1982. Ненумерованная цветная вклей­ка. См. также: Николаева Т. В. Древне­русская живопись Загорского музея: Каталог. М„ 1977. Кат. 205 63 Икона воспроизведена в кн.: Ев­сеева Л. М., Кочетков И. А., Серге­ев В. Н. Живопись древней Твери. М., 1974. Ил. 24. 65 Характерной деталью икон Проко­пия Устьянского является изображение деревянной шатровой Введенской приходской церкви, возле которой были обретены мощи праведного Прокопия (см.: Мильчик М. И.. Ушаков Ю. С. Деревянная архи­тектура Русского Севера... Рис. 37). В статье О. А. Поляковой «Иконы с изображением архитектурных памятников в собрании музея Коломенское» (ПК НО: Ежегодник 1986. Л., 1987. С. 497–508) на с. 501 воспроизведена икона XVII в.(Инв. Ж226), атрибутированная автором как изображение Иоанна Устюжского. Однако по всем признакам (деревянная шатровая церковь , отверстый гроб с телом, сама фигура праведного отрока в рубашке) икону следует признать изображением Прокопия Устьянского, а не Устюжского. 66 Икону с близким составом ростовских святых конца XVI-haчaлa XVII в. см. в кн.: «Пречистому образу твоему...». Ил. 103. Богоматерь Боголюбская с избранными святыми (ср. Атлас, 222, 223). 67 Подробное описание иконы см. в кн.: Покровский Н. В. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной академии. 1879–1909. СПб., 1909. С. 141–144. На иконе отчетливо видно, что некоторые святые придержива­ются двуперстного крестного знамения. В живописи XIX в. такая деталь могла быть только на иконах старообрядцев. Отметим, что иконография персонажей на иконе 1814 г. в целом соответствует тем описаниям, которые дают сводные иконописные подлинники старообрядческого происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске. 1600 г. Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске. 1600 г. К подобным описаниям близки изображения И. в рубахе, к-рая скрывает почти всю фигуру, оставляя обнаженными лишь ноги ниже коленей; в основном они относятся ко 2-й пол. XVII-XIX в., что совпадает с общими тенденциями развития иконографии рус. юродивых (отказ от демонстрирования наготы). Однако подобные памятники, очевидно, создавались и в более раннее время (ср. образы блаженных Прокопия и И. в росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске 1600 г., под поздней записью, и икону И. 2-й четв.- сер. XVII в. из ГИМ - Торжество Православия: Выставка в филиале ГИМ «Новодевичий монастырь», 15 мая - 31 дек. 2009 г. М., 2009. С. 16-17). В ряде произведений сер. XVII-XVIII в. при сохранении рубища, обнажающего плечо, оно уподобляется рубахе, скрывает почти всю фигуру святого или образует подобие складок, свисающих над поясом (ср.: Сорокатый. 2003. Ил. 37, 38, 40, 41). Такого рода детали наряду с преимущественно белым цветом одежд, чертами лика и короткими волосами сближают иконографию И. с оформившейся в XVII в. иконографией сев. святых близкой типологии - праведных Артемия Веркольского и Прокопия Устьянского, а также с отдельными поздними изображениями прп. Иакова Боровичского, к-рого в иконописных подлинниках обычно сравнивают с И. У В. Д. Фартусова И. описывается как юродивый «русского типа, молод, с пробивающеюся бородой и усами; волосы на голове длинны; одет в одно рубище, или худую, убогую, немытую рубаху; босой»; на свитке святого рекомендуется писать его слова, заимствованные из жития: «Писание глаголет: да никтоже хвалится в человецех, и [иже] без греха есть, токмо Един Бог. И паки: брашно и житие [питие] не поставит нас пред Богом. И паки: не питаем тела своего, да не сопостат нам будет» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 297). Отразившийся в этом тексте отличный от древней иконографической традиции образ И. помещен, напр., на обложке одного из поздних изданий Жития святого (Жизнь блж. Иоанна Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца: (Составлено по Четьи-Минеи). М., 1903): И., который, возлежа на ложе, предсказывает слуге устюжского наместника кн. Федора Красного исцеление жены последнего кнг. Марии, представлен в виде средовека с длинными волосами и бородой. Между тем тип И.-юноши или даже отрока в белом одеянии, сходный с позднейшими изображениями прав. Прокопия Устьянского (см.: Кольцова. 2009. С. 148-149), существовал в иконописи до нач. XX в. (ср. икону 1900 г. в ц. свт. Стефана Пермского в Вел. Устюге).

http://pravenc.ru/text/469408.html

Бестужево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Село Бестужево расположено в живописной холмистой местности на правом берегу среднего течения реки Устья, правого притока Ваги (бассейн р. Северная Двина), у места крутого поворота, где общее направление течения реки меняется с северо-западного на юго-западное направление. До 1929 года деревня Бестужевская была волостным центром Вельского уезда Вологодской губернии. Верюжский Введенский погост, находящийся у северо-западной окраины д. Бестужево, получил свое название от первой построенной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и от речки Верюга, впадающей недалеко от него в Устью. Небольшая деревянная церковь Рождества Богородицы была заложена 29 сентября 2014 года на бывшем Верюжском Введенском погосте, на месте сгоревшей 9 мая 1994 года деревянной летней " круглой о двадцати стенах " шатровой одноименной церкви. Освятил место и заложил первый камень в основание храма епископ Котласский и Вельский Василий. К осени 2015 года храм был построен. Регулярные богослужения начались с 2017 года. В 2022 году возле храма была построена звонница на двух столбах. Клетский храм представляет собой небольшой однопрестольный квадратный в плане сруб, рубленный " в лапу " , под четырёхскатной крышей, имеющий одну главу, которая покрыта лемехом. Она стоит на невысоком барабане в виде восьмерика. К основному объёму с востока и с запада примыкают два небольших равновеликих прируба под двухскатными кровлями. На трёхстенный алтарь поставлена главка, также покрытая лемехом. С запада постройка имеет крыльцо с резными столбами и балясинами. История Введенского погоста тесно связана с обретением мощей святого праведного Прокопия Устьянского. Во второй четверти XVII века на берегу реки Устья близ погоста жители деревни Бестужевская обнаружили на льдине, прибитой к берегу гроб, сплетённый из ивовых прутьев, в котором лежало не тронутое тлением тело, издававшее благоухание. Вскоре после этого, он явился во сне местному жителю Савелию Онтропову и назвавшись Прокопием, велел сделать себе новый гроб. Всё было исполнено в точности. Прокопия положили в новый деревянный гроб у южной стены Введенской церкви, а на месте явления мощей на берегу реки построили часовню. Почти сразу начались исцеления и чудеса от мощей святого. Первое исцеление от мощей было зафиксировано в 1641 году. С тех пор он стал известен под именем праведного Прокопия Устьянского. К месту обретения святых мощей ежегодно, в день памяти святого праведного Прокопия, 8 июля по ст. стилю (21 июля по нов. ст.), в приходе погоста устраивался крестный ход к реке.

http://sobory.ru/article/?object=59544

Неоднократно над гробом святой Евфросинии сами собой загорались свечи, как бы знаменуя тем тот небесный свет, сиянием которого наслаждается святая в царствии небесном за свои земные подвиги. В настоящее время мощи святой княгини Евфросинии почивают под спудом в основанном ею храме Вознесенской обители. (Истор. слов. о свв. Русск. свв. Филарета, Арх. Черниг. Жит. свв. Муравьева). Влахернской иконы Божией Матери Эта икона, сделанная из воскомастики, находилась в Константинополе, во Влахернах. Император Ираклий, отправляясь в поход против персов, взял ее с собою и нанес поражение варварам. Из Влахернскаго храма икона была перенесена на Афон, а в 1653 г. была принесена Царю Алексею Михайловичу. В настоящее время она находится в Успенском соборе, в приделе апостолов Петра и Павла. (Месяц. Вотс. А. Сергия. Т. 2. Дни богослуж. Дебольского. Слава Богоматери). 8-е число Св. великомуч. Прокопия. Явление иконы Пресв. Богородицы во граде Казани. Св. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого. Воспоминание знамения от иконы Богородицы честного и славного ее Благовещения во граде Устюге. (Св. Феодосии, матери св. Прокопия. 12 жен синклитик, усеченных мечем. Двух трибунов Антиоха и Никострата. Св. муч. Авды. Пр. Феофила мироточивого. Преподобномуч. Анастасия. Прокопия юродивого устьянского. Нижнеломовские Казанские иконы Богоматери. Карповские Казанские иконы Богоматери. Казанские иконы Богоматери в Каташинском Николаевском монастыре. Каплуновские Казанские иконы Богоматери. Казанские иконы Богоматери в Вознесенском Московском женском монастыре. Казанские иконы Богоматери в селе Павловском. Казанские иконы Богоматери в Иркутске. Казанские иконы Богоматери в Каргополе. Казанские иконы Богоматери в Тобольске. Казанские иконы Богоматери в Ярославском женском монастыре). Св. великомученика Прокопия В Иерусалиме, который со времен императора Адриана носил название Элии Капитолины, жил благочестивый христианин, по имени Христофор, человек знатного рода, с женою-язычницей Феодосией. У них был сын Неаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LVIII — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 58-й том «Православной энциклопедии». Том продолжает публикацию статей на букву «П». Том открывает статья о Православном Богословском институте прп. Сергия Радонежского и завершает статья о Псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре. Большое место в томе занимает тема Преображения Господня. Явление Божественной природы Господа Иисуса Христа перед избранными учениками и один из важных праздников церковного года рассматриваются в частности и с иконографической точки зрения. Том содержит статьи о Преображенских монастырях в различных епархиях России и Зарубежья. Хотелось бы особо выделить статью о Православном Свято-Тихоновском государственном университете, одном из ведущих образовательных учреждений Русской Православной Церкви, много лет возглавляемом протоиереем Владимиром Воробьевым. Эта статья следует за материалом о Богословском институте прп. Сергия Радонежского в Париже. 58-й том «Православной энциклопедии» знакомит читателей с рядом православных епархий и монастырей. В частности здесь присутствуют статьи о Преображении Господня монастыре в г. Киров, а также Преображенских монастырях в Одесской, Хмельницкой, Черкасской и ряде других епархий. Особо отметим статью о Спасо-Преображенском монастыре на Нередице южнее Новгорода. Том содержит также обстоятельную статью о Преображенском кладбище на востоке Москвы. Можно указать также на материалы о Прешовской епархии, Приамурской митрополии, Прилукском викариатстве, дунайской Проилавской митрополии Константинопольского патриархата, с кафедрой в городе Брэила. В том вошло много материалов о румынских монастырях, например, таком как Пробота. Новый том «Православной энциклопедии» содержит большое число статей, посвящённых различным персоналиям. Заметное место в нем занимают блоки статей «Пров», «Прокл», «Прокопий». Читатели смогут ознакомиться со статьями о прп. Прокопии Сазавском, вмч. Прокопии, прав. Прокопии Устьянском, блж. Прокопии Устюжском и Прокопии Кесарийском, выдающемся и скандальном историке и биографе императора Юстиниана Великого.

http://pravenc.ru/shop/2590536/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Прокопий Устьянский, Важский, прав. Описания иконы Прокопий Устьянский, Важский, прав. - житие Праведный Прокопий Устьянский, Важский, Вологодский, Христа ради юродивый (память 8 июля по старому стилю) Нетленные мощи праведного Прокопия были обретены в XVII веке близ приходской Устьянской Введенской церкви Вологодской епархии и положены в церкви, где находились в течение двухсот лет в открытом виде, источая многочисленные чудеса. О происхождении и житии этого святого угодника Божия сведений не сохранилось, но имя его стало известно: он сам открыл его в видении благочестивому местному жителю Савелию. В связи с увеличением числа чудесных исцелений, мощи праведного Прокопия были освидетельствованы в 1696 (или 1645) г., 1739 г. и в 1818 г., после чего установлено повсеместное празднование памяти святого — 8/21 июля. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русский Север. XVII.] Праведный Прокопий Устьянский. Русский Север. Конец XVII - начало XVIII в. 76 х 62. Из Ильинской ц. села Ростовского Вельского района Архангельской области. С 1969 г. в Архангельском музее изобразительных искусств. Файл 9560.jpg:   Размер: 978x1200, 1.17 MPix, 239 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (201) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Св. Прокопий Устьянский. Икона. Русский Север. Конец XVII - начало XVIII века. Архангельский музей изобразительных искусств. Архангельск. Файл 9561.jpg:   Размер: 874x1200, 1.05 MPix, 197 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (227) , (3) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 9563.jpg:   Размер: 1018x525, 0.53 MPix, 91 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (165) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2764

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010