8. Преподобный отец наш Михаил Клопский, Новогородский чудотворец. Преставился в 1453 г. месяца января в 11 день. 9. Преподобный отец наш Пафнутий, Боровский чудотворец. Преставился в 1479 г. месяца мая в 1 день. 10. Преподобный отец наш Макарий, Колязинский чудотворец. Преставился в 1483 г. месяца марта в 17 день. 11. Преподобный отец наш Александр, игумен Свирский. Преставился в 1533 г. месяца августа в 30 день. 12. Святой Благоверный Великий Князь Александр Ярославич [Невский], нареченный в иноцех Алексий, Владимирский чудотворец. Преставился в 1263 г. месяца ноября в 14 день. 13. Иже во святых отец наш Никита, затворник Печерский, архиепископ Новгородский новый чудотворец. Преставился в 1108 г. месяца января в 31 день. 14. Преподобный отец наш Сава, игумен Сторожевский Звенигородский чудотворец. Преставился в 1406 г. месяца декабря в 3 день. И девять местночтимых святых: 15. Иже во святых отец наш Арсений, епископ Тверской, чудотворец. Преставился в 1409 г. месяца марта в 2 день. 16–18. Святой Благоверный Князь Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские. Преставился в 1129 г. месяца мая в 21 день. 19–20. Святой Благоверный Князь Петр, в иноках Давыд, и Святая Благоверная Княгиня Феврония, в инокинях Евфросиния, Муромские Чудотворцы. Преставились в 1228 г. месяца июня в 25 день в един час оба. 21. Святой блаженный Прокопий, иже Христа ради юродивый Устюжский чудотворец. Преставился в 1303 г. месяца июля в 8 день. 22. Святой блаженный Иоанн, иже Христа ради юродивый Устюжский чудотворец. Преставился в 1494 г. месяца мая в 29 день. 23. Святой блаженный Максим, иже Христа ради юродивый Московский чудотворец. Преставился в 1434 г. месяца ноября в 11 день . Необходимо особо сказать о дате Собора 1547 года. Дело в том, что если вы наберете в поисковой системе интернета «Собор 1547 года», то в подавляющем большинстве сайтов (в том числе православных сайтов) вам дадут результат «26 февраля 1547 года». То, что данная дата указывается Википедией или на сайте «Академик», это как-то не удивляет.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/04/...

После того, как св. Прокопий вместе с народом помолился Пречистой Богородице, показалось чудное явление, исходящее от иконы ее. Миро отделилось от образа, потекло источником и наполнило церковные сосуды. В то же мгновение грозные тучи с молниями и громом отошли на некоторое расстояние от города и там уже огненным дождем погубили многие леса; люди же и скот остались невредимы, по молитвам св. Прокопия. Камни, уничтожившие леса, Существуют и доныне в назидание новым поколениям, чтобы видели, как наказываются люди за нечестивую жизнь. А тем миром, которое истекло от Богородицы, помазывались люди, и имевшие какой-либо недуг получали исцеление. После этого события жители Устюга стали особенно почитать св. Прокопия и радовались, что Господь сотворил для них чудо и избавил от погибели, Святой же угодник Божий Прокопий продолжал юродствовать и скрывать добродетельную жизнь свою перед людьми. Насколько велико было терпение блаженного от перенесенных им страданий и какова была с ним милость Божия, свидетельствуют о том некоторые случаи из его жизни. Однажды стояла лютая зима с большими морозами. Снегу выпало более, чем в предыдущие годы, так что многие дома были занесены сверху до низу. Люди, скот не только в пути, но в городах и селениях замерзали; птицы мертвыми падали на землю. В то время и св. Прокопий, постоянно ходивший нагим, пострадал от холодной зимы. Блаженный в это время ушел с паперти, где он постоянно пребывал, пошел по ближним домам, в которых жили нищие, и стал у них проситься обогреться. Многие из нищих начали запирать пред ним двери, гнали его палками и кричали вслед: «уйди отсюда, юродивый, уйди!» И он ушел от них; ушел в пустой дом, где только и встретил одних псов, с которыми лег, надеясь согреть свое тело; но псы отбежали от него. Св. Прокопий, видя, что не только люди, но и животные бегут от него, сказал про себя: «буди имя Господне благословенно отныне и до века». После того св. Прокопий отправился опять на паперть, где, дрожа всем телом, ожидал спокойно смерти и молился, чтобы Бог принял к Себе его душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

[О] зачале жития блаженнаго Прокопия 2 [Е]го ж о приходе на Устюг 3 [О] явлении Божия благодати блаженному Прокопию и о проповеди гнева Божия над градом Устюгом 4 О зимном мразе и о терпении святаго 5 О втором пророчестве святаго Прокопия о отро–ковице Марии, матери святаго Стефана Великопермскаго 6 [О] преставлении и о погребении блаженнаго Прокопия, лист 7 [О] поставлении часовни над телом его, лист 8 [О] поставлении первыя новыя церкви над телом его, лист Л.5. МЕСЯЦА ИУЛИА В 4 ДЕНЬ ЖИТИЕ И ПОДВИЗИ СВЯТАГО ПРАВЕДНАГО ПРОКОПИЯ, ИЖЕ ХРИСТА РАДИ УСТЮЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА. Искони убо Божественное писание глаголет о блаженных и юродивых и приснопамятных святых мужех, понеже бо они святии богоугодно и праведно житие во плоти сущей на земли пожиша и непорочно и что подвиг скончавше по Христе, и сего ради ангелом Л.5 об. уподоблении быша, понеже убо пребыша в посте и в молитве и подвизе духовнем и просиявше в житии сем яко звезды небесныя и победу велию на враги показаша, красоту же мира сего суетнаго далече от себе отринуша и славу света сего прелестнаго ни во что же вмениша, но всегда пречистыми душами своими желающе во оный некончаемый век будущыя жизни и наслаждения с Господом Богом и со святыми его ангелы, с пророки же и апостолы и мученики, яко же уготовано бысть им Л.6. от сложения мира. И сего ради, братие, добро есть нам и полезно тех святых, достоблаженных Христа ради юродивых мужей, чистое их житие и подвизи и от них бывающая преславная чюдеса слышати и преписовати. Того бо ради бывает нам от Господа Бога полза велика и мзда немала, послушателем же и сказителем сведущим сия известно, наипаче же всаждает и вкореневает в сердца наша, еже боятися его и на добрая дела направляет и ревновати сих святых житию подобает. Ащели же не написана будут благодея Л.6 об. ния их, памяти ради достойныя, то убо ис памяти нашея изыдет и забвению и неразумию подлежит в нынешнем же и в последнем роде нашем. Кто возможет от человек таковых святых достоблаженных, иже Христа ради юродивых мужей по достоянию похвалити или по существу изглаголати, их же житию и терпению и сами тии ангели Божии удивишася и похвалиша, понеже убо тех святых мужей имена и добродетели их написаны суть на небесех. Яко же бо тии святии в житии своем силою Пресвятаго

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=916...

Прийдите, братия, в церковь преподобного и блаженного Прокопия Устюжского, нового чудотворца, и все вместе воспомянем, говоря так: «О превеликое чудотворство святого предивного Прокопия, светоча пресветлого, который с детского возраста вел в своих неверных странах добродетельное житие, будучи христианином, странствуя по городам Христа ради, претерпевая многие страдания, творил по землям и рекам свои чудеса до самой кончины. А где ныне почивает его многострадальное и терпеливое тело, на том месте по преставлении его чудесами воздается ему великая хвала, и неоскудевающая благодать исходит постоянно и поныне от его святого гроба на многих людей, приходящих с верою. И все это подобает нам воедино собрать и описать на пользу душам людским. Кое-что я слышал от людей, иные же божественные явления и сам видел своими глазами, как молитвами его свершаются великие чудеса от его целительного гроба. О том же, возлюбленные мои братья, помолимся все прилежно Господу и попросим у Него великую и щедрую милость открыть уста для изречения Слова похвального блаженному Прокопию. Выпросим у Господа милости, и помолимся ему, и припадем, и восплачемся ко Господу, и воскликнем с Давидом: «Господи, уста мои отверзи, и уста мои возвестят хвалу Твою!» 255 И как очистить, Господи, Душу мою от грехов моих, исцелить мучения плоти моей и сердце мое, о Боже, сделать чистым, чтобы я смог восхвалить доброго наставника и всемирного учителя, преподобного и блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, страстотерпца Христова, и описать подробно пречистое житие его и преславные его чудеса? На Господа Бога уповает душа моя и на преподобного, благодаря его молитвам произнесем начальные слова жития. Блаженный и вечно поминаемый Прокопий, как о нем искони сказывают некоторые из жителей Великого Новгорода, родом был из западных стран, латинского языка, из немецких земель. Рожден же и воспитан был в большом богатстве, а о вере родителей и родственников его никто не знает, лишь одному Богу это известно. Когда достиг он совершеннолетия, снарядили из его отечества корабль с имуществом, и отбыл он из дома и родной земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После второго пожара дело пошло быстрее, тут уж и православные начали вносить на строительство храма посильную лепту. Так, дедушка Лаврентий Лукич Котлов внес 100 рублей на приобретение колокола (по тем временам сумма немалая). И вот 30 января 1850 года при большом стечении народа храм был освящен во имя Святого Праведного Прокопия, Христа ради Юродивого, Устюжского Чудотворца. Иконостас храма был устроен стараниями и усердием прихожан. В 1898 г. храм был окрашен масляною краской с нанесением орнамента. Все эти работы были выполнены местным священником Кронидом Теремецким, который годом ранее обновил и позолотил иконостас храма. В то же время были построены и дома для причта: двухэтажный деревянный дом для священника. В 1898 г. на каменном фундаменте построен дом для церковно-приходской школы, где преподавал слово Божие всё тот же протоиерей Кронид Теремецкий. В приход Прокопиевской церкви села Катарацкого вошли следующие деревни: Средний Катарач, Нижний Катарач, Антрак, Данилова. Были построены две часовни – в селе Катарацком и Антраке – Петро-Павловская. В земской и народной школах Закон Божий вел законоучитель – местный священник. Так, священник Прокопиевской церкви иерей Рафаил Соколовский в церковно-приходской школе села Катарацкого открыл регентский класс, где обучал детей церковному пению, благостному и стройному. В церкви на одном клиросе пели взрослые, на другом – дети, вспоминает уроженец деревни Пеньки Фёдор Исаакович Бутаков, а ему об этом рассказывала его тётка. Батюшка на свои средства сшил девочкам платья, а мальчикам купил сапоги, рубахи и брюки. Катарацкие певчие пели так чудесно, что часто их приглашали в соседние села – в Смолино и Бутку. Да и батюшки имели прекрасные голоса. Так, отец Кронид Теремецкий имел пасеку и часто звал на чаек с медком прихожан, а потом в сумерках зажигали лампу, открывали окно, и отец Кронид пел и светские, и духовные песни. Сбегалось слушать все село! Но как-то весной ехал батюшка на кошевке и провалился в рыхлый водянистый снег, тяжело «заболел горлом» и петь уже не мог, но детей учил до самой смерти. Почил в Бозе глубоким стариком, 95 лет от роду. Был похоронен на церковном погосте. За смирение и кротость он был глубоко любим прихожанами – на похороны батюшки пришли люди из всех приходских деревень. И на надгробии была выбита надпись: «Отцу Крониду от неутешных прихожан».

http://sobory.ru/article/?object=52868

Возлюбив землю Новгородскую и веру православную, возненавидел веру отеческую, в которой был воспитан родителями. Затем ушел от спутников своих, утаившись и спрятавшись от них. Потом начал ходить по городу и монастырям, искать себе учителя, мудрого и разумного, истинного наставника в вере Христовой. И пришел в один из монастырей, именуемый «на Хутыни» (от Великого Новгорода на расстоянии семи поприщ) 256 . Тогда игуменом в нем был преподобный отец наш Варлаам. И вошел он в тот монастырь и припал к ногам преподобного Варлаама и начал его молить слезно, чтобы научил его Господнему Евангельскому слову и заповедям Его, и православной непорочной вере Христовой. И поведал о себе, что он пришелец из Северной страны латинского языка, и о большом своем богатстве, и о помысле своем сердечном, о христианской вере. Преподобный же Варлаам, видя его умиление и выслушав от него такие слова, стал подозревать сердцем и умом своим, что неправду говорит ему Прокопий. Тот же умолял и припадал к преподобному Варлааму с плачем и сильным рыданием, чтобы преподобный научил и наставил его заповедям Господним и направил бы его по спасительному евангельскому пути. И преподобный Варлаам мудрым оком своим рассмотрел неукротимый его помысел и сердечную твердость в служении Богу и понял душой, что избран он святым сосудом духовным. А Прокопий неотступно был возле преподобного Варлаама. И затем преподобный Варлаам раскрыл свои уста, начал излагать ему Господне Евангельское слово: «Если кто захочет идти за Мной, пусть откажется от себя и возьмет крест свой, каждый день последуя Мне. Тот же, кто хочет душу свою спасти, погубит ее напастями и бедами и большим терпением, а тот, кто смирит свою душу ради меня и Евангелия, тот спасет ее. А какая же польза человеку, если он сбережет для себя богатство, а душу свою погубит?!» 257 Когда блаженный Прокопий услышал эти Евангельские слова от преподобного Варлаама, как бы из уст Божьих, воспринял их сердцем своим радостно и твердо усвоил умом. И затем взял имущество у попутчиков своих и ушел от них. И стал постоянно жить в монастыре у преподобного Варлаама, внимая Божьим словесам и наслаждаясь заветами Христовыми день и ночь. Преподобный же Варлаам всегда поучал его спасительному пути и насыщал его душу, как медовые соты, Божественным учением и святыми книгами. И здесь же он оставляет латинское мудрствование и, по повелению преподобного отца Варлаама, учителя и наставника своего, начинает пост и великое о Боге терпение, а затем принимает святое крещение и раздает все свое имущество нищим и неимущим, Христа ради, и в монастырь преподобного Варлаама на церковное строительство храма боголепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иуст прибыл из Кесарии и объявил царское повеление; Неаний же, признав себя христианином и готовым на смерть за веру, отвязал воинский пояс свой и бросил его в знак отречения от царской службы и идольского нечестия. Правитель велел, обнажив, повесить и строгать железом тело его, а потом бросить в темницу. Укреплённый небесным явлением, Неаний в ту же ночь принял св. крещение и имя Прокопия. Видя мужество и доблесть исповедника, некоторые воины тоже обратились ко Христу, крещены епископом Леонтием и на другой день открыто славили Христа Бога. Правитель велел отсечь им головы, в присутствии Прокопия. В тот же день подошли к тюрьме 12 женщин и сказали в окно мученику: «и мы – рабыни Христовы!» Донесли об этом правителю, и он велел заключить их в тюрьму, а на следующий день бичевать, палить огнём и отрезать им сосцы. В толпе стояла и мать Прокопия и плакала, видя лютые муки и терпение женщин. Вдруг она приблизилась к судье и сказала: «и я – раба распятого Христа Бога!» Тщетно правитель убеждал её отказаться от своих слов, и наконец велел отвести её с прочими женщинами в темницу. Увидев мать, Прокопий обрадовался, научил её св. вере и через епископа Леонтия крестил, как и других женщин. Когда затем исповедницы вновь представлены были на суд, то мужественными пребыли в вере, не смотря на бичевание по устам оловянными прутьями, и наконец обезглавлены. Иуст скоропостижно умер, и преемник его вызвал Прокопия в Кесарию (это был главный город провинции), где после многих страшных пыток бичеванием, огнём и растяжением тела, св. великомученик скончал свою земную жизнь от меча (в 303 году). † Преставление блаж. Прокопия Устюжского, юродивого Христа ради Не известно, шёл ли кто в России прежде блаженного Прокопия по пути юродства; но из православных святых Русской Церкви Прокопий является первым подражателем бл. Симеону и Иоанну, путём юродства взошедшим на небо 110 . Прокопий, иностранный купец, торговавший в Новгороде, пленённый уставами и учением православной Церкви, отказался от папизма и принял православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

рассказывается, как был наказан великий князь Ubah III, пожелавший открыть мощи Варлаама Хутынского. Риторическая похвала святому и цитаты из Священного Писания свидетельствуют, что автор Жития был человеком книжным. В исследовании японского ученого Ацуо Накадзавы установлено сходство Жития Исидора с целым рядом предшествовавших ему агиографических памятников. Накадзава пришел к выводу, что некоторые мотивы были заимствованы из переводного греческого Жития Андрея Цареградского (см.: наст. изд., т. 2), и подтвердил уже высказанное в науке мнение о Житии Исидора как образце для последующих биографий святых этого вида, например для Жития Прокопия Устюжского. Накадзава опубликовал биографическую часть Жития Исидора по рукописи  РНБ, собр. Титова, нач. XVI b. (Становление образа юродивого в древнерусской агиографической традиции — на материале «Жития Исидора Ростовского»//Бюллетень японской ассоциации русистов (Росиа–го Росиа–бунгаку Кэнкю). Токио, октябрь 1991, Житие Исидора принято относить к областной ростовской литературе конца XV — начала XVI b., продолжавшей развиваться несмотря на то, что уже в 1474 г. Ростовское княжество потеряло свою самостоятельность и было присоединено к Москве (История русской литературы. М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1, С. 350). Но отсутствие местных ростовских мотивов, связь Жития с литературой других областей и распространение его по Руси, наконец, включение его в  ВМЧ, позволяет считать Житие Исидора произведением общерусского значения (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI b.). Ч. 1. А—К. С. 280—284). Текст Жития Исидора с чудесами и похвалой публикуется по рукописи  ВМЧ Макария,  РНБ, Софийское собр., лл. 404 об. —406 об., 1541 г. Исправления и добавления сделаны по рукописям  РНБ, Софийское собр., 1361, 1369, XVI b.   Память святого Сидора, юродивого… по прозвищу Твердислов…     14 МАЯ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. ПАМЯТЬ СВЯТОГО СИДОРА, ЮРОДИВОГО ХРИСТА РАДИ, ПО ПРОЗВИЩУ ТВЕРДИСЛОВ, РОСТОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА Твердислов справедливо этим именем назвался, ибо укрепил твердостью ум вместе со словом, как обещал Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=917...

Радуйся, куплю временную на вечную мудре пременивый. Радуйся, Христа ради нищету вольную избравый. Радуйся, руками нищих на небо сокровища твоя предпославый. Радуйся, иго Христово радостно душею на ся восприявый. Радуйся, алкавый и жаждавый на земли, да пищи нетленныя и пития духовнаго насладишися на небеси. Радуйся, юродствовавый пред человеки, да ликовствуеши со ангелы. Радуйся, всякое упокоение плотское возненавидевый. Радуйся, в раздранней ветсей ризе ходивый. Радуйся, плещи твоя на ударения вдавый. Радуйся, ланиты твоя от заушений неотвративый. Радуйся, оскорбления и оплевания кротце и незлобиве терпевый. Радуйся, за оскорблявших тя Богу моливыйся. Радуйся, святый блаженный Прокопие, великий и преславный чудотворче. Кондак 3 Силою Господа Сил укрепляемь, мраз и зной добльственне претерпел еси, Прокопие блаженне, полунаг, во единей ризе лето и зиму обходяй стогны великаго Устюга, не имый места, где главу приклонити, токмо в притворе соборнаго Пресвятыя Богородицы храма нищетне пребываяй, идеже присно пел Христу Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имел еси, святче Божий, велие терпение и незлобие, памятуя бо распеньшагося нас ради Христа, о распинателех своих ко Отцу молившася, и ты о оскорблявших и бивших тя тепле молился еси, яко о благодетелех твоих. Темже настави и нас не памятозлобствовати, но в кротости духа вопити к тебе таковая: Радуйся, словеса апостола Павла: «мы убо буи Христа ради», делы твоими известивый. Радуйся, первый в Российстей стране юродства Христа ради подвиг на ся приявый. Радуйся, великим праведником Симеону и Андрею Христа ради юродивым, верно подражавый. Радуйся, подобно им поругания и биения претерпевый. Радуйся, на высоту безстрастия восшедый. Радуйся, во глубину смирения приникий. Радуйся, кроткий Христов последователю. Радуйся, незлобивый о оскорблявших тя предстателю. Радуйся, ангелонравный человече. Радуйся, зримый в мире обаче от мира сокровенный подвижниче. Радуйся, Пресвятыя Богородицы избранный слуго. Радуйся, милостей и щедрот Ея усердный прославителю.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал список Тотемской иконы Божией Матери. Епископу Тарасию в благодарность за труды на благо Церкви Предстоятель вручил наперсный крест, изготовленный в память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Патриарший престол. Для храмов епархии Святейший Патриарх Кирилл передал восемь напрестольных Евангелий. Верующим были вручены иконки праведного Прокопия Устюжского с Патриаршим благословением. Затем Предстоятель Русской Церкви посетил собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном дворище и церковь Вознесения Господня в Великом Устюге. Завтра, 19 августа, в праздник Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит служение Божественной литургии в городе Котласе Архангельской области. Прокопьевский собор посвящен святому праведному Прокопию — небесному покровителю Великого Устюга (†8.07.1303). Немец по происхождению, он принял Православие и остался на Руси, избрав один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия — юродство Христа ради. Первый Христа ради юродивый на Руси, прославившийся многочисленными чудесами, важнейшее из которых — спасение Устюга от уничтожения каменной тучей, был причислен к лику святых на Соборе 1547 года. Прокопий Праведный — особо чтимый святой на устюжской земле. Прославление Устюжского чудотворца началось задолго до его канонизации. В 1471 году на берегу реки Сухоны, близ Успенского собора, над местом погребения праведника устюжские ратники построили деревянную церковь — благодарность за спасение от тяжелой болезни во время похода в Нижний Новгород. Этот храм, освященный в честь благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца, сгорел, на его месте в 1495 году устюжские ратные люди возвели новый, который освятили в честь Прокопия Устюжского. В 1668 году «иждивением» устюжского купца Афанасия Гусельникова над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Описание его содержится в писцовой книге 1676-1683 годов: «церковь холодная каменная о пяти главах, а кресты по меди красной позолочены листовым золотом, а главы обиты железом белым, а та церковь — святого Прокопия, Устюжского чудотворца». Мастером, строившим ее, был устюжанин Петр Котельников. На протяжении трех с лишним столетий храм неоднократно перестраивался. В 1867 году в нем был устроен придел, освященный во имя святителя Тихона, епископа Воронежского.

http://patriarchia.ru/db/text/5253337.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010