В ней о. Александр заявил о двойной богоизбранности евреев-христиан - по плоти как евреев и по духу, как христиан. Он высказался за деканонизацию святых Гавриила и Евстратия и за изъятие из православного богослужения антииудейских текстов. За соблюдение иудеями-христианами ветхозаветных обрядов, за празднование ими субботы, еврейской Пасхи и так далее. Он заявил, что евреев христиан и евреев-иудеев связывает вера в единого Бога. А в заключение обозвал русские почвеннические журналы «Вече», «Московский сборник» и «Землю» шовинистическими. Правда, в этом же интервью он заявил, что ему претит всякий шовинизм - не только русский, но и еврейский. Однако назвать, в чем проявляется еврейский шовинизм, он не захотел. Позднее, уже в конце 70-х или в начале 80-х годов один мой знакомый видел брошюру, изданную в Израиле на русском языке, в которой говорилось, что Мень забрасывает своих агентов в Израиль, и что этим он очень опасен. Кажется, я не рассказывал эпизод, как о. Александр привел Солженицына к Титовым. Это было где-то в 68-м году, я могу ошибиться. Титов сам архитектор, по совместительству художник. Сообщили, что к ним придет Солженицын. Они в квартиле генеральную уборку произвели, чулан, в который 30 лет не заглядывали, вымыли, все вычистили, купили дорогое легкое вино, коньяк, водку - я там не был. Никто не был допущен на эту встречу. Ощущение было, что Толстой придет, и подготовка была по высшему разряду. Привел Солженицына Александр Мень. Как я слышал, он вообще был провожатым Исаича. Он его и в религиозном отношении подвинул на правильный христианский путь. И он, по-видимому, его водил, ибо Мень лучше все это знал. Исаич отказался что-либо пить, сказал, что у него сегодня важная встреча, голова должна быть абсолютно трезвой, но где-то там позволил себе рюмочку или полрюмочки сухого вина. Но интересно, обычно в компании говорил Мень, но в присутствии Солженицына он молчал. Говорил он следующее: вот сейчас - я не помню, это было после подавления пражской весны или еще до, скорее всего до: «рано или поздно все это будет и у нас, и я хочу к этому подготовиться. Я хочу создать под Москвою храм. Храм должен быть не совсем обычный. Рядом с храмом должна быть библиотека, должен быть лекционный зал, где лекции читать, где дискуссии проводить». И вот собственно к Титову, как к архитектору и привел его Александр Мень, чтобы тот хотя бы эскиз набросал (что тот и сделал). Потом они ездили (Солженицын за «Один день Ивана Денисовича» получил кругленькую сумму и купил «Москвич», они в нем ездили в сторону Загорска, искали место, кажется, нашли). Но в результате это все закончилось ничем, почему я не знаю. Этот эпизод интересен вот чем: В 68 году Солженицын не сомневался, что подобие пражской весны произойдет в Советском Союзе. А вот в конце 70-х он стращал Америку, что вот коммунисты они такие сильные, что весь запад на коленях перед СССР, что они ворвутся в США и там коммунизм устроят. Интересна такая вот вилочка его. Что он на самом деле думал, я не знаю.

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/25/...

См.: KatshA.I. The Antonin Genizah in the Saltykov-Shchedrin Public Library in Leningrad: Reprinted, with corrections, from the Leo Jung Jubilee volume, 1962. New York, 1963 (The Leo Jung Jubilee Volume: Essays in his honor on the occasion of his seventieth birthday 5722/1962/Ed. M.M. Kasher, N. Lamm, L. Rosenfeld. New York, 1962). Ростовский промышленник A.A. Титов завещал Императорской Публичной библиотеке 4 676 рукописей 13–20 вв. В данной коллекции богато представлена русская рукописная книга, бытовавшая в Ярославской и Костромской губерниях. Рукописи поступали в библиотеку по мере выхода в свет составлявшегося самим Титовым охранного каталога (6 выпусков) и подробного описания рукописей (6 томов; завершить работу коллекционер не успел). На его средства были сооружены также специальные шкафы для хранения рукописей. См.: Описание славяно–русских рукописей, находящихся в собрании... члена–корреспондента Общества любителей древней письменности А.А. Титова . В 6–ти т. СПб., 1893–1913 (Т. 1. Ч. 1: Священное Писание, толкование Священного Писания и каноническое право. 1893; Т. 1. Ч. 2: Книги богослужебные. 1901; Т. 2: Отцы Церкви. 1900; Т. 3: История Церкви. 1902; Т. 4: Системы богословские. 1901; Т. 5: История Церкви. 1906; Т. 6: Сборники и рукописи Бодянского, прот. Диева и Мельникова–Печерского. 1913. Всего описаны 1 860 рукописей собрания А.А. Титова , меньшая часть которых хранится в РНБ); Охранный каталог славяно-русских рукописей А.А. Титова... в г. Ростове Ярославской губернии. 6 т. Ростов; М., 1881–1895. Т. 1–2. Ростов, 1881–1883; Т. 3–6. М., 1888–1895 (перечень 1 684 ранних славянских рукописей). В 1852–1862 гг. в Публичную библиотеку было передано значительное количество русских рукописных книг из Эрмитажа (Альшиц Д.Н. Историческая коллекция Эрмитажного собрания рукописей: Памятники 11–17 вв.: Описание. М., 1968; Шапот Е.Г., Альшиц Д.Н. Каталог русских рукописей Эрмитажного собрания. Л., 1960). Это собрание начало формироваться с 1766 г. по указанию Екатерины II и к середине 19 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иером. Симеон был известен как поэт, переводчик текстов польских песен (напр.: «Mesyasz przyszed», «Jest zdrada w wiecie» и др.; см.: Перетц. 1900. С. 132-150). Кроме псалмов он включил в книгу «Месяцеслов» (12 песнопений на все месяцы года) и 10 стихотворных переложений библейских песней , которые, возможно, предназначались для исполнения в его театральных пьесах духовного содержания (История русской музыки. 1983. С. 248). Как сказано в предисловии, создать «Псалтирь» автора побудили ее греч., лат. и польск. стихотворные переводы (среди последних - хорошо известная в Москве «Псалтирь Давидова» Я. Кохановского, 1580). Псалмы Кохановского переписывались рус. книжниками и по отдельности ( Pozdniejew. 1962. S. 487), однако простым читателям они были непонятны: «...речей убо мало или ничтоже знающе» (цит. по: История рус. музыки. 1983. С. 244). «Псалтирь» иером. Симеона написана ясным языком и в то же время демонстрирует «пиитическое» мастерство, будучи компендиумом стиховых форм своего времени по разнообразию строфики, метров, размеров, видов рифмы и рифмовки, принципам соединения профессионального ученого силлабического стиха с народно-песенным ( Сидорович. 2000. С. 5-9). Здесь использованы типичные «кантовые» 13- (2 видов) и 11-сложные силлабические стихи, а также 14-, 12-, 10-, 9- и 8-сложные (тоже не редкость для К.), сапфическая строфа. Создавая стиховые переводы псалмов, иером. Симеон, вероятно, изначально «слышал» их с известными ему мелодиями К. В предисловии говорится, что к переводам «мощно есть желаемо подложити пение». В «псалмах славенских» выражено личностное понимание текстов; они ориентированы на «рядовых любителей душеспасительного пения, может быть даже не знающих нотной грамоты и запоминающих мелодию на слух» (История рус. музыки. 1983. С. 246). Напевы к текстам «Псалтири» иером. Симеона были созданы после 1682 г. его младшим современником В. Титовым. Долгое время «Псалтирь» иером. Симеона-Титова считалась сочинением, с к-рым связано начало традиции «книжной песни» в Московской Руси, но после открытия Позднеевым новоиерусалимской школы стало очевидно, что в 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/1470271.html

Таким образом, архимандрит Порфирий, проживая в Петербурге, заботился со своей стороны точнее определить те обязанности, какие возлагались на него его посылкою на Восток, старался запастись нужными для него сведениями по разным вопросам, заботился так поставить дело своего путешествия, чтобы выполнить его с достоинством, честью и в интересах Русской Церкви и государства и с возможно большей пользою для всего восточного Православия. В этих видах архимандрит Порфирий и лично обращался за разъяснениями и указаниями то к обер-прокурору Синода, то к директору азиатского департамента Министерства иностранных дел А.Г. Сенявину. 4 мая 1843 года Порфирий был у обер-прокурора Синода графа Протасова и спрашивал его, как должно ответить Константинопольскому патриарху, если он спросит меня о мнении нашего Синода или наших богословов касательно законности или незаконности Синода Афинского. Граф отвечал: «Поговорите об этом с посланником нашим при Порте Оттоманской г. Титовым ». «Я, – замечает Порфирий, – удивился такому ответу его и невольно возразил ему, что это дело не Титова, а Святейшего Синода. Тогда он сказал мне, что это дело не Синода, а государя и что константинопольская миссия наша должна знать и, без сомнения, знает мысли Его Величества об этом предмете. «Впрочем, – присовокупил он, как бы обдумавшись, – Вы можете сказать патриарху, что российский Синод и все прочие иерархи наши думают об Афинском Синоде так же, как думает его святейшество«». В тот же день, явившись к Сенявину и указав ему на то обстоятельство, что молва о мнимо секретной посылке его, Порфирия, на Восток распространилась уже повсюду и о ней везде говорят как о деле всем известном, спрашивал Сенявина: «Но что будет, если молва предварит меня на Востоке? Там я стану выдавать себя за смиренного поклонника, а греки, армяне, католики, протестанты, турки будут смотреть на меня, как на соглядатая. В таком случае успею ли я достигнуть своей цели? Не подвергнусь ли неприятностям или, по крайней мере, ответственности за неудачное исполнение поручения, тогда как дело предварительно испорчено обнаружением тайной стороны его? Нельзя ли переменить мою роль и отправить меня на Восток от лица нашей Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Кстати сказать: мне еще 1851 года из 8 статей программы поручено 5, и я, окончивши их, представил через полгода и после того не по один раз представлял замечания по остальным статьям (с. 115). Митрополит Филарет, рассмотрев вышеозначенный труд Диева «поверка иерархических каталогов с летописями и актами», – рекомендовал наградить автора саном протоиерея, что и было сделано 4 сент. 1857 г. 144 . (См. биографию Диева, составленную Титовым и напечатанную пред его письмами к Снегиреву, – стр. 7). Эта награда еще более поощрила Диева. В одном из своих, еще неопубликованных писем к О. М. Бодянскому, 145 именно в письме от 22 мая 1858 года он говорил: «Сколько бы ни желал я участвовать чем-либо в трудах Общества, но, право, не имею времени, будучи постоянно занят по синодальной коммиссии о поправлении Истории российской иерархии, особенно с того времени, как за поверку иерархических каталогов с летописями и актами награжден был повышением моего сана. Впрочем, этот труд почти в конце: остается только поверить по епархиям юго-западной России закрытые епископии». (Биография, с. 9). Окончив, о. Диев послал его в Святейший Синод, в библиотеке которого он и до сих пор покоится 146 . Очень может быть, что им воспользовался покойный Ю. В. Толстой для своих «списков архиереев и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Синода» (СПБ. 1872 г.). сей тетради и с нею прислать корректуру последнюю; тоже самое повторяет пред главой IX первой части («епархия Крутицкая» и др.). На заглавном листе 2-й части преосвященный опять делает «примечание наборщику: заглавие оставить набирать до окончания книги, ибо присланы будут для помещения напереди еще две главы». В одном из находящихся в этой части корректурных экземпляров «табели о монашествующих» по данным 1762 г. находится такая любопытная заметка нашего автора, явно обличающая в нем корректора: «в сии клетки (пустые) вставить цифры из прежней таблицы и с ними отпечатать вновь весь сей лист. Прочее же все по своду оказалось верно. По напечатании набело прислать мне три экземпляра.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Но после ненастья следует вёдро. И в жизни арх. Порфирия «черные» дни сменились более или менее благополучными: ему для жительства в Лавре даны были две комнаты суше и просторнее, а 30 декабря получен указ о назначении жалованья с 1 мая из 3000 оклада и 500 р. в единовременное пособие, указ, о котором получивший заявляет, что он «выплакал» его 194 . Так как в упомянутом указе значилось, что арх. Порфирий «отныне состоит в С.-Петербургской епархии», то духовная консистория решила определить его в число братства в Сергиеву пустынь. Это было причиной нового горя для арх. Порфирия, который в дневнике своем дает место следующим любопытным строкам по поводу невольного удаления в пустыню: «Не любо мне половинчатое, отрицательное существование в пустыне теперь, когда жизнь может дать сочные и благовонные плоды. Люблю я уединенную келию и в ней молиться о мире всего мира, но из этой кельи желаю посещать моих ближних, живущих в мире. соутешаться их верою и добрыми делами, говорить их ушам и сердцам, обогащаться всесторонним ведением, видеть и, если можно, укрощать волны житейского моря, служить человечеству своими силами и даже своими страданиями» 195 . Чтобы выяснить свое положение, под влиянием пережитого нового удара судьбы, арх. Порфирий отправился в азиатский департамент к директору Сенявину, который не только принял участие в его «злополучии», но от графа Протасова добился приятного для арх. Порфирия признания, что он «нужен обер-прокурору Св. Синода в каждый Божий день» 196 . При личном свидании с последним на следующий день (9 января 1847 г.), граф Протасов сделал выговор архимандриту за его жалобу «чужим», разумея директора Сенявина, и убедительнейше просил поторопиться с отчетами. «Если бы все писали так медленно, – прибавил граф Протасов, – как пишете вы, то остановились бы государственные дела», и порекомендовал ему, вместо истории, представить «Записку о настоящем состоянии и нуждах православия на Востоке» 197 . Свидание с посланником Титовым, находившимся в ту пору в Петербурге, и его фразы: «Я надеюсь опять видеться с вами на Востоке. Вы не откажитесь от своего обещания еще раз потрудиться там " - совершенно его успокоили 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

2 Кор 6:1–10 Послание к коринфяном второе, зачало 182А. Братие, уста наша отверзошася к вам, Коринфяне, сердце наше распространися. Не тесно вмещаетеся в нас, утесняетеся же во утробах ваших. Тожде же возмездие, якоже чадом глаголю, распространитеся и вы. Не бывайте удобь преложни ко иному ярму, якоже невернии. Кое бо причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тьме? Кое же согласие Христови с Велиаром? Или кая часть верну с неверным? Или кое сложение церкви Божией со идолы? Вы бо есте церкви Бога жива, якоже рече Бог. 2 Кор 6:11–16А Послание к коринфяном второе, зачало 182Б. Братие, вы есте Церкви Бога Жива, якоже рече Бог, яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие. Темже изыдите от среды их, и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз прииму вы. И буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель. Сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии. 2 Кор 6:16Б–7:1 Послание к коринфяном второе, зачало 183. Братие, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии. Вместите ны: ни единаго обидехом, ни единаго истлихом, ни единаго лихоимствовахом. Не на осуждение глаголю, прежде бо рех, яко в сердцах наших есте, во еже умрети с вами и сожити. Много ми дерзновение к вам, многа ми похвала о вас, исполнихся утехи, преизбыточествую радостию о всяцей печали нашей. Ибо пришедшым нам в Македонию, ни единаго име покоя плоть наша, но во всем скорбяще: внеуду брани, внутрьуду боязни. Но утешаяй смиренныя, утеши нас Бог пришествием Титовым, не токмо же пришествием его, но и утешением, имже утешися о вас, поведая нам ваше желание, ваше рыдание, вашу ревность по мне, яко ми паче возрадоватися. Яко аще и оскорбих вас посланием, не раскаюся, аще и раскаял бых ся. Вижду бо, яко послание оно, аще и к часу, оскорби вас. Ныне радуюся, не яко скорбни бысте, но яко оскорбистеся в покаяние: оскорбесте бо по Бозе, да ни в чемже отщетитеся от нас. Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-n...

Летом 1946 года С.П. Королёва назначают Главным конструктором Особого конструкторского бюро 1, созданного в подмосковном Калининграде, для разработки баллистических ракет дальнего действия. Первая задача: создание аналога ракеты Фау-2 из советских материалов. Но уже через год требуемая дальность полёта отечественной ракеты увеличивается до 3 тысяч километров, что во многом превосходит Фау. Королёв успешно проводит испытания баллистической ракеты Р-1, создав пять её модификаций. К 1956 году под его руководством создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой в 3 тонны и дальностью полёта 8 тысяч километров. А в 1957 году на околоземную орбиту запущен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высочайший международный авторитет. «Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» - скажет позже его Главный конструктор. Из выдающихся космических достижений Королёва после запуска первого спутника следовало бы написать отдельный материал - так они впечатляющи. Я же перечислю лишь основные вехи невероятной космической королёвской эпопеи. Итак: парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. Три автоматические станции к Луне. Первый пилотируемый космический корабль «Восток-1» с гражданином СССР Юрием Гагариным. Суточный полёт «Восток-2» с Германом Титовым. Совместный полёт «Востока-3» и «Востока-4», пилотируемых А.Г. Николаевым и П. Р. Поповичем. Совместный полёт В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на кораблях «Восток-5» и «Восток-6». Полёт космического корабля «Восход» с экипажем из трёх человек: В.М. Комаров, К.П. Феоктистов, Б.Б. Егоров. Полёт «Восхода-2» с экипажем из двух человек. Космонавт А.А. Леонов находился вне корабля 20 минут. Запуск в космос спутника с собакой Лайка.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Период после выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) стал временем расцвета курского старообрядчества. Было зарегистрировано 13 старообрядческих общин: 3 в Рыльском у., по 2 общины в Обоянском, Льговском, Дмитриевском и Фатежском уездах, по 1 общине в Курском и Щигровском уездах. 8 общин были поповскими (5 беглопоповских, 3 Белокриницкой иерархии ) и 5 - беспоповскими. В губернии построили неск. больших старообрядческих храмов: во Льгове, Обояни, в селах Ивановском (Льговский у.) и Воробьёвка (Щигровский у., ныне Золотухинский р-н). За 10-летний период во всех крупных старообрядческих населенных пунктах губернии появилось более 20 молитвенных помещений. К 1917 г. старообрядчество было 2-й по численности конфессией в Курской губ., имея более 30 тыс. приверженцев. Ощутимым было влияние представителей «старой веры» на региональную экономику - во мн. сельских населенных пунктах они составляли основу зажиточного крестьянства. В 1929-1941 гг. все общины старообрядцев были сняты с регистрации, молитвенные помещения закрыты, до 80% священников и уставщиков репрессированы. В 1944-1948 гг. верующим удалось зарегистрировать 8 общин, еще 7 общин действовало без регистрации, количество «активных» старообрядцев в К. о. определялось уполномоченным по делам религ. культов в 2,5 тыс. чел. К 1980 г. в К. о. легально действовали 4 об-ва старообрядцев, принадлежавших к Новозыбковской архиепископии Русской древлеправославной церкви (беглопоповцы). Процесс религ. возрождения в кон. XX - нач. XXI в. привел к восстановлению ряда старообрядческих общин, в т. ч. в Курске. Местным староверам в 1989 г. удалось вернуть здание Успенской ц., прослужившей более 30 лет в качестве склада мебельной фабрики. В 1999 г. в старообрядческом мире К. о. произошел раскол: настоятель Успенской ц. священноинок Аполлинарий (Дубинин) вместе с прихожанами отделился от Новозыбковской архиепископии, обвинив ее в сближении с РПЦ. В 2000 г. Аполлинарий был хиротонисан во епископа Курского еп. Тульчинским и всея Румынии Евмением (Титовым) «единолично на основании 29-го правила царя Юстиниана (от свитка новых заповедей)». Аполлинарий стал главой Древлеправославной церкви России с центром в Курске.

http://pravenc.ru/text/2462317.html

Итак, к берегу. Но прежде причала еще несколько слов по адресу разных лиц, и первее всего – читателей вообще. Прав или не прав мой давний приятель А. А. Дмитриевский , предупреждавший меня, что, вступая в объяснения с проф. Титовым я компрометирую себя, – это учтено будет временем. Я не мог пройти молча мимо статьи, которая посягала не только на мою ученую репутацию (это могло быть, пожалуй, оставлено без внимания: ученые труды мои интересующимся ими известны), но и на доброе имя. Последнее обстоятельство не могло не повлиять и на характер моих объяснений. Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты. Отсюда и оценка личности порицателя имеет большое значение: нужно знать, кто вас называет пошляком, инсинуатором, пасквилянтом, лжецом, и т. д. Но этим своим правом – правом оценки личности порицателя – я, по соображениям характера деликатного и этического (а отнюдь не по недостатку данных), воспользовался в степени слабой. Сосредоточив внимание на стороне научной, я других сторон касался только вскользь: приподнимал завесу не более того, сколько требовали обстоятельства. О тоне и манере моего писания и причинах, их вызвавших, сказано выше. Считаю это маленькое объяснение с читателями вообще достаточным. Sapienti sat. Несколько слов В. П. Рыбинскому . В бытность свою в Петербурге я получил от вас, Владимир Петрович, письмо, в котором (между прочим), извещая меня об имеющей появиться в Трудах Киевск. дух. Академии вашей статье, направленной против моих «отдельных мнений», – вы выражали надежду, что это не нарушит наших добрых товарищеских отношений, так как дело касается не личности, а принципа, Вы не обманулись в своей надежде. Статья ваша, хотя и была авторизована согласием «большинства членов, корпорации Киевской Академии», нисколько меня не взволновала, и несмотря на то, что она нуждалась в существенных фактических поправках, имела быть оставлена мною без ответа по соображениям, указанным выше. В, настоящее время по неожиданному «приключаю», давши этот ответ, я питаю не только надежду, но и уверенность, что он точно также не нарушит наших добрых товарищеских отношений, так как дело касается то же не личности, а принципа и фактов. И, разумеется, это не фраза. Уважение к вашей личности я с достаточной ясностью выразил, когда первый в Совете выдвинул вашу кандидатуру на должность инспектора Академии и так горячо и убежденно мотивировал свое предложение, притом поступал так отнюдь не по солидарности наших воззрений, а в сознании пользы от сего и для Академии и для вас лично (понятное дело, не одной только материальной).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010