Недавно мне вместе с игуменом А. довелось послужить в храмах Русской Православной Церкви заграницей, в Швейцарии. Побывали мы и в православных храмах   Германии . В Европе вообще все очень близко, там, куда мы приехали, чувствуешь это особенно. Через час после того, как мы прилетели в Цюрих, мы были уже в русской семье в немецком городе Констанце. В Констанце есть православный приход святого Христа ради юродивого Прокопия Устюжского , членами которого и являются приютившие нас на эти дни Андрей Андреевич и Лидия Андреевна Науманы. Андрей Андреевич происходит из немецкой семьи и до перестройки работал на Алтае автослесарем, его супруга трудилась в «Союзпечати». В перестройку семья приняла решение перебраться в Германию, но не утратила ни русский дух, ни, тем более, православную веру. Забегая вперед, скажу, что мы можем в большинстве своем гордиться нашими соотечественниками, хоть изменившими местожительство, но оставшимися именно соотечественниками. После этой поездки мне стало казаться, что Россию теперь больше любят издалека, – то есть больше, чем российские граждане. Жизнь здесь часто только кажется лучше, чем в России. Тут, конечно, больше «социализма». Например, дочь Лидии Андреевны и Андрея Андреевича Светлана и ее муж, православный поляк пан Владек, несколько раз принимали решение переехать на жительство в Польшу, и, отправляясь туда, оставляли муниципальную квартиру в Германии. Передумав, возвращались, и снова получали квартиру, и каждый раз довольно хорошую. Нам сейчас это представить трудно, но в Германии дела обстоят именно так. Но в то же время я не раз замечал панический страх перед любым изменением привычного порядка. И вечером нельзя громко говорить – соседи могут пожаловаться, да и вообще любое административное нарушение карается довольно жестко. И чуть что-то покажется современному бюргеру подозрительным – сразу звонок в полицию. Доносительство тут развито не меньше, чем в печальные годы в России. Кстати, продукты купить можно только в супермаркете, куда надо ехать через весь город на автомобиле. Я, например, закоренелый пешеход и не представляю, как жил бы в этом месте. Но, так или иначе, люди здесь трудятся, учатся, ведут активную приходскую жизнь, любят Россию и верят в ее будущее. Если российскую жизнь трудно назвать скучной, то европейская жизнь своею размеренностью навевает сон. Быть может, от этого в русском зарубежье так активна приходская жизнь.

http://pravoslavie.ru/60945.html

«Первым настоящим юродивым на Руси был Прокопий Устюжский. К сожалению, его житие составлено (XVI век) много поколений после его кончины, которую оно само относит к 1302 году, помещая отдельные события его то в XII, то в XV столетия. Житие это приводит Прокопия в Устюг из Новгорода и, что самое поразительное, делает его немцем. Был он смолоду богатым купцом «от западных стран, от латинского языка, от немецкой земли». В Новгороде он познал истинную веру в «церковном украшении», иконах, звоне и пении. Крестившись у Варлаама Хутынского (анахронизм) и раздав свое имение, он «приемлет юродственное Христа ради житие в буйство преложися», по Апостолу. В чем состояло его буйство, не указывается. Когда его начали «блажити» в Новгороде (автору следовало сказать о «блажении» до принятия юродства), он отпрашивается у Варлаама в «восточные страны» и идет по градам и весям, непроходимым лесам и болотам, «взыскуя древнего погибшего отечества». Его юродство навлекает на него от людей «досаду и укоренив и биение и пхание», но он молится за своих обидчиков. Город Устюг, «великий и славный», он избрал для жительства тоже за «церковное украшение». Житие он ведет жестокое, с каким не могли сравняться самые суровые монашеские подвиги: не имеет кровли над головой, спит «на гноище» нагой, после – на паперти соборной церкви. Молится тайно, по ночам, прося, «полезных граду и людям». Принимает у богобоязненных людей помалу пищи, но никогда ничего у богатых» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 302). Местное почитание святого Прокопия Устюжского началось, по-видимому, в конце XV в. В середине XVI в. была написана центральная часть жития – о «подвигах» и «чудесах» святого. Окончательный текст жития с 28 чудесами и похвальными словами был создан лишь в конце XVII в. Житие святого Прокопия дается в сокращении, без похвальных слов и чудес, по тексту, изданному Обществом любителей древней письменности, – «Житие преподобного Прокопия Устюжского» (Спб, изд. ОЛДП, 1893. Т. 203. С. 1–72, подготовленному Д. П. Лебедевым и П. Н. Тихановым по списку ГБЛ, собрание В. М. Ундольского, 362).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поистине, как убийца, осужден буду в день страшного суда, если не покрою наготы его и попущу ему умереть от холода». Тотчас снял с себя епанчу и отдал нищему; потом сел нагой на распугай, держа в руках святое Евангелие. В то время один знакомый, проходя мимо его, спросил: «Отец Серапион, кто обнажил тебя?» Святой подвижник, указав на Евангелие, сказал: «Оно раздело меня». Потом святой Серапион увидел, что мимо него ведут должника в темницу; сжалившись над ним и не имея, что дать ему, продал Евангелие и отдал тому человеку деньги для уплаты долга. После того, как Серапион пришел в келью, ученик спросил его: «Где Евангелие?» Святой старец сказал: «Сын мой, оно постоянно твердило мне: продаждь имение твое и дождь нищим ( Mф. XIX:21 ; Мк. Х:21 ). Я послушался и сделал так, чтобы за послушание получить дерзновение пред Богом» 108 . Из сострадания к бедствующим он не только продал единственное свое сокровище – Евангелие, но несколько раз самого себя продавал в рабство; то, как мы ранее видели, чтобы привести заблуждающихся ко Христу, то – чтобы помочь вдове, которая с детьми своими умирала с голоду, и еще в другой раз – чтобы заменить в плену сына вдовы, единственное ее на земле утешение 109 . В жизнеописаниях юродивых находим также ясные указания на то, что они имели дар предсказывать будущее и нередко отвращали гнев Божий от своих современников, тех самых своих собратий, у которых они были в поношении и посмеянии. Так, святой Симеон предсказывал страшное землетрясение, бывшее в царствование Юстиниана 110 . Святой Прокопий Устюжский, предсказав согражданам своим нашествие каменной тучи, обратил их к покаянию, и молитвою своею вместе с ними отвратил гнев Божий. В указанное время туча действительно явилась, но, переменив свое направление, двинулась от города на запад и там над лесом разразилась страшным градом огромнейших камней, не причинив никакого вреда жителям Устюга 111 . Святой Михаил Клопский, во время трехлетнего бездождия в Новгороде, молитвами своими извел из земли обильный источник воды 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прокопий Устюжский, ради Христа юродивый Прокопий Устюжский: юродство и дар пророчества. 27 июня, 2012 Прокопий Устюжский: юродство и дар пророчества. Житие и молитва Святому Прокопию Устюжскому. Содержание статьи Житие Прокопия Устюжского Прокопий Устюжский считается первым настоящим юродивым на Руси. В молодости он был немецким купцом из города Любека в Восточной Пруссии. По торговым делам Прокопий прибыл в Великий Новгород, куда в XIII веке часто наведывались заморские купцы. В Великом Новгороде Прокопию довелось побывать на богослужении в православном храме. Это произвело на него такое сильное впечатление, что он решил принять Православие и не возвращаться домой. В поисках духовного наставника Прокопий отправился в Хутынский монастырь, где в то время подвизался старец Варлаам Прокшинич, который стал учить его догматам веры и уставам Православной Церкви. Прокопий избавился от всего имущества, сделав пожертвование монастырю и часть раздав нищим. Его единственным желанием было остаться под монастырским кровом и посвятить свою жизнь Богу. В монастыре Прокопий ежедневно посещал богослужения, помогал монахам в хозяйственных делах. Очень скоро его стала тяготить его известность, так как слухи об иностранце, который принял Православие, очень быстро распространились по округе и новгородцы часто приходили в обитель только для того, чтобы увидеть чужеземца. В бедной одежде без гроша в кармане Прокопий покинул монастырь и отправился на северо-восток России. Спал он под открытым небом. Иногда люди давали Прокопию немного хлеба. Много бедствий претерпел странник на своем пути, безропотно переносил холод и зной, насмешки, оскорбления и даже побои от злых людей. Однако он не унывал. Ступив на путь юродства, он всегда помнил слова Апостола  «Многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14, 22) . Наконец юродивый дошел до Устюга. Многие жители встретили странника в рубище и с тремя кочергами в руках насмешками и побоями. Однако Прокопий решил остаться в Устюге. Каждую ночь он молился в открытых папертях Церквей, а днем юродствовал на улицах города. Спал Прокопий очень мало, на голой земле, на камне или даже на навозной куче. От богатых, наживших состояние неправедным путем, он никогда не принимал милостыню. Со временем блаженный стал жить на углу паперти Соборного храма Успения Божией Матери. Прокопий не пропускал ни одной службы, а ночью горячо молился. Он обладал дарами предвидения и пророчества. Пророчество Прокопия Устюжского

http://pravmir.ru/prokopij-ustyuzhskij/

В Великом Устюге молитвенно отпраздновали 720-летие со дня преставления праведного Прокопия Устюжского 22 июля 2023 г. 10:41 21 июля 2023 года, в день памяти праведного Прокопия, Устюжского чудотворца, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва возглавил Божественную литургию в Прокопьевском кафедральном соборе города Великого Устюга Вологодской области. Богослужение было совершено в памятный день — 720-ю годовщину со дня преставления праведного Прокопия Устюжского, первого Христа ради юродивого на Руси. Главе Вологодской митрополии сослужили епископ Великоустюжский и Тотемский Фотий , епископ Североморский и Умбский Тарасий , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий , а также секретарь Великоустюжского епархиального управления иерей Димитрий Рыжков, настоятель храма Святой Троицы города Тотьмы протоиерей Георгий Титов, благочинный Тотемского округа иерей Серафим Розин, настоятель Спасо-Суморина мужского монастыря Великоустюжской епархии иеромонах Феодосий (Писарев), настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира города Красавино протоиерей Михаил Волков, настоятель архиерейского подворья «Михаило-Архангельский монастырь» иеромонах Иоаким (Угдужеков), настоятель Георгиевского храма Великого Устюга иерей Феодор Фомин, настоятель Спасской Леденгской церкви в селе имени Бабушкина иерей Иоанн Алешин, настоятель Казанского храма города Никольска иерей Александр Мелков, настоятель Александро-Невского храма села Кич-Городок иерей Олег Викторов, руководитель службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев, клирики Прокопьевского собора иерей Андрей Игнатьев и иерей Вячеслав Бураков, духовенство епархии; диакон Антоний Зажигин и диакон Георгий Хоботов. Песнопения исполнил хор Прокопьевского кафедрального собора под управлением регента Людмилы Фоминой. За богослужением молились глава Великоустюгского округа А.В. Кузьмин, казаки Великоустюжского станичного казачьего общества во главе с атаманом С.Н. Аксеновым, меценат В.М. Перевалов. Во время Литургии были вознесены особые прошения о Российском воинстве. Владыка Савва возгласил молитву о Святой Руси.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Армизонское. Церковь Прокопия Устюжского. Церковь. Действует.   Год постройки:не ранее 2011. Адрес: Тюменская обл., Армизонский р-н, с. Армизонское, ул. Рабочая, 20 Координаты: 55.944199, 67.687732 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В 1795 году прихожане Пророко-Ильинской церкви села Большаковского Ялуторовского округа, живущие в относящихся к Ишимскому округу деревнях Армизонской, Снигиревой, Орловой, Глубокой, Зубаревой, Сухой, Ялковой, Прохоровой, Каянцовой, Ивановой и Плоской (736 душ мужского пола, или примерно 184 двора), подали Преосвященному Варлааму, Архиепископу Тобольскому и Сибирскому, прошение о разрешении построить «собственным их коштом» в деревне Армизонской деревянную церковь во имя св. Прокопия Устюжского чудотворца, «за великою отдаленностью тех деревень» от приходской церкви. На заседании Святейшего Синода 2 мая 1796 г. было решено по отношению преосвященного дать дозволение на постройку церкви, но с условием отведения пашенных земель для причта. Этот процесс растянулся на два года, и лишь 12 июля 1798 г. Архиепископ Варлаам послал в Ишимское духовное правление благословенную грамоту на обложение (закладку) новой церкви. В 1802 г. церковь была освящена во имя св. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого. В 1884 г. выстроена новая деревянная, на каменном фундаменте церковь. К 1913 г. в приходе числились помимо села Армизонского деревни Крашенева, Семискуль, Плеская (Плоская), Чиркова, Дубровная (Северо-Дубровная), Иванова, Каянак (Кайнак), Яровая, Бердюгина, Ялкова (Въялкова), Меньщикова, Жирякова, Гоглина, Бурлакова (Бурлаки), Снигиревская (Снегирева, село), Данькова, Зубарева. В деревне Крашеневой – часовня. Всего в приходе 1086 дворов, прихожан мужского пола 2819, женского 2909. Церковной земли имеется: усадебной 3 десятины, пахотной 180 десятин, сенокосной 18 десятин, земля находится в 3 верстах от церкви. Штат: два священника, диакон, два псаломщика. Для причта (священно- и церковнослужителей) имеется 4 дома; один построен на церковные средства в 1908 г., остальные – на средства прихожан в 1897, 1898, 1908 гг. В селе имеется министерская школа, учрежденная в 1880 году. В селе Снигиревском в 1897 г. построена единоверческая церковь во имя Рождества Христова.

http://sobory.ru/article/?object=26243

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжская " Описания иконы Описание иконы Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Почитание чудотворной Устюжской иконы Божией Матери тесно связано с именем преподобного Прокопия, Христа ради юродивого, подвизавшегося в Великом Устюге. Блаженный Прокопий все свое время проводил в коленопреклоненных слезных молитвах на паперти местной соборной церкви. Однажды, объявив своим согражданам, что за тяжкие грехи им грозит праведный гнев Божий, святой призвал устюжан к покаянию. Но призывы юродивого оставались тщетными, горожане лишь посмеивались в ответ на предостережения Прокопия о том, что Господь за грехи человеческие пошлет огненный град на город и погубит его. Все дни и ночи в неустанных молитвах и безутешных рыданиях проводил святой на церковной паперти. Спустя неделю наступил для горожан Устюга страшный день: в полдень от надвинувшейся черной тучи наступил полный мрак, приведший в ужас и смятение устюжан. Со всех сторон сверкали молнии и раздавались страшные удары грома. Земля под ногами пришла в движение. Только теперь поняли горожане, как глубока пропасть их гр[...] Икона Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Устюжский вариант иконы «БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» связан с житием святого праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца, память которого отмечается в этот же день. Блаженный Прокопий был иностранным купцом, торговавшим в Великом Новгороде во второй половине XIII века. Исповедовал он католичество, но ему так полюбилось православное богослужение и строгие уставы Русской Церкви, что он не только перешёл из католичества в Православие, но и раздал своё имущество бедным, а оставшуюся часть пожертвовал в Варлаамо-Хутынский монастырь. Жители Новгорода стали прославлять Прокопия за его благотворительность, поэтому он удалился из города в Великий Устюг. Там святой вступил на путь юродства Христа ради: ночи проводил в молитве на паперти Успенского собора, а днём ходил по городу в изорванной одежде, смиренно перенося насмешки и побои. Жизнь свою святой проводил в строгом посте, принимая пищу лишь от благочестивых и богобоязненных людей, от богачей, нажившихся непр[...]

http://pravicon.com/icon-29

Отошел ко Господу клирик Шуйской епархии иеромонах Прокопий (Конев) 22 июля 2022 г. 10:02 20 июля 2022 года после тяжелой непродолжительной болезни отошел ко Господу насельник Николо-Шартомского монастыря Шуйской епархии , клирик Воскресенского кафедрального собора города Шуя (Ивановская область) иеромонах Прокопий (Конев). Отец Прокопий (в миру Павел Александрович Конев) родился 27 апреля 1965 года в г. Алма-Ата Казахской ССР. В 1984-86 гг. проходил службу в рядах Советской Армии. С 1990 года учился на юридическом факультете Казахского государственного университета. Работал в органах МВД, был ранен. В декабре 2002 года был принят в число братии Николо-Шартомского монастыря. 20 декабря 2002 года архиепископом Амвросием (Щуровым) был рукоположен в сан диакона в Преображенском соборе города Иваново. 1 января 2003 года тем же архиереем был пострижен в монашество в Казанском храме монастыря с именем Прокопий в честь праведного Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого (день памяти 21 июля). В сан иеромонаха был рукоположен архиепископом Амвросием 10 августа 2004 года в Воскресенском соборе города Шуя. Свое служение отец Прокопий нес на различных подворьях Николо-Шартомского монастыря: в Крестовоздвиженском храме Палеха, в ивановском храме в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». Долгое время, до последнего момента отец Прокопий служил в Воскресенском кафедральном соборе. Основное свое послушание требного священника отец Прокопий исполнял с пастырским попечением и любовью. Много времени уделял богослужению, выездным требам, беседам с людьми, внимательно относился к подготовке проповедей. Многие прихожане отвечали ему любовью и привязанностью. Гроб с телом почившего был поставлен в Воскресенском соборе г. Шуя 21 июля во второй половине дня. Чин погребения иеромонаха Прокопия начался 22 июля в Воскресенском соборе после Божественной литургии. Священник похоронен на монастырском кладбище в селе Введенье . Шуйская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Располагая эпистолярными и гимнографическими сочинениями юродивого Стефана, мы словно получаем из первых рук свидетельство о духовном мире человека, решившегося на подвиг юродства. Стефану Трофимовичу Нечаеву, когда он брал на себя подвиг Христа ради юродивого, важно было, как видно из содержания его прощального послания, «удалиться» из родных мест, уйти «на чужую землю». Известно, что многие юродивые являлись пришлецами в местах их подвижничества: Арсений Новгородский пришёл в Новгород из Ржева; Иоанн Большой Колпак пришел в Москву из Ростова, а туда в свою очередь явился из вологодских пределов; Прокопий Устюжский, приплыв как купец из «латинских» земель в Новгород, отправился юродствовать в Великий Устюг; Иоанн Устюжский появился в Великом Устюге, покинув «свое отечество» – город Орлов; Исидор Твердислов, как и Прокопий Устюжский уроженец западных стран, пришел в Ростов после странствования по многим русским городам; духовный сын протопопа Аввакума юродивый Федор покинул свою родину – городок Мезень – и юродствовал в Великом Устюге, а потом в Москве; о Симеоне Юрьевецком в его Житии сказано, что когда он устремился на подвиг юродства, то «восхоте от своих соплеменник ‹...› в чюждих странах отлучитися и странен быти». Юродивый – это пришлец, странник. Он наг, он гладей, у него нет, где главу приклонить, и постелью ему служит земля. Все это мы знаем из житий и служб Христа ради юродивым. Теперь перед нами сочинения одного из них – галицкого юродивого Стефана. В покаянном стихе Стефана «О еже всуе мятется всяк человек живый» присутствует явное скольжение смысла между призывом к покаянию, обращённым к своей собственной душе, и призывом к покаянию, обращённым к другим людям: «О, горе и люте будет на Страшном суде не сотворшим милости зде! Слышасте ли самого Господа, глаголюща: „Алчна мя не накормисте и жадна не напоисте, нага не одеясте, и в темнице бех, не приидосте ко мне, и болна мя не посетисте”. Горе убо нам, кий ответ сотворим тогда! Рабов своих милуем, о скоте промышляемъ и о псах печемся, а Христа, за враты стояща, презираемы!» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр Ордынский , Ростовский, царевич, прп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 30 июня/13 июля) Пигасий Персидский , мч. (2/15 ноября) Пимен Великий , Египетский, прп. (27 августа/9 сентября) Пимен Печерский , прп., игумен, постник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (8/21 мая; 7/20 августа; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Пимен Печерский , Многоболезненный, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (7/20 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Пимен Печерский , прп., постник, в Ближних (Антониевых) пещерах (27 августа/9 сентября; 28 сен-тября/11 октября [Печер.]) Пиор Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (4/17 октября; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Питирим Великопермский , Устьвымский, еп., сщмч. (29 января/11 февраля; 19 августа/1 сентября) Питирим Тамбовский , еп. (28 июля/10 августа) Платон Анкирский , мч. (18 ноября/1 декабря) Полиевкт Мелитинский , мч. (9/22 января) Поликарп Брянский , игумен, прп. (23 февраля/8 марта) Поликарп Печерский , архим., прп. (24 июля/6 августа) Поликарп Смирнский , еп., сщмч. (23 февраля/8 марта) Помпий Африканский (Карфагенский), мч. (10/23 апреля) Помпий Критский , мч. (23 декабря/5 января) Порфирий Газский , архиеп. (26 февраля/11 марта) Порфирий , мч. (9/22 ноября) Пров Тарсийский , мч. (12/25 октября) Прокл Калиптский , мч. (12/25 июля) Прокл Константинопольский , архиеп. (20 ноября/3 декабря) Прокопий (до мученичества Неаний) Кесарийский (Палестинский), вмч. (8/21 июля) Прокопий Вятский , Христа ради юродивый (21 декабря/3 января) Прокопий Декаполит , исповедник, прп. (27 февраля/12 марта) Прокопий Устьянский , Важский, Вологодский, Христа ради юродивый (8/21 июля) Прокопий Устюжский , Христа ради юродивый (8/21 июля) Протасий Медиоланский , мч. (14/27 октября) Прохор Печерский , Лебедник, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (10/23 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Прохор , ап. от 70-ти, из 7 диаконов, еп. Никомидийский, сщмч., ученик ап. Иоанна Богослова (4/17 января ап.]; 28 июля/10 августа) Пуд , ап. от 70-ти, сщмч. (4/17 января ап.]; 15/28 апреля)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010